33 цитаты Оскара Уайльда, с которыми невозможно поспорить (2 фото)


Цитаты Уайльда

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам одну из самых объемных и разнообразных подборок цитат — писателя Оскара Уайльда.

Думаю, что немногие согласятся со всеми его высказываниями, но зато они хорошо побуждают думать.

Цитаты сведены по темам: человеческие проявления, женщины и мужчины, жизнь, брак, люди, жизненная этика, литература и искусство, о себе, социум, грех, женщины, религия, любовь, дружба, реальность, правда и ложь, красота, душа, эгоизм, образование, старость и смерть, время, успех, дети и родители, совесть, мода, благие намерения.

О человеческих проявлениях

Чтобы быть естественным, необходимо уметь притворяться.

Люди всегда смеются над своими трагедиями — это единственный способ переносить их.

Люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего.

Ничего не делать — это одно из самых сложных занятий, самое сложное и самое интеллектуальное.

Пунктуальность — вор времени.

Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас.

В основе оптимизма лежит чистейший страх.

Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, — это попросту доказательство бессилия.

Последовательность — последнее прибежище людей, лишенных воображения.

Только поверхностные люди не судят по внешности.

Всякий раз, когда человек допускает глупость, он делает это из самых благородных побуждений.

Естественность — всего лишь поза, и к тому же самая раздражающая из всех, которые мне известны.

Быть хорошим — значит, жить в согласии с самим собой.

Как легко обратить в свою веру других, и как трудно обратить самого себя.

Немного искренности — вещь опасная, но абсолютная искренность просто фатальна.

Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого.Тебе все одинаково безразличны.

Между капризом и вечной любовью разница та, что каприз длится несколько дольше.

Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать её от людей.

В самобичевании есть своего рода сладострастие. И когда мы сами себя виним, мы чувствуем, что никто другой не вправе более винить нас.

Циник — человек, знающий всему цену, но не знающий ценности.

Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут.

О женщинах и мужчинах

Женщины существуют для того, чтобы их любили, а не для того, чтобы их понимали.

Когда мужчина делает именно то, чего ждет от него женщина, он не много выигрывает в её глазах. Всегда нужно совершать поступки, которых женщина не может ожидать, и говорить то, чего она не в силах понять.

Женщины любят недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы всё нам простить, даже ум.

Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество — к своим богам: они нам поклоняются — и надоедают, постоянно требуя чего-то.

Мужчин можно анализировать и обсуждать, женщин же только обожать.

С дурными женщинами не знаешь покоя, а с хорошими изнываешь от скуки.

Женщины являются воплощением победы материи над духом — так же как мужчины воплощают победу духа над моралью.

Мужчина, читающий мораль, обычно лицемер, а женщина, читающая мораль, непременно дурнушка.

Женщина может изменить мужчину одним способом: причинить ему столько зла, чтоб он вовсе потерял вкус к жизни.

Женщины переносят горе легче, чем мужчины, так уж они созданы! Они живут одними чувствами, только ими и заняты.

Есть что-то положительно скотское в спокойном характере мужчин.

Женщины вдохновляют нас на создание шедевров, но мешают нашему вдохновению реализоваться.

Женская душа заключена в красоте, так же, как мужская — в силе. Если бы обе могли соединиться в одном человеке, мы получили бы идеал искусства, о каком люди мечтают с тех пор, как оно существует.

Книга жизни начинается с мужчины и женщины в саду… и заканчивается апокалипсисом.

Кстати, цитаты про женщин и цитаты про мужчин

О жизни

Все мы в сточной канаве, но некоторые смотрят на звёзды.

Жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьёзно.

Нет ничего такого, на что нельзя было бы надеяться. Жизнь и есть надежда.

Душа рождается старой, но становится всё моложе. Это комедия жизни. Тело рождается молодым и стареет. И вот это — трагедия.

Весь мир — театр, но труппа никуда не годится.

Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем.

Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше.

Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и всё.

В жизни возможны только две трагедии: первая — не получить то, о чём мечтаешь, вторая — получить. Вторая хуже, это поистине трагедия!

Когда боги хотят наказать нас, они отвечают на наши молитвы.

В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не вознаграждаются.

В наш век только бесполезные вещи и необходимы человеку.

В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми, и слишком много думают, а это мешает им быть красивыми.

Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества — уже трагедия.

Бремя наших дней слишком тяжко для того, чтобы человек мог нести его в одиночестве, а мирская боль слишком глубока для того, чтобы человек в одиночку был в состоянии её пережить.

Как только каннибалам начинает угрожать смерть от истощения, Господь, в своём бесконечном милосердии, посылает им жирного миссионера.

Разбитой можно считать лишь ту жизнь, которая остановилась в своем развитии.

Кстати, цитаты о жизни

О браке

Самая прочная основа для брака — взаимное непонимание.

Как может женщина быть счастливой с человеком, который упорно желает видеть в ней разумное существо?

Любовь замужней женщины — великая вещь. Женатым мужчинам такое и не снилось.

Наши мужья ничего в нас не ценят. За этим приходится обращаться к другим.

Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.

Двадцать лет любви делают из женщины развалину; двадцать лет брака придают ей сходство с общественным зданием.

Верность! В ней — жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.

Мужчины женятся со скуки, женщины — из любопытства. И те, и другие испытывают разочарование.

Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины. Красивым — не до того, они ревнуют чужих.

Кстати, цитаты про свадьбу

О людях

Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы.

Положительные люди действуют на нервы, плохие — на воображение.

Мир делится на два класса — одни веруют в невероятное, другие совершают невозможное.

Большинство из нас — это не мы. Наши мысли — это чужие суждения; наша жизнь — мимикрия; наши страсти — цитата!

Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека.

Только пустые люди знают себя.

Господь, создавая человека, несколько переоценил свои силы.

Именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем, сильнее всего властвуют над нами. А слабее всего бывают чувства, происхождение которых нам понятно.

Чужие драмы всегда невыносимо банальны.

Облагораживает человека только интеллект.

Кстати, цитаты про людей

О жизненной этике

Будь собой, остальные роли заняты.

Невозможное — это то единственное, чем имеет смысл заниматься.

Тому, что действительно нужно знать, никто не научит.

За каждое новое неизведанное ощущение не жаль заплатить чем угодно.

Всё можно пережить, кроме смерти; всё можно перенести, кроме хорошей репутации.

Единственное, о чём никогда не пожалеешь, это наши ошибки и заблуждения.

Умеренность — роковое свойство. Только крайность ведёт к успеху.

Когда со мной сразу соглашаются, я чувствую, что я не прав.

Человек должен вбирать в себя краски жизни, но никогда не помнить деталей. Детали всегда банальны.

Самые большие загадки таит в себе то, что мы видим, а не то, что скрыто от наших глаз.

Во всём, к чему люди относятся серьёзно, нужно видеть комическую сторону вещей.

После хорошего обеда можно простить кого угодно, даже своих родственников.

О литературе и искусстве

Поэт может вынести всё, кроме опечатки.

Искусство — это самая выразительная из всех известных форм индивидуализма.

Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.

В Америке, в Скалистых горах я видел единственный разумный метод художественной критики. В баре над пианино висела табличка: «Не стреляйте в пианиста — он делает всё, что может».

Жизнь слишком едкая жидкость. Она разрушает искусство.

Книги, которые мир называет аморальными, — это книги, которые демонстрируют миру его позор.

Я не выношу вульгарный реализм в литературе. Человека, называющего лопату лопатой, следовало бы заставить работать ею — только на это он и годен.

Наивысшая, как и наинизшая форма критики — есть вид автобиографии.

Музыка дарит нам наше собственное прошлое.

Фундаментом литературной дружбы служит обмен отравленными бокалами.

О себе

Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить.

У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего.

Я совсем не хочу знать, что люди говорят за моей спиной. Это слишком мне льстит.

Я люблю говорить ни о чем. Это единственное, о чем я что-нибудь знаю.

Я люблю мужчин с будущим и женщин с прошлым.

Я могу устоять против всего, кроме соблазна.

Чтобы вернуть свою молодость, я готов делать всё — только не вставать рано, не заниматься гимнастикой и не быть полезным членом общества.

Когда меня выпустят на свободу, я попросту перейду из одной тюрьмы в другую.

Или я, или эти мерзкие обои в цветочек.

Я умираю, как жил, — не по средствам.

О социуме

На древнегреческом портале античного мира было начертано: познай самого себя. На портале современного мира будет начертано: будь самим собой.

Гуманизм противоестественен, ибо помогает выжить ничтожнейшим.

Общество часто прощает преступника. Но не мечтателя.

Общественное мнение торжествует там, где дремлет мысль.

Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему.

Есть три вида деспотов. Первый терроризирует тело. Второй терроризирует душу. Третий — в равной степени тело и душу. Первого зовут Князь, второго зовут Папа, третьего — Народ.

О грехе

Существует только один грех — глупость.

Грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз — но уже с удовольствием.

Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление — это путь к очищению. После остаются лишь воспоминания о наслаждении и сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему.

У каждого святого есть прошлое, у каждого же грешника есть будущее.

О женщинах

Если на женщине очень много румян, а платья очень мало — это признак отчаяния.

У женщин лучший способ защиты — нападение, а лучший способ нападения — внезапное и необъяснимое отступление.

Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на неё, но не слушайте.

Только по-настоящему хорошая женщина способна совершить по-настоящему глупый поступок.

У женщины поразительная интуиция: она может догадаться обо всём, кроме самого очевидного.

Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, сказавшая это, может рассказать что угодно.

О религии

Религия — очень распространённый суррогат веры.

В истины веры верят не потому, что они разумны, а потому, что их часто повторяют.

Вера не становится истиной только потому, что кто-то за неё умирает.

Скептицизм — начало веры.

Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестаёт быть молитвой и становится перепиской.

Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.

Кстати, цитаты о религии

О любви

Влюблённость начинается с того, что человек обманывает себя, а заканчивается тем, что он обманывает другого.

Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет.

Мужчина может быть счастлив с любой женщиной — при условии что он её не любит.

Мужчины всегда хотят быть первой любовью женщины. Женщины мечтают быть последним романом мужчины.

Кстати, цитаты о любви

О дружбе

Знать своих друзей — это чрезвычайно опасная вещь.

Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Страсть, вражда, обожание, любовь — только не дружба.

Смех — неплохое начало для дружбы, и смехом же хорошо её закончить.

Человеку, у которого нет врагов, их с успехом заменяют тайно ненавидящие его друзья.

Кстати, цитаты о дружбе

О реальности

Только слова придают реальность явлениям.

Определить — значит ограничить.

Вещь есть то, что в ней можно узреть.

У природы, конечно, благие намерения, но, как однажды сказал Аристотель, она не в состоянии воплотить их в жизнь.

О правде и лжи

Ложь — это правда других людей.

Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой.

Истина перестаёт быть правдой, когда больше чем один человек верит в неё.

Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду.

Кстати, цитаты про правду и цитаты про ложь

О красоте

Красота выше гения, потому что не требует понимания.

Подлинный секрет счастья — в искании красоты.

За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы зацвёл самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.

Кстати, цитаты про красоту

О душе

Красота души растёт, чтоб обрести дар видеть бога.

Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа.

Те, кто видит различие между душой и телом, не имеют ни тела, ни души.

Кстати, цитаты про душу

Об эгоизме

Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь.

Эгоизм — это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы этого хотите.

Об образовании

Образование — восхитительная вещь, но следует помнить хотя бы время от времени, что ничему тому, что действительно следует знать, обучить нельзя.

Теперь хорошее воспитание — только помеха. Оно от слишком многого отгораживает.

Кстати, цитаты про образование

О старости и смерти

Трагедия старости не в том, что ты стар, а в том, что по-прежнему считаешь себя молодым.

Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства.

Иногда то, что мы считаем мёртвым, долго ещё не хочет умирать.

О времени

Время — потеря денег.

Вся прелесть прошлого в том, что оно — прошлое.

Трудно избежать будущего.

Кстати, цитаты про время

Об успехе

Большой успех всегда требует некоторой неразборчивости в средствах.

Амбиции — это последнее прибежище неудачников.

Кстати, цитаты про успех

О детях и родителях

Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают.

Материнство — факт. Отцовство — мнение.

Кстати, цитаты про детей

О совести

Совесть — официальное название трусости.

Совесть делает всех нас эгоистами.

О моде

Мода — это форма безобразия, настолько невыносимого, что мы вынуждены менять ее каждые полгода.

Мы считаем модным то, что носим сами и немодным то, что носят другие.

О благих намерениях

Благие намерения — это чеки, которые люди выписывают на банк, где у них нет текущего счета.

Благие намерения — попросту бесплодные попытки идти против природы.

О разном

Спорить — это так вульгарно. Ведь в приличном обществе всегда придерживаются одного и того же мнения

Мысль, которая не опасна, не достойна называться мыслью.

Судьба не шлёт нам вестников — для этого она достаточно мудра или достаточно жестока.

Опытом люди называют свои ошибки.

Патриотизм — это великое бешенство.

Убийство — всегда промах. Никогда не следует делать того, о чём нельзя поболтать с людьми после обеда.

Понятие добра и зла доступно лишь тем, кто лишён всех остальных понятий.

Работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.

Какая прекрасная сегодня луна! — Да, но если бы вы видели её до войны…

В России нет ничего невозможного, кроме реформ.

Цитаты Оскара Уайльда эстетичны, провокационны, и при этом умны и жизненны. Свои нонконформистские идеи он осуществлял на практике, что в конечном итоге привело к трагедии. «Мальчику-звезде» оказалось трудно прожить в своем особом мире, не вступая в конфликт с обществом.

Цитаты про Оскара Уайльда

  • Б. Шоу: Это была хорошо сделанная жизнь в скрибовском смысле, такая же простая, как у Де Грие, любовника Манон Леско; но она достигла еще большего, отбросив Манон и сделав Де Грие единственным героем, влюбленным в самого себя. (кстати, цитаты Бернарда Шоу)
  • У. Йейтс: Обеденный стол сделал Уайльда величайшим рассказчиком своего времени.
  • А.К. Дойл: Я подумал тогда и сейчас еще думаю, что чудовищная эволюция, которая его погубила, носила патологический характер, и заниматься им следовало скорее в больнице, нежели в полицейском участке. (кстати, цитаты Шерлока Холмса)
  • А. Моруа: Благодаря Уайльду англичане знают способ превращать парадоксы в банальности. (кстати, цитаты Андре Моруа)
  • К. Бальмонт: Он был гениально одаренным поэтом. Он осуществлял до чрезмерной капризности все свои «хочу!», — но, как все истинные игроки, он в решительный момент не рассчитал своих шансов сполна.
  • Ж. Кокто: Оскар Уайльд дорого заплатил за то, что был Оскаром Уайльдом. Но быть Оскаром Уайльдом — верх роскоши.
  • У. Оден: С самого начала Уайльд режиссировал свою жизнь и продолжал это делать даже тогда, когда судьба вырвала все нити у него из рук.
  • Х.Л. Борхес: Простой и очевидный факт состоит в том, что соображения Уайльда чаще всего верны.

Далее вы можете перейти к следующим подборкам цитат:

  • цитаты Шекспира
  • цитаты Твена
  • цитаты Брэдбери
  • цитаты Черчилля
  • цитаты Коко Шанель
  • цитаты Сент-Экзюпери

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Об облегающем бархатном камзоле, штанах до колен и двух парах серых шелковых чулок

«Дорогой полковник Морс, будьте добры, пойдите к хорошему костю­меру (театральному) и закажите для меня (не упоминая моего имени) два костюма для дневных, а может быть, и вечерних выступ­лений. Они должны быть красивы: этакий облегающий бархатный камзол с боль­шими, украшенными цветочным узором рукавами и круг­лым гофриро­ван­ным батистовым воротничком, выглядывающим из-под стоячего ворота. Я посылаю Вам рисунок и мерку. Костюмы должны ждать меня в Чикаго и быть готовы к моему выступлению там в субботу днем — во всяком случае черный. Любой хороший костюмер поймет, что мне надо: нечто в стиле одежды Франциска I, только с короткими штанами до колен вместо длинных обтягивающих рейтуз. Также достаньте мне две пары серых шелковых чулок в тон серому, мышиному бархату. Рукава должны быть если не бархатными, то плю­шевыми, украшен­ными крупным цветочным орнаментом. Они произ­ведут большую сенсацию».

Из письма полковнику Морсу. Сент-Луис, штат Миссури. 26 февраля 1882 года


Оскар Уайльд. Нью-Йорк, 1882 годBritish Library
Осенью 1881 года Уайльд получил предложение от продюсера Ричарда Д’Ойли Карта отправиться в Америку с лекционным турне. К тому времени Уайльд уже успел прославиться в Англии как знаменосец эстетизма Эстетизм — направление в искусстве, про­воз­глашающее преобладание прекрасной формы над содержанием, над прагмати­чес­кими и этическими соображениями («искус­ство ради искусства»)., и Карт — возможно, с подачи знаменитой актрисы Сары Бернар — решил познакомить американцев с новыми веяниями по части прекрасного в искусстве и повседневной жизни. А заодно сделать рекламу нью-йоркской постановке комической оперы «Пей­шенс»: легко узнаваемым прототипом одного из персонажей был Уайльд. Тема­ми его лекций в Америке были «Английский Ренессанс», «Прекрасное жилище» и «Декоративное искусство». Говоря о своих идеях в отношении костюма, он де­­мон­стрировал эти идеи, так сказать, на себе.

О книгах

«Я в ужасе и за себя — ведь я выйду на волю без единой книги. Одна надежда на друзей… Ты знаешь, какие авторы мне нужны: Флобер, Стивенсон, Бодлер, Метерлинк, Дюма-отец, Китс, Марло, Чаттертон, Кольридж, Анатоль Франс, Готье, Данте и литература о нем, Гете и о нем и так далее. Я был бы несказанно рад, если бы что-нибудь из этого встретило меня после освобождения — может быть, найдутся друзья, которые не откажут».

Из письма Роберту Россу. Тюрьма Ее Величества, Рединг. 6 апреля 1897 года

Уайльд отбывал наказание сначала в лондонских тюрьмах (Пентонвиллской и Уондсвортской), а затем в Рединге, на юго-востоке Англии. Заключение было одиночным. Уайльд переносил его очень тяжело. «В английских тюрьмах узаконены три вида пыток, — писал он после освобождения в газету Daily Chronicle. — Голод. Бессонница. Болезнь». Однако ближе к концу срока он начал оживать. В письме Россу от 1 апреля он пишет о своей благодарности новому начальнику Редингской тюрьмы, смягчившему ему режим, разрешив­шему много читать и написать то самое письмо «De Profundis». Думая о выходе на волю, он беспокоился не только о чтении. «Наконец, я был бы очень призна­телен Мору Мор Эйди (1858–1942) — литератор и пере­вод­чик, друг Уайльда., если бы он написал тем людям, которые после моего ареста заложили или продали мое меховое пальто, и спросил их, где оно может сейчас находиться, ибо мне необходимо разыскать его и вернуть. Я не расставался с ним двенадцать лет, оно объехало со мной всю Америку, я приходил в нем на все премьеры моих пьес, оно знает меня как облупленного, и оно мне действи­тельно нужно», — писал он Россу 1 апреля того же года.

О мужской привлекательности

«Любимый мой мальчик, твой сонет прелестен, и просто чудо, что эти твои алые, как лепестки розы, губы созданы для музыки пения в не меньшей степени, чем для безумия поцелуев. Твоя стройная золотистая душа живет между страстью и поэзией. Я знаю: в эпоху греков ты был Гиацинтом, которого так безумно любил Аполлон».

Из письма Альфреду Дугласу Мы следуем традиции русского написания, хотя точнее было бы Элфред Даглас (Прим. Леонида Мотылева).. Предположительно, январь 1893 года


Оскар Уайльд и Альфред Дуглас. 1893 год British Library
Альфред Дуглас (1870–1945) афишировал отношения с Уайльдом, что вы­звало гнев отца Дугласа, влиятельного маркиза Куинсберри (1844–1900), известного своим воинственным темпераментом. Он стал преследовать Уайльда. Вызы­ва­ю­щее поведение Дугласа, вспышки ярости по отношению к отцу — все это под­ливало масла в огонь и в конце концов привело к суду (подробнее об этом — дальше), на котором Уайльду инкриминировали «неприс­той­ное поведение» с продаж­ными юношами. Против Дугласа обвинений не выд­вигалось. К нему обращено длинное послание Уайльда из тюрьмы, озаглавленное «De Profundis» «Из глубины» (лат.)., где он признается Дугласу в любви, винит его в случившемся, пишет о своем покаянии и смирении, но вместе с тем гордо заявляет, что был символом искус­ства и культуры своего века.

О бесполезности искусства

«Если созерцание произведения искусства побуждает к какой-либо деятельности, это значит, что либо произведение весьма посредствен­но, либо созерцающий не сумел оценить его во всей художественной полноте. Произведение искусства бесполезно, как бесполезен цветок. Ведь цветок расцветает ради собственного удовольствия. Мы получаем удовольствие в тот миг, когда любуемся им. Вот и все, что можно сказать о нашем отношении к цветам. Конечно, человек может продать цветок и тем самым извлечь из него пользу для себя, но это не имеет ничего общего с цветком. Это не меняет его сущности. Это нечто случайное, безотносительное к нему».

Из письма Эрнесту Бернульфу Клеггу. Лондон. Предположительно, апрель 1891 года

Провозглашая, согласно канонам эстетизма, бесполезность искусства, Уайльд при этом привнес немало искусства и в обстановку своего дома на Тайт-стрит, откуда было отправлено это письмо, и в свою одежду и внешность. Ричард Эллман, основываясь на свидетельствах современников, подробно описывает интерьер его «Прекрасного жилища»: «…библиотека, оформленная в стиле, который одни называли турецким, другие — мавританским, третьи — северо­африканским. Над дверным проемом и вдоль стен комнаты шел архитрав из массивных балок, на которых золотым, красным и синим цветом были начертаны слова Шелли…»

Анекдоты об Оскаре Уайльде

Мнимые или действительные высказывания знаменитого писателя, которыми он реагировал на восхищение, сомнение и скепсис

О католицизме и очаровании Рима

«Если бы я мог надеяться, что католическая вера пробудит во мне некоторую серьезность и чистоту, я перешел бы в нее хотя бы ради удовольствия, даже не имея на то более веских причин. Но надежда на это невелика, а перейти в католицизм — значит отринуть и принести в жертву два моих великих божества — Деньги и Честолюбие. И вместе с тем я бываю подчас так несчастен, подавлен и неспокоен, что в каком-нибудь отчаянно тоскливом настроении буду искать прибе­жища у Римско-католической церкви, которая просто зачаровывает меня своею прелестью. Надеюсь, что теперь, пребывая в Священном городе, ты пробудился и рассеял ослеплявшую тебя египетскую тьму. Растрогайся, восхитись им, почувствуй громадное очарование церкви, ее высшую красоту и одухотворенность, дай волю и простор всем сторонам своей натуры. <�…> Не стану докучать тебе теологией, но только скажу: если ты почув­ствуешь очарование Рима, это доставит мне величайшее удовольствие. Тогда я, наверное, решусь».

Из письма Уильяму Уорду. Оксфорд. Февраль-март 1877 года


Оскар Уайльд в Риме. 1900 год National Portrait Gallery, London
Уайльд родился в католической по преимуществу Ирландии, но в про­тес­тантской семье. Его отец был известный медик, автор книг об Ирландии, мать — поэтесса и горячая сторонница независимости страны. На протяжении всей жизни в Уайльде периодически вспыхивал интерес к католицизму. В Оксфорде, как пишет его биограф Ричард Эллман Ричард Эллман (1918–1987) — американский литературный критик, историк, биограф, двадцать лет работал над биографией Оскара Уайльда и получил за нее Пулитцеровскую премию., толчком в сторону церкви, возможно, послужило зара­жение сифилисом от проститутки и сопут­ствующее ощущение греха. Сифилис тогда пытались лечить ртутью, от кото­рой темнели зубы, и Уайльд, придавав­ший большое значение своей внешности, приобрел привычку, разговаривая, прикрывать рот рукой. Католиком он так и не стал; отзвуки его переживаний слышны в «Портрете Дориана Грея»:

«Одно время в Лондоне говорили, что Дориан намерен перейти в католичество. Действительно, обрядность католической религии всегда очень нравилась ему. <�…> Однако Дориан понимал, что принять официально те или иные догматы или вероучение значило бы ставить какой-то предел своему умственному развитию, и никогда он не делал такой ошибки… <�…> …все теории, все учения о жизни были для Дориана ничто по сравнению с самой жизнью».

АУДИО!

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Что надо знать об эпохе Джеймса Джойса и Ирландии того времени? Зачем Джойс уничтожил фигуру автора и вывернул наизнанку весь Божий мир?

О предчувствии краха

«Мой дорогой Бобби, после нашей встречи кое-что произошло. Отец Бози Домашнее прозвище Альфреда Дугласа. оставил в моем клубе карточку с ужасной надписью. Теперь я не вижу иного выхода, кроме как возбудить уголовное преследование. Этот человек, похоже, погубил всю мою жизнь. Башня из слоновой кости атакована низкой тварью. Жизнь моя выплеснута в песок».

Из письма Роберту Россу. Лондон, отель «Эйвондейл». 28 февраля 1895 года


Карикатура на Оскара Уайльда и Альфреда Дугласа «Мечты о декадансе на Черуэлле». 1893 год Wikimedia Commons
28 февраля швейцар клуба Albemarle передал Уайльду карточку, оставленную маркизом Куинсберри десять дней назад. На карточке было написано: «To Oscar Wilde posing Somdomite» «Оскару Уайльду, выставляющему себя как содомит» (англ.). (именно так, с грамматическими ошибками). Уайльд возбудил дело о клевете, которое проиграл. Этим иском он навлек на себя юридические обвинения в безнравственности, а затем был приговорен к двум годам тюрьмы.

О решении остаться в Англии

«Я решил остаться: так будет благороднее и красивее. Мы все равно не могли бы быть вместе. Мне не хотелось, чтобы меня называли трусом или дезертиром. Жить под чужим именем, изменять свою внешность, таиться — все это не для меня, которому ты был явлен на той горней выси, где преображается прекрасное».

Из письма Альфреду Дугласу. Лондон. 20 мая 1895 года


Суд над Оскаром Уайльдом. Рисунок из газеты Police News от 20 апреля 1895 года British Library
Перед решающим судом друзья настойчиво уговаривали Уайльда покинуть страну, предлагали варианты побега (включая такие экзотические, как побег на взятой напрокат яхте), но он упорно отказывался. Мотивы видны из приве­ден­ного отрывка.

О воссоединении

«Если меня начнут осуждать за возвращение к Бози, скажи им, что он предложил мне любовь и что я, в моем одиночестве и позоре, после трех месяцев борьбы с отвратительным филистерским миром, вполне естественно, ее не отверг. Конечно, с ним я нередко буду несчастлив, но, несмотря на это, я люблю его; уже одно то, что он разбил мою жизнь, заставляет меня любить его».

Из письма Роберту Россу. Неаполь. 21 сентября 1897 года

1 / 2

Оскар Уайльд и Альфред Дуглас за завтраком. Окрестности Дьепа, 1898 годBritish Library

2 / 2

Первое издание книги Оскара Уайльда «Баллада Редингской тюрьмы» с дарственной надписью Роуленду Фозергиллу. 1898 годChristie’s

После освобождения Уайльд сразу уехал из Англии и жил попеременно во Франции и Италии. С Дугласом они то сходились, то расходились; оба испытывали тяжелые денежные трудности. «Четыре месяца Бози бомбар­дировал меня письмами, предлагая мне „кров“. Он обещал мне любовь, признательность, заботу, обещал, что я не буду нуждаться ни в чем. Наконец я сдался; но, встретившись с ним в Эксе по дороге в Неаполь, я увидел, что у него нет ни денег, ни планов и что он начисто забыл все свои обещания. Он вообразил, будто я в состоянии добывать деньги для нас обоих. Я действи­тельно добыл 120 фунтов. На них Бози жил, не зная забот. Но когда я потре­бовал с него его долю, он тут же сделался ужасен, зол, низок и скуп во всем, что не касалось его собственных удовольствий, и, когда мои деньги кончились, он уехал», — писал Уайльд Россу из Парижа 2 марта 1898 года. Единственный художественный текст, который Уайльд написал, выйдя из заключения, — это стихотворная «Баллада Редингской тюрьмы». В феврале 1898 года она была опубликована в Англии отдельной книгой. Вместо фамилии автора на обложке значился его тюремный номер — C. 3. 3. Текст имел очень большой успех и за короткое время был несколько раз переиздан. Помимо баллады, были напечатаны два длинных письма Уайльда в газету Daily Chronicle, где он рато­вал за облегчение тюремных условий и вступился за надзирателя, уволенного за излишнюю мягкость к малолетнему заключенному.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]