Ф.М. Достоевский «Идиот»: цитаты героев и автора романа

Целью написания романа было изображение «положительного человека», хотя сам писатель хорошо понимал, насколько это тяжелая задача.

В романе много персонажей, но самый главный среди них — князь Мышки. В числе центральных считаются еще трое: Настасья Филипповна, Рогожин Парфен и Епанчина Аглая.

Среди его героев здесь лишь только Мышкин в силах противостоять капиталистическому миру. Но его моральной силы не хватает для победы, и он погибает, не сумев выбраться из болота, где красоте завидуют, думают только о выгоде и деньгах.

Идиот — цитаты Достоевский

Вернуться к содержанию

Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье.

Закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве!

В последнее время и он меня мучил: всё это было натурально, люди и созданы, чтобы друг друга мучить. Ипполит

Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом и без сердца. Лизавета Прокофьевна Епанчина

В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя. Настасья Филипповна

Подлецы любят честных людей… Гаврила Ардалионович Иволгин

Ребенку можно все говорить, — все; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей? От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! князь Мышкин

Шестов Л. И.: Достоевский и Ницше. Глава IX

Предисловие Глава: 9
Примечания
Назад Вперед

Глава IX

Эта борьба определяет собою все творчество гр. Толстого, в лице которого мы имеем единственный пример гениального человека, во что бы то ни стало стремящегося сравниться с посредственностью, самому стать посредственностью. Конечно, это ему не удается. Сколько он ни оберегает себя от запросов своей природы, она каждый раз сказывается в нем бурными и нетерпеливыми вспышками. Казалось, что в «Войне и мире» он уже подвел окончательный итог выводам и наблюдениям своей жизни. Все, что он видел, закреплено определенно и прочно, на своем месте. И, главное, так размещено, что в общем получается ободряющая и радующая взоры картина, несмотря на то, что в ней ничего не забыто из тех ужасов жизни, которые подрывают доверие людей к ближним и Творцу. Князь Андрей умер мучительной смертью после мучительной жизни, Пете Ростову французы прострелили голову, старая графиня на наших глазах обращается в полуидиотку, граф Илья Андреевич, разорив детей, незаметно стушевывается, Соня становится приживалкой и т. д. Но все это так расположено на картине, что не только не ослабляет, но еще усиливает общее бодрящее впечатление. Достоевский никогда не мог постигнуть тайны этой стороны толстовского искусства. Он воображал, что грозный окрик, повелительный тон, решительность в утверждении, несколько добродетельных и святых слов всегда способны справиться с живущим в его собственном и вообще в каждом человеческом сердце беспокойством. Так, например, в «Идиоте», где роль миротворящего духа играет князь Мышкин, встречается следующий характернейший диалог. После ночного чтения в саду обреченный на смерть Ипполит встречает в саду князя Мышкина и задает ему «вопрос». «Скажите мне прямо, — спрашивает он, — как по-вашему, как мне лучше всего умереть? Чтобы вышло всего добродетельнее, то есть? Ну, говорите?» Как вам нравится такой «вопрос»?! По смыслу романа, князю Мышкину полагается всегда отличаться; он должен уметь все понимать и из самых трудных положений выходить победителем. Но, в таком случае, нужно думать, что Достоевский, устраивая ему встречу с Ипполитом, просто решил посмеяться над своим героем. Разве можно с иными целями задавать такие вопросы, на которые, сколько ни бейся, никогда не ответишь не то что толково, но даже хоть сколько-нибудь удовлетворительно? И форма-то вопроса какова: «Чтобы вышло всего добродетельнее то есть»! Кажется, будто Достоевскому, по старой привычке подпольного человека, вдруг неудержимо захотелось показать язык своей собственной мудрости. И точно, если вопрос Ипполита дерзок, то ответ князя Мышкина возмутителен. Вот он: «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье, — проговорил князь тихим (!) голосом». Ипполит расхохотался ему прямо в глаза. У Достоевского не хватило решительности заставить бедного мальчика преклониться пред беспардонною святостью князя. И тихий голос, всегда в таких случаях особенно сильно действующий, не произвел никакого эффекта, равно как и магическое слово «простите»… О, нет, Достоевский не знал, совсем не знал, как нужно пользоваться темными красками. Он воображал, что достаточно придумать благочестивое название для картины, и ее сюжет будет оправдан. Или, лучше сказать, он хотел добиться настоящего ответа на вопрос Ипполита, а не только дать публике художественное произведение. Гр. Толстой — дело иное. Он глубоко убежден, что ответа нет, а стало быть, нужно не только читателей, но и самого себя отделить от действительности художественным вымыслом. «Война и мир» в этом смысле является шедевром. Там все рассчитано: там и малое, и значительное имеет свое место. Дерзкие вопросы не забыты, но они не только не смущают читателя, но даже кажутся, при чтении, разрешенными. К умирающему князю Андрею никто не приходит тихим голосом докладывать о своей проникновенности в тайны мира. Наоборот, окружающие молчат и только молчат, испуганные и уничтоженные таинственностью и грозностью события. Князю Андрею отдаются все почести, каких только может желать себе уходящий в иной мир, и никто не дерзает еще раздражать его своей требовательностью. И ведь это единственно истинный, верный способ основательно, навсегда похоронить безвременно умирающего человека. Гр. Толстой перенял его у обыкновенной житейской практики. Побольше скорби, покорности, слез, торжественности — все это открывает путь к новой жизни, все это, в конце концов, примирит с какой угодно потерей. Но гр. Толстому и этого мало. Он своих мертвецов так выпроваживает в иной мир, чтобы они уже не могли иметь совсем никакого значения для оставшихся в живых. Для этой цели он даже не брезгует пользоваться шопенгауэровской философией, чуть-чуть только измененной сообразно с требованиями художественного творчества. Князь Андрей, умирая, не обращается в «ничто» — нет; он лишь возвращается обратно в то лоно, откуда он вышел. Теряется только индивидуальность, но зато настолько теряется, что еще за некоторое время до смерти все живое, даже собственный сын, становится ему совершенно чуждым и безразличным. Это чисто шопенгауэровское «бессмертие души» в изображении гр. Толстого необычайно успокоительно и ободряюще действует на остающихся в живых. Смерть есть пробуждение от жизни… «И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему (князю Андрею) более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения». Приведенные строки взяты гр. Толстым почти буквально из «Мира, как воля и представление», как и вся теория о смерти. Это странно. Гр. Толстой, вообще говоря, не любит заимствований, но на этот раз делает исключение. Взгляд Шопенгауэра показался очень уж соответствующим нуждам минуты. Он обещает, конечно, не настоящее бессмертие, т. е. бессмертие не для умирающего, а для остающихся в живых. Но кто станет думать о мертвецах! Пусть себе мирно покоятся в гробах — а живые пусть пользуются жизнью. Потому и смерть нужно рассматривать не с точки зрения уходящих, а с точки зрения остающихся на земле. В этом смысле изображение гр. Толстого — верх совершенства. Кажется, будто дошел до пределов человеческого познания, кажется, что еще шаг — и великая тайна жизни раскроется пред тобой. Но это оптический обман. На самом деле как раз наоборот: здесь сделано все, чтобы тайна навсегда осталась нераскрытой. Смерть представлена, как нечто совсем иное, чем жизнь, и потому для живых совершенно непостижимое. Князь Андрей, умирая, теряет свою человеческую индивидуальность, которая, постепенно растворяясь и расплываясь, тонет в чем-то совсем ином, нежели все, что мы можем представить себе. Это-то иное, эта Ding an sich или «воля», во всяком случае, нечто кантово-шопегауэрского происхождения, и есть ожидающее человека «бессмертие». Для живых такой грандиозный горизонт представляется интересным зрелищем. Умирающий же за такое бессмертие не даст ничего. Последние песни Гейне, к слову сказать, любимого поэта гр. Толстого, могут на этот счет многое выяснить любопытствующему человеку: великий немецкий лирик умел быть очень правдивым и искренним. Но гр. Толстой не хочет смешивать себя с людьми, не имеющими земных надежд. Дело князя Андрея — не его собственное дело. Князя Андрея только нужно приличным образом выпроводить из жизни. Нужно зарыть его поглубже в землю и на могилу еще навалить огромный камень, чтобы мертвец не мог встать и обеспокоить ночной сон живых — или, еще лучше, нужно его обратить в Ding an sich. В этом задача толстовского искусства, в этом смысл кантовской идеалистической философии: все тревожные вопросы жизни нужно тем или иным путем перевести в область непознаваемого. Тогда лишь наступит на земле то спокойствие, которое люди, однажды испуганные призраком, ценят выше всего в жизни. У Канта это еще не так заметно, его тревога носила все-таки чисто теоретический, отвлеченный характер. Его призраком был только скептицизм Юма, грозивший подорвать веру в аподиктичность науки. Но гр. Толстой столкнулся с иным скептицизмом: пред ним раскрылась пропасть, грозившая поглотить его, он видел торжество смерти на земле, он себя самого видел живым трупом. Охваченный ужасом, он проклял все высшие запросы своей души, стал учиться у посредственности, у середины, у пошлости, верно почувствовавши, что только из этих элементов возможно воздвигнуть ту стену, которая, если не навсегда, то хоть надолго скроет от глаз страшную «истину». И он нашел свою «Ding an sich» и свои синтетические суждения a priori, то есть узнал, как отделываются от всего проблематического и создаются твердые принципы, по которым можно жить человеку. Полагаю, что законность этого «то есть» никто не станет оспаривать: ведь в априорных суждениях существенно не их происхождение, а их аподиктичность, т. е. всеобщность и необходимость. А о Ding an sich еще будет речь впереди.

Предисловие 9
Примечания
Назад Вперед

Цитаты из романа Идиот

Вернуться к содержанию

Он и не ожидал, что у него с такою болью будет биться сердце. князь Мышкин

Ограниченному обыкновенному человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.

Совершенство нельзя ведь любить; на совершенство можно только смотреть как на совершенство, не так ли?

В своей гордости она никогда не простит мне любви моей, — и мы оба погибнем.

Изобретатели и гении почти всегда при начале своего поприща (а очень часто и в конце) считались в обществе не более как дураками, — это уж самое рутинное замечание, слишком всем известное.

Лучше быть несчастным, но знать, чем счастливым и жить… в дураках. Ипполит Терентьев

Сострадание есть главный и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Цитаты главных героев романа


(Художник Алёна Дергилёва, иллюстрация Достоевский «Идиот»)

Князь с малых лет страдает эпилепсией. Он почти пять лет лечился за границей. Почти победив болезнь, Мышкин принимает решение возвратиться домой.

О себе он рассказывает мало:

«Я думаю, что не имею ни талантов, ни особых способностей; даже напротив, потому что я больной человек и правильно не учился». Мышкин.

«Я знаю, что я и собой дурен». Мышкин.

Но автор наделяет его философским мышлением. Он высказывает мудрые мысли на разные темы:

«Главная, самая сильная боль, может, не в ранах». Мышкин.

— Говорит он о том, что может причинять самую сильную боль.

«Красоту трудно судить. Красота – загадка». Мышкин.

— Рассуждает князь о красоте и ее силе.

«Как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они всё понимают». Мышкин.

— Князь считает, что от детей не стоит ничего таить, что они не только все понимают, но и могут оценивать происходящее правильнее взрослых.

Появляется он в Петербурге с пустыми руками. У него нет денег, дома, богатства. Но тут на него сваливается «счастье» и это в обществе, где деньги ставятся превыше всего. Он начинает все раздавать.

Князь верит в Бога, но со временем теряет ее, а безверие привело его к преступлению.

«Я не был влюблен, … я… был счастлив иначе». Мышкин.

— Оценивает он свою прошлую, до тюремную жизнь.

«И в тюрьме можно огромную жизнь найти». Мышкин.

— Он не теряет присутствия духа даже там.

Идиот — цитаты

Вернуться к содержанию

Правду говорят только те, у кого нет остроумия. Фердыщенко

Есть женщины, которые годятся только в любовницы и больше ни во что. Гаврила Ардалионович Иволгин

… Вы краснеете, это черта прекрасного сердца. князь Мышкин

Если б я имел власть не родиться, то наверно не принял бы существования на таких насмешливых условиях. Ипполит Терентьев

Впрочем, если не любишь человека, зачем ему дурного желать, не правда ли? Ипполит Терентьев

Типичность — как ординарность, которая ни за что не хочет остаться тем, что она есть, и во что бы то ни стало хочет стать оригинальною и самостоятельною, не имея ни малейших средств к самостоятельности.

Знайте, что есть такой предел позора в сознании собственного ничтожества и слабосилия, дальше которого человек уже не может идти и с которого начинает ощущать в самом позоре своем громадное наслаждение. Ипполит Терентьев

Преимущества произведения «Идиот» Ф.М. Достоевского

Изначально книга подкупает своим интригующим названием. Главная идея романа «Идиот» — нравственная. Писатель последовательно и чётко раскрывает героев произведения. Эта книга внесёт значительный вклад в осознание моральных ценностей. Возможно, некоторые читатели пересмотрят свои жизненные взгляды.

Сильные и яркие характеры

Столкновение взглядов, жизненных позиций, точек зрений раскрывает личностные качества каждого из героев. Ф.М. Достоевский большое внимание уделил психологическим портретам персонажей. Писатель восхищается женщинами. Автор ярко и подробно описывает образы представительниц прекрасного пола. Некоторые герои противопоставлены друг другу. Мы постепенно узнаем проблемы, которые волнуют каждого из действующих лиц романа.

Произведение про каждого из нас

Ф.М. Достоевский в своём романе представил несколько ярких собирательных образов, в которых каждый читатель может найти себя. Читатель может обратить внимание на сильные и слабые стороны персонажей, а потом и обнаружить их у себя. Нельзя сказать, что роман «Идиот» — это полностью вымышленная история. Это произведения о нашем обществе и людях, которые нас окружают.

Книга актуальна во все времена

У романа «Идиот» нет временных рамок. Это книга не о прошли поколении. Персонажи, описанные в книге, находятся среди нас. Проблемы, поднятые Ф.М. Достоевским, актуальны во все времена. Честь и совесть, предательство и подлость, любовь и ненависть. В своём произведении писатель постарался дать ответ на вечные вопросы.

В произведении обнажены все людские пороки

Люди часто не замечают в себе отрицательные черты характера. Многие из нас считают, что они идеальны. Однако это мнение в большинстве случаев ошибочно. С помощью своих действующих лиц Ф.М. Достоевский обнажил людские пороки. Князь Мышкин, кажется, любит абсолютно всех. Он никогда никого не обманывал и не предавал. Но общество не принимает такую личность. Князь Мышкин не похож на окружающих. Некоторые персонажи погрязли в склоках и скандалах. Герои лгут, прикрываясь необходимостью. Но часто персонажи преследуют корыстные цели. Князь Мышкин — не такой. Он является полной противоположностью таким героям. Происходит столкновение взглядов, где и показаны людские пороки. Люди предпочитают скрывать свои слабые стороны. Однако получается это у них не всегда. Произведение «Идиот» даёт человеку возможность посмотреть на окружающий нас мир с другой стороны. Возможно, среди нас есть люди, которым не стоит доверять.

Непредсказуемость сюжета

Концовка романа «Идиот» абсолютно непредсказуема. Многие читатели пытаются с первых страниц угадать финал книги. Но сюжетная линия закручена так, что сделать это практически невозможно. События и яркие действующие лица увлекают читателя. Несмотря на значительный объём произведения, книга читается быстро и легко. Ф.М. Достоевский постепенно знакомит нас с персонажами. Писатель даёт возможность читателю сложить собственное мнение относительно каждого героя.

Вывод

Стоит отметить, что произведение «Идиот» Ф.М. Достоевского — на любителя. Если книга «зацепила», то читается она на одном дыхании. Это произведение «открывает глаза» на многие жизненные проблемы. Читателю предоставляется шанс посмотреть на себя с другой стороны. Правильный и лёгкий слог автора помогает оценить значимость произведения и в современном мире. Ф.М. Достоевский использует разные художественные средства, чтобы правдиво и честно передать образы персонажей.

Книга «Идиот» точно не подойдёт тем, кто просто хочет «убить» время. Произведение не относится к жанру развлекательной литературы. Это глубоко философский роман, в которой речь идёт об истинных ценностях. Книга Ф.М. Достоевского считается одной из самых противоречивых в мире. Русскому человеку повезло, что он может ознакомиться с произведением на родном языке великого писателя.

Недостатки произведения «Идиот» Ф.М. Достоевского

Минусов у романа «Идиот» практически нет. Многие читатели считают, что книга Ф.М. Достоевского идеальна. Однако при внимательном чтении можно обнаружить некоторые недочёты. Хотя для большинства читателей, они являются скорее преимуществами, а не недостатками.

Непонимание некоторых проблем, затронутых автором

Книга «Идиот» Ф.М. Достоевского — для читателей сознательного возраста. Большинству подростков не понятны будут проблемы, описанные автором. Жизненный опыт, полученный человеком, поможет разобраться в хитросплетениях судеб героев, осознать мотивы их поступков и действий.

Противоречивые впечатления от персонажей

Яркий пример — Настасья Филипповна. Кажется, умная и красивая женщина должна быть поспешной. Однако героиня глубоко несчастна. У читателя образ Настасьи Филипповна вызывает жалость. Почему жизнь несправедлива по отношению к героине? Женщина так и не смогла принять себя. Судьба оказалась к ней слишком жестока. Несмотря на положительные черты характера, общество отвергло героиню. Настасья Филипповна так и не познала радость семейной жизни. Ее жизнь превратилась в серое жалкое существование. Ф.М. Достоевский не дал героине шанса обрести смысл жизни и узнать своё предназначение. Читатели так и не узнали, почему любивший женщину Рогожин убил ее? Какими мотивами он руководствовался? Никаких объяснений автором не последовало.

Затянутость некоторых моментов

В книге есть моменты, которые хочется просто пролистать. Однако их крайне мало. В произведении много диалогов, которые интересны читателям. Они раскрывают внутренний мир героев, отказывают их скрытые чувства и эмоции. Некоторая затянутость повествования может «оттолкнуть» читателя. Но это происходит редко. В большинстве случаев роман «Идиот» читается легко и непринуждённо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]