Работа и труд всегда были в почете у русского человека. Много пословиц и поговорок про работу придумано на эту тему. В них высмеивается лень и праздность и прославляется трудолюбие и упорство. Меткое слово и в деле поможет, и на отдыхе не даст засидеться.
В нашей подборке пословиц и поговорок о работе вы найдете и выражения со смыслом, и смешные высказывания, понятные и детям, и взрослым.
Горька работа, да хлеб сладок
Пословицы и поговорки о работе
Кто не работает, тот не ест. Работай до поту, так и поешь в охоту. Кто толчет, тот и хлеб печет. Горька работа, да хлеб сладок. Бортник горек, да мед его сладок. Работе время, а досугу час. В полплеча работа тяжела, оба подставишь — легче справишь. Работа плуга видна по борозде. Была бы охота — наладится всякая работа. Работа огородная, да слава всенародная. Работай боле — тебя и помнить будут доле. По готовой работе обед вкусней. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Добрые люди день начинают работой. Думай к вечеру, а делай поутру. Когда живется весело, то работа спорится. Работай смелее — будешь жить веселее. Сегодняшней работы на завтра не откладывай. Рано вставши, больше поработаешь. На охочего работника дело найдется. Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает. У кого работа, у того и хлеб. Рубит в два топора, да работа не спора. Человек велик трудом. Пошла работа — день мал. За любую работу берись с охотой. Кончил дело — гуляй смело. Дело мастера боится. Делу время — потехе час. Любимая работа, как любимая жена, не опостылеет. Лиха беда-начало. Куй железо пока горячо. Работать не за страх, а за совесть. Руби дерево по плечу. От работы не будешь богат, а будешь горбат. От трудов праведных не построишь палат каменных, а посадишь душу в ад, так и будешь богат. Коли взялся за гуж, не говори, что не дюж. На работушку тихонечко, с работушки бегом. Работа похвалу любит. Дела не делаю и без дела не бегаю. Работа веселье любит. Работа денежку копит, а вино топит. Работа и мучит, и кормит, и учит. Работа мастера хвалит. Работа черна, да денежка бела. Работные дети — отцу хлеб. На чужую работу глядя, сыт не будешь. По работе и плата, по товару и цена. По работе и работника знают. Работаешь добросовестно, так и в глаза людям глядеть не совестно. Хорошая работа и старика молодит. Работай дружней — так будет верней. Работай, что заставят, а ешь, что поставят. Работать — ребята, а есть — жеребята. Работать не станешь, ноги с голоду протянешь. Работнику — полтина, мастеру — рубль. Работнику — работа, хозяину — забота. Без работы и печь холодна. Работы столько, что куры не клюют. Работяща, как пчела. Рабочий человек — всему хозяин. Работа всякую дурь выгоняет.
Применение фразеологизма «кто не работает, тот не ест»
— «Я — женщина нерабочая, у меня от польской работы в голове делается кружение… — Скажите, какая вы нежная! Тогда гуляй себе, но хлеба не получишь. У нас «кто не работает, тот не ест!» (Шолохов «Поднятая целина»). — «В нетронутых, сияющих снегах стоял Страстной монастырь, безмолвный, с большой красной надписью: «Кто не работает, тот не ест» на красных приземистых стенах» Каверин «Освещенные окна»). — «Приказ был такой — за каждый надоенный литр — сто граммов муки. Дала корова десять литров— получай кило… Дала пятнадцать—получай полтора. Такая была заведена коровная сдельщина: кто не доится, тот не ест» (Е. Носов «Пятый день осенней выставки»). — «Кто не работает, тот не должен есть» — вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью» (Ленин «Удержат ли большевики государственную власть?») — «Буржуазия срывает твёрдые цены, спекулирует хлебом, наживает по сто, по двести и больше рублей на пуд хлеба, разрушает хлебную монополию и правильное распределение хлеба, разрушает взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест» (Ленин «О голоде (письмо к питерским рабочим»)
Работник с сошкой, а лодырь с ложкой
Пословицы и поговорки про работу смешные
Ест до поту, а работает — лишь бы не замерзнуть. Не хочешь шить золотом — бей молотом. От работы кони дохнут. Лучше живот от пива, чем горб о работы. Дурака работа любит, а дурак работе рад. Была бы шея, а хомут найдется. Помахал ложкой – отдохни немножко. Оставь меня, работа. Я в печали… Кто рано встает, тот далеко от работы живет. Работник с сошкой, лодырь с ложкой. Кляча воду везет, козел бородою трясет — оба работают. «Мы пахали» — сказала муха, сидя на рогах у вола. Хорошо трудиться – пенсией гордиться. Не умеешь работать «мышкой» — значит будешь работать лопатой. Не работаешь – жить не на что. Работаешь – жить некогда! Работа дураков любит. Работа не волк — в лес не убежит. Работа не медведь — можно завтра посмотреть. Работает, не прикладая рук. Хочешь работать – работай! А другим спать не мешай. Не бойся меня, работа, я тебя не трону! Как ты бьёшь в ладоши, так я и танцую. Работа, работа, перейди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого… Работа облагораживает человека, и обогащает работодателя
Православная Жизнь
Известная фраза широко употреблялась в советское время. На самом деле выраженный ею принцип позаимствован из Нового завета, точнее — из слов апостола Павла.
Знаменитая фраза «кто не работает, тот не ест» широко употреблялась в советское время как в официальной политике, так и в народе. Например, так звучал второй принцип Морального кодекса строителя коммунизма: «Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест». А еще раньше этот афоризм вошел в текст первой советской конституции 1936 года, в ее 12-ю статью: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест»… »
На самом деле этот принцип был позаимствован коммунистами из Нового завета, из слов апостола Павла: «Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 3:10). Во втором послании к христианской общине Фессалоник апостол увещевает христиан держаться в стороне от тех, кто поступает бесчинно и не по преданию, которое вы приняли от нас (Фес 3:6). Он приводит в пример себя, что даже он, избранный Богом апостол, кормится трудом своих рук: «Ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то предписывали вам: если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 3:7–10).
Казалось бы, разница между фразами «если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» и «кто не работает, тот не ест» очень незначительна. Однако это не так. Неслучайно из коммунистического афоризма выпало слово «не хочет». И то, что подразумевается апостолом Павлом, сильно отличается от того, что хотел сказать в своей статье «О голоде» (1918) В. И. Ленин, где эта фраза и была в советской агитации употреблена впервые.
Это был май 1918 года, шла гражданская война. Свирепствовал голод, особенно от него страдали городские жители. Ленин, разбирая главный вопрос — вопрос о хлебе, говорит, что, в то время как голодают рабочие, рядом мы видим разгул спекуляции хлебом, который устроили буржуазия и кулаки. Он утверждает, что происходит разрушение государственной монополии на торговлю хлебом, и это «губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест». «Кто не работает, тот да не ест» — это понятно всякому трудящемуся…» Ленин требует запрета на частную торговлю хлебом, а также самого строгого государственного учета и контроля при изъятии «излишков хлеба» у крестьян. Эту задачу он даже называет подлинно коммунистической, а ее решение — преддверием социализма.
И тут можно увидеть огромную разницу в евангельском подходе и ленинском. У коммунистов фраза апостола Павла стала обезличенным, категоричным требованием, которое не берет во внимание внутреннее расположение человека, хочет он работать или нет, и даже, парадоксальным образом, работает он или нет. Теперь само государство, превратившееся в единственного работодателя, определяет — кого можно считать работающим человеком, а кого нет. То есть лишь те, кого государство утвердит в качестве трудовых единиц, и будут получать от него зарплату и, следовательно, есть.
Вспомните легендарную цитату из снятого в 1965 году фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы! Кто хочет сегодня поработать?» Помимо ее искрометного юмора, она тогда была еще и крайне актуальна. В то время в Уголовный кодекс была введена статья за «тунеядство», и одной из ее первых жертв стал поэт Иосиф Бродский, который не состоял в государственном Союзе писателей и, следовательно, не мог считаться поэтом. С 1961 года те, кто не работали в течение четырех месяцев в году, подлежали уголовной ответственности. Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей. Эта статья просуществовала в СССР 30 лет вплоть до ее отмены в апреле 1991 года.
Возвращаясь к апостолу Павлу — естественно, его слова не отрицают частной собственности и частной инициативы. Их невозможно использовать в качестве дубины для расправы с теми, кто выходит за рамки, определенные государством. В данном случае труд — просто средство поддержания своей жизни, когда ты не хочешь паразитировать на других и жить за их счет. Так что ленинское «кто не работает, тот не ест» стало еще одним примером извращенного восприятия евангельских ценностей, которое было характерно для коммунизма и марксизма.
Фома в Украине
Под лежачий камень и вода не течет
Пословицы и поговорки про работу и лень
Какова оплата, такова и работа. Ленивый сидя спит, лежа работает. Труд невелик, да лень не велит. Работай до зорьки, да не гуляй на волык. Работай до поту, поешь хлеба в охоту. Работать не горазд, а поесть — как раз. Где работают — там густо, а в ленивом доме — пусто. Здоров на еду, да хил на работу. Под лежачую колоду вода не течет. Ешь – не стыдись, а работай – не ленись. Работу с плеч, да и на печь. Кто ленив сохой, тому весь год плохой. Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Работа не без заботы, а забота живет и без работы. Работа лодыря не любит. Ленивый к работе, ретивый к обеду. Пилось бы, да елось бы, да работа не шла на ум. Люди работали, а он воздухом торговал. Работа силушку копит, а лень ее топит. Работа у нее в руках плесневеет. Долог день до вечера кому делать нечего. Труд человека кормит, а лень портит. Работа — с зубами, а лень — с языком. Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто. Рядись, не торопись, а работай — не ленись.
Кто не работает, тот не ест
(Сербская народная сказка) У короля Матии была красавица дочь, но с ленцой: никогда ничего не делала, да и не умела делать, день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой. Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то парень — пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала навстречу, дивится на прекрасную девушку. На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин, а сын спрашивает: — Кто сегодня работал, мать? — Я и ты,— отвечает она. — Ну, кто работал, тот и есть может. Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было. На третий королевна и говорит свекрови: — Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела. Та велела ей наколоть дров. Вечерело. Сели за ужин, а парень снова спрашивает: — Кто сегодня работал, мать? — Мы трое: я, ты и королевна. — Ну, кто работал, тот и есть может. И все трое поужинали. Так, понемногу, королевна научилась работать. Через три года приезжает король проведать дочку. Видит — работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит: — Как, и ты научилась работать? — А как же,— отвечает королевна,— у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, пойди-ка наколи дров. Король привез дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.