Н.В. Гоголь. «Портрет». Пересказ содержания с цитатами из текста.


Н.В. Гоголь. «Портрет». Пересказ содержания с цитатами из текста.

Проснувшись, Чартков вспомнил сон, подумав, вот если бы у него была хотя бы часть этих денег. В его воображении «свертки разворачивались, золото блестело, заворачивалось вновь».Пришли хозяин с квартальным, требуя заплатить за квартиру. Хозяин не был согласен, чтобы долг вернул Чартков картинами, как предлагал квартальный, так как картины художника ему не нравились. Вдруг все услышали звон монет, квартальный слишком сильно надавил на картину, в рамке которой был свёрток с деньгами. Чартков пообещал заплатить.
Он начал рассматривать 1000 золотых червонцев, радостный, подумал, что теперь он может спокойно работать три года. Но сначала надо «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, — и он, схвативши деньги, был уже на улице».

Чартков приоделся, снял богатую квартиру, прокатился в карете .Встретил старого профессора, но сделал вид, что не заметил его. Он хотел показать свой талант всему миру, ему уже слышались слова : «Какой сильный талант у Чарткова!» Он заказал статью в газете, которая появилась под названием «О необыкновенных талантах Чарткова», в ней писалось: «Прославляйте себя и нас. Мы умеем ценить вас».

Буквально на другой день пришла дама заказывать портрет своей дочери. Художник уже предчувствовал, как он создаст портрет. Однако дама стала навязывать условия: в чём её дочь должна быть изображена, в какой обстановке. На другой день он продолжил работу, дама снова почти указывал ему, что не нужно изображать на картине. «С грустью принялся он изглаживать то, что кисть его заставила выступить на полотно. Исчезло много почти незаметных черт, а вместе с ними исчезло отчасти и сходство.»

В конце концов он создал портрет, какой хотела дама. «Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград».

Посыпались заказы. Художник исполнял все желания клиентов. «Сначала художника бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько».

Чартков сделался модным живописцем, его приглашали в самые богатые дома. «О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства».

« Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уж ремесло, а не художество».

Со временем ему уже надоело писать, он делал лишь наброски головы, а остальное дописывали его ученики. Работа стала для него скучной. «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы». Со временем даже обыкновенных достоинств не было видно на его полотнах. Кто знал его прежде, удивлялся, куда исчез его талант.

Чартков начал толстеть, в газетах его называли «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович».

«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью».

Но однажды Чарткова пригласили на выставку Академии Художеств оценить работу одного русского художника, который усовершенствовал своё мастерство в Италии, всё отдав искусству.

Чартков увидел: «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника». Слёзы навернулись на глаза, рыдание вырвалось в ответ на вопрос об оценке произведения. Чартков выбежал из зала. Прибежав в мастерскую. Он с отчаянием понял, что растратил свой талант. « Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности! И погубить все это, погубить без всякой жалости!»

Он попытался создать что-то, но уже не мог. «…как беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти!» Чартков стал рассматривать свои произведения, написанные в молодости, и понял, что у него был талант.

Он начал скупать все талантливые картины, развязывал свои мешки с деньгами, тратил деньги на покупку картин. В конце концов герой сошёл с ума и умер.

Цитаты Гоголя Николая Васильевича

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина

Слова Городничего из комедии «Ревизор» (1836 г.). Так Городничий представляет себе проверку ревизором (т. 1, гл. 1).

Борзыми щенками брать

Из комедии «Ревизор» (1836 г.). Судья (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин) увлекался охотой и брал взятки именно борзыми щенками.

Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу

Из повести «Тарас Бульба» (книга «Миргород», 1835 г.). Про казака Тараса Бульбу, который успел громко выкрикнуть и предупредить своих товарищей об опасности, во время своей казни (гл. XII).

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи

Из письма к Н. М. Языкову (2 декабря 1844 г.).

Если бог захочет наказать, то отнимет прежде разум

В России выражение известно как слова Городничего, в финале пьесы «Ревизор» (1836 г.). Городничий произносит ее тогда, когда выяснилось, что Хлестаков никакой не ревизор, а всего лишь небогатый проезжий дворянин и в письме осмеял Городничего.

Есть еще порох в пороховницах

Из повести «Тарас Бульба» (1835 г., входит в книгу «Миргород»). Тарас призывает казаков пойти на битву и повторяет эту фразу несколько раз – до боя и во время боя (гл. IX).

Живой, как жизнь

Из статьи «В чем же, наконец, существо русской поэзии» (1846 г.).

Живя за границею, тошнит по России, а не успеешь приехать в Россию, как уже тошнит от России

Из письма Н. М. СМИРНОВУ. Сентября 3 1837 года. Франкфурт., со ссылкой на слова русского писателя Тургенева Ивана Сергеевича (1818 – 1883).

И какой же русский не любит быстрой езды?

Из поэмы «Мёртвые души» (1842 г.), ч. 1, гл. 11 (из последнего лирического отступления части 1 поэмы, о путешествии Чичикова).

Истину так редко приходится слышать, что уже за одну крупицу ее можно простить всякой оскорбительный голос, с каким бы она ни произносилась

Из «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мёртвых душ»» (1843 – 1846 гг.), письмо 1.

К нам едет ревизор

Из комедии «Ревизор» (1836 г.). Слова Городничего (д. 1 явл. 1).

Кто первым сказал «э»

Из комедии «Ревизор» (1836 г.). Добчинский и Бобчинский рассказывают о новом постояльце, которого потом приняли за ревизора. Рассказывая это, они заспорили, кто первым сказал «э» (действ. 1, явл. 3.).

Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!

Из комедии «Ревизор» (1836 г.). Это слова Городничего, в конце произведения, когда стало ясно, что Хлестаков никакой не ревизор, а обычный прохвост (действ. 5, явл. 8).

Не по чину берешь!

Из комедии «Ревизор» (1836 г.). Этими словами Городничий журит (ругает) квартального, который взял слишком большую взятку для своей должности (действ. 1, явл. 4).

Ну что, брат Пушкин?

Из комедии «Ревизор» (1836 г.). Хлестаков (предполагаемый ревизор), хвалится перед симпатичными женщинами своим знакомством с великим поэтом.

Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок бога человеку

Из статьи «О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ СЛОВО» (1844 г.).

Поехал для порядка, а возвратился пьян

Из комедии «Ревизор» (1836). Городничий разыскивает полицейского Прохорова, который поехал разбираться с произошедшей дракой, а вернулся пьяным (действ. 1, явл. 5).

Прежде, чем вводить что-либо новое, нужно не как-нибудь, но в корне узнать старое

Из статьи «Авторская исповедь» (1847 г.).

Редкая птица долетит до середины Днепра

Из повести «Страшная месть» (1831 г.) (входит в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Ночь на Днепре. Куинджи А. И., 1882 г., ГТГ

Указ, как бы он обдуман и определителей ни был, есть не более, как бланковый лист, если не будет снизу такого же чистого желанья применить его к делу той именно стороной, какой нужно, какой следует и какую может прозреть только тот, кто просветлен понятием о справедливости божеской, а не человеческой

Из Четыре письма к разным лицам по поводу «Мёртвых душ» (1843 – 1846 гг.), письмо 2. Писатель рассуждает о проблемах, неудобствах жизни в России и их причинах.

Унтерофицерская вдова сама себя высекла

Из комедии «Ревизор» (1836 г.). Ответ Городничего на жалобу женщины, что ее необоснованно наказали (высекли).

Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Из повести «Тарас Бульба». Эту фразу произносит казак Тарас Бульба, обращаясь к своему сыну Андрею, который предал казаков и перешел на сторону врагов поляков (ляхов), полюбив девушку из вражьего стана. Запорожцы смогли пленить Андрея и Тарас Бульба сам убил сына предателя (гл. IX).

Я тебя породил, я тебя и убью

Из повести «Тарас Бульба». С этой фразой казак Тарас Бульба обратился к своему сыну Андрею, перед тем как убить его за предательство.

Второстепенные герои повести Гоголя «Портрет»

Отец художника

. Жил в Коломне, был художником-самородком, упорно развивающим свой талант. Он добился признания, талант свой посвятил высокой живописи — христианской тематике. Ему непрестанно поступали заказы из церкви. На одной из картин ему понадобилось изобразить духа тьмы, и как раз его попросил написать портрет ростовщик азиатского вида, наводящий страх на всю Коломну.

Работа над портретом ростовщика дала ужасные результаты: в картине лица не только утратили святость, но приобрели демоническое выражение, сам художник стал зол и завистлив, потерял жену и двух детей. Осознав происшедшее, живописец оставшегося в живых сына отдал в Академию художеств, а сам удалился в монастырь, где долгим покаянием и постом искупал грех. Только после этого написал он дивную картину на евангельский сюжет.

Портрет же приносил несчастье каждому, кто приобретал его. Взрослому сыну художник, ставший старцем, поручил истребить портрет, если увидит его.

Ростовщик

— человек азиатского вида, известный всей Коломне. Давал деньги на выгодных условиях, но всех его заёмщиков постигали несчастья. Фигура, несомненно, демоническая. Предвидя свою смерть, он пришёл к художнику с просьбой написать его портрет. В этом изображении он оставался жить и продолжать нести зло.

Художник

. Он рассказал историю портрета. Сын признанного живописца, окончил Академию художеств, жил в Италии, взращивая мастерство. Его отец был автором злосчастного портрета, он поручил сыну уничтожить эту работу. Молодой человек увидел произведение отца на аукционе, но пока он повествовал толпе о находке, таинственным образом портрет исчез, то есть продолжал сеять зло.

Настоящее искусство

Тема искусства в повести Гоголя «Портрет» делится на 2 части. На первой стороне чистое творчество, которое должно приносить удовольствие. Настоящей усладой является именно идея. От нее идет настоящий талант. А вот искусство для заработка является пустым и не представляет никакой ценности. И заниматься им не стоит никому.

Главным героем повести Гоголя «Портрет», сочинение по которому пишут на выпускном, является Чартков. Это талантливый и подающий надежды молодой человек. Дальнейшая сюжетная линия развивается таким порядком:

  • В самом начале учитель в классе предупреждает Чарткова о том, что нужно сохранить свой талант и писать работы для души.
  • Если заниматься творчеством для заработка, то теряется истинное предназначение художника, это ложный путь.
  • Герой сначала следует этому принципу и жил как творец.
  • Но со временем он оказывается в нищете, ему не хватало средств ни на что. Ему хотелось разбогатеть и жить в нормальных условиях.

В итоге он начал использовать искусство как способ заработка. Но когда мечты сбылись, все оказывается не тем. Реальное искусство уходит от него окончательно, и означает гибель его таланта во всех смыслах.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Портрет»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Портрет»
  • для самых любопытных — Анализ «Портрет» (Гоголь)

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 14

Выбранные идеалы

Когда судьба дарит герою произведения внушительную сумму, то он решил потратить ее на развитие таланта. Чартков вложился в рекламу и обеспечил себе приход множества богатых клиентов. Но оказалось, что есть и темная сторона медали, которая отнюдь не радует художника и оборачивается проблемами.

Пытаясь угнаться за славой и заработком, он теряет весь талант. Для него написание портретов превращается исключительно в ремесло, которое потихоньку становится все более надоедливым и скучным. А возвращение к истинному творчеству уже не представляется возможным по причине боязни потерять стабильный доход от заказов.

То есть, у Чарткова остался исключительно навык, с помощью которого он зарабатывает деньги. При этом подлинное искусство навсегда закрыло перед ним свои двери.

Это становится настоящим ударом, один портрет сломал его жизнь. Теперь он всего лишь ремесленник, которому не суждено вернуться к истокам, Чартков попал в настоящую ловушку.

Главные герои повести Гоголя «Портрет»

Чартков Андрей Петрович

— молодой талантливый художник. В начале повести ему 22 года. Он беден и голоден, но, по совету профессора, старается удержаться от соблазна стать модным портретистом ради сытой жизни. Чартков взращивает свой талант, шлифует мастерство.

Однажды на последний двугривенный он купил у лавочника портрет замечательный по мастерству, но глаза азиата на портрете были страшны своей живостью и выражением. Воздействие этого прожигающего взгляда художник испытывал на себе дома, а ночью видел престранный сон с червонцами. В присутствии портрета у юноши появился ропот на бедность и раздражение против профессора, призывавшего его потерпеть.

В крайних обстоятельствах, когда над художником нависла угроза выселения, из рамы портрета выпал свёрток с тысячью червонцами. Благие намерения завести хорошую мастерскую, купить всё необходимое для работы и совершенствоваться далее скоро пошли прахом.

Чартков стал роскошествовать, писать портреты знати, приобрёл известность, богатство и загубил талант. Видя настоящее мастерство других художников, он стал испытывать чёрную зависть, скупать их картины и уничтожать. Только после смерти несчастного открылась судьба шедевров.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]