Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!
Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко. Это тема для данной статьи в продолжение цикла статей по философии. В статье также есть список книг по философии Возрождения и видео с кратким описанием главных представителей и главных идей философии Возрождения.Из предыдущих статей Вы узнали темы: Часть 1. Философия — определение, предмет изучения Часть 2. Философия Древней Греции кратко Часть 3. Философия Древней Индии кратко Часть 4. Философия Древнего Китая кратко Часть 5. Философия средних веков кратко
Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения
- Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.
- К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.
- 14-16 века ознаменовались великими географическими открытиями. Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.
Борис Пастернак: «Жизнь прожить — не поле перейти»
Смысл этой замечательной фразы заключается в том, что жизнь всегда нова и постоянно остается загадкой. Она открывается перед нами постепенно, подобно величайшему механизму: отрезок за отрезком, мгновение за мгновением. Проходят годы, одни события сменяются другими, но одно остается неизменным: красота и величие этого мира. Человек, появившись на свет, начинает шаг за шагом осваивать горизонты своих возможностей, пробует себя в разных направлениях деятельности, строит отношения с людьми. Не все получается сразу гладко и легко. Трудности, с которыми мы сталкиваемся, закаляют характер, учат преодолевать препятствия и не бояться их появления в дальнейшем.
Высказывания о были бы неполными без открытия простой истины, которую неоднократно проговаривает на своих семинарах Олег Георгиевич: мы ответственны за свои действия, но как часто пытаемся достичь состояния счастья, действуя вовне, не обратившись внутрь себя? Настоящий мастер психологии и эксперт в области человеческой души, он, без сомнения, знает, о чем говорит.
Представители философии эпохи Возрождения
Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», поэт и мыслитель, сделал именно человека главным действующим лицом, центальной фигурой повествования.
Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.
Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия.
Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку.
Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах.
Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.
Можно сказать, что практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение.
Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития. Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового.
Валерий Синельников: «Мы сами создаем себе болезни и проблемы»
Давно известно, что Известный гомеопат и психотерапевт Валерий Синельников в своих книгах неоднократно подчеркивает, что люди сами в силах контролировать свои эмоции. Иными словами, мы сами выбираем, что чувствовать и как поступать в тех или иных ситуациях.
Крылатые выражения о жизни, представленные в книгах этого автора, помогают тысячам людей избавиться от недугов, обрести уверенность в себе, стать более целостной личностью, способной встать над обстоятельствами собственного существования и постоянно совершенствоваться. Личностный рост, по мнению Валерия Синельникова, является неотъемлемой составляющей успешной, постоянно развивающейся личности.
Основные направления философии эпохи Возрождения
- Гелиоцентризм — это гелиоцентрическая система мира, представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля. Гелиоцентризм происходит из античности и получает широкое распространение в 16 -17 вв.
- Гуманизм происходит от латинского слова humanus (человечный) и означает этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни.
- Неоплатонизм — это направление в философии, которое зародилось еще в античной философии в 3 веке и опиралось на идеи Платона: запредельное единое первоначало, космическую иерархию, восхождение души к первоистоку.
- Секуляризм
— утверждение, что нормы права и правительство должны быть отделены от религий.
Характерные черты философии Возрождения
- Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах.
- Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека.
- Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время.
- Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум.
- Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека. Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм.
- Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира.
Исторические события
Ренессанс зародился еще в конце Средних веков и распространился из Италии в другие страны к началу XV века. Возвращение европейских мыслителей к идеям античности привело к возрождению древнегреческой и римской философии.
Обстановка в Европе
Причиной изменения традиций и прорыва в науке и искусстве стал ряд факторов.
Для Европы закончились мрачные инквизиторские времена и началось активное развитие науки. У людей появилось больше возможностей для путешествий. Изменилось политическое устройство — возникли первые парламенты, избавленные от влияния церкви и Папы.
Больше всего такая особенность относилась к Италии, где было много крупных городов-республик. Преобладание городского населения и более высокий общий уровень его образованности, влияние греков — выходцев из Византии, а также сохранение памятников римской архитектуры и скульптуры проявились в Италии «новым рождением» или ренессансом. Постепенно эти тенденции распространились и на северные страны.
Дополнительный импульс развитию новых тенденций дало ослабление влияния церкви на политическую и светскую жизнь в европейских государствах. Среди священнослужителей к началу XV века распространились гуманистические мысли и отрицание необходимости аскетизма, что дало толчок к сотрудничеству части христианского духовенства с живописцами, архитекторами и скульпторами для росписи и украшения храмов.
К началу Возрождения в Европе сформировались национальные государства и абсолютные монархии, зародились капиталистические отношения. Буржуазия стала занимать все более весомое положение в политике своих стран, в отличие от феодалов, терявших свое влияние.
В более поздний период углубись социальные конфликты — произошла крестьянская война в Германии, Нидерландская и Английская буржуазно-демократические революции, шли религиозные войны во Франции.
Предпосылки возникновения
Стремление к удовлетворению интеллектуального и культурного голода после тысячелетнего замедленного прогресса вылилось в формирование нового мировоззрения. Если кратко, то главное в философии эпохи Возрождения — неприятие католицизма и высокое отношение к человеческой личности. Основные причины возникновения этого направления философии:
- политический кризис — протесты против феодального уклада стали носить массовый характер;
- географические открытия — изменили представление людей о своей планете;
- научно-технический прогресс — изобретение новых приборов, механизмов и способов производства дало толчок промышленной революции, а книгопечатание — широким образовательным возможностям.
По мере исторического развития научные открытия опровергали религиозные догмы. Вера в превосходство Бога над судьбами людей стала угасать. На первый план вышли значимость и неповторимость личности человека. Мыслители не отвергали идею существования божественного начала, но отрицали полное и безграничное влияние Бога на людей.
Философия Макиавелли кратко
Никколо Макиавелли был первым философом того времени, кто полностью отвергал теократию, как основу всего строя. Он считал, что нужно строить страну только по светскому принципу и согласно его мировоззрению, основой всей жизни человека является исключительно эгоизм и желание обогатиться. Чтобы обуздать дурную природу человеческой сущности нужно использовать силу, которая может быть предоставлена только государством.
Порядок в социуме может создать только юриспруденция и соответствующее мировоззрение каждого члена общества, и все это может сделать исключительно государственная машина, а не церковь с ее предрассудками. Макиавелли изучал очень много вопросов, которые касались устройства государства и власти, взаимодействия человека и власти, методов противодействия насилию и коррупции в стране и так далее.
Ошо: «Большинство людей спят с самого рождения и до самой смерти»
Современная психологическая наука сделала удивительное открытие: человеческая сущность обладает неограниченным потенциалом возможностей. Однако большинство из нас никак не используют заложенную природой способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Люди живут очень скучной и однообразной жизнью, пытаются подстраиваться под обстоятельства вместо того, чтобы стремиться к лучшему и большему. Ими руководит страх, а не подлинные намерения.
В такой непростой ситуации могут помочь целительные фразы о жизни.
Только представьте, как бы вы жили, какие цели ставили, какие задачи решали, как бы вообще мыслили, если бы знали, что возможно все? Наверняка то, что в силу каких-либо неопределенных обстоятельств сейчас кажется вам недостижимым и трудным, в условиях безграничной уверенности в себе представилось бы закономерным, возможным, реальным, понятным.
Крылатые выражения о жизни,подобные перечисленным в этой статье, показывают, что великие мудрецы древности, равно как и современные философы и психологи, с разных сторон рассматривают важнейшие ипостаси жизни, подчеркивают ее неоспоримую ценность. Людям ищущим, высоко развитым интеллектуально, образованным, которые, так или иначе, задумываются о смысле жизни, очень полезно читать великие труды философов.
Фразы о жизни, наполненные светом и верой в успех, способны согреть душу, направить ее к новым победам и свершениям.
В последнее время мода на философские высказывания набирает обороты. Часто люди используют мудрые изречения в качестве статусов в социальных сетях. Они помогают автору странички выразить отношение к происходящей действительности, рассказать о своем настроении окружающим и, конечно, поведать обществу об особенностях своего мировоззрения.
Резюме
Этап философии в эпоху Возрождения можно кратко охарактеризовать, как пробуждение от непросвещенности, признание ценности каждого человека. Представители эпохи Возрождения — это философы и естествоиспытатели, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным космосом и вселенной. Они устремили свои взоры в небо.
Философия эпохи Возрождения включает в себя не только натурфилософские идеи и идеи пантеизма, но и гуманистические взгляды. Философия этого периода требует от человека постоянного самосовершенствования, смелости в поиске смысла земного бытия, божественного начала во всем сущем.
Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!
Алёна Краева
SMARTБЛОГ
Этапы нового течения
Антропоцентрические идеи возникли еще в конце XIII века и продолжали разрабатываться до конца XVI. Культура эпохи Ренессанса зародилась представителями богемы в домах патрициев и на уличных собраниях коммун. Ее носителями выступали поэты, живописцы и ученые, которые пробуждали интерес разных слоев населения к античной культуре и социально-политическим проблемам. Современники течения охотно разделили новые идеи, несмотря на противодействие священнослужителей. Философия эпохи Возрождения имеет следующую хронологию:
- Проторенессанс длился с конца XIII века по конец XIV.
- Раннее Возрождение относится ко всему XV веку.
- Высокое Возрождение возникло на рубеже XV—XVI вв. еков.
- Позднее Возрождение завершило эпоху в конце XVI века.
Результатом развития философского учения стало появление новой системы ценностей, где человек рассматривается как венец творения и созидатель земного бытия. Тема Бога отодвигается на второй план в угоду познанию человеческих возможностей, а религия постепенно отделяется от политики и морали. Естественные науки быстро прогрессируют, опираясь на достоверные факты и гносеологию — раздел философии об исследованиях и теории познания. Эксперимент, наблюдение и опыт начинают играть главную роль в получении истинных знаний о природе.
Общие характеристики философии Ренессанса:
- Антропоцентризм, который ставит человека в центр вселенной. По утверждению гуманистов, Бог не делал первого человека Адама своим рабом, а наделил его волей и свободой выбора своей судьбы.
- Новое научно-материалистическое понимание природной и социальной составляющей мира в противовес догматизму и схоластике.
- Натурфилософия — единственно верное восприятие мира. Она рассматривает природу как целостный организм, в котором ничто не может существовать само собой. Все ее явления и процессы познаются только методом сравнения и противопоставления.
- Пантеизм — религиозное течение, задачей которого было объединить науку с церковью, не принимающей попытки ученых поставить под сомнение католические догмы. Считает Бога и природу равными, сливающимися в одно целое, частями.
Главной идеей нового философского учения стал гуманизм — принцип, которому свойственны свобода личности, равенство и индивидуализм. Такой подход нашел свое выражение в отказе от поклонения Богу, как творцу всего сущего. Он стал возвратом к античным идеалам, для которых главным предметом изучения и основным источником знаний являлся человек.