«Без юмора работать невозможно»: лучшие цитаты выдающегося режиссера и актера Никиты Михалкова


Начало жизненного пути

Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве в семье людей, имевших прямое отношение к творчеству. Его отец (Сергей Михалков) был известным литератором, а мать (Наталья Кончаловская) была писательницей, поэтессой и переводчицей.

В школе юного Михалкова называли барчуком из-за его регулярных рассказов о знаменитых родственниках. Дело в том, что Михалков действительно имеет дворянские корни, чем очень гордится. О людях он говорит следующее:

Когда все разрушают храм, кто-то должен остаться внутри, чтобы петь! Если все бегут вперед, кто-то должен остаться в доме, чтобы помочь больному и подать жаждущему воды. Таких людей немного, живут они незаметно и так же незаметно исчезают. Они, как воздух…

Никита Сергеевич еще и писатель, и певец. В его творческой копилке несколько выпущенных мемуаров, а также публицистических и исторических работ. А в некоторых фильмах Михалков сам исполнял песни. Об особенностях актерской профессии он в шутку говорит:

Поклонники впервые увидели внука Никиты Михалкова – Александра

Медовый блонд и другие модные оттенки для светловолосых: тренды весны 2021

«Он писал такие письма!»: Добровольская расказала о жизни с Ефремовым

Без юмора в кино работать невозможно. Тогда после первой же картины ты начинаешь считать себя гением, и уже никто тебя не свернет с этого пагубного пути.

Кинематографические улыбки на показах ничего не стоят. Это просто демонстрация работы стоматологов.

Об «Оскаре», ЛГБТ и «Дорогих товарищах»

— Никита Сергеевич, вы уже упомянули «Оскар». Обычно до конца сентября Российский оскаровский комитет объявлял фильм, который будет представлять Россию на «Оскаре». Сейчас пока тишина. С учетом новых требований, которые будут предъявляться в главной номинации, как считаете, стоит ли России теперь отправлять свои фильмы на «Оскар»?
— Не мне это решать, это вопрос национального оскаровского комитета, но что касается вообще сегодняшней ситуации — глобально, моя личная точка зрения — нам вообще пора просто прекратить с ними разговаривать. С США, с ЕС, с Европарламентом. Они абсолютно потеряли берега, они ведут себя совершенно по-хамски по отношению к нам. Они разучились по-человечески разговаривать. Их задача доказать миру, что мы огромная злобная варварская страна.

Да и до тех пор, пока они не отменят декларацию о том, что Вторую мировую войну начали Советский Союз вместе с гитлеровской Германией, мы вообще не имеем права с ними разговаривать просто из уважения к памяти тех, кто погиб, спасая тот же самый цивилизованный мир. Я в этом совершенно солидарен с мнением Якова Кедми, экс-руководителя израильской спецслужбы «Натив». Они предали свои идеалы. Все. Религию, культуру, историю.

— Вы имеете в виду весь западный мир?

— Да. Он предал свои идеалы. Когда на Берлинском фестивале перестают давать приз за мужскую и женскую роль, о чем разговаривать? Можете себе представить нормального человека, который пойдет на кинофестиваль ЛГБТ? Я, например, себя считаю нормальным человеком. Мне там делать нечего не потому, что я их ненавижу или презираю. Мне это неинтересно. Это никак не вписывается ни в какие мои представления о жизни, о семье. Ну никак! В тоже время я не собираюсь и не имею права вмешиваться в личную жизнь каждого и не выступаю за ограничения чьих-либо свобод, но стопроцентно поддерживаю, например, поправку в конституции о том, что называется семьей. И также протестую против того, чтобы с раннего детства детей ввергали в бесовщину самостоятельного определения, девочкой или мальчиком является ребенок. В этой ситуации я лично не знаю, за какую картину нужно голосовать, чтобы она там понравилась.

— Для иностранного фильма же нет таких условий. Но все говорили, что абсолютный, стопроцентный фаворит — это «Дорогие товарищи» небезызвестного вам режиссера.

— Да, наверное. Мне очень нравится эта картина.

Воспоминание о маме

В своей автобиографической книге Никита Сергеевич упоминал всех дорогих ему людей. Отдельным блоком идет воспоминание о маме. Вот несколько ее мудрых высказываний:

Если тебе что-то катится в руки просто так, при этом ты без всяких затрат можешь протянуть руку и взять это, подумай, сколько из десяти людей от этого отказались бы. Если насчитаешь больше пяти, откажись.

Никогда не выгребай все до конца, чтобы не услышать, как скребок коснулся днища.

Бойся людей, для которых власть — это мечта. Иди за теми, для кого власть — это крест!

В 2003 году на экраны вышел документальный фильм в честь 100-летия Натальи Кончаловской. Режиссером и продюсером выступил Никита Михалков. Он же и написал сценарий. В этот фильм он попытался вложить всю свою любовь к женщине, которая правильно воспитала и его, и его старшего брата Андрея Кончаловского. Никита Михалков говорит о матери:

«Есть доступ к соцсетям»: Алсу рассказала о воспитании дочерей

Хилари Дафф высказалась о своей героине Лиззи Магуайер и отмене перезагрузки шоу

Роман Курцын и Любовь Аксенова встретятся на Бали: комедия «Гуляй, Вася — 2»

Когда ее не стало, я с пронзающей силой понял, чем она была для нашей семьи, каким надежным стержнем, каким мощным силовым притяжением, какой защитой, какой удивительной созидательной энергией…

После выхода первого фильма, в котором Никита исполнил главную роль, у него случился приступ звездной болезни. Юноша обклеил стены своей комнаты собственными фотопортретами. Но мама отучила сына от самолюбования одной фразой. Она сказала:

Стыдись. Бери пример с предков.

Проиграем эту войну и погибнем: Никита Михалков о попытке уничтожить Россию

После довольно продолжительного перерыва режиссёр Никита Михалков записал новый выпуск программы «Бесогон» под интригующим названием «Кто не слеп, тот видит». Все интриги развеял сам автор, показав серьёзные проблемы нашего общества – всё то, что происходит за дверью в Зазеркалье. Проиграем эту войну и погибнем, дал понять Никита Михалков.

Почти за два месяца молчания «Бесогона» произошло многое, важных и «горячих» тем накопилось немало. Среди них и великий День Победы, и масштабный парад, ему посвящённый, – это, конечно, события радостные и праздничные.

Но были и очень печальные, такие как трагедия, произошедшая в Казани, где бывший выпускник пришёл в свою школу с ружьём и устроил кровавую бойню. Жертвами 19-летнего Ильназа Галявиева стали семь школьников и двое учителей, пытавшихся защитить детей. В больницах оказались ещё около трёх десятков пострадавших. Случился этот кошмар в первый учебный день после продолжительных майских каникул.

Убийца, завершив своё кровавое «дело», не покончил с собой, хотя планировал это сделать. Решив сохранить себе жизнь, он встал на колени и сдался властям. В содеянном Ильназ не раскаялся, виновным по «собственному закону» себя не признал. На первом же допросе спокойно заявил – «надеялся, что убил всех, в кого стрелял», а то, что остались раненые, – так это только потому, что «не убедился, что они мертвы».

Убийца, совершивший кровавую бойню в казанской школе, в содеянном не раскаялся, виновным по «собственному закону» себя не признал. Фото: vk.com/region_kazan116/Globallkookpress.

Эта трагедия сразу всколыхнула наше общество, породив множество версий о причинах случившегося. Как водится, мнения людей довольно быстро разошлись к разным полюсам. Одни требовали снятия моратория на смертную казнь для таких преступников, другие говорили о том, что необходимо ужесточить лицензионно-разрешительную систему, третьи считали, что убийца действовал не самостоятельно, а под чьим-то влиянием, что у него были инструкторы из Даркнета, которые и убедили совершить массовое убийство.

И рядом со всеми этими версиями звучали вовсе абсурдно-конспирологические утверждения. Вот, к примеру, что вещал тогда, «по свежему», блогер Камикадзе: «Мои теории о причинах случившегося в Казани всё больше подтверждаются, и у меня уже нет никаких сомнений, что вчерашняя стрельба в Казани была организована силовиками, а крайним был выставлен этот Ильназ с промытыми мозгами».

Никита Михалков даже не сразу смог подобрать слова, чтобы охарактеризовать подобный комментарий:

Вы осознаёте… мерзость этого – «убийство специально совершили росгвардейцы, а этого парня сделали крайним»? История начинает обрастать мифологией, домыслами, фантазиями. Но мне не хочется говорить только об этом событии, как событии. Мне кажется, что вопрос здесь намного шире. Вопрос заключается в причинно-следственных связях, как одно вытекает из другого. Почему так происходит.

Детей воспитывает даже не улица, а интернет

Многие после этой трагедии стали говорить о том, что надо бы увеличить возраст для получения оружия с 18 до 21 года. Можно было бы предположить, что в 21 год Ильназ вдруг стал бы другим и что-то изменилось бы в его мозгу или в сердце? Таких гарантий никто дать не может, уверен Михалков. Воспитывать парня надо было раньше.

Вот, например, что по этому поводу думает адвокат Павел Астахов:

Проблемы нашей школы начались раньше, с того момента, как недальновидные чиновники, руководившие этим направлением, постановили изгнать из школьного процесса воспитание, освободив классных руководителей от этой обязанности, оставив всё на откуп семье и улице. Но только сегодня не улица воспитывает детей. И даже не семья. А интернет.

У каждого школьника сегодня есть свой гаджет, продолжил Астахов. И понимаем ли мы, что наши дети, сталкиваясь с проблемами, трудностями или негативным отношением, обращаются с вопросами и за защитой не к родителями или учителям, а к соцсетям, блогерам, стримерам. Они помощь и защиту ищут в интернете, подчеркнул адвокат. А на самом деле попадают в следующую ловушку.

Ненадолго отвлечёмся от «Бесогона». Хотелось бы напомнить, что о проблемах воспитания говорили эксперты и в эфире Царьграда. В программе «Интервью» руководитель Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский отметил, что люди чаще всего совершают поступки, отвечающие их мировоззрению. А наши школы уже давно, к сожалению, не формируют мировоззренческих конструкций:

Идеология отсутствует, и сегодня мы даже не знаем, куда ведём наших детей, какие цели ставим перед ними. Вот в чём проблема.

Вернёмся к программе Никиты Михалкова. Режиссёр уверен, что так или иначе, но нам приходится возвращаться к старой теме образования и воспитания. По его словам, из нашего обихода практически исчезло само слово «воспитание», а образование в его нынешнем виде во многом способствует тому, что подобные трагедии будут и дальше происходить.

Смерть форматов? Нет, это смерть образования

Тему образования «как оно есть» Никита Михалков неоднократно поднимал в «Бесогоне». Ровно год назад в выпуске под названием «Над пропастью во лжи» режиссёр рассказал нам о проекте «Форсайт образования — 2030». С каждым кадром того выпуска раскрывались «врата ада», в который хотят завести либеральные реформаторы через глобальную цифровизацию, окончательно превратив образование в «сферу услуг» по выращиванию будущих поколений с «набором компетенций» вместо полноценных знаний.

К примеру, в разделе «Смерть форматов» говорится о том, что к 2025 году должен исчезнуть диплом об образовании и авторский учебник, а ещё через 20 лет предполагается «убить» общеобразовательные школы, тексты (книги и статьи) как «доминирующую форму знаниевой коммуникации». Ещё раньше должен будет исчезнуть учитель, его заменит «искусственный интеллект в роли наставника».

Михалков говорил о страшном, а его в ответ обвиняли в ретроградстве и склонности к «махровой конспирологии». И мало кто услышал предупреждение о том, к каким последствиям приведёт подобная бездушная «реформа».

Может быть, не хотят слышать. Может быть, не могут услышать, – предположил Никита Михалков. – Но это же очень ясные и простые вещи. Ну неужели мы не понимаем, какого человека увидим в результате этого воспитания? Кем он будет, каким он будет? <�…> Самая важная, самая главная заинтересованность – она только у родителей. А что, вы думаете, родители молчат? Нет. Нет! Они вопиют. Они высказывают свою точку зрения. А кто их слышит? Кто их понимает? Кто пытается их услышать и понять?

Эпидемия цифрового аутизма

Режиссёр напомнил о скандальном – в буквальном смысле – заседании комитета по информационной политике и информационным технологиям, проходившем в Госдуме в конце мая. Принимавшая участие в этом мероприятии кандидат юридических наук, член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации Анна Швабауэр попыталась донести до министров и депутатов позицию родительского сообщества о неприемлемости навязывания цифровизации, но услышала в ответ, что у государства нет денег на обеспечение сельских школ учителями, а на цифровизацию деньги есть.

Анна Швабауэр приняла участие в заседании комитета по информационной политике и информационным технологиям, проходившем в Госдуме. Скриншот: Царьград.

Анне пришлось читать свой доклад в очень неприятной обстановке, она торопилась сказать самое главное, чувствуя при этом, что слушать её не желают, отметил Никита Михалков.

И ведь это было действительно так. К слову, сама госпожа Швабауэр в эфире Царьграда так прокомментировала этот момент:

Меня не совсем услышали и не хотели услышать. Как вы видели, министр посмеивался, когда я озвучивала научные данные. Появилась такая тревога: почему в правительстве смеются над научными данными? Мы требуем от наших властей, чтобы с нами обсуждали то, как надо обучать наших детей. У нас по закону преимущественное право на воспитание и обучение наших детей. Но почему-то с нами совершенно не советуются, когда в школы внедряют цифровизацию.

Можно предположить, что в словах Анны Швабауэр мы видим просто эмоции обеспокоенного родителя. Но это не так. О том, что цифровизация и гаджеты подталкивают нас к всеобщей дебилизации, говорил и врач-психотерапевт Андрей Курпатов.

К примеру, на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2020 году он рассказал о влиянии избыточного цифрового потребления, применив при этом жёсткую формулировку «эпидемия цифрового аутизма»:

Это такое состояние, когда молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека, другие люди стали для них заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности. <�…> Мы переживаем, по сути дела, не только разделение мира на богатых и бедных, но и на умных и глупых.

И что? Кто-то услышал это предупреждение? Да никто! Цифровизация продвигается дальше и глубже.

Конечно, продолжил Михалков, нам сейчас опять скажут: вы против цифры, против искусственного интеллекта: «Да не так это вовсе, не так. Мы против зависимости от цифры. Мы против зависимости от искусственного интеллекта», — воскликнул режиссёр.

Искусственный интеллект не должен заменить душу народа, его культуру, его человеческое индивидуальное, Богом созданное. И именно против этого человеческого внутри каждого из нас и идёт сейчас борьба не на жизнь, а на смерть, — уверен Михалков. — И вот эту войну мы пока ведь проигрываем.

Учебники пишут, как будто не про нас

И тут автор «Бесогона» подводит зрителей к ещё одной важнейшей теме об учебниках истории, которые выпускаются в нашей стране под крылом Министерства образования. В этой сфере всё настолько печально, что даже президенту Владимиру Путину пришлось 21 апреля прокомментировать тему в послании Федеральному Собранию. И это была одна из самых эмоциональных частей его выступления:

До сих пор ещё, знаете ли, открываю некоторые учебники. С удивлением смотрю, что там написано. Как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает?! Удивительно. Всё что угодно там написано. И о втором фронте… только про Сталинградскую битву ничего не сказано. Даже не хочу комментировать.

Это действительно очень серьёзная проблема, о которой говорится не первый год. Но воз, как говорится, и ныне там. Никита Михалков напомнил об одном из выпусков «Бесогона» 2021 года, в котором автор говорил об учебниках, воспитывающих ненависть к собственной стране и преклонение к другим странам, несложно догадаться к каким.

В выпуске шла речь и о том, как должна выглядеть, по мысли миллиардера-филантропа Джорджа Сороса, «трансформация гуманитарных дисциплин». Под лозунгом «борьбы с коммунистической идеологией», из учебников истории полностью должны быть удалены сведения о Курской и Сталинградской битвах.

И такие пособия ещё существуют. Достаточно вспомнить громкий скандал, разыгравшийся вокруг учебника Олега Волобуева «История России и мира» для 11-го класса, в котором автор, кроме всего прочего, утверждал, что в Киеве в 2014 году «произошла революция, а не государственный переворот». Сталинградской же битве посвящена всего одна строчка. Между тем пособие было согласовано в Министерстве просвещения и даже получило его рекомендацию.

А потом мы удивляемся выросшему на всем этом поколению потребителей TikTok, которые историю не знают, а о Великой Отечественной войне только слышали, и то в лучшем случае. Для них Холокост – это название каких-то духов, а монумент «Родина-мать» находится почему-то в Ростове-на-Дону, а может, даже в Германии.

Если в школах реформаторы готовы довести детей до «цифрового аутизма», то в высшем образовании существуют другие проблемы. И тут снова торчат уши благодетеля Сороса.

Как и как продвигает в России либеральные «ценности»

Американский филантроп, выступая на форуме в Давосе в 2021 году, сообщил о «самом важном проекте» его жизни – о создании сети университетов «Открытого общества»*. Ради продвижения либеральных ценностей и свободных обществ Джордж Сорос выделил миллиард долларов.

Как мы помним, в конце февраля текущего года глава Счётной палаты Алексей Кудрин заявил, что существующая в России система образования плоха, поэтому её надо сломать и построить новую. Но не думайте, что Кудрин печётся о возвращении классики русского образования, ничуть не бывало, его вектор – твёрдо либеральный. Он считает, что России необходимы «программы Liberal Arts and Science, или, как мы их называем, свободных искусств и наук».

С этой целью он решил вывести факультет свободных искусств и наук из состава СПбГУ и создать отдельный университет свободных искусств. А назвать новое образовательное учреждение Кудрин планирует просто «Смольный».

Какая здесь связь, спросил Никита Михалков. А связь есть, и она довольно хорошо прослеживается. Факультет свободных искусств появился как результат реализации общей идеи Бард-колледжа (США) и Санкт-Петербургского государственного университета, возникшей в 1996 году. У истоков стоял Леон Ботстайн – давний и близкий друг Джорджа Сороса, структуры которого «Открытое общество» и «Содействие» в 2015 году были признаны Генпрокуратурой России нежелательными организациями, угрожающими конституционному строю нашей страны.

Никита Михалков в связи с этим приводит цитату из эссе журналиста Романа Носикова:

Иными словами, питерский проект курирует человек, чьё учебное заведение в США живёт на миллионы Сороса. И, конечно, подобные связи не могли не отразиться на педагогическом составе свободного факультета, будущего «свободного вуза».

Носиков предлагает поближе познакомиться с педагогическим составом кудринского факультета.

К примеру, старший преподаватель кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Даниил Коцюбинский. Вот, что он пишет на своей странице в Facebook:

«Человек, идентифицирующий себя с чем-то огромным, что не замечает его, даже когда наступает на него сапогом, трагикомичен. Как вы догадались, это я про любовь к большим родинам».

Ещё один персонаж – доцент кафедры Илья Утехин. Его страница в соцсети полна ссылками на «Медузу»*, ФБК*, а также Bellingcat, Colta, BBC, The Bell и публикации Алексея Навального.

Исторические проекты ведёт настоящая жемчужина Bard College – американский историк Шон Мак-Микин, «прославившийся» своими работами, в которых во всех бедах человечества обвиняет Россию и русских.

Наиболее скандальным его творением стала книга «Русские корни Первой мировой войны», вышедшая десять лет назад. По версии автора, эту войну тоже «развязали русские», а вовсе не Германия с Австро-Венгрией. Что же касается Второй мировой войны, то, уверен Мак-Микин, её «хотел и приближал» генералиссимус Иосиф Сталин, а вовсе не фюрер Адольф Гитлер.

«Таким образом, примерно ясно, какую именно историю будут преподавать в «Свободном университете», — совершенно справедливо пишет Роман Носиков.

Они готовы нанести смертельный удар по всему – по символам, по нашей памяти

И стоит ли потом удивляться, что наши дети монумент «Родина-мать» переносят в Германию, а многие слабо представляют роль своей страны в победе над фашизмом? Тем более что в сентябре 2019 года Европарламент признал СССР виновником начала Второй мировой войны, поставив нашу страну на одну ступеньку с нацистской Германией.

Ну хорошо. Сейчас ещё живы люди, которые что-то помнят, которые жили тогда, которых учили, которые знают правду о той войне. А что будет через 20 лет, когда и эти люди уйдут? Что останется в памяти тех, кто воспитан сегодня «ТикТоком»?

– задаётся вопросом Никита Михалков. Получается, продолжил он, что без всяких пушек, налётов самолётов, подводных лодок в нынешней ментальной войне можно нанести смертельный удар по всему: по символам, по памяти, по всему дорогому, близкому, родному. По всему тому, что, так или иначе, и есть наша с вами страна. Прошедшая невероятные испытания за все эти века. И особенно за ХХ век.

А вот уже на наших глазах возникают плакальщики. Это уже наши современники. И это не люди, которые сидят в «ТикТоке». Это люди достаточно зрелые. Которые как бы воспитаны той страной. Никита Михалков предложил послушать, что говорит российский и израильский журналист, прозаик, педагог и колумнист журнала The New Times, лауреат премии Московской Хельсинкской группы 2010 года Виктор Шендерович:

Мы на двоих с Гитлером развязали эту войну. Мы принесли кровь и страдание многим народам и своему, разумеется, в первую очередь. Но и многим народам Европы. Мы несём полную ответственность за развязывание – СССР – Второй мировой войны. Это исторический факт.

Интересно, как бы господин Шендерович оценил абажур, сделанный из кожи его родственников, который висел бы в кабинете какого-нибудь оберштурмбанфюрера, если бы мы эту войну проиграли, задал вопрос Никита Михалков. Сам-то Шендерович в этом случае едва ли и на свет появился бы. Но мы как-то пропускаем такое мимо ушей, а если не пропускаем, то начинается цунами, землетрясение, шквал. И тут уместно вспомнить слова премьер-министра царской России Петра Столыпина:

В России испокон веков отношение к правительственной власти было всегда критическим. Едва ли есть другая страна в мире, кроме России, где недовольство правительством было бы столь стойким и хроническим. Правительство в России ответчик за всё, даже за то, что делает самая страна внутри себя, в недрах своей духовной и экономической жизни. Или оно довело, или не умеет обуздать и направить на здоровый путь. А начнёт правительство принимать меры, призывать к труду, порядку – новые вопли: тирания, попрание свобод и так далее.

Народы, не осознавшие своих национальных задач, гибнут

Продолжая программу, Никита Михалков снова решил затронуть очень болезненную для нашего либерального сообщества тему идеологии. В 1993 году слово «идеология» вообще было как понятие запрещено в Конституции, потому что нас пугали тем, что была коммунистическая идеология, а там шли репрессии и прочие кошмары.

«А идеология – это всего-навсего договорённость между людьми, по каким законам им жить, – считает Михалков. – Притом что любая идеология, даже самая невероятная, у нас допускается. А национальная идеология – нет, она запрещена, повторяю. Не то что не приветствуется, а запрещена».

А вот что говорил Столыпин по этому поводу:

Народы забывают иногда о своих национальных задачах. Но такие народы гибнут, они превращаются в назём, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы.

А ведь идеология – это и есть осознание наших национальных задач.

В завершение мысли Никиты Михалкова хочется вернуться к трагической теме, с которой начал он свою программу «Бесогон» – кровавой бойне в Казани. Комментируя трагедию в интервью Царьграду, руководитель Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский сказал:

Мы воспитываем инфантильных эгоистов с амбициями, с высоким уровнем притязаний – они эдакие пупы земли. А потом они же воображают себя богами, живут с полной мировоззренческой кашей в голове. Мы сами формируем у детей мысль, что им всё дозволено, что им никто не указ. Это как машина с одной педалью газа, без тормозов. Надо заниматься внутренним состоянием ребёнка. Человек делает только то, что соответствует его мировоззрению. У человека должна быть внутренняя структура, стержень, который не позволит ему ни «колумбайном» заинтересоваться, ни в группу суицидников попасть или ещё куда-то. А у нас нет системы воспитания.

*»Открытое общество» признано нежелательной организацией, угрожающей конституционному строю нашей страны.

* ФБК – Фонд борьбы с коррупцией, включён в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

* «Медуза» – СМИ, признанное в России иноагентом.

О знаменитых корнях

Выше мы упоминали, кем были его родители. Но широко известны не только они. Его дед по отцу (Сергей Владимирович Михалков) был писателем, поэтом, сценаристом, военным корреспондентом. Дед по матери (Петр Кончаловский), а также дядя (Михаил Кончаловский) и прадед (Василий Суриков) были художниками. Дети Михалкова стали успешными и узнаваемыми актерами. Лишь первенец Степан не связал жизнь с театром и кино, а стал реставратором.

Никита Михалков говорит: «Во мне никогда не исчезало чувство происхождения. Даже тогда, когда я не понимал, что оно существует, оно было. Я ощущал его, как шум жизненных соков в дереве… Это очень важно. Ты знаешь, что можешь гнуться под переменчивым ветром, леденеть в зимнюю стужу, можешь даже отлетать по осени желтым листом. Но это главное всегда с тобой. Ты знаешь, что ты есть. И ты не один».

Нина извинилась перед пенсионеркой за шумную вечеринку. Реакция соседки удивила

Как выглядят дети, когда мама русская, а папы разной национальности: фото сестер

Огромный астероид приблизится к Земле в День весеннего равноденствия

Карьера

Многим зрителям Никита Михалков запомнился по ролям в фильмах «Вокзал для двоих», «Сибириада», «Жестокий романс». Он начал сниматься в фильмах с 14 лет. Первые роли были эпизодическими, но это тоже опыт. Первой главной ролью и началом актерского пути стала картина «Я шагаю по Москве» (в 1963). Именно она повлияла на решение Михалкова поступать в Театральное училище имени Щукина. Правда, на четвертом курсе он был отчислен, так как принял участие в съемках, что было запрещено. Но отчисление не помешало ему поступить на режиссера. Михалков говорит:

Успех — это величина переменная. Не стоит пытаться превратить ее в постоянную, стремиться на волне удачи набрать максимальное количество очков. В случае успеха или неуспеха надо двигаться дальше.

В качестве режиссера Н.С. Михалков дебютировал в 1974 году. А в целом за годы его карьеры он принял участие во многих проектах (в качестве актера, режиссера или сценариста). Вот его высказывание:

Я понял, что это одно из самых мудрых правил жизни: относиться к происходящему с простым смирением. Не пассивным унынием, а смирением. Оценивая все, что происходит, нужно спокойно делать выводы и продолжать жить и работать.

Кристина Асмус рассказала, как прошел один из ее рабочих дней

Почему Павел Деревянко не женился на матери своих детей, и как он живет сейчас

Только пчелы и шмели: принципы выращивания земляники по финскому методу

Никита Сергеевич написал сценарии к картинам «Транссибирский экспресс», «Ненависть», «Мой любимый клоун», «Одинокий охотник». Он говорит о нашем времени следующее:

Мы живем во времена подмен. Это удивительно и очень печально. Сегодня при помощи средств массовой информации и Интернета можно убедить зрителя, читателя, слушателя в том, что такой-то предмет (картина, музыкальное произведение, фильм) является новым словом в живописи, музыке, кинематографе, что это потрясающая глубина, невероятный талант и многое другое.

Талантлив во всем

За плечами Никиты Михалкова большой жизненный путь длиной в 75 лет. В каждой фразе, сказанной этим человеком, кроются его личный опыт и мудрость, которой он готов делиться с миром. Он говорит:

Не надо уподобляться собаке, которая на вас лает. Вы же не встаете на четвереньки и не лаете в ответ? Лучше всего не обращать внимания. Тогда она отстанет.

На многие вещи сейчас он смотрит проще, чем в молодости. Он не склонен к стереотипам и самобичеванию. Произошло, значит, нужно это пережить (и хорошее, и плохое).

Сейчас он уже не может регулярно заниматься спортом, но зарядка каждое утро и жизнь без лифтов по-прежнему входят в график Михалкова. Вот еще одна его фраза:

Вы говорите, что воспитание очень важно. Как-то иду я по Тверской. Стоят девушки легкого поведения. Узнали меня. Одна из них попросила автограф… И поблагодарила словами: «Спасибо, Никита Сергеевич, я на ваших фильмах воспитывалась!» Вот такая история.

Михалков еще и успешный предприниматель. Начал он с основания киностудии «ТРИТЭ», затем стал совладельцем винодельни в Италии, держателем акций алмазодобывающей корпорации, владельцем лесных угодий и акционером IT-предприятия. В 2015 Михалков открыл Академию театрального и кинематографического искусства и с братом зарегистрировал бренд. При этом Никита Сергеевич является соучредителем Фонда культуры России.

Михалков: «Мы переживаем разделение мира не только на богатых и бедных, но и на умных и глупых»

После большого перерыва вышел новый выпуск «Бесогона ТВ» Никиты Михалкова, в котором он снова поднимает вопросы образования и будущего страны. Автор передачи задается вопросом: почему произошла трагедия в Казани и как подобные трагедии предотвратить? Только ли повысить возраст владения оружием? Но это ничего не даст, если ничего не поменять в голове у подростков. Они будут убивать не с 18 лет, а с 21 года. Поэтому ключ к решению проблемы – образование и воспитание.

«Проблемы нашей школы начались тогда, когда недальновидные чиновники постановили изгнать из школьного образования воспитание, предоставив это семье и улице. Только сегодня не улица воспитывает детей и даже не семья, а интернет. Знаете ли вы, что сегодня у каждого ребенка школьного возраста есть гаджет? Целый год пандемии заставил наших детей учиться дистанционно. Знаете ли вы, что, сталкиваясь с проблемами, трудностями, негативным отношением, наши дети обращаются с вопросами не к родителям и учителям, а к соцсетям? Они в интернете ищут помощи, а попадают в ловушку. Мы сами своими руками разрушаем систему образования и воспитания», – привел Михалков выступление бывшего детского омбудсмена Павла Астахова.

Об этой проблеме недавно упоминала председатель правления ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», член экспертного совета по российскому ПО при Минцифры РФ Наталья Касперская, которая сказала столь же точно, сколь и лаконично: окно в преступный мир у каждого ребенка находится в кармане.

Но дело не только в преступности в сети, с которой худо-бедно, но борются, а в самой системе образования, из которого изгнано воспитание. Сама образовательная система калечит детей. Об этом очень точно в передаче сказала одна из матерей:

«Когда вы говорите об образовании, очень хотелось бы, чтобы вы думали не о «высоких технологиях», а о будущем страны – наших детях. Ни одна «высокая технология» не даст население, которое умеет рассуждать, анализировать делать выводы. Получается, что нашему государству не нужны думающие, размышляющие люди».

Совершенно верное замечание. Какие технологии были у Платона и Аристотеля? По меткому высказыванию британского математика и философа Альфреда Уайтхеда, вся философия – это заметки на полях произведений Платона. Который, между прочим, говорил о первичности идей, а не вещей. А Аристотель? Он создал логику, которой без изменения мы пользуемся уже 2,5 тысячи лет.

Михалков напоминает содержание форсайт-проекта «Образование-2030». Там ясно анонсируется «смерть форматов»: к 2025 году должны исчезнуть дипломы об окончании учебного заведения, система научных журналов, авторский учебник. А к 2035 году планируется уничтожить общеобразовательную школу, исследовательский университет и текст вообще как доминирующую форму знаниевой коммуникации. Что это значит? Человека разумного, думающего, читающего и пишущего должен, по планам разработчиков, заменить человек развлекающийся, тупой и глазеющий на визуальные образы, которые ему будет подсовывать цифровая система? Замах сделан на само слово как основу человеческого интеллекта. Все это на самом деле называется просто: уничтожение человека.

Смерть форматов, форсайт-образование(2020)|Фото: БесогонТВ

В принципе нормативным образом на телевидении и в интернете уже давно стал развлекающийся дебил. Сейчас в него активно добавляется элемент преступности, вырожденчества, извращений и продвигается эстетика самоуничтожения. И цифровизация играет здесь главную роль, потому что она позволяет все это делать под видом реформирования образования. Это геймификация, то есть замена обучения развлечением, «обучение» в соцсетях (кто-то в здравом уме верит в то, что ребенок будет учить уроки в соцсети?) и вообще сама цифровизация, которая не более чем разрушение настоящего образования. Вот в соцсетях борются с деструктивным контентом. Так сама цифровизация – это чисто деструктивная политика. Об этом 27 мая в Госдуме рассказала Анна Швабауэр, что показал Михалков.

Министр цифрового развития РФ Максут Шадаев тогда открыто заявил: денег на сельские школы и на учителей нет. А вот на цифровизацию есть. Что касается выступления известного эксперта Анны Швабауэр, то она рассказала все то, о чем постоянно говорит все последние годы, – о разрушении образования цифровизацией, которую навязывают насильно, без всякого обсуждения, вместе со всякими «цифровыми профилями» и фактически отменой живого учителя. Она привела ряд мнений разных ученых о вреде привязки к гаджетам для обучения. «Это удар по когнитивным аналитическим способностям наших детей«, – заключила она.

«А вы обратили внимание, как торопливо госпожа Швабауэр читает свой доклад. Как она чувствует, что ее не хотят слушать? Потому что то, что она говорит, не нравится тем, кто организовал круглый стол», – сказал Михалков (мы тоже обращали на это внимание в своем материале).

Он привел выступление врача-психотерапевта Андрея Курпатова на Давосском форуме 2021 года.

«Мы имеем эпидемию цифрового аутизма. Это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Другие люди для них стали заменяемыми, так как они не видят ценности в них», – сказал врач.

Курпатов рассказал о результатах важнейшего исследования 2017 года о том, как гаджеты влияют на умственные способности человека. Трем группам студентов давались задания. У одной группы телефонов не было, у другой он был в кармане, у третьей – лежал перед собой экраном вниз. Оказалось, что просто наличие телефона рядом резко снижает оперативную память мозга и «подвижный интеллект», что иллюстрируют соответствующие графики.

«Вы глупеете, когда с вами есть телефон. По сути, мы переживаем разделение мира не только на богатых и бедных, но и на умных и глупых», – заключил Курпатов.

О том, что даже простая визуализация оглупляет человека, говорили и писали давно. Так, знаменитый писатель-фантаст и «философ технологий» Станислав Лем еще в 1990-х писал, что дети становятся «жертвами неустанно бомбардирующей их мозг визуальной информации, передаваемой посредством телевизора». Это было еще на заре интернета. Что бы он сказал сегодня? Хотя Лем уже тогда ясно видел: сеть используется не для образования, а для кретинизации людей (выражение Лема). И даже касательно чисто образовательных целей у электронных средств есть, помимо достоинств, непреодолимые недостатки. Выхватывание и выведение на экран кусков текста мешает человеку сосредоточиться, а значит, мешает мышлению и обучению. Примечательно, что это утверждал рационалист до мозга костей.

Михалков также рассуждает о том, как антиценности мягко навязываются детям. В одном из заданий «Сберкласса» детям предлагается расставить знаки препинания в таком предложении: «Не все люди стремятся к непрерывному общению, для многих большой ценностью является одиночество, потому что наедине с собой можно быть настоящим и не стараться соответствовать чьим-то ожиданиям». Так внедряются установки на одиночество. Поразительно, что Лем сравнивал цифровизацию с пластиковой куклой для совокупления. Она в буквальном смысле разобщает людей и приучает их к суррогатам. Вместо живого общения – гаджет, вместо семьи и общения – виртуальный секс и т.д.

Любопытно, что Михалков упомянул о планирующемся создании в Санкт-Петербурге Университета свободных искусств и наук, что ранее анонсировал либерал со стажем и глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Это будет вуз в рамках «Сети университетов открытого общества» Джорджа Сороса, фонд которого был признан нежелательной организацией в России.

Также в передаче приводятся многочисленные примеры оглупления детей реформированной системой образования, из которой изгнано все полезное. Очень многие дети уже не знают в буквальном смысле ничего, кроме развлечений в своем гаджете. Их мозг разрушен развлечениями и развратом и они не могут сформулировать ни одной мысли. Их сознанием владеют какие-то блогеры-вырожденцы. И это не случайно. Почему в СМИ не пишут и не рассказывают о людях, которые что-то созидают: о рабочих, людях земли, ученых? – вопрошает Михалков. В результате мы и получаем тупых, агрессивных и ненавидящих Россию подростков и молодежь.

Что этому противопоставить? Михалков не дает ответа на этот вопрос. Он всегда подчеркивает, что прежде всего задает вопросы. Это тоже немаловажно. Ведь образование – это и есть прежде всего умение ставить вопросы. Потому что правильно поставленный вопрос – это уже половина ответа. Не потому ли нынешняя система так старательно пытается вытравить из людей желание задавать вопросы? Очень наглядно это проявляется в двух нынешних кампаниях – цифровизации и вакцинации. Там «лишние» вопросы вообще считаются признаком враждебности и происками недоброжелателей. А «неправильное мнение» запросто объявят «фейком». Министр просвещения Сергей Кравцов сказал же в ответ на данные о вреде гаджетов для здоровья детей: «Я вам официально говорю, что это фейк». Вот и весь разговор: кто с нами не согласен, тот будет объявлен «фейком».

Выдающийся физик Вернер Гейзенберг сказал, что образование – это то, что остается после того, как забывается все, чему учили. Что он имел в виду? Что главное – это не информация, которую сегодня раздобыть легче, чем ранее, а умение думать. А вот этому не научит ни одна технология. Об этом и сказал Михалков: он не против технологий, он против разрушения образования.

Мы тоже не будем давать своих ответов. Единственное, что напрашивается само собой, – это то, что пора перестать уповать на чиновников. Дети для них «новая нефть». Люди они только для родителей. Понимают ли это сами родители и готовы ли они что-то предпринимать – вот главный вопрос. Возможно, он не менее важный, чем вопрос, что делать с системой образования.

Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]