Жить дурно, неразумно, невоздержанно — значит не плохо жить, но медленно умирать


Жить дурно, неразумно, невоздержанно — значит не плохо жить, но медленно умирать

Конечная цель — это состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии.

Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи.

Дурные люди не соблюдают клятв, данных в безвыходном положении, после того, как от

него избавились.

Любовным упрекам может положить конец только любовь.

Медицина — сестра философии.

Кто плохо читает, в первую очередь должен стыдиться себя.

Малые услуги, оказываемые вовремя, являются величайшими благодеяниями для тех, кто их получает.

Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям.

Смерть

Демокрит, согласно ряду источников, был долгожителем и прожил больше ста лет, не прекращая научных занятий, Среди легенд о нем рассказы о старости и смерти Демокрита занимают особое место.

Под конец жизни Демокрит потерял зрение. Вокруг этого факта ходили разные слухи, Многие говорили, что Демокрит сам, преднамеренно лишил себя зрения, даже описывали, каким образом: он сконцентрировал в вогнутом медном зеркале (щите) луч солнца и, направив его на свои глаза, выжег их. Сделал же он это якобы с той целью, чтобы свет, чувственно воспринимаемый глазом, не затмил остроты его ума. Некоторые исследователи считают, что если это и вымысел, то очень правдоподобный, так как подчеркивает внутреннюю противоречивость, присущую Демокриту и отличающую его от Эпикура: Демокрит, отчаявшись в знаниях; лишает себя зрения.

Это, конечно, вымысел. Способ ослепления здесь фантастический, Плутарх назвал эту историю ложью, Весь рассказ основан, видимо, на теории Демокрита о ясном и темном познании, а также на его учении о зажигательных зеркалах. Однако легенда характерна. Немудрено потерять зрение в 90 или больше лет, тем более что теория цвета Демокрита заставляет думать о какой-то аномалии его глаз. “Эмпирическому естествоиспытателю” , пользовавшемуся опытом и наблюдением, зрение было необходимо. Но, ослепнув, Демокрит мужественно считал, что теперь он зато сможет полностью углубиться в исследование умопостигаемой истины. Эту истину он считал глубоко сокрытой и часто противоречащей чувственному восприятию. Это касалось и моральных истин. По свидетельству Цицерона “Демокрит, потеряв зрение, не мог отличать белое от черного, но хорошее и дурное, справедливое и несправедливое, благородное и позорное, полезное и вредное, великое и малое различать он мог; не умея различать цвета, он мог жить счастливо, а без правильной оценки вещей он не мог” . В поздних источниках мотивировки мнимого самоослепления Демокрита меняются. Самая удивительная версия (вполне достойная христианского аскета) высказана Тертуллианом: “Демокрит ослепил себя, так как не мог смотреть на женщин без вожделения…” . Это в глубокой старости?! Поистине вражда к “безбожнику” и материалисту ослепляет без зажигательных стекол. Демокрит, занятый наукой, не обращал внимания на женщин. Он даже считал, что философу и мудрецу лучше не иметь своих детей. Но он не проповедовал аскетизма, и среди предметов его научных изысканий были и вопросы эмбриологии.

Когда Демокрит почувствовал, что он уже совершенно немощен, он, подобно Анаксагору, добровольно ушел из жизни.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ada_Peters

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Жить дурно, неразумно, невоздержанно — значит не плохо жить, но медленно умирать. Демокрит

Семь смертных грехов и семь добродетелей Воздержание

Сила характера состоит из двух вещей: силы воли и силы самовоздержания; поэтому для своего существования она требует еще двух вещей: сильных чувств и сильной власти над ними. Ф. Робертсон Благодать на благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души. Библия (Сир 26, 18–19)


Лейтон Ф. Клития

  • Сила характера состоит из двух вещей: силы воли и силы самовоздержания; поэтому для своего существования она требует еще двух вещей: сильных чувств и сильной власти над ними. Ф. Робертсон
  • Благодать на благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души. Библия (Сир 26, 18–19)
  • Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Библия (1 Кор 7, 3–5)
  • Верность в любви требует воздержания, но только с помощью ее можно познать сокровенную прелесть любви. Р. Тагор
  • Для воздержания безопаснее не знать того, к чему бы ты мог устремиться. И. Стридонский
  • Есть граница, за которой воздержанность перестает быть добродетелью. Э. Берк
  • Мера… ближе к воздержанию и, может быть, труднее воздержанья: ведь от чего-то легче отказаться совсем, чем сохранять умеренность. Сенека
  • Сексуальная жизнь была дана человеку, дабы сбить его с пути истинного. Это его опиум. Она все усыпляет. Без нее вещи вновь оживают. С другой стороны, воздержание препятствует продлению рода — в этом, быть может, и заключается истина. А. Камю
  • Жить дурно, неразумно, невоздержанно — значит не плохо жить, но медленно умирать. Демокрит
  • Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своим безобразным обращением с собственным организмом. И. П. Павлов
  • Мы жертвуем для нашей невоздержанности больше, чем даем на наши нужды. Ж. Бюффон
  • Неправильно мнение, будто невоздержанность порождается законами природы, напротив, она является их нарушением; скромность и самообладание — вот что предписывается этими законами. Ш. Монтескье
  • У всех тех, которые предаются удовольствиям желудка и переходят надлежащую меру в еде, вине или наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся лишь пока они едят или пьют, страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны. Демокрит
  • Невоздержанный язык — худшее из зол. Еврипид
  • Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное — это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное. Л. Н. Толстой
  • Всякая невоздержанность есть зачаток самоубийства; это невидимый поток под дом, который рано или поздно подмоет его фундамент. Д. Блэкки
  • Обличай неразумность — невежества плод, Сей воздержанность, если наука твой верный оплот, А корыстных отметит позора печать постепенно. Агахи
  • Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. Аристипп

Космология «смеющегося философа»

Демокрит называл космос «Великой пустотой». По теории ученого первозданный хаос породил в великой пустоте вихрь. Результатом вихря стала асимметрия Вселенной, в последствии появление центра и окраин. Тяжелые тела, вытесняя легкие, скапливаются в середине. Космическим центром, как считал философа, является планета Земля. Земля состоит из тяжелых атомов, верхние оболочки из легких.

Демокрита считают приверженцем теории множественности миров. Концепция подразумевает бесконечное их количество и величину; тенденцию роста, остановку и уменьшение; различную плотность миров в различных местах великой пустоты; наличие светил, их отсутствие или множественность; отсутствие животного, растительного миров.

Так как наша планета и есть центр вселенной, то ей нет необходимости в передвижении. Хотя в предыдущей теории Демокрит полагал, что она находилась в движении, но по определенным причинам остановила свой путь.

Космолог предположил наличие у Земли центробежной силы, препятствующей обрушению на нее небесных тел. Научный взгляд мыслителя рассматривал связь между удалением небесных объектов от Земли и замедлением их скорости.

Именно Демокрит высказал предположение — Млечный Путь есть не что иное, как скопление огромного количества микроскопических звезд, находящихся в такой близости друг к другу, что образуют собой единое свечение.

Принцип отсутствия достаточного основания – изономия

Демокрит в своем атомистическом учении опирался на методологический принцип изономию, то есть отсутствие достаточного основания. Подробнее формулировка сводится к следующему – любое возможное явление уже когда-нибудь было или когда-нибудь будет, потому что нет логической доказанности того, что любое явление существовало в установленной форме, а не какой-либо другой. Из демокритского атомизма вытекает следующий вывод: если конкретное тело имеет возможность существовать в различных формах — эти формы реальны. Изономия Демокрита предполагает:

  • Атомы обладают немыслимо разными размерами и формами;
  • Каждая космическая точка вакуума равноправна по отношению к другой;
  • Космическое движение атомов имеет разностороннее направление и скорость.

Последнее правило изономии означает – движение самостоятельное необъяснимое явление, только его изменения подлежат объяснению.

Атараксическая философия Демокрита

Ранее описано, что древнегреческий мудрец проявлял интерес ко многим областям человеческой деятельности, медицина не стала исключением.

Понятие атараксии было животрепещущим для философа. Атараксия определяется, как психическое состояние личности, отличающееся абсолютным бесстрашием на фоне эмоциональной встряски. Такое состояние души Демокрит относил к приобретению человеком мудрости, опыта. Его можно добиться с помощью стремления к самосовершенствованию, проникновению в загадки мироздания. Философские античные школы заинтересовались атараксической философской мыслью мыслителя (эпикурейская, скептическая, стоическая школы).

Но Демокрит предлагает не только учиться, познавать, самосовершенствоваться, но и думать. Он сопоставляет мыслительный процесс со знанием, где первый все-таки главенствует.

Атараксия философа аргументированно объясняет закономерность событий. Учит пользоваться умением молчать, которое приоритетно над говорливостью. Перечисленные догмы справедливы.

Демокрит краткая биография (460 — 360 гг. до н.э.)

Демокрит цитаты. Демокрит из Абдеры — древнегреческий философ. Родился в знатной семье. Путешествовал по Египту, Персии, Индии, Эфиопии. Aвmop 50 трактатов. По его тeopии, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях из их «вихрей» образуются как отдельные тела так и все бесчисленные миры. Атомы невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.
B этике развил учение (учение Демокрита) об атарксии. Всего ему принадлежало около 70 сочинений на моральные, естественнонаучные, математические, технические темы. Наиболее известными среди них являются «Пифагор», «О душевном настроении мудреца», «О мужестве или о добродетели», «Малый мирострой», «О природе», «О природе человека», «О поэзии».

Вам нужна Контрольная, Дипломная, Курсовая или любая другая работа по этой теме? Закажите её здесь: Заказать работу

Демокрит и его теория атомов

Атомистический материализм древнего ученого-атомиста исходит из его теории атомов, которая поразительно отображает умозаключения материалистов ХХ века.

Способность античного мыслителя построить теорию о строении элементарных частиц, не имея возможности подтвердить ее научными исследованиями, вызывает восхищение. Насколько талантлив, гениален был этот человек. Живя тысячи лет назад, он практически безошибочно проникнул в одну из трудно обосновываемых загадок мироздания. Атом, молекула, находясь в беспрерывном беспорядочном движении внутри космического пространства, способствуют образованию ураганных вихрей, материальных тел. Разность их свойств объясняется форменным, размерным разнообразием. Демокрит выдвинул теорию (не имея эмпирически возможной доказуемости) об изменениях в человеческом организме при воздействии на него атомарных излучений.

Этика Демокрита

Философы древней Греция по-особенному относились к этике, каждый останавливался на собственной излюбленной добродетели. Для Абдерского мыслителя ею стало чувство меры. Мера отображает манеру поведения личности, основывающуюся на его внутреннем потенциале. Удовлетворение, измеряемое мерой, перестает быть чувственным ощущением, перерастает в благо.

Мыслитель полагал: для достижения обществом гармонии, личность должна испытывать эвтюмию – состояние безмятежного, лишенного крайностей расположения души. Идея эвтюмии способствует чувственным наслаждениям, превозносит благостную умиротворенность.

Еще греческий философ считал – важным аспектом обретения счастья является мудрость. Мудрость можно достичь только путем приобретения знаний. Злоба, ненависть, прочие пороки плодятся в незнании.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]