Моцарт и Сальери: некоторые размышления над драмой А.С. Пушкина


Сцена I

Комната.
Сальери
Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался — слезы Невольные и сладкие текли.

Иллюстрация М. А. Врубеля к маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке. Труден первый шаг И скучен первый путь. Преодолел Я ранние невзгоды. Ремесло Поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник: перстам Придал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный, Предаться неге творческой мечты. Я стал творить; но в тишине, но в тайне, Не смея помышлять еще о славе. Нередко, просидев в безмолвной келье Два, три дня, позабыв и сон и пищу, Вкусив восторг и слезы вдохновенья, Я жег мой труд и холодно смотрел, Как мысль моя и звуки, мной рожденны, Пылая, с легким дымом исчезали. Что говорю? Когда великий Глюк Явился и открыл нам новы тайны (Глубокие, пленительные тайны), Не бросил ли я все, что прежде знал, Что так любил, чему так жарко верил, И не пошел ли бодро вслед за ним Безропотно, как тот, кто заблуждался И встречным послан в сторону иную? Усильным, напряженным постоянством Я наконец в искусстве безграничном Достигнул степени высокой. Слава Мне улыбнулась; я в сердцах людей Нашел созвучия своим созданьям. Я счастлив был: я наслаждался мирно Своим трудом, успехом, славой; также Трудами и успехами друзей, Товарищей моих в искусстве дивном. Нет! никогда я зависти не знал, О, никогда! — ниже, когда Пиччини Пленить умел слух диких парижан, Ниже́, когда услышал в первый раз Я Ифигении начальны звуки. Кто скажет, чтоб Сальери гордый был Когда-нибудь завистником презренным, Змеей, людьми растоптанною, вживе Песок и пыль грызущею бессильно? Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую. — О небо! Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений — не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан — А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

Входит Моцарт

.
Моцарт
Ага! увидел ты! а мне хотелось Тебя нежданной шуткой угостить.
Сальери
Ты здесь! — Давно ль?
Моцарт
Сейчас. Я шел к тебе, Нес кое-что тебе я показать; Но, проходя перед трактиром, вдруг Услышал скрыпку… Нет, мой друг, Сальери! Смешнее отроду ты ничего Не слыхивал… Слепой скрыпач в трактире Разыгрывал voi che sapete. Чудо! Не вытерпел, привел я скрыпача, Чтоб угостить тебя его искусством. Войди!

Входит
слепой старик
со скрыпкой.

Из Моцарта нам что-нибудь!

Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.
Сальери
И ты смеяться можешь?
Моцарт
Ах, Сальери! Ужель и сам ты не смеешься?

Сальери, Моцарт и слепой старик

Сальери

Нет. Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля, Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери. Пошел, старик.
Моцарт
Постой же: вот тебе, Пей за мое здоровье.

Старик уходит.

Ты, Сальери, Не в духе нынче. Я приду к тебе В другое время.
Сальери
Что ты мне принес?
Моцарт
Нет — так; безделицу. Намедни ночью Бессонница моя меня томила, И в голову пришли мне две, три мысли. Сегодня их я набросал. Хотелось Твое мне слышать мненье; но теперь Тебе не до меня.
Сальери
Ах, Моцарт, Моцарт! Когда же мне не до тебя? Садись; Я слушаю.
Моцарт
(за фортепиано)

Представь себе… кого бы? Ну, хоть меня — немного помоложе; Влюбленного — не слишком, а слегка — С красоткой, или с другом — хоть с тобой, Я весел… Вдруг: виденье гробовое, Незапный мрак иль что-нибудь такое… Ну, слушай же.

(Играет.)
Сальери
Ты с этим шел ко мне И мог остановиться у трактира И слушать скрыпача слепого! — Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
Моцарт
Что ж, хорошо?
Сальери
Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я.
Моцарт
Ба! право? может быть… Но божество мое проголодалось.
Сальери
Послушай: отобедаем мы вместе В трактире Золотого Льва.
Моцарт
Пожалуй; Я рад. Но дай схожу домой сказать Жене, чтобы меня она к обеду Не дожидалась.

(Уходит.)
Сальери
Жду тебя; смотри ж. Нет! не могу противиться я доле Судьбе моей: я избран, чтоб его Остановить — не то мы все погибли, Мы все, жрецы, служители музыки, Не я один с моей глухою славой…. Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство? Нет; Оно падет опять, как он исчезнет: Наследника нам не оставит он. Что пользы в нем? Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь! Так улетай же! чем скорей, тем лучше.

Вот яд, последний дар моей Изоры. Осьмнадцать лет ношу его с собою — И часто жизнь казалась мне с тех пор Несносной раной, и сидел я часто С врагом беспечным за одной трапезой, И никогда на шепот искушенья Не преклонился я, хоть я не трус, Хотя обиду чувствую глубоко, Хоть мало жизнь люблю. Все медлил я. Как жажда смерти мучила меня, Что умирать? я мнил: быть может, жизнь Мне принесет незапные дары; Быть может, посетит меня восторг И творческая ночь и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им… Как пировал я с гостем ненавистным, Быть может, мнил я, злейшего врага Найду; быть может, злейшая обида В меня с надменной грянет высоты — Тогда не пропадешь ты, дар Изоры. И я был прав! и наконец нашел Я моего врага, и новый Гайден Меня восторгом дивно упоил! Теперь — пора! заветный дар любви, Переходи сегодня в чашу дружбы.

Высказывания знаменитых людей о Вольфганге Моцарте

Моцарт был разноухий: с длинным и коротким ухом и с несхожими извилинами раковин… Если верить дошедшим до нас его портретам, маска Моцарта маловыразительна для его гениальности… Кузьма Петров Водкин

Неприметная внешность, маленький рост… Однако в этом неприметном теле жил гений. Франц Ксавер Нимечек

Наивны те, кто представляют его хрупким, воздушным, лучезарным, изысканным, порхающим служителем муз: белый парик, рукава в кружевах. Увольте! Это был очень витальный, очень чувственный и пылкий господин. Эпикуреец. Шалопай. Большой ребенок. Галантный соблазнитель. Влад Васюхин

…Что поражает нас в Моцарте, – это чудесное нравственное здоровье. Оно еще более удивляет, когда вспоминаешь о его теле, подтачиваемом болезнью. Ромен Роллан

По моему ощущению, Моцарт навсегда остался ребенком и по детски реагировал на музыку. Он работал на публику и, как ребенок, стремился нравиться. Глен Гульд

…Помимо того, что он выглядел именно как ребенок этого возраста, он имел и соответствующее возрасту поведение. Например, когда он сочинял по моей просьбе прелюдию, в зал вошла его любимая кошка, из за чего он сразу бросил свое занятие, и нам не сразу удалось вернуть его за инструмент. Иногда он прыгал через залу на палочке лошадке. Дайнес Беррингтон об игре семилетнего Моцарта

Легкомысленный влюбчивый мотылек, вечный паж на службе божественной гармонии, нерассуждающий проводник неких высших энергий – такой образ Моцарта, культивируемый популярной литературой на протяжении почти двух веков, приобрел законченную форму в пьесе Питера Шеффера «Амадей»… [и]…стал неотъемлемым достоянием массового сознания. Левон Акопян

По свидетельству очевидца, руки Моцарта никогда не оставались праздными. Даже за столом, во время еды, он постоянно играл чем нибудь: вилкой, ножом, тарелкой, солонкой. То есть он от природы был человеком играющим. В семье Моцарта было принято играть в самые разные игры… Каждое воскресение после обеда стреляли по мишеням, затем играли в карты или в кегли, а зимой гоняли ледышки. Моцарт умер, оставив не менее четырех с половиной тысяч гульденов долга (примерно 120 тысяч современных долларов). Семью обеспечить он не мог, квартиру приходилось снимать, вся мебель, кроме рояля и бильярда, была заложена… При внушительных доходах и отцовском наследстве все это могло означать лишь одно: Моцарт был игроком. Гарольд Бауэр

…Ни у кого не было жизни более тяжелой, чем у него. То была беспрерывная борьба с нуждой и болезнью. Ромен Роллан

В год кончины твердый доход композитора составлял 36 тысяч марок, к нему добавились гонорары за «Волшебную флейту» и «Милосердие Тита»; известно далее, что в 1790 году он заработал не менее 56 тысяч марок и даже в кризисном 1788 м должен был получить, как минимум, 50 тысяч. За одного ученика по фортепиано (или композиции) Моцарту платили по 12 тысяч в год; плата же за его последнюю квартиру в Рауэнштайнгассе превышала эту сумму всего на одну тысячу марок… Манфред Вагнер

Когда однажды пришло время отчитываться о доходах, как это было заведено при Иосифе II, Моцарт написал на своей декларации, скрепленной печатью: «Слишком много за то, что мне приходится делать – слишком мало за то, что я мог бы сделать». Констанца Моцарт

Интересно, что Моцарт не был «интеллигентом», в отличие от многих своих коллег (и тогда, и потом). Книги, им прочитанные, можно перечесть на пальцах рук. Владимир Марков

Представление потомков о Моцарте было бы совершенно иным, если бы в период подготовки к премьере «Идоменея»… отец и сын не находились в разных городах и у сына не было бы необходимости регулярно информировать отца о ходе работы… Если бы не эта трехмесячная переписка, мы бы, скорее всего, так и не узнали, что Моцарт… знал Шекспира и к тому же компетентно его критиковал. Левон Акопян

Моцарт еще прямо – сын XVIII века, с тогдашнею сладенькою сентиментальностью, с тогдашним наивным поклонением красоте и радостям жизни… Александр Серов

Такие оценки, как «грация» и «очарование» Моцарта, стали общим местом. В душе великого мастера множество тайников. Он умеет также изобразить и жестокость… Пабло Казальс

Моцарт – не из фарфора, не из мрамора, не из сахара… недопустим хорошенький Моцарт, надушенный Моцарт, постоянно экзальтированный Моцарт, Моцарт недотрога, преувеличенно сентиментальный Моцарт… Альфред Брендель

Моцарт и бюргер и аристократ, но никогда не крестьянин и не смутьян. Он молод как мальчик и мудр как старец – никогда не устаревающий и не современный. Ферруччо Бузони

Музыка Моцарта в том виде, в котором ее ныне принято исполнять, воплощает высшую степень счастливой, беззаботной гармонии. Больше всего ценятся те интерпретации, которые отличаются райским совершенством. Николаус Арнонкур

Есть «божественный» Моцарт: его перо источает золото, а музыкальные идеи внушаются ему ангелами. Рядом с ним стоит «хихикающий, похотливый, малорослый гном», у него на уме лишь чепуха, насмешки и секс, а с языка – говоря словами Сальери из драмы Питера Шеффера – «капает дерьмо, в то время как перо изливает божественные откровения». Манфред Вагнер

[…Как жаль, что] столь редкостный художник не был великим человеком и в остальных обстоятельствах жизни. Франц Ксавер Нимечек

Если когда нибудь будет написана музыкальная книга рекордов, Моцарт, конечно же, будет упомянут в ней не раз. Несомненно, он попадет в нее по номинации «раннее развитие»: едва ли в анналах истории найдется много других композиторов, начавших сочинять в пять лет. Что касается такого показателя, как плодовитость, то по нему Моцарт займет место хотя и высокое, но далеко не высшее. Каталог произведений Моцарта, составленный Людвигом Кёхелем, содержит 626 позиций (последняя – Реквием). Если сюда добавить произведения сомнительного авторства, а также обнаруженные сравнительно недавно, набежит в лучшем случае еще несколько десятков. Между тем Шуберт, чья творческая деятельность продолжалась всего 17 или 18 лет (против моцартовских тридцати), написал без малого тысячу опусов (!), превзойдя Моцарта не только по абсолютным цифрам, но и по коэффициенту полезного действия. Левон Акопян

Самым юным композитором [следует признать] Вольфганга Амадея Моцарта, чьи первые сочинения – Менуэт и Трио для клавира KV 1 – датируются 1761 годом, когда мальчику было всего четыре года. Из Книги музыкальных рекордов Гиннеса

Скольких трудов стоила Моцарту каждая его страница, мы никогда не узнаем, как не узнаем, и какой ценой дались ему те страницы, где столь идеально, с математической выверенностью, уравновешены звучание голосов и их полифоническая структура. Разумеется, они стоили ему дорого. Я сказал бы даже, они стоили ему жизни, целой жизни. Тридцати пяти лет. Джорджо Стреллер

Моцарту… муки творчества совершенно неведомы. Он может все, чего хочет, а хочет лишь того, что может. Ромен Роллан

Я уверен, что Моцарт, казавшийся Сальери «гулякой праздным», в действительности был чрезвычайно прилежен в музыке и над своим гениальным даром много работал. Федор Шаляпин

Неправда, что Моцарт предавался разгульному образу жизни. Исключение составляют те редкие случаи, когда его толкал на это Шиканедер, что, в основном, относится к периоду «Волшебной флейты». Иоганн Непомук Гуммель

Моцарт пользовался большим успехом у дам, невзирая на свой маленький рост; зато у него было исключительное лицо, и он мог очаровать любую женщину одними глазами. Луиджи Басси в разговоре со Стендалем

Моцарт… был мал, хрупок, невзрачен и беден. И поэтому его встречи с женщинами были сплошной цепью неудач. Альфред Эйнштейн, немецкий музыковед XIX – XX веков, автор монографии «Моцарт. Личность. Творчество»

[Моцарт] воспринимал весь мир звуков, которые его окружали, – от церковных хоралов до венских уличных песенок. Ему не мешало, наоборот, его веселило и подзадоривало, если он сочинял музыку при разнообразном шуме: если в соседней комнате пели, под ним играли на фортепиано, над ним – на кларнете, а на улице играли в кегли. Карл Барт

Вечером предпоследнего дня перед премьерой «Дон Жуана» в Праге, когда уже состоялась генеральная репетиция, Моцарт сказал жене, что ночью собирается писать увертюру. Он просил приготовить ему пунш и оставаться с ним, чтобы отгонять сон. Она так и сделала и рассказывала ему подряд разные сказки о волшебной лампе Аладдина, о Золушке и другие, так что Моцарт смеялся до слез. Все же от пунша он захмелел настолько, что не мог удержаться от сна и клевал носом, стоило ей замолчать, а работал только под ее голос… Жена посоветовала ему прилечь на канапе, твердо обещая разбудить через час. Но он заснул так глубоко, что ей было жаль его трогать, и он проспал два часа. Проснулся он около пяти утра. На семь уже были вызваны переписчики, и к этому времени увертюра была готова. Некоторые все пытаются распознать в ее музыке моменты, когда Моцарт клевал носом и судорожно просыпался. Констанца Моцарт

Жаль, что Моцарт жил в конце XVIII века, когда искусство служило увеселением, развлечением блестящему обществу, когда не хотели глубокого, серьезного искусства; грациозно, красиво, легко, блестяще – и в эти формы Моцарт должен был втискивать свое творчество, которое было гораздо глубже и серьезнее, чем тогда требовалось. Павел Флоренский

Моцарт – это музыкант, от которого время нас в наибольшей степени удалило; его музыку можно сравнить с разговором вполголоса, тогда как наша публика привыкла только к крику. Андре Жид

Моцарт писал одинаково прекрасно утонченные квартеты и вальсики для танцулек; для церковного органа – и для механических часов или какой то стеклянной гармоники. Писал для оркестра в две флейты, пять труб и четыре барабана. Самое интересное, что никогда не получалось того, что мы зовем «халтурой»; это все музыка первого сорта. Он писал на заказ, следовал моде, «души» не выражал (самые светлые вещи писались в самое трудное для него время), заимствовал и у себя и у других, развлекал, – не писал, кажется, только «для вечности». Владимир Марков

Моцарт никогда не писал «для вечности», и именно потому в большинстве случаев творит для нее. Альфред Эйнштейн, немецкий музыковед XIX – XX веков, автор монографии «Моцарт. Личность. Творчество»

Моцарт слишком щедро расточал свои силы и очень часто писал не по вдохновению, а ради нужды… Петр Чайковский

О, Моцарт! Божественный Моцарт! Как мало надо тебя знать, чтоб боготворить! Ты – вечная истина! Ты – совершенная красота! Ты – бесконечная прелесть! Ты – наиболее глубокий и всегда ясный! Ты – зрелый муж и невинный ребенок! Ты, – который все испытал и выразил в музыке! Ты, – которого никто не превзошел и никто никогда не превзойдет!.. Шарль Гуно

Хотя Моцарт был верующим – в понимании церкви, – но убеждения масонства все больше заменяли ему религию… Моцарт, который вместе с Иоганном Вольфгангом Гёте и Готтхольдом Эфраимом Лессингом входили в число трех самых значительных масонов XVIII века, имел очень большое значение в духовной истории союза, так как одно из величайших музыкальных произведений всех времен, а именно «Волшебная флейта», не появилась бы без масонства. Антон Ноймайр

Тот факт, что Моцарт был франкмасоном, никогда не мешал ему быть весьма набожным и пылким католиком. Он не манкировал праздниками, посвященными дорогим его сердцу святым… «Волшебная флейта» – это не акт масонской веры, но в гораздо большей степени тотальное выражение философии Моцарта, того, как он понимал судьбу и обязанности человека… Марсель Брион

Моцарт был страстным, убежденным масоном [и] не только оставил нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских обрядов и торжеств – самая мысль о масонстве пронизывает его творчество. Многие творения Моцарта, а вовсе не только «Волшебная флейта», являются произведениями масонскими, хотя непосвященные и не подозревают об этом. Нет, Моцарт уже не был добрым католиком, во всяком случае в понимании мрачных и фанатичных попов. Альфред Эйнштейн, немецкий музыковед XIX – XX веков, автор монографии «Моцарт. Личность. Творчество»

Моцарт – это универсальный гений. Говорить о Моцарте – это все равно, что говорить о боге… Эдвард Григ

То, что создано Моцартом, – слишком разнообразно для бога, даже и для бога музыки. Это творения человека… гениального человека среди людей. Леонид Гаккель

Моцарт беседует с Богом совершенно так же, как с нами, не снимая шляпы – но ведь в церковь не ходят в шляпе! Шарль Гуно

Этот религиозный, почти безбожный гений… не вмещается ни в одну из идеальных категорий. Он… и атеист и верующий, и священник и колдун одновременно… Пьер Жан Жув

Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты. Сергей Танеев

Я был шокирован одним местом в партии Донны Анны. Увы, Моцарт позволил себе написать здесь самый что ни на есть жалкий вокализ, пятнающий его блистательную партитуру… Мне очень трудно простить Моцарту эту чудовищную ошибку. Ныне я чувствую себя готовым отдать часть собственной крови, дабы вымарать эту позорную страницу, а также несколько иных страниц того же рода, которые – мы должны это признать – изредка встречаются в его произведениях. Слово «позорный» даже кажется мне слишком слабым. В этом отрывке Моцарт совершил одно из самых отвратительных и безрассудных преступлений против чувства, вкуса и здравого смысла, какие только можно встретить в истории искусства. Гектор Берлиоз об арии Донны Анны из оперы «Дон Жуан»

У некоторых композиторов нет плохих сочинений. Моцарт – первый среди них. Михаил Воскресенский

Любя все в Моцарте, я не стану утверждать, что каждая, самая незначащая вещь его есть chet d’ouevre. Я знаю, что любая из его сонат, например, не есть великое произведение, и все таки каждую… я люблю потому, что она его, потому что этот Христос музыкальный запечатлел ее светлым своим прикосновением. Петр Чайковский

Некоторые произведения [Моцарта] кажутся написанными гением высочайшего порядка, другие – гулякой праздным, который не совсем лишен музыкального дара… Я сказал однажды… когда меня попросили описать Моцарта несколькими словами: «Лучший и худший из великих композиторов». Валерий Афанасьев

Реквием дышит чистейшим чувством христианской веры. Моцарт пожертвовал в нем своими светскими чарами и прелестями. Ромен Роллан

Реквием – последнее и лучшее произведение Моцарта, он гораздо выше всего, раньше им написанного. Цезарь Кюи

Знаменитый Реквием Моцарта… нельзя признать лучшим его произведением… В Реквиеме Моцарту негде было развернуть своего наиболее яркого качества – искусства музыкальной характеристики. С другой стороны, ему недоставало сильного, глубокого религиозного чувства, столь необходимого для сочинения церковной музыки. Этим объясняется некоторая сухость иных частей его Реквиема. Лучшими нумерами этого, во всяком случае, великого произведения следует признать превосходное поэтическое вступление, с двойной фугой в конце, и трогательное Lacrimosa, всегда производящее чарующий эффект на публику. Петр Чайковский

…Серьезный просчет допущен в той части… Реквиема Моцарта, которая начинается словами Lacrimosa dies illa – «Сей день слез»… В том, что «Лакримоза», начавшись на необычайно проникновенной, возвышенно скорбной ноте, завершается помпезным мажорным апофеозом, можно усмотреть некий грех против хорошего вкуса и чувства меры – уж очень не вяжется этот «китч» с заключительными словами: «Милосердный Иисусе, Господи, даруй им покой». Но как раз здесь Моцарт ни при чем: он умер почти сразу по завершении предыдущей части Реквиема, успев эскизно набросать только первые семь тактов «Лакримозы». Остальное же дописал его ученик Франц Ксавер Зюсмайр. Впрочем, суетная логика массового восприятия диктует свои законы: весь мир полюбил «Лакримозу» в «китчеватом» варианте Зюсмайра намного сильнее, чем остальной Реквием. Если не сегодня завтра вдруг обнаружится неопровержимое доказательство того, что Моцарт хотел завершить «Лакримозу» на тихой ноте, никто не захочет с ним считаться. Левон Акопян

[В ней] много нелепостей и сценически эту оперу можно написать в двадцать раз интереснее, чем это сделал Моцарт. Сергей Прокофьев о «Свадьбе Фигаро»

Пресухая и прескучная эквилибристика, с темой, очень нелепо толкущейся на одном месте. Владимир Стасов об увертюре к «Волшебной флейте»

Никогда более бессмысленно глупый сюжет не сопровождался более пленительной музыкой. Петр Чайковский о «Волшебной флейте»

Несмотря на все свои далеко не всегда вразумительные масонские подтексты, «Волшебная флейта» остается самой демократичной из опер Моцарта, ведь она создавалась… в расчете на самую что ни на есть плебейскую аудиторию. Поэтому естественно, что [в ней] больше «шлягеров», чем в какой либо иной опере Моцарта. Левон Акопян

Лишь бы основной массе зрителей доставило удовольствие очевидное, а от посвященных не укроется высший смысл. Иоганн Вольфганг Гёте о «Волшебной флейте»

Как писать правдивую музыку на проникнутый фальшью текст? …единственный выход – поступать так, как Моцарт: позабыть о либретто и отдаться музыкальным грезам. Ромен Роллан о «Волшебной флейте»

Не «Похищение из сераля» и не «Волшебная флейта» принадлежат к тем произведениям, какие являются высшими достижениями Моцарта, а «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и три – четыре наиболее совершенные его симфонии. Бернард Шоу

Да здравствует «Дон Жуан» – шедевр человеческого ума! Да здравствует Моцарт, бог музыки! Доминик Энгр

Моцарт такой легкий для восприятия. Его можно слушать рассеянно, расслабившись, занимаясь своими делами, читая газету. Глен Гульд

Самый трудный композитор? – Моцарт! Святослав Рихтер

Ох, как трудно осилить легкость Моцарта! Натан Перельман

Хотел бы я уметь писать так просто, как Моцарт! Рихард Штраус

В свой последний вечер Гессе слушал по радио Моцарта – Сонату C dur KV 309. Моцарта он любил под старость больше всего на свете. Потом он уснул и под утро мирно умер во сне – 9 августа 1962 года… Образ Моцарта представлялся Гессе воплощением самого духа музыки, свершением идеала «совершенного», «бессмертного» человека, примирившего в себе все противоречия, согласовавшего свою жизнь с «космической гармонией» мира. Сергей Аверинцев

Моцарт успокаивает физически. Объясняю это необыкновенной прозрачностью его письма: ни одного лишнего голоса и часто всего лишь двухголосие. Нам не нужно делать работу выбора: композитором все уже отобрано, им уже решена «задача на минимум» и слушатель тем самым избавлен от малейшего напряжения. Много легких, высоких звучаний и, напротив, мало низких, вязких; если мировую музыку уподобить аккорду, то Моцарт берет в этом аккорде самую верхнюю, самую светлую ноту. А такое звучание не может не просветлять душу, как не может не успокаивать отсутствие суеты… Леонид Гаккель

Музыка Моцарта воздействует на меня слишком непосредственно, и это делает меня прямо по настоящему больным. Жорж Бизе

Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Потому что грусть у него очень специфическая. Она всегда с отблеском надежды, а человек не должен ее терять, пока жив. Владимир Спиваков

С шокирующей непосредственностью музыка Моцарта, подобно зеркалу, демонстрирует нам наше отражение. Николаус Арнонкур

Вот все спрашивают: отчего умер Моцарт? От музыки, ответил бы я, не колеблясь. Джорджо Стреллер

Моцарт подорвал свое здоровье, путаясь с бабами. Карл Фридрих Цельтер – Гёте

Да, Моцарт был отравлен, но отравил его не Антонио Сальери, а кто то другой. Фрэнсис Карр

…Отрицаю я легенду о том, что Моцарта отравил Сальери… Следует признать: постоянно оживленный дух надорвал телесные силы Моцарта, что и привело его к преждевременной смерти. Иоганн Непомук Гуммель

…В моцартовском 1956 году медицина решительно заявила: [Моцарт] стал жертвой отравления ртутью! И как тут не впасть в искушение, взять да и заявить: все очень просто, Моцарт умер от венерической болезни, которую и лечили тогда ртутью. Йоханнес Дальхов, Гюнтер Дуда, Дитер Кернер

Во время заседания Центрального института моцартоведения в Зальцбурге 28 августа 1964 года сотрудники «австрийской музыкальной прессы» были готовы опубликовать любой, самый абсурдный диагноз, касающийся кончины Моцарта, но при одном условии: смерть его должна быть «естественной»! Йоханнес Дальхов, Гюнтер Дуда, Дитер Кернер

Дабы отучить своих подданных от чрезмерного обрядолюбия, Иосиф II – закоренелый рационалист и противник всяческих излишеств (недаром Моцарт некогда назвал его «скупердяем»!) – в 1780 х годах принял энергичные меры по радикальному упрощению процесса предания мертвецов земле…право на дорогостоящее индивидуальное погребение было сохранено только для представителей самых богатых и знатных семей. Всех остальных хоронили в общих могилах, по пять – шесть человек в каждой.

Левон Акопян

…Король Людвиг Баварский… навестил Констанцу в Зальцбурге [и] прямо спросил ее, почему затерялась могила мужа. Король услышал от вдовы Моцарта весьма невразумительный, наскоро придуманный рассказ о том, что она де часто посещала кладбище Св. Марка, бродила между могилами и видела так много крестов, что именно поэтому и решила, что установка их входит в обязанности духовных властей. Игорь Бэлза

Если мне когда нибудь суждено оказаться на небесах, то в первую очередь я спрошу там о Моцарте и только потом об Августине и Фоме, о Лютере, Кальвине и Шлейермахере. Карл Барт

Еще по теме:

  • Биографии австрийских композиторов
  • Цитаты и афоризмы Моцарта
    • Краткая биография Франца Шуберта
    • Краткая биография Иоганна Штрауса

    Популярно:

    • Женщина. Девушка. Леди
    • Жизнь и судьба
    • Крылатые фразы из Библии

    Комментарии:

    Сцена II

    Особая комната в трактире; фортепиано. Моцарт

    и
    Сальери
    за столом.
    Сальери
    Что ты сегодня пасмурен?
    Моцарт
    Я? Нет!
    Сальери
    Ты верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен? Обед хороший, славное вино, А ты молчишь и хмуришься.
    Моцарт
    Признаться, Мой Requiem меня тревожит.
    Сальери
    А! Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?
    Моцарт
    Давно, недели три. Но странный случай… Не сказывал тебе я?
    Сальери
    Нет.
    Моцарт
    Так слушай. Недели три тому, пришел я поздно Домой. Сказали мне, что заходил За мною кто-то. Отчего — не знаю, Всю ночь я думал: кто бы это был? И что ему во мне? Назавтра тот же Зашел и не застал опять меня. На третий день играл я на полу С моим мальчишкой. Кликнули меня; Я вышел. Человек, одетый в черном, Учтиво поклонившись, заказал Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас И стал писать — и с той поры за мною Не приходил мой черный человек; А я и рад: мне было б жаль расстаться С моей работой, хоть совсем готов Уж Requiem. Но между тем я…
    Сальери
    Что?
    Моцарт
    Мне совестно признаться в этом…
    Сальери
    В чем же?
    Моцарт
    Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит.
    Сальери
    И, полно! что за страх ребячий? Рассей пустую думу. Бомарше Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти “Женитьбу Фигаро”».
    Моцарт
    Да! Бомарше ведь был тебе приятель; Ты для него «Тарара» сочинил, Вещь славную. Там есть один мотив… Я все твержу его, когда я счастлив… Ла ла ла ла… Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил?
    Сальери
    Не думаю: он слишком был смешон Для ремесла такого.
    Моцарт
    Он же гений, Как ты да я. А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?
    Сальери
    Ты думаешь?

    (Бросает яд в стакан Моцарта.)

    Ну, пей же.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]