Портрет Раскольникова
В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский уделяет портрету Раскольникова особое внимание, его художественные средства разнообразны и интересны. Всё мастерство автора направлено на самую важную цель – раскрыть образ героя, его внутренний мир, все составляющие характеристики, мотивы действий, жизненную философию героя.
Внешность Раскольникова – это внешность человека, который создан совсем не для той жизни, в которую его загнала судьба.
Ему 23 года, он молод и удивительно красив. “Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…”.
Аристократичные черты, осанка, умение держать себя никак не клеились с нищенским полуголодным существованием, лохмотьями вместо одежды и отсутствием самых элементарных вещей.
Родион, измученный нищетой, невозможностью вырваться из этого порочного круга, стал отшельником, дикарём. Безжизненная, несовместимая с уютом и теплом обстановка комнаты героя контрастирует с его внешностью.
Образ и характеристика Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Скачать: Роман Достоевского – удивительное произведение русской литературы.
О нем спорят во все столетия.
Никто не может пройти мимо текста, не оставив в нем частичку своей души. Образ и характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» — это основные части содержания, дающие понимание всему сюжету книги и состоянию целой эпохи русской истории.
Для понимания характера и проникновения в суть персонажа начинают с внешности.
Родион Раскольников – соединение красоты лица и фигуры с бедностью одежды.
О внешности сказано в романе немного, но представить молодого человека несложно:
- Тонкая и стройная фигура;
- Темные волосы;
- пронзительные глаза темного цвета;
- «…все лицо прекрасное…»;
- замечательно «…хорош, … привлекателен собой…»;
- Чуть выше среднего по росту;
- Черты лица юноши тонкие и выразительные;
Контраст внешности и одежды удивителен.
Сочинение 2
Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский писателей. Его произведения знамениты персонажами со сложным внутренним миром, которые переживают трудные жизненные ситуации. Самым ярким примером является Родион Раскольников. Все мы слышали о его поступке, после которого изменилась вся его жизнь, на протяжение всего романа мы наблюдаем за борьбой доброты и злобы в нем. Роман заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни и помогает понять могут ли добро и зло сочетаться в одном человеке.
Фёдор Михайлович наполнил свой роман большим количеством интересных персонажей, среди которых мы можем найти схожих себе. Мои самым любим является Родион Раскольников. В начале романа мы знакомимся с главным героем, он бывший студент, бедного происхождения. Внешне он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Родион подавал вид умного и начитанного человека, хотя и был небогатого происхождения. Но в его жизни наступила “чёрная полоса”, у него появились проблемы с деньгами, впав в нищету, он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.
Все материальное положение Фёдор Михайлович описал с помощью комнаты, где он жил, автор называет ее каморкой. Жилище героя настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб. Хотя нам и кажется на первый взгляд, что главный герой одинок и не имеет никого, позже мы узнаём о его семье. Мать Раскольников Пульхерия Александровна всегда считала его умным и талантливым человеком, не смотря на все его ошибки. Его сестра имела такое же мнение как и мать. Семья Раскольникова оплачивало образование Родиона из последних денег, не смотря на свою тяжёлой жизненную ситуацию. После знакомства с его семьей, лично я сразу нарисовала у себя в голове портрет достойного человека, но так ли это? В течение романа мы замечаем в нем такие черты характера как надменность, гордость, необщительность, угрюмость и высокомерность. Хотя он и обладает таким количеством плохих качеств, в нем есть вещи, за которые мы можем его уважать, например, то, что никогда не боялся иметь собственное мнение и всегда выражал его. Следовательно, после изучения всех черт личности главного героя, мы не можем сделать окончательный вывод о нем, добрый ли он человек или зло?
Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ради проверки достоверности своей теории говорит нам о том, что он не ценил жизнь, как ее следует. Но тольк ли плохое делал Раскольников? Вспомним о семье Мармеладовых. После смерти главы семьи Раскольников пожертвовал им свои последние сбережения. Данным поступок не даёт нам сделать о нем однозначное решение. Родион совершает хорошие и плохие вещи, поэтому нельзя выбрать лишь одно мнение.
Таким образом, Родион Раскольников является отличным примером того, что человек способен совмещать в себе эти две крайности. Никто не идеал, но все же бы должны прежде всего ценить жизнь и здоровье человека, ведь это самое драгоценное, что мы имеем.
sdam-na5.ru
Вы здесь:
Сочинение на тему «Образ Раскольникова» в романе «Преступление и наказание» Оцените сочинение: Рейтинг 4.01 [73 Голоса (ов)] Родион Раскольников, герой романа «Преступление и наказание» — непростой, интеллектуально и духовно развитый молодой человек.
Ужасные условия жизни и беспросветная бедность, окружающая несправедливость и нереальность перемен к лучшему зарождают в сознании героя странную теорию о превосходстве одного человека над остальными. Согласно ей, Родион стремится встать над жизненными законами, что может быть дано лишь избранным.
Он проводит много времени в одиночестве, чтобы его теория относительно отнятия жизни у другого человека окончательно сформулировалась. Раскольников решает испытать себя: «тварь ли я дрожащая или право имею.».
Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Родион Раскольников – главный герой романа Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание».
Он сильная, гордая и романтическая личность. Его материальное положение оставляет желать лучшего. Из-за страшной бедности, герой не смог получить высшее образование. Родиона возмущают жестокость людей с высшим достатком, нравы общества и бессердечие. Понимая, что он бессилен противостоять этому, Раскольников принимает решение проверить теорию, разработанную им самим, на практике.
Согласно ей, люди делятся на «высших» и «тварей дрожащих».
Чтобы разобраться, необходимо переступить законы нравственности и убить человека. В качестве жертвы Родион Раскольников выбирает богатую старуху-процентщицу. Однако не все пошло по плану: гибнет и ее беременная сестра Лизавета, которая никому не вредила.
Рекомендуем прочесть: Какое газовое оборудование лучше поставить на газель
Родион Раскольников: образ в романе «Преступление и наказание»
April 19, 2021 Обсудить 0 0 Литературный персонаж Родион Раскольников – образ непростой.
Многие считают его самым противоречивым персонажем русской литературы XIX в. Что же это за герой, в чем суть его душевных метаний и какое преступление он совершил? Давайте разберемся в этом.Прежде чем рассмотреть образ Родиона Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», стоит узнать о его биографии.
Родион Романович Раскольников – студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, возраста 23 лет.
Он красив, умен и образован. Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России.Поскольку его отец умер несколькими годами ранее, а мать и сестра живут весьма скромно, юноше приходилось рассчитывать только на свои силы.Жизнь и учеба в Петербурге была довольно дорогой, и, чтобы заработать, молодой провинциал давал частные уроки дворянским детям.
Положительные черты характера
Бедный студент – юрист 23 лет по социальному статусу является мещанином, но в характере нет типичных признаков данного класса. Обнищавшие мещане потеряли связь со своим положением. Мать и сестра по воспитанности более близки к высшим кругам общества, чем Родион.
Автор выделяет особенные черты героя, объясняет, почему он является главным персонажем сюжета романа. Какие черты характера можно считать положительными у человека, пришедшего к преступлению:
- Ум и образованность.
Родион учится легко. Он не заводит друзей, потому что способен сам постичь все науки, ему не нужна помощь и поддержка. - Хороший сын и брат.
Родион любит мать и сестру больше самого себя. Он обещает не переставать их любить, но у него нет средств для их содержания. - Владение литературным талантом.
Раскольников пишет статьи. Он не интересуется их судьбой, как многие талантливые люди. Главное, создать. Его труд печатают в газете, а он даже е знает об этом. - Смелость.
Об этом качестве говорит весь сюжет романа: трус не смог бы решиться проверить теорию, то есть пойти на убийство. Родион всегда имеет свое мнение, не боится его доказывать и обосновывать.
Преступление и наказание.
Цитатная характеристика Раскольникова
Цитатная характеристика Раскольникова Место в системе образов. Бедный молодой человек. Социальное положение.
Мещанин: «Мать у меня сама чуть милостыни не просит.» Возраст – 23 года: «.к тому же и двадцать три года сказались.» Род занятий.
Бывший студент юридического факультета Петербургского университета: «.тем более что ты сам на юридическом факультете.» Внешность.
Красив, высок и строен. У него прекрасные темные глаза, темные волосы и бледное лицо с тонкими чертами:
«.он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен.»
Одежда.
У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!.» «По платью и по виду они очень могли
Популярные сочинения
- Сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова (таблица) 6 класс
В данном великолепном произведении, написанным Пушкиным, показываются два практически противоположных образа людей, которые оказываются врагами. По ходу произведения читателю будет казаться то, что решение - Сочинение Природа прекрасна (Прекрасная природа)
Наша жизнь тесно связано с природой. С древности люди используют природные ресурсы, да и все, что нас окружает, можно назвать одним словом — природа. - Примеры милосердия из жизни
К сожалению, в нашем мире не каждый способен проявить милосердие. Войны вспыхивают в разных уголках земли, властвует жестокость. Сердца человечества очерствляются с каждым новым поколением.
Спадило.ру
Характеристика и образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
- Характеристика и образ Родиона Раскольникова в романе Преступление и наказание
Родион Раскольников – один из центральных персонажей романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Персонаж Раскольникова взят из жизни.
Во второй половине девятнадцатого века произошло ограбление богатого дома.
В процессе этого ограбления преступник топором убил двух служанок. Именно этот грабитель стал прототипом Родиона Раскольникова.
Раскольников в произведении «Преступление и Наказание» — противоречивый персонаж.
Читая книгу, читатель будет задаваться важным вопросом: Как человек из приличной семьи смог пойти на преступление?
Ответ не так прост, как кажется.
Вариант 4
Роман Достоевского «Преступление и наказание» – один из величайших шедевров в мировой литературе. Содержание книги дает описание целой эпохи русской истории.
Главным героем произведения является — молодой студент Родион Раскольников. Юноша очень воспитанный, образованный и трудолюбивый. Обладает литературным талантом и пишет статьи, некоторые из которых публикуются в печатных изданиях. У него во всем есть свое мнение, которое он готов отстаивать. Обучение дается ему очень легко, а вот общение со сверстниками нет. Он нелюдим, одинок, угрюм и мрачен.
Родион привлекателен внешне: стройный, среднего роста, с темными волосами и пронзительным взглядом. Однако, вся эта красота скрыта под лохмотьями старой одежды, которую он вынужден носить в силу своей нищеты. Его внешний облик отталкивает окружающих. Возможно, этот факт и делает из молодого человека «волка-одиночку».
Родион очень любит свою семью: мать и сестру, которые изо всех сил пытаются ему помочь. Ему очень бы хотелось о них заботиться, но средств на их содержание у него нет и поэтому получается, что две слабые женщины заботятся о здоровом мужчине. Осознание этого делает Родиона озлобленным на мир и его несовершенство.
Помимо этого, юноша очень горделив и своенравен, тщеславен и жесток. Он считает, что имеет право судить людей, делить их на определенные категории и с высока смотреть на окружающих. Причиной таких взглядов является социальное неравенство и классовые предрассудки.
Такое отношение к людям в итоге приводит Раскольникова к формированию своей собственной философии, суть которой сводится к тому, что на свете существует два типа людей: особенные люди, которым все дозволено и люди-отбросы, которые обречены на жалкое существование. Себя он причисляет к категории «избранных». Эта философия толкает парня на преступление, за которым приходит наказание в виде раскаяния. Значит, можно сделать вывод, что хорошего в молодом человеке больше. Угрызения совести и осознание всей тяжести преступления заставляют Родиона сознаться в содеянном.
Автор показывает нам натуру противоречивую. Противоборство добра со злом в одном человеке, в результате которого побеждает добродетель.
Другие темы: ← Родион Раскольников и Соня Мармеладова↑ ДостоевскийТема семьи в романе Преступление и наказание →
`
Образ раскольникова с цитатами
> > Раскольников — великодушный и добрый молодой человек:»Великодушен и добр…» «…оба великодушные…» (мать о Раскольникове и его сестре Дуне) «Последние деньги на похороны вдове отдал!» (Разумихин о Раскольникове) Раскольников — благородный человек, по мнению Порфирия Петровича: «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с…» Родион Раскольников — высокомерный молодой человек: «…оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные…» (мать о Раскольникове и Дуне) Раскольников — удрученный бедностью, но гордый, властный человек: «…каково это всё перетащить на себе человеку, удрученному, но гордому, властному и нетерпеливому…» Раскольников — нетерпеливый человек: «Повторяю, нетерпеливы и больны вы очень, Родион Романыч.» «Как не надо сбавки, как не надо!
Родион был приверженцем теории Наполеона третьего. Теория заключалась в том, что существуют обычные люди и те, кто творят историю. Для тех, кто творит историю, не писаны никакие законы. Они торжественно идут к своей цели.
Нетерпеливый вы человек!» «…человеку…
Отрицательные наклонности
Первое впечатление от молодого человека – угрюмый и мрачный. Автор сразу ставит его в рамки психологического портрета – меланхолик. Юноша поглощен внутренними мыслями, он вспыльчив. Каждое внешнее проявление внимания ему мешает и вызывает негатив. Раскольников обладает рядом черт, которые нельзя отнести к положительным:
- Чрезмерная необоснованная гордость.
Родион надменен и самолюбив. Когда в нем появились такие качества? Непонятно. Почему он решил, что может так относиться к окружающим? Читатель ищет ответы в тексте. Чувство мешает доброму сердцу Раскольникова, вызывает в нем злобу, жестокость и жажду преступления. - Тщеславие.
Неприятное чувство не скрывается юношей. Он смотрит на окружающих так, как будто постоянно видит в них слабые стороны. Иногда юноша ведет себя с окружающими как «заносчивый молокосос», мальчишка.
Самое страшное качество юноши – стремление разбогатеть за счет другого. Если бы преступление осталось нераскрытым, удалось бы все, что задумал герой, он стал бы состоятельным человеком. Его богатство – это слезы таких же, как он. Достаток мог бы изменить доброго человека, сделать из него еще более циничного Свидригайлова. Можно, конечно, оспорить такое мнение, но судьбы других героев романа показывают, что делают деньги с человеком.
Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов.
Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную.
Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.
Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии.
Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете.
Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты,
Цитаты Родиона Раскольникова
, , , В собрание вошли цитаты Родиона Раскольникова — главный герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют.
Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать. …а посмотрим, льзя или нельзя!… Хлеб-соль вместе, а табачок врозь.
…когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?
Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею… Ты ведь была в моей конуре, видела… А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!
…я захотел, Соня, убить без казуистики,
Подготовка к ЕГЭ по литературе. Сборник цитат из романа Достоевского «Преступление и наказание»
Литература. ЦИТАТЫ. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников.
Внешность.
o «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.»
o «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.»
o «…Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная,совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону…»
Материальное положение.
o «…Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги…»
o «…Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»
o Ты ведь была в моей конуре, видела… А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! (Соне).
Одиночество Раскольникова. Нежелание что-либо делать.
o «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься».
o «Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе.»
Характер, взгляды Раскольникова.
o «Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный. Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете…» (Свидригайлов о Раскольникове).
o «Она знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие...» (Дуня о Раскольникове).
o «Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее».
o «Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!» (Разумихин о Раскольникове).
o «…Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил.»
o Очень хочется иногда уйти и остаться совсем одному на всю жизнь, чтобы стать счастливым.
o Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет.
o Все находится во власти человека, а он каждый раз мимо носа все проносит.
o Каково твое мнение? Не загладится ли грех за одно маленькое преступление сотнями или даже тысячами хороших дел?
o За час до смерти приходят в голову мысли, что человек настолько подлый, что готов жить на маленькой площадке у вершины скалы, где места хватает только, чтобы стоять или сидеть, над пропастью, над темными водами, в страхе, но лишь бы жить, жить, жить!
o Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…
o Власть
даётся только тому,
кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!
o Сила ,
сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а
силу надо добывать силой же, вот этого-то они и не знают.
o Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё…
o Но зачем же они сами меня так любят, если я не стою того! О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!
o Я ведь не старушонку убил, я себя убил!
o Ко всему-то подлец-человек привыкает!
o Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…
Раскольников после преступления.
o И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы — ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.
o Видишь, я тогда всё себя спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее? Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я еще узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить!
o На каторге: «Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху , который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя….Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною. ..»
o «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени… В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»
Теория Раскольникова. Цели преступления.
o Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
o «…первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.»
o «Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.»
o «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?…»
o Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!
o Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?
o …когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит.
o …я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…
o «…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…»