Красивые стихи про жизнь что трогают до глубины души


В чем смысл твоей жизни? Меня спросили. Где видишь ты счастье свое, скажи? В сраженьях, ответил я, против гнили И в схватках, добавил я, против лжи!

Казалось, это всем не только снится, Но боль меня настигла наяву! Все говорят: переверни страницу Я лучше вырву целую главу. Юлия Олефир

***

Довольно тускло мы живем, Коль ищем радости в метании От одиночества вдвоем До одиночества в компании. Игорь Губерман

***

Жизнь коротка и быстротечна, И лишь литература вечна. Поэзия душа и вдохновенье, Для сердца сладкое томленье. Константин Бальмонт

***

Хотим мы того или нет, но все мы часто задумываемся про смысл жизни. Хороша она или плоха и от чего это зависит?

Вся жизнь – игра и люди в ней актеры

Жизнь часто женщину ломает, Хрустит под ребрами душа То пополам ее сгибает, То даст понять как хороша.

***

Она бессонными ночами И суетою будних дней, Мешает счастье со слезами, В коктейль: дыши и будь сильней.

***

Сжимает боль, то снова крылья. Любовь то даст, то заберет. Она мотает до бессилия И жаждой чуда вновь ведет.

***

Пусть будут силы, чтобы ни случилось. Умей собраться снова и идти. Ну, не сбылось Ну, как-то не сложилось Ты верь, что будет лучше впереди! Григорьева Татьяна

***

«Вся жизнь – игра и люди в ней актеры» Известна фраза каждому из нас. Мы все играем те иль иные роли И забываем, кто мы есть сейчас

***

Мы примеряем миллионы масок. Хотим казаться лучше, чем мы есть. И забываем, что казаться мало. И забываем в чем же смысл весь

***

Сорвать все маски, отыскать себя И становиться лучше, не казаться! Стараться жить по-доброму, любя – Вот жизни суть, что стала забываться. Ирина Артлис

***

С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти. Сократ

В жизни есть всегда за что прощать!

Я уже простила все обиды Тем, кто предавал и не любил, Тем, кто был приветлив только с виду, А в душе недоброе таил.

***

Я простила грубость и упрёки, Жёсткие, надменные слова Недалёким, злым и одиноким И считаю, что была права.

***

Я врагам простила их интриги, Изощрённых сплетен кружева, Козни, будто фабула для книги, Там, где «Подлость» первая глава.

***

Я друзьям простила их ошибки, Критику их, резкую порой, С жалостью и горечью улыбки, И советов «умных» длинный строй.

***

Я простила близких и далёких В жизни есть всегда за что прощать! Это дело не из самых лёгких, Ничего не нужно упрощать!

***

Я простила, хоть и было трудно, Никого на свете не виня, Полагаю, было б просто чудно, Если б кто-нибудь простил меня Алла Жэм

***

Мы для чего бежим по жизни кругу? Мы для чего бежим по жизни кругу? Заботы, деньги, ежедневные дела. И в суете мы забываем дать друг другу, Любви, внимания и чуточку тепла.

***

Тем временем из нас все утекает Живительный, чудесный жизни сок. Когда зачем живём мы понимаем, Полжизни нет и поседел висок.

***

А хочется вернуть себя шальную, Блеск юных глаз и беззаботность дней, И бабушку и маму молодую Но невозможно, от того больней!

***

Как поздно к нам приходит то прозрение, Что открывает нам на многое глаза, Ах если б я могла вернуться в прошлое, Но жизни круг не крутится назад.

***

Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потоМуже разум для того, чтобы понять её. Толстой Л. Н.

Статусы грустные до слез

Люди не замечают, что мы делаем для них, зато они замечают, чего мы не делаем.
Наверно мы слишком гордые, чтобы сказать друг другу: «Мне тебя не хватает»

***

Самое страшное это когда вы любите друг друга, но оба гордые

***

В своеобразное время живём: боимся поцарапать айфон, но не боимся насрать в душу людям.

***

Мне кажется, что самая страшная привычка человечества – прощаться друг с другом навсегда.

***

Мы берём от жизни многое, но она потом, может взять что-то взамен.

***

И в душу я свою врата закрыла. Кому — то меня просто не понять. Мне часто говорят, что я красива. Мне б красоту на счастье обменять.

***

Удары в спину чаще всего наносят те, кого защищаешь грудью.

***

Не осень в нашей грусти виновата, а лишь в душе отсутствие весны.

Я эту жизнь за всё благодарю!

  • Жизнь – обман с чарующей тоскою, Оттого так и сильна она, Что своею грубою рукою Роковые пишет письмена.

***

Я всегда, когда глаза закрою, Говорю: «Лишь сердце потревожь, Жизнь обман, но и она порою Украшает радостями ложь.

***

Обратись лицом к седому небу, По луне гадая о судьбе, Успокойся, смертный, и не требуй Правды той, что не нужна тебе».

***

Хорошо в черемуховой вьюге Думать так, что эта жизнь – стезя. Пусть обманут лёгкие подруги, Пусть изменят лёгкие друзья.

***

Пусть меня ласкают нежным словом, Пусть острее бритвы злой язык, Я живу давно на все готовым, Ко всему безжалостно привык.

***

Холодят мне душу эти выси, Нет тепла от звёздного огня. Те, кого любил я, отреклися, Кем я жил забыли про меня.

***

Но и всё ж, теснимый и гонимый, Я, смотря с улыбкой на зарю, На земле, мне близкой и любимой, Эту жизнь за всё благодарю. Сергей Есенин

***

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.

***

С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать И, презирая лень и негу, Кричим: пошел.

***

Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей. А. Пушкин

***

  • В минуту жизни трудную Тесниться ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

***

С души как бремя скатится, Сом ненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко Михаил Лермонтов

***

Тайны человеческой жизни велики, а любовь – самая недоступная из этих тайн. Иван Тургенев

Стихи о жизни

Кто знает жизнь — тот милосерден! Тот руку помощи подаст, Кто меркантилен — тот ущербен, Жизнь по заслугам всем воздаст.

Любите жизнь свою и Бога, Любовь — как воздуха глоток, И станет гладкою дорога, Из недр взойдет добра росток!

Жизнь одна, а возраст разный, Каждый по-своему прекрасный, И первая 20-ка лет, Как будто сказочный рассвет,

От двадцати до сорока, Любовь, работа, дом, друзья, А дальше внуки и заботы, И там уже не до субботы,

На пенсии все дни равны, Потом до белой седины, Но главное с улыбкой жить, И каждым мигом дорожить!

Я вовсе не сильная. Просто девчонка в душе. И нервы мои, как у всех, а совсем не из стали. Мне страшно стоять у перил на 8-м этаже. Я плачу частенько над фильмом любимым в финале. Мне страшно бывает без света одной по ночам. Я куклу храню. Хоть признаться мне в этом и стыдно. Ты помнишь, когда-то ты злился и сильно кричал? Ты даже не знаешь, насколько мне было обидно! Ещё я тайком покупаю себе шоколад. Мне нравится розовый цвет и тюльпаны в букетах. И я на работе могу отвечать невпопад. Но только тебе никогда не признаюсь я в этом. Я сильные роли играть не могу. Не хочу! Сниму каблуки. Посмотри же, какого я роста! Я просто мечтаю прижаться к родному плечу, С которым смогу, наконец-то, быть слабою просто

Подскажите… Бывают билеты В ту страну, где тебя понимают? Где давать не спешат вам советы, А такою, как есть принимают? Где без фальши бывает общение И где искренность снова в моде? Где, обидев, попросят прощения, А не, хлопнув дверями, уходят? Непременно туда бы отправилась,- Там давно я мечтаю пожить. Мне такая страна бы понравилась, Где собою всегда можно быть. Что б там делалось всё от души И друг друга что б все там любили. Пусть не замки будут, пусть шалаши, Но счастливыми люди что б были! Подскажите, купить где билет В ту страну, где тебя понимают? Хотя… знаю сама я ответ… Нет страны, о которой мечтаю…

Добро и Зло с далёких пор Ведут свой древний, давний спор Кто наяву а не во сне Сильней и крепче на земле? “Сильнее Я” сказало Зло “Кто служит мне, тем повезло Я щедро отблагодарю Земные блага подарю Машины, деньги, мощь и власть Пусть насладятся жизнью всласть!” Добро сказало: “Может быть, Но только я могу любить Хоть за душою ни гроша Для всех людей важна душа Я виллы, яхты не дарю Зато я душу сохраню Друзей, родных, детей и дом И много счастья в доме том Не знаю что ещё сказать.. Остаться с кем, самим решать Добро и Зло с далёких пор Не оставляют этот спор.

Взрослые! Если грустите, Кошки скребут на душе – Детство в аптеке спросите: В капельках или в драже. Пару цветных витаминок, Капелек с сахаром пятъ – И босиком без ботинок Прямо по лужам гулять. В ваших глазах отразится Небо такой синевы… Солнцем, травинкой и птицей Будто бы станете вы. Снова деревья большие, Хочется петь и играть! …Может, вы даже решите Больше детей не ругать? Детства волшебное царство – Радость весёлых проказ… Жаль, что про чудо-лекарство Мамы не знают пока. Но не беда! Слава Богу, Вместо чудесных затей Взрослым придут на подмогу Смех и улыбки детей!

Радуйся и жизнью наслаждайся!

Люди, дорожите каждым днём, Дорожите каждою минутой. На земле один лишь раз живём, Радуйтесь, опять настало утро!

***

Бог дал жизнь и нас благословил, Чтобы шли мы праведной дорогой. Ведь не зря Он душу в нас вселил, Чтоб спросить потом, за тем порогом

***

Незаметно пролетят года, Радуйся и жизнью наслаждайся! Не скупись на добрые слова, Радуй всех и чаще улыбайся! Мишарина Ольга

***

Жизнь дана, чтоб успеть состояться, Прорастить в себе новую жизнь И влюбляться, до смерти влюбляться – И любовию смерть пережить Терентий Травник

***

Мне очень жаль, я разучилась верить людям, Их по крупицам, по частям в себе сжигая. Придёт момент, и мы с тобой уже не будем Любить как раньше, друг о друге забывая.

***

И что печально, мы с тобой не виноваты, Природа нас придумала такими. Мы засыпали, чувствами богаты, Проснулись разлюбившими, чужими.

***

Чему присуще по природе возникать, Тому присуще по природе прекращаться. Я начинаю постепенно отвыкать, Чтоб позже хладнокровно попрощаться.

***

  • В небе темном – звёздный хор, Чуден звук, да мало света. Жизнь моя, как светофор – Все три цвета, все три цвета.

***

Исцелованной, влюбленной, Я летаю, как во сне. Светофор дает зелёный И подмигивает мне.

***

Ах, влюбилась я напрасно, Брошу всё и утоплюсь. Светофор включает красный: Нынче – минус, завтра – плюс.

***

Вот он суженый, с Рязани, Мой желанный, свет души! Желтый цвет перед глазами – Мол, подумай, не спеши.

***

Я – земная, не святая, Я устала жить средь снов. Где ты, радуга цветная, Где не три, а семь цветов? Татьяна Кушнарева

***

Что бы там ни было, никогда не принимайте жизнь слишком всерьёз – Вам из неё живьём всё равно не выбраться. Кин Хаббард

Популярные стихотворения со смыслом

Ветер жизни иногда свиреп. В целом жизнь, однако, хороша И не страшно, когда черный хлеб, Страшно, когда черная душа…
* * *

Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя! Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя…

* * *

Даже упав, вновь решайся на взлет, Жизнь твои крылья не зря мастерила. Помни, что Бог никогда не дает Ноши, которая нам не по силам.

* * *

В чем счастье? В жизненном пути, Куда твой долг велит идти, Врагов не знать, преград не мерить, Любить, надеяться и верить.

* * *

Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, ― Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

* * *

Умей смеяться, когда грустно… Умей грустить, когда смешно… Умей казаться равнодушной, когда в душе совсем не то…

* * *

Открыв наук зелёный том Я долго плакал, а потом Его закрыл и бросил в реку. Науки вредны человеку. Науки втянут нас в беду Возьмёмтесь лучше за еду.

* * *

Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.

* * *

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

* * *

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило.

* * *

Довольно изучать, давайте излучать, измучившись от внутреннего жара, друг другу свет передавать, а не туман клубящегося пара.

* * *

Кто устоял в сей жизни трудной, Тому трубы не страшен судной Звук безнадежный и нагой. Вся наша жизнь — самосожженье, Но сладко медленное тленье И страшен жертвенный огонь…

* * *

Все умирает на земле и в море, Но человек суровей осужден: Он должен знать о смертном приговоре, Подписанном, когда он был рожден. Но, сознавая жизни быстротечность, Он так живет — наперекор всему,— Как будто жить рассчитывает вечность И этот мир принадлежит ему.

* * *

Небо синее в цветке, В горстке праха — бесконечность, Целый мир держать в руке, В каждом миге видеть вечность. Иди дорогою любви По жизненному кругу И не назло врагу живи — Живи на радость другу!

* * *

Красоту увидеть в некрасивом, Разглядеть в ручьях разливы рек! Кто умеет в буднях быть счастливым, Тот и впрямь счастливый человек!

* * *

Лишь тот, кто ждёт — оценит встречу, В разлуке нет ничьей вины — Кто не любил — тот гасит свечи, Кто любит — тот горит внутри.

* * *

О смерти говорить не надо, А надо жить — и просто жить, Держа на расстоянье взгляда Все то, чем стоит дорожить.

* * *

Не оставляйте на потом дела, Не прячьте в стол написанные письма, Не хороните в ящике стола Кому-то адресованные мысли.

* * *

Свеча погасла. Воск печали, Как слезы, падают на длань. Мы смысла жизни не познали. За это смерти платим дань.

Жизнь пошла за второй перевал

Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал. Я любил, размышлял, воевал. Кое-где побывал, кое-что повидал, Иногда и счастливым бывал.

***

Гнев меня обошел, миновала стрела, А от пули два малых следа. И беда отлетала, как капля с крыла; Как вода, расступалась беда.

***

Взял один перевал, одолею второй, Хоть тяжел мой заплечный мешок. Что же там, за горой? Что же там под горой? От высот побелел мой висок.

***

Сорок лет. Где-то будет последний привал? Где прервется моя колея? Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал. И не допита чаша сия. Давид Самойлов

***

  • Чем больше я живу на этом свете, Тем ближе мне осенних дней печаль. И жду я осень с теплым бабьем летом, Со стаей журавлей, летящих вдаль.

***

Я радуюсь прохладе утром ранним, И запаху листвы, менявшей цвет. И солнцу в небесах, хоть и не жарко Пусть будет так, подольше б видеть свет.

***

С годами замечаешь, что невольно В прическе пышной блещет седина. Как будто затерялась только-только Осенней паутинки бахрома Алла Середина

Поэзия со вкусом: как писать стихи грамотно

Кто из нас хотя бы раз не пробовал сочинять стихи? Кому из нас потом не бывало смешно или даже стыдно их перечитывать? Киевская поэтесса Лила Перегуда рассказывает, как оставить свой след в поэзии так, чтобы не было мучительно больно.

Абсолютных критериев качества в поэзии нет – в эпоху постмодерна нет ничего невозможного, и любой аспект произведения может быть переосмыслен или разрушен для создания новой образности. Однако есть несколько пунктов, которые условно отделяют стихотворение от просто текста, написанного в столбик. Выдержанность формы – неважно, классической или авангардной. Намеренная смена рифмовки или размера в конкретном моменте могут быть художественным приемом, подчеркивающим, например, смену темы. Но когда во всем произведении «хромает» ритм, искажены ударения и формы слов, «расхлябаны» рифмы (в духе «весна-пришла») и скачет размер – быть беде:

Вот завод! Тракторы колхозам дает. Много тракторов в год Дает этот завод.

[Здесь и далее примеры приводятся исключительно для учебно-практической иллюстрации теоретических тезисов, автор и редакция не имеют цели оскорбить чье-либо творчество – прим.ред.]

В стихотворении должен быть выдержан сюжет — фактический или эмоциональный. Если произведение бессвязно и сумбурно, не объединено даже общими ассоциациями или духом, не имеет окончания или начала, если его можно прочесть в обратном направлении и ничего не поменяется по смыслу – значит, перед вами не поэзия.

Стихотворение не должно быть банальным. В данном пункте плохо — это:

  • Очевидные и частиречные рифмы (рифмуется глагол с глаголом, или прилагательное с прилагательным в одной форме) любимый-хранимый, мрії-надії, сияет-озаряет, любовь-вновь;
  • Затасканные сравнения и метафоры: глаза как два океана; рыдает скрипка, танцуют фонтаны, склонилась муза над плечом. Молодые поэты часто грешат целыми букетами образов, избитых до синяков: дождь как символ грусти, одинокая ночная дорога (обычно автостопом), всевозможные волки, вóроны и кошки, олицетворяющие уникальность автора во враждебном мире;
  • Тривиальные темы – «я такой особенный», «весна – время любви», «меня бросили», «любите родину», «старость у порога», «поэт и толпа», далее по тексту, тысячи их. Обо всем этом когда-то писали впервые, но сейчас нужен настоящий гений, чтобы хоть как-то оживить все вышеперечисленное. Гении почему-то чаще интересуются другими темами.

В произведении не должно быть фактических, стилистических и других речевых ошибок. Создавая сравнения или новые слова, желательно учитывать законы языка и логики. Иначе получится такое:

Стоят березы, как в строю солдаты, Одеты в подвенечные наряды.

или:

А власть официоз готовит, И ты уж вот она стоишь! Рты раскрыли, воздух ловят, Ты — озаряешь и светишь!

Последний пример мучительно нагляден: тут есть неправильные ударения, лексическое смешение просторечного и делового стилей, бессвязная конструкция, две глагольные рифмы и пафосная тема. Список можно продолжать более специфическими пунктами, но остановимся пока на этом. Дальше начинаются тонкие нюансы, порой переходящие во вкусовщину: например, кто-то любит тоническое стихосложение и сложные рифмы, а кому-то это кажется корявым, и наоборот.

Никто не хочет специально писать плохие стихи – и все равно год за годом они наводняют редакции журналов, любительские литературные вечера, а то и полные концертные залы. Почему так происходит?

  • Причина первая и самая очевидная — отсутствие опыта. Нельзя просто так взять и написать шедевр, если весь предыдущий творческий опыт сводится к сочинению «Как я провел лето». Это поправимо: кто-то учится быстрее, кто-то медленнее, но учатся все.
  • Вторая по распространенности проблема – недостаток чтения, особенно в детстве и юности, когда формируется чувство вкуса и словарный запас. При наличии большого таланта такой автор старательно изобретает велосипеды на пути к собственному стилю, при отсутствии – выдает дикую смесь Бальмонта с Лепсом и Ахматовой с Аллегровой:

Я думала – у нас с тобою точка. Но ты поставил только запятую, И подрастает незаметно дочка… И впереди маячит многоточье…

  • Отсутствие самокритики. Обидеть поэта может каждый, убежать не каждый сможет. Некоторые ранимые души научились ловко отбиваться от конструктивных замечаний и годами не замечать своего невысокого уровня, обычно при поддержке узкого круга друзей, а иногда и соседей по палате.
  • Отсутствие конкуренции. Казалось бы, благоприятная среда для творческой натуры, никто не ткнет носом во вторичную аллюзию или сбитую рифмовку. Но если не с кем себя сравнить и некуда расти, можно и заплесневеть. Увы, частая проблема провинциальных поэтов, как бы высокомерно это ни звучало. Сложно не почить на лаврах, когда ты выше всех вокруг на голову, а дальше только классики.
  • Отстутствие совести – назовем это так. Человек понимает, что его уровня хватает, чтобы получать сотни лайков от восторженных школьников, а большего ему и не надо. Массовая литература состоит из таких личностей чуть менее чем полностью.


Игра в классику

Начинающим стихотворцам очень полезно читать классику: увидеть, какие темы уже неоднократно поднимались, какие формы и приемы давно использовались, как со временем менялось представление о поэзии. Это поможет не набивать все шишки самостоятельно и не открывать ненужные Америки, а заодно развить чувство вкуса и подучить историю.

У этого метода есть и свой подвох: классика имеет свойство устаревать, а читатель по инерции считает ее непререкаемым авторитетом, что создает трудности при оценке собственных сочинений. К тому же, чем ближе к современности, тем больше споров о том, считать ли конкретного автора классиком, особенно если он еще жив. Из-за этого многие останавливаются на начале-середине ХХ века, поскольку дальше «все сложно».

Чтобы не терять связь с современностью, полезно иногда читать и сегодняшние бестселлеры – далеко не вся массовая литература «страдает» высоким качеством, но кое-чему можно научиться и у нее, главное – не переборщить.

Плюсы: хорошая иллюстрация основ стихосложения, понимание литературного процесса, возможность учиться на чужом опыте.

Минусы: опасность застрять в прошлом веке, большой объем материала, пессимизм («Где они и где я!»).

Метод подражания. Убивать ли пересмешника?

Просто прочитать и чисто теоретически усвоить чужие приемы получится далеко не у каждого. Скорее, наоборот — после прочтения яркого автора в голове будут вертеться строки, удивительно похожие по стилистике и проблематике. И это вовсе не плохо, если рассматривать их как тренировку для освоения нового материала. Главное — вовремя оттолкнуться и полететь дальше. Практически все известные поэты начинали с подражаний, постепенно развивая собственный почерк.

Опасность этого пути состоит в том, что постмодерн потакает игрокам с чужими текстами, убаюкивая тягу к новизне. В наши дни откровенно вторичный поэт может добиться неплохих успехов, только вот будет ли это настоящей поэзией?

Плюсы: помогает привыкнуть к новым приемам, дает опыт и поле для экспериментов в стилизациях.

Минусы: риск вторичности.

Литературоведческий анализ. Горе от ума

Чужую поэзию можно не только копировать, но и разобрать на части и посмотреть, что там у нее внутри. Этим занимается теория литературы. Она предоставляет готовые «запчасти» для творчества – литературные приемы и схемы. Для продвинутого автора это будет огромным подспорьем: зная все хитрости вроде метафор, аллитераций и инверсий, проще выразить желаемое на бумаге, не повторяя предшественников. Мало того, из этих кирпичиков можно построить стихи не только на родном языке, но и на достаточно знакомом иностранном. Но многие знания порождают и многие печали. Самая распространенная ошибка теоретиков – излишне перегруженные, неестественные тексты. Некоторые образы и приемы могут входить в моду и кочевать по стихам разных авторов, что выглядит порой комично. И главный парадокс: чем больше вы углубляетесь в детали, тем больше вам их не хватает. Хочется, подобно футуристам, плюнуть на бумагу и расписаться в собственной беспомощности. Приходится заново отыскивать вдохновение под грудой технических нюансов. А еще становится сложнее воспринимать чужую поэзию. Находятся недостатки у классиков, шероховатости в любимых песнях. Зато открывается новое удовольствие – поиск тонкостей, которые вы раньше не замечали.

Плюсы: самостоятельная разработка стиля и поэтического инструментария, возможность сознательно избежать распространенных ошибок.

Минусы: сложность материала, искусственность конструкций, погоня за модой, творческий застой, впадение в снобизм.

Все на одного. Конкурсы и фестивали

Поэту очень важно слышать мнение других творческих и компетентных людей, сравнивать свои стихи с чужими. Для этого подойдут и сетевые ресурсы, но эффективнее всего живое общение на всевозможных литературно-поэтических мероприятиях. Даже если на фестивале нет жюри, можно попросить более опытных коллег о критике.

Это метод для смелых и здравомыслящих: жюри нередко расходится во мнениях, критики страдают то снобизмом, то вкусовщиной, а собратья по перу могут откровенно завидовать. Но также велик шанс найти того, чье мнение действительно поможет улучшить качество произведений. В творческой изоляции же есть риск не только остановиться в развитии, но и деградировать.

Плюсы: свежий взгляд, опыт выступлений, творческое общение.

Минусы: резкая критика может вообще отбить охоту писать, форматные для конкурсов стихи не всегда являются лучшими; чем выше уровень, тем больше вкусовщины и предвзятости.

Это далеко не все способы улучшить свою поэтическую форму. Существуют литературные школы, мастер-классы и кружки, вузы, в конце концов. Вы можете выбрать себе наставника, чьи стихи вам нравятся, и консультироваться у него, пока не будете довольны результатом. Впрочем, всегда есть одно «но». При должном старании фактически любой может научиться сочинять неплохие стихи: красиво подбирать рифмы, находить уместные сравнения и точные метафоры, подыскивать экзотические темы. Но никто, кроме вас, не сможет наполнить их принципиально новым содержанием — тем, что отличает поэзию как вид литературы от просто стихов. Увидеть в простом сложное, а не свести сложность к мишуре поверх очередной банальности: именно для этого нужен талант, именно это заставляет жюри награждать более слабых в технике, но искренних авторов, а не ловких пустозвонов.

Есть ли это в каждом человеке? Возможно.

Есть ли это в вас? Рискните и узнаете.

Читать далее: Уличные музыканты. История, традиции, современность

Текст: Лила Перегуда

Оформление: Елена Зублевич

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]