Средневековая философия — общая характеристика, этапы становления и представители


Цитаты древнегреческих философов о жизни

Именно древнегреческая философия сыграла ведущую роль при становлении философии европейских стран. Мудрецы античности поднимали такие важные вопросы, как:

  • противопоставление материализма идеализму;
  • разделение рационалистического и эмпирического познания мира;
  • суть мышления;
  • определение различий между жизнью, посвященной следованию долгу, и жизнью гедонистов.

Философами этого времени можно назвать: Эпикура и Аристотеля, Пифагора и Демокрита, Демосфена и Гомера, а также Платона. Древнегреческая философия включает в себя греческую и римскую, которые просуществовали в общей сложности более тысячи лет. В Древней Греции развитием этой науки занимались аристократы, а также путешественники, которые привезли от финикийцев письменность.

Афоризмы древнегреческих философов о жизни носят разный характер в зависимости от того, к какому философскому течению принадлежали их авторы. Так, Гомер много писал о героях, богах и бессмертии, доступном лишь немногим. Пифагор, как и сторонники орфизма, считал жизнь страданием для души и в смерти видел избавление от него. При этом, по его мнению, со смертью происходит переселение душ, или метемпсихоз.

Последователи Милетской школы более детально изучали происхождение жизни на Земле. Многие из них были убеждены в том, что началом всего сущего стал огонь, который живет вечно, а все, что им порождено – конечно, или смертно. Некоторые мудрецы утверждали, что небытие не существует вовсе – есть только бытие.

Демокрит описывал душу человека как полную теплоты, которая сама по себе является первоосновой всего живого. При этом все живое, по его представлению, одушевлено по-разному. Чем больше теплоты в душе живого существа, тем более она совершенна. Этот же философ уверяет, что загробная жизнь – не более чем миф, поскольку после смерти душа разлетается на множество атомов и исчезает. Умерший человек перестает дыханием удерживать в себе эти атомы, и они рассеиваются и перемешиваются с атомами, содержащимися в воздухе.

Главная идея философии Древней Греции о жизни – в том, что нужно жить полноценной жизни и не бояться смерти. Противление смерти бессмысленно, как и горевание по ушедшим. Человек является единственным создателем морали и законов, которые – главные критерии добродетели.

Главные заветы философов этой эпохи таковы:

  1. Все в жизни должно делаться, основываясь на безусловной любви.
  2. Никогда не нужно падать духом, роптать на судьбу или жить в прошлом.
  3. Не нужно безрассудно верить всему, что говорят другие люди, но нужно в любой ситуации доверять самому себе.
  4. Всегда нужно держать мысли позитивными и не терять веру.
  5. Когда ситуация становится трудной, только внутри самого себя можно найти силы для ее преодоления.

Таким образом, античное учение о жизни неотделимо от стремления преодолеть страх перед смертью. Впоследствии бессмертие души, которое уменьшает трагизм гибели, было перенято многими религиями.

Высказывания средневековых философов

XI вв н.э.

Абеляр Пьер

* Логика оттолкнула от меня мир.

* Надобно хранить истину в тайне, дабы избежать ее опoшления.

>> Читать все цитаты:Абеляр Пьер

Владимир Мономах

* Без нужды не клянитесь, но дав клятву и поцеловав крест, соблюдайте клятву крепко.

* Больного посетите. Праху мертвеца поклонитесь, ибо все мы смертны.

>> Читать все цитаты:Владимир Всеволодович Мономах

Омар Хайям

* «Ад и рай – в небесах», – утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай – не круги во дворце мирозданья, Ад и рай – это две половины души.

* Благородство и подлость, отвага и страх – Все с рожденья заложено в наших телах. Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже – Мы такие, какими нас создал аллах!

>> Читать все цитаты:Омар Хайям
XII вв н.э.

Анвари Аухад Ад-дин

* Вот тебе два дела, — сделай хоть одно из них, Коль прославиться делами хочешь ты пред людьми — То, что сам ты знаешь, передай другим, Или то, чего не знаешь, от других возьми!

>> Читать все цитаты:Анвари Аухад Ад-дин

Ас-Самарканди

* Блаженны подавляющие свой Гнев и прощающие людей.

* Бог создал дальний мир наш навсегда таким: Веселье — после бед, благое за дурным.

>> Читать все цитаты:Ас-Самарканди

Даниил Заточник

* Богатый муж везде знаем и на чужой стороне друзей имеет, а бедный и в своей стороне ненавидим ходит.

* Всякий человек хитр и мудро чужой беде, а о своей не может смыслить.

>> Читать все цитаты:Даниил Заточник

Низами Гянджеви

* Если боль и страданья содействуют смерти, Это воля судьбы благодетельной, верьте.

* И все то, что создашь, что упрочишь с отрадой, В долгой жизни твоей тебе станет наградой.

>> Читать все цитаты:Низами Гянджеви

Руставели Шота

* Для того и знанье людям, чтобы душу укреплять.

* Если действовать не будешь, ни к чему ума палата.

>> Читать все цитаты:Руставели Шота
XIII вв н.э.

Абуль Фарадж

* Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.

* Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.

>> Читать все цитаты:Абуль Фарадж

Бэкон Роджер

* Бессмертие животных в потомстве, человека же — в славе, заслугах и деяниях.

* Благоденствие лучше всего обнаруживает пороки человека, бедствия же выявляют его добродетели.

>> Читать все цитаты:Бэкон Роджер

Данте Алигьери

* Обман и сила — вот орудье злых.

* Самые жаркие уголки ваду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет.

>> Читать все цитаты:Данте Алигьери

Руми Джалаладдин

* В зеркале, как известно, все наоборот. Но без него мы бы никогда не увидели самих себя!

* Да поразит возмездие бедой тех, кто за дружбу заплатит враждой.

>> Читать все цитаты:Руми Джалаладдин

Саади

* Глупому человеку лучше всего молчать, но если бы он знал это, то не был глупым человеком.

* Да я в ладье! Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет?

>> Читать все цитаты:Саади Муслих ад-Дин
XIV вв н.э.

Боккаччо Джованни

* Прошлые поступки гораздо легче порицать, чем исправлять.

* Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.

>> Читать все цитаты:Боккаччо Джованни

Петрарка Франческо

* Жизнь человеческая на земле не просто воинское служение, а бой.

* За свою жизнь я убедился, что всего больше и всего незаметней отнимают время разговоры с друзьями; друзья — великие грабители времени.

>> Читать все цитаты:Петрарка Франческо

Хафиз Шемс

* Слово, удержанное тобою, — раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, — твой господин.

* Чтобы обрести покой в обоих мирах, соблюдай два правила: с друзьями будь великодушным, с врагами сдержанным.

>> Читать все цитаты:Хафиз Шемс

Чосер Джефри

* В высоких душах жалость частый гость.

* Друзья должны в согласье полном жить. Насилье может дружбу задушить.

>> Читать все цитаты:Чосер Джефри
XV вв н.э.

Ариосто Лудовико

* Все человек теряет с годами: юность, красоту, здоровье, порывы честолюбия. И только одна глупость никогда не покидает людей.

* Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца.

>> Читать все цитаты:Ариосто Лудовико

Брант Себастьян

* А нравственность, влеченья, знанья Зависят лишь от воспитанья.

* Все преходяще, быстротечно, И лишь наука долговечна.

>> Читать все цитаты:Брант Себастьян

Гвиччардини Франческо

* Не может быть долгой дружбы, подчинения, товарищества там, где один не приспособляется к другому.

* Нельзя пренебрегать исполнением долга из одного только страха нажить себе врагов или кому-нибудь не понравиться. Исполнение долга дает человеку славу, польза от которой больше, чем вред от возможного врага.

>> Читать все цитаты:Гвиччардини Франческо

Джами Абдуррахман

* Беспечность есть причина всяких бедствий.

* Бесчеловечия кто обнажает меч, Тот сам падет, сражен мечом бесчеловечным.

>> Читать все цитаты:Джами Абдуррахман

Да Винчи Леонардо

* Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.

* В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая Справедливость жизни.

>> Читать все цитаты:Да Винчи Леонардо

Лютер Мартин

* Ложь всегда извивается, как змея, которая никогда не бывает прямой, ползет ли она или лежит в покое; лишь когда она мертва, она пряма и не притворяется.

* Любовь, подобно теплу, должна согревать со всех сторон и склоняться в ответ на любую мольбу наших братьев.

>> Читать все цитаты:Лютер Мартин

Маргарита Наваррская

* Если окажется, что та, кого вы полюбили, как две капли воды похожа на вас и хочет всего того, чего хотите вы, в действительности вы будете любить не ее, а только себя.

* Как неразумен человек, когда от добра, которое он имеет, он еще ищет другого. Не довольствуясь тем, что у него есть, и гонясь за большим, он теряет и то, что имеет.

>> Читать все цитаты:Маргарита Наваррская

Макиавелли Никколо

* Большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь или имущество.

* Война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.

>> Читать все цитаты:Макиавелли Никколо

Буонарроти Микеланджело

* Благодарение Богу за то, что я всегда желаю большего, чем могу достичь.

* Будь каждый каждому такой опорой, чтоб, избавляя друга от обуз, к одной мечте идти одною волей.

>> Читать все цитаты:Буонарроти Микеланджело

Мор Томас

* Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них.

* Не было такого страшного обвинения, для которого не находилось бы предлога.

>> Читать все цитаты:Мор Томас

Навои Алишер

* Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков.

* Книга — учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это — собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча.

>> Читать все цитаты:Навои Алишер

Сакс Ганс

* Добро и ласку обнаружа, Вы переделаете мужа.

* Давненько в мире так ведется: Кто прост, тот к гибели несется!

>> Читать все цитаты:Сакс Ганс

Фичино Марсилио

* Всякая вещь в природе является либо причиной, направленной на нас, либо следствием, идущим от нас.

* Когда мы говорим о любви, ее надо понимать как желание красоты, ибо в этом заключается определение любви у всех философов.

>> Читать все цитаты:Фичино Марсилио

Цитаты философов средневековья

Средневековая философия начала свое существование в V веке и закончила в XV. Главным ее элементом стала попытка объединить людей, разделенных на сословия, классы, национальности и род деятельности, с помощью общей религии – христианства. Многие философы были убеждены, что, став христианами, люди смогут в будущей, загробной жизни стать равными друг другу вне зависимости от того, какой была их жизнь на земле. Продвижение идеи бессмертия – отличительная особенность этого времени.

Менялось отношение к природе. Если античная философия рассматривала природу как отдельный элемент мироздания, то сейчас в средневековье она стала лишь инструментом в руках человека. Научное изучение ее было приостановлено, люди стремились использовать ее богатства, мало задумываясь об их восполнении.

Говоря о человеческом самосознании, важно отметить, что Средневековье – время, когда главной характеристикой человека становится его воля (во времена античности это был разум). Люди, которые не смогли подчинить себе собственную волю, могут осознавать добро, но при этом творить зло. Ведущая философская мысль поэтом у заключалась в том, что победить зло никто не может без Божьей помощи.

Философская мысль прошла три периода:

  1. Период Апологетики, когда раннехристианские символы и ритуалы были пересмотрены, а существование Бога – доказано;
  2. Период Патристики – когда католическая христианская церковь начала господствовать над всеми сферами жизни людей в Европе;
  3. Период Схоластики – когда догматы, высказанные мудрецами прошлых лет, были пересмотрены.

Самыми известными мыслителями этой эпохи стали Татиан, Ориген, Боэций, Фома Аквинский, Иоанн Златоуст и другие. Большинство из них имело прямое отношение к церкви. Поэтому и фразы различных философов, известные нам со времен Средневековья, также изначально были задуманы как связанные с религией.

Этапы развития

Познание мира в Средние века осуществлялось исключительно через веру. Это является общей характеристикой средневековой философии и её главной отличительной чертой от философии предшествующего периода — античности, где в концепциях о сотворении мира царили скептицизм и рационализм.

Средневековая философия развивалась в два основных этапа:

  1. Патристика. Изначально этим термином обозначалась литература, составленная духовными наставниками с определённым авторитетом — отцами церкви. Спустя некоторое время, понятие стало иметь более широкое значение и состоять из четырёх основных признаков: официальное принятие церкви, святость жизни, ортодоксальность учения и древность. К этому этапу философы пришли не сразу, истоком патристики была апологетика. Апологеты, в свою очередь, использовали резкие аргументы при защите и обосновании христианской догматики против её политических и теоретических противников. Объективно они всё-таки выполнили свою задачу — подготовили почву для создания новой философии, однако их резкие выступления против философских истин впоследствии были осуждены собором. Сторонники патристики приводили менее резкие аргументы, их главным вопросом было соотношение религии и философии, они не должны были противопоставляться. В то время христианство достигло своего пика, значит, религия получила верховенство. Необходимо было решить — продолжать переплетать и соотносить её с философией или же отвергнуть философию, как учение, приносящее вред вере.
  2. Схоластика. Второй этап развития средневековой философии представлял собой объединение философии Аристотеля и христианского богословия, то есть период характеризовался синтезом теологии и рационалистического подхода к проблемам философии. Отсюда и цель схоластики — доступно донести простым людям христианские учения с помощью рационалистической методики. Ранняя схоластика продолжала рассматривать соотношение веры и знаний. Философы того времени пришли к выводу, что вера есть религия, а знания есть философия, поэтому два учения, как и две науки, остаются неделимыми. Были освещены новые основные проблемы средневековой философии — согласование аристотелевской логики, онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий), отношение мистики к религиозному опыту. Ранний схоластический период породил интерес к получению знаний. Поздняя схоластика подвергла старые школы критике, при этом новые идеи введены не были — этот период считается временем упадка философии Средних веков. После этого средневековая философия утратила прежнюю популярность, уступая новым философским учениям. Однако некоторые учёные негласно выделяют третий мистический этап периодизации философии средневековья. Мистика — это подведение результатов религиозной практики единение человека с Богом, осмысление итогов. Учения мистиков отличают иррациональность и некоторая парадоксальность.

Цитаты философов эпохи возрождения

Эпоха Возрождения началась в конце XIV в Западной Европе, очень быстро захватив все сферы знания – в том числе философию. В это время мыслители возвращаются к античности и возрождают идеи, родившиеся в Древней Греции и Древнем Риме. Эпоха делится на несколько этапов:

  1. гуманистический – когда антропоцентризм сменился теоцентризмом;
  2. неоплатонический;
  3. натурфилософский.

Высказывания мыслителей в каждый из приведенных этапов имеют свои характерные особенности. В целом же католическая церковь стала оказывать меньшее влияние на все сферы жизни людей и в результате раскололась ка протестантскую и католическую. Географические открытия, сделанные в это время, также внесли свою лепту в изменение картины мира. Рост влияния науки привел к тому, что все большее число философов начали считать, что мир устроен рационально. Философия взяла курс на гелиоцентризм (представление о системе мира с Солнцем в центре), гуманизм, неоплатонизм (течение, основанное на идеях Платона) и секуляризм (предложение разделить гражданские права людей и систему управления государством от религии).

Видными философами эпохи Возрождения были Данте Алигьери, Эразм Роттердамский, Боккаччо, Галилео Галилей, Макиавелли и другие.

Цитаты философов нового времени

Этот период в философии начался в XVII веке и продлился два столетия. Мыслители развивали несколько направлений:

  • эмпиризм;
  • рационализм;
  • материализм;
  • философию просвещения.

Имена самых прославленных мыслителей этой эпохи: Гольбах и Лейбниц, Гоббс и Бекон, Декарт и Вольтер, Руссо и Монтескье.

Наука шагает вперед семильными шагами, делая одно открытие за другим, и ее законы сказываются и на философии, превращая ее в экспериментальную науку. Рационализм и эмпиризм становятся главными направлениями ее развития благодаря социальной и научной революциям. Познание на основе логики с одной стороны и субъективных чувств с другой занимает мыслителей. Немало трудов посвящено и самому познанию – его закономерностям, сути, целям и возможностям.

Цитаты современных философов

Классики, но и современные философы оставили много ярких, мудрых изречений. Особенность современной философии – в том, что человек признан наделенным неограниченными возможностями для познания и творчества. При этом силы должны быть направлены не на внешний мир, а в первую очередь на себя. Как только удастся стать лучше самому – изменится и все, что его окружает.

К самым известным современным мыслителям относятся: Воннегут, Пирс, Джемс, Фрейд, Камю и другие.

Каждый из перечисленных философов внес лепту в познание мира и человека – его души и жизни. Через их цитаты каждый может лучше узнать самого себя и найти верный путь.

Особенности и характерные черты

Характерной особенностью средневековой философии принято считать то, что в отличие от античной (которая на протяжении трёх этапов своего развития изучала мироздание и природу человека), она была основана на теологии и тесно связана с учением о Боге, христианским мировоззрением. Выделяют следующие характерные черты философии Средних веков — самое главное — кратко:

  • Теоцентризм — это религиозная и философская концепция, определяющая, что Бог является создателем всего сущего, источником жизни и всех благ. Философы-сторонники теоцентризма рассматривали проблемы человека как личности, природы, мышления лишь с точки зрения, что Бог является центром бытия, личностью над миром, который создал и человека, и природу и всё прочее.
  • Авторитарность — философские учения имели религиозный характер и были тесно связаны с церковью. Так, Священное Писание или же Библия была не только священной книгой для верующих, но и каноном мышления для философов. Ответы на все интересующие вопросы нужно было искать там. Библию изучали, цитировали, комментировали, но никогда не подвергали критике. Все новые, отличные от библейских учений, идеи подавлялись.
  • Традиционализм и ретроспективность мышления — отрицание любых новых идей, приверженность традициям. Подавлялись и осуждались новаторство, креативность, индивидуализм, доверять можно было только древним источникам знаний, причём чем он древнее, тем по́длиннее, и тем больше можно доверять истинам, в нём изложенным.
  • Комментаторство и экзегетичность. Комментаторский жанр преобладал над остальными, так как Священное Писание не поддавалось ни анализу, ни критике. Однако же Библия содержала много непонятных, противоречивых догматов и поэтому христианские экзегетики ставили перед собой задачу толкования священных текстов, таблиц, чтобы разъяснить все противоречия, проинтерпретировать их для понимания простых людей.
  • Дидактизм. Общие установки, заложенные в Библии, носили характер проповедничества, являясь нравоучениями. Они побуждали человека к образованию, воспитанию, спасению жизни путём примыкания к религии и Богу.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]