Фразы из фильма Берегись автомобиля
В подборке приводятся цитаты и фразы из фильма «Берегись автомобиля»:
Я не настолько богат, чтобы оплачивать ещё и стихийные бедствия.
Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение.
Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится.
Ведь, кроме того, актёр должен где-то работать. Нехорошо, если он… неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре!
И не надо грубить. А то я вас выведу с поля… эээ… с репетиции.
И главная примета — сутулый.
Детектив без погони — это как жизнь без любви.
Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами, живущих на, допустим, нетрудовые доходы!
Здравствуй, Люба. Я вернулся.
Прокати нас, Ди-ма! Прокати нас, Ди-ма!
Вот дам тебе просто-таки коленом — и вылетишь с моего участка!
Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль.
В гостеприимных стенах нашего Дома культуры созданы все условия, чтобы люди разных профессий приобщались к Мельпомене, которая была, как известно, понимаете, музой.
— Семицветов, она у тебя блондинка! — Бежевенькая!
— Вы знаете, у нас заедает правый поворот. — Поглядим. — Да, а при переключении скорости такой звук: тук-тук-тук… — Послушаем. — А ещё, знаете, у нас перегревается правое переднее колесо. — Пощупаем. — Да, а позавчера весь день в машине пахло бензином. — Понюхаем. — Мне кажется, там… — Вы отоприте гараж-то!.. А где машина-то?
— Кто свидетель? — Я! А что случилось?
— Ты вообще живёшь на свете по доверенности. — Пшёл отсюда! — Не трожь собачку! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нет! Ты голодранец! — Ну, почему… Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему бы… Я, человек с высшим образованием, должен таится, приспосабливаться, выкручиваться. Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда это всё кончится? — Никогда! А что ты собственно имеешь в виду? Ты знаешь, что я могу просто-таки-напросто-таки за это с тобой сделать? — Я знаю… знаю… — А-а, боится! Гы-гы-гы…
Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины.
— Ну всё-таки почему у вас все деньги одними рублями? Это что-то подозрительное. Нехорошо. — А вы что, прокурор? Я не спрашиваю, откуда эта машина, почему нет документы. — А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что. — Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти рубли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко… — И вы верите в Бога? — Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то и другое недоказуемо. Будете пересчитывать? — Буду!
— На лису пойдёте, на волка? — На медведя! — На волка. Она шутит.
— Я всегда говорил, что это талантливый преступник. Может быть даже, он талантливей меня. — Этого не может быть! — Нет, в жизни это бывает.
— В чём дело, гражданин? — Смотрю. — Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор, смотрите!
— Да-да, сигареты «Друг». Собака на этикетке, 30 копеек. — Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было. — «Беломора» не было — это вы верно заметили. Поэтому он и купил сигареты «Друг».
— Евгений Александрович, вот это место: «Оставьте, ради бога!» — Оставьте. Перерыв.
— С жульём, допустим, надо бороться! — Ну почему он жулик? Человек умеет жить.
— Я узнал вас. — А… это не я! — Это ж вы говорили: «А судьи кто?» — Я про судей ничего такого не говорил…
— У кого нога? — Этa нога — у того, у кого надо нога.
— Кого мы только не играли в своих коллективах! Лучше не вспоминать. Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира? — И замахнёмся! А что?
— Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете. — Ну тогда, пожалуйста, угоните вместе со мной. Я опаздываю на поезд.
— А чё задаёсси, зять? Ты кто такой есть? — Это моя дача!
— А чего это ты от меня удирал? — Привычка: ты догоняешь — я удираю. — И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю.
Фразы и цитаты из фильма «Берегись автомобиля» — советский художественный фильм, снят на киностудии «Мосфильм» в 1966 году, режиссёр фильма Эльдар Рязанов.
Новое в блогах
Evgeny Ermolin · Moscow, Russia ·
Отлично о Рязанове написал Александр Эткинд, сопоставив с его учителем, Козинцевым. Вот фрагмент о лучшем, я думаю, фильме Рязанова, «Берегись автомобиля» с очень неожиданно раскрывшимися подтекстами: «Рязанов не рассказал о том, как Козинцев отреагировал на комедию, сделавшую его знаменитым, — «Берегись автомобиля» (1966).
Для молчания были причины: в фильме пародируется Козинцев и его «Гамлет». В фильмах учителя и ученика — «Гамлете» и «Берегись автомобиля» — один и тот же актер, Смоктуновский, играет Гамлета — сначала как трагедию, а затем как фарс. В рязановской комедии «Гамлет» становится пьесой в пьесе — еще одной шекспировской «Мышеловкой», которая раскрывает секрет основного сюжета, но только для тех, кто имеет смелость понять бродячих актеров [50].
В «Берегись автомобиля» показано коррумпированное московское общество, в котором почти каждый, кто признан в нем «своим», извлекает выгоду из подпольных сетей распределения благ. Символом успеха является тут наличие собственной машины. Смоктуновский играет обаятельного авантюриста и запоздалого утописта Юрия Деточкина. Наделенный этим детским именем, герой своими методами борется с коррупцией советской элиты: выслеживая высокопоставленных мошенников, он угоняет их машины, продает их на черном рынке и переводит деньги в детские дома.
Когда его схему раскрывают, одни обличают Деточкина как преступника, а другие считают его обреченным идеалистом. Отказываясь признавать антиутопию современной ему советской истории, этот благородный дикарь придерживается стратегии ушедшего революционного поколения: экспроприирует экспроприаторов. Как и Козинцев, Деточкин — человек 1920-х, живущий в 60-е. Он ходячий анахронизм, и потому одновременно смешон и талантлив.
Он любит и любим, он хороший водитель и умелый взломщик, он одаренный актер. В промежутках между угонами машин мы видим, как Деточкин в составе труппы самодеятельного театра репетирует роль Гамлета. Потом его судят на открытом процессе, где его защищают несколько персонажей старшего поколения — последних хранителей революционного огня. Среди них — его мать. Показательно, что мы ничего не знаем об отце Деточкина.
Одна из сквозных тем фильма — дружба. В одном из эпизодов Деточкин хочет купить пачку «Беломора», популярных советских папирос, в названии которых скрыта отсылка к ГУЛАГу. Но в киоске закончился «Беломор», и Деточкин довольствуется сигаретами «Друг». Девизом «оттепели» действительно могло стать «занимайтесь дружбой, а не лагерями». Наделенный еще и талантом дружбы, Деточкин находит друзей даже среди тех, кто расследует его дело.
В итоге, разумеется, дружба отступает перед законом и Деточкина отправляют в современный вариант ГУЛАГа. Но в самом конце фильма он возвращается к своим друзьям. Подобно Гамлету, Деточкин и его друзья сохраняют преданные ценности отцов, что приводит их к смертельному конфликту с разложившимся поколением современников. Главные герои фильма ставят и репетируют «Гамлета», и премьера этого любительского спектакля показана в фильме.
Этот краткий вариант «Гамлета» представляет сюжет и разгадку фильма, как в самой шекспировской трагедии это делает «Мышеловка». Репетируя Шекспира в любительском театре, принадлежащем двум профсоюзам (таксистов и работников милиции), Деточкин-Гамлет встречается со своим противником — следователем Подберезовиковым, который играет Лаэрта. Вместе они слушают длинную и забавную речь режиссера, в которой звучит эхо деточкинского утопизма.
Не очевидно ли, вопрошает режиссер, что актеры, которым за представление не платят, играют лучше, чем профессионалы? Без проволочек режиссер переходит к «Вильяму нашему Шекспиру», ставя неправильное ударение в имени «Вильям». Этот режиссер, с его высоким голосом, важным видом советского деятеля культуры и характерным разговором о модернизации английского классика, напоминает злую карикатуру на Козинцева. Тот факт, что Смоктуновский несколькими годами ранее сыграл Гамлета в высокопрофессиональном и смертельно серьезном «Гамлете», а теперь играет его же в любительском спектакле, вызывающем смех у поколений кинозрителей, превращает «Берегись автомобиля» в кощунственную пародию на фильм Козинцева. Пародийная сцена «Гамлета» показывает его дуэль с Лаэртом, которая кончается его гибелью под громкий и фальшивый аккомпанемент любительского оркестра, представляющем злую пародию на музыку Шостаковича к «Гамлету».
Сразу за сценой дуэли следует сцена суда, в которой те же актеры и противники встречаются снова — в этот раз как следователь и подсудимый. Первый произносит речь, в которой признает, что сложность мира в гамлетовском ее понимании сильно отличается от советской традиции: «Он виновен, — утверждает следователь Подберезовиков, — но он не виновен», — блестящая формула, в которой опровергается самая глубокая суть советской юриспруденции. Суд признает Деточкина виновным, но место козинцевских похорон Гамлета в фильме Рязанова занимает счастливый конец. Проходят месяцы или годы, но постаревший и бритый наголо, а все же узнаваемый герой возвращается из лагеря к невесте; и та осталась такой же, какой была.
«Мир остается прежним», и последняя реплика Деточкина — «Я вернулся!» — сопровождается широкой улыбкой Смоктуновского. Эта всем известная сцена — настоящая эпитафия вернувшимся из ГУЛАГа, короткая сага о десятилетиях советского опыта. Фильм Рязанова заканчивается на примирительной ноте. В нем изобличается повальная коррупция в позднесоветском обществе, но порицается и попытка Деточкина решить проблему силовыми средствами. В центре фильма — восхитительный, но инфантильный мститель, и наказание, которое ему выносит советский суд, кажется мягким и справедливым. «Берегись автомобиля» показывает проблемы позднесоветского общества, но не предлагает решений.
Рязанов останавливается там, где Козинцев идет до конца. Из пародийного «Гамлета» мы видим лишь одну сцену — обоюдное убийство Гамлета и Лаэрта. Нам не рассказали, как режиссер профсоюзного театра поставил другие части этой трагедии, например сцену с призраком. Кроме мимолетной отсылки к «Беломору», жертвы советского государства в фильме не упоминаются; Деточкин ведь не жертва. В конце «оттепели» говорить о жертвах не позволила бы цензура, но дело не только в ней. Более всего Деточкин и его друзья скорбят по утраченным советским идеалам, и в этом они заодно с незадачливой цензурой.
Но для многих москвичей эти идеалы уже ничего не значат, и их равнодушие в фильме становится знаком надежды. «Берегись автомобиля» прославляет эту способность получать удовольствие от мелких буржуазных ценностей — машины, дружбы, постоянства — как новое многообещающее спорное достижение.»
Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!
Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!Оставайтесь на связи:
А еще можно подписаться на выпуски нашей рассылки. И получить подарок — книгу «365 цитат о любви». Самые трогательные, неожиданные и смешные.
Разоблачительные подробности для самых проницательных…
Про фильм и самые-самые цитаты (Действует одна и та же рука, опытная и умелая…)
Полный текст фильма… (Много букв. Простите, а вы не псих? Нет, у меня и справка есть)
Скачать цытаты с картинками! (Положь птичку! Pdf — 1,8 Мб)
В двух словах
Юрий Деточкин днем работает страховым агентом, вечерами играет Гамлета, а ночами угоняет автомобили.
Зачем стоит перечитать цитаты из фильма “Берегись автомобиля”
– Чтобы вспомнить, почему Дима Семицветов отказался оплачивать стихийные бедствия; – Вспомнить ударные фразы Семена Васильевича; – и сцену допроса под видом поединка. Защищайтесь, сударь!
/* Фонари притаились, преступники злоумышляют */
― Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.
/* Максим Подберезовиков не склонен недооценивать преступника */
― Итак, из одного района угнана третья по счету машина. Действует одна и та же рука, опытная и умелая! ― Эта рука действует в хлопчатобумажных перчатках фабрики номер восемь.
/* Он умеет рассмотреть задачу с самых разных сторон. Даже неожиданных */
― А вы заметили, что во дворе, где произошла кража, и рядом на улице ночует много безгаражных машин. ― Да. ― А украсть машину, которая на улице, ведь легче, чем из гаража? ― Это вы очень точно заметили. ― Если тут применять учение Станиславского о сверхзадаче, возникает любопытная мысль: преступник идет по пути наибольшего сопротивления. А почему? Вот, раскрыв его сверхзадачу, мы поймаем преступника. ― Это грандиозно!
/* Для следствия важна каждая деталь. Особенно такая. */
Цитаты из сценария
Через пятьдесят минут Деточкин прибыл в центр города. Тысячи москвичей в хорошем московском темпе бежали по улицам, скрывались в тоннеле подземного перехода, выбегали из-под земли и вновь исчезали в кратере метро. К остановке подъезжали троллейбусы. Сквозь их стеклянные стены, как товары в витрине, были видны пассажиры. Деточкин терпеливо стоял на остановке и чего-то ждал. Прошло около часа. За означенное время от остановки отъехало двадцать три троллейбуса. Ни в один из них Деточкин не сел. Когда подошел троллейбус двадцать четвертый по счету, Деточкин засуетился. Он сошел с тротуара, обежал машину спереди и заглянул в окошко водителя. ― Люба! ― сказал Деточкин ненатуральным голосом. ― Здравствуй, Люба! Я вернулся! |
— Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, «Берегись автомобиля», 1966 |