Цитаты и афоризмы Бенедикта Спинозы


Цитаты и афоризмы Бенедикта Спинозы

Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву, иными словами — человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.

Блаженство — не награда за добродетель, но сама добродетель.

Божественная справедливость допускает, чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.

В желании выражается сущность человека.

Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.

Все прекрасное так же трудно, как и редко.

Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.

Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви.

Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

Зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот — находит удовольствие в чужом несчастье.

Истина — пробный камень самой себе и лжи.

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.

Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.

Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.

Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.

Между влечением и желанием существует только то различие, что слово «желание» большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение: желание есть влечение с сознанием его.

Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа.

Не плакать, не смеяться, а понимать.

Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.

Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.

Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

Понимание — начало согласия.

Потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.

Прекрасное трудно.

Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.

Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре.

Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.

Ссылка на авторитет — не довод.

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием.

Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.

Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.

Тот, кто легко поддается состраданию и трогается чужим несчастьем или слезами, часто раскаивается, — вследствие того, что мы, находясь под влиянием аффекта, легко поддаемся на ложные слезы.

Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.

Человек, руководствующийся только аффектом или мнением, отличается от человека, руководствующегося разумом. Первый помимо своей воли делает то, чего совершенно не знает, второй делает только то, что он признает главнейшим в жизни. Поэтому первого я называю рабом, второго — свободным.

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

Еще по теме:

  • Цитаты голландских ученых
  • Краткая биография Бенедикта Спинозы
    • Цитаты и афоризмы Эразма Роттердамского
    • Цитаты Гуго Гроция

    Популярно:

    • Успех. Мотивирующие цитаты
    • Добро и зло
    • Цитаты Ф.Г. Раневской

    Комментарии:

    Бенедикт (Барух) Спиноза

    (Годы жизни 1632—1677 гг.) философ-пантеист

    Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву, иными словами – человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.

    Блаженство – не награда за добродетель, но сама добродетель.

    Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.

    …Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.

    В желании выражается сущность человека.

    Все прекрасное так же трудно, как и редко.

    Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.

    …Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви.

    Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.

    Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

    Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

    Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

    Зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот – находит удовольствие в чужом несчастье.

    Истина – пробный камень самой себе и лжи.

    Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

    Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.

    Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.

    Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.

    …Между влечением и желанием существует только то различие, что слово желание большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение, желание есть влечение с сознанием его.

    …Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа.

    Незнание – не довод. Невежество – не аргумент.

    Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть.

    Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

    Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.

    Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

    Понимание – начало согласия.

    Ссылка на авторитет – не довод.

    Потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.

    Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.

    Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

    Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.

    Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.

    Страх возникает вследствие бессилия духа.

    Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

    Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием.

    Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.

    Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.

    Тот, кто легко поддается состраданию и трогается чужим несчастьем или слезами, часто раскаивается, – вследствие того, что мы, находясь под влиянием аффекта, легко поддаемся на ложные слезы.

    Человек, руководствующийся только аффектом или мнением, отличается от человека, руководствующегося разумом. Первый помимо своей воли делает то, чего совершенно не знает, второй делает только то, что он признает главнейшим в жизни. Поэтому первого я называю рабом, второго – свободным.

    Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

    Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

    Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

    Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.

    Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре.

    Прекрасное трудно.

    Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле.

    Не плакать, не смеяться, а понимать.

    АФОРИЗМЫ Бенедикт (Барух) Спиноза

    1. Понимание — начало согласия

    2. В желании выражается сущность человека

    3. Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным

    4. Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим

    5. Страх возникает вследствие бессилия духа

    6. Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается

    7. Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло

    8. Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти

    9. Блаженство — не награда за добродетель, но сама добродетель

    10. Истина — пробный камень самой себе и лжи

    11. Незнание — не довод. Невежество — не аргумент

    12. Ссылка на авторитет — не довод

    13. Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение

    14. Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.

    15. Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя

    16. Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие, и наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие

    17. Лучшей верой обладает не тот, кто представляет лучшие доказательства, а тот, кто приносит прекраснейшие плоды справедливости и милосердия

    18. Я научился не насмехаться, не причитать, и не гневаться, а понимать поступки людей

    19. Помочь каждому бедняку — далеко за пределами сил одного человека; забота о бедных лежит на всем обществе в целом

    20. Быть самими собой и становиться такими, какими мы можем стать, — вот единственная цель жизни

    21. Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги

    22. Все прекрасное так же трудно, как и редко

    23. Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть

    24. Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием

    25. Истина — пробный камень самой себе и лжи

    26. Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы

    27. Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные

    28. Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его

    29. Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими

    30. Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими

    31. Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать

    32. Всякое определение есть ограничение

    33. Природа и боги сумасбродствуют не менее людей

    34. Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно

    35. Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием

    36. Честолюбие есть чрезмерное желание славы

    37. Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа

    38. Война — осуществление естественного права, которым сильнейший пользуется для господства над слабейшим

    39. Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви

    40. Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле

    41. Удовольствие — переход человека от меньшего совершенства к большему

    42. Соревнование — это желание чего-либо, зарождающееся в нас под влиянием того, что нам кажется, что другие желают того же

    43. Тоска — это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи

    44. Человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение

    45. Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно

    46. Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом

    47. Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха

    48. Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их

    49. Между влечением и желанием существует только то различие, что слово «желание» большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение: желание есть влечение с сознанием его

    50. Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре

    Вернуться к оглавлению

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]