Пословицы и поговорки о справедливости
Твори добро и будь справедлив не только к самому себе, но и к находящимся рядом – подсказывает народная смекалка. Так оно и есть. С каким почтением и вниманием вы будете относиться к людям, тем же они отплатят и вам. Но внимание должно быть искренним, излучать заботу и справедливость, а почтение – доброту и вежливость. Вот и весь секрет.
Давайте насытимся мудростью изречений, несущими потенциал душевной гармонии.
Избранные пословицы о справедливости и добре
Поговорки и пословицы о справедливости:
- Любишь грузди, люби и туесок.
- Насадишь худое – худое и получишь.
- На доброе добром отвечают.
- На чьей стороне правда, тот и победит.
- По труду и оплата.
- Что крикнешь – то и услышишь.
- Справедливое слово лучше лжи.
- Дела делай, а о справедливости не забывай.
- Знает и зло правоту, да молчит.
- Дела людские справедливостью держатся.
- Не ищи правды, коли в себе её не вырастил.
- Многие осудят других, редкие – себя.
- Справедливость без добра – пустозвон.
- У Бога своя справедливость.
- Быть справедливым легко, а добрым – трудно.
- От правильности до любви – сто дорог.
- Людская справедливость изменчива, что ветер.
- У людей где выгода, там и справедливость.
- Ищешь справедливого слова – выслушай всех.
- Справедливость без выгоды – почти правда.
- Не бей Кузьму за Тёмкину вину.
- Кто лжец, для того и кнутец.
- По доброте и угощение.
- Лучше гнёт льва, чем искренность гиены.
- В чужих делах всякий справедлив.
- Справедливость и тьму освещает.
- По справедливости полученная рана не саднит.
- Слово чести – раздробит даже камень.
- Не суди другого, чтобы и тебя не осудили.
- Совестливый поступок и собака помнит.
Поговорки о добре и справедливости:
- Злу время, добру – вечность.
- Делай добро – вернётся сторицей.
- За бескорыстное добро Бог одарит.
- Худые дела до добра не доведут.
- Благодетель найти трудно, как клад, а худо – только руку протяни.
- Злому и добрый покажется злым.
- Благодеяние без любви бессмысленно.
- За злым пойдёшь – добра не сыщешь.
- Худо, коли добра в жизни не сделал никому.
- Прекрасное выбирай, от худа отворачивайся.
- Добро приумножай, злое выбрасывай.
- Добрым и смерть нипочём.
- Не меняй благость на худо.
- Доброе искать и искать, а худое само лезет.
- Добрый в каждом доме пригодится.
- Тьма не терпит света, а злой – доброго.
- Следи за собой, выбирай добро.
- Только себе добро наживать – путь к худу.
- Для доброго каждый день – праздник.
- С добрым сердцем жить весело.
- Добрый лучше сделает, чем недовольный.
- Засевай добро, удобряй добром, пожинай добро, делись добром.
- Настоящее добро не различает людей.
- Не хвались монетой, а хвались добром.
- Жизнь подарена для добрых дел.
- Не смыслишь доброго – тогда злого не делай.
- Дела добра два века живут.
- Добро, сделанное втайне, две жизни живёт.
- Добрый ответ и в мороз согреет.
- Плохо тем, кто на добро не щедр.
Согласитесь, что эти пословицы и поговорки о справедливости и добре исправят любого, даже самого упрямого «непонимайку».
Справедливость и добро не кончаются никогда
Попросту говоря, нужно почаще пробегаться умом и сердцем по рассудительным высказываниям древности. Для этого и придумывают поэтами и писателями, жрецы и простые люди такие толковые пословицы и поговорки о справедливости, чтобы донести до людей простые истины. И если где-нибудь у вас завалялась книжечка с афоризмами, полистайте её и вспомните, для чего мы живём.
Пословицы разных жанров сопровождают человечество на протяжении всей жизни, а афоризмы о добре и справедливости имеют первостепенное значение. Читая мудрые откровения народов мира, люди набираются опыта и передают его своим детям. Тысячи поговорок можно найти в интернете и читальных залах страны. Кто-то увлекается собирательством метких и умных фраз. И прямо-таки хочется последовать примеру коллекционеров древней мудрости и приумножить знания, добавив их в общий багаж.
Пословицы про доброту
Доброта — одно из лучших качеств человека. Не зря добро в сказках всегда побеждает зло. С древних времен русский народ был уверен в силе доброты и посвятил этой теме много пословиц и поговорок.
Рядом с добром всегда стоят честность и справедливость, любовь и дружба. Добрые дела и поступки может совершать каждый из нас, важно развивать в подрастающем поколении это стремление. А помогут в этом учителям и родителям пословицы про доброту.
— Про добрые дела и поступки, — Пословицы на тему честность, доброта справедливость, — Пословицы о доброте и честности, — Пословицы о любви и доброте.
Пословицы на тему честность, доброта, справедливость
О доброте и честности:
Добрый и честный человек — сила нашего сердца. Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга. Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней. Честное дело не таится. За честное обхождение – доверие и уважение. Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом. Честно величать, так на пороге встречать. Будь хоть каналья, только б честный человек. Честность всего дороже. Честные глаза вбок не глядят. Счастье родителей ? честность и трудолюбие детей. Честный мирит, а плут драку сеет. Честному мужу честен и поклон. Честно поднес под самый нос. Будь гол, да не вор, а беден, да честен. Не по нраву? Зато честно.
Где справедливость, там и правда. Сила дружбы в справедливости. В чужом деле каждый любит справедливость. Справедливое слово камень раздробит. Где говорят деньги, там спит справедливость. Где справедливость, там и правда. Молчащий в правом деле подобен кричащему в деле несправедливом. Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется. Зла за зло не воздавай. Каков привет, таков ответ. По Сеньке шапка. Кто плут, для того сделан кнут. Око за око, зуб за зуб. Не зато волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Не бей Фому за Еремину вину. По работе и плата. Всяк про правду трубит, да не всяк ее любит.
Не ищи красоты, ищи доброты. На свете не без добрых людей. Добрые умирают, да дела их живут. Доброму бог помогает. Доброму человеку, что день, то и праздник. Доброе слово лучше мягкого пирога. Доброму везде добро. Доброму добрая память. Доброму слову — добрый ответ. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Доброму человеку помочь — не убыток. Доброта без разума пуста. Добрый конец всему делу венец. Добрый привет и кошке приятен. Добро творить — себя веселить. Добродетель вознаграждается. За доброго человека сто рук. От добра добра не ищут. Истинное добро всегда просто.
Высшая доброта — любовь к людям. Добрые чувства — соседи любви. Злого любить – себя губить. Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи. Добрую жену взять — ни скуки, ни горя не знать. С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне. С доброй женой сполагоря и горе. У доброй свахи женихи с невестами все на перечете. Добрая жена – веселье, а худая – злое зелье. Добрая жена дом сбережёт, а плохая – рукавом растрясёт. Живи добрее, будешь всем милее. Кто любит Бога, добра получит много. Доброму человеку весь мир — свой дом, злому и своя хата чужая.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Без любви, как без солнышка. Для милого дружка семь вёрст — не околица. Для тех, кто любит, и в декабре весна. За богатством погонишься — добра не будет. Милее всего, кто любит кого. Любви, золотом не купишь. Любви, как и огня, от людей не спрячешь. Любовь на замок не закроешь. Не бери приданого, бери милую. Не дорог подарок, дорога любовь. Не ищи красоты, ищи доброты. Невеста сама в дом не придёт. Где любовь да совет, там и горя нет. Глубок океан, но сердце человека глубже. Девушка без любви, что цветок без солнца. Любящих и бог любит. Любовь после ссоры ещё жарче горит. Любовь хоть и мука, а без неё скука. Любовь, что стекло: разобьётся — не срастётся. Милые бранятся — только тешатся. Старая любовь не ржавеет.
Источник:
Пословицы про добротуДоброта — одно из лучших качеств человека. Не зря добро в сказках всегда побеждает зло. С древних времен русский народ был уверен в силе доброты и посвятил этой
Несправедливость. Афоризмы-шедевры о несправедливости
— Я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастие жизни.
Когда человек страдает от несправедливости, свидетели его страданий обречены страдать от стыда.
Люди вечно заблуждаются и будут заблуждаться, и ни в чём больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
Несправедливость в квадрате — это несправедливость, закамуфлированная под справедливость…
Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право.
На этом свете нет ни благодарности, ни справедливости, а другого света тоже, между прочим, не предвидится.
Чувство несправедливости — это нож, оставляющий раны в эмоциональной душе.
Искать справедливости у предубеждённого и разъяренного народа — всё равно что просить сострадания у голодного льва. Народ подобен безумцу, который в припадке бешенства безжалостно убивает своего лучшего друга и, лишь очнувшись, в изумлении созерцает и оплакивает собственную жестокость.
В жизни не все измеряется деньгами, но печально то, что от денег зависит столько жизней…
Для того чтобы букашка превратилась в окаменелость, нужны миллионы лет. А носкам — одна ночь.
Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
Когда человека терпеть не можешь, легко быть несправедливым.
Если у вас начинается дрожь негодования при каждой несправедливости, то вы мой товарищ.
Несправедливость — когда с человека спрашивают не по обязанностям, а по способностям!
Жизнь несправедлива. Кому-то Audi A4, кому-то iPad с процессором A4, ну, а тебе, безусловно, — лист формата А4.
Тюрьмы утратили свою блистательную суровость с тех пор, как наши воровские авторитеты обуржуазились, а в тюрьмах поселились честные люди.
Положение кажется мне чудовищным, неестественным, ничем не оправданным, и сложилось как-то вдруг, само собой, помимо меня.
Когда ты молода, смерть всегда шокирует, кажется вселенской несправедливостью. Но, дожив до моих лет, понимаешь, что смерть — это просто логичный финал.
Ну вот, вроде, и сбылись мечты: всё есть — отличная квартира с ремонтом, новая машина, деньги… Только одновременно оказывается, что тебе 80 лет, и ты одной ногой в могиле…
Вокруг много несправедливости. Но ведь мир — это не фабрика по исполнению желаний.
Чаще всего мы относимся к людям так, как они относятся к нам. Мы склонны не то чтобы прощать, а просто не замечать несправедливости человека по отношению к другим, если к нам он благосклонен и справедлив.
Дети рождаются для светлой, справедливой жизни, а оказываются в нашей.
Есть яды, теряющие силу под влиянием среды и времени, есть практически неизменные, но есть и такой яд, который лишь крепчает с годами — это яд человеческой злобы!
В мире многое устроено несправедливо и по-дурацки. Должно быть, это одна из причин, почему у меня проблемы.
Выражаются иногда про зверскую жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
Несправедливость! Какой-то идиот сейчас режет себе вены, лезет в петлю, прыгает с окна, пытаясь умереть, а в это время где-то, от неизлечимой болезни умирает маленький ребенок, который так хотел жить…
Поделитесь с друзьями страничкой «Несправедливость. Афоризмы-шедевры о несправедливости» и почитайте Мудрые слова и афоризмы об учителе: Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. |
Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека — простите его, а то будет два нехороших человека.
Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было, но их предполагали, — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло, никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. Я был угрюм — другие дети веселы и болтливы, я чувствовал себя выше их, меня ставили ниже: я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.
Наказание не бывает справедливым, потому что никакой человек не может быть справедливым.
Человек способен примириться с любой несправедливостью, если он при ней родился и вырос.
Этот мир несправедлив, ибо то, что позволено мужчине, для женщины запретно.
Мне сказали, что я равнодушная, бессердечная и злая. Как обидна эта несправедливость… Как жестока… Я же намного, намного хуже!!!
Дружба, как и любовь, бывает несправедлива.
Но самое глупое, я считаю, умолять и спрашивать о чем-то сами высшие силы. Они не понимают нас, как мы не понимаем насекомых. Они глядят на человечество примерно так же, как мы глядим на муравьёв. Захотим — раздавим, а захотим — поможем выбраться из ручья, но доходили до вас молитвы хотя бы одного муравья? Вот так и с высшими силами. Коли соизволят, то вмешиваются с каким-то своим высшим расчётом, ну а коли нет, то бесполезно расшибать лоб в молитвах. Наверное, этим и можно объяснить их чудовищную порой несправедливость.
Как несовершенна земная жизнь! Одни отдают свои силы обществу, живут по строгим правилам, при этом даже жилья себе купить не могут, а в ответ слышат: «Шикует и живёт лучше всех». Другие же плюют на правила, на обязательства, делают деньги и должности на слезах, а в ответ: «Уважаемый человек!»
Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего.
Абсолютная форма несправедливости — не преступность, а «официальные» преступления, совершаемые правительствами против своих граждан.
Несправедливость всегда оскорбляет наши чувства — разве что она приносит нам прямую выгоду.
Чтобы жизнь не казалась невыносимой, надо приучить себя к двум вещам: к ранам, которые наносит время, и к несправедливостям, которые чинят люди.
Ты боролся с собой, а поборол меня…
Не неравенство тягостно, а зависимость.
У большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости.
Мессии приходят и уходят, а иуды остаются.
Кто хочет удержать — тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить — того стараются удержать.
Те, кто работает сидя, зарабатывают больше тех, кто работает стоя.
Просыпаешь в 4 утра с ощущением, что выспалась, а вот в девять утра, как будто-то только легла! Как так?
В России только после смерти настоящего человека мы узнаем, кого потеряли.
Готовишь вещи мужу, купаешь, одеваешь, собираешь детей, потом за 5 минут должна успеть принять душ, одеться, накраситься, сделать причёску, а вся семья стоит у дверей и потопывает ножками — вечно мы тебя ждём!
Одним дано очень много, а другим — совсем мало. В мире царит несправедливость, и благами она одаряет лишь немногих, а вот горе отмеряет щедрой рукой.
Ей 6 лет, её избивал родной отец за то, что она разбрасывала игрушки у себя в комнате, жена подала в суд, суд принял решение, что отец имеет право на воспитание ребёнка своими методами, не смотря на то, что муж был алкоголиком. Он напивался, приходил домой, избивал дочь и жену. В один день он пришел с другом домой, его друг хотел изнасиловать его жену, она ударила его бутылкой по голове, после этого был суд, мать посадили в тюрьму, девочка осталась одна с отцом алкоголиком. Спустя 2 недели, когда отец пришел домой, он увидел не помытую посуду дочери, забежал к ней в комнату и начал избивать, от удара она упала об угол кровати и умерла от кровоизлияния в мозг. Делайте выводы, в какой справедливой стране мы живём. Если бы отца посадили после первого избиение или лишили бы родительских прав, то всё было бы не так печально.
Правда не всегда Матка… Нередко она нам настоящая Мачеха…
Несправедливость таится в сердце — сила её проявляет, а слабость скрывает.
Одно из самых ужасных состояний испытываешь тогда, когда тебя наказывают за проступок, совершённый другим, а тот другой при этом присутствует, и не сознаётся, что это он… А назвать его виновным тебе не позволяют твои моральные принципы…
Сообщить друзьям о публикации «Несправедливость. Афоризмы-шедевры о несправедливости» и почитать Великолепные высказывания о красноречии: Чем проще человек выражается, тем легче его понимают.
- Page 2 of 3
- « Предыдущая
- Следующая »
- Page:
Пословицы про честность
Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье.
Правда преодолевает любые пространства и не может быть остановлена никакими межами.
Все, кто стоят за правду, стремятся к одной цели.
Источник нашей веры и надежды — правда.
Подлецы потому и успевают в своих делах, что поступают с честными людьми, как с подлецами, а честные люди поступают с подлецами, как с честными людьми.
Честные люди всегда имеют дурную привычку со стыдом опускать глаза перед наглою и нахальною подлостью.
Лишь истинно правдивое неколебимо, как скала.
Мы не только можем себе позволить правду, более того, нам нужна лишь одна она.
Искренность — источник всякой гениальности.
Поражение — школа, из которой правда всегда выходит более сильной.
Только правда, как бы она ни была тяжела,— легка.
Правда, как и солнце, может затуманиться, но только на время.
Честность не только первый шаг к величию, она — само величие.
Правда воинственна, она борется не только против неправды, но и против определенных людей, которые ее распространяют.
Пословицы о справедливости
Содержание страницы:
Русские пословицы о справедливости учат говорить правду, делать добрые поступки. Они призывают людей к взаимопомощи, милосердию. Такие изречения изучают школьники на уроках в 1-2 классах. Они учат детей размышлять над человеческими ценностями, помогают развить в них такие черты характера, как честность, совесть.
Важно, чтобы малыши могли не только понимать смысл пословиц и поговорок, но и применять их в жизни.
Избранные пословицы о справедливости и добре
Поговорки и пословицы о справедливости:
- Любишь грузди, люби и туесок.
- Насадишь худое — худое и получишь.
- На доброе добром отвечают.
- На чьей стороне правда, тот и победит.
- По труду и оплата.
- Что крикнешь — то и услышишь.
- Справедливое слово лучше лжи.
- Дела делай, а о справедливости не забывай.
- Знает и зло правоту, да молчит.
- Дела людские справедливостью держатся.
- Не ищи правды, коли в себе её не вырастил.
- Многие осудят других, редкие — себя.
- Справедливость без добра — пустозвон.
- У Бога своя справедливость.
- Быть справедливым легко, а добрым — трудно.
- От правильности до любви — сто дорог.
- Людская справедливость изменчива, что ветер.
- У людей где выгода, там и справедливость.
- Ищешь справедливого слова — выслушай всех.
- Справедливость без выгоды — почти правда.
- Не бей Кузьму за Тёмкину вину.
- Кто лжец, для того и кнутец.
- По доброте и угощение.
- Лучше гнёт льва, чем искренность гиены.
- В чужих делах всякий справедлив.
- Справедливость и тьму освещает.
- По справедливости полученная рана не саднит.
- Слово чести — раздробит даже камень.
- Не суди другого, чтобы и тебя не осудили.
- Совестливый поступок и собака помнит.
Поговорки о добре и справедливости
- Злу время, добру — вечность.
- Делай добро — вернётся сторицей.
- За бескорыстное добро Бог одарит.
- Худые дела до добра не доведут.
- Благодетель найти трудно, как клад, а худо — только руку протяни.
- Злому и добрый покажется злым.
- Благодеяние без любви бессмысленно.
- За злым пойдёшь — добра не сыщешь.
- Худо, коли добра в жизни не сделал никому.
- Прекрасное выбирай, от худа отворачивайся.
- Добро приумножай, злое выбрасывай.
- Добрым и смерть нипочём.
- Не меняй благость на худо.
- Доброе искать и искать, а худое само лезет.
- Добрый в каждом доме пригодится.
- Тьма не терпит света, а злой — доброго.
- Следи за собой, выбирай добро.
- Только себе добро наживать — путь к худу.
- Для доброго каждый день — праздник.
- С добрым сердцем жить весело.
- Добрый лучше сделает, чем недовольный.
- Засевай добро, удобряй добром, пожинай добро, делись добром.
- Настоящее добро не различает людей.
- Не хвались монетой, а хвались добром.
- Жизнь подарена для добрых дел.
- Не смыслишь доброго — тогда злого не делай.
- Дела добра два века живут.
- Добро, сделанное втайне, две жизни живёт.
- Добрый ответ и в мороз согреет.
- Плохо тем, кто на добро не щедр.
Лучшие пословицы о справедливости
- Злу время, добру – вечность — при любых обстоятельствах, наш мир устроен так, что зло не вечно, добро и справедливость способны восторжествовать над любыми проявлениями злости, беспредела.
- На доброе добром отвечают — наглядных примеров такого выражения множество. Если относиться ко всем с доброй душой и справедливостью, то к вам отнесутся так же.
- Что крикнешь – то и услышишь — каждый человек склонен ощущать, как к нему относятся. Если против него плетут интриги, то он негативно будет относиться к таким людям и тоже может ответить тем же.
- Не ищи правды, коли в себе ее не вырастил — есть особы, которым хочется добиться нереальных высот, используя любые уловки, играя на справедливости и добродушности людей. Однако осуществить задуманное у них не получится. Ведь вранье всегда раскрывается.
- Где справедливость, там и правда — если справедливость одинакова для всех, то значит в этом краю живут только честные люди.
- Дела делай, а о справедливости не забывай — только честным трудом можно построить себе благосостояние и не бояться смотреть людям в глаза.
- Справедливое слово лучше лжи — лжецы никогда не пользовались уважением среди народа.
- Справедливость без добра – пустозвон — можно много говорить о честности, справедливости, и вместе с тем не делать ничего во имя добра. Естественно, что такая болтовня ничего не имеет общего с чувством справедливости.
- Справедливому нет наказания — когда человек живет по совести, то и наказывать его не за что.
- Правое дело светлее солнца — выполняя важные миссии во имя справедливости, человек ощущает себя могущественным, непобедимым.
Афоризмы и цитаты про несправедливость
Тот, кто совершает несправедливость, всегда более несчастлив, чем тот, кто страдает от неё. Платон
Люди не потому порицают несправедливость, что питают к ней отвращение, а потому, что она наносит ущерб их выгоде. Ф.Ларошфуко
Разделенная с другими несправедливость есть уже половина справедливости. И тот должен взять на себя несправедливость, кто может нести ее! Ф.Ницше
Крайняя несправедливость — казаться справедливым, не будучи таким. Платон
Несправедливость, которой мы пользуемся, — это шанс. Несправедливость, которой пользуются другие, — скандал. Л. Дюмюр
Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии. Марк Аврелий
Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли её одно лицо или множество лиц. Г. Спенсер
Несправедливость почти не кажется несправедливостью, когда кому-нибудь причиняется именно такая обида, какие он привык причинять другим. Аристотель
Несправедливость — это яд, причём настолько сильный, что, в конце концов, на смерть отправляет даже близость кровного родства. З. Фаткудинов
Из всех несправедливостей самая невыносимая та, которая творится во имя закона. Автор неизвестен
Несправедливость — это то, что мешает мне жить по своему усмотрению. С. Батлер
Существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. Ф. Бэкон
Несправедливость всегда оскорбляет наши чувства — разве что она приносит нам прямую выгоду. Л. Вовенарг
Первой жертвой несправедливости всегда бывает правда, истина. Д. Волкогонов
Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать. Г. Лессинг
Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии. Марк Аврелии
Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем. Ш. Монтескье
Он поступил со мной несправедливо — это дурно. Но если вдобавок еще не извиняется за свою несправедливость — это безумно! Ф. Ницше
Разделенная с другими несправедливость есть уже половина права. Ф. Ницше
Средство от несправедливости — забыть о ней. Публилий Сир
Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней. Ж. Ж. Руссо
По-видимому, несправедливость больше раздражает людей, чем насилие; первая кажется посягательством, второе… представляется неизбежною необходимостью. Фукидид
Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Цицерон
Несправедливость, причиненная одному лицу, часто бывает полезна всему обществу. Юниус
Еще по теме:
- Общество и общественные отношения
- Человек человеку – цитаты и афоризмы
- Профсоюзы – афоризмы и цитаты
Популярно:
- Встречи и разлуки
- Счастье и несчастье
- Цитаты Пауло Коэльо
Комментарии:
- Олеся 10 Январь 2021 в 16:32
Из всех несправедливостей самая невыносимая та, которая творится во имя закона. Аристотель
Пословицы о добре и справедливости
- Настоящий человек тот, у которого справедливость есть — у людей, которые твердо ступают по своему жизненному пути, всегда присутствует вера в справедливость.
- Справедливость у человека нигде не пропадет — если это чувство уже присутствует в сознании индивидуума, то оно никуда не денется.
- Где говорят деньги, там спит справедливость — как правило, большие деньги часто наживают обманом, поэтому у того, кто их имеет нет правдивости.
- Песня любит хорошего исполнителя, а человек — справедливого ценителя — важно, чтобы каждого человека ценили по его заслугам, справедливо. Если такого нет, то отсутствует и вера в правду.
- В чужом деле каждый любит справедливость — когда судят других людей, всегда начинают говорить о справедливости, не замечая, что сами не так предвзято относятся к себе.
- Когда насилие приходит во двор – справедливость уходит — любое насилие не может руководствоваться благими делами.
- На справедливое слово только дурак сердится — некоторым не нравится, когда их упрекают в том, что они поступают не совсем правильно. Это их злит, они не могут признать, что не правы.
- Если бы люди были справедливы, то судьи ушли бы на отдых — если бы мораль была для всех одна, тогда никто бы не совершал плохие проступки. Судьи ушли бы в отставку.
Ахилла
Просмотры: 1 494
Сайт Патриархия.ру публикует интервью председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды «Российской газете».
Главный в РПЦ «по тарелочкам», то есть по изгибам церковной пропаганды, так и не услышал неоднократных наших смиренных призывов — прежде чем открывать рот, подумать о логике.
Вот и в очередном горячем спиче о том, какой отвратительный Константинополь и как прекрасна и величественна РПЦ вкупе с УПЦ, Легойда сыплет аргументами, забывая, что монета имеет и обратную сторону. Вот, например, он сравнивает УПЦ КП и УПЦ МП:
«И те, которых все, включая Константинопольский Патриархат, 20 с лишним лет считали раскольниками, ответственными за нанесение огромной раны украинскому Православию, вдруг ни с того ни с сего признанные иерархи! А посмотрите на тех, кого они собрали под свои знамена.
…Посмотрите, насколько твердо ведет себя Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Один штрих к его портрету… Когда в Минске проходил Синод Русской Православной Церкви, Блаженнейший Онуфрий, по правилам обязанный сидеть по правую руку Патриарха, встал, собрал свои записи и уступил место присутствующему на синоде почетному экзарху Белорусской Церкви митрополиту Филарету. Сотрудник, готовящий Синод, подбежал к нему: „Владыка, останьтесь, это ваше место по статусу, и нам подписи неудобно будет ставить“. А владыка Онуфрий на него посмотрел и говорит: „Он меня в диаконы рукополагал“, — и пересел. Телеграмм-каналы тут же злобно влезли — „Это специальный политический ход“ — и опять понапридумывали всякой чуши. Но я это видел своими глазами, и знаю, что это было монашеское смирение и колоссальное уважение к человеку, который его рукополагал».
Отлично ведь? Киевский патриархат «набрал под свои знамена» невесть кого, а митрополит Онуфрий смиренно сел не на почетное место. Хорошо, а кроме смиренного Онуфрия, кого набрала УПЦ МП под свои знамена? Оголтелого Луку Запорожского, который публично несет ахинею, для которого ни крещения не существует в Киевском патриархате, поэтому убитого ребенка можно не отпевать, ни даже Константинопольского патриархата больше не существует? Который бесконечно обличает всех критиков и проверяющие органы власти, что они дети сатаны и погрязли в злобе и ненависти, да еще и грозит карами потомкам этих людей?
Или митрополита Павла (Лебедя), который с улыбкой говорит о комарах-убийцах из секретных американских лабораторий, и который считает, что не надо заботиться об инвалидах-«овощах», пусть быстрее сдохнут?
Да у вас не один такой, не два, а немало — кого вы понабрали?
А самого Филарета (Денисенко) не те же люди «понабрали», кто понабрал и Онуфрия Киевского, и Кирилла Московского, и Филарета Минского? Не он ли сидел с вами бок о бок десятилетиями? Где же глаза ваши были раньше?
«Верующие никогда не забывают, что Бог ставит людей туда, где они должны быть в это время. При таком давлении, которое осуществляется сейчас на каноническую Украинскую Православную Церковь со стороны власти, важно, что Предстоятелем Украинской Церкви является такой человек».
Отлично. Если Бог ставит людей туда, куда надо, то и патриарх Варфоломей — там, где надо (может, вам в наказание и обличение). И Киевский патриархат там, где надо. И президент Украины такой, какой надо. Вашими же словами и по вашей вере. Смиряйтесь и принимайте Божью волю.
«…Где любовь — там правда и справедливость. Если сравнить митрополита Онуфрия, который призывает к миру, пользуется уважением на Украине, в том числе на Западе и Востоке, и Филарета (Денисенко), жалеющего об отсутствии в распоряжении киевских властей ядерного оружия и летальных боеприпасов из США, то и без глубокого христианского понимания все становится ясно. Кто конкурирует, а кто победил, ни с кем не конкурируя».
Спасибо, Владимир Романович. Вы, вслед за профессором Алексеем Ильичем Осиповым, вновь сформулировали важную идею. Нет правды ни с митрополитом Минским Павлом, «Краником», который, еще в бытность рязанскую, намекал про открученный краник чернобыльский для врагов. Нет правды с епископом Питиримом (Твороговым), который грозит ушедшему священнику смертью детей. Нет правды с Красноярским митрополитом Пантелеимоном, который уничтожает священника за отсутствие конвертика со 150-ю тысячами, а врагам церкви и своим грозит раковыми заболеваниями. (А сколько таких архиереев на Руси — не счесть.)
Нет правды с патриархом Кириллом, который за десять лет своего пребывания там, «где Бог поставил», разрушил в обществе все остатки уважения к РПЦ, какие только оставались при патриархе Алексии.
Нет правды со спикерами РПЦ, начиная с безумного прот. Всеволода Чаплина, заканчивая лгунами и наперсточниками, хамами и пустословами, вроде митр. Илариона (Алфеева), Щипкова, да и вас, господин Легойда. Улыбочки есть, важность напыщенная есть, слова гладкие тоже есть. А вот ни любви, ни правды, ни справедливости — нету ни на грош. И веры вам нет уже давно, вся ваша лицемерная демагогия о смиренном пересаживании одного иерарха с места на место уже мало на кого действует. На здравых людей, которые глаза протерли, конечно. Впрочем, у вас есть еще «150 миллионов верующих», так что вы не пропадете.
Берегите тарелочки.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Понятие справедливости
- Поплатится не сват, а тот, кто виноват — у виновного не получится переложить свою оплошность на другого. Если он совершил проступок, то ему и отвечать.
- По Сеньке шапка — кто, что заслужил, то и получит.
- Око за око, зуб за зуб — если человек сделает другому плохо, то ему тоже сделают пакость.
- Каков привет, таков ответ — как себя индивидуум поведет по отношению к другому человеку, таков и будет ответ.
- Каков работник — такова ему и плата — когда человек работает на совесть, то и работодатель идет ему навстречу и поощряет его труды дополнительной оплатой.
- Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы — не стоит бояться угроз вышестоящего руководства, если справедливость на стороне рабочих.
- Не зато волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел — справедливое наказание должен нести тот, кто его заслужил, а не тот, кто просто не понравился внешне.
- Действовать справедливо в удаче всегда легче, чем в несчастье — когда удача сопутствует правому делу, то добиться правды легче, чем тогда, когда вас не поддерживают.
- Как нажито, так и прожито — если богатство нажито не честным трудом, то рано или поздно владелец его станет банкротом.
- Чего себе не хочешь, того и другому не твори — когда желаете жить в мире с теми, с кем общаетесь, то не творите злых дел. И вам никто плохого не пожелает.
- Справедливый к себе относится строго, к другим – снисходительно — если вы считаете себя уполномоченным судить других, то к себе надо тоже ставить определенные требования и выполнять их.
- Дела людские справедливостью держатся — на справедливости и добре держится мир.
- Людская справедливость изменчива, что ветер — иногда люди склонны менять свои представления о справедливости, что говорит о их беспринципности.
- Справедливость без выгоды – почти правда — когда индивидуум требует выполнения установленных норм и при этом ему нет никакой выгоды с этого, то он прав стопроцентно.
- Многие осудят других, редкие – себя — если человек даже не прав, он может переложить свою вину на другого, лишь бы себе не навредить.
Заметки о справедливости
II. Любовь и справедливость
Мы выяснили, что справедливость является положением естественного нравственного закона, введенного Самим Господом для падшего человечества. Причем, по сути дела, этот закон в сжатом виде выражает Декалог Ветхого Завета. Новый Завет предлагает человечеству новые, более высокие заповеди. Главное в них — любовь к Богу и ближнему: «заповедь новую даю вам — да любите друг друга» (Ин.13,34). Как же соотносятся христианская любовь и справедливость? Вопрос далеко не простой. Тем более, что. православные богословы зачастую довольно пренебрежительно высказываются о справедливости — мол, христианство предлагает не справедливость, а нечто гораздо более высокое — христианскую любовь. Они любят приводить цитату из Исаака Сирина: «Не называй Бога справедливым, ибо если Бог справедлив, то я погиб» — мол, если бы Бог судил не по любви, а по всей справедливости, то, как сказал Псалмопевец, «не оправдится пред Тобою всяк живый», и считают, что тем самым справедливость полностью развенчана и разговор закончен. Но думается, что разговаривать есть о чем. Этому непростому вопросу (как христианин должен относиться к справедливости) и посвящена настоящая глава.
Для лучшего вхождения в тему мы сначала сделаем небольшой экскурс в лингвистику. А именно, посмотрим, какими словами в Новом Завете выражается справедливость, а затем уже постараемся дать сравнение любви и справедливости, не избегая обсуждения мнений наших известных батюшек.
Немного о словах «справедливость» и «правда»
Надо сказать, что понятие справедливости в древнегреческом языке всегда выражалось словом «дикеосинэ». Первоначально оно выражало обыденное понятие о справедливости как соответствия общепринятому правилу (закону), но затем произошло расширение смыслового поля — этим словом стали выражать не только согласие с законом, но и распределительную справедливость, а также справедливость воздающую. А в религиозных текстах оно стало выразителем некоего высшего понятия, как бы «настоящей», «высшей» справедливости. То же самое по сути дела произошло и с древнерусским словом «правда»: оно постепенно из справедливости как соответствия закону (например, «Русская правда», «Правда Ярослава») превратилось в универсальное понятие, характеризующее высшую справедливость. Поэтому представляется оправданным, что в русском переводе Нового Завета все употребления «дикеосинэ» переводятся как «правда». А их предостаточно. Вот некоторые примеры:
«и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин.16,8)
«ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1,20)
«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2,24)
«всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин.2,29)
«Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1 Ин.3,7)
«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия», (Рим.3,21)
и т.д..
Отметим, что в английском переводе везде вместо «дикеосинэ» стоит justice, а в немецком Gerechtigkeit, основной перевод которых — «справедливость». То есть иные переводы, кроме русского (и церковнославянского) не выражают надмирности справедливости. В русском же переводе «правда» означает не только обычную справедливость, но и соответствие некоему божественному закону как высшей истине. Интересно, что св. Иоанн Златоуст в своих комментариях подтверждает, что «дикеосинэ» в библейских текстах означает высшую добродетель:
На: «так подобает нам исполнить всякую правду» (Мф.3,15)
«Под правдой Он разумеет здесь исполнение всех заповедей» /VII,100/
На «блажены алчущие и жаждущие правды» (Мф.5.6)
«называет здесь блаженным тех, которые стараются о правде, воспрещающей хищение и любостяжание» /VII,153/.- Златоуст не забывает и распределительную справедливость.
На «блаженны изгнанные правды ради» (Мф.5,10)
« гонимые за добродетель, за покровительство другим, за благочестие, так как правдою обыкновенно Он называет полное любомудрие души» /VII,154/.
К сожалению, ныне появляются «толкователи», которые совершенно разводят понятия «справедливость» и «правда», так что в «правде» совсем не остается справедливости. Такое толкование противоречит и лингвистической и духовной традиции понимания этих слов. «Правда» — более широкое и более высокое понятие, чем «справедливость», но в нем в качестве основы значения всегда присутствует справедливость.
Особое значение имеет часто употребляемое в Библии выражение «правда Божия» («дикеосинэ Теу»), а также «правда», произносимая устами Господа Иисуса Христа. Это качество, которым обладает Господь Бог, являя высшую, окончательную, абсолютную Справедливость.
Соответственно, неправда в Новом Завете большей частью выражается словом «адикиа» — несправедливость, неправда, обида (из-за несправедливости). Это слово обозначает одну из разновидностей понятия греха в греческой культуре. Примеров употребления «адикиа» и его форм множество:
«Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (адикиа). (Лк.13,27)
»Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды (адикиа) в Нем». (Ин.7,18)
Всякая неправда (адикиа) есть грех» (1 Ин.5,17)
»Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду (адикиан) человеков, подавляющих истину неправдою» (адикиа) (Рим.1,18)
«не радуется неправде (адикиа), а сорадуется истине» (1 Кор.13,6).
«ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды (адикинемата) ее».(Откр.18,5)
«Неправедный пусть еще делает неправду (адикон); нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще».(Откр.22,11).
Таким образом, «правда» в евангельских текстах — высшая, Божия справедливость, а «неправда» — тяжелый грех противления против Бога, явившего высшую справедливость.
Любовь и справедливость: как их соотнести?
Обратимся снова к Новому Завету. Его лейтмотив — Царство Божие, которое приблизилось с пришествием Христа. О нем, Царстве Божием, постоянно возглашает Христос. И конечно же Царство Божие — это царство любви. «Бог есть любовь» (1 Ин.4,8). И поэтому главное в Его Царстве — любовь. «Заповедь новую даю Вам — да любите друг друга». Новую — ибо это заповедь Царства. Заповедь добровольной жертвенной любви, вплоть до смерти ради других. Это и явил Христос в своем крестном подвиге.
Именно любовь, а не справедливость является христианским идеалом. В Евангелии можно найти несколько поразительных примеров, как кажется, отрицающих справедливость. Например, притча о работниках одиннадцатого часа (Мф.20,1-16), где хозяин дает каждому нанятому работнику, и нанятому поутру и в одиннадцатом часу по динарию, хотя первые работали дольше и по справедливости должны и больше получить. Или эпизод (Лк.12,13-15), где братья попросили Христа поделить между ними наследство. Разумеется, поделить, разумеется, справедливо. Но Христос отказывается — не к справедливости Он призывает, а к любви, к полюбовному решению конфликта между братьями. Или чудо насыщения четырех тысяч, когда Христос из сострадания к проголодавшимся слушателям, насыщает их всех, не обращая внимания на распределительную справедливость.
В сравнении с любовью справедливость предстает как скромная добродетель, прямо-таки скопидомская, скрупулезно подсчитывающая дебет и кредит. Архиепископ Иоанн Шаховской пишет: «Есть в нас, людях, чувства, которые можно назвать щедрыми, богатыми, например — любовь, великодушие, бескорыстие, самоотверженность. Но есть в нас и чувства более скромные, но в повседневной жизни, может быть, еще более для нас нужные — без которых жизнь в мире становится совсем невозможной. К этим скромным и тихим чувствам и относится справедливость»./4,515/
Но, тем не менее, ставя любовь на первое место, мы должны признать, что Царство Божие — одновременно и Царство Правды, то есть высшей справедливости. Об этом ясно говорят Евангельские тексты, причем тексты исключительной важности — нагорная проповедь:
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5,6);
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5,10);
«Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33);
Оказывается, что люди стремящиеся к правде и пострадавшие за это Господь называет блаженными! И они попадают в Царство!. О том же говорят ап. Петр и Павел:
«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». (2 Пет.3,13).
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим. 14.17).
Господь настолько любит справедливость, что, если она не исполняется тут на земле, обещает ее обязательное исполнение в будущей жизни. Это необычайно ярко объясняет нам евангельская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16,19-31). Безусловно, Господь есть Любовь. Но одновременно Он есть и Справедливость. И поэтому Его любовь — зрячая, учитывающая все обстоятельства. И этим удивительным сплавом Любви и Справедливости вершится милосердный суд Божий — и отдельных людей и всевозможных обществ. Василий Великий говорит: «Бог благ, но и правосуден… Бог милосерд, но и Судия; ибо, сказано, любит милостыню и суд Господь (Пс. 32:5)» /5/
Но, повторяя вслед за ап. Иоанном, что Бог есть Бог любви, тем не менее, спросим: Как же он допускает в своем Царстве нечто иное — справедливость? Дело в том, что справедливость, и есть любовь… Точнее — дело любви. Попробуем этот фундаментальный вывод обосновать.
Разумеется, напрямую отождествлять любовь и справедливость было бы ошибкой. Прежде всего, надо иметь в виду, что любовь первична. Любовь — жертвенный огонь, который возгорается в душе человека. Он может быть слабеньким огоньком, но может быть большим пожаром, который не ограничивается симпатией или чу4вством жалости, а. и воздвигает человека на дела любви: милостыню, благотворительность, милосердную помощь и еще тысячи и тысячи дел, поступков, норм, законов и пр. — может быть расчетливых, делаемых с холодной головой, но имеющих причиной пламенную любовь. К этому же ряду относится и справедливость, как бы это некоторым не претило. Ибо справедливость — некий принцип, норма, но реализация справедливости — уже поступок, дело. И, заметим, как и всякое дело, оно может быть делом любви, а может и нет. Тут все зависит о ситуации и намерений деятеля. Справедливость есть принцип, распространяющийся на ВСЕХ. Но его можно добиваться ради ДРУГИХ, а можно ради СЕБЯ. Рассмотрим несколько случаев.
1) «Любящий правитель». представим себе правителя страны — очень доброго, любвеобильного, желающего всем своим подданным всех благ, и к тому же лично полного нестяжателя — в общем, христианина. Просто иметь приязнь к своим подданным недостаточно — люди от верховного руководителя ждут дел. Но страна — небогатая, так что на всех ресурсов не хватает. Как поступить? Наш любящий правитель ничего лучше, чем социальная справедливость, предложить не сможет. Случай «любящего правителя» — очень важный. Ибо существует море ситуаций, в которых самые разные люди оказываются в положении любящего правителя (Например, руководитель в коллективе, вставший перед проблемой назначения зарплат подчиненным.) Причем, как правило это люди порядочные, высокой нравственности, не стремящиеся ничего себе присвоить. Таким образом, справедливость — это не только «любовь царей», но и всех, мало-мальски облеченных властью начальствующих.
2) «Маленький человек», обиженный из-за несправедливости. Обиженный людьми, далекими и от любви и от справедливости, гребущими исключительно к себе и идущими по трупам этих самых маленьких людей. Именно о них — все романы Достоевского, их он бесконечно жалеет. Несправедливость по отношению к маленькому человеку — основное содержание его произведений. Ибо таких — миллионы и миллионы. И душа великого христианина не может пройти мимо столь вопиющей неправды.
Вообще, несправедливость — тяжелый грех. Паисий Святогорец говорит: «Несправедливость — это очень большой грех. У каждого греха бывают смягчающие вину обстоятельства, но для несправедливости не существует оправданий. Она прогневляет Бога. Люди, творящие несправедливости, собирают горящие угли на свою голову» /12/. Кстати, отсюда следует, что требование справедливости не может быть осуждаемо, если сами требования справедливы. Иначе несправедливость стала бы христианской добродетелью.
3) «Любитель качать права». Лишь только появляется справедливость, появляются и любители использовать эту норму себе на пользу. Они мимикрируют под обиженных и с пеной у рта требуют якобы причитающихся им преференций. Обычно это социальные паразиты, ловко приспособившиеся к справедливому социальному строю. Такие как раз порицаемы, поскольку подменяют борьбу за справедливость личной выгодой.
4) Наконец, есть еще тип: «демагог-политолог», размахивающий флагом справедливости ради разрушения общества. Таких врагов, на самом деле работающих пятой колонной, расплодилось огромное количество в советское время. Они забили все щели тогдашнего общества, не давая пробиться правде и превращая советскую идеологию в столь мертвящую рутину, что наш народ стал над справедливостью посмеиваться, и потому так несчастно поддался на конфетку благополучия, которая обернулась жестокой несправедливостью. Ныне пятая колонна, добившись уничтожения справедливости, расписывает ее «ужасы» — «уравниловку», «тоталитаризм» и пр.
Читатель, возможно, сам выявит и другие типы отношения к справедливости. Но и из представленного набора ясно, что справедливость как принцип предназначена Богом для разрешения ситуаций, связанных с жизнью общества. В основном — для разрешения ситуаций распределения ограниченных ресурсов. Но, как и всякий инструмент, справедливость может быть использована как во благо, так и во вред.
Если же говорить о моральной оценке представленных случаев, то моральному порицанию подлежат только случаи 3 и 4. Действительно, случай «любящего правителя» и есть случай дела любви. Тут мы должны остановиться и со всей определенностью подчеркнуть, что в данном случае справедливость и есть любовь, точнее одна из форм любви. А именно, любви «к дальнему», а точнее — «к дальним». Ибо их много — людей, которых мы лично не знаем, но делаем для них добро. Любовь «к дальнему» часто третировалась, принижалась, говорилось, что это не настоящая любовь, не имеющая адресатом личность. Нет, это любовь, причем любовь высшей пробы. На самом деле любовь «к дальнему» всегда почиталась христианами. Например, любовь воина, защищающего свое Отечество. Тут адресатом является не отдельная личность, а все «мы», все общество. Также всегда почиталась и мудрость правителя, своими решениями делающего добро своим подданным. Так и справедливость, будучи реализованной, являет дело любви, направленного на благо всем.
В случае «маленького человека» мы имеем справедливость «для себя», которая не может быть расцениваема как высокая добродетель. Но и порицаема она быть не может. Ведь «маленький человек» требует правды, которую поддерживает Господь Бог. Причем, кто знает, какие жизненные обстоятельства его на это вынуждают — может быть, у него пятеро детей, больная мать и отец при смерти, а средства к существованию у него отняты вследствие чинимой богатенькими несправедливости. Вот и бросьте первым в него камень. Еще раз подчеркиваю, что таких — многие миллионы, большинство населения. Это и о них сказал Господь «блаженны алчущие и жаждущие правды». В случаях же 3 и 4 люди как раз жаждут неправды — пользы для себя, своего клана, своего «малого народа».
Если случай 1 являет нам самую настоящую любовь, то случай 2 противоречив — тут любовь к другим уравнивается с любовью к себе, любовь и эгоизм уравниваются. Не выделяя себя из других, человек не забывает и себя. Он обещает по отношению к другим не только выполнять свои обязанности, но и заявляет свои права. Такая справедливость «для себя» обозначает на моральной оси некую «нулевую точку», как бы рубеж между моральным и неморальным в жизни человека.
Но оказывается «точка справедливости» давно охарактеризована знаменитым речением: «люби ближнего твоего, как самого себя» И это не только речение Христа, но и заповедь Ветхого Завета (Лев.19,18). Для нас эта норма очень высока (себя-то мы любить умеем, а вот ближних как себя — увы). Ведь она показывает, насколько низок нравственный уровень человечества после грехопадения.
В Писании есть и другое определение справедливости — через золотое правило нравственности, которое по сути дела говорит о том же:
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф 7:12).
как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.(Лк.6,31)
А вот еще одно определение справедливости:
«Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6: 37)
Тут та же мысль, но высказанная Христом более категорично — Господь строго следит за соблюдением справедливости не только в мире горнем, но и в этом мире.
Но на моральной оси есть и другие точки. А именно: точки выше «точки справедливости», когда любовь преобладает над эгоизмом — эти случаи образуют «зону любви» в человеческих отношениях. Но есть и точки ниже справедливости, где эгоизм преобладает над любовью — это уже «зона эгоизма». Но необходимо отметить, что указанные зоны не означают отсутствия справедливости. Нет, она присутствует и человек совершает огромное количество поступков, руководствуясь справедливостью и эквивалентным обменом (что тоже является разновидностью справедливости). Но в целом поступков, инициируемых любовью, больше, чем мыслей и поступков, определяемых эгоизмом (для зоны эгоизма все наоборот — эгоистичных поступков больше альтруистичных).
При этом с самой справедливостью происходят любопытные перемены. Дело в том, что справедливость — это должное, причем, добровольно должное. Иначе говоря, Человек считает себя обязанным поступать справедливо. Но при повышении нравственного уровня, граница должного смещается. Так, если раньше, допустим, человек считал помощь ближнему делом любви, то теперь он считает такую помощь своей внутренней обязанностью. Причем, эту новую границу он продолжает называть справедливостью — ведь старая справедливость уже не является для него «добровольным должным». Аналогичное явление, но уже связанное со снижением границы должного происходит с человеком при перемещении в «зону эгоизма». Там зачастую «справедливо» то, что мне выгодно. Таким образом, появляется несколько представлений о справедливости, что и породило известное мнение, что, мол, у каждого своя справедливость, и потому справедливость — нечеткое субъективное понятие, на которое нельзя опираться. Поэтому мы будем различать «нормативную справедливость» как равновесие затрат и благ, а также «относительную справедливость» как уровень должного, принятого личностью или обществом.
«Богословие без справедливости»
Итак, справедливость — совершенно необходимая людям добродетель, как в личной жизни, так и общественной. Она не есть человеческое изобретение, а дана человеку самим Господом. Дана ради достойного проживания на земле. Причем, полная сила этой воистину замечательной добродетели выявляется на социальном уровне. Но удивительное дело: в православной среде к справедливости отношение прямо-таки подозрительное. Зачастую приходится сталкиваться с мнением, причем очень распространенным у наших батюшек, что причиной жажды справедливости является не что иное как элементарная зависть — зависть менее успешных к более успешным. Вот для примера некоторые тексты наших священников, причем, священников известных, популярных, определяющих нение православных, причем священников разных взглядов — и «либералов» и «консерваторов».
«Но самое страшное, что зараза коммунизма неуничтожима до Второго Пришествия Господа. Ведь корень этого зла в сатанинской зависти. Она часто называется чувством социальной справедливости. Люди, обуянные этой страстью, искренно считают себя праведниками, убивая тех, кого они назвали кулаками или мироедами за то, что они работают лучше их». (о. Даниил Сысоев)
«Зависть — причина грехопадения Адама. Зависть — причина Богоубийства. Зависть — мать коммунизма. Завистников ждет огненное озеро». (он же)
«Где справедливость, там нет места любви…Справедливость — это когда мы хотим себе» (о. Александр Торик).
«Справедливость — она никому не нужна. Справедливость — это демагогия. Никакие слова и справедливости — все они бессмысленны. Справедливостью обычно прикрываются, когда что-то хотят вытребовать себе» (о. Дмитрий Смирнов).
«Две по-настоящему дьявольские идеи — равенство и справедливость — порождают у людей зависть» (Свящ. Андрей Лоргус).
А вот еще мнение священника: «А справедливость очень редко оказывается добром. Чаще — злом. Евангелие против всякой справедливости. Оно — за милосердие». (о. Александр Борисов)
Что тут сказать? Прежде всего, поражает явное желание дискредитировать справедливость, снизить ее ценность, объявить чем-то низкопробным, аморальным и нехристианским. Не будем комментировать каждую фразу — рассмотрим только общие тенденции.
Нетрудно видеть, что из этого потока высказываний вырастает целое богословие, так сказать, «богословие без справедливости». В нем декларируется, что, поскольку человек спасается любовью, то справедливость ему не нужна. Она даже вредна, поскольку отвлекает людей от подлинного христианства. Что сущность справедливости — обыкновенная зависть шариковых к успешным, деловым и трудолюбивым. Что она — лишь прикрытие человеческого эгоизма, демагогического желания присвоить что-то себе.
Что ж, поскольку все это высказано уважаемыми, известными священниками, то постараемся подойти к этой «теории» объективно, без эмоций. А потому сначала отметим его положительную сторону. Она усматривается в том, что еще раз подчеркивается важность, уникальность христианской любви как средства спасения. Но все же то пренебрежение справедливостью, которое демонстрируют батюшки, выдает их недостаточное вживание в сложную проблему справедливости. Да, человек спасается любовью. Но отсюда никак не следует, что справедливость является чем-то чуждым любви. Наоборот, все содержание данной работы направлено на то, чтобы показать, что справедливость — союзница любви, что любовь и справедливость — вещи не только совместимые, но сопутствующие и дополняющие друг друга. Выше уже указывались такие контраргументы (ради краткости их только называем) как:
Справедливость «для других» и есть любовь, любовь «к дальнему».
Справедливость «для себя» не может быть осуждаема, если требования справедливы.
Но, пожалуй, главное в том, что любовь в огромной степени воспитывается обществом. Собственно, общество и задумано Творцом как громадное поприще, идя по которому каждый человек, многократно и разнообразно применяя свою свободную волю, формирует, вырабатывает в себе пороки и добродетели. И при этом он, как существо воспитуемое, подвергается влиянию общества, впитывает в себя (или наоборот отвергает) общественную мораль. А кого воспитает общество без справедливости? Человека-эгоиста, вершащего несправедливость по отношению к другим. Поэтому выступая против справедливости, батюшки льют воду на мельницу врагов России, стремящихся сделать из российского общества эгоистичный ад.
Попутно заметим, что зависть и справедливость — совершенно разные, даже противоположные, понятия. Это очевидным образом доказывается примером «любящего правителя», который стремится к справедливости как раз из чувства любви, а не по зависти. Другое дело, что можно, маскируясь справедливостью, преследовать совершенно другие цели, водясь страстями, далекими от справедливости (это показывают примеры «любителя качать права» и «демагога-политолога»). Но эти случаи совершенно не дают права отождествлять справедливость с завистью. Наоборот, справедливые люди, как правило, независтливы, а вот завистник — всегда эгоист, которому все мало.
Но кто же автор «теории», что справедливость — это зависть. Поиски приводят отнюдь не к святым отцам (все они справедливость признают добродетелью), а к сочинениям начала XX в.протоиерея Иоанна Восторгова. Вот одно из его высказываний:
«тогда каждый за равный труд, будто, получит и равную со всеми долю пищи, питья, одежды и всего необходимого. Тогда будет все по правде, и люди будут счастливы.
Таково, по видимости, учение социализма. На деле же социалисты приступают к дележу того, что признают для себя наиболее достижимым, — грабят, совершают экспроприации с насилиями, но больше всего они разжигают корыстность, указывают всегда и всюду на людские материальные недостатки, воспламеняют завистливость к чужому имуществу и сеют среди людей диавольскую ненависть, особенно распаляют ненависть бедных к богачам» /10,146/.
О. Иоанн не сомневается, что справедливость — это хорошо, а зависть — плохо. Но он уверен, что социалисты лгут, ссылаясь на справедливость, а на самом деле водятся завистью. И поэтому, конечно же, установят грабительские, абсолютно несправедливые порядки. Этот текст написан более ста лет назад, и теперь мы можем оценить, насколько был прав о. Иоанн (прославленный, кстати, Церковью как новомученик). Теперь мы видим, что именно социализм в СССР установил наиболее справедливый социальный порядок, осуществив (пусть и с искажениями) социальную справедливость. Так что обвинять социалистов во лжи, в подмене мотивов как раз нет оснований.
Наконец, как правило, частью «богословия без справедливости» оказываются антикоммунизм, антисоветизм и антисоциализм. Иногда это демонстрируется совершенно откровенно, как у о. Даниила Сысоева, иногда — скрыто, но почти всегда подразумевается. Почему? Да потому что коммунисты на своем знамени написали «справедливость» (а не «любовь», как бы хотелось батюшкам). И вместо того, чтобы похвалить коммунистов за то, что они взяли своим лозунгом одно из важных дел любви, наши батюшки изрыгают на них тонны ненависти. И тут не помогает ни тот неоспоримый факт, что справедливость есть положение установленного Богом нравственного закона, ни то, что Сам Господь — не только Любовь, но еще и высшая Справедливость. Увы, справедливость постоянно дискредитируется, причисляется к числу антихристианских человеческих выдумок. Хотя достаточно посмотреть в окно, чтобы увидеть черную, тотальную, все собой накрывающую несправедливость, за которую в ответе, в том числе, и батюшки.
Впрочем, к чести наших клириков, справедливость унижается далеко не всеми. Многие и многие священники рассматривают ее как высокую добродетель, к которой надо стремиться. Например, архиеп. Иоанн (Шаховской) даже написал статью под названием «Похвала справедливости» /4/, где замечает, что справедливость — «прекрасное слово», «есть что-то божественное в нем», «мы чувствуем мир и радость, когда совершаем справедливость». Но бороться за социальную справедливость призывают уже немногие. Иные же считают, что падшесть человеческая столь велика, что осуществить справедливость вообще невозможно — ни при каких условиях. Поэтому и остается проповедовать любовь как основу Царства Небесного, и примириться с существующей несправедливостью, господствующей в царстве земном. И опять получается, что «справедливость — она никому не нужна»: ни там, ни здесь. Вот такая логика «богословия без справедливости». Логика крайне сомнительная.
Правда, есть еще одна идея, которую озвучили еще античные философы: справедливость является основной общества. И, казалось бы, хотя бы ради этого богословам стоит на справедливость обратить внимание. Но увы — серьезных работ по христианской социологии у нас нет. Богословы привыкли ставить перед Богом отдельного человека со всеми его грехами и добродетелями. Рассматривать же общество как объект Божиего попечения в богословии не принято. В философии, даже религиозной, — пожалуйста. Но ей и цена своя — «философия», что с нее взять. А в богословии — ни, ни.
Впрочем, не совсем так. Есть Блаженный Августин, который в своей книге «Два града» высказывает очень интересные мысли: «Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки?» /9,150/. Августин считает, что при отсутствии справедливости любой правитель — тиран, а любая элита — клика. Если же справедливость соблюдена и имеет место уважение к религии, то любая форма власти хороша и достойна того, чтобы ей подчиняться. Но, к сожалению, развития этих мыслей в православном богословии не видно.
Ниже, в главе III приводятся некоторые положения, направленные на осмысление понятия справедливости в социальном контексте. А теперь — дополнительные тезисы как сжатое описание этой главы.
Тезис четвертый: справедливость и любовь — разные понятия, но тесно связанные между собой. Справедливость есть одна из форм проявления любви.
Тезис пятый: попытки некоторых православных дискредитировать справедливость вырастает в некое «богословие без справедливости» — крайне сомнительную богословскую теорию.
Поговорки о справедливости
- Все справедливо в любви на войне — легко понять, кто прав, кто виноват, если идет война или человек влюблен.
- Справедливая критика – делу подмога — на справедливые замечания обычно никто не обижается. В таких случаях умные люди прислушиваются к советам других, чтобы в дальнейшем не совершать ошибок.
- Знает и зло правоту, да молчит — нельзя сказать, что несправедливые люди совершенно не учились в детстве, как себя вести, и когда поступки человека вызывают всеобщее недоумение. Просто — доброта и другие хорошие качества не присущи данному индивидууму.
- Не бей Кузьму за Темкину вину — если вы справедливый человек, то разбирайтесь непосредственно с виновным в совершенном проступке, а не высказывайте свои недовольства его родственникам, друзьям.
Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о справедливости: сборник с объяснением смысла
Справедливость маленькие дети иногда путают с равенством. Это суждение является ошибкой. К примеру, малыш обижается на своих родителей, потому что у его друга есть детский электромобиль, а у него нет. В таких случаях следует объяснять своему чаду, что не у всех одинаковые возможности. Кто-то может позволить себе такую дорогую игрушку, а кто-то нет. Справедливость же заключается в совсем другом. Нужно совершать такие поступки, за которые потом не придется краснеть.
Добро и справедливость — неразделимые понятия. Добро всегда побеждают зло
- Все справедливо в любви на войне
— легко понять, кто прав, кто виноват, если идет война или человек влюблен. - Справедливая критика – делу подмога
— на справедливые замечания обычно никто не обижается. В таких случаях умные люди прислушиваются к советам других, чтобы в дальнейшем не совершать ошибок. - Знает и зло правоту, да молчит
— нельзя сказать, что несправедливые люди совершенно не учились в детстве, как себя вести, и когда поступки человека вызывают всеобщее недоумение. Просто — доброта и другие хорошие качества не присущи данному индивидууму. - Не бей Кузьму за Темкину вину
— если вы справедливый человек, то разбирайтесь непосредственно с виновным в совершенном проступке, а не высказывайте свои недовольства его родственникам, друзьям.
Пословицы о доброте и справедливости
- В чужом деле каждый любит справедливость.
- Все мы любим справедливость – за счет нашего ближнего.
- Где говорят деньги, там спит справедливость.
- Где права сила, там бессильно право.
- Где справедливость, там и правда.
- Действовать справедливо в удаче всегда легче, чем в несчастье.
- Деньги – мусор, справедливость – золото.
- Зла за зло не воздавай.
- Изжил век, а все правды нет.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Молчащий в правом деле подобен кричащему в деле несправедливом.
- На справедливое слово только дурак сердится.
- Настоящий человек тот, у которого справедливость есть.
- Несправедливость человека поражает его самого.
- Осень хвастлива, весна справедлива.
- Песня любит хорошего исполнителя, а человек – справедливого ценителя.
- По справедливости отрезанная рука не заболит.
- Поплатится не сват, а тот, кто виноват.
- Справедливое слово камень раздробит.
- Справедливому нет наказания.
- Справедливость – залог процветания.
- Справедливость мертвого воскресит.