«Белое солнце пустыни»: крылатые фразы и интересные факты о культовом фильме

Одним из самых популярных советских фильмов является «Белое солнце пустыни». Премьера состоялась в 1970 году. Крылатые фразы и цитаты героев с тех пор полюбись всем, хотя на то время кинофильм подвергали цензуре, во что сегодня сложно поверить. Режиссёром фильма был Владимир Мотыль, которому в своё время пришлось пережить немало трудностей: организация съёмок была проведена на низком уровне, а чтобы завершить фильм, понадобилось около двух лет! В конце съёмок фильм был на грани закрытия из-за перерасхода средств и плохо отснятого материала.

Первым, кто увидел кадры их фильма «Белое солнце пустыни», был Леонид Брежнев. Поскольку он являлся поклонником вестернов и боевиков, кино ему очень понравилось и лента была допущена к всеобщему просмотру.

Эта подборка цитат из к/ф «Белое солнце пустыни» напомнит о лучших моментах советской киноленты.

Абдулла

Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!

Когда я зажгу нефть, тебе будет хорошо. Совсем хорошо!

Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство.

Зачем ты убил моих людей, Саид?! Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет.

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный».

…но кто на этой земле знает, что есть добро и зло?

Маxмуд, зажигай!

Аристарх, договорись с таможней.

Да вот, забрался один приятель и не выходит.

Хочешь, мы заплатим золотом?

Джамиля, ты была моей любимой женой, почему ты не умерла?

Цитаты из фильма “Белое солнце пустыни”

Кто сказал, что в жанре истерн советские кинематографисты не снимали? Тот, кто так считает, видимо просто забыл о «Белом солнце пустыни», проекте Владимира Мотыля. Творение данного гения является фаворитом миллионов по сей день, а ведь на экраны оно вышло в 1970 году.

Хотите насладиться данной кинолентой, но не находите свободного времени? В ожидании такового порадуйте себя отборными цитатами из фильма «Белое солнце пустыни». Изучить афоризмы стоит не только фанатам этого кино, но и тем, кто лишь собирается смотреть его впервые.

– Ты как здесь оказался? – Стреляли.

Господин назначил меня любимой женой!

Верещагин, не заводи баркас!…

– Гюльчатай, открой личико, а?

– Восток – дело тонкое.

– Я не пью. – Правильно. Я вот тоже сейчас это допью… и брошу. Пей!

Таможня даёт добро!

– Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил.

Долой предрассудки! Женщина – она тоже человек!

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

Была у меня таможня – были контрабандисты. Сейчас таможни нет – контрабандистов нет.

Встречались мне люди в последнее время все больше душевные, можно сказать, деликатные.

Кто на этой земле знает, что есть добро и зло.

Ну что же мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться?!

– Вот что, ребята. Пулемёт я вам не дам.

– Прекратить дурацкую песню! И встать, когда с тобой разговаривает… подпоручик!

Одна жена – любит, одна – одежду шьёт, одна – пищу варит, одна – детей кормит, и всё одна?… Тяжело!

Абдулла, ты еще в чадре или переоделся мужчиной?

Вопросы есть? Вопросов нет!

Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство.

Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться? – Лучше, конечно, помучиться.

Да гранаты у него не той системы…

Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом – что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!

Ты мне по характеру подходишь – я шустрых люблю.

До свидания, барышни! Извините, коль что не так.

Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.

Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.

Смотри, больше не закапывайся!

Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется… в нужное время.

– Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться.

Только дыхание у меня сдавливается от радости, будто из пушки кто в упор саданул.

Абдулла! У тебя ласковые жёны! Мне хорошо с ними!

– Джамиля, ты была моей любимой женой, почему ты не умерла?

Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.

И называйте меня просто – товарищ Сухов!

– Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала.

– Джавдет – трус, Абдулла – воин. Не любят они друг друга.

Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг.

Душа моя рвется к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо.

– Абдулла! Руки-то – опусти…

Махмуд, зажигай!

Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров!

Сухов, помоги! … Ведь ты один целого взвода стоишь! А то и роты.

Джавдет мой… Встретишь – не трогай его…

Отца убил, меня закопал, четырёх баранов взял – больше у нас не было.

Если что, я не промахнусь.

Слушай, хоть женщин возьми.

Гюльчатай

Господин назначил меня любимой женой!

Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело!

А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай — твоя любимая жена? Разве она обидится?

Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил.

Сценарий и актеры

Павел Луспекаев снимался в фильме тяжело больным – из-за недуга ему только ампутировали несколько пальцев на ногах. Приходилось носить специальные ортопедические ботинки и преодолевать боль. Глядя на то, как героически актер переносит все страдания, как самоотверженно он работает, режиссер изменил рисунок роли. Таможенник Верещагин в сценарии был не такой крупной фигурой, как в фильме.

Павел Луспекаев

Жёны Абдуллы – это отдельная история. Не думайте, что под каждой паранджой таилась местная селянка, пугливая как лань. Селянки местные категорически отказались сниматься. В кадре бегали под паранджой баскетболистка, парикмахер, продавец и молодая ученая. Ну и солдаты – время от времени. Потому что и продавцу, и учёной не всегда удавалось отпроситься с работы на съемки.

Жены Абдуллы

В сценарии не было истории о жене красноармейца Сухова – ее

придумал режиссер Мотыль, а письма написал Марк Захаров.

Знаменитой фраза подпоручика, выброшенного из окна — «Да

гранаты у него не той системы» — тоже в сценарии не было, это импровизация.

Сухов

Подзадержался я здесь!

Восток — дело тонкое.

Павлины, говоришь… Хех!

Если что, я не промахнусь.

Эй, хозяин! Прикурить есть?

До свидания, барышни! Извините, коль что не так.

Здорово, отцы!

Вот, как раз видео по этой теме:

Трудности во время съемок

Фильм слегка подрезали, чтобы не шокировать зрителя слишком жестокими сценами. Вырезали, например, сцену, в которой вдова Верещагина сходит с ума.

Злодейский басмач Черный Абдулла, вернее, актер, исполнявший его роль, совершенно не умел ездить верхом. Приходилось держать его лошадь под уздцы или катать на плечах дюжего ассистента.

Чёрный Абдулла

А ведь мы могли никогда не увидеть это кино – его собирались закрыть в самый разгар съемочного процесса. Мотыля обвинили в том, что он распустил группу и вообще, творчески непригоден. Спасло Министерство финансов: оно отказалось списывать истраченные на съемки деньги.

Сюжет[править]

Демобилизованный красноармеец Фёдор Сухов возвращается домой через прикаспийскую пустыню. По дороге он находит Саида, обреченного на мучительную смерть: его зарыли по шею в раскалённый песок люди басмача Джавдета. Сухов спасает Саида, после чего продолжает свой путь. Но недалеко ему удается уйти: бывший коллега, товарищ Рахимов, сбрасывает ему на руки гарем бывшего контрабандиста и нынешнего басмача Чёрного Абдуллы, который тот бросил, намереваясь уйти морем в Иран.

Сухов и преданный ему юный красноармеец Петруха доводят женщин до приморского городка и размещают в музее, чтоб те дождались Рахимова — но становится известно, что в городок вот-вот нагрянет Абдулла, который хочет воспользоваться баркасом для переправы в Иран. Узнав, что его гарем побывал в руках другого мужчины, Абдулла считает делом чести убить всех женщин. Его банда насчитывает несколько десятков человек — а противостоять им должны Сухов и Петруха. Саид покидает Сухова, опасаясь, что, если он погибнет в бою с Абдуллой, некому будет отомстить Джавдету за убитого отца. Сухов пытается привлечь союзника — бывшего таможенника Верещагина, коротающего чуждую ему войну в уединенном домике с павлинами…

В двух словах

Товарищ Сухов завершил свою миссию на братском Востоке, и теперь с чистой душой возвращается домой, в Самару, к Катерине Матвевне и гражданской жизни. Но иногда вернуться домой бывает непросто. Возникло еще одно неожиданное дело.

Зачем стоит перечитать цитаты из фильма «Белое солнце пустыни»

— Вспомнить, что бывает, когда встречаешь гранаты не той системы. — И как быть, когда уже не можешь есть эту черную икру. — И где не стоит искать Джавдета.

Факты[править]

  • Валентин Ежов, автор сценария, извелся, пытаясь отыскать небанальный сюжет о Гражданской войне в Туркестане. То, что легло в основу «Белого солнца», было найдено чуть ли не в последний момент, когда Ежов уже в полном отчаянии спросил одного из бывших комбригов, случались ли смешные эпизоды на этой войне. Тогда-то комбриг и вспомнил о брошенных гаремах.
  • Рустам Ибрагимбеков до написания сценария ни разу не бывал в прикаспийских пустынях. Но он наврал Ежову о том, что исходил пустыни вдоль и поперек, чтобы попасть в съёмочную команду.
  • Первоначально режиссером должен был стать А. Кончаловский. Он же является «крестным» Федора Сухова. Вторым кандитатом в режиссеры был Витаутас Жалакявичюс, снявший «Никто не хотел умирать» (интересно, как бы получилось у него). Третьим — Андрей Тарковский (как хорошо, что у него не нашлось времени и желания). И лишь четвертым, кому предложили, стал Владимир Мотыль. Причем Мотыль начисто не хотел этим заниматься и согласился только ради денег — ему с престарелой мамой было негде жить. Поистине, лучший вестерн СССР должен был называться «За пригоршню рублей».
  • Первым вариантом названия было «Спасите гарем», но чиновники его разругали: что, мол, значит «спасите» — «верните хозяину», что ли?
  • В первоначальном варианте сценария (он назывался «Пустыня») вместо баркаса был паровоз, который жены Абдуллы помогали чинить. Верещагин был телеграфистом, а его жена Ирина влюблялась в Саида. Саид должен был погибнуть вместе с Верещагиным.
  • Луспекаев сильно обморозил ноги во время войны, после чего ходил на костылях. К тому же он давно страдал диабетом, а диабетическая стопа ходьбу тоже не облегчает. Но в фильме принципиально снимался без костылей, хотя по пути от гостиницы до съёмочной площадки по песку через каждые 20 метров вынужден был отдыхать на стульчике, который за ним носила жена.
  • В деловой переписке Экспериментальной Творческой Киностудии и Госкино «Пустыню» неоднократно и открыто называли вестерном.
  • Екатерина Матвеевна — образ, придуманный Мотылем. Именно стремление Сухова попасть домой к любимой женщине стало стержнем, придающим его образу целостность и глубину.
  • Галина Лучай — не актриса, а журналистка. Но она сыграла Катерину Матвеевну. В сцене, где Катерина высоко задирает подол, чтобы перейти через ручей, Галина категорически отказалась «обнажаться» перед камерой, и «оголившиеся ноги Катерины Матвеевны» сыграла дублёрша.
  • По иррациональным цензурным соображениям из картины вырезали несколько выразительных моментов: гарем оплакивает Абдуллу, жена Верещагина сходит с ума, Абдулла и Сухов дерутся врукопашную в море.
  • Одну из жен Абдуллы играла валютная путана — Мотыль хотел снять вполне невинную постельную сцену (голая жена кормит голого Абдуллу виноградом). Сцену отсняли, но ее тоже пришлось по требованию цензоров выбросить из картины.
  • Кахи Кавсадзе за 50 лет ни разу не посмотрел фильма полностью — он не любит видеть себя на экране.

Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.

Обыкновенное чудо (Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими. )

Иван Васильевич меняет профессию (Челoвек! Челoвек! Официант! Пoчки один раз царице.)

Покровские ворота (Я не знаю, я вся такая внезапная, такая противоречивая вся. )

Здравствуйте, я ваша тетя! (Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь.)

Бриллиантовая рука (Ну-с, будем принимать меры. А что делать? Пьянству — бой!)

Ранго (У нас в городе засуха, а между тем кто-то сливает воду в пустыню)

Производное творчество[править]

  • Видеоигра от «1С» «Белое солнце пустыни» (2004 г.) жанр Adventure. По мотивам фильма. Что за фигня, автор? — обязательно нужна была сцена, где павлин давится косточкой насмерть?
  • Одноименная новеллизация. Авторы — Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков. Включает внушительный пласт событий из жизни всех героев до того, что было показано собственно в кино.
      Адские тренировки — их прошёл Абдулла. Причём это подсвечивается в описании финального экзамена в пустыне.
  • Белые волосы, тёмная кожа — Сухов сравнивает одного встреченного старика с негативным снимком: белые волосы и борода и чёрная кожа.
  • Внезапная мистика — загробный мир показан вполне существующим. Умершие отцы Абдуллы и Саида, бывшие друзьями, на том свете играют в шахматы, а позже и смотрителя музея Лебедева принимают к себе. «Перейдя в иной мир, Лебедев наконец избавился от своего вечного одиночества: Исфандияр и Искендер приняли его в свою компанию. Лебедев оказался неплохим игроком в шахматы».
  • Не было бы счастья… — «А если бы он меня не расстрелял, так я бы погиб вместе со всеми ни за хрен…»
  • Неконсумированный брак — Абдулла не возлег с младшей женой Гюльчитай: она его слишком испугалась, а он особо и не настаивал, а потом уже не до того стало.
  • Подглядывать за голыми — Сухов в молодости подглядывал за купающимися девушками, из воды, используя в качестве маскировки половину арбуза с прорезями для глаз. Навык пригодился на войне, чтобы взорвать дамбу.
  • Хлипкие верёвки, слабые замки — когда Сухов откопал Саида, тот одним движением освободил руки от стягивающего их ремня.
      Шайтан — Сухова за дерзкий подрыв дамбы красноармейцы из местных прозвали именно «шайтаном» и очень сильно зауважали.
  • Пародии[править]

    • Программа НТВ «Куклы»: «Восток дело тонкое» (эфир 13.05.1995)
    • «Зелёное солнце пустыни» (эфир 14.10.2001)
  • Номер группы «Экс ББ» с Петрухой-Укупником.
  • Короткометражка начала девяностых «В пустыне солнце белое».
  • Одноименный спектакль «Кривого зеркала» только чуть-чуть осовремененный
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: mylik@cp9.ru