17 кричащих цитат автора «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд

Ум человека — основное орудие его выживания. Жизнь человеку дана, выживание — нет. Тело человеку дано, пища — нет. Мозг ему дан, но ум — нет.

Джон Голт

Давно я не встречал книги, которая меня зацепила бы настолько сильно! Книга, которую я читал и узнавал себя! Книга, в которой словами были переданы мысли, которые постоянно вертелись у меня в голове!

За всю жизнь я прочитал более 500 художественных и бизнес книг, но все они не шли ни в какое сравнение по эмоциям и впечатлениям с произведением, которое теперь прочно возглавляет мой рейтинг лучших книг – Атлант расправил плечи!

Предыстория

В феврале 2015 года я готовился к проведению тренинга в Киеве Максима Батырева, автора бестселлера “45 татуировок менеджера” и одного из лучших бизнес-тренеров СНГ. В Украине был пик кризиса, и я находился в замешательстве – удастся ли нам собрать людей на тренинг.

Помню как одним из вечеров я написал Максиму и выразил свою идею насколько было бы хорошо объединить в одном месте всех самых талантливых и умных людей со всего СНГ. Мне казалось, что такие люди могли построить очень сильное государство.

Максим ответил просто – почитай Атланта. Я много слышал об этой книге, давно хотел ее прочитать, и вот летом 2015 года наконец-то добрался до нее.

Айн Рэнд. Атлант расправил плечи

​Источник

Айн Рэнд (1905-1982) — наша бывшая соотечественница, ставшая крупнейшей американской писательницей. Автор четырех романов-бестселлеров и многочисленных статей. Создатель философской концепции, в основе которой лежит принцип свободы воли, главенство рациональности и «нравственность разумного эгоизма». …

На мой взгляд, существует единственная форма человеческого падения – потеря цели.

Вы боитесь того, у кого на доллар меньше, чем у вас, этот доллар по праву принадлежит ему, из-за него вы чувствуете себя моральным должником; того же, у кого на доллар больше, чем у вас, вы ненавидите, этот доллар по праву принадлежит вам, и вы чувствуете себя морально обворованным. Тот, кто стоит ниже вас, — источник вашей вины, тот, кто стоит выше, — источник вашего раздражения.

И во времена всех крестовых походов против коррупции решение видели не в том, чтобы дать свободу ее жертвам, а в том, чтобы дать большую власть вымогателям.

Опыт долгих лет борьбы научил его, что немотивированная вражда не так страшна, как немотивированная забота. За ней всегда крылась опасность.

Тот, кто сочувствует виноватому, лишает сочувствия правого. Теперь спроси себя, кто же бесчувственный. Тогда ты поймешь, какой принцип противостоит благотворительности. — Какой же? — прошептала она. — Справедливость, Шеррил.

«Только не бояться, а учиться» — эти слова Шеррил повторяла себе так часто, что эта мысль уже казалась ей столбом, до блеска отполированным ее беспомощно соскальзывающим вниз телом; этот столб поддерживал ее весь минувший год.

В мире, где разум объявляется фикцией, где признается моральное право управлять посредством грубой силы, угнетать знание в интересах невежества, жертвовать лучшими ради худших, — в таком мире лучшее должно выступать против общества и стать его смертельным врагом.

Таков изъян их системы: они мгновенно ополчаются против человека честного и достойного, но подай им никчемного бездельника, и они увидят в нем приятного и безопасного — безопасного! — человека.

Тем, кто требовал внимания к больным, сделав невыносимой жизнь здоровых, не приходило в голову, что человек, готовый работать из-под палки, — это быдло, которому опасно поручать даже бездушный груз, не то что здоровье человека.

<…> Будто вопрос был задан не ему лично, а тому необъяснимому беспокойству, что затаилось в его душе.

Все голосовавшие за план думали, что теперь появляется возможность запустить лапу в карман более способных людей. Как бы ни был человек богат или умен, он все равно считает кого-то богаче или умнее себя — а этот план дает часть богатств и талантов тех, кто лучше него. Но, рассчитывая обобрать людей, стоящих выше, человек забывал о людях, стоящих ниже и тоже получающих право обирать других. Он забыл, что низшие могут обобрать его так же, как он хотел обобрать тех, кто выше. Рабочий, которому нравилась идея, что, заявив о своих потребностях, он получает право на такой же, как у его босса, лимузин, забывал, что каждый лентяй и попрошайка может заявить о своих правах на владение таким же, как у него, холодильником.

Репортеры, собравшиеся на пресс-конференцию в офисе «Джон Галт инкорпорейтэд», были молодыми людьми, которых учили думать, что их работа заключается в том, чтобы скрывать от мира природу происходящих в нем событий. Их повседневной обязанностью было выступать слушателями какого-нибудь общественного деятеля, который тщательно подобранными фразами, лишенными всякого смысла, разглагольствовал о благосостоянии общества. Их повседневная работа заключалась в том, чтобы собрать эти слова в любых приемлемых сочетаниях, но так, чтобы они не выстраивались в последовательную цепочку, выражающую что-то определенное.

— Отчего же, могу, — ответил Мидас Маллиган, когда его спросили, может ли он назвать человека более скверного, чем тот, чьему сердцу неведома жалость. — Человек, который пользуется жалостью к себе как оружием.

Тогда по какому праву вы рассуждаете о том, что значит быть человеком? Вы, предавший человека в себе?

Было тридцать первое марта – единственная неизбежная определенность.

Отказ от признания реальности всегда приводит к гибельным последствиям.

Покажите мне женщину, с которой он спит, и я скажу, как он себя оценивает.

Я могу предложить только одно полезное соображение: исходя из сути и природы бытия противоречий не существует. Если вы находите невероятным, что изобретение гения может быть брошено среди развалин, а философ может хотеть работать поваром в кафе, проверьте свои исходные положения; вы обнаружите, что одно из них неверно.

Были времена, когда люди боялись, что кто-нибудь раскроет секреты, которые неизвестны их ближним. Сегодня боятся, что кто-нибудь произнесет вслух то, о чем все знают.

Видите ли, доктор Стадлер, люди не хотят думать. Чем глубже они погружаются в свои заботы, тем меньше хотят думать. Но подсознательно они чувствуют, что должны думать, и чувствуют себя виноватыми. Поэтому они благословят и последуют советам любого, кто найдет оправдание их нежеланию мыслить; любого, кто превратит в добродетель – сверхинтеллектуальную добродетель – то, что они считают своим грехом, своей слабостью, своей виной.

Мысль — это оружие, которым человек пользуется для того, чтобы действовать.

Исходя из сути и природы бытия противоречий не существует… Проверьте исходные данные, одно из них не верно…

Знаете ли вы отличительную черту посредственности? Негодование из-за успеха другого.

Моя мораль, мораль разума, содержится в одной аксиоме: реальность существует; в одном выборе — жить. Все остальное проистекает отсюда. Чтобы жить, человек должен считать высшими и решающими ценностями три вещи: Разум, Цель, Самоуважение. Разум как единственное орудие познания, Цель как выбор счастья, которого это орудие должно достигать, Самоуважение как нерушимая уверенность, что он способен думать, и его личность достойна счастья, что означает достойна жизни. Эти три ценности требуют всех добродейтелей человека, и все его добродетели связаны с отношением существования и сознания: разумностью, независимостью, чистотой, честностью, справедливостью, эффективностью, гордостью.

– Я никогда не презирал роскошь, – сказал он, – хотя всегда презирал людей, купающихся в роскоши. Я взирал на то, что они называют своими развлечениями, и это казалось мне таким ничтожно-бессмысленным – после того, что я чувствовал на заводе. Я видел, как варят сталь, как по моему желанию тонны расплавленного металла текут туда, куда я хочу. А потом шел на банкет и видел людей, благоговейно трясущихся над своей золотой посудой и кружевными скатертями, словно не столовая призвана служить им, а они ей, словно не они владеют бриллиантовыми запонками и ожерельями, а наоборот. Тогда я убегал к первой же замеченной мною груде шлака – и они говорили, что я не умею наслаждаться жизнью, потому что думаю лишь о делах.

Мужчина ищет в женщине отражение самого себя.

Что такое человек? Всего лишь набор химических Компонентов в соединении с манией величия.

Нет ли в том, чему нас учили, какой-то страшной и очень важной ошибки?

Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека, и никогда не попрошу, и не заставлю другого человека жить ради меня.

Ценность — это то, что человек добывает и сохраняет своими действиями, добродетель — это действие, с помощью которого он добывает и сохраняет ценность. Ценность предполагает критерий — цель и необходимость действия перед лицом выбора. Там, где нет выбора, невозможно существование ценностей.

В жизни реальны только смерть и налоги?

Величайшее ощущение жизни: не верить, а знать.

…наиглавнейшей обязанностью человека является обязанность действовать…

Вещи, как они есть, — это такие вещи, какими их воспринимает разум. Оторвите их от разума, и они станут такими, как их воспринимает ваше желание.

Почему вы думаете, что вы думаете?

Если не хватает поводов обвинить человека, надо их придумать. Если внушить человеку, что смотреть на весенние цветы – преступление и он нам поверит, а потом взглянет на них, мы сможем делать с ним что хотим. Он не будет защищаться.

Почему люди готовы отречься от лучших мгновений в их жизни, как от греховных? Почему они предают лучшее в себе? Что заставило их поверить, будто земля – царство зла, а безысходность – их судьба.

— Итак, вы считаете, что именно деньги — источник всех бед и корень зла? — спросил Франциско Д`Анкония. — А вы никогда не задумывались над тем, что является источником самих денег? Сами по себе деньги — лишь средство обмена, существование их невозможно вне производства товаров и людей, умеющих производить. Деньги придают вес и форму основному принципу: люди, желающие иметь дело друг с другом, должны общаться посредством обмена, давая взамен одной ценности другую. В руках бездельников и нищих, слезами вымаливающих плоды вашего труда, или бандитов, отнимающих их у вас силой, деньги теряют смысл, перестают быть средством обмена. Деньги стали возможны благодаря людям, умеющим производить. Видимо, они, по-вашему, источник всех бед?

Особенности книги

Атлант расправил плечи – доктрина предпринимательства.

Обычно в рецензиях на книги я указываю основные идеи, понравившиеся мысли и советы. Рассказываю, что сам применил на практике.

Но здесь отдельный случай: сама книга является отображением принципов успешного и целеустремленного предпринимателя. К ней не применима идея: “Возьми этот совет и получи результат”. Понять ее способен только тот, кому близка культура предпринимательства.

При этом, Атлант расправил плечи – это, в первую очередь, художественная книга. В ней переплетены судьбы и истории различных персонажей, сюжетная линия держит в напряжении до самой последней страницы.

Книга была написана практически 60 лет назад, но писательнице Айн Ренд очень здорово удалось отобразить проблемы общества и их зависимость от развития предпринимательства и интеллектуального уровня страны.

Местами, автора хотелось назвать пророком, ведь описанные в книге проблемы четко прослеживаются в Украине – отсутствие поддержки бизнес сектора со стороны государства, и, как следствие, отток интеллектуального капитала.

Не зря бум продаж книги в той же Америке пришелся на 2008 года – начало финансового кризиса. А до этого книга получала, в основном, негативные отзывы – ее считали пропагандой “загнивающего капитализма”. Никому не нравилось читать правду и сталкиваться лицом к лицу с объективной реальностью.

новости интернета

Автор

: Айн Рэнд
Название
: Атлант расправил плечи
Жанры
: Любовный роман, Научная фантастика, Детектив
Год издания
: 1957 г.

Никогда не сердитесь на человека за то, что он говорит правду.

Мужчина ищет в женщине отражение самого себя.

– Если вы не можете принять решение из-за конфликта между умом и сердцем, – сказал Галт, – доверьтесь уму.

Каждый человек строит мир по своему образу и подобию. У него есть возможность выбирать, но нет возможности избежать необходимости выбора.

Это было величайшее ощущение жизни: не верить, а знать.

Знаете ли вы отличительную черту посредственности? Негодование из-за успеха другого.

Истинная самозабвенная любовь состоит в готовности солгать, обмануть для того, чтобы сделать другого человека счастливым, чтобы создать для него ту реальность, которую он ищет, если ему не нравится та, в которой он живёт.

Сексуальный выбор человека — результат и сумма его базовых убеждений. Скажите мне, что человек считает сексуально привлекательным, и я раскрою вам всю его жизненную философию. Покажите мне женщину, с которой он спит, и расскажу вам о его самооценке (Франсиско д`Анкония).

Множество людей попытаются причинить тебе боль за то добро, что увидят в тебе, зная, что это добро, завидуя ему и наказывая тебя за него.

Говорят, любовь слепа, секс глух к разуму и насмехается над всеми философскими идеями. Но на самом деле сексуальный выбор — это результат коренных убеждений человека. Скажите мне, что человек находит сексуально привлекательным, и я расскажу всю его жизненную философию. Покажите мне женщину, с которой он спит, и я скажу, как он себя оценивает. И какой бы ерундой насчет ценности альтруизма его ни пичкали, секс — самое эгоистичное из всех действий, действие, которое совершается только ради собственного наслаждения. Только попробуйте представить себе половой акт в духе самоотречения и доброхотного даяния — акт, который невозможен в самоунижении, только в самовозвышении, только в уверенности, что тебя желают и что ты этого желания достоин. Это действие заставляет человека обнажить дух, так же как и тело, и признать своё истинное Я мерилом своей ценности. Мужчину всегда притягивает женщина, отражающая его глубочайшее видение себя самого, женщина, завоевание которой позволит ему испытывать — или притворяться, что испытывает, — чувство собственного достоинства. Человек, который уверен в собственной ценности, захочет обладать женщиной высшего типа, женщиной, которую он обожает, самой сильной и самой недоступной, потому что только обладание героиней даст ему чувство удовлетворения. Обладание незамысловатой проституткой не даст ничего (Франциско Д’Анкония).

Ты, кого я всегда любила, но так и не обрела, ты, кого я мечтала увидеть в конце пути за горизонтом…

Иногда наступали такие моменты, как сегодня, когда она внезапно чувствовала невыносимую пустоту, даже не пустоту, а безмолвие, не отчаяние, а неподвижность, будто в ней самой без каких-либо особых неполадок все остановилось. Тогда она ощущала желание получить кратковременную радость извне, желание быть сторонним наблюдателем чужой работы или величия. Не обладать, а лишь отдаваться; не действовать, а только реагировать; не создавать, а восхищаться. Только потом я смогу продолжить существование, ибо счастье – топливо для души.

Нет никчемной работы, а есть никчемные люди, которых не устроит никакая работа (Эллис Вайет).

Если ты намерен сдержать своё слово, не нужно уверять меня в этом, просто сдержи его и всё.

Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня.

Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления (Франциско Д’Анкония).

Если удовольствие одного из нас потребует от другого жертвы, то никакой сделки не будет. Торговля, при которой один человек выигрывает, а другой теряет – обман. В бизнесе ты этого не делаешь, правда? Не поступай так и в личной жизни (Дэгни Таггарт).

Покажите мне женщину, с которой он спит, и я скажу, как он себя оценивает.

Можно чувствовать себя поистине легко и непринужденно, лишь когда осознаешь свою значимость (Дэгни Таггарт).

Всё очень просто. Если ты говоришь прекрасной женщине, что она прекрасна, что ты ей даешь? Это не более чем факт, и он тебе ничего не стоил. Любить женщину за её достоинства бессмысленно. Она заслужила это. Это плата, а не дар. А вот любить женщину за ее пороки – это и есть настоящий дар, потому что она не заслуживает этого. Любить её за её пороки, значит осквернить ради неё все понятия о добродетели, и это является истинной данью любви, потому что ты приносишь в жертву свою совесть, свой разум, свою честность и своё неоценимое самоуважение.

Если удовольствие одного покупается страданием другого, лучше совсем отказаться от сделки. Когда один выигрывает, а другой проигрывает, это не сделка, а мошенничество (Дэгни Таггарт).

Идея книги

Идея, которая легла в основу книги – сравнение предпринимательского класса с героем древнегреческих мифов Атлантом, который держал на своих плечах земной шар.

Именно предпринимательскому классу Айн Ренд отводит основную роль в развитии экономики страны и общества в целом, и считает, что они являются двигателями прогресса.

Своим романом писательница старается передать, что может случится с обществом, если атлант расправит плечи (читайте, прекратит развивать бизнес) – общество начнет терять рабочие места, будет сокращаться производство и расти социальное напряжение.

Хочу подчеркнуть ключевой момент: в книге автор восхваляет настоящих предпринимателях, которые создали и развивали свое дело самостоятельно, а не захватывали чужие бизнесы криминальным путем.

Менее 30 дней

Перед вами цитаты писательницы, книги которой стали настоящим откровением для многих из нас. Айн Рэнд не просто говорит, она кричит голосами своих героев о самом наболевшем – о разочарованиях, любви, деньгах, героях и бездарях. И все это для того, чтобы мы, также как и ее атлант, наконец-то смогли расправить плечи. В нашей подборке самые яркие откровения этой необычной личности.

1. Он никогда и ничего у них не просил. Это они стремились владеть им, это они предъявляли ему постоянные претензии. Причем претензии эти имели облик привязанности, которую, впрочем, ему было труднее переносить, чем любую разновидность ненависти. По какой-то неведомой причине эти люди взялись любить его, не желая при этом знать, за что ему хотелось быть любимым.

2. Эти люди властны над вами, потому что вы не даете себе никакой пощады. Они потакают своим эмоциям. Вы жертвуете своими чувствами. Они ничего не хотят терпеть. Вы готовы стерпеть что угодно. Они избегают ответственности. Вы же только и делаете, что принимаете ее на себя. Но разве вы не видите, что это, в сущности, одна и та же ошибка? Отказ от признания реальности всегда приводит к гибельным последствиям.

3. Знаете ли вы отличительную черту посредственности? Негодование из-за успеха другого. Эти обидчивые бездари трясутся над тем, как бы их кто не обскакал. Они и понятия не имеют, какое одиночество появляется, когда достигаешь вершины. Им чуждо это чувство тоски, когда так хочется увидеть человека, равного тебе, разум, достойный преклонения, и достижение, которым можно восхищаться.

4. Люди не хотят думать. Чем глубже они погружаются в свои заботы, тем меньше хотят думать. Но подсознательно они чувствуют, что должны думать, и чувствуют себя виноватыми. Поэтому они благословят и последуют советам любого, кто найдет оправдание их нежеланию мыслить. Любого, кто превратит в добродетель – то, что они считают своим грехом, своей слабостью, своей виной.

5. Богатство – это результат умения человека мыслить. Сами по себе деньги – лишь средство. Они приведут вас к любой цели, но не заменят вас у штурвала. Деньги удовлетворят ваши стремления и желания, но не заменят вам цель и мечту.

6. Кто среди людей является самым низменным? Человек, не имеющий цели.

7. Что чувствует человек, окруженный посредственностью и серостью? Ненависть? Нет, не ненависть, а скуку – ужасную, безнадежную, парализующую скуку. Чего стоят лесть и похвалы людей, которых ты не уважаешь?

8. Если вы попытаетесь с помощью денег окружить себя теми, кто выше и умнее вас, дабы обрести престиж, то в конце концов падете жертвой тех, кто ниже. Человек не может быть меньше, чем его деньги, иначе они его раздавят.

9. В жизни нет ничего важнее, чем то, как ты делаешь свою работу. Ничего нет. Это самое главное. И твоя сущность проявляется именно в этом. Такова единственная мера ценности человека.

10. То, что заставляет тебя быть уверенным, и есть моральный принцип.

11. Человек, проклинающий деньги, получил их нечестно, человек, уважающий деньги, заслужил их. Уходите без оглядки от любого, кто скажет вам, что деньги – зло. Эти слова – колокольчик прокаженного, лязг оружия бандита.

12. Не существует скверных мыслей, злом является только отказ мыслить. Не пренебрегайте своими желаниями. Не жертвуйте ими. Исследуйте их причину.

13. Я не принимаю жертв и не приношу их. Если удовольствие одного покупается страданием другого, лучше совсем отказаться от сделки. Когда один выигрывает, а другой проигрывает, это не сделка, а мошенничество.

14. Знаешь, в чем твоя единственная настоящая вина? Ты не научился наслаждаться, хотя у тебя к этому величайшие способности. Ты слишком легко отказываешься от собственного удовольствия. Ты готов слишком многое терпеть.

15. Невозможно управлять невинными людьми. Единственная власть, которую имеет любое правительство, — это право применять жесткие меры к уголовникам. Что ж, когда уголовников не хватает, их создают. Столько вещей объявляют криминальными, что становится невозможно жить, не нарушая законов. Вы создаете государство нарушителей закона и наживаетесь на чувстве вины. Вот такая игра.

16. Человека нельзя обезвредить иначе, как обвинив. Обвинив в том, в чем он может признать себя виновным. Если он когда-то прежде украл десять центов, вы можете применить к нему наказание, предусмотренное для взломщика сейфов, и он примет его. Он перенесет любые невзгоды и поверит, что не заслуживает лучшего. Если не хватает поводов обвинить человека, надо их придумать.

17. Говорят, что любовь слепа, секс глух к разуму и насмехается над всеми философскими идеями. Но на самом деле сексуальный выбор – это результат коренных убеждений человека. Скажите мне, что человек находит сексуально привлекательным, и я расскажу всю его жизненную философию. Покажите мне женщину, с которой он спит, и я скажу, как он себя оценивает.

В Библиотеке «Главная мысль» вы можете прочитать или послушать обзор по книге Тал Бен-Шахара «Что ты выберешь? Решения, от которых зависит ваша жизнь». Каждый день, ежеминутно, каждым своим словом и действием мы совершаем выбор, который определяет всю нашу дальнейшую судьбу. Пусть эта книга поможет вам понять ваш путь, как она уже помогла многим людям по всему миру.
Поделиться

Сюжет книги

Сюжет книги разворачивается на фоне экономического кризиса в Америке. Государство выступает против крупного бизнеса и всячески притесняет его, что приводит лишь к ухудшению ситуации.

В итоге, крупные бизнесмены разделяются на несколько категорий: одни присоединяются к власти, вторые – пытаются противостоять, а третьи – закрывают свое дело и исчезают. Ко второй категории относятся 2 ключевых персонажа книги – промышленник Хэнк Риордэн и Дагни Таггерт – вице-президент железнодорожной компании.

Именно Дагни начинает обращать внимание, что большинство известных ей предпринимателей оставляют свой бизнес и пропадают без вести, и отправляется на их поиски.

Что понравилось в книге

Безусловно, если сесть и в деталях начать расписывать сюжетную линию книги, на это уйдет минимум 30 часов времени

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]