Фильм «Самая обаятельная и привлекательная». Замуж – по уму или по сердцу?


1 2342 18 Декабря 2021 в 23:56 Автор публикации: Марина Голомолзина, журналист

«Выходить замуж по расчету или по любви?» — дилемма современных женщин. Если раньше женщину не спрашивали, за кого ей выходить, — просто выдавали, а о любви и речи не шло, то сейчас она имеет выбор. Некоторые женщины предпочитают, прежде чем согласиться на брак, все хорошенько обдумать. Другие говорят: «Как только влюбляюсь, теряю голову. Ничего не могу с собой поделать. Поэтому замуж — только по любви». И в первом, и во втором случае бывают ошибки.

Решить эту проблему пытаются и авторы всеми любимого фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Давайте посмотрим, как они это делают и насколько советы, данные в этом фильме, могут быть полезны женщинам. А разгадать посыл, скрытый в сюжете фильма, нам помогут знания, полученные на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

«Психология брачных союзов — это малоизученная область психологии и социологии»

Вряд ли найдется человек, который еще не смотрел картину. И все же напомним в двух словах, о чем она.

Надежда Клюева работает инженером в проектном институте. Девушка давно на выданье, однако претендентов на руку и сердце не наблюдается. Каждый день она ходит на работу, активно участвует в общественной жизни коллектива, во время обеденных перерывов играет в пинг-понг. Кажется, она и не думает о замужестве, а время идет.

Случайно встретив бывшую одноклассницу Сусанну, она узнает, что главное, что нужно женщине, — удачно выйти замуж. Психолог и социолог по профессии, Сусанна берет устройство ее личной жизни в свои руки, выбрав объектом завоевания Надиного коллегу по работе Володю. Помимо любви к подруге есть у нее и корыстный интерес — она пишет диссертацию по теме психологии брачных союзов.

Сусанна обучает Надежду женским премудростям — хорошо выглядеть, вкусно готовить, правильно общаться с мужчиной. Надя расцветает на глазах. Все коллеги-мужчины начинают обращать на нее внимание. Однако самовлюбленный Володя не спешит поддаться ее чарам, предпочитая кратковременные романы. Более того, приглашенный Надеждой на концерт, он приходит с другой девушкой.

Надя также узнает, что отношения самой Сусанны с мужем, которые та создала «по науке», далеки от идеала. Муж изменяет ей, а жена ничего не знает об этом. Разочаровавшись в действенности предложенных методов, она возвращается к прежнему образу жизни и снова начинает играть в пинг-понг с техником Геной Сысоевым.

Кажется, это именно тот человек, с которым ей хорошо и комфортно. Так стоило ли начинать все эти изменения, чтобы прийти к тому, что было рядом? «Быть может, счастье рядом — ты только оглянись» — говорят нам создатели фильма словами из песни.

Однако не все так просто. В фильме хэппи-энд остается под вопросом. Мы так и не узнали, сложились ли в итоге отношения Гены и Нади или нет. Возможно, они остались просто друзьями, продолжали играть в пинг-понг, и Надежда так и не вышла за него замуж.

Когда фильм вышел на экраны, многие женщины, стремящиеся к замужеству, взяли на вооружение показанные в нем приемы привлечения мужчин. А кое-кто продолжает это делать до сих пор, потому что не знает другого действенного способа создать отношения.

Системный психоанализ показывает, что выбор Надежды Клюевой далеко не однозначен, особенно для современных женщин. Почему? И какой метод действует сегодня? Давайте разбираться.

Рецензии

Львиную долю жизни мы проводим на работе. Для незамужней женщины служебные обязанности зачастую становятся единственной возможностью потратить энергию, невостребованную для личных отношений. Проектный институт – не самое романтичное место на свете. Изо дня в день, из года в год, не отрывая от глаз от кульмана, женщина совершенно забывает о личной жизни. Нередко она даже не представляет себе, чем дышит ее коллега за спиной, какие уж там близкие отношения. Работа превращается в каторгу по мере того как одинокий человек все ближе к тому, чтобы расписаться в своей неспособности завязать хотя бы служебный роман. Рассчитывать на Его Величество случай – опрометчивая затея. Совсем другое дело, не упустить подвернувшийся шанс круто изменить свою жизнь, потому что он может оказаться последним. Милую, добрую, болеющую душой за интересы коллектива Надю Клюеву сложно заподозрить в авантюризме. Наедине с собой она, конечно же, понимает, что ей давно пора замуж, но как-то смирилась со своей участью и довольствуется валом общественной работы. Встретив в салоне троллейбуса подругу детства, Надя едва ли узрела в ней пресловутый шанс. Скорее всего, она просто порадовалась за элегантную и привлекательную Сусанну. «Хоть у подруги на личном фронте все хорошо» — грустно подумала девушка. Бывшая одноклассница оказалась натурой деятельной и не собиралась просто смотреть на понурую Надю и ее кислое лицо. Долой ненужное дежурство дружинником! Долой одни лишь горы чертежей! Долой пинг-понг как единственную радость в жизни! Есть категория людей, которых нужно заставлять любить себя. Сусанна решает сделать Надю женщиной, а не офисной мышью. Отныне каждый мужчина проектного отдела не может чувствовать себя в безопасности — одинокое сердце вышло на охоту. «Перестроечное» кино привычно отождествлять с эпохой гласности, крушением запретов и демонстрацией прежде табуированных тем, но это относится не ко всем фильмам той поры. «Самая обаятельная и привлекательная» не имеет четкой привязки к конкретному периоду советской жизни. Во все времена хватало женщин, по каким-то причинам так и не вышедших замуж. Можно было упрекать в этом самих «старых дев», можно мужчин-слепцов, можно коварную судьбу, можно что-либо еще. Геральд Бежанов предлагает зрителю возможность самостоятельно вынести вердикт Наде Клюевой — повинна ли она сама в своем одиночестве, либо действительно так сложились обстоятельства. Проблема замужества встает в полный рост и нуждается в решении. Кино Бежанова предлагает два способа борьбы с одиночеством – научный и естественный. Сусанна – олицетворение преуспевающей женщины позднего СССР. Знающая себе цену, самодостаточная, научно подкованная, владеющая новомодной электроникой и умело находящая общий язык с фарцовщиками. В лице Надиной подруги режиссер словно бросает вызов самой природе. Ничего не надо ни от кого ждать, надо хватать самой, при необходимости ломать человека через колено – для Сусанны цель всегда оправдывает средства. Женщину нельзя за это осуждать. Советские люди слишком долго жили для коммунистической партии и слишком мало для себя. Квартира наглого фарцовщика – вызов отжившим свое устоям. Крутая одежда, видео, заграничные штучки – настолько сильно все это диссонирует со светлым образом рабочего и колхозницы, что «серенькая» Надя словно попадает в параллельную реальность. Научный подход отвергает общность интересов. Каждый мужчина проектного бюро – не просто отдельно взятый работник, а композиционный портрет с сильными и слабыми сторонами. Нарочитая серьезность методики Сусанны при всей сопутствующей комедийности открывает очень важные нюансы личности. Один Надин коллега слишком правильный и примитивный, другой – неисправимый бабник с обручальным кольцом, третий – уже в возрасте, четвертый – годится лишь для пинг-понга, пятый – нарциссичный пижон и дамский угодник. Судя по всему, Сусанна никого из них не считает личностью. Отчасти это обусловлено обидой за подругу, отчасти из-за кричащей самоуверенности. Наука должна дополнять и обогащать разум человека, но не замещать его. Именно поэтому в Надиных глазах читается недоумение. Прилежно следуя заветам подруги-социолога, она так и не может до конца поверить в них. Какой открывается ситуация глазами самой Нади Клюевой? Поход к фарцовщику: «это все не по мне, Сусанночка». Характеристика коллег: «он меня совсем не волнует», «у него две дочки», «ну, он хороший человек», «он меня вообще за человека не считает». Кулинарные приготовления: «только как я подсуну ему эти пирожки?» Образ Нади вобрал в себя многие черты хороших, приятных в общении, но мало кому интересных дам. Геральд Бежанов нарисовал портрет незаметного человека, растворившегося в вечной стройке коммунизма. Надя – продукт порочной системы, предписывающей жить лишь для будущих поколений. Забитая, одинокая женщина не поднимает лишний раз глаза, а иначе непременно бы заметила, что каждый ее коллега по-своему счастлив. Кто-то без конца выходит замуж, кто-то отпускает «шпильки» в адрес жены и тещи, а кому-то достаточно мимолетных связей, но все они довольны своей жизнью, потому что научились любить и ценить себя. Встреча с Сусанной – предвестница схватки развитого интеллекта с горячим сердцем. Тот самый случай, когда есть уникальная возможность взглянуть на себя глазами другого человека, чье мнение можно считать авторитетным. Надя поменяет гардероб, сменит прическу, заучит модные словечки, но все это пустое, если не научиться слушать свое сердце. Его ритмы во все времена будут важнее, чем данные продвинутых ЭВМ. «Самая обаятельная и привлекательная» совершенно точно входит в тройку лучших фильмов Ирины Муравьевой. Известная своей строгостью к самой себе выдающаяся актриса признает Надю Клюеву, как важнейшую страницу своей биографии. Однако в успехе картины заслуга не только Муравьевой. Геральду Бежанову удалось объединить своей идеей звезд первой величины. Еще молодые Михаил Кокшенов, Леонид Куравлев, Александр Абдулов и отыгравшая на невероятном уровне Татьяна Васильева обессмертили кино, в котором романтика соседствует с горестями, а мягкая ирония с жестоким сарказмом. Вся страна уяснила, что такое аутотренинг, запомнила выражение «Ты что, с Урала?» и полюбила простую проектировщицу Надю Клюеву. Проблема личной неустроенности будет преследовать российских женщин еще долго, а стало быть «Самая обаятельная и привлекательная» не утратит заслуженного зрительского внимания. 10 из 10

«По расчету очень даже можно, лишь бы расчет был правильный!»

Так почему расчет по науке не сработал? Ведь Сусанна, скорее всего, задавала верные ориентиры, раз в конце картины все мужчины «заметили» Надю как женщину. Рефреном звучат в фильме слова аутотренинга, которые Сусанна проводила вместе с подругой: «Я самая обаятельная и привлекательная. Все мужчины от меня без ума…» Слова, ставшие мантрой надежды для целого поколения женщин, позднее названные аффирмациями.

На тренинге «Системно-векторная психология» мы узнаем, почему аффирмации не работают. Невозможно перепрограммировать сознание, если не осознаны бессознательные программы, которые являются основным двигателем нашей жизни. Сознание — лишь небольшая надстройка, обслуживающая наши желания, но основа айсберга нашей психики находится в скрытом состоянии, и повлиять на нее можно, лишь выведя ее наружу через осознание.

Просто наряду с аффирмациями Сусанна применяла вековой опыт построения отношений, правда, не осознавая его до конца. Как говорит на тренинге Юрий Бурлан, женщина, безусловно, должна быть привлекательна и желанна для мужчины. Она задает тон в отношениях, дает импульс на создание эмоциональной связи. Так что оправданы были советы Сусанны поменять образ, модно одеваться, разделять интересы Володи, поддерживать, хвалить его.

Но самое главное — у Надежды изменилось внутреннее состояние, а это гораздо больше привлекает мужчин, чем внешняя красота. Она почувствовала вдохновение от вспыхнувшей надежды встретить свою любовь, поверила, что это возможно для нее. Она раскрылась эмоционально, стала более женственной, позволив мужчине быть чуть-чуть впереди себя и перестав демонстрировать свое желание командовать им. По совету Сусанны Надя перестала столь рьяно вести общественную работу, раздавая всем обязанности и нарекания.

Конечно же, рядом с ней мужчины сразу испытали желание исполнять свою мужскую роль защитника, стали дарить подарки. Миша Дятлов — цветы в память о совместной командировке. Леха Пряхин угостил деревенскими яблоками. Володя принес дефицитную чешскую стирательную резинку и пообещал пригласить ее на концерт. И вот они уже почувствовали, что им чего-то не хватает, когда она снова ушла играть в пинг-понг с Геной.

И все-таки завоевание мужчины по науке не привело к желаемому результату. Есть народная мудрость: «Насильно мил не будешь». И этой мудрости есть вполне обоснованное объяснение.

«Нужно, чтобы был вечный бой, чтобы все горело синим пламенем!»

На тренинге «Системно-векторная психология» мы узнаем, что отношения между мужчиной и женщиной начинаются с влечения. А на базе влечения уже может быть построена эмоциональная связь, которая сохранит отношения на долгие годы. Ведь влечение, основанное на животном притяжении по запаху, по феромонам, длится в среднем до трех лет, а дальше нас удерживает вместе наша способность создавать человеческие связи — чувственные, душевные, интеллектуальные.

У Надежды Клюевой не было влечения ни к одному из мужчин. Не было той искры, из которой могло бы разгореться пламя долгой взаимной любви. Надя сама не знала, кто ей нравится. «Чисто внешне» ей нравился Володя. Но когда Клавдия Матвеевна заметила, что она «бегает за Володькой», девушка ответила: «Мне замуж пора, а он — походящая кандидатура». «Кандидатура» — странное слово для определения человека, в которого влюблен и который должен вызывать бурю эмоций. Надя, как обладатель зрительного вектора, искала сильное чувство, но не находила его в себе.

Да и выбора у нее особо не было. Володя — представитель кожного вектора, не очень развитого и не очень реализованного. Клавдия Матвеевна охарактеризовала его одним метким словом — пижон. Конечно, работа инженером предполагает хороший уровень реализации кожного вектора, но инженер инженеру рознь. Когда он работает фактически чертежником, возникает рутина и реализации активному, подвижному и стремящему к постоянным изменениям кожнику не хватает. Поэтому, как говорит Юрий Бурлан, такой кожник будет «добирать» реализацию многочисленными любовными похождениями, что Володя и делал.

Кстати, так же действует женатый, имеющий двух дочерей Миша Дятлов, решая проблему недостаточной реализации кожного вектора постоянными изменами жене. Видя изменения в Наде, он уже не прочь завести и с ней интрижку, но «на работе — ни за что!»… Обладатель анального вектора Леха Пряхин Наде не интересен — слишком прост. Интересы — поесть, футбол, баня. А зрительной девушке нужны сильные чувства.

На этом фоне Гена Сысоев начинает ей казаться самым близким человеком. Она скучает по совместной игре в пинг-понг. Действительно, хороший человек, положительный во всех отношениях. Но что их связывает, кроме пинг-понга во время перерыва на обед? Про него мы знаем только, что он — техник, а значит, можем предположить, что это востребованный профессионал с анальным вектором. То есть в потенциале он может быть достаточно развит, иметь ценность семьи, быть верным, преданным и надежным мужем. Безусловно, не самая плохая партия. Тем более что Надя ему нравится.

Вот такие браки, основанные на дружбе и уважении, довольно часто встречались в СССР. «Вы любите свою жену?» — спрашивали мужа. «Я ее очень уважаю. Она прекрасная хозяйка, мать моих детей». То же самое жена говорила про мужа: «Он очень хороший человек, заботливый муж и отец». Но только ли это надо Надежде?

Простодушный Гена так отвечает Сусанне на вопрос о том, пригласит ли он женщину на чашечку кофе со всеми вытекающими отсюда последствиями: «Не понимаю, какие последствия вытекают из чашечки кофе». А где страсть, где влечение, где любовь, в конце концов? Ведь для зрительного человека, коим является Надя, любовь — это смысл жизни. Если у них и сложится с Геной, то это будет пара, основанная на дружбе и уважении, но скучный и пресный брак.

Однако она и сама боится себе признаться, что хочет любви. «А что, любить плохо?» — робко спрашивает она. Хочет и сомневается…

«Мужчины для меня как класс не существуют»

Скорее всего, ей мешали внутренние установки. Она словно отрицала отношения, не обращала внимания на мужчин. Она сама говорила Сусанне в самом начале фильма: «Я к ним отношусь как к пустому месту. Они мне нужны, как собаке пятая…» И в этом отношении, как видно, и крылась проблема. Она просто не давала мужчинам проявить какую-то инициативу, на корню пресекала все ухаживания, всем своим видом показывая, что не нуждается в мужчине. Даже когда не слишком решительный Гена пытался ей показать, что она ему по душе, сказав: «Ты еще красивее стала», она не заметила, что это комплимент от мужчины. Решила, что шутка…

Развитая анально-кожно-зрительная Надежда Клюева — боевая, деятельная, ответственная, добросовестная, неравнодушная. Она без раздумий бросается задерживать преступников на дежурстве в народной дружине. Этакий образ «активистки и комсомолки», для которой главное — работа, коллектив, общественная нагрузка. А семья не складывается, потому что нет понимания самой себя, своих желаний.

Контекст

Советские фильмы 1980-х, в которых героини решали схожие проблемы:

— «Влюблен по собственному желанию» (1982) — главная героиня занимается аутотренингом и жаждет изменить не только свою внешность, но и судьбу;

— «Одиноким предоставляется общежитие» (1983) — главная героиня становится свахой для одиноких девушек своего общежития;

— «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986) — главная героиня решает свою судьбу сама и расклеивает по району объявления, что не против познакомиться с мужчиной.

Любовь по-советски — прошлое и настоящее

Человек неотделим от времени, в котором он живет. Фильм «Самая обаятельная и привлекательная» вышел на экраны в 1985 году. Всего два года оставалось до начала перестройки и несколько лет до тяжелых для нашей страны 90-х, когда в небытие ушла эпоха СССР. Завершение этой эпохи ознаменовало окончательный переход человечества от анальной фазы развития к кожной. Для нашей страны это означало постепенное снижение ценности семьи, дружбы и переход к ценностям кожного вектора. Наступало время общества потребления с его стремлением к материальному успеху, разрушением института брака, казалось, незыблемого в веках, и гигантскими переменами — не только в быту, но и в психике человека.

Фильм говорит нам о прежних ценностях, которые постепенно уходили в прошлое. Авторы пытались показать, что пижонство, потребительство — это плохо. Фраза «Ты что, с Урала?», сказанная фарцовщиком, который «одевал» Надю, до сих пор режет слух. С пижоном Володькой семью не построишь, то ли дело спокойный и преданный Гена. Поэтому такая концовка, отражающая семейные ценности советского человека, вполне оправдана.

Однако желания людей растут, объем психики увеличивается. Раньше женщины со зрительным вектором нередко выбирали простых мужчин, работяг с мышечным вектором, и были счастливы в браке. Они не казались им скучными. Наоборот, они были для них настоящими мужчинами. И зрительные женщины ехали за мужьями в колхозы, деревни, селения и несли туда культуру.

Сейчас совсем другое время. Как говорит Юрий Бурлан на тренинге, сегодня женщины меняют «пучок рукастых хлеборобов на одного очкастого программиста». Это значит, вторичными оказываются физическая сила, «рукастость» мужчины, гораздо более важны его чувства и интеллект, его отношение к женщине. Чувство безопасности и защищенности, которое дает женщине мужчина, обеспечивается сегодня в большей мере эмоциональной связью, а интеллектуальный труд предполагает более высокий уровень реализации, востребованности в обществе. Тем более если речь идет о женщине со зрительным вектором. Надежда уже хотела любви, ярких чувств, но еще боялась саму себя, прикрываясь рационализациями, что мужчины нужны ей, как собаке пятая нога.

Сильные чувства, душевная близость в отношениях сегодня особенно необходимы зрительным людям, потому что эмоциональное развитие человека достигает своего пика. И даже люди, не обладающие зрительным вектором, способны и должны создавать эмоциональные связи — это то, что делает семью крепкой. И лишь чувственная, душевная связь может дать нашим современникам переживание настоящего счастья.

Попросту говоря, сегодня, чтобы создать счастливые отношения, уже мало, чтобы человек был хороший. Важно, чтобы он подходил именно тебе, чтобы с ним можно было поговорить по душам. Сегодня люди стали более требовательны в отношениях, в отличие от тех времен, когда достаточно было понравиться друг другу и уже в процессе жизни искать точки соприкосновения.

LiveInternetLiveInternet

Премьера фильма «Я самая обаятельная и привлекательная» состоялась в декабре 1985 г. Едва выйдя на экраны, картина имела ошеломительный успех. Ее посмотрели 80 млн. зрителей, 69 стран закупили фильм для показа. И хотя прошло уже четверть века, и в стране давно уже нет фарцовщиков, гигантских НИИ и крупногабаритных ЭВМ, о которых идёт речь в комедии, трогательная история о том, как простая служащая Надя Клюева с помощью подруги-социолога Сусанны пытается найти себе жениха, по-прежнему нравится зрителям.

Режиссер Геральд Бежанов:

— Я хотел снять фильм с доброй человеческой историей, милыми героями и благополучным финалом. И ещё, чтобы киношные ситуации были понятны и узнаваемы в реальной жизни. Этот рецепт придумали в Голливуде, но потом забыли. А я им всегда пользуюсь. Мои комедии говорят о том, как найти счастье в жизни. Для этого надо сделать всего один шаг, только сделать его надо обязательно.

— КОГДА я начинаю снимать, для меня самое главное — снайперски подобрать актёрский состав. Это уже 50 процентов успеха фильма. Вот не было бы с нами Ирины Муравьёвой — не было бы картины. Я полгода ходил за ней, стоял на коленях, умолял её мужа, «облизывал» её следы у Театра им. Моссовета. И всё-таки добился согласия Муравьёвой на съёмки в комедии.

Она уникальная актриса! И в творческом плане, и в человеческом. Муравьёва была юной, пухленькой, живой, органичной. Она жила картиной, прислушивалась ко всем советам, чтобы точнее сыграть образ Нади. Я мечтал ещё когда-нибудь поработать с этой актрисой, но не сложилось. И мне очень жаль, что она долго не снималась в кино.

Сама Ирина Муравьева до последнего момента отказывалась сниматься в этом фильме: сценарий казался ей уж слишком наивным. Посмотрев отснятый материал, актриса сильно расстроилась — так сама себе не понравилась. Но по прошествии лет изменила мнение кардинальным образом: «Замечательная картина получилась!»

Г. Бежанов:

— Когда я пишу сценарий, то продумываю всё до мелочей. И от актёров требую, чтобы исполняли всё точно по сценарию, вплоть до запятой. Это многих раздражает, народные и заслуженные пытаются импровизировать: «А давайте это выбросим! А давайте я сделаю так!»

Я говорю: «Вы варитесь в малюсенькой композиции, а я создаю партитуру». Мы с Куравлёвым друзья, он скрипел, но всё равно делал так, как написано. Абдулов страшно раздражался, Васильева тоже.

Она как-то пришла на съёмочную площадку, а текста не знает, не выучила. Но это же твоя работа! Если ты профессионал, как ты можешь приходить на съёмочную площадку, не зная текста! А однажды она меня просто до белого каления довела.

Представьте себе: снимаем сцену, когда Надя и Сусанна приходят на работу к Наде, чтобы «исследовать» трудовой коллектив, посмотреть на героев Абдулова, Кокшёнова и Куравлёва. Сусанна была блондинкой. Приходит Васильева на следующий день работать над этой же сценой, я смотрю, а она… красная. Перекрасила волосы в ярко-рыжий цвет! Я в шоке: «Таня, ты с ума сошла? Мы же сцену не закончили!» «А что такое? Я ничего не делала», — спокойно говорит она.

«Так это я сумасшедший?» — ищу поддержки у съёмочной группы. А народ у нас весёлый собрался, оператор тоже решил надо мною подшутить: «Да не красила она волосы, вчера такой же снималась». Я схватил камеру (а камеры тогда были огромные), замахнулся ею, и вдруг как сердце прихватит…

Камеру успели поймать, а меня на «скорой» увезли. Микроинфаркт. Почти месяц пролежал, и, если бы не был автором сценария, фильм точно передали бы другому режиссёру. Кстати, Васильева так обратно и не перекрасилась. Поэтому на Сусанну пришлось надеть белую шапочку.

Кстати, выбирая актрис, Бежанов на роль Сусанны пробовал Инну Чурикову и Любовь Полищук, но остановился на Васильевой. Впрочем, об этом он не пожалел, несмотря на ее вздорный характер.

ВЕСЬ фильм сняли, не выезжая из Москвы. Кстати, стоил он всего 500 тысяч рублей. На комедию, как всегда, выдали по остаточному принципу. Квартиры героев и конструкторский отдел снимали в павильонах «Мосфильма». А проходная была настоящей — мы сделали выгородку на каком-то московском заводе. Здание и коридоры, в которых работают герои, тоже снимали в реальном НИИ.

Притащили туда аппарат с газированной водой. Помните, как Куравлёв заставлял Кокшёнова пить газировку, чтобы та не досталась Ширвиндту: «Вода только для сотрудников института»? Бедный Миша Кокшёнов чуть не лопнул. А всё потому, что Ширвиндт с Куравлёвым постоянно издевались и подтрунивали над ним. Миша не выдерживал и начинал смеяться. В результате сцену сняли только с восьмого дубля, и несчастному Кокшёнову пришлось выпить восемь стаканов газированной воды.

Муравьевой и Носику пришлось научиться играть в настольный теннис. Носик, упорно тренируясь, умудрился сломать палец на ноге. В сцене, где его герой с Надей идет под зонтиком, он старался держаться так, чтобы зрители не заметили, что актер прихрамывает.

ДЛЯ превращения Нади из дурнушки в красавицу нам нужны были модные вещи. Но в 1985 году на «Мосфильме» сшили бы чудовищные костюмы. Как выкручивались? Пользовались гардеробом актёров, если, конечно, они соглашались. Ирина Муравьёва в конце фильма появлялась в своих собственных платьях и беленькой шубке, а красная шляпа на её героине принадлежала Татьяне Васильевой. А помните, как героиня Муравьёвой приходит на работу в кепочке с помпончиком, а Куравлёв говорит, что Надя в ней похожа на клоуна Олега Попова? Эта была личная кепочка Ларисы Удовиченко.

Вера Сотникова, игравшая подружку героя Абдулова, тоже снималась в своей одежде. Чуть ли не единственная вещь, которую шили на заказ специально для картины, — это костюм Михаила Кокшёнова, в котором он пытался очаровать Надю.

Режиссер попытался обыграть в картине тот факт, что в стране сложно было купить приличную одежду. Вот только влетело ему вовсе не за то, что затронули тему фарцовщиков…

Помните в фильме есть сцена, где Сусанна приводит Надю к фарцовщику, героиня Муравьевой без энтузиазма взирает на модные шмотки и тот в конце концов теряет терпение: «Она что с Урала?» Услышав эту фразу, Борис Ельцин, тогда еще первый секретать Свердловского обкома КПСС, сильно вспылил. По его мнению, киношники сильно обидели жителей региона. Режиссеру пришлось писать письма Борису Николаевичу с извинениями. А в следующей его комедии «Где находится нофелет?» одна из героинь произносит целый монолог о хороших людях из «страны малахита».

ЦИТАТЫ из фильма:

Случайность — частный случай закономерности. Вода — только для работников института!.. Пей, Леха! Скажи, а как ты рассматриваешь промежуточный вал? Как балку с защемленным концом?

Первая заповедь: не родись красивой, а родись активной!

Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача. Запомни это. — Слова Мичурина. — Нет, мои. Потому что Мичурин это сказал про яблони-груши, а я говорю про мужчин.

Что-то вы все печете, девушки, печете… Уж лучше бы капусту квасили, что ли…

Впервые вижу дрессировщиков, у которых нет ананасов!


Ой, какие мальчики в этом вагоне… — Проходите, проходите, девушки… От греха подальше!

— В джинсы уже облачаются даже самые отсталые слои населения.

Не видишь? По коттону и по лейблу!

Карден! У нас в Союзе две-три единицы таких. И то — у жен дипломатов неприсоединившихся стран.

Источник

https://1001material.ru/18641.html

https://www.spletnik.ru/blogs/pro_kino/48023_citaty_iz_filma_samaya_obayatelnaya_i_privlekatelnaya

Серия сообщений «Снимается кино…»:
Часть 1 — Самая обаятельная и привлекательная.

«В любви рецептов нету — доверимся судьбе»?

Так что же слушать — свое сердце или рассудок, когда выбираешь спутника жизни на долгие годы? Системно мы теперь понимаем — влечение не поддается нашему контролю, оно в руках природы. Но выбор, который мы делаем осознанно, все равно остается за нами. К счастью, сейчас есть рецепт счастливых отношений.

Во времена истории, показанной нам в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», пару можно было найти только в ближайшем окружении. В СССР служебные романы очень часто вспыхивали на работе — это было в порядке вещей. Но выбор был ограничен. Это создавало некую обреченность: если не встретил пару среди бывших одноклассников, в институте, во дворе, на работе, можно было поставить крест на семейной жизни, на будущем счастье.

Сейчас ситуация изменилась. У людей появилось гораздо больше возможностей выбора. Например, интернет с его неограниченными возможностями. Можно найти подходящего себе человека хоть на другом конце света. А тренинг «Системно-векторная психология»

позволит избежать роковых ошибок при выборе партнера. Примерно так это делает девушка, обладающая системными знаниями:

Автор публикации: Марина Голомолзина, журналист
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]