- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Главные герои пьесы Бесприданница
А.Н. Островский в своем произведении «Бесприданница» мастерски изобразил целую галерею человеческих образов. В его пьесе герои занимают разное социальное положение,отличаются характерами, нравами, но автор сумел собрать их воедино с целью обозначить актуальные проблемы общества: безнравственность, продажность, материальное благополучие превыше человеческих отношений.
Лариса Огудалова
Лариса Дмитриевна Огудалова- центральный персонаж пьесы. Она является бесприданницей. У нее привлекательная внешность, она прекрасно поет, имеет хорошее образование, но бедность семьи не дает возможности раскрыться ей полностью. Лариса росла в порядочной семье, она тонко чувствует происходящее. Очарование и красота девушки не оставляли равнодушным мужчин, но для них она была просто дорогой игрушкой. Лариса не имеет приданного, поэтому в обществе того времени ей не возможно найти богатого мужа. Примером для героини служили две ее родные сестры, которые вышли замуж неудачно: одна за кавказца и семья не знает о ее судьбе ничего, другая за иностранца, который оказался мошенником.
Живет девушка со своей матерью Харитой Игнатьевой, которая всячески мечтает пристроить дочь побогаче. Девушка понимает, что мать пойдет на любую хитрость, что бы добиться своего. Лариса не любит свой дом, она мечтает поскорее его покинуть. Это толкает ее на решение выйти замуж за Карандышева. Будущего мужа она не любит, но только он готов жениться на ней без приданного. Сама же героиня влюблена в дельца Паратова, который оказывает Огудаловой знаки внимания, считая ее забавой. Ревность будущего супруга губит девушку, но свою смерть она считает благом. Ей тяжело жить в обществе, где главное для людей деньги.
Паратов
Паратов Сергей Сергеевич — дворянин чуть старше 30 лет. Он привык брать от жизни все, что ему хочется. Вот и Лариса для него красивая вещь, которой он пользуется, а затем бросает ее. В городе героя уважают за его деньги. Окружив себя роскошью, Паратов не замечает как разоряется. Вот он уже продает свой пароход и можно предположить, что в скором времени он промотает все состояние.
Карандышев
Юлий Капитоныч Карандышев — жених Ларисы, не богатый чиновник. Общались они уже около трех лет, девушка никогда не рассматривала его в качестве супруга, но сам юноша мечтал об этом. Получив согласие на брак, Юлий Капитоныч горд, считая что возвысился в глазах окружающих его людей. Карандышев ревнив, завистлив, Лариса его трофей, которым он хвастается перед другими. Боязнь потерять свое сокровище Карандышев в порыве ревности убивает свою возлюбленную.
Госпожа Харита Огдулова
Мама Ларисы Харита Игнатьева Огудалова — женщина средних лет, она потеряла мужа и живет с дочерью. Ее дом похож на базар, поскольку наполнен разными людьми. Женщина умна и понимает, что без приданного дочку не легко выдать замуж, поэтому она приводит в дом как можно больше мужчин. Харита Игнатьевна дворянского происхождения, бедность не позволяет ей иметь роскошные наряды, но она одевается ярко и не по годам модно. Понимая, что две ее дочери вышли замуж не удачно, с Ларисой она не хочет прогадать.
Кнуров
Кнуров — Пожилой, богатый и уважаемый в городе человек. Мокию Парменовичу нравиться бывать в обществе Ларисы Огудаловой, но видит он ее лишь в роли своей любовницы. Женатый человек, Кнуров не собирается менять свой уклад в жизни. Герой следует моде, читает газеты на французском языке, любит прогуливаться по улице, предпочитает общаться с людьми высшего общества. Главное для Мокия Парменовича- собственное материальное благополучие.
Вожеватов
Друг детства Ларисы Василий Данилыч Вожеватов- молодой, богатый купец. Он всегда одет по моде и не собирается влюбляться в кого-либо, он любит лишь себя. Часто посещая Огудаловых, Вожеватов лишь убивает свободное время. Он хитер и беспринципен, пользуясь наивностью девушки, он пытается развратить ее. Для Василия не существует чувства сострадания, для него Лариса лишь объект спора.
Робинзон
Робинзон – приятель Паратова. Его настоящее имя Аркадий. Он по профессии актер. Все произведение он ведет себя нагло, любитель выпить постоянно нарывается на скандалы. Вся его жизнь-пьяный театр. Аркадий не имеет паспорта, потешный человек, служит для Паратова скоморохом, несмотря на то, что называет его своим другом. Робинзон ничего не имеет в жизни, актер он плохой, но вместе с тем гордый. Обижается когда его не берут на пароход. Его руками Паратов делает свои темные дела.
История создания
Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.
Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.
Суть произведения
Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.
Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.
Сочинение 2
Лариса Огудалова
Молодая девушка тонкой душевно натуры, выросшая в порядочной семье и прекрасно воспитанная. Она имеет привлекательную внешность, хорошо образована, прекрасно поет и танцует. Лариса привлекает внимание многих мужчин, но будучи бесприданницей, она лишена возможности хорошо выйти замуж.
Красавица живет с матушкой, чья мечта – как можно скорее выдать дочь замуж за богатого человека. Девушка мечтает покинуть отчий, так как понимает, что мать постарается добиться своего любыми способами.
Лариса кротка, наивна и романтична, она искренне верит в любовь и мечтает выйти замуж за Паратова. Но в свое безвыходном положении она видит только одну возможность – выйти замуж не по любви за мелкого чиновника с гнилой душой, который согласен взять её в жёны без приданного. В итоге девушку губит ревность будущего супруга, но смерть для неё является благом. Тонкая чувственная душа неспособна жить в обществе, где все решают деньги.
Харита Игнатьевна
Мать Ларисы – женщина дворянского происхождения, материальное положение которой давно уже пришло в упадок. Своей целью видит выдать свою младшую дочь за богатого человека, что почти невозможно, ведь девушка бесприданница. Несмотря на свою нищету, Харита Игнатьевна старается пустить людям пыль в глаза, пытаясь показать обеспеченность. Все, что важно для неё – деньги. Для достижения своих целей женщина готова пойти на что угодно.
Паратов
Очень богатый дворянин средних лет, привыкший брать от жизни все. Никогда не был обделен вниманием женщин, любит привлечь к себе внимание. Влюбленная Лариса для него лишь красивая игрушка, воспользовавшись наивностью которой, он поигрался, а затем бросил. Паратов ведет роскошный образ жизни и даже не замечает, как проматывает все свое состояние. После чего ему остается лишь жениться по расчету.
Карандышев
Меркантильный и завистливый мелкий чиновник, решившийся жениться на Ларисе только ради того, чтобы получить место в обществе. Самовлюбленный, он считает девушку неравной себе, но при этом преподносит её всем как свой трофей. Ревнив и жалок. В порыве ревности убивает Ларису, считая себя униженным и оскорбленным.
Василий Вожеватов
Данный герой является другом детства Ларисы. Молодой человек много добился в жизни, теперь это богатый купец. Но это безнравственный и лицемерный человек. Молодая девушка не вызывает у него сострадания, он видит в ней лишь развлечение и объект спора.
Мокий Кнуров
Богатый и уважаемый в городе человек преклонного возраста. Ему нравится Лариса, но он не готов менять свой уже устоявшийся семейный уклад и предлагает девушке стать его содержанкой. Так же как и для большинства персонажей произведения, ему важны лишь материальные блага.
Робинзон
Приятель Паратова, бывший актер и любитель выпить
Главные герои
Лариса Огудалова
— молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. Образ Ларисы Огудаловой мы разобрали в сочинении.
Харита Игнатьевна
— госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
Юрий Карандышев
— небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
Сергей Паратов
— уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
Василий Вожеватов
— друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой женщине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
Мокий Кнуров
— богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
Аркадий Счастливцев
(Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
Гаврило
— буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
Иван
— прислуга в кофейне.
Цитаты из пьесы «Бесприданница» (Александр Островский)
Лариса Дмитриевна Огудалова:
«Ну, ну, хитрости! Без хитростей на свете не проживешь.»
«Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится.»
«Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по‑человечески.»
«А легко‑то ничего не добудешь, всю жизнь и останешься ничем.»
«Кабы любовь‑то была равная с обеих сторон, так слез‑то бы не было.»
«Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать.»
«Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой.»
«Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала… А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко… Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь?.. Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно… Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем.»
«Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю.»
«Счастье не пойдёт за тобой, если сама от него бегаешь.»
«Ах, дело сделано; можно только жалеть, а поправить нельзя.»
«Надо думать, о чем говоришь. Болтайте с другими, если вам нравится, а со мной говорите осторожнее!»
«Нет, теперь не ожидала. Я ждала вас долго, но уж давно перестала ждать.»
«Я еще только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем. Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты, не пропустите их!»
Мокий Парменыч Кнуров
«…молодость – великое дело.»
«Вожеватов: Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо. Кнуров: То есть правду?»
«…мужик русский: мало радости, что пьян, надо поломаться, чтоб все видели.»
«Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.»
«Жениться! Не всякому можно, да не всякий и захочет; вот я, например, женатый.»
«Как мужик русский: мало радости, что пьян, надо поломаться, чтоб все видели; поломается, поколотят его раза два, ну, он и доволен, и идет спать.»
«Но знайте, что и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет.»
«Да, с деньгами можно дела делать, можно. Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много.»
Сергей Сергеевич Паратов
«Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода.»
«На свете нет ничего невозможного, говорят философы.»
«— Извините за нескромный вопрос! — Коли очень нескромный, так не спрашивайте.»
«У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.»
«— Позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами? — Нет, одним только. — Немного. — Зато дорогим. — А именно? — Он любит меня. — Действительно дорогим; это для домашнего обихода очень хорошо.»
«— Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас? — Что делать, Лариса Дмитриевна! В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать. — И непременно женщине? — Уж, разумеется, не мужчине.»
«— Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. Бывает это когда-нибудь? — Изредка случается. Только уж это какое-то кондитерское пирожное выходит, какое-то безэ.»
«— Ведь это как кому; на вкус, на цвет образца нет. — Правда, правда. Кому город нравится, а кому деревня. — Тетенька, у всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик.»
«Иностранец, голландец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то.»
Василий Данилыч Вожеватов
«Всякому товару цена есть…»
«— Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. — И хорошего ювелира. — Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.»
«Значит, приятели: два тела — одна душа.»
«— У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо. — То есть правду? — Да, правду…»
«Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает.»
Юлий Капитоныч Карандышев
«Об людях судят по поступкам.»
«…и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники – злодеи…»
«— Что значит «так»? То есть не подумавши? Вы не понимаете, что в ваших словах обида, так, что ли? — Конечно, я без умыслу. — Так это еще хуже. Надо думать, о чем говоришь.»
«Да, это смешно… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!»
Робинзон
«Пьян! Разве я на это жалуюсь когда-нибудь? Кабы пьян, это бы прелесть что такое — лучше бы и желать ничего нельзя. Я с этим добрым намерением ехал сюда, да с этим добрым намерением и на свете живу. Это цель моей жизни.»
«Какой народ! Удивляюсь. Везде поспеют; где только можно взять, все уж взято, непочатых мест нет.»
«Как, сразу на «ты»? Мы с вами брудершафт не пили.»
Основная тема
Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.
Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.
Проблематика
Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.
Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.
Бесприданница
— Что вы, ребята, стоите? Давайте подтягивайтесь. Гена, наливайте. — Перестань. — Ты что устроил? — Дорогой, Сергей Сергеевич, мы собрались нашим маленьким, но очень дружным коллективом, чтобы наконец вас поздравить. — Что ты делаешь? — Ты же денег нам все равно не платишь. А кто-нибудь знает, как они познакомились? Я не знаю. Расскажи, как вы познакомились. — Заканчивай. Заканчивай, Робинзон. — Давай расскажи, Серега. — Расскажи. — Ира, ты знаешь? — Не знаю. — Мы познакомились благодаря нашей классной руководительнице. — О как! — То есть моей маме. — Да. Она каждый день рождения собирает весь наш класс. И вот… Два года назад? — Три. — Три года назад я осмелился подойти к Ларисе и понял, что это женщина, которую я искал всю свою жизнь. — Ребята, давайте на воздух. Душно здесь, пойдемте на балкон. — Берите бутылки, и все на балкон. Лариса, я позвоню, одну секунду. Ира, ты дозвонилась адвокату? — У него телефон недоступен. — Найди мне его, из под земли вырой. Как мне счета выставлять, так он первый. Найди. — Да, это Сережа из Италии привез. — А свадьба когда? — Мы пока… — Паратов? — Все зависит от Сережиного графика. — Сергей Сергеевич, вас можно поздравить? — Карина, ты по поводу контракта? Пойдем поговорим. — Сережа, это кто? — Это? Очередная подруга Робинзона. — А Ира? — Что случилось, Карина? — Почему он так делает? — Карина. — Руку убери. — Ты что? — Ирочка, а можно мне холодной воды? — Да. Конечно. — Что случилось? — Я не понимаю, мы оплатили все счета. В чем проблема? Ты дозвонилась адвокату? — Да, что? А, позвонить. — Прости, я буду у себя в кабинете. Алло. — Увидимся позже. — До свидания. — До свидания. — Когда ждете? — Надеюсь, недельки через две. Алло. Да, мама. Подожди, я тебя не слышу. Что? Здесь связь плохо берет. — Три секунды, я перезвоню. — Ты меня за дуру держишь? Сколько я еще должна это терпеть? — Тихо, тихо. Карина, успокойся. — Мне больно, понимаешь? — Уже месяц, как ты обещаешь ей все рассказать. — Приедем с Сережей на выходных. Да. — Успокойся. Потом поговорим. — Сережа. — Черт. — Да, алло. — Передай Сереже. — В смысле упал? На стройке? — Лариса. Где она? — Серега. — Серега, на стройке человек сорвался. — Где она? — Серега, надо ехать. Поговори с ним, Серега. Серега, надо ехать. Слышишь? — Как упал? — Дело серьезное. Поехали. — Скорую вызвали? Не насмерть же? — Алло. Папа вышли, пожалуйста, машину в офис Паратова. Сейчас. Холодная? — Как он с лесов упал, непонятно. Хорошо, что не насмерть, Сергеич. Так что приготовься к остановке стройки. Нарушение техники безопасности — дело серьезное. — Ты шутишь, что ли? Ни о какой остановке не может быть и речи. — Можно и так, но все упирается в цену вопроса. Ты понимаешь? — Это твоя проблема. Следи, чтобы они пасти свои
В чем смысл пьесы?
Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.
На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.
Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.
Баратынский Е. * Батюшков К. * Берггольц О. * Бердяев Н. * Блок А. * Булгаков М. * Бунин И. * Быков В. * Вяземский П. * Герцен А. * Гоголь Н. * Гончаров И. * Горький М. * Грибоедов А. * Грин А. * Добролюбов Н. * Достоевский Ф. * Есенин С. * Ильф И. * Карамзин Н. * Катаев В. * Колчак А. * Крылов И. * Лермонтов М. * Лесков Н. — новый автор, цитаты * Лихачев Д. * Ломоносов М. * Маяковский В. * Набоков В. * Некрасов Н. * Островский А. * Петров Е. * Пришвин М. * Пушкин А. — новые цитаты * Радищев А. * Рерих Н. * Салтыков-Щедрин М. * Симонов К. * Станиславский К. * Станюкович К. * Столыпин П. * Сумароков А. * Толстой А.К. * Толстой А.Н. * Толстой Л.Н. * Тургенев И. * Тютчев Ф. * Фонвизин Д. * Чехов А. * Шварц Е. * Эйзенштейн С. * Эренбург И.
Россия, конец XX — начало XXI
— Акунин Б. * Альтов С. * Высоцкий В. * Гераскина Л. * Дементьев А. * Задорнов М. * Кунин В. * Мелихан К. * Окуджава Б. * Рождественский Р. * Сахаров А. * Снегов С. * Солженицын А. * Суворов В. * Тальков И. * Троепольский Г. * Успенский Э. * Филатов Л. * Черных В. * Шендерович В. * Щербакова Г.
Островский Александр Николаевич (1823 — 1886)
Цитаты
— лист
() () () 4 Биография >>
Цитаты из пьесы А.Н. Островского «Бесприданница», 1878
Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее. — (Гаврило, клубный буфетчик, о Кнурове)
Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает. — (Вожеватов Василий Данилыч; один из представителей богатой торговой фирмы)
— А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку. — (Кнуров Мокий Парменыч; из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием)
— Да, не скучно будет, прогулка приятная. Какие у вас планы-то, Мокий Парменыч! —
(Вожеватов Василий Данилыч; один из представителей богатой торговой фирмы)
— Да и у вас этих планов-то не было ли тоже? (…) У вас шансов больше моего: молодость — великое дело. Да и денег не пожалеете; дешево пароход покупаете, так из барышей-то можно. А ведь, чай, не дешевле «Ласточки» обошлось бы? —
(Кнуров)
— Всякому товару цена есть. Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам. —
(Вожеватов)
— Не ручайтесь! Долго ли с вашими летами влюбиться; а уж тогда какие расчеты! —
(Кнуров)
— Нет, как-то я в себе этого совсем не замечаю (…) что любовью-то называют. —
(Вожеватов)
— Похвально, хорошим купцом будете. —
(Кнуров)
— Я все удивляюсь, неужели у Ларисы Дмитриевны, кроме Карандышева, совсем женихов не было? — (Кнуров Мокий Парменыч; из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием)
— Были, да ведь она простовата. —
(Вожеватов Василий Данилыч; один из представителей богатой торговой фирмы)
— Как простовата? То есть глупа? —
(Кнуров)
— Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо. —
(Вожеватов)
— То есть правду? —
(Кнуров)
— Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает. —
(Вожеватов)
— Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. — (Кнуров о Ларисе Дмитриевне)
— И хорошего ювелира. —
(Вожеватов)
— Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. —
(Кнуров)
Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц… (…) Об вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих. (…) Эти «кроткие, нежные взгляды», этот сладкий любовный шопот, — когда каждое слово чередуется с глубоким вздохом, — эти клятвы… И все это через месяц повторяется другому, как выученный урок. О, женщины! (…) Ничтожество вам имя! — (Паратов Сергей Сергеич; блестящий барин, из судохозяев, лет за 30)
— В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать. — (Паратов Сергей Сергеич; блестящий барин, из судохозяев, лет за 30)
— И непременно женщине? —
(Лариса Дмитриевна; дочь Огудаловой)
— Уж, разумеется, не мужчине. —
(Паратов)
— Да почему? —
(Лариса)
— Очень просто; потому что если мужчина заплачет, так его бабой назовут; а эта кличка для мужчины хуже всего, что только может изобресть ум человеческий. —
(Паратов)
— Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. Бывает это когда-нибудь? —
(Лариса)
— Изредка случается. Только уж это какое-то кондитерское пирожное выходит, какое-то безэ. —
(Паратов)
Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! (…) И ведь это не разбойники, это почетные люди… (…) Но знайте, что и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет. — (Карандышев Юлий Капитоныч; молодой человек, небогатый чиновник, жених Ларисы)
Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век. Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят — на какого Медичиса 1 нападешь. — (Паратов Сергей Сергеич; блестящий барин, из судохозяев, лет за 30)
Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. (…) А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. (…) Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? (…) Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. (…) Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем. — (Лариса Дмитриевна; дочь Огудаловой)
— Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может. — (Карандышев Юлий Капитоныч; молодой человек, небогатый чиновник, жених Ларисы)
— Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. (…) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. (…) Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину. —
(Лариса Дмитриевна; дочь Огудаловой)
— Я беру вас, я ваш хозяин. —
(Карандышев)
— О, нет! Каждой веши своя цена есть… (…) я слишком, слишком дорога для вас. (…) Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. —
(Лариса)
Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. — (Лариса Дмитриевна; дочь Огудаловой)
__________
1 — Медичис
— Медичи Лоренцо Великолепный (1449 — 1492); известный покровитель искусства и науки; имя стало нарицательным.
Жанр
Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.
Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.