Цитаты Пикассо
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат испанского художника Пабло Пикассо (1881— 1973).
Этот человек привел нас к современной живописи.
Цитаты сгруппированы по темам: живопись, жизненная этика, художники, о себе, искусство, творчество, любовь, идея, молодость, работа, успех, дети, деньги, мир, понимание, человеческие проявления, старость. Приводятся цитаты о Пикассо.
О живописи
Живопись еще нужно изобрести.
Живопись — это просто другой способ ведения дневника.
Живопись сильнее меня и всегда заставляет меня делать то, чего она желает.
Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.
Если бы мы могли избавиться от нашего мозга и пользоваться только глазами…
Живопись — это что-то священное. Надо было бы еще сказать, что, если картина обладает большой силой воздействия, то это происходит потому, что в ней есть дух божий. Но люди могут понять это выражение неправильно. Между тем, оно ближе всего к истине.
Художественное течение побеждает только тогда, когда его берут на вооружение декораторы витрин.
Я терпеть не могу людей, которые говорят о прекрасном. Что есть прекрасное? Надо говорить о проблемах в живописи!
Почему две краски, расположенные рядом, поют? Может ли кто-то объяснить это? Нет. Поэтому никто никогда не сможет научить рисовать.
Нам нужно рисовать то, что на лице, или что внутри его или за ним?
Краски как черты лица, следуют за изменением эмоций.
О жизненной этике
Я не ищу. Я нахожу.
Может тот, кто считает, что может. А не может тот, кто считает, что не может. Это непреложный, неоспоримый закон.
Нет ничего хуже, чем великолепное начало.
Я всегда делаю то, что не умею. Иначе как я смогу научиться?
Если хочешь сохранить глянец на крыльях бабочки, не касайся их.
Я не верю в случайности. В истории бывают только неожиданные столкновения.
Семь раз посей, один раз отрежь.
Незаменимых нет, но есть неповторимые.
Если бы правда была одна, ты бы не смог нарисовать сотню полотен на одну и ту же тему.
О художниках
Художник — вместилище эмоций, которые приходят отовсюду: с небес, от земли, от шуршания бумаги, от мимолетных форм, от паутины.
Хорошие художники копируют, великие художники воруют. (авторство не установлено)
Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет.
Все имеют право меняться, даже художники.
Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — еще меньше.
Некоторые художники изображают солнце желтым пятном, другие же превращают желтое пятно в солнце.
Когда искусствоведы собираются вместе, они говорят о форме, структуре и смысле. Когда художники собираются вместе, они говорят о том, где можно купить дешевый растворитель.
О себе
Моя мама мне говорила: «Если ты станешь солдатом, то будешь генералом, если станешь монахом, то будешь настоятелем». Вместо этого я стал художником — и стал Пикассо.
Я хочу передать все то, что испытал в своей жизни, людям через кисть.
Одни видят что есть и спрашивают почему. Я вижу что могло бы быть и спрашиваю «почему нет?»
Я избражаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу.
Дайте мне музей, и я заполню его.
Настоящие художники — Рембрандт, Джотто, а я лишь клоун; будущее в искусстве за теми, кто умеет кривляться.
Если бы все дороги, что я прошел, отметить на карте и соединить в одну линию,она выглядела бы в виде минотавра.
Об искусстве
Искусство — ложь, которая делает нас способными осознать правду.
Искусство — это исключение ненужного.
Искусство смывает пыль повседневности с души.
Искусство — дитя сиротства и тоски. Другие пишут свою жизнь, я пишу картины.
Никто и никогда не видел естественное произведение искусства.
Скрытая гармония лучше, чем очевидная.
Кто видит человеческое лицо правильно: фотограф, зеркало или художник?
Если хотите продать ненужную вещь, назовите ее произведением искусства.
Люди, делающие искусство своим бизнесом, по большей части мошенники.
Скульптура — это искусство ума.
Кстати, цитаты про искусство
О творчестве
Чтобы рисовать, ты должен закрыть глаза и петь.
Каждый акт творения — изначально — акт разрушения.
Твори в картине как в жизни — непосредственно.
Хороший вкус — худший враг творчества.
Все, что ты можешь вообразить — реально.
Когда вдохновение приходит ко мне, оно застает меня за работой.
Кстати, цитаты о творчестве
О любви
Если бы некого было любить, я бы влюбился в дверную ручку.
Любовь — лучший восстановитель.
Когда мы влюбляемся в женщину, мы не измеряем мысленно длину ее ног.
Есть только два типа женщин — богини и подстилки.
Кстати, цитаты о любви
Об идее
Я начинаю с идеи, а потом она становится чем-то еще.
Идея это точка отправления и ничего более. Как только ты освоишь это, она преобразуется в мысль.
У тебя должна быть идея, что ты собираешься делать, но она должна быть не совсем определенной.
О молодости
У юности нет возраста.
Надо потратить много времени, чтобы стать наконец молодым.
40 лет — это такой возраст, когда наконец-то чувствуешь себя молодым. Но уже слишком поздно.
О работе
Работа — необходимость для человека. Человек изобрел будильник.
Без великого одиночества серьезная работа невозможна.
Я отдыхаю, когда работаю, и устаю, когда бездельничаю или принимаю гостей.
Кстати, цитаты о работе
Об успехе
Откладывайте на завтра лишь то, что вы не хотите завершить до самой смерти. Действие — основной ключ к успеху.
Успех таит в себе опасность. Начинаешь копировать себя, а это — еще более опасно, чем копировать других. Это приводит к бесплодности.
Кстати, цитаты про успех
О детях
Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребёнок.
Кстати, цитаты о детях
О деньгах
Я хочу жить как бедный человек с деньгами.
Я не владею ни одной своей картиной потому что оригинал Пикассо стоит несколько тысяч долларов — такую роскошь я не могу себе позволить.
Кстати, цитаты про деньги
О мире
Окружающий мир сегодня не создает ощущений, не поэтому ли мне следует рисовать картины?
Мир сегодня не имеет смысла. Так почему я должен рисовать картины, в которых смысл есть?
Кстати, цитаты о мире
О понимании
Есть ли что-либо опаснее, чем сочувственное понимание?
Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?
О человеческих проявлениях
И среди людей больше копий, чем оригиналов.
Заставить себя ненавидеть труднее, чем любить себя.
О старости
Мы не стареем, мы созреваем.
С возрастом ветер все сильнее. И он всегда в лицо.
О разном
Мы, испанцы, — это месса утром, коррида после полудня и бордель поздно вечером.
Бог — такой же художник, как другие художники. он создал слона, жирафа и кошку. У него нет настоящего стиля,но он придерживается новых идей.
Гений Энштейна привел к Хиросиме.
Компьютеры бесполезны. Они могут только давать ответы.
Как видим, большинство явлений и проблем Пикассо рассматривает через призму живописи. Порой такая оптика дает довольно неожиданные результаты.
Цитаты про Пикассо
- Ж. Кокто: Отправляясь в дорогу, он никогда не знает, куда придет, но его путь всегда завершается триумфом.
- Л. Польдес: Антигармоничный, психованный композитор пишущих машинок и трещоток, Эрик Сати ради своего удовольствия вымазал грязью репутацию «Русского Балета», устроив скандал, в то время, когда талантливые музыканты смиренно ждут, чтобы их сыграли… А геометрический мазила и пачкун Пикассо вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят.
- К. Шанель: В нем было что-то порочное. Он был очарователен, как ястреб, и немного напугал меня. Я чувствовала, когда он входил в комнату; во мне что-то замирало. Он здесь! Я еще не видела его, но уже ощущала его присутствие. Только потом находила его глазами. Он так смотрел на меня… Меня бросало в дрожь. (кстати, цитаты Шанель)
- С. Дали: Феномен биологический и династический который составляет кубизм Пикассо был первым великим имажинативным каннибализмом превзошедшим экспериментальные амбиции современной математической физики. (кстати, цитаты Дали)
- Г. Стайн: Не нужно забывать, что реальность двадцатого века отличалась от реальности века девятнадцатого. Пикассо был единственным художником, почувствовавшим это, в самом деле единственным… Матисс и остальные смотрели на двадцатый век, а видели то, что было в девятнадцатом.
- В. Конецкий: Если Ньютон мог сказать, что достиг многого лишь потому, что стоял на плечах гигантов, то этого никак не мог бы сказать Пикассо, который тратил огромные деньги на аукционах живописи обезьян. Очевидно, Пикассо находил в живописи шимпанзе нечто такое же важное, что и в «Сикстинской мадонне». В какой-то степени Пикассо стоял на плечах шимпанзе.
Далее вы можете перейти к другим подборкам:
- цитаты Ван Гога
- цитаты Леонардо да Винчи
- цитаты Хемингуэя
- цитаты Маяковского
- цитаты Сент-Экзюпери
- цитаты Эйнштейна
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!
I. групповые ошибки
Синтез * Чревовещание * Народная мудрость
1. «Хорошие художники копируют, великие художники воруют».
2. «За всяким большим состоянием скрывается преступление».
3. «Никто не может заставить вас чувствовать неполноценность без вашего согласия».
4. «Моральная дуга Вселенной длинна, но гнётся к справедливости».
5. «Для торжества зла достаточно лишь бездействия хороших людей».
6. «Гений — 1 % вдохновения и 99 % пота».
7. «Вопрос не в том, кто мне позволит, а в том, кто меня остановит».
8. «Не прогибайтесь. Не сглаживайте углы. Не пытайтесь всё в жизни подчинить логике. Не изменяйте себе в погоне за модой».
9. «В борьбе за выживание наиболее приспособленные побеждают за счёт конкурентов».
10. «Жизнь — это путешествие, а не пункт назначения».
11. «640 килобайтов [компьютерной памяти] должно хватить любому».
12. «Будь добр ко всем. Каждый, кого ты встречаешь, ведёт свой тяжёлый бой».
13. «Цель жизни — обнаружить в себе свой дар. Смысл жизни — этот дар отдать».
14. «Мы не наследуем Землю у наших предков; мы берём её взаймы у наших детей».
15. «Если любишь кого-то, дай ему свободу. Если человек вернётся, он твой».
16. «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и ты накормишь его на всю жизнь».
17. «Выбери дело, которое любишь, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни».
18. «Птица поёт не потому, что у неё есть ответ, она поёт потому, что у неё есть песня».
Синтез
1. «Хорошие художники копируют, великие художники воруют» (Пабло Пикассо)
В 1988 году в газете Sydney Morning Herald
вышла статья о судебных процессах в компьютерной индустрии и развитии устройств
Macintosh
, в которой автор цитирует спорное высказывание Стива Джобса — культового предпринимателя, одного из основателей компании
Apple
: ["Computers Keep the Courts Active,” Sydney Morning Herald, April 11, 1988, 20, https://goo.gl/zxSf74.]
…
«Хорошие художники копируют, великие художники воруют», — Стив Джобс говорил, что держал в уме эту фразу Пабло Пикассо, когда разрабатывал компьютеры.
Затем Джобс повторил её в интервью для многосерийной телепередачи «Триумф ботаников: подъём случайных империй» (Triumph of the Nerds: The Rise of Accidental Empires
) производства PBS (впоследствии эта беседа легла в основу полнометражного документального фильма «Потерянное интервью»,
The Lost Interview
): [["The Television Program Transcripts: Part III,” companion website for 1996 PBS television program Triumph of the Nerds, accessed March 6, 2013, https://www.pbs.org/nerds/part3.html.]r>
…
Всё сводится к попытке открыть для себя лучшее, что было создано людьми, а затем привнести это в собственное творчество. Знаете, как говорил Пикассо: «Хорошие художники копируют, великие художники воруют» — и мы с коллегами всегда бесстыдно крали великие идеи. Я думаю, Macintosh
стал отличным продуктом отчасти потому, что над его созданием трудились музыканты, поэты, художники, зоологи, историки, которые к тому же оказались лучшими компьютерщиками в мире.
В 1996 году, когда программа вышла в свет, высказывание повторила кинокритик газеты Philadelphia Inquirer
, случайно или намеренно изменив его содержание:
…
Всё это доказывает утверждение Пабло Пикассо о том, что «плохие художники копируют, великие художники воруют».
Но что насчёт Джобса? Верно ли он приписал эти слова Пикассо?
В статье «Имитаторы и плагиаторы», опубликованной в журнале Gentleman’s Magazine
в 1892 году, мне встретилась любопытная фраза с похожим смыслом. Автор Дэвенпорт Адамс пишет, что «подражать» — похвально, а «красть» — недостойно. Адамс восхваляет произведения лорда Альфреда Теннисона и наглядно показывает, как знаменитый поэт сочинял стихотворения на основе лирики своих предшественников: [W. [W. H. Davenport Adams, "Imitators and Plagiarists, In Two Parts — Part II,” Gentleman’s Magazine, June 1892, 627–28, https://goo.gl/WqSo1N.] …
Теннисон пользуется приёмом уподобления: он заимствует образ и вплетает его в собственное полотно. Я приведу несколько примеров, подтверждающих следующий афоризм: «Великие поэты подражают и улучшают, а мелкие крадут и портят».
Обратите внимание: Адамс считает, что поэт не должен красть, в то время как Джобс благосклонно относится к художникам, которые копируют или воруют. Более того, кажется, что он цитирует Пикассо, чтобы заявить: именно неприкрытое воровство делает хорошего художника великим. В конце статьи Адамс хвалит Теннисона и осуждает плагиаторов. Как ни странно, со временем выражение обрело новый глагол «заниматься плагиатом» — об этом я расскажу чуть ниже.
В 1920 году вышла книга Томаса Элиота «Священный лес: очерки о поэзии и критике» (The Sacred Wood: Essays on Poetry and Criticism
), в которой знаменитый поэт представил свой вариант афоризма. Возможно, иронизируя, Элиот переворачивает высказывание Адамса: по его мнению, «подражать» — скверно, а «красть» — похвально. Такая формулировка ближе всего к современной версии, которую использовал Джобс: [T. S.[T. S. Eliot, The Sacred Wood: Essays on Poetry and Criticism (London: Methuen, 1920), 114. Accessed in Internet Archive, https://archive.org/stream/sacredwoodessaysooeliorich#page /114/mode/2up.]…
Настоящего поэта отличает его умение заимствовать. Неопытные поэты подражают, мастера слова — воруют. Плохие поэты портят то, что берут у других, хорошие — улучшают или, по крайней мере, превращают в нечто другое. Воруя, хороший поэт создаёт уникальное произведение, совершенно не похожее на оригинал, в то время как у плохого не выходит ничего цельного. Хороший поэт обычно заимствует материал не у современников, а у предшественников, либо у зарубежных коллег, либо у представителей иных эстетических направлений.
В 1949 году книжный обозреватель журнала Atlantic Monthly
употребил афоризм, заменив глагол «красть» на «заниматься плагиатом». Автором цитаты был назван Элиот — после этого ещё не один десяток лет считалось, что фраза принадлежит ему. [Harve[Harvey Breit, "Reader’s Choice,” Atlantic Monthly, October 1949, 76–78.]…
Томас Элиот однажды написал, что незрелый поэт подражает, а зрелый занимается плагиатом. Ещё раньше Гёте сказал Эккерману: «Не секрет, что каждый великий мастер перенимает хорошее у своих предшественников — именно это делает его великим».
В книге Марвина Магалейнера «Время ученичества: мифы о юном Джеймсе Джойсе» (Time of Apprenticeship: the Fiction of Young James Joyce
), опубликованной через десять лет после статьи в литературном журнале, встречается ещё одна версия выражения.
Как ни странно, Магалейнер в тексте намекает на Элиота, однако не пишет (возможно, по незнанию) о том, что он может быть автором цитаты. Слово «поэты» Марвин меняет на «художники», а «подражать» — на «заимствовать»:
…
Очевидно, что на любого автора накладывает отпечаток всё, что он прочитал. Этот стереотип ещё сорок лет назад увековечил Томас Элиот. Тем не менее это суждение становится постулатом, когда речь идёт о таких многогранных поэтах, как Паунд, Элиот или Джойс. Они не ограничиваются общими идеями и приёмами предшественников, а вникают в строки и составляют из слов новую мозаику. Перефразируя современного критика: «Незрелые художники заимствуют, зрелые художники воруют». Джойс был зрелым художником.
Три года спустя, в 1962-м, в журнале Esquire
вышла юмористическая статья Роберта Бентона и Глории Стейнем под названием «Принц-студент: как прийти к власти без диплома» (
The Student Prince: Or How to Seize Power Through an Undergraduate
). В тексте приведены несколько цитат, и в их подлинности Бентон и Стейнем, похоже, ничуть не сомневались. Например, вот три высказывания, опубликованные в разделе «Шесть цитат, которые помогут вам сдать любой выпускной экзамен. Используйте их с умом»:
…
«Бабье лето как женщина: зрелая, пылкая, но ветреная» (Грейс Металиус).
«Неопытные художники подражают, искушённые воруют» (Лайонел Триллинг).
«Пожалуй, моё любимое оружие — купюра в двадцать баксов» (Рэймонд Чандлер).
С первой фразы на самом деле начинается бестселлер Грейс Металиус «Пейтон Плейс» (Peyton Place
), написанный в 1956 году, хотя знаки препинания и заглавные буквы в романе были расставлены иначе. Шутку про «двадцатку» Рэймонд Чандлер действительно сочинил в 1951 году. О принадлежности цитаты знаменитому литературному критику Лайонелу Триллингу доподлинно неизвестно, однако публикация в журнале
Esquire
способствовала её широкому распространению за его авторством. К 1960–1970-м годам высказывание, приписываемое Элиоту, звучало в тех же кругах, что и голоса Триллинга и других героев того времени, чем вполне можно объяснить ошибку Стива Джобса. Так, в 1967 году музыкальный критик и лектор Питер Йейтс из Лос-Анджелеса выпустил книгу «Музыка двадцатого века: эволюция с конца эпохи гармоники до современного звучания» (
Twentieth Century Music: Its Evolution from the End of the Harmonic Era into the Present Era of Sound
). Йейтс утверждает, что слышал видоизменённый афоризм от выдающегося композитора Игоря Стравинского. В новой версии уже нет ни «художников», ни «поэтов»:
…
О своём произведении «Три песни из Уильяма Шекспира», написанном под впечатлением от музыки Веберна, Стравинский сказал: “Хороший композитор не подражает — он ворует».
В книге 1974 года, посвящённой сценическому оформлению, автором знаменитой цитаты указан лауреат Нобелевской премии по литературе Уильям Фолкнер:
…
Пожалуй, доля правды в словах Уильяма Фолкнера о том, что «незрелые художники копируют, а великие воруют», куда больше, чем нам хотелось бы признать. Понимание того, что и когда нужно украсть — значительная часть самообразования художника.
В 1975 году Брэндон Гилл, постоянный автор еженедельника «Нью-Йоркер», использовал это выражение в автобиографии. Он приписал цитату Элиоту, однако употребил глагол «заниматься плагиатом». Таким образом, Гилл повторил ошибку обозревателя Atlantic Monthly
, совершённую ещё в 1949 году: [Brendan[Brendan Gill, Here at The New Yorker (New York: Random House, 1975), 53.]>Был ли прав Пикассо, когда сказал, что гениальные художники воруют
На встречах о стилях искусства один из моих самых любимых вопросов слушателям – в чем причина скандальности картины Эдуарда Мане “Завтрак на траве”? Чем именно картина могла так поразить общественность 19 века, что прославилась на века?
Э. Мане «Завтрак на траве» 1862-1863 гг.
И каждую встречу получаю один и тот же ответ – неловкостью изображенной ситуации – обнаженная женщина в компании одетых мужчин завтракает на улице. Зрители видят в такой композиции вызов этическим нормам общества. И с этим предположением сложно не согласиться, если бы не одно “но”.
Дело в том, что выбранный художником сюжет не является новинкой в истории мировой живописи и, кроме того, почти в точности цитирует (или копирует?) классиков эпохи Возрождения. Так прообразом “Завтрака на траве” стал “Суд Париса” Рафаэля (непосредственно картина, к сожалению, не сохранилась, но до нашего времени дошла гравюра на меди авторства Маркантонио Раймонди).
Рафаэль «Суд Париса» 1515-1516 гг.
На картине Рафаэля представлен сюжет древнегреческой мифологии – три богини, изображенные в центре композиции: жена Зевса Гера, воительница Афина и богиня любви Афродита убеждают прекрасного Париса, кому их них принадлежит яблоко с надписью «Прекраснейшая». Одним словом, перед нами представлен древнегреческий конкурс красоты. При этом каждая из девушек обещает юноше награду: Гера — власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Но Парис отдает яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет.
Но наше внимание в этой многосюжетной композиции приковывают позы героев, второстепенной по значимости, группы людей в правой части картины, которые практически в точности повторяют позы участников гламурного завтрака, устроенного Мане, с той лишь разницей, что Рафаэль цитировал античность прямолинейно и не стал одевать даже мужчин в своем произведении. Все трое участников беседы предстают перед нами обнаженными и вполне раскрепощенными.
Следующим художником, который развил тему неловкости выбранного момента, стал Джорджоне. В картине “Гроза” представлена действительно неоднозначная ситуация – за полуобнаженной кормящей матерью наблюдает молодой мужчина.
Джорджоне «Гроза» 1508-1509 гг.
Искусствоведы до сих пор спорят об истинных замыслах художника, но факт остается фактом – одна из центральных идей “Грозы” – провокация. Даже если истинная цель мужчины на данном полотне – охранять интимный момент матери и дитя, идея картины все равно кажется неоднозначной и вполне себе скандальной даже для XVI века.
Получается, что Эдуард Мане грамотно синтезировал задумки своих великих коллег-предшественников, а затем дополнил проверенный ими рецепт новой техникой исполнения (свободный метод нанесения мазков краски на холст явился прародителем импрессионизма). И вот результат – картина “Завтрак на траве” произвела эффект взорвавшейся бомбы на выставке «Салон отверженных» в Париже, созданной Наполеоном III, в поддержу художников, работы которых не были приняты на основную выставку, именуемую «Парижский салон». Результат оправдал средства.
Среди других авторов, которые не побоялись взять за основу своих работ проверенные временем задумки, не менее именитые товарищи.
Так сам Рафаэль одолжил у своего современника Микеланджело хорошо продуманную композицию рельефа «Мадонна с младенцем» и создал образ Бриджуотерской Мадонны.
В этих работах, поза младенца, а также утонченные изгибы тела Марии практически идентичны. Надо сказать, что и лик Мадонны напоминает типаж женщин с полотен великого Леонардо, творчество которого являлось образцом идеала для Рафаэля.
Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» 1508-1510 гг. (фрагмент)
Другой не менее смелый эксперимент – художник Рейнолдс иллюстрирует свои блестящие знания живописи старых мастеров в работе “Леди Кокбёрн с тремя старшими сыновьями”.
Помимо изображения женщины, окруженной тремя детьми, очень схожих на героев картины “Милосердие” Ван Дейка, поза одного из детей заимствована из “Венеры с зеркалом” Веласкеса.
Что это, копирование состоявшихся великих идей или стремление к совершенству? Пабло Пикассо сказал: «Хорошие художники копируют, гениальные художники воруют ». Но истории искусства известны целые эпохи подражания предшествующим. Так, например, художники Возрождения и Классицизма цитировали античность дословно, при этом создавая новые методы и подходы к живописи, ее восприятию.
Возможно, именно так художники каждой эпохи ищут свой уникальный собственный стиль через перерождение идей предшественников. В любом случае, последующие поколения, то есть мы, обретаем произведения искусства великих мастеров и информацию к размышлению о творческом пути автора.
LiveInternetLiveInternet
Не совсем обычные факты из жизни легендарных талантов.
Об известных художниках можно найти огромное количество информации – как они жили, как творили свои бессмертные произведения.
Многие обычно не задумываются об особенностях характера и образа жизни художника. А ведь некоторые факты из биографии или история создания той или иной картины являются порой весьма занимательными и даже вызывающими.
Пабло Пикассо
/Хорошие художники копируют, великие – воруют./
-Когда Пабло Пикассо родился, акушерка посчитала его мертворожденным. Спас ребёнка его дядя, который курил сигары и, увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо, после чего Пабло заревел. Таким образом, можно сказать, что курение спасло Пикассо жизнь.
-Видимо, Пабло родился художником — его первое слово было PIZ, сокращенное от LAPIZ (карандаш по-испански).
-В ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров.
-Пикассо носил длинную одежду, а также у него были длинные волосы, что было неслыханно для тех времен
-Полное имя Пикассо состоит из 23 слов: Пабло-Диего-Хосе-Франсиско-де-Паула-Хуан-Непомусено-Мария-де-лос-Ремедиос-Киприано-де-ла-Сантисима-Тринидад-Мартир-Патрисио-Клито-Руиз-и-Пикассо.
Винсент ван Гог
/Не опасайся совершать ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого./
— Обилие желтого цвета и желтых пятен разных оттенков на его картинах, как считают, вызвано большим количеством употребления лекарств от эпилепсии, которая развилась от чрезмерного употребления абсента. «Звездная ночь», «Подсолнухи».
— За свою беспокойную жизнь Ван Гог побывал не в одной психиатрической больнице с диагнозами от шизофрении до маниакально-депрессивного психоза. Его самая знаменитая картина «Звездная ночь» была написана в 1889 году в больнице в городке Сан Реми.
— Покончил жизнь самоубийством. Он выстрелил себе в живот, спрятавшись во дворе фермы за кучей навоза. Ему было 37 лет.
— Всю жизнь Ван Гог страдал от низкой самооценки. Он продал при жизни лишь одно свое произведение – Red Vineyard at Arles. А Слава к нему пришла только после его смерти. Если бы только Ван Гог знал, насколько станут популярны его работы.
— Ван Гог отрезал себе не целое ухо, а только кусочек его мочки, что практически не больно. Однако до сих пор широко распространена легенда, что художник ампутировал себе всё ухо. Эта легенда даже отразилась в характеристике поведения больного, который оперирует себя сам либо настаивает на определённой операции — его назвали синдромом Ван Гога.
Леонардо да Винчи
/Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха./
— Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой»
— Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево
— Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
— Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.
— Леонардо да Винчи был суровым вегетарианцем, и никогда не пил коровье молоко, так как считал это варварством.
Сальвадор Дали
/Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало./
— Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.
— Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».
— Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.
— Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.
— Прозвищем Сальвадора Дали было «Avida Dollars», что в переводе означает «страстно любящий доллары».
— Логотип «Чупа-Чупса» с ромашкой нарисовал Сальвадор Дали. В несколько изменённом виде она сохранилась до наших дней.
— В каждой из работ Дали есть либо его портрет, либо силуэт.
Анри Матисс
/Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть./
— В 1961 году, картина Анри Матисса «Лодка» (Le Bateau), выставленная в Нью-йоркском Музее современного искусства, провисела вверх ногами сорок семь дней. Картину вывесили в галерее 17 октября, и лишь 3 декабря кто-то увидел ошибку.
— Анри Матисс страдал от депрессии и бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался с воплями. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение.
— Многие годы Матисс жил в нужде. Ему было около сорока, когда он, наконец, смог самостоятельно обеспечивать семью.
— Анри Матисс никогда не рисовал в картине скал, четких кристаллов домов, обработанных полей.
— За последние 10 лет жизни, ему был поставлен диагноз рак двенадцатиперстной кишки, и ему пришлось остаться в инвалидной коляске.
Эдвард Мунк
/В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл, я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь./
— Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.
— Его картина «Крик» — это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе.
— Он был одержим работой и сам об этом говорил так: «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать».
Поль Гоген
/Искусство это абстракция, извлекайте её из природы, фантазируя на её основе, и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате./
— Художник родился в Париже, но детские годы провёл в Перу. Отсюда — его любовь к экзотике и тропическим странам.
— Гоген легко менял техники и материал. Увлекался он и резьбой по дереву. Часто испытывая материальные затруднения, он был не в состоянии купить краски. Тогда он брался за нож и дерево. Двери своего дома на Маркизских островах он украсил резными панелями.
— Поль Гоген работал чернорабочим на Панамском канале.
— Натюрморты художник писал в основном не прибегая к модели.
— В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа.
— Частые и беспорядочные связи с девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом.
Ренуар Пьер Огюст
/В сорок лет я обнаружил, что король всех цветов — черный./
— Примерно в 1880 году Ренуар впервые ломает свою правую руку. Вместо того чтобы расстроиться и горевать по этому поводу, он берёт кисть в левую, и через некоторое время ни у кого не возникает сомнения, что сможет писать шедевры обеими руками.
— Успел написать около 6000 картин за 60 лет.
— Ренуар был настолько влюблен в живопись, что не прекращал работать даже в старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой привязанной к рукаву. Однажды его близкий друг Матисс спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся).
Смотрите также:
-Неизвестные факты об известных писателях
-Любопытные факты о продуктивности, времени и счастье
Хорошие художники копируют; великие художники крадут
Стив Джобс часто повторял фразу «хорошие художники копируют; великие художники крадут», которую он приписывал Пабло Пикассо. Достоверных свидетельств того, что Пикассо когда‑то сказал это, нет. Но многие все равно приписывают ее великому художнику. В 1920 году Томас Элиот[16] п[16]л: «Незрелые поэты имитируют; зрелые поэты крадут; плохие поэты ухудшают заимствованное, а хорошие поэты делают из этого нечто лучшее или как минимум нечто иное».
В нашем мире очень немного нового. Как говорит мой коллега Ларри Лейфер: «Весь дизайн на самом деле – переделка». Все, о чем вы думаете, хотя бы частично уже обдумывалось до вас. И глупо игнорировать мудрость предшественников. Если вы видите хорошую информацию и не используете ее, то поступаете нелепо. Никто не может выжить в одиночку. Сам факт того, что вы умеете говорить, читать и складывать, свидетельствует о том, что вы воспользовались чьими‑то идеями для своих нужд. Общество строится на чужих идеях.
Не слишком комплексуйте по поводу «кражи» идей. Разумеется, нельзя просто заимствовать и копировать их, не развивая и не улучшая. Зато можно строить что‑то новое на уже существующем фундаменте. И не стоит быть слишком жадным по отношению к вашим собственным идеям.
Меня не оставляет одна тревожная мысль: сколько жизней можно было бы сохранить на Земле, если бы некоторые исследователи не так долго держали свои открытия в секрете или не так рьяно гнались за Нобелевской премией. Некоторые люди параноидально оберегают свои открытия и информацию, часто многие годы, прежде чем публикуют их в своих работах. Общество значительно выиграло бы от того, что люди работали бы в атмосфере более тесного сотрудничества.
Так что активно сотрудничайте с другими.
Проклятие профессионального нетворкинга[17]
[17]Если вы читаете книги о бизнесе или посещаете бизнес‑классы, то наверняка слышали о чудесах нетворкинга – приемах вроде раздачи визитных карточек на бизнес‑ланчах или общественных мероприятиях, а также продвижения своего имиджа в сообществе. Нетворкинг подразумевает заискивание перед объектом с целью манипулировать им.Мой вам совет: никогда не прибегайте к нетворкингу. Если, применяя эти приемы, вы стремитесь сравняться с людьми, которые выше вас по социальному или материальному положению, то рискуете установить сомнительные и неискренние отношения с ними. Правда, есть такие ловкие специалисты по нетворкингу, которые могут всучить кому угодно что угодно. И тем более я счастлив тем, что, ложась спать, я остаюсь собой и не похож на них.
Я слышал немало историй о людях, которые преувеличивают уровень и важность своих связей. Старайтесь так не поступать. Иногда беспринципный человек может сказать вам: «Джо Смит посоветовал мне с вами встретиться», – хотя на самом деле Джо Смит ничего подобного ему не говорил. Если такие слова дойдут до Смита, можете себе представить, какова будет его реакция? Не стоит использовать чье‑то имя, чтобы проникнуть за закрытую дверь, даже если это имя вашего друга. Если уж вы хотите так поступить, по крайней мере спросите его разрешения на это, иначе все это может выйти вам боком.
Жизнь дана нам не для того, чтобы идти наверх по чужим спинам. Будьте всегда естественны и развивайте дружеские отношения. Многие опасаются смешивать профессиональную жизнь с личной. И я считаю это прискорбным. Я однажды понял это особенно отчетливо, когда беседовал с Жаном и Жоржем, которые проработали вместе много лет и, как я понял, практически ничего не знали друг о друге. Они никогда не бывали друг у друга в гостях и ничего не знали о супругах и детях друг друга. Какая жалость! Так что не бойтесь настоящих человеческих взаимоотношений. Ведь они так важны.
У некоторых людей есть негативный опыт работы с друзьями. Но есть и немало примеров, когда именно друзья сохраняют отношения плодотворного сотрудничества на долгие годы, а то и на всю жизнь. Мой коллега Дэвид Келли полюбил работать с друзьями со времен, когда учился на магистра в Стэнфордском университете. Позже с несколькими однокурсниками он организовал компанию под названием Intergalactic Design. С тех пор прошло более 40 лет, и теперь в составе одноименного холдинга уже три компании. Но до сих пор многие из университетских друзей Келли работают вместе с ним.
Народная мудрость гласит: если вы одолжите деньги друзьям, то можете потерять и деньги, и дружбу. Я думаю, это может случиться, только если друзья ненастоящие. Я всегда находил огромное удовольствие в помощи своим друзьям, финансируя их проекты или решая временные трудности. При этом я ни разу не потерял ни денег, ни друзей.
Когда вы выстраиваете с людьми такие искренние отношения, слово «нетворкинг» даже не приходит в голову. Вы думаете о своих друзьях. Вы обращаетесь к ним за помощью, и они сразу откликаются, потому что они ваши друзья и между друзьями это принято, а не потому, что вы искусственно улыбаетесь им и крепко жмете руку за деловым обедом.
Дайте людям возможность увидеть в вас человека. Будьте естественны. Всегда спрашивайте себя, кого вы хотели бы видеть на пороге своего дома – друга или коммивояжера?
Старайтесь искать друзей, где бы вы ни находились. Чаще приглашайте людей пообедать или поужинать в кафе или у себя дома. Когда вы узнаете, что в семье вашего друга кто‑то заболел, поинтересуйтесь состоянием больного уже на следующий день.
Ваша очередь
У вас есть коллеги, о которых вы мало знаете? Постарайтесь поближе познакомиться с ними. Вытащите их на обед или перерыв и поговорите на общие темы (желательно не о работе или служебных пересудах). Узнайте побольше об их жизни, и если им это будет интересно, расскажите подробнее о себе.
В целом если вы хотите получить от других людей необходимую вам помощь, то: а) попросите о ней, потому что не все все знают о ваших реальных нуждах; б) всегда будьте скромны. Не изображайте, что вы знаете больше, чем вам известно на самом деле. Большинство людей бывают польщены, когда понимают, что ваши нужды настоящие и вы обращаетесь к ним за их опытом и знаниями. Когда вам помогают, уважайте время ваших партнеров: не преследуйте их звонками и не ожидайте, что они ответят письменно на сотни ваших вопросов. Цените их помощь.
Глава 5
Действие – это всё
Тому, чему мы должны научиться, мы учимся делая.
Аристотель
Когда кто‑то из нас решается на серьезную перемену, в нем как будто щелкает невидимый переключатель. Тот, кто всю свою жизнь боролся с лишним весом, решается наконец похудеть. Тот, кто много лет терпел грубого руководителя, решает уйти из компании. Тот, кто долго носил в своем сердце любовь, решается пригласить свою любимую на кофе. В человеке что‑то меняется, и он предпочитает действие бездействию.
Вы можете либо вечно сидеть в темноте и ждать, пока на вас снизойдет свет, либо встать, пересечь комнату и сами включить свет, щелкнув выключателем.
Попытка и действие
Как мы уже установили, есть большая разница между попыткой к действию
и собственно
действием.
Проблема возникает тогда, когда люди отождествляют их. Если вы пытаетесь что‑то сделать, то у вас это может получиться, а может не получиться. Если у вас что‑то не получается, допустимо изменить подход к решению проблемы. Но результат все равно может оказаться далеким от идеала. Это может повторяться бесконечно, но на деле вы предпринимаете попытки, пока не достигнете успеха, устанете от них или вас что‑нибудь отвлечет. Да, этот путь решения проблем нельзя назвать продуктивным.
Если вы делаете что‑то, то независимо от того, сколько раз вы наталкиваетесь на препятствие или насколько ошибочна ваша тактика, вы все равно стремитесь выполнить задачу и мобилизуете внутреннюю решимость.
Действие подразумевает наличие намерения
и
концентрации.
Помните упражнение, в котором я предлагал студентам сначала попытаться
взять у меня объект, а потом
взять
его? Борьба за объект, когда слушатель‑доброволец пытался вырвать его у меня из рук, смотрелась весело. Вообще попытки сами по себе могут приносить удовольствие. Но результаты дает только действие.
Как‑то в 1974 году я ужинал со своим другом Гарольдом в русском ресторане Russian Tea Room, фешенебельном заведении рядом с «Карнеги‑холл» в Нью‑Йорке. Все официанты были одеты в униформу казаков, которая моему другу очень нравилась, потому что он был большим поклонником СССР. Гарольд все время повторял, как было бы здо
рово, если бы ему удалось заполучить одну из таких униформ. И тут мне в голову пришла мысль. Я решил сделать это. Я решил достать для Гарольда такую униформу, чего бы мне это ни стоило.
Воспользовавшись легендарной прижимитостью Гарольда, я послал его за такси, сказав, что сам заплачу за ужин. Когда Гарольд вышел, я окинул взглядом официантов, выбирая того, который внешне был наиболее склонен к небольшим экономическим сделкам. Я подозвал его к столику, сказал ему, что нам очень понравился ужин, и сообщил о том, как Гарольд восхищается их униформой. Я намекнул официанту, что если он достанет мне такую униформу для Гарольда, то я буду ему благодарен.
– Насколько благодарны? – спросил он.
Я взял свой бумажник, открыл отделение для банкнот и сказал:
– Решайте вы.
Он достал из моего бумажника купюру в 10 долларов (сегодня это, наверное, было бы 50 долларов) и молча покинул зал. Через несколько минут я ждал Гарольда с такси на тротуаре перед рестораном, держа в руках сверток с полной казацкой униформой, включая сапоги, которые были завернуты во вчерашнюю газету.
Гарольд умер в 2011 году, и я часто вспоминаю его, когда предлагаю слушателям упражнение «попытка – действие». Я вспоминаю ощущение триумфа от результата реализации своей идеи. До сих пор во мне поднимается волна теплоты, когда мысленно я вижу счастливого и ошеломленного Гарольда в момент вручения униформы.
Однажды я вел семинар для корпоративной группы в Сеуле. Одна молодая женщина вызвалась поучаствовать в моем «фирменном» упражнении с отбиранием предмета. Но как только я сделал ей соответствующее предложение, она резким движением сняла с моего лица очки и пригрозила разбить их, если я не отдам ей предмет. Я вынужден был заплатить выкуп и получил назад свои очки в целости и сохранности. Было немного страшно, но ведь она действительно проявила творческий подход к решению проблемы!
Этот инцидент обозначает проблемы этики и морали. Вот крайний вариант: если бы я должен был убить вас, чтобы перейти от попытки к действию, в нормальных условиях я, конечно, не стал бы убивать. Мое упражнение проводит различие между попыткой и действием. Оно не касается морали. А вам решать, перейдете ли вы в процессе действия какие‑то границы. Если действие предполагает это, то, возможно, вам лучше отказаться от него.
Я не знаю, разбила бы та кореянка мои очки на самом деле. Судя по ее решимости, она вполне могла пойти на это. Тогда я просто купил бы новые очки. В любом случае ее намерение оказалось достаточно сильным, при этом моральных границ она не переступила.
Недавно в моей семье произошел случай, который прекрасно иллюстрирует разницу между попыткой и действием. Мы с моей женой Рут поехали поужинать в Сан‑Франциско. Возвращаясь домой после ужина, мы проезжали мимо кинотеатра, который довольно часто посещаем. У кассы я заметил очередь, а на афише значилось название фильма, который был мне интересен. Я предложил Рут купить билеты, пока я поищу место для парковки. Она вообще‑то к кино равнодушна, но согласилась.
Когда я подошел к кинотеатру 10 минут спустя, я удивился, что Рут не стоит в очереди. Она сказала мне, что попыталась купить билеты, но они распроданы. Поскольку я очень хотел посмотреть тот фильм, я немедленно начал действовать: подошел к кассиру и спросил, нет ли отказов от резервации билетов. Она согласилась записать мое имя на случай такого отказа, а я согласился подождать возле кассы. Потом я начал спрашивать подходящих к входу, нет ли у них лишнего билета. Один билет я выкупил у человека, который шел сдавать его в кассу, а другой – у парня, которому только что позвонил приятель и сказал, что не сможет пойти в кино. Итак, я действовал.
Это случай четко демонстрирует несколько важных моментов. Моя жена на самом деле не очень хотела идти в кино, и когда в кассе ей сказали, что все билеты распроданы, у нее появилась прекра‑асная причина
, чтобы не идти. Я же был полон решимости посмотреть фильм. Поэтому тот факт, что билеты распроданы, стал для меня всего лишь фонарным столбом, который я должен был обойти. Я понимал, что отсутствие билетов – только отговорка. Мораль: если на самом деле вы не хотите что‑то делать, то мир вокруг вас может благосклонно подарить вам
прекра‑асную причину
для того, чтобы ничего не делать. Если же вы действительно чего‑то хотите, то такие причины не остановят вас от действий.
Но в тот раз нам лучше было ограничиться попыткой
и не предпринимать
действия.
Фильм оказался ужасным. Правильно говорят: «Бойтесь своих желаний».
Термины «попытка» и «действие» мы можем приложить не только к нашим поступкам, но и к себе самим. Вы можете быть то человеком, который «пытается», то человеком, который «делает». Лучше сочетать эти две ипостаси и вводить их в действие в зависимости от обстоятельств. Но некоторым чуть больше «попыток» и чуть меньше «действий» может продлить жизнь.
[Сти[Стив Джобс. Биография.]а 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Книга «Стив Джобс». Автор Уолтер Айзексон. Переведено специально для www.appleinsider.ru
“Великие художники крадут”
Визит сотрудников Apple в исследовательский центр Xerox PARC иногда называют самой крупной кражей в истории компьютерной индустрии. Кстати и сам Джобс не был против такого мнения. Наоборот, он этим даже гордился.
«Когда-то Пабло Пикассо сказал: “Хорошие художники копируют, великие художники крадут”, — заявил однажды Стив. – Мы никогда не стыдились воровать гениальные идеи у других».
С другой стороны, Джобс не считал свой поступок кражей в полном понимании этого слова. Он называл это скорее промахом компании Xerox, чем воровством. Стив очень нелестно отзывался о руководстве фирмы:
«Люди во главе компании не имели и малейшего понятия о возможностях компьютера. Xerox могли бы стать флагманом всей компьютерной индустрии, но вместо этого они потерпели крушение».
Обе точки зрения имеют право на жизнь. Как отмечал Томас Стернз Элиот, грань между замыслом и воплощением очень тонка. Но чтобы произвести революцию, одних идей мало. Претворение идеи в жизнь не менее важно.
Джобс и его инженеры значительно улучшили графический интерфейс, который они видели в исследовательском центре Xerox PARC. И помимо всего прочего, Apple могла реализовать его в таком виде, который был не под силу компании Xerox. Это ярко демонстрируется примером компьютерной мыши. Замысловатое устройство, которое создали инженеры Xerox, имело три кнопки, стоило порядка $300 за штуку, и вдобавок тяжело перемещалось по поверхности, когда человек им пользовался. Несколько дней спустя после своего визита в Xerox PARC, Джобс отправился в местную фирму IDEO, которая занималась промышленным дизайном. Он попросил одного из её основателей, Дина Хови (Dean Hovey), создать однокнопочную компьютерную мышь. Стив попросил, чтобы она стоила $15 и чтобы «могла двигаться как на различных столах, так и на моих синих джинсах». Дину Хови удалось осуществить его желания.
Изменения коснулись не только деталей. Мышь, разработанная Xerox, не умела перетаскивать файлы по экрану. Инженерам Apple удалось научить её не просто передвигать их, но и перемещать в различные папки. Прежде для полноценной работы файлами в варианте интерфейса от Xerox было необходимо вводить специальные команды. Все стало иначе после нововведений Apple. Название «рабочий стол» приобрело некий смысл, поскольку теперь пользователь мог с легкостью выбирать файл мышкой и передвигать с места на место, как будто это был реальный стол. Инженеры Apple работали в тандеме с дизайнерами – Джобс ежедневно подгонял их – и вместе им удалось создать восхитительные иконки и выпадающие вниз строки меню. Кроме этого, они добавили возможность открывать файлы и папки двойным кликом мышки.
И нельзя сказать, что руководство Xerox не замечали гениальность изобретений в Xerox PARC. Они пытались вывести их на широкий рынок, но то, как они это делали, лишь доказывает верность мысли, что воплощение идеи в жизнь не менее важно, чем сама идея. В 1981 году, ещё до начала выпуска Apple Lisa и Macintosh, они представили миру Xerox Star. Этот компьютер обладал графическим интерфейсом, мышкой, окнами и «рабочим столом». Но он получился настолько «неуклюжим» (медленным), что для сохранения большого файла иногда приходилось ждать несколько минут. Компьютер оказался очень дорогим (он стоил $16,595 в розничных магазинах), и был рассчитан на работу в офисах с подключением к сети. Xerox Star провалился,за все время было продано лишь 30 тысяч устройств.
Как только это устройство появилось на прилавках, Джобс и его команда решили посмотреть на него. Но познакомившись с ним, Стив признал его абсолютно бесполезным. Он сказал своим коллегам, чтобы они даже не думали тратить на него деньги.
«Вы вздохнули с облегчением, — вспоминает Джобс – Было очевидно, что компания Xerox не смогла реализовать весь потенциал своих технологий. Но в то же время я понимал, что нам это было по силам. И цена наша будет гораздо ниже».
Несколько недель спустя Джобс позвонил Бобу Бельвилю (Bob Belleville), разработчику аппаратных средств в команде Xerox Star:
«Все, что ты сделал прежде – мусор, — обрадовал Боба Стив. – Почему бы тебе не начать работать на меня, чтобы исправить это?»
Бельвиль оказался не против пополнить ряды Apple, также как впоследствии и его коллега, Ларри Теслер.
Вдохновленный последними событиями, Стив Джобс начал уделять больше внимания проекту “Lisa”. Им тогда руководил Джон Коуч (John Couch), но, невзирая на это, Стив стал принимать непосредственное участие в делах проекта. Он контактировал напрямую с Аткинсоном и Теслером, чтобы внедрить собственные идеи, в частности нововведения в графическом интерфейсе.
«Он мог позвонить мне в любое время дня и ночь, будь то 2 часа утра, или 5 часов, — делится воспоминаниями Теслер. – Лично мне это нравилось. Но вот начальство нашего проекта “Lisa” было недовольно»
Джобса попросили перестать названивать своим сотрудникам, и некоторое время ему удавалось сдерживаться. Впрочем, недолго.
Важный момент в истории всей компьютерной индустрии произошел, когда Аткинсону пришла в голову идея изменить черный фоновый цвет на белый. Это бы сделало возможным функцию, которую Билл и Стив называли «Что ты видишь, то и получаешь» («What you see is what you get»). Принцип заключался в следующем: каким ты видишь документ на экране компьютера, таким он и будет распечатан.
«Остальные инженеры подняли страшный шум, — вспоминает Аткинсон. – Они возмущались, что ради этого нам придется использовать в производстве, из-за которого мониторы будут гораздо хуже работать»
Но Аткинсону удалось заручиться поддержкой Стива Джобса. Остальные члены команды ещё некоторое время возмущались, однако, со временем они все же согласились с идеей Билла.
Одним из величайших достижений Аткинсона (которое в наши дни уже кажется настолько обыденным, что никого давно не удивляет) является способность накладывать одно окно на другое, как обычные листы в реальной жизни. Именно Аткинсон сделал так, чтобы «нижнее» окно исчезало или вновь становилось видимым в зависимости от нужды пользователя. На самом деле это было не так просто, как кажется, и ему пришлось немало потрудиться прежде, чем «наложение» окон стало возможно.
Аткинсону казалось, что он видел такую возможность во время своего визита в Xerox PARC, поэтому он так усердно развивал эту идею. Но на самом деле, сотрудники исследовательского центра в Пало-Альто никогда не делали ничего похожего, поэтому, когда своими глазами увидели эту функцию, были просто изумлены.
«Меня постоянно подгоняла эта мысль, — рассуждает Аткинсон. – Мне казалось, что «наложение» возможно, поэтому я смог его воплотить»
Усердная работа едва не стоила ему жизни. Как-то утром он ехал на своем Chevrolet Corvette. Все его мысли были заняты проектом, поэтому он не заметил припаркованный грузовик и врезался в него. Как только Джобс узнал о случившемся, тут же отправился навестить Аткинсона.
«Мы сильно о тебе волновались, — сказал Стив своему работнику, когда тот пришел в сознание. Билл виновато улыбнулся и ответил: «Не волнуйся, мои идеи по-прежнему со мной»
У Джобса была настоящая страсть к плавной прокрутке. Документы должны двигаться легко и плавно (flow), а не дергаться от строки к строчке.
«Стив сильно хотел, чтобы интерфейса компьютера вызывал у пользователя только хорошие чувства», — говорит Аткинсон.
Предыдущая версия компьютерной мышки, как уже говорилось, была крайне неудобна. Она перемещалась по поверхности при помощи двух колесиков, причем могла делать это только в четыре направления. Соответственно, курсор мог двигать только верх-низ-лево-право. Apple хотела это исправить, заменив колесики на шарик. Один из инженеров заявил Аткинсону, что производство такой мышки в промышленных масштабах невозможно. За обедом Билл рассказал начальнику об этом. На следующий день, когда Аткинсон приехал на работу, оказалось, что Стив уволил того инженера. Когда некоторое время спустя ему нашли замену, первые слова, которые услышал Аткинсон, были: «Я могу создать такую мышку».
Билл и Стив стали на некоторое время лучшими друзьями. Часто они ужинали вместе в Good Earth. Но Джон Коуч и некоторые другие члены команды «Lisa» оставались недовольным поведением Джобса, в частности его постоянными вмешательствами в работу инженеров и его частыми оскорблениями. Кроме того, на некоторые вещи их взгляды сильно расходились. Джобс хотел, чтобы «Lisa» был недорогим компьютером для простых людей. Коуч же, и его команда, целились на корпоративный рынок.
Майк Скотт и Майк Марккула вскоре узнали о поведении Стива Джобса. Поэтому в 1980 они тайно проводят реорганизацию компании. Коуч был учрежден в должности единоличного руководителя команды «Lisa». Таким образом, Джобс потерял контроль над компьютером, который он назвал в честь своей дочери. Помимо этого, сам Стив был смещен с поста вице-президента отдела исследований и разработок. Теперь он стал председателем совета директоров, но без права на осуществление повседневного управления организацией. На этой позиции Джобс продолжал оставаться публичным лицом компании, однако реальной власти у него не было. Его это сильно задело.
«Я сильно расстроился. Марккула словно отказался от меня, — делится Стив. – Он и Скотти посчитали меня неспособным руководить отделением «Lisa». Это долгое время не уходило у меня из головы»
Содержание: Глава первая. Брошенный и избранный. Глава 1. Часть первая. Усыновление. Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина. Глава 1. Часть третья. Школа. Глава вторая. Странная парочка: два Стива. Глава 2. Часть первая. Воз. Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка. Глава Третья. Выбывший. Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан. Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид. Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд. Глава 3. Часть четвертая. Выбывший. Глава Четвертая. Atari и Индия. Глава 4. Часть первая. Atari. Глава 4. Часть вторая. Индия. Глава 4. Часть третья. В поисках. Глава 4. Часть четвертая. Раздор. Глава Пятая. Apple I. Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати. Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров. Глава 5. Часть третья. Рождение Apple. Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда. Глава Шестая. Apple II. Глава 6. Часть первая. Всё и сразу. Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула. Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена. Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация. Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт. Глава Седьмая. Крисанн и Лиза. Глава 7. Крисанн и Лиза. Глава Восьмая. Xerox и Лиза. Глава 8. Часть первая. Другой ребенок. Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC. Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.