сайт Горловской и Славянской епархии
Что может объединить антихриста и барона Мюнхаузена, немецкого проповедника-антифашиста и Данте? Чем плоха сковородка вместо цветов? О чём напоминают грязные подсвечники? Читайте интервью протоиерея Владимира Шутова, настоятеля храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, — узнаете!
Первое, что пришло в голову, когда я стал размышлять над темой равнодушия, это слова из Откровения Иоанна Богослова: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Это упадок такой степени, когда дальше уже невозможно. Равнодушие — состояние страшное. Мы думаем: убил человек человека — это грех, страшно. Ограбил — грех, страшно. Предал — то же. А равнодушие — что в нём такого? Однако так только кажется.
У польского писателя Бруно Ясенского есть незаконченный роман «Заговор равнодушных». Он начинается словами американского поэта Ричарда Эберхарта: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Получается, что если где-то совершилось убийство, перед этим имело место равнодушие большого числа людей.
Равнодушие – это врожденное качество?
Равнодушие – это качество, характеризующее человека как бездушную личность, не обращающую внимания на чужие беды, горести и переживания. Равнодушие – приобретенная черта.
Человек не может родиться равнодушным, он таким становится в силу жизненных обстоятельств, примеров и собственных суждений. Равнодушием считается сознательный отказ помогать кому-либо решать вопросы, которые человека не касаются или касаются косвенно.
Равнодушие одного человека порождает равнодушие других. К примеру, тот, кому не пришли на помощь в сложный момент и проявили равнодушие, сделает также по отношению к другим. Потому что многим людям, с одной стороны, проще остаться в стороне, чем взвалить на себя груз решения чужих проблем и предложить помощь. С другой стороны, если человеку однажды отказали, он, скорее всего, поступит зеркально и также откажет в помощи другим.
Какие опасности таит равнодушие людей и откуда оно берется?
Равнодушие людей стало в современном обществе реальной проблемой. Оно пронизывает представителей разных возрастных и социальных групп, прививается детям.
Ребенок не может пройти мимо голодного и беспомощного котенка, хочет его приласкать и накормить. Что делает мама? Дергает малыша за руку и запрещает приближаться к животному потому, что «он лишайный, бездомный, потерялся, мы торопимся» и т.д. Дважды услышав одно и то же, в третий раз этот ребенок и сам пройдет мимо, проговаривая в мыслях мамины слова. Ему, возможно, будет стыдно перед самим собой, но он постарается заглушить и забыть это чувство.
Точно также большинство взрослых людей равнодушно проходят мимо тех, кто, возможно нуждается в помощи. Человек упал и лежит без движения на тротуаре или лавке. Большинство людей сделают вид, что не заметили или решили, что он пьян, или торопились по своим делам. А в это время у человека мог случиться сердечный приступ, оторваться тромб и какие-то минуты его еще можно было спасти. Но равнодушие не позволило этого сделать.
Многие пройдут мимо, если увидят разбойное нападение, избиение одного человека другим или группой людей. «Моя хата с краю, ничего не знаю» — так всегда сказать проще и пройти мимо, не вызвав полицию и не оказав помощь. А, возможно, что это преступники, которых разыскивают давно и безуспешно (и по причине равнодушия, в том числе), и жертва так и не получит помощи.
Сковородка против цветов
Одно из проявлений равнодушия — отсутствие внимания друг к другу. Мы можем жить в одной семье, но не замечать нужд друг друга, а ведь то, чего мы не замечаем, может быть очень важно для нашего близкого человека. Например, жена хочет, чтобы я подарил ей цветы, а я говорю: ну зачем они тебе, давай я лучше подарю тебе сковородку! Она полезнее. Я покупаю сковородку, она улыбается, принимает мой подарок, но ей хочется цветы. Это тоже равнодушие, потому что ты не проявляешь внимания к нуждам человека, его желаниям. Ты меряешь его по себе. Мне цветы не нужны, я за сковородку. Это кажется мелочью, но ни к чему хорошему не приводит. А потом в такой семье рождаются дети.
Недавно я присутствовал на заседании комиссии по предотвращению насилия в семье и обществе. Обсуждали проблему: один мальчик в детском саду ведёт себя очень агрессивно, а ещё выяснилось, что он постоянно хочет спать. Стали расспрашивать родителей. Они говорят: «А что вы хотите, мы приходим с работы уставшие, в восемь часов ложимся спать, а он до трёх ночи смотрит кино в интернете». Мальчику пять-шесть лет. Родители считают, что в этой ситуации нет ничего плохого: они ведь работают для того, чтобы его обеспечить, чтобы у него всё было. То, что он до трёх ночи смотрит неконтролируемую информацию, для них нормально. Кто знает, что видел этот ребёнок? Можно ли удивляться, если со временем из него вырастет асоциальный человек? Чего хотеть от молодых, если они растут в равнодушных семьях?
Не знаю, как вывести людей из летаргического сна равнодушия. Оно повсюду, даже в мелочах. Нечищеная обувь, неопрятная одежда, небрежность — это всё формируется равнодушием.
Чем опасно равнодушие?
Чем еще опасно равнодушие? Тем, что распространяясь повсеместно, лишает общество гуманности и взаимопомощи. Люди уже не уверены в том, что если на них нападут, кто-то вызовется помочь или позвонит в полицию. Потому что большинство людей и сами так не сделают.
Сейчас люди быстрее достанут телефон и включат видеокамеру, чтобы заснять происходящий беспредел, чем придут на помощь и позовут других.
Проявляя равнодушие, человек теряет связь с сопереживанием, становится безразличной личностью. Люди не хотят брать на себя чужие переживания, завидуют чужой радости.
Почва многих грехов
Равнодушие рождает самые страшные преступления. Вспомним деяния апостолов. Когда Ирод погубил первого патриарха Иерусалимского, апостола Иакова, его подданные ничего не сделали. Ироду это понравилось, и начались первые гонения на христиан. Если провести параллель с тем, что сейчас происходит в нашей Церкви, то можно заметить, что всё происходит с молчаливого согласия множества наших сограждан. Они закрывают глаза на то, что делают с верующими людьми, их это не касается. Для кого-то это далеко: «Вот придёт ко мне — тогда буду думать, как быть». Для другого это не важно, потому что его проблемы христиан не волнуют, он не христианин.
Всем людям, независимо от их вероисповедания, надо понимать, где добро и где зло. Как учит апостол: чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Надо руководствоваться не своими сиюминутными принципами, а категориями вечности. Тот, кто так живёт, не может быть равнодушен. Даже маленькие, локальные проявления горя, несправедливости для нас важны и серьёзны. Иначе получается так: все мы хотим, чтобы наши друзья и знакомые были добрыми людьми, а сами не хотим такими быть. Мы ищем грех вокруг, а он лежит в другой плоскости: в нас.
Грех равнодушия — очень тяжёлый. Он лежит в основе очень многих грехов. Например, казалось бы: какое отношение он имеет к чревоугодию, но оказывается, что чревоугодник сначала стал равнодушен к себе, а потом уже начал есть что попало или без ограничений. Так же и убийца: он сначала стал равнодушен к ценности жизни другого человека, его страданиям. С другой стороны, если мы посмотрим на жизнь этого убийцы, наверняка окажется, что его окружали равнодушные люди. Он холоден к страданию других, потому что к нему был безразличны в детстве, юности.
Проблема равнодушного отношения к жизни
Проблема равнодушного отношения к жизни может быть вызвана и индивидуальными факторами, некими жизненными событиями, личным опытом. К примеру, человек, находящийся в депрессии, скорее всего равнодушен к жизни и происходящим в ней событиям.
Тот, кто стал жертвой или пострадал от безразличия других людей, нередко становится равнодушным потому, что ему когда-то кто-то не помог.
Равнодушное отношение к жизни появляется и у тех, кто разочарован в себе и окружающих, страдает апатией и не видит смысла жизни.
Равнодушными живут люди, не имеющие цели и любимого дела, потерявшие самых близких людей, и по разным причинам оставшиеся в одиночестве.
Равнодушие в жизни проявляют и люди, которые имеют эгоистические наклонности в плохом смысле этого слова. они зациклены на себе, своих ощущениях и миропонимании. Искренне уверены в том, что только их проблемы являются самыми сложными, чужие же проблемы не стоят и выеденного яйца.
О помощи другим людям закоренелые эгоисты не думают никогда и ни при каких обстоятельствах не проявят участия к чужой беде. Равно как и не порадуются искренне чужому счастью.
Бывают моменты, когда человек, столкнувшись с чужой проблемой, теряется и не знает, что ему делать, как себя вести. Опять же страх сделать что-то не то или не так уводит человека в сторону и не дает помочь другому. Данные поступки и ситуации нельзя расценивать как равнодушие, это, скорее, исключение.
Презрение: с чем имеем дело?
Презрение является негативной и уничижительной эмоцией, направленной на себя, других людей. Ее вызывает признание себя, другого человека таким, который не достоин, не заслуживает уважения и внимания. Такое отношение граничит с осуждением, превосходством, высокомерием. Человек, презирающий себя, сильно пренебрежительно, неуважительно относится к себе. Презрение выполняет функцию главенства, превосходства над остальными. Оно транслирует информацию о статусе, значимости, силе. Однако более характерна такая модель поведения для неуверенных в своем статусе личностей. Это им необходимо, чтобы утвердить свое превосходство. Сила и интенсивность этой эмоции может меняться, ее спутниками бывают гнев, агрессия. А ухмылка на лице в момент выражения презрения свидетельствует об ощущении удовольствия, радости от превосходства. Но люди нередко маскируют свое презрение, пренебрежение с помощью фальшивой улыбки. Поэтому не все могут распознать это эмоциональное проявление сразу.
Читайте нашу статью «Что такое книга теней и как ею пользоваться».
Депрессия часто прячется за адреналином презрения, за счет чего временно наблюдается рост энергии. Таким путем человеку удается быть в не подавленном настроении, оставаясь большую часть времени презрительным. Однако остальное время он практически всегда живет в депрессии и тревоге.
Презрению не выделили место в основных эмоциях, однако его можно узнать по характерной мимике, удивленно вздернутых бровях, брезгливой односторонней ухмылке, издевательскому тону голоса. Также такие личности держат спину ровной, немного откидывают голову назад. Они хотят казаться выше объекта презрения и смотреть на него сверху. Эти действия могут вызывать конфликтную ситуацию.
Чувство презрения с отвращением можно считать родственными. Однако отвращение испытывают к неприятным вещам, а презрение предполагает наличие иерархии, сравнения. Отвратительными могут быть как вещи, так и люди. Презирают же исключительно людей. К тому же тот, кто показывает пренебрежение другому человеку, ощущает чувство превосходства над объектом презрения. И такое отношение распространяется на все сферы жизнедеятельности с наличием сравнения. Но у каждого из нас есть свои минусы и плюсы, способности и возможности. Жизнь одна. Поэтому не стоит растрачивать свои силы, энергию на сравнения и негатив.
Безразличие: эмоция или образ жизни?
Безразличие как эмоция может быть приравнено к равнодушию. Безразличие является следствием страха. Страха проблем, которые могут появиться, если человек проявит участие к чьей-то судьбе.
Этим проблемам, собственно, нет места в жизни индивида. Они не вписываются в его режим и не соответствуют графику… Безразличие стало привычным фактором в современном обществе. Поэтому так много случаев, когда карету скорой помощи не пропускают вперед на трассе и во дворах, когда люди проходят мимо лежащих на земле, делают вид, что не замечают рукоприкладства и избиений на улицах и в соседних квартирах… Безразличие и страх последствий – вот два главных критерия в этой печальной статистике.
Научные исследования чувства безразличия
Научные исследования безразличия проводили как психологи, так и философы. Фабри, Рубинштейн, Спиноза занимались изучением безразличия. Многие сошлись во мнении, что безразличие можно приравнять апатии, эмоциональной пассивности, отсутствию интересов и увлечений, снижению общей активности.
В 1993 году Н. Фетискин отметил, что на многих лекциях и уроках студенты и школьники испытывают скуку.
Нашла скучающих среди учащихся музыкальных школ в 1984 году исследователь И. Шурыгина. А в 1989 году А. Чебыкин выявил факт, что ожидания студентов от занятий не оправдываются, и вместо позитивных эмоций они вынуждены скучать или бояться преподавателя.
«Эмоционально-мотивационный паралич» — такое определение безразличия дает словарь Мещерякова и Зинченко.
Безразличие в первую очередь характеризуется отсутствием любых чувств и эмоций, как положительных, так и отрицательных. Человек не испытывает агрессии и раздражения, ему не весело и не скучно. Нередко безразличие развивается после перенесенного стресса. Но многие исследователи выявили безразличие как симптом психического или соматического заболевания. Спровоцировать безразличие могут наследственные факторы, нервный срыв или перенапряжение, проблемы эндокринной системы, определенные лекарства, вредные привычки и их последствия, преклонный возраст.
Проявления безразличия бывают двух видов. В первом случае человек выглядит подавленным и печальным, его не интересуют происходящие события и окружающие люди.
Во втором случае индивид тщательно скрывает безразличие к жизни за маской успешного и деятельного человека.
Как справиться с безразличием и равнодушием?
Можно ли научиться справляться с безразличием и равнодушием? Если эти чувства еще не приобрели клинический оттенок, поработать с ними возможно и достичь положительных результатов тоже.
Какие способы помогут справиться с безразличием?
- Концентрация на позитивных моментах и обдумывание их значения в жизни. позитивные моменты должны закрепляться в подсознании и всплывать в особо сложных периодах жизни.
- Общение с близкими и друзьями, посещение культурных мероприятий, приобщение к социальной жизни. Эти занятия дают новые эмоции и понимание того, что вокруг много интересных людей и событий. И пропускать это очень жаль.
- Активный и здоровый образ жизни, правильное питание, полноценный сон. Это всем известные понятия, на которые уже не обращают внимания. Но так или иначе соблюдение этих правил действительно творит чудеса. Сначала через силу, потом по привычке, человек начинает заниматься спортом и есть правильные продукты. Как следствие – улучшается настроение и возникает желание жить по-новому.
- Поиск увлечения, хобби. Поездка в другой город или страну с целью смены деятельности и окружающей действительности.
- Обучение и получение новых знаний, смена рода деятельности. Возможно, равнодушие вызвано тем, что человек долгое время отказывал себе в собственных желаниях и делал то, что не по душе.
- Участие в волонтерской деятельности. Когда человек видит, что его труд кого-то помогает спасти или кому-то облегчает жизнь, он перестает к этому равнодушно относиться.
- Домашние питомцы помогают справиться с равнодушием и апатией. Уход за ними и общение нередко возвращали к жизни людей.
Давний недуг человечества
Вспомним Священное Писание, где говорится о страданиях Спасителя. Его сутки пытали, потом вели через весь город, прибивали ко кресту. В это время основная часть людей что делала? Они, по словам апостола, стояли и смотрели. Убийство Богочеловека произошло по воле тысячи равнодушных людей. Облечённых властью, как Пилат, простых исполнителей, как солдаты, и всех тех, кто стоял и ничего не делал. А ведь среди них были те, кто ел еду, которую Господь им раздавал, и те, чьих родственников Он исцелял. В итоге они остались равнодушными. Потому за каждым зверским преступлением стоит равнодушие — паралич души, как называл его Чехов. В наше время, время распространения этого греха, верующие люди ни в коем случае не должны быть равнодушными.
Данте в «Божественной комедии» так изображает участь равнодушных:
То горестный удел Тех жалких душ, что прожили, не зная Ни славы, ни позора смертных дел. И с ними ангелов дурная стая, Что, не восстав, была и не верна Всевышнему, средину соблюдая. Их свергло небо, не терпя пятна; И пропасть Ада их не принимает, Иначе возгордилась бы вина.
Эти строки — пример того, что равнодушие — грех, присущий человечеству на протяжении всей истории его существования. О том же писал Лермонтов в стихотворении «Дума»:
К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию — презренные рабы.
Бездушность лежит в основании всех больших бед и несчастий. Нам нельзя быть такими. Святые попали в Царствие Небесное потому, что не были равнодушными — к тому злу, что видели вокруг, к нравственным порокам. Таким был, к примеру, Иоанн Креститель: рядом с ним было много достойных людей, но никто не сказал Ироду правду, не посмел обличить его.