«Белое солнце пустыни»: крылатые фразы и интересные факты о культовом фильме

Одним из самых популярных советских фильмов является «Белое солнце пустыни». Премьера состоялась в 1970 году. Крылатые фразы и цитаты героев с тех пор полюбись всем, хотя на то время кинофильм подвергали цензуре, во что сегодня сложно поверить. Режиссёром фильма был Владимир Мотыль, которому в своё время пришлось пережить немало трудностей: организация съёмок была проведена на низком уровне, а чтобы завершить фильм, понадобилось около двух лет! В конце съёмок фильм был на грани закрытия из-за перерасхода средств и плохо отснятого материала.

Первым, кто увидел кадры их фильма «Белое солнце пустыни», был Леонид Брежнев. Поскольку он являлся поклонником вестернов и боевиков, кино ему очень понравилось и лента была допущена к всеобщему просмотру.

Эта подборка цитат из к/ф «Белое солнце пустыни» напомнит о лучших моментах советской киноленты.

Абдулла

Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!

Когда я зажгу нефть, тебе будет хорошо. Совсем хорошо!

Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство.

Зачем ты убил моих людей, Саид?! Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет.

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный».

…но кто на этой земле знает, что есть добро и зло?

Маxмуд, зажигай!

Аристарх, договорись с таможней.

Да вот, забрался один приятель и не выходит.

Хочешь, мы заплатим золотом?

Джамиля, ты была моей любимой женой, почему ты не умерла?

Цитаты из фильма “Белое солнце пустыни”

Кто сказал, что в жанре истерн советские кинематографисты не снимали? Тот, кто так считает, видимо просто забыл о «Белом солнце пустыни», проекте Владимира Мотыля. Творение данного гения является фаворитом миллионов по сей день, а ведь на экраны оно вышло в 1970 году.

Хотите насладиться данной кинолентой, но не находите свободного времени? В ожидании такового порадуйте себя отборными цитатами из фильма «Белое солнце пустыни». Изучить афоризмы стоит не только фанатам этого кино, но и тем, кто лишь собирается смотреть его впервые.

– Ты как здесь оказался? – Стреляли.

Господин назначил меня любимой женой!

Верещагин, не заводи баркас!…

– Гюльчатай, открой личико, а?

– Восток – дело тонкое.

– Я не пью. – Правильно. Я вот тоже сейчас это допью… и брошу. Пей!

Таможня даёт добро!

– Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил.

Долой предрассудки! Женщина – она тоже человек!

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

Была у меня таможня – были контрабандисты. Сейчас таможни нет – контрабандистов нет.

Встречались мне люди в последнее время все больше душевные, можно сказать, деликатные.

Кто на этой земле знает, что есть добро и зло.

Ну что же мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться?!

– Вот что, ребята. Пулемёт я вам не дам.

– Прекратить дурацкую песню! И встать, когда с тобой разговаривает… подпоручик!

Одна жена – любит, одна – одежду шьёт, одна – пищу варит, одна – детей кормит, и всё одна?… Тяжело!

Абдулла, ты еще в чадре или переоделся мужчиной?

Вопросы есть? Вопросов нет!

Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство.

Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться? – Лучше, конечно, помучиться.

Да гранаты у него не той системы…

Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом – что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!

Ты мне по характеру подходишь – я шустрых люблю.

До свидания, барышни! Извините, коль что не так.

Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.

Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.

Смотри, больше не закапывайся!

Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется… в нужное время.

– Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться.

Только дыхание у меня сдавливается от радости, будто из пушки кто в упор саданул.

Абдулла! У тебя ласковые жёны! Мне хорошо с ними!

– Джамиля, ты была моей любимой женой, почему ты не умерла?

Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.

И называйте меня просто – товарищ Сухов!

– Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала.

– Джавдет – трус, Абдулла – воин. Не любят они друг друга.

Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг.

Душа моя рвется к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо.

– Абдулла! Руки-то – опусти…

Махмуд, зажигай!

Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров!

Сухов, помоги! … Ведь ты один целого взвода стоишь! А то и роты.

Джавдет мой… Встретишь – не трогай его…

Отца убил, меня закопал, четырёх баранов взял – больше у нас не было.

Если что, я не промахнусь.

Слушай, хоть женщин возьми.

Гюльчатай

Господин назначил меня любимой женой!

Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело!

А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай — твоя любимая жена? Разве она обидится?

Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил.

Сценарий и актеры

Павел Луспекаев снимался в фильме тяжело больным – из-за недуга ему только ампутировали несколько пальцев на ногах. Приходилось носить специальные ортопедические ботинки и преодолевать боль. Глядя на то, как героически актер переносит все страдания, как самоотверженно он работает, режиссер изменил рисунок роли. Таможенник Верещагин в сценарии был не такой крупной фигурой, как в фильме.


Павел Луспекаев в роли Верещагина

Жёны Абдуллы – это отдельная история. Не думайте, что под каждой паранджой таилась местная селянка, пугливая как лань. Селянки местные категорически отказались сниматься. В кадре бегали под паранджой баскетболистка, парикмахер, продавец и молодая ученая. Ну и солдаты – время от времени. Потому что и продавцу, и учёной не всегда удавалось отпроситься с работы на съемки.

В сценарии не было истории о жене красноармейца Сухова – ее

придумал режиссер Мотыль, а письма написал Марк Захаров.

Знаменитой фраза подпоручика, выброшенного из окна — «Да

гранаты у него не той системы» — тоже в сценарии не было, это импровизация.

Сухов

Подзадержался я здесь!

Восток — дело тонкое.

Павлины, говоришь… Хех!

Если что, я не промахнусь.

Эй, хозяин! Прикурить есть?

До свидания, барышни! Извините, коль что не так.

Здорово, отцы!

Вот, как раз видео по этой теме:

Трудности во время съемок

Фильм слегка подрезали, чтобы не шокировать зрителя слишком жестокими сценами. Вырезали, например, сцену, в которой вдова Верещагина сходит с ума.

Злодейский басмач Черный Абдулла, вернее, актер, исполнявший его роль, совершенно не умел ездить верхом. Приходилось держать его лошадь под уздцы или катать на плечах дюжего ассистента.


Чёрного Абдуллу сыграл грузинский актер Кахи Кавсадзе

А ведь мы могли никогда не увидеть это кино – его собирались закрыть в самый разгар съемочного процесса. Мотыля обвинили в том, что он распустил группу и вообще, творчески непригоден. Спасло Министерство финансов: оно отказалось списывать истраченные на съемки деньги.

Сюжет[править]

Демобилизованный красноармеец Фёдор Сухов возвращается домой через прикаспийскую пустыню. По дороге он находит Саида, обреченного на мучительную смерть: его зарыли по шею в раскалённый песок люди басмача Джавдета. Сухов спасает Саида, после чего продолжает свой путь. Но недалеко ему удается уйти: бывший коллега, товарищ Рахимов, сбрасывает ему на руки гарем бывшего контрабандиста и нынешнего басмача Чёрного Абдуллы, который тот бросил, намереваясь уйти морем в Иран.

Сухов и преданный ему юный красноармеец Петруха доводят женщин до приморского городка и размещают в музее, чтоб те дождались Рахимова — но становится известно, что в городок вот-вот нагрянет Абдулла, который хочет воспользоваться баркасом для переправы в Иран. Узнав, что его гарем побывал в руках другого мужчины, Абдулла считает делом чести убить всех женщин. Его банда насчитывает несколько десятков человек — а противостоять им должны Сухов и Петруха. Саид покидает Сухова, опасаясь, что, если он погибнет в бою с Абдуллой, некому будет отомстить Джавдету за убитого отца. Сухов пытается привлечь союзника — бывшего таможенника Верещагина, коротающего чуждую ему войну в уединенном домике с павлинами…

В двух словах

Товарищ Сухов завершил свою миссию на братском Востоке, и теперь с чистой душой возвращается домой, в Самару, к Катерине Матвевне и гражданской жизни. Но иногда вернуться домой бывает непросто. Возникло еще одно неожиданное дело.

Зачем стоит перечитать цитаты из фильма «Белое солнце пустыни»

— Вспомнить, что бывает, когда встречаешь гранаты не той системы. — И как быть, когда уже не можешь есть эту черную икру. — И где не стоит искать Джавдета.

Факты[править]

  • Валентин Ежов, автор сценария, извелся, пытаясь отыскать небанальный сюжет о Гражданской войне в Туркестане. То, что легло в основу «Белого солнца», было найдено чуть ли не в последний момент, когда Ежов уже в полном отчаянии спросил одного из бывших комбригов, случались ли смешные эпизоды на этой войне. Тогда-то комбриг и вспомнил о брошенных гаремах.
  • Рустам Ибрагимбеков до написания сценария ни разу не бывал в прикаспийских пустынях. Но он наврал Ежову о том, что исходил пустыни вдоль и поперек, чтобы попасть в съёмочную команду.
  • Первоначально режиссером должен был стать А. Кончаловский. Он же является «крестным» Федора Сухова. Вторым кандитатом в режиссеры был Витаутас Жалакявичюс, снявший «Никто не хотел умирать» (интересно, как бы получилось у него). Третьим — Андрей Тарковский (как хорошо, что у него не нашлось времени и желания). И лишь четвертым, кому предложили, стал Владимир Мотыль. Причем Мотыль начисто не хотел этим заниматься и согласился только ради денег — ему с престарелой мамой было негде жить. Поистине, лучший вестерн СССР должен был называться «За пригоршню рублей».
  • Первым вариантом названия было «Спасите гарем», но чиновники его разругали: что, мол, значит «спасите» — «верните хозяину», что ли?
  • В первоначальном варианте сценария (он назывался «Пустыня») вместо баркаса был паровоз, который жены Абдуллы помогали чинить. Верещагин был телеграфистом, а его жена Ирина влюблялась в Саида. Саид должен был погибнуть вместе с Верещагиным.
  • Луспекаев сильно обморозил ноги во время войны, после чего ходил на костылях. К тому же он давно страдал диабетом, а диабетическая стопа ходьбу тоже не облегчает. Но в фильме принципиально снимался без костылей, хотя по пути от гостиницы до съёмочной площадки по песку через каждые 20 метров вынужден был отдыхать на стульчике, который за ним носила жена.
  • В деловой переписке Экспериментальной Творческой Киностудии и Госкино «Пустыню» неоднократно и открыто называли вестерном.
  • Екатерина Матвеевна — образ, придуманный Мотылем. Именно стремление Сухова попасть домой к любимой женщине стало стержнем, придающим его образу целостность и глубину.
  • Галина Лучай — не актриса, а журналистка. Но она сыграла Катерину Матвеевну. В сцене, где Катерина высоко задирает подол, чтобы перейти через ручей, Галина категорически отказалась «обнажаться» перед камерой, и «оголившиеся ноги Катерины Матвеевны» сыграла дублёрша.
  • По иррациональным цензурным соображениям из картины вырезали несколько выразительных моментов: гарем оплакивает Абдуллу, жена Верещагина сходит с ума, Абдулла и Сухов дерутся врукопашную в море.
  • Одну из жен Абдуллы играла валютная путана — Мотыль хотел снять вполне невинную постельную сцену (голая жена кормит голого Абдуллу виноградом). Сцену отсняли, но ее тоже пришлось по требованию цензоров выбросить из картины.
  • Кахи Кавсадзе за 50 лет ни разу не посмотрел фильма полностью — он не любит видеть себя на экране.

Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.

Обыкновенное чудо (Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими. )

Иван Васильевич меняет профессию (Челoвек! Челoвек! Официант! Пoчки один раз царице.)

Покровские ворота (Я не знаю, я вся такая внезапная, такая противоречивая вся. )

Здравствуйте, я ваша тетя! (Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь.)

Бриллиантовая рука (Ну-с, будем принимать меры. А что делать? Пьянству — бой!)

Ранго (У нас в городе засуха, а между тем кто-то сливает воду в пустыню)

Производное творчество[править]

  • Видеоигра от «1С» «Белое солнце пустыни» (2004 г.) жанр Adventure. По мотивам фильма. Что за фигня, автор? — обязательно нужна была сцена, где павлин давится косточкой насмерть?
  • Одноименная новеллизация. Авторы — Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков. Включает внушительный пласт событий из жизни всех героев до того, что было показано собственно в кино.
      Адские тренировки — их прошёл Абдулла. Причём это подсвечивается в описании финального экзамена в пустыне.
  • Белые волосы, тёмная кожа — Сухов сравнивает одного встреченного старика с негативным снимком: белые волосы и борода и чёрная кожа.
  • Внезапная мистика — загробный мир показан вполне существующим. Умершие отцы Абдуллы и Саида, бывшие друзьями, на том свете играют в шахматы, а позже и смотрителя музея Лебедева принимают к себе. «Перейдя в иной мир, Лебедев наконец избавился от своего вечного одиночества: Исфандияр и Искендер приняли его в свою компанию. Лебедев оказался неплохим игроком в шахматы».
  • Не было бы счастья… — «А если бы он меня не расстрелял, так я бы погиб вместе со всеми ни за хрен…»
  • Неконсумированный брак — Абдулла не возлег с младшей женой Гюльчитай: она его слишком испугалась, а он особо и не настаивал, а потом уже не до того стало.
  • Подглядывать за голыми — Сухов в молодости подглядывал за купающимися девушками, из воды, используя в качестве маскировки половину арбуза с прорезями для глаз. Навык пригодился на войне, чтобы взорвать дамбу.
  • Хлипкие верёвки, слабые замки — когда Сухов откопал Саида, тот одним движением освободил руки от стягивающего их ремня.
      Шайтан — Сухова за дерзкий подрыв дамбы красноармейцы из местных прозвали именно «шайтаном» и очень сильно зауважали.
  • Пародии[править]

    • Программа НТВ «Куклы»: «Восток дело тонкое» (эфир 13.05.1995)
    • «Зелёное солнце пустыни» (эфир 14.10.2001)
  • Номер группы «Экс ББ» с Петрухой-Укупником.
  • Короткометражка начала девяностых «В пустыне солнце белое».
  • Одноименный спектакль «Кривого зеркала» только чуть-чуть осовремененный
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]