Самые красивые закаты и рассветы
В каждом человеке, какую бы прагматичную маску он на себя ни надевал, всегда таится хотя бы какая-то часть романтика. Мы все склонны к сентиментальным моментам, мы все может расчувствоваться больше необходимого – одним словом, повод для романтического поведения можно найти у любого.
Но что чаще всего провоцирует нас на исключительно романтические эмоции?
Конечно, многие могут поставить на первое место других людей, но иногда причина в совершенно ином. Зачастую ключевым источником подобных эмоций является именно что природа, ведь мало что способно подарить такие незабываемые ощущения, как различные природные явления, что зачастую проявляются во всей своей красе.
И к наиболее прекрасным из них можно отнести закаты, а также рассветы. Удивительно, как прекрасны они могут быть. Но ещё более прекрасными они могут быть, если знать, где же лучше всего их наблюдать. Ведь хоть Солнце на всех и одно, но общая картина может варьироваться в зависимости от того, где находится наблюдатель.
Потому рассмотрим 10 мест, где можно посмотреть самые красивые закаты и рассветы, и, кто знает, может вы захотите отправиться в одно из них лишь для того чтобы увидеть собственными глазами величественную картину.
Мыс Промтхеп, остров Пхукет
На предельно южной точке данного тайского острова находится особая обзорная площадка, которая выступает для многих в роли главной местной достопримечательности.
Мало того, что тут красивый вид на острова, разбросанные по морю и на пляж, так ещё и солнце по вечерам в виде своеобразного красного диска красиво тонет в море. Облака при этом становятся персиковыми. Зрелище очень красивое и достойное пристального внимания, если вы посетили Пхукет.
Композиция
О композиции можно говорить много, это обширная тема, достойная отдельной статьи. Съёмка заката и рассвета не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. Тем не менее, стоит рассмотреть распространённые ошибки.
Каким бы шикарным не был закат, не стоит делать небо главным объектом кадра. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. Представьте, что заката нет, а вместо него – чистое голубое небо; кадр при этом должен остаться интересным, пусть и менее эффектным.
Распространённый среди любителей сюжет: снизу море, сверху закат. Как бы это не было красиво, сюжет крайне избитый. Совет тут простой — включите в композицию передний план, например, камни на берегу, пирс, лодку — что угодно, что кажется вам лично интересным. Направьте камеру так, чтобы горизонт был выше середины кадра — так вы акцентируете внимание на переднем плане, а не на закате.
Передний план делает фотографию значительно более выразительной. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 3.2с — красивые пейзажи фото
При съёмке силуэтов в контровом свете силуэт не должен доминировать — его площадь не должна превышать 30-40% кадра. Разумеется, форма силуэта должна быть интересной сама по себе.
Заходящее солнце за тремя шпилями: два кремлёвских и один гостиницы Украина. Один кадр, без обработки. ISO200 300мм f/8 1/4000с — пейзажи природы фото
Обзорная площадка отеля Marina Bay Sands, Сингапур
Отель Marina Bay является одним из наиболее популярных во всём Сингапуре. Причин этому много. Кто-то выбирает его из-за необычной архитектуры, кому-то нравится, например, бассейн, который находится на крыше и другие интересные решения.
Но многих больше всего восхищает потрясающий закат, что виден с его обзорной площадки, происходящий на фоне городского пейзажа. Интересно то, что необязательно быть клиентом отеля, чтобы его посмотреть, достаточно отдать некоторую сумму.
Момент равновесия
Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Большой город полон источников света — подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар, – и этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, освещение в городе при этом постепенно включается. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия – оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, 5-10 минут. В это время динамический диапазон сцены минимальный, так что можно снимать без брекетинга по экспозиции.
Закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Из-за большого ДД значительная часть снимка получилась недоэкспонированной. ISO200 90мм f/11 4мин — красивые пейзажи фото
В момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается, ДД сцены минимален. Здесь один кадр, без брекетинга. ISO200 100мм f/16 2мин — красивые пейзажи фото
«Трон императора», Пелекас, остров Корфу
Неподалеку от Корфу имеется небольшая деревушка, именуемая Пелекас. Не то чтобы она была примечательна какими-то другими особенными характеристиками, но с местных холмов открывается впечатляющий вид. Близлежащий остров выглядит просто прекрасно, море, горы – на всё приятно любоваться. Но лучше всего тут всё-таки закат, который выгоднее всего просматривается с площадки, именуемой Троном Императора, названной так в честь германского Кайзера Вильгельма.
Цитаты про закат на английском
Закатов много, как и людей. Каждый человек любит смотреть на фантастические вечерние небеса. Во всех странах мира на разных наречиях — свои пышущие красотой закаты. И давайте почитаем цитаты про закат с переводом на английский язык:
- На рассвете, когда просыпаешься, помни, что следом придёт закат, которого совсем не ждёшь. At dawn, when you wake up, remember that an order will follow, which you do not expect at all (из к/ф «Табор уходит в небо»).
- Каждый закат уникален и прекрасен по-своему. Each sunset is unique and beautiful in its own way (Джаред Лето).
- Всё в мире заканчивается закатом, только каждая ночь оживает с рассветом. Everything in the world ends in decline, only every night comes to life with dawn (Владислав Гжегорчик).
- Жаль, что я не смогу передать этот дивный закат над озером. А как бы хотелось! could pass this marvelous sunset over the lake. And I would like to! (Лю Юн).
- Закаты иногда грустны, потому что, провожая их, осознаёшь, что этот прекрасный или уходит от меня навсегда. Sunsets are sometimes sad, because, seeing them off, you realize that this wonderful or bad day is leaving me forever (Эльчин Сафарли).
- Мы смотрим на закат, который нас соединил, и с ним мы останемся навсегда. We look at the sunset that united us, and with it we will remain forever (Qayamat Se Qayamat Tak).
- Когда с любимым человеком провожаешь закат, то он красив и дорог. When you walk off with your loved one, it is beautiful and expensive (Кости).
- Они изменяют оттенки причудливо, как это происходит с закатами и синяками. They change shades quaintly, as it happens with sunsets and bruises (Макс Фрай).
- Ни один из закатов никогда не будет похож на другие, потому что краски неба многоцветны и уникальны. None of the sunsets will ever be similar to others, because the colors of the sky are multicolored and unique
Ангкор, Камбоджа
Ангкор является древней столицей Камбоджи. Необычности ему добавляет тот факт, что, по своей сути, это настоящий город-храм. Раньше на его двадцати квадратных километрах проживало около миллиона человек. И туристы приезжают сюда не только ради древней архитектуры, а ещё и чтобы насладиться одним из прекраснейших рассветов во всём мире. За небольшую цену его можно и вовсе посмотреть со специального воздушного шара, откуда вид особенно прекрасен.
Особенности возникновения рассвета и заката
Земля неутомимо движется вокруг Солнца и своей оси, и раз в сутки (за исключением полярных широт) солнечный диск появляется и исчезает за горизонтом, обозначая начало и конец светового дня. Поэтому в астрономии восходом и закатом Солнца называют время, когда над горизонтом показывается или исчезает верхняя точка солнечного диска.
В свою очередь, период перед восходом или заходом Солнца называется сумерками: солнечный диск находится недалеко от горизонта, а потому часть лучей, попадая в верхние слоя атмосферы, отражаются от неё на земную поверхность. Продолжительность сумерек перед восходом Солнца или его заходом прямо зависит от широты: на полюсах они длятся от 2 до 3 недель, в приполярных зонах – несколько часов, в умеренных широтах – около двух часов. А вот на экваторе время перед восходом Солнца составляет от 20 до 25 минут.
Тайны Бермудского треугольника229104.3994
Во время восхода и захода создаётся определённый оптический эффект, когда солнечные лучи освещают земную поверхность и небосвод, окрашивая их в разноцветные тона. Перед восходом Солнца, на рассвете, цвета имеют более нежные оттенки, тогда как закат озаряет планету лучами насыщенного красного, бордового, желтого, оранжевого и очень редко – зелёного цветов.
Такую интенсивность красок закат имеет вследствие того, что днём земная поверхность прогревается, влажность уменьшается, скорость воздушных потоков увеличивается, а пыль поднимается в воздух. Разница в цветовой гамме между восходом и закатом Солнца во многом зависит от местности, где находится человек и наблюдает за этими удивительными явлениями природы.
Вулкан Тейде, остров Тенерифе, Испания
Данный вулкан имеет высоту более чем в 3700 метров относительно уровня моря. Это позволяет достичь уровня, где воздух особенно чист и прозрачен, а потому рассвет, встающий над Атлантическим океаном, смотрится совершенно по-особому и незабываемо. Предприимчивые локальные турагентства даже продают специализированные туры, которые ориентированы, по сути, на подъём на вершину и встречу рассвета. Если этого мало, то можно понаблюдать за ночным небом в местной обсерватории.
Эмпайр-стейт-билдинг, Нью-Йорк
Необязательно ехать в достаточно экзотические места, чтобы насладиться отменным видом на закат. Иногда это можно сделать прямо в центре мегаполиса. Достаточно подняться на обзорную площадку упомянутого здания приблизительно за час до начала заката. Из-за обилия небоскрёбов конкретно солнце видно не очень хорошо. Зато небо, облака, столь неординарно окрашиваемые в различные фантастические цвета, отражающиеся в многочисленных окнах – зрелище волшебное.
Солнце в кадре
Фотография раннего утра или позднего вечера может стать значительно интереснее и динамичнее, если включить солнце в композицию. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать ваш кадр лучше.
- Чтобы получить длинные лучики, нужно зажать диафрагму до f/22. Чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее лучики. Количество лучиков будет равно количеству лепестков диафрагмы в вашем объективе.
- Если солнце в кадре, то бленда вам ничем не поможет, её можно снять.
- Любые дефекты или грязь на оптике приводят к появлению большого количества паразитных бликов. Поэтому лучше снять все фильтры с объектива и убедиться, что передняя линза чистая.
- Даже без фильтров могут быть блики, вызванные внутренними переотражениями в объективе. От них можно избавиться, поставив камеру на штатив и сделав два кадра: один обычный, а второй с закрытым пальцем солнцем:
Если закрыть солнце пальцем, то паразитные блики в нижней части кадра исчезают
Затем в Photoshop можно наложить один кадр на другой с маской, избавившись таким образом от бликов:
Рассвет на реке Поперечная Мульта, Алтай (в этом месте река течёт под камнями). Здесь наложено два кадра с одинаковой экспозицией (см. выше) для избавления от бликов. Затем наложен кадр с меньшей выдержкой для избавления от пересветов в небе. Все кадры сняты на f/22, когда солнце только выглянуло из-за горы. ISO100 20мм f/22 0.4с
Тут есть одна сложность — солнце может значительно снижать контраст всего кадра в целом, а поэтому простое наложение кадров не получится, т.к. они будут сильно различаться по контрасту. Этой проблемы можно избежать, если снимать в момент захода солнце за какой-нибудь объект (например, за дерево, гору или здание), когда большая часть солнечного диска закрыта этим объектом. Тогда наложение пройдёт безболезненно.
Остров Боракай, Филиппины
Для многих закаты на Филиппинах являются наиболее прекрасными в мире. И дело тут не только в субъективной оценке, дело ещё и в том, что атмосферные условия здесь являются непохожими ни на одни другие. Воздушные массы, что собираются здесь над водной гладью, создают неординарные оптические эффекты, которые непременно надо видеть вживую. А закаты тут и вовсе являются совершенно уникальным и экстраординарным явлением, которым так и хочется любоваться.
Съёмка с градиентными фильтрами
В некоторых случаях ДД сцены можно уменьшить, используя градиентные фильтры.
Градиентные фильтры Singh-ray (4×6”)
Такие фильтры позволяют притемнить часть изображения. Например, если верхняя часть изображения значительно светлее нижней части:
При съёмке без фильтра значительная часть неба получилась пересвеченной
то с помощью градиентного фильтра можно притемнить верхнюю часть, так что на снимке не будет пересветов:
Для съёмки этого кадра использовался нейтрально серый градиентный фильтр на 3 стопа с мягкой границей. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 20мм f/11 1/15с — Фото пейзаж
Наиболее качественные (и дорогие) прямоугольные градиентные фильтры делает Singh-ray, очень хорошие – Lee, неплохие – Hitech. К сожалению, их практически невозможно приобрести в России. Хорошие фильтры отличаются от дешёвых нейтральностью и качеством изготовления. Например, фильтры Singh-ray практически полностью нейтральные; Hitech имеют небольшой фиолетовый оттенок, заметный при съёмке днём в пасмурную погоду; доступные в России фильтры Cokin имеют паразитный оттенок, заметный почти во всех сюжетах, кроме закатов и рассветов.
Градиентный фильтр в ряде случаев позволяет снять сцену одним кадром, без брекетинга. В этом вся прелесть таких фильтров: одно нажатие на кнопку затвора, минимум обработки, и в результате получается очень естественная фотография. Тем не менее, градиентные фильтры не являются панацеей. В случае более-менее сложной границы между тёмными и светлыми областями сцены, градиентник затемнит не только светлую область, но и тёмную. Это хорошо видно на приведённых в этом разделе снимках, где вместе с небом градиентник затемнил и горы.
Если вы не знаете с чего начать, купите один нейтрально серый градиентный фильтр на 2 стопа с мягкой границей (см. левый фильтр на фото выше). Он будет полезен в 90% сюжетов, и при этом не будет виден на снимках (в том смысле, что снимок будет смотреться совершенно естественно). Фильтры на 3-4 стопа нужны значительно реже, и с ними можно легко переборщить, слишком сильно затемнив верхнюю часть кадра. Фильтры на 1 стоп, как правило, совершенно бесполезны.
Карелия, Россия
Есть и в РФ места, которые по-настоящему достойны внимания, если вы хотите насладиться отменными рассветами и закатами. Местная уникальная природа даёт возможность встречать рассвет или закат множеством различных путей – то ли солнце будет тонуть в местных озёрах, то ли вставать из-за покрытой росой травы. Настоящий рай для фотографа, охотящегося за удачным снимком, да и просто для любого ценителя прекрасных видов.
Особенности съёмки в режимное время
Одной из основных проблем при съёмке в режимное время является нехватка света. Как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за «шевелёнки». Ситуация осложняется при использовании светофильтров (например, поляризационного или градиентного фильтров), которые могут увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Единственное эффективное решение проблемы — использовать штатив. Если штатива нет, можно попробовать положить камеру на какую-нибудь твёрдую поверхность; например, так снята следующая панорама (здесь камера лежала на гранитной плите):
Панорама заката в Парке Победы (Москва), отражение в гранитной плите. — Фото пейзаж
Основная проблема при съёмке закатов и рассветов — большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены. ДД зависит от направление съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении. Современные зеркальные камеры, как правило, легко справляются с ДД сцены при съёмке сюжетов с боковым освещением. Но для этого вам нужно снимать в RAW и уметь точно выставлять экспозицию. Формат RAW хранит значительно больше информации (по сравнению с JPG, например) и позволяет в некоторой степени «вытянуть» небольшие пересветы и недосветы при обработке.
Ошибка в определении экспозиции может привести к потере информации и появлению на снимке серьёзных «недосветов» или «пересветов», даже при съёмке в RAW. Поэтому я рекомендую снимать в ручном режиме (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.
В этом нет ничего сложного. Ставите камеру на штатив; выставляете минимальное значение ISO; выставляете такую диафрагму, чтобы хватало глубины резкости (как правило, f/5.6…f/11); выставляете выдержку по автоматике камеры. Даже в ручном режиме в зеркальных камерах работает автоматический экспозамер — загляните в видоискатель и вы увидите полоску с цифрами -3,2,1,0,1,2,3+, а над ней риску, – это и есть экспонометр (в вашей камере он может выглядеть по-другому):
Если риска над «0», то выставленная вами выдержка совпадает с той, что выбрала автоматика камеры. Если риска смещена в сторону отрицательных/положительных чисел, то камера считает, что выдержка слишком короткая/длинная соответственно. Вначале выставляете выдержку таким образом, чтобы риска была над «0». Затем делаете тестовый кадр и смотрите на его гистограмму. Если гистограмма сильно смещена влево, то увеличиваете выдержку, если вправо — то уменьшаете. Делаете следующий тестовый кадр и снова смотрите на гистограмму. И так до тех пор, пока вы не получите кадр с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Более подробно о гистограмме можно почитать, например, здесь.
Не забывайте следить за гистограммой отдельных каналов! При съёмке в режимное время может быть пересвет (клиппинг) в отдельных каналах при отсутствии пересветов по яркости. Это приводит к искажению цветопередачи. При съёмке закатов/рассветов часто бывает клиппинг в красном канале, в сумерках – в синем канале.
Пример клиппинга в красном канале при незначительном общем пересвете
Гранд Каньон, США
Знаменитейшая природная достопримечательность США любопытна в принципе. Но особенно любопытна тут местная встреча рассвета. Для этого даже существует отдельная обособленная экскурсия. В её рамках туристов отвозят приблизительно за час до восхода солнца в одну из смотровых площадок, после чего через многочисленные изломы и выступы ущелья начинает постепенно подниматься солнце, создавая совершенно неординарную, неповторимую картину.
Обзорная площадка Сапфир, Стамбул
Но, пожалуй, самый лучший метод встретить рассвет или закат – это обзорная площадка наиболее высокого здания, что только имеется в Стамбуле. С 261-метровой высоты солнце, что освещает, уходя за горизонт, местные мечети и минареты, смотрится особенно прекрасно. А если это не по вам, то насладиться прекрасным видом можно также с одного из регулярно курсирующих по Босфору локальных паромов – также отличный вариант для ценителей прекрасного.
© Иванов Александр, Dealinda.ru
Фазы режимного времени
Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут, и является частью так называемого «режимного времени», когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. Рассмотрим основные фазы режимного времени. Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично, только фазы режимного времени идут в обратном порядке.
Как известно, полуденный свет – белый, очень жёсткий (если рассматривать летнее время на средней широте). По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем, можно считать началом режимного времени. Как правило, это примерно час до захода солнца. Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли прихватить с собой штатив.
Главное здание МГУ (Москва), освещённое со стороны мягким светом заходящего солнца. ISO100 12мм f/11 1/2.5с, панорама из 2 горизонтальных кадров
Далее свет становится всё теплее — сначала оранжевым, потом красным, а потом чёрным (когда солнце заходит за горизонт). Зайдя за горизонт, наше светило перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Это время для съёмки в контровом свете, когда камера направлена примерно туда, где зашло солнце. Света уже мало, с рук снимать ещё можно, но получить при этом резкий кадр достаточно сложно.
Здание РАН (Москва), съёмка в контровом свете незадолго до захода солнца за горизонт. ISO100 11мм f/8 1/20с
После заката, когда облака «гаснут», наступают сумерки. Обычно это время ничем не примечательно. Света совсем мало и выдержка может достигать десятков секунд (особенно при использовании фильтров), что делает невозможной съёмку с рук. Но не спешите сворачивать свою технику. Потому что иногда в сумерках начинается настоящее волшебство — вода в озере успокаивается, небо начинает тлеть фиолетовым светом, и кажется, что всё вокруг наполняется необыкновенным спокойствием и гармонией.
Вечерние сумерки на Среднемультинском озере, Алтай. 30-секундная выдержка позволила сгладить небольшую рябь на воде, сделав работу более спокойной. Цвета настоящие. ISO200 20мм f/8 30с, панорама из 2 горизонтальных кадров — Фото пейзаж