«Душа гения – это любовь». 265 лет назад родился великий Вольфганг Амадей Моцарт: портрет композитора в его словах и мыслях


Ранние годы

Моцарт появился на свет в музыкальной семье, и его талант обнаружился в весьма раннем возрасте. Его отец, Леопольд, учил его игре на таких инструментах, как скрипка, клавесин, орган. В 1762 году Амадей с сестрой Марией Анной и отцом семейства едут давать концерты в Вену и Мюнхен. После этого они отправляются с гастролями по Германии, а затем по Швейцарии и Голландии. Везде они имели огромный успех. Моцарт относился к своему родителю с огромным почтением. Он говорил:

Сразу после Бога идет отец.

Но в то же время вырос Вольфганг Амадей независимым человеком:

Я не уделяю внимания к чьей-то похвале или вине. Я просто следую за своими собственными чувствами.

Не надо вести себя недостойно здесь, это кардинальный вопрос, остальное будет сделано само. Кто самый дерзкий, имеет лучший шанс.

«Есть доступ к соцсетям»: Алсу рассказала о воспитании дочерей

Почему Павел Деревянко не женился на матери своих детей, и как он живет сейчас

Нина написала соседке письмо с извинениями за шум. Ответ пенсионерки удивил

Музыку Моцарт начал писать уже в десятилетнем возрасте, и она поражала слушателей своей красотой. Впервые его сочинения были изданы в Париже. В период 1770-1774 годов композитор жил в Италии, где впервые были поставлены его оперы, с восторгом принятые публикой. Первая из них — «Митридат». К семнадцатилетнему возрасту в активе у молодого музыканта было больше сорока крупных произведений.

Русский проект

Вставал он ежедневно в 6 утра, чтобы сберечь свечи и максимально использовать для работы дневное освещение. Большой любитель вкусно и от души поесть, все важные встречи, сулившие угощение, он назначал на 2 часа дня, то есть на время обеда. Имел и ещё один грешок — страсть к модной и красивой одежде. Когда после его смерти имущество было описано за долги, лишь незначительная часть пришлась на музыкальные инструменты. Львиная доля — наряды. Временами музыка была для него не творчеством, а тяжкой работой. Шестеро детей. Каждая написанная нота — кусок хлеба и глоток молока. Увы, выжили только двое.

Статья по теме

Убийственный успех. Моцарт завидовал Сальери и хотел его смерти Для своей семьи он снимал самые лучшие квартиры: «Детям нужны простор и свет!» Но в самой просторной квартире чету Моцартов как-то раз застали за странным занятием. Они танцевали, тесно обнявшись. «Мы греемся, — простодушно объяснил композитор. — Натоплена только детская, а мы с Констанцией обойдёмся».

Моцарт рассматривал даже вариант переселения в Россию. Вот свидетельства о том, как к нему относились европейцы и русские. Композитор Джузеппе Сарти: «Его квартеты — это музыка, чтобы поскорее заткнуть уши». Русский посол в Вене, граф Андрей Разумовский: «В Европе нет ни одного композитора, равного Моцарту».

«Последние часы жизни Моцарта», картина работы Г. Н. О’Нила, 1860-е гг.

Разумовский, впечатлённый оперой «Волшебная флейта», даже начал вести с Моцартом переговоры о должности придворного капельмейстера. Предполагалось купить под Екатеринославом (ныне — Дне­пропетровск) имение, доходы с которого поступали бы музыканту. Если бы всё сложилось, то сейчас мы могли бы говорить: «Моцарт — русский композитор немецкого происхождения». Но к тому моменту «Божественный Амадей» был безнадёжно болен «ревматической воспалительной лихорадкой», осложнённой общей ослабленностью организма — следствием тяжёлых заболеваний, перенесённых в детстве и юности и связанных с напряжённым трудом. Он умер в 35 лет, а похороны, организованные по третьему разряду, соответствовали, согласно законам, «бюргеру среднего достатка» — 8 гульденов 56 крейцеров плюс 3 гульдена за катафалк.

Расцвет творчества

В 1775-1780 годах Вольфганг Амадей Моцарт создал множество выдающихся композиций. В 1779-м он стал придворным органистом. В 1782 году состоялось бракосочетание с Констанцией Вебер, которую Амадей очень любил и которая оказала большое влияние на его творчество. В частности, после женитьбы он написал оперу под названием «Похищение из Сераля», проникнутую романтикой того периода. Об отношении великого композитора к своей супруге можно судить по таким высказываниям:

Кристина Асмус рассказала, как прошел один из ее рабочих дней

Как выглядят дети, когда мама русская, а папы разной национальности: фото сестер

Маленькой звезде «Сумерек» 20 лет: как выглядит исполнительница роли Ренесми

Ни высокая степень интеллекта, ни воображение, ни оба вместе не создают гения. Любовь, любовь, любовь — это душа гения.

У меня есть жена Констанция! Она мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей.

А вот что он написал ей в письме-завещании:

Думай обо мне, люби меня вечно, как я люблю тебя, и будешь моей навеки, как и я твой. Прощай. Поймай их, поймай — эти три нежнейших поцелуя, которые только что выпорхнули отсюда.

Некоторые из опер композитора он не успел закончить из-за нехватки денежных средств. Ему постоянно приходилось подрабатывать: фортепианными концертами, преподаванием, написанием на заказ пьес и вальсов.

В последующие годы слава композитора не угасает. С большим триумфом в различных городах ставятся его оперы. Среди них, например, «Свадьба Фигаро», а также «Дон Жуан», «Волшебная флейта». К музыке Моцарт относился с большим трепетом:

Употребление большого количества витамина D без назначения врача вредит почкам

Астрономы оценили опасность приближающегося к Земле астероида-гиганта

Поклонники впервые увидели внука Никиты Михалкова – Александра

Работа — мое первое наслаждение.

Я не слышу в своем воображении части музыки последовательно, я слышу ее всю сразу. И это наслаждение!

Музыка — это тишина, которая живет между звуками.

Музыка, изображающая даже нечто ужасное, должна не оскорблять слух, а доставлять удовольствие, то есть все время оставаться музыкой.

Начиная с ноября 1791 года композитор стал сильно болеть и даже не поднимался с кровати. Умер он в декабре того же года, перенеся острую лихорадку.

Моцарт — «мерзкая музыка» или «музыка богов»? Странная сила Амадея

265 лет назад, 27 января 1756 года, в городе Зальцбурге, который был тогда столицей независимого княжества-архиепископства, родился мальчик. Назвали его Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Впоследствии он слегка подправит это имя, переведя его последнюю часть с греческого на латынь. Полученный в результате перевода Амадей не оставляет никаких сомнений в том, о ком же идёт речь. Конечно, это Моцарт.

Считается, что Моцарт сейчас вроде бы как удерживает пальму первенства по частоте исполнения произведений на планете Земля. Каждые 6 минут в мире играют что-то из его немаленького наследия: 20 опер, 17 месс, около 50 симфоний, масса разного по мелочам, например 22 сонаты для клавесина, 15 циклов вариаций для фортепиано… В общей сложности выходит 626 сочинений. Впрочем, насчёт пальмы первенства можно утверждать именно что «вроде бы как»: наш Пётр Ильич Чайковский по частоте исполнения Моцарту не уступает, а временами даже вырывается вперёд.


Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей. Неизвестный художник, предположительно — Пьетро Антонио Лоренцони, 1763 г.

Другой вопрос, что сам Пётр Ильич никогда бы и не подумал всерьёз конкурировать с Моцартом, которого почитал как безусловную вершину композиторского искусства, дойдя в одной своей статье до почти кощунственного утверждения: «Его произведения — это музыка Христа. Моцарт — Христос музыкальный».

Словом, сомневаться в том, что Моцарт — своего рода вершина, довольно опасно. Тем не менее такие охотники находились раньше и существуют сейчас.

Статья по теме

Моцарт и его «команда». Пять отравлений, которых не было

Известный отечественный композитор и музыкальный критик Цезарь Кюи, входивший наряду с Мусоргским и Римским-Корсаковым в содружество «Могучая кучка», имел насчёт Моцарта своё мнение: «Его „Дон Жуан“ — опера устарелая и скучная…» А также он недоумевал, зачем вообще исполнять произведения этого автора и тратить силы русских артистов на «мёртвые, деревянные с незначительными исключениями звуки Моцарта». В целом же наследие Моцарта Кюи называл «пылью времени, пачкающей руки». На это он получил суровую отповедь от классика русской литературы Ивана Тургенева: «Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так, как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник… А г-на Кюи за его сквернословие о Моцарте всё-таки надо убить, проломив его пустую голову непременно грязным камнем, — а потом бросить его в одну яму со всеми этими…»


Как Теофил стал Амадеем и в чём виноват Сальери? 10 фактов из жизни Моцарта Подробнее

Остаётся только предполагать, какими страшными карами грозил бы Тургенев композитору Джузеппе Сарти, который заявил: «Его квартеты — это музыка, чтобы поскорее заткнуть уши». Впрочем, Иван Сергеевич вряд ли бы до него дотянулся: Сарти был современником Моцарта. К тому же итальянцем, что многое объясняет. В Италии весьма ревниво относились к успехам других европейцев на музыкальном поприще и совершенно не признавали Моцарта. В частности, его оперу «Волшебная флейта», о которой отозвались буквально в двух словах: «Musica scelerata». В буквальном переводе — «Мерзкая музыка».

Соотечественники Вольфганга Амадея иной раз высказывались ничуть не менее резко. Известный меломан Карл Цинцендорф вёл дневник, где записывал свои впечатления о музыкальных событиях Вены. Вот несколько его отзывов о произведениях Моцарта: «30 июля 1782 года вечером в театре „Похищение из сераля“. Вся музыка уворована. <…> 1 мая 1786. В 7 часов вечера в опере „Свадьба Фигаро“. Опера мне наскучила. <…> 4 июля 1786 года. Музыка Моцарта странная — руки без головы».

Но, пожалуй, круче прочих отозвался о Моцарте канадский пианист Гленн Херберт Гульд, мать которого приходилась внучатой племянницей знаменитому норвежскому композитору Эдварду Григу. Он неоднократно признавался в своей нелюбви к Моцарту: «Есть некоторые вещи из его раннего творчества, которые я ещё выношу: такие произведения, как „Сераль“, например. Они, правда, влетают в одно ухо и вылетают из другого, но как музыку заднего плана я могу их терпеть… Что до позднего Моцарта, то можно сказать, что такие его вещи, как „Волшебная флейта“ или Симфония соль-минор, ничего, кроме презрения, не заслуживают. Это композитор, пришедший в конце своего пути к посредственности. Говорят, что он умер слишком рано. Я же уверен, что он умер скорее слишком поздно: даже представить себе не могу, куда бы он скатился, если бы дожил до семидесяти! Часто можно встретить прекрасных музыкантов и дирижёров, которые есть не что иное, как результат двухвекового восхищения Моцартом… Довольно трудно поставить этих людей перед фактом, что все эти годы люди верили в неправильного бога».

Эти утверждения, разумеется, весьма спорные. Тем не менее в финале всё расставлено на свои места. Гульд вслед за Чайковским практически напрямую называет Моцарта богом, пусть и «неправильным». Что находит реальное подтверждение в одном любопытном эпизоде, который связан с этнографией.

Статья по теме

Другой Чайковский. Каждые 6 минут в мире исполняют произведение композитора Французский
писатель и учёный Ален Гербран в 1948-1950 гг. возглавлял этнографическую экспедицию, работавшую в Южной Америке, в бассейнах рек Ориноко и Амазонки, и занимавшуюся исследованием местных племён, которые фактически жили как наши далёкие предки из каменного века. Вот как он описал действие музыки Моцарта на индейцев племени макиритаре: «Когда Диего закончил петь, мы поставили нашу симфонию Моцарта. Она производит на индейцев магическое действие. Даже молодые женщины не могли устоять перед ней. Превозмогая страх, они одна за другой появлялись из своих хижин и усаживались слушать… В музыке Моцарта присутствует неуловимое колдовство, причём в самом прямом смысле. Она действует как таинственное зелье, которому не в силах противостоять ни один индеец. На них эта запись производит успокоительный эффект: тело расслабляется, и, кажется, дышит сама душа… Но его музыка не приводит людей в оцепенение. Она открывает потаённые глубины бытия… Когда отзвучали последние звуки симфонии, вождь племени внезапно обратился ко мне и сказал: „Раз у тебя есть священная музыка, я могу открыть тебе сокровенные тайны“. Так мы узнали историю рождения богов племени макиритаре и их прихода в мир. Если бы не Моцарт, этого могло не произойти».

Интересные факты

О Вольфганге Амадее Моцарте известно следующее:

  • Он начал писать музыку, будучи еще ребенком. Концерт для клавесина он создал в четыре года. Первая симфония была написана в семь лет, а первая опера — в двенадцать.
  • Композитор был погребен в общей могиле, так как не относился к знатным и богатым людям, которым после смерти полагалась отдельная могила с надгробием или памятником.
  • Существуют научные доказательства того, что легкие и гармоничные произведения Моцарта имеют положительное влияние на умственную деятельность людей, помогая им быть более сконцентрированными и мыслить логично.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Легенда 2. Моцарта насильно заставляли заниматься музыкой

Вердикт: это неправда.

Детство Моцарта. Картина Эбенизера Кроуфорда. 1873 год Jersey Museum and Art Gallery
Леопольд Моцарт был прогрессивным и талантливым педагогом, поэтому воспитывал не кнутом, а пряником. Его воспитательный принцип требовал времени, выдержки и преданности своему делу: так ему удалось не повредить дар воспитанника грубым вмешательством. Он никогда не применял к детям телесные наказания. При этом в глазах Вольфганга авторитет отца был непре­рекаем — он чуть ли не молился на него, утверждая, что «за Господом идет сразу Папа» Моцарт своему отцу в Зальцбург. 7 марта 1778 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006.. Отец, в свою очередь, видел в нем гения.

Вольфганг так поражал родителей своим даром, что его скорее баловали. Иоганн Адольф Хассе, один из знаменитых композиторов того времени, даже опасался: «Только бы отец не слишком избаловал его и не испортил фимиамом преувеличенной похвалы» Г. Аберт. В. А. Моцарт. Книга 1. Часть 1. М., 1987..

Легенда 9. У Моцарта было много женщин

Вердикт: это скорее неправда.

Вольфганг Амадей и Констанца Моцарт. Открытка Ханса Принца Bibliothèque nationale de France
Мы не можем достоверно судить об этом, потому что единственным источ­ником информации остаются письма Моцарта — в основном к отцу. 27-летний Вольфганг Амадей писал Леопольду:

«Я ни в коем случае не могу жить так, как большинство нынешних молодых людей. — Во-первых, я слишком привержен религии, во-вторых, слишком полон любви к ближнему, чтобы соблазнить невин­ную девицу, и, в-третьих, испытываю слишком много ужаса и омер­зения, страха и боязни перед болезнями и слишком большую любовь к своему здоровью, чтобы связываться с гулящими девками; при этом я могу поклясться, что до сих пор еще ни с одной особой женского пола я не имел дел такого рода — ибо если бы это произошло, я бы этого от вас не утаил…» Моцарт своему отцу в Зальцбург. 15 декабря 1781 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006.

Впрочем, возможно, Моцарт не был полностью честен с отцом, зная о его строгих религиозных и нравственных принципах. До отъезда из Зальцбурга он находился под неусыпным родительским наблюдением и, вырвавшись из-под опеки, немедленно влюбился.

Моцарт и Алоизия Вебер. Иллюстрация Карла Рёхлинга. До 1920 годаsofaithfulaheart.blogspot.com
Судя по письмам Моцарта, певица Алоизия Вебер, на которой он планировал жениться, рассчитывала с его помощью получить выгодные контракты в Ита­лии. Желая помочь карьере возлюбленной, Моцарт написал для нее несколько сочинений. Устроившись в оперную труппу, Алоизия потеряла к нему интерес, и тогда в роли утешительницы выступила двоюродная сестра Вольфганга — Мария Анна Текла. Характер их отношений и степень близости не до конца понятны, но «письма к кузиночке» приобрели скандальную известность в моцартоведении из-за их непристойностей, не выходящих, впрочем, за грани­цы туалетного юмора.

Констанца, ставшая женой композитора, была родной сестрой Алоизии и тоже певицей. Биографы Моцарта в лучшем случае равнодушны к истории Констан­цы, поскольку, в отличие от сестры, она не сделала артистических успехов и никак не повлияла на творчество мужа. По всей видимости, в этом браке Моцарт был счастлив, невзирая на разные омрачающие обстоятельства, в пер­вую очередь смерть четырех детей.

Легенда 6. Но деньгами распоряжаться не умел и жил очень бедно

Вердикт: отчасти это правда.

Беседка. Банкетный стол в честь Моцарта в доме Шиканедера. Гравюра по картине Аугуста Боркмана. 1879 год Изображены Гайдн, Альбрехтсбергер, Моцарт, Антонио Сальери, Катерина Кавальери, Шиканедер, Алоизия Ланге, Глюк. austriasites.com
Крайняя бедность композитора — это миф. Его создала Констанца Моцарт, после смерти мужа просившая помощи у его влиятельных знакомых. Долги удалось погасить довольно быстро, а значит, их было не очень много.

Впрочем, деньгами Моцарт действительно распоряжался не слишком умело, хотя постоянно пытался убедить отца в обратном. Все заработанное он тратил на съем дорогостоящего жилья в центре Вены, на содержание слуг и собствен­ной упряжки, на гостей, на одежду для себя и любимой жены, на регулярный уход за внешностью, соответствующий требованиям двора. Свадьбу он сыграл в главном венском соборе — Святого Стефана. В последние годы жизни компо­зитора Констанца посещала дорогой курорт, что составило отдельную статью расходов. Сложно сказать, было ли лечение необходимостью или такой же данью моде, как дорогие наряды.

Моцарт не мог контролировать не только свои расходы, но и доходы. Он явно недосчитался авторских гонораров от многих театров, ставивших его оперы. Авторское право тогда соблюдалось неаккуратно, а отслеживать должников Моцарт не любил и не умел. Он любил и умел сочинять и исполнять музыку — и тратил на это все свое время. В последние четыре года жизни его материаль­ное положение ухудшилось. Но не по вине самого Моцарта: Австрия вступила в войну, что повлекло за собой экономический кризис. Меценаты стали менее щедрыми, а дожить до лучших времен композитору не довелось.

Легенда 7. Моцарт воровал чужие идеи

Вердикт: это неправда.

Моцарт сочиняет. Картина Йозефа Бюхе. Около 1880 года moderata.ru
Оригинальность стала считаться главным достоинством музыки уже после смерти Моцарта: девизом романтического века была идея изобретения музыкального материала. А в современной Моцарту культуре еще не сформи­ровались представления о своих и чужих идеях, о плагиате. В основе творчества была работа по образцам — такой моделью мог быть жанр, стиль и даже сочи­ненная кем-то музыкальная тема. Поэтому исторический стиль этой эпохи сейчас более узнаваем, чем индивидуальные стили отдельных авторов.

Гении, мифотворцы и виртуозы: кто создавал музыку романтизма

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

Моцарт работал с огромным количеством услышанного и сыгранного, заимствование было для него диалогом с другими композиторами и другими сочинениями. Сейчас мы не всегда считываем остроумие этого диалога. Многие важные для Моцарта авторы забыты, и его музыка стала символом, обобщившим всю эпоху.

Легенда 3. Моцарт сразу стал ребенком-звездой и выступал по всей Европе

Вердикт: это правда.

Семья Моцарт дает гастроли в Париже. Акварель Кармонтеля. 1763 год Musée Condé
Леопольд Моцарт был отцом двух вундеркиндов: Наннерль Наннерль — домашнее прозвище старшей сестры Вольфганга, а полное имя — Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт., старшая сестра Вольфганга, тоже росла многообещающей исполнительницей. Их первые гастроли начались уже в январе 1762 года, когда младшему Моцарту испол­нилось шесть лет, а его сестре было десять. Хотя Мюнхен, куда они отпра­вились, находит­ся недалеко от Зальцбурга, все же это были настоящие гастроли. При дворе курфюрста Курфюрст — в Германии избирательный князь, облеченный правом избирать на вакантный императорский престол. Баварии Максимилиана III Иосифа они провели три неде­ли.

Вместе с сестрой Вольфганг объездил все музыкальные столицы Европы. Уже через полгода после мюнхенского триумфа отец с детьми отправился в Вену. На одной из остановок они дали первый в своей жизни публичный концерт, а в Вене их ожидала целая серия выступлений: и при дворе Марии Терезии, и в аристократических салонах, и в домах иностранных послов. Тогда же они получили предложение выступить в Версале. В начале лета 1763 года семья в полном составе отправилась на три года в тур­не по Европе: Мюнхен, Аугсбург, Ульм, Людвигсбург, Брухзаль, Мангейм, Швет­цинген, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Бонн, Кёльн, Ахен, Брюссель и, нако­нец, Париж и Версаль. Это лишь те города, в которых они давали концерты. Главной целью путешествия был прием у Людовика XV в Версале. А следующей целью стал Лондон. Георг III был настолько восхищен выступле­нием, что пожелал снова услышать вундеркиндов на торжествах по случаю очередной годовщины своего вступления на престол.

После почти годового пребывания в Англии странствия продолжились: Кентер­бери, Кале, Лилль, Гент, Антверпен, Гаага, Амстердам, Утрехт, Антверпен. Снова Брюссель, Париж, Версаль, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Донауэшинген и вот, наконец, опять Мюнхен и Зальцбург. Вольфгангерль возвратился домой известным музыкантом, выступавшим перед королями. В преддверии его четырнадцатилетия семья едет в Италию. Второе и третье итальянские путешествия, в которые в 1771 и 1772 годах отправилась только мужская часть семьи Моцарт, были триумфальными. Европа была покорена, а с нею — весь музы­каль­ный мир.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]