Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Сенека Луций Анней
- Жить — значит бороться.
- Неизбежное прими достойно.
- Доблесть жаждет опасности.
- Каждому делу — свое время.
- Добродетели нельзя разучиться.
- Необходимость ломает все законы.
- Чаще пользуйся ушами, чем языком.
- Ценность добродетели в ней самой.
- Пороки усваиваются и без учителей.
- Люди сами держатся за рабскую долю.
- Лучшее средство от обиды — прощение.
- Всякое зло легко подавить в зародыше.
- Глупо умирать от страха перед смертью.
- Золотая узда не сделает клячу рысаком.
- Щадя преступников, вредят честным людям.
- Не дано легких путей от земли к звездам.
- Кто хорошо сжился с бедностью, тот богат.
- Деньгами надо управлять, а не служить им.
- Подняться в небо можно из любого закоулка.
- Малая печаль говорит, большая — безмолвна.
- Ни один не признает себя скупым или жадным.
- Новизна часто восхищает больше, чем величие.
- Достиг вершины тот, кто знает, чему радоваться.
- Дружба кончается там, где начинается недоверие.
- Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.
- Хорошо учит говорить тот, кто учит хорошо делать.
- Порицание со стороны дурных людей — та же похвала.
- Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы.
- Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе.
- Несовершенное неизбежно приходит в упадок и гибнет.
- Ученому нетрудно быть незаносчивым и независтливым.
- Кому не на что надеяться, тому не в чем отчаиваться.
- Чтобы расказать о своем сновидении, нужно проснуться.
- Где оказывается бессилен ум, там часто помогает время.
- Тяжелая ошибка часто приобретает значение преступления.
- Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого.
- Мужество без благоразумия — только особый вид трусости.
- Те, кто жил до нас, много свершили, но ничего не завершили.
- Цезарю многое непозволительно потому, что ему дозволено все.
- Ничто так не препятствует здоровью, как частая смена лекарств.
- Вы сами, покрытые множеством язв, высматриваете чужие волдыри.
- Довольствующийся немногим желудок освобождает от очень многого.
- Тому, кем овладевает гнев, лучше повременить с принятием решения.
- Свои способности человек может узнать, только применив их на деле.
- Страсти придают самым глупым людям ум и делают глупыми самых умных.
- Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним.
- Никто не опаздывает прийти туда, откуда никогда не сможет вернуться.
- Чем кто более заслуживает презрения и насмешки, тем наглее его язык.
- Замолчи, не давай безрассудным речам свободно течь из смятенной души.
- Кто не знает, в какую гавань ему плыть, для того не бывает попутного ветра.
- Уродство до сих пор лучшее средство для сохранения женщиной ее добродетели.
- Образование людей должно было начаться пословицами и должно кончиться мыслями.
- Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.
- Живи с людьми так, будто на тебя смотрит Бог, говори с Богом так, будто тебя слушают люди.
- Власть над собой — самая высшая власть; порабощенная своими страстями — самое страшное рабство.
- Не проливать ничьей крови, обеспечить покой всему миру и мир своему веку — вот высшая доблесть.
- Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо нельзя без первых уроков научиться последней.
- До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть.
- Ничто на свете не заслуживает такого уважения, как человек, умеющий мужественно переносить несчастья.
- Кто принимает решение, не выслушав обе стороны, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое.
- Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста.
- Зависть людей показывает, насколько чувствуют они себя несчастными; их постоянное внимание к чужому поведению — насколько они скучают.
- Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все, кто оказывал тебе одолжения.
- Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться.
- Если присмотреться, то окажется, что наибольшая часть жизни многих растрачивается на дурные дела, немалая часть — на безделье, а вся жизнь в целом — вообще не на то, что нужно.
- Жив тот, кто многим приносит пользу; жив тот, кто сам себе полезен. А кто прячется и коснеет в неподвижности, для того дом — словно гроб. Можешь хоть начертать у порога его имя на мраморе: ведь они умерли раньше смерти.
- Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе, не в смысле последствий, но самим актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость.
- Каждое зло как-то компенсируется. Меньше денег — меньше забот. Меньше успехов — меньше завистников. Даже в тех случаях, когда нам не до шуток, нас угнетает не неприятность сама по себе, а то, как мы ее воспринимаем.
- Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, — никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большего счастья… Когда тебе придет в голову, сколько людей идет впереди тебя, подумай, сколько их следует сзади.
Сенека краткая биография (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.)
Сенека цитаты. Сенека младший Луций Анней. Римский философ, политик, поэт. Сенека был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров. С 41 по 49 гг. Сенека находился в ссылке. После возвращения Сенека младший воспитывал будущего императора Нерона. Стал одним из руководителей римской политики.
В 60-е гг. Сенека младший потерял влияние и был отстранен от двора, после неудачного покушения Пизона. По приказу Нерона Сенека покончил жизнь самоубийством.
Как философ Сенека младший был эклектиком, сочетавшим стоицизм с элементами других yчeний, утверждавших идеальный образ мудреца, преодолевшего людские cтpacти, духовно независимого и своим примером вдохновляющего людей на самосовершенствование. Сочинения в прозе: трактаты «О милосердии», «О благодеяниях», «Естественноисторические вопросы», «О провидении», «О гневе», «О спокойствии духа», «О твердости мудреца» и др.
Сборник «Письма к Луцилию». Поэтические сочинения: 9 трагедий на мифологические сюжеты. Впоследствии они оказали решающее влияние на стиль европейской трагедии эпохи Ренессанса и классицизма.
Вам нужна Контрольная, Дипломная, Курсовая или любая другая работа по этой теме? Закажите её здесь: Заказать работу
Психотерапия и философия: Луций Анней Сенека
Луций Анней Сенека (ок. 4 до н. э.-65 н. э.) — римский философ и писатель. Наставник, затем советник императора Нерона. Впоследствии был обвинен в заговоре против Нерона и покончил с собой. Он был виднейшим представителем римского стоицизма. Взгляды свои Сенека изложил в «Нравственных письмах к Луцилию», «Вопросах естествознания» и др. Он также является автором девяти трагедий. Философские сочинения Сенеки впоследствии оказали влияние на мемуарно-моралистический жанр, а его трагедии — на У. Шекспира и драматургов французского классицизма. Я удивляюсь, почему его взгляды не нашли применения в психотерапии. Когда я с ними познакомился, прочтя «Нравственные письма к Луцилию», был потрясен и очарован. Эти чувства попытаюсь сейчас передать и вам. Я стал составлять краткий конспект, но заметил, что просто переписываю книгу. С трудом сделал сокращения в надежде, что вы добудете его работы и прочтете их полностью.
«Копи время, которое прежде у тебя отнимали и крали. Часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорней всех потеря времени по нашей собственной небрежности.
В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая ее часть у нас за плечами, — ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти. Не упускай ни часу. Все у нас чужое, одно лишь время наше. Поздно быть бережливым, когда осталось на донышке». Сравните с положениями экзистенциального анализа и логотерапии Франкла, призывающими людей к деятельности.
Сенека придает большое значение спокойствию духа, оседлости жизни и неторопливости. «Первое доказательство спокойствия духа — способность жить оседло и оставаться с самим собою. Разве чтение множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы и осталось. Кто проводит жизнь в странствиях, у тех в итоге гостеприимцев много, а друзей нет. Даже самое полезное не приносит пользы налету. А сейчас ты не путешествуешь, а скитаешься и мечешься, гонимый с места на место поисками того, что есть везде: ведь всюду нам дано жить правильно». Идея самодостаточности и умение жить одному прослеживается затем в идеях А. Шопенгауэра.
Сенека призывает к умеренности. «Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше».
Снять страхи помогают рассуждения Сенеки о смерти. «Никакое зло не велико, если оно последнее, Пришла к тебе смерть? Она была бы страшна, если бы могла оставаться с тобою, она же или не явится или скоро будет позади. Спокойная жизнь — не для тех, кто слишком много думает о ее продлении. Большинство так и мечутся между страхом жизни и мучениями смерти; жалкие, они и жить не хотят и умереть не умеют. Сделай свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней. Никакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его утратить, и всего безболезненней утратить то, о чем невозможно не пожалеть, утратив*(выделено мною. — М.Л.).
Эта цитата производила большое впечатление на многих пациентов. Они сразу как-то успокаивались. Некоторые даже начинали пользоваться некоторыми вещами, которыми очень дорожили и просто хранили. До них доходило, что, если стараясь сберечь вещь, они ею не пользуются, они ее уже потеряли. И если очень беспокоишься о жизни, то уже можно считать, что ее потерял. «Гибнуть и терять одинаково неизбежно. Найти помощь против этих потерь мы можем в том, чтобы хранить утраченное в памяти. То, чем мы владеем, можно отнять, чем мы владели, того не отнимешь. Случай отнимает вещь, но сохраняет плоды обладания ею, которые мы теряем сами… сожалея об отнятом… Будем считать неизбежным то, что может случиться. Я обеднею — значит окажусь среди большинства. Буду изгнанным — почту себя уроженцем тех мест. Я умру? Но это значит, что я не смогу заболеть, не смогу упасть. Смерть или уничтожает нас, или отпускает на волю. Размышляй о смерти. Нам нужно научиться размышлять о смерти. Кто научился смерти, тот перестал быть рабом».
И еще: «Я стараюсь, чтобы каждый день был подобием целой жизни. Я не ловлю его, словно он последний, но смотрю на него так, что, пожалуй, он может быть и последним. Я готов уйти и потому радуюсь жизни, что не беспокоюсь, долго ли еще проживу. Старайся ничего не делать против желания! В ком есть охота, для того необходимости нет. Несчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто против желания. Научим же нашу душу хотеть делать то, что требуют обстоятельства; и прежде всего без печали думать о нашей кончине». И опять здесь прослеживаются идеи гештальттерапии о психической зрелости. К зрелым личностям представители этого направления относят тех, кто приспосабливается к обстоятельствам и изменяют (усовершенствуют) себя.
Блестящ призыв Сенеки к умеренности: «То, что требует природа, доступно и достижимо, потеем мы лишь ради избытка. А то, чего с нас довольно, у нас под рукой. Кому в бедности хорошо, тот богат». «Не поступай подобно тем, кто желает не усовершенствоваться, а быть на виду, и не делай так, чтобы в твоей одежде и образе жизни что-нибудь бросалось в глаза. Пусть изнутри мы будем иными — снаружи мы не должны отличаться от людей. Пусть вошедший к нам в дом дивится нам, а не нашей посуде. Велик тот человек, который глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик тот, кто серебряной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам. И надежда, и страх присущи душе неуверенной, тревожимой ожиданиями будущего. А главная причина надежды и страха — наше неумение приспосабливаться к настоящему и привычка засылать наши мысли далеко вперед. Нас мучает и будущее и прошедшее. И никто не бывает несчастен от нынешних причин». Невооруженным глазом здесь видны идеи гештальттерапии и принцип жить «здесь и теперь». И еще: «Кто заботится о будущем, тот потеряет настоящее, чем мог бы наслаждаться… Есть ли что более жалкое и более глупое, чем бояться заранее? Что за безумие — предвосхищать собственное несчастье? Кто страдает раньше, чем нужно, — страдает больше, чем нужно».
Сенека призывал заниматься философией, своим духовным хребтом. «Если ты занимаешься философией — это хорошо, потому что только в ней — здоровье, без нее больна душа, и тело, сколько бы в нем ни было сил, здорово так же, как у безумных и одержимых (выделено мною. — М.Л.). Так прежде всего заботься о том, настоящем здоровье. Упражняться только для того, чтобы руки стали сильнее, плечи — шире, бока — крепче, — это занятие глупое и недостойное образованного человека. Сколько бы тебе ни удалось накопить жиру и нарастить мышц, все равно ты не сравнишься ни весом, ни телом с откормленным быком. К тому же груз плоти, вырастая, угнетает дух и лишает его подвижности. Не изучая мудрости, нельзя жить не только счастливо, но даже и сносно, ибо счастливой жизнь делает совершенная мудрость, а сносной — ее начатки….
Философия выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что сделать и от чего воздержаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет бесстрашия и уверенности. Если есть в философии что-то хорошее, так это то, что она не смотрит в родословную. Благородство духа доступно всем. Для этого мы достаточно родовиты…Менять надо не тело, а душу! Пусть бы ты уехал за широкие моря — за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки». То же самое ответил на чей-то вопрос Сократ: «Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если повсюду ты таскаешь самого себя». Сколько ни разъезжай, все пропадет впустую. От себя не убежишь! Надо сбросить с души ее груз, а до того тебе ни одно место не понравится».
Сенека утверждает, что надо жить в соответствии с Законами природы: «Если ты в жизни сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат. Природа желает малого, людское мнение бесконечно многого. Излишества лишь научат тебя желать еще большего. Естественные желания имеют предел, порожденные ложным мнением — не знают на чем остановиться, ибо все ложное не имеет границ». Как перекликается это положение с мнением К. Хорни о том, что у невротика формируется «идеальное Я», долженствования и требования которого не знают границ! И еще: «Неужели природа, дав нам такое небольшое тело, наделила нас ненасытной утробой так, что мы побеждаем алчностью самых огромных и прожорливых зверей? Ничуть нет! Природа довольствуется малым! Много ли воздается природе? Нам дорого обходится не наш голод, а наше тщеславие. Тех… кто подчиняется желудку, мы должны причислить не к людям, а к животным, а некоторых даже не к животным, но к мертвецам. Жив тот, кто многим приносит пользу, жив тот, кто сам себе полезен».
Для одного моего пациента эти слова послужили началом инсайта. Вот его письменный отчет.
«Когда я услышал эти слова Сенеки, то вдруг понял, что даже когда я ем в одиночестве, я как бы хочу доказать другим, что я не хуже их. Я перестал гоняться за деликатесами, меньше ходить на вечеринки, больше заниматься собой, совершенствоваться в своей специальности. Расходы на еду заметно уменьшились, я даже похудел, на что уже перестал надеяться. Квалификация моя росла, другим я стал приносить больше пользы, да и доходы возросли».
А вот отрывок, в котором предвосхищены идеи сценарного анализа Эрика Берна. «И теперь ты желаешь того же, что желала тебе кормилица или дядька, или мать? Да, мольбы близких для нас — все равно, что мольбы врагов: ведь мы выросли среди родительских проклятий. Пусть боги услышат и нашу бескорыстную просьбу за себя.
Сенека призывает заниматься собой. «Есть благо и в нем же источник и залог блаженной жизни: полагаться на себя. Если я хочу позабавиться чьей-нибудь глупостью, то искать мне далеко не надо: я смеюсь над собой. Наша беда не приходит извне: она в нас, в самой нашей утробе. И закоренелые пороки для меня не безнадежны. Нет ничего, над чем не взяла бы верх упорная работа». Сенека вместе с другими философами древности полагал, что самое важное достижение — это стать самому себе другом. Эти идеи прослеживаются у Фромма в его работе «Человек для себя». В книге «Я: Алгоритм удачи» я пытался обосновать тезис: «Если человек правильно (т. е. с учетом своей природы) живет для себя, то и другим становится лучше».
«Знать свой изъян — первый шаг к здоровью», — цитирует Эпикура Сенека и добавляет: «Сперва следует изобличить себя, потом исправиться…Поэтому сколько можешь, сам выводи себя на чистую воду, ищи против себя улик. Сначала выступи обвинителем, потом — судьей и только под конец — ходатаем». Сравните это высказывание с положением К.Хорни, которая считала одной из основных задач психотерапевта — познакомить пациента со странным незнакомцем — самим собой. И ведь основной задачей всех психоаналитических методов лечения является разрушение психологических защит и уничтожение болезненных комплексов, которые эти защиты прикрывают.
Особенно призывает Сенека развивать разум, ибо «нет мирного покоя, кроме того, что даруется нам разумом…Радость удел лишь одних мудрецов: ведь она есть некоторая приподнятость души, верящей в собственные и подлинные блага.
Для глупости нигде нет покоя: сверху и снизу ее подстерегает страх, все, что справа и слева, повергает ее в трепет, опасности гонятся за ней и мчатся ей навстречу; все ей ужасно, она ни к чему не готова и пугается даже подмоги. А мудрец защищен от набега вниманием: пусть нападают на него хоть бедность, хоть горе, хоть бесславье, хоть боль — он не отступит, но смело пойдет им навстречу, пройдет сквозь их строй.
Глупость держит нас так упорно, во-первых, потому, что мы даем отпор ей робко и не пробираемся изо всех сил к здоровью; во-вторых, мы мало верим найденному мудрыми мужами. Никто из нас не погрузился в глубину…. А больше всего нам мешает то, что мы слишком скоро начинаем нравиться самим себе. Стоит нам найти таких, кто назовет нас людьми добра, разумными и праведными, — и мы соглашаемся с ними. Нам мало умеренных похвал: мы принимаем все как должное, что приписывает нам бесстыдная лесть…
Я научу тебя, как узнать, что ты еще не стал мудрым. Мудрец полон радости, весел и непоколебимо безмятежен: он живет наравне с богами. Если ты не бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состояние твоего духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неизменно, значит, ты достиг высшего блага, доступного человеку. Но если ты отовсюду пытаешься получить всяческие удовольствия, то знай, что тебе так же далеко до мудрости, как до радости. Ты мечтаешь достичь их, но заблуждаешься, надеясь прийти к ним через богатство, через почести, словом, ища радости среди сплошных тревог. Радость — цель для всех, но где отыскать великую и непреходящую радость, люди не знают. Один ищет ее в пирушках, другой — в честолюбии, третий — в любовницах, тот в свободных науках и словесности, ничего не исцеляющей. Всех их разочаровывают обманчивые и недолгие услады. Так пойми же, что дается мудростью: неизменная радость. Значит, есть ради чего стремиться к мудрости, ведь мудрец без радости не бывает. Любители роскоши каждую ночь — как будто она последняя — проводят в мнимых радостях. А та радость, что дается богам и соперникам богов (мудрецам), не иссякает. Она бы иссякла, будь она заемной, но, не будучи чужим подарком, она не подвластна и чужому произволу. Что не дано фортуной, то ей не отнять».
Вот еще некоторые мысли, созвучные идеям экзистенциального анализа и логотерапии, помогающие при лечении депрессивного невроза, возникшего после потери близких людей.
«Пусть при утрате друга глаза не будут сухими и не струят потоков: можно прослезиться — плакать нельзя».
«Мы ищем в слезах доказательства нашей тоски и не подчиняемся скорби, а выставляем ее напоказ. Никто не печалится сам для себя! И в скорби есть доля тщеславия! «Так что же, — спросишь ты, — неужели я забуду друга?» — Недолгую память обещаешь ты ему, если она минет вместе со скорбью! Скоро любой повод разгладит морщины у тебя на лбу и вызовет смех. Едва ты перестанешь следить за собой, как личина скорби спадет: ты сам сторожишь свое горе, но оно ускользает из-под стражи и иссякает тем раньше, чем оно было острее. Постарайся, чтобы память об утраченных нам была отрадна… <�…> Для меня думать об умерших друзьях отрадно и сладко. Когда я был с ними, я знал, что я их утрачу, когда я их утратил, я знаю, что они были со мной. Так будем наслаждаться обществом друзей — ведь неизвестно, долго ли оно нам будет доступно… Горше всех рыдает тот, кто не любит их [друзей], пока не утратит! Они потому и скорбят так безудержно, что боятся, как бы кто не усомнился в их любви, и ищут поздних доказательств своих чувств».
Удивительно тонкое наблюдение. Но Сенека ошибается, считая, что мы плачем для других. Скорбь об усопшем искренняя на уровне сознания, но часто на самом деле смерть близкого человека — просто удобный для неосознаваемых механизмов психологической защиты повод избавиться от эмоционального напряжения и одновременно оставаться пассивным.
Клинический пример.
Молодая женщина в течение нескольких лет ежедневно ходила на могилу мужа и горько рыдала. С мужем она прожила всего 10 дней. Выглядело это, конечно, очень красиво. Но анализ показал, что в дни замужества у нее возникло выраженное отвращение к интимным отношениям. Слезы и скорбь избавляли ее от необходимости устраивать личную жизнь, ибо неудачный опыт пугал ее.
Но вернемся к Сенеке.
«Если у нас есть еще друзья, то плохо мы к ним относимся и не ценим их, коль они не могут утешить нас, заменив одного погребенного; если же он был единственным нашим другом, то не фортуна перед нами виновата, а мы сами: она у нас отняла одного, а другого мы не добыли. И потом, кто не мог любить больше, чем одного, тот и одного не слишком любил. Ты схоронил того, кого любил, ищи кого полюбить! Лучше добыть нового друга, чем плакать!
Если скорби не прекратит разум, то ей положит конец время; однако для разумного человека утомление скорбью — позорнейшее лекарство от скорби. Так что уж лучше сам оставь скорбь раньше, чем она тебя оставит, и поскорей перестань делать то, чего не сможешь делать долго.
Предки установили для женщин один год скорби — не «затем, чтобы они скорбели так долго, но чтобы не скорбели дольше; для мужчин нет законного срока, ибо всякий срок для них постыден.
Ничто не становится ненавистно так быстро, как горе; недавнее находит утешителя… застарелое вызывает насмешку. И не зря: ведь оно или притворно, или глупо…
Что может случиться всякий день, может случиться и сегодня. Так будем же помнить о том, что скоро отправимся туда, куда отправились оплакиваемые нами. И, может быть, те, кого мы мним исчезнувшими, просто ушли вперед…<�…> Теряем мы не друзей, не детей, а их тела. Мудрого не удручает утрата детей или друзей: он с тем же спокойствием переносит их смерть, с каким ждет своей, и как своей смерти он не боится, так и о смерти близких не горюет… ибо жизнь, если нет мужества умереть, — это рабство. Ты боишься умереть? А разве сейчас живешь? Жизнь — как пьеса: не важно, длинна она или коротка, а то, хорошо ли она сыграна».
Прекрасные отрывки, актуальные для нашего времени и не нуждающиеся в комментариях! Но Сенека подчеркивает, что и мудрец подвержен волнениям, он реагирует на события жизни, «но остается при своем убеждении, что все это — еще не зло, и здоровому духу ради этого поникать не пристало. Все, что нужно, он сделает смело и быстро. Свойство глупцов — делать всякое дело вяло и неохотно, посылать тело в один конец, душу — в другой и рваться во все стороны сразу. Глупость кичится тем, за что ее презирают; и даже то, чем она хвалится, делает неохотно. А если она боится какого-нибудь несчастья, то в ожидании его страдает так, словно оно уже пришло, а болезнь приносит ей все муки, которых она страшится. Слабый дух содрогается до того, как обрушатся несчастья: он предвосхищает их и падает раньше времени».
Сенеку занимали проблемы здоровья. Все его идеи проникнуты жизнелюбием, оптимизмом и призывом к действию.
«В одном мы не вправе жаловаться на жизнь: она никого не держит. Не так плохо обстоят дела человеческие, если всякий несчастный несчастен через свой порок… Тебе нравится жизнь? Живи! Не нравится — можешь вернуться откуда пришел… Как распрямляется сжатое силой, так возвращается к началу то, что не движется вперед». Больному так не скажешь, могут быть неприятности, но привести эту цитату Сенеки можно.
Сенека беспокоится прежде всего о здоровье духа. «Я скажу тебе, как распознать здорового: он доволен собой, доверяет себе, знает, что для блаженной жизни ничего не дают ни все молитвы смертных, ни те благодеяния, которые оказывают и которые забываются. Ведь все, к чему можно прибавить, несовершенно, от чего можно отнять, невечно; кому нужна вечная радость, пусть радуется только своему».
Очень интересная мысль. К. Хорни также указывает, что человек может болеть неврозом, даже если у него нет симптомов.
Сенека дает и критерии выздоровления. «Между достигшим мудрости и идущим к ней разница та же, что между здоровым и оправляющимся от долгой и тяжелой болезни, у которого еще нет здоровья, а есть облегчение от недуга. Не будет внимателен, наступит ухудшение, и все начнется сначала. Телу дается здоровье на время, а душа излечивается навсегда». Мысль, которая прослеживается во всех психоаналитических концепциях неврозов: только коррекция личности может служить критерием выздоровления.
Следующий отрывок может служить образцом рациональной психотерапии. «Благое утешение становится целительным снадобьем; что поднимает дух, то помогает и телу. Ничто не укрепляет больного и не помогает ему так, как любовь друзей, ничто так не прогоняет страх и ожидание смерти. Презирай смерть! Кто ушел от страха смерти, тому ничто не печалит душу.
Во всякой болезни тяжелы три вещи: страх смерти, боль в теле и отказ от наслаждений. Страх смерти не перед болезнью, а перед природой. Многим болезнь отсрочила смерть, а то, что они оказались умирающими, служило их спасению (не призвали в армию во время войны. — М.Л.). Умрешь ты не потому, что хвораешь, а потому, что живешь. Та же участь ждет и выздоровевшего: исцелившись, ты ушел не от смерти, а от нездоровья. Боли тоже терпимы, потому что перемежаются. Никто не может страдать сильно и долго: любящая природа устроила все так, что сделала боль либо переносимой, либо краткой. Боль… став слишком резкой, переходит в умопомрачение и беспамятство. Тем и можно утешаться при нестерпимой боли, что ты непременно перестанешь ее чувствовать, если сначала почувствуешь слишком сильно. А невеждам телесная мука так тягостна, потому что они не привыкли довольствоваться своей душой и чересчур были заняты телом. Поэтому разумный человек отделяет душу от тела и обращает помыслы к лучшей, божественной, части своего существа, а другой, плаксивой и хилой, занимается только в меру необходимости. «Но ведь тяжело лишиться привычных наслаждений, отказываться от пищи, терпеть голод и жажду». — Воздержанность тяжела на первых порах. Потом желания гаснут, по мере того как устает и слабеет то, посредством чего мы желаем. Со временем мы смотреть не можем на то, до чего прежде были жадны, и сама потребность умирает. А обходиться без того, чего не хочется, ничуть не горько.
Болезнь не так трудно терпеть, коль скоро ты презрел самую страшную ее угрозу. Так не утяжеляй свои несчастья и не отягощай себя жалобами. Боль легка, если к ней ничего не прибавит мнение. Все зависит от мнения: на него оглядываются не только честолюбие, но и жажда роскоши, и скупость: наша боль сообразуется с мнением. Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным (еще раз прочитайте эту фразу. — М.Л.) По-моему, надобно отбросить все жалобы на миновавшую боль… Пусть это правда, но ведь все прошло! Какая радость опять переживать прошлую муку и быть несчастным от прежних переживаний?»
Интересный вопрос ставит Сенека. Современная психотерапия на него отвечает: «Человек болеет потому, что не имеет смысла жизни. Сама болезнь нередко становится единственным его творческим актом. Как же можно от нее отказаться?» Сенека тонко подмечает: «О том, что было горько, рассказывать сладко… «Никому не было хуже! Какие муки и страданья я перенес! Никто уж и не думал, что я встану. Сколько раз домашние оплакивали меня, сколько раз врачи от меня отступались… «Сколько больных живут своей болезнью, и как им от нее отказаться, когда они сразу становятся никем!».
И еще раз Сенека призывает жить «здесь и теперь». «…Нужно поубавить и страх перед будущим, и память о прошлых невзгодах: ведь прошлые уже кончились, а будущие еще не имеют ко мне касательства».
А вот еще одно указание, как следует вести себя во время болезни. «Как мне больно!» — «А разве от того, что ты ведешь себя как баба, тебе не больно?» — «Но ведь тяжело!» — «Так разве мы только на то и храбры, чтобы сносить легкое? Какую болезнь ты предпочел бы — долгую или короткую, но более тяжелую? Если она долгая, в ней бывают промежутки, она дает срок оправиться и дарит много времени, потому что непременно должна развиться, а потом пройти. Короткая и стремительная болезнь сделает одно из двух: либо сама кончится, либо тебя прикончит. Но какая разница, ее ли не будет или тебя? В обоих случаях боль прекратится».
Сенека дает совет, как вести себя во время болезни. Мы эти советы используем как памятки для больного. «Полезно также направить мысли к другим предметам, отвлечь их от боли. Думай о том, как поступил ты честно и храбро, повторяй про себя, что во всем есть хорошая сторона. Тогда придет тебе на помощь любой храбрец, победивший боль: и тот, кто продолжал читать, когда ему вырезали вздутые жилы, и тот, кто не переставал смеяться, когда палачи, разозленные этим смехом, пробовали на нем одно за другим орудия жестокости. Неужели разуму не победить боли, если ее победил смех?» Конечно, и смех, и разум побеждают боль. Не знал тогда Сенека, что когда человек размышляет, в кровь выбрасываются морфиноподобные вещества, а когда смеется, — алкоголь. Они и побеждают боль. О том же пишет и Ф.Ницше, который одной из причин своей мудрости считал головную боль. Он творил, делал свое дело, а с головной болью обращался как с лающей собакой, т. е. не обращал на нее внимания. И она, как собака, постепенно затихала. И Ницше не знал, что во время размышлений в кровь выбрасывались морфиноподобные вещества, но как мудрый человек догадался, что боль проходила от разума. «Так не хочешь ли ты после этого посмеяться над болью?» — спрашивает Сенека.
«Но болезнь не дает ничего делать и уводит от всех обязанностей». — «Нездоровье сковывает тело, но не душу. Пусть оно опутает ноги бегуну, окостенит руки портному или кузнецу. А ты, если привык к тому, что ум твой деятелен, будешь учить, убеждать, слушать, учиться, исследовать, вспоминать…ты докажешь, что болезнь можно одолеть или хотя бы вынести. И в постели больного, поверь мне, есть место для добродетели… И под одеялом видно, что человек мужествен. У тебя есть дело — храбро бороться с болезнью, а если она тебя не покорила и ничего от тебя не добилась, ты подал славный пример». — «Поистине есть чем прославиться, если все будут глядеть, как мы хвораем!» — «Сам на себя гляди, сам себя хвали!» А это уже один к одному положение экзистенциального анализа о том, что жизнь и в страдании не лишена смысла.
И еще специально для больных.
«Есть два рода наслаждений. Телесные наслаждения болезнь ограничивает, но не отнимает и даже, если рассудить правильно, делает их острее. Приятнее пить, когда чувствуешь жажду, есть — когда голоден; после поста все поглощается с жадностью. А в наслаждениях душевных, которые и больше, и вернее, ни один врач больному не откажет. Кто предан им и понимает в них толк, тот презирает всякое ублажение чувств. «О несчастный больной!» — «Почему?» — «Да потому, что он… не охлаждает льдом свое питье… не хлопочут вокруг… повара, подтаскивая блюда вместе с жаровнями. Вот до чего додумалась страсть к роскоши… кухню волокут вместе с кушаниями. О несчастный больной! Он ест, сколько может переварить; не положат перед ним на стол кабана, чтобы полюбоваться им, а потом отослать обратно: ведь это мясо слишком дешевое! Не навалят для него на поднос птичьих грудок. Что тебе сделали плохого? Ты будешь есть, как больной, вернее, как здоровый».
Метко и тонко. И сейчас, к сожалению, только во время болезни человек ведет здоровый образ жизни. Сенека ратует за последнюю. Особый гнев вызывают у него люди, ведущие ночной образ жизни. «Неужели знают, как надо жить, люди, не знающие, когда жить? И они еще боятся смерти, когда сами погребли себя заживо. Пусть проводят ночи за вином.» Ведь они не пируют, а сами себе отдают последний долг. Впрочем, и мертвых поминают днем. Для занятого делом день никогда не бывает длинным. Все пороки сражаются против природы… Они для меня все равно, что мертвецы: разве жизнь при факелах — не те же похороны, вдобавок преждевременные? Нечистой совести свет в тягость. Прямой путь один, окольных много. То же самое и нравы людей: кто следует природе, у тех нрав почти одинаков, — покладистый и свободный; а нравы у извращенных несхожи между собой».
«… Все это мы вытерпим: и отвары, и теплую воду. Только бы перестать бояться смерти! Чтобы этого достичь, надо познать пределы добра и зла — тогда и жизнь не будет нам тягостна, и смерть не страшна». А смерть не страшна, по мнению Сенеки, тем, «кто странствует по всей широте природы». «Тем всякий век покажется коротким, кто мерит его пустыми и потому бесконечными наслаждениями».
В своих высказываниях о счастье Сенека подчеркивает роль личности. «Хочешь знать, что весишь, — отставь в сторону деньги, дом, сан… У тех, кто слывут счастливыми, веселье притворно, а печаль мучительна, как скрытый нарыв, — мучительна тем более, что нельзя быть откровенно несчастным и надо среди горестей, разъедающих сердце, играть счастливца… Никогда не считай счастливцем того, кто зависит от счастья! Если он радуется пришедшему извне, он выбирает хрупкую опору: пришлая радость уйдет. Только рожденное из самого себя надежно и прочно, оно растет и развивается с нами до конца, а прочее, чем восхищается толпа, — это благо на день. Все причастное фортуне и плодотворно, и приятно, если владеющий им владеет и собою… От нее только поводы ко благу и ко злу… Дурная душа оборачивает все к худшему, даже то, что приходит под видам наилучшего… Лечить надо душу: ведь от нее у нас и мысли, и слова, от нее осанка, выражение лица, походка. Когда душа здорова и сильна, тогда и речь могуча, мужественна и бесстрашна; если душа рухнула, она все увлекает в своем падении… Наш царь — душа; пока она невредима, все прочие исполняют свои обязанности и послушно повинуются; но стоит ей немного пошатнуться — и все приходит в колебание. Наша душа — то царь, то тиран: царь, когда стремится к честному, заботится о здоровье порученного ему тела, не требует от него ничего грязного, ничего постыдного; а когда она не властна над собою, жадна, избалована, тогда получает ненавистное имя тирана».
Далее Сенека четко описывает механизм развития заболевания. «Тут-то ею [душою] овладевают безудержные страсти, одолевают ее и сперва ликуют, наподобие черни, которой мало насытиться вредоносной раздачей, и которая старается перещупать все, чего не может проглотить. Но по мере того, как болезнь все больше подтачивает силы, а удовольствия входят в плоть и кровь, одержимый недугом доволен видом того, на что чрезмерная жадность сделала его негодным, и возмещает собственное наслаждение зрелищем чужих. <�…> Не так отрадно ему обилие услаждающих вещей, как горько то, что не всю эту роскошь он может пропустить сквозь свою утробу, что не со всеми распутными бабами и юнцами может переспать».
Сенека дает и рецепт лечения души: борьба с пороками. Но он подчеркивает, что бороться с пороками трудно, ибо «нет порока без оправдания… Мы защищаем наши пороки, так как любим их, и предпочитаем извинять их, а не изгонять. «Не хотим» — вот причина; «не можем» — только предлог». Сенека подчеркивает, что лучше заниматься профилактикой, чем лечением. «Всякая страсть сама себя разжигает и набирает силы, разрастаясь (порочный круг. — М.Л.), легче не пустить, чем выгнать. Наслаждение природа подмешала к вещам необходимым не затем, чтобы мы его домогались, но чтобы благодаря этой прибавке стало приятнее то, без чего мы не можем жить; а появится самозаконное наслаждение — начинается сластолюбие. Так будем же при входе сопротивляться страстям… Лучше и не пытаться идти вперед, если вернуться так трудно».
В следующем отрывке легко угадываются высказанные значительно позже идеи гештальттерапии об интроектах («непереваренных» идеях) и способах их «переваривания» (в работах Ф.Перлса используется та же аналогия). «Мы должны подражать пчелам: вычитанное из разных книг разделять, потому что порознь сохраняется лучше, а потом слить разные пробы и добиться единства вкуса так, что даже если будет видно, откуда что взято, оно должно выглядеть иным, нежели там, откуда было взято. Ведь то же самое делает в нашем теле без нашего старанья природа. Съеденная пища лишь обременяет желудок, покуда остается такой, какой была; только изменившись, она превращается в силу и кровь.<�…> Пусть будет так же со всем, что питает наш ум: нельзя, чтобы почерпнутое оставалось нетронутым. Его нужно переварить, иначе эта пища будет для памяти, а не для ума. Пусть наша душа сделает так: все, что помогло, пусть она скроет, и показывает лишь то, чего добилась сама в итоге… Как в хоре, все должно слиться в единый звук. Пусть душа вместит много искусств, много наставлений, много примеров из разных веков, но пусть все это приведет в согласие. Достичь этого можно постоянным вниманием, — не делая ничего иначе, как по совету разума… И если ты захочешь его послушаться, он тебе скажет: «Немедля оставь все, за чем гоняются (почести, богатства, наслаждения. — М.Л.). Лучше направь шаг к мудрости. Неровной дорогой взбираются к вершине почестей. Если тебе хочется подняться на высоту мудрости, ты увидишь все почитаемое самым высоким у своих ног, хотя подъем твой будет пологим».
Афоризмы и цитаты
Луций Анней Сенека (лат. Lucius Annaeus Seneca minor), Сенека Младший или просто Сенека
Луций Анней Сенека
(лат. Lucius Annaeus Seneca minor), Сенека Младший или просто Сенека (4 до н. э. — 65, Рим) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. Его отец и полный тезка, известный больше как Сенека Старший, был выдающимся ритором.
Tempori parce. Береги время.
Aestimo vitam unicum bonum. Я считаю жизнь единственным благом. Nihil dat fortuna mancipio. Судьба ничего не дает в вечную собственность.
Imperfecta necesse est sublabantur aut succidant. (Всё) Несовершенное неизбежно приходит в упадок или гибнет.
Natura homo mundum et elegans animal est. Человек по своей природе — животное чистое и изящное.
Nemo altero fragilior est: nemo in crastinum sui certior. Всякий человек столь же хрупок, как все прочие: никто не уверен в своем завтрашнем дне.
Nunquam vir perfectus fortunae maledixit. Никогда человек идеальный не бранил судьбу.
Aliena vitia in oculis habemus, a tergo nostra sunt. Чужие пороки у нас на глазах, а свои — за спиной. Ср.: Свои грехи за собой, чужие перед собой. В чужом глазу соломинку мы видим, в своем не замечаем и бревна. Чужое видишь под лесом, а своего не видишь под носом. Homines plus in alieno negotio videre quam in suo. Люди в чужом деле видят больше, чем в своем собственном. Ср.: Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
Oculus domini fertilissimus in agro. В поле необходимее всего хозяйский глаз.
Papulas observatis alienas obsiti plurimis ulceribus. Вы сами, покрытые множеством язв, высматриваете чужие волдыри.
Aliquando et insanire jucundum est. Приятно иногда и подурачиться (делать глупости, безумствовать).
Disce gaudere! Учись веселиться!
Ante senectutem curavi, ut bene viverem; in senectute, ut bene moriar. До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть.
Primum pueritiam abscondimus, deinde adulescentiам. Сначала мы расстаемся с детством, а затем — с юностью.
Senectus insanabilis morbus est. Старость — неизлечимая болезнь.
Non datur e terris mollis ad astra via. Не дано легких путей от земли к звездам.
Non est ad astra mollis e terris via. Не гладок путь от земли к звездам.
Sufficit ad id natura, quod poscit. Природа дает достаточно, чтобы удовлетворить естественные потребности.
Terram hanc puncti loco ponimus ad universa referentes. Сравнивая нашу землю со Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка.
Nemo patriam, quia magna est, amat, sed quia sua. Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Servitutis claustra perrumpere. Разбить оковы рабства.
Imperare sibi maximum imperium est. Повелевать (владеть) собою — величайшая власть.
Potentissimus est qui se hаbеt in potestate. Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой.
Nunquam credideris felicem ex felicitate suspensum. Никогда не считай счастливым того, кто зависит от счастливых случайностей.
Licet sapere sine pompa, sine invidia. Ученым можно быть без заносчивости и чванства (зависти). Ученому нетрудно быть незаносчивым и независтливым.
NULLius boni sine socio jucunda possessio est. Без товарища никакое счастье не радует. Ср.: Без друга и радость не в радость.
Si vis amari, ама. Если хочешь быть любимым, (сам) люби.
Sumuntur a conversantibus mores. С кем поведешься, от того и наберешься.
Necesse est multos timeat, quem multi timent. Неизбежно боится многих тот, кого боятся многие.
Ad felicitatem pertinere. Стремиться к счастью.
Calamitas virtutis occasio. Несчастье — удобное время для добродетели.
Curae leves loquuntur, ingentes stupent. Малая печаль красноречива, великая — безмолвна.
Dubia plus torquent mala. Неизвестные беды больше тревожат.
Leve est miseriam ferre, perferre est grave. Тяжело не перенести горе, а переносить его все время.
Miser res sacra. Несчастный — святое существо. Несчастный — святыня.
Omne bonum adjuvat habentem. Всякое благо делает счастливым того, кто им обладает.
Poscunt fidem secunda, at adversa exigunt. Счастье нуждается в верности, несчастье же не может обойтись без нее.
Res severa verum gaudium. Истинная радость — серьезная штука.
De cetero fors fortuna, ut volet, ordinet. В остальном пусть судьба решает, как ей угодно.
Nusquam est qui ubique est. Кто везде, тот нигде. Ср.: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Saepe error ingens sceleris obtinuit locum. Часто огромная ошибка — то же преступление.
Temporibus errare. Ошибаться в датах.
Vitia sine praeceptore discuntur. Порокам научаются и без учителя (наставника).
Sera parsimonia in fundo est. Поздно быть бережливым, когда все растрачено (о запоздалых мероприятиях).
Ipsa se velocitas implicitat. Поспешность сама себе мешает.
Veritas odit moras. Истина не терпит отсрочек (т. е. она должна высказываться без промедлений).
Longum iter est per praecepta, breve et efficax per exempla. Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров. Ср.: Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.
Lege naturae compositus (est). Установлено самой природой.
Naturalia non sunt turpia. Что естественно, то не постыдно. Естественное не безобразно.
Naturam mutare difficile est. Трудно изменить природу.
Cui (qui) cum paupertate bene convenit, dives est. Кто хорошо сжился с бедностью, тот богат.
In divitiis inopes, quod genus egestatis gravissimum est. Они нуждаются, обладая богатством, а это самый тяжкий вид нищеты.
Nemo nascitur dives. Никто не родится богатым.
Non qui parum hаbеt, sed qui plus cupit, pauper est. He тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого.
Pecuniae imperare oportet, non servire. Деньгами надо управлять, а не служить им.
Quantum hominum unus venter exercet! Скольких людей затрудняет обжорство одного человека! (О римских богачах.)
Summae opes — inopia cupiditatum. Высшее богатство — отсутствие жадности (прихотей).
Credere oculis amplius quam auribus. Верить глазам больше, чем ушам.
Homines amplius oculis, quam auribus credunt. Люди верят больше глазам, чем ушам. Ср.: Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.
Injuriam qui facturus est, jam facit. Кто собирается причинить обиду, тот уже причиняет ее.
Multum interest utrum peccare aliquis nolit aut nesciat. Большая разница — не хотеть или не уметь согрешить.
Multum egerunt, qui ante nos fuerunt, sed non peregerunt. Те, кто жили до нас, много свершили, но ничего не завершили.
Quam multi indigni luce sunt, et tamen dies oritur. Сколь многие недостойны света, и всё-таки день начинается.
Quem mihi dabis, qui aliquod pretium temporiponat? Кого ты мне назовешь, кто хоть сколько-нибудь умел бы ценить время?
Suum cuique rei tempus. Каждому делу — свое время.
Tria verba non potest jungere. Трех слов связать не может.
Stultus stulta loquitur. Глупец говорит глупости. Ср.: У дурака и речь дурацкая.
Ira libidini subjecta est. Гнев относится к категории необузданных страстей. Гнев — орудие необузданной страсти.
Maximum remedium irae mora est. Лучшее средство при гневе — замедление.
Avida est periculi virtus. Доблесть жаждет опасности.
Aditum nocendi perfido praestat fides. Доверие, оказанное вероломному, дает ему возможность вредить.
Nemo beneficia in calendario scribit. Никто не записывает благодеяний в календарь (т. е. о благодеяниях забывают).
NULLum sine auctoramento malum est. Нет худа без возмещения. Ср.: Нет худа без добра.
Omne malum ex urbe. Все зло — из города.
Recte facti fecisse merges est. Наградой за доброе дело служит свершение его.
Multum sibi adicit virtus lacessita. Деятельная (активная) добродетель многого добивается.
Virtus suo aere censetur. Ценность добродетели в ней самой.
Animantia quaedam animum habent, quaedam tantum animam. Одни живые существа имеют дух, другие только душу (т. е. только дыхание).
Calamitosus est animus futuri anxius. Несчастна душа, исполненная забот о будущем.
Decet magnanimitas quemlibet mortalem. Величие души должно быть свойством всех людей.
Ео majora cupimus, quo majora venerunt. Чем больше нам дано, тем больше мы желаем.
Mortalibus mos est ex magmis majora cupiendi. Людям свойственно, имея много, желать большего.
Dolere frustra voluisse. Жалеть о несбывшихся желаниях.
Omnia homini dum vivit speranda sunt. Пока человек жив, он должен надеяться на все.
Appetit finis, ubi incrementa consumpta sunt. Если рост прекратился, близится конец.
Mors dolorum omnium et solutio est et finis, ultra quam mala nostra non exeant. Смерть — разрешение и конец всех скорбей, предел, за который не преступают наши горести.
Nemo ad id sero venit, unde nunquam, cum semel venit, potuit reverti. Никто не опаздывает прийти туда, откуда никогда не сможет вернуться, если уж он туда попал. Ср.: Умереть никогда не поздно.
Post mortem nihil est. После смерти нет ничего.
Prima, quae vitam dedit, hora, carpsit. Первый же час, давший нам жизнь, укоротил ее.
Quomodo fabula, sic vita: non, quam diu, sed quam bene acta sit, refert. Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.
Magna pars libertatis est bene moratus venter. Довольствующийся немногим желудок освобождает от очень многого.
Vivere militare est. Жить — значит бороться.
4.3 / 5 ( 30 голосов )