«ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»
1. Нет, — быстро сказал он. — Только не это. Остаться друзьями Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.
2. Слезливая дешевка порой хватает за душу сильнее, чем все ноктюрны Шопена.
3. Женщин надо либо обожествлять, либо бросать. Третьего не дано.
4. Странно, как много думает человек, когда он в пути. И как мало, когда возвратился.
5. Случайностей нет только в хорошей литературе, в жизни же они бывают на каждом шагу, и притом — преглупые.
6. Как много придумано слов для простого, дикого, жестокого влечения двух человеческих тел друг к другу.
7. Самый легкий характер у циников, самый невыносимый — у идеалистов. Вам не кажется это странным
8. — Я тебя люблю.
— Ты же почти не знаешь меня.
— А какое это имеет отношение к любви
— Очень большое. Любить — это когда хочешь с кем-то состариться.
— Об этом я ничего не знаю. А вот когда без человека нельзя жить — это я знаю.
9. И что бы с вами ни случилось — ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.
Атмосфера предвоенной Франции
Почему же роман назван «Триумфальная арка»? Отзывы о книге читателей высказывают разные предположения. В чем здесь аллегория? Ведь для Франции это сооружение является символом победы, ликования. Произведение же Ремарка наполнено трагизмом.
Действительно, по ходу романа арка упоминается несколько раз, а именно в его особенные, сюжетообразующие моменты. Только ли в этих вкраплениях в канву повествования скрыта привязка названия книги к Парижу?
Писатель рассказывает о столице Франции, живущей и веселящейся безумно, словно по инерции. В воздухе уже витает предчувствие грядущей войны, однако об этом принято молчать. По ходу романа всего лишь несколькими своими мазками художник-Ремарк показывает многогранную картину окружающей жизни.
Поражают художественной завершенностью второплановые персонажи. Роскошная дама Кэт Хегстрем, которую изнутри поедает рак. Парнишка Жено, потерявший ногу, но радующийся, поскольку на страховое пособие сможет открыть лавку и жить торговлей. Девушки с пониженной социальной ответственностью, опасающиеся попасть в больницу, поскольку израсходуются ранее заработанные ими деньги.
«ТРИ ТОВАРИЩА»
10. Принципы нужно нарушать, а то какое же от них удовольствие.
11. Родиться глупым не стыдно; стыдно только умирать глупцом.
12. Меланхоликом становишься, когда размышляешь о жизни, а циником — когда видишь, что делает из неё большинство людей.
13. Когда нет ссор, значит, всё скоро кончится.
14. Женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.
15. Я стоял рядом с ней, слушал её, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным.
16. День рождения — такая штука, что жутко угнетает чувство собственного достоинства.
17. Насчёт лени ещё далеко не всё ясно. Она — начало всякого счастья и конец всяческой философии.
Роман, любимый многими поколениями
Не секрет, что мы, согласно классической философии, также потерянное поколение, ведь живем в эпоху перемен. Одиночество становится нашим бичом. Многое вокруг – виртуально, зыбко. Простая порядочность требует мужества. Неоглобализм рушит вековые устои. Подверженность социальным штампам приводит к тому, что предельно дезориентированные люди перестают понимать не только здравый смысл в политике. Многие, что самое страшное, перестают верить в любовь, подменяя ее всяческими суррогатами.
Что же может помочь нам выйти из такого абсурдного состояния? Ремарк подсказывает нам, говоря о любви, как о факеле, летящем в страшную бездну окружающей действительности и освещающему всю ее глубину.
Многим людям нынешнего и будущих поколений поможет определиться с настоящими жизненными ценностями прочтение романа «Триумфальная арка». Отзывы наших современников, отвыкших слышать правду в масс-медиа, доверяться словам посторонних людей свидетельствуют: роман о докторе-эмигранте многие из них хранят в своих библиотеках, периодически перечитывая. И это столь естественно для людей жаждать, словно глотка воды в зной, слов утешения, слов выстраданной истины.
Подобный отзыв по произведению «Триумфальная арка» не одинок. Взрослый человек, имеющий свой личный опыт жизни, прочитав ремарковские мысли о любви, о судьбе, о жизни, обнаруживает, что сказанное писателем созвучно с движениям его души.
«ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ»
18. Мужество вовсе не равнозначно отсутствию страха; первое включает в себя сознание опасности, второе — результат неведения.
19. Сострадание — плохой спутник, но ещё хуже, когда оно становится целью путешествия.
20. Всегда найдутся люди, которым хуже тебя.
21. Я сейчас счастлив. И мне нет дела до того, знаем ли мы, что такое счастье, или нет.
22. Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; ведь его хвалёный опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.
23. Платье — это нечто большее нежели маскарадный костюм. В новой одежде человек становится иным, хотя сразу это незаметно. Тот, кто по-настоящему умеет носить платья, воспринимают что-то от них; как ни странно, платья и люди влияют друг на друга, и это не имеет ничего общего с грубым переодеванием на маскараде. Можно приспособиться к одежде и вместе с тем не потерять своей индивидуальности. Того, кто понимает это, платья не убивают, как большинство женщин, покупающих себе наряды. Как раз наоборот, такого человека платья любят и оберегают. Они помогают ему больше, чем любой духовник, чем неверные друзья и даже чем возлюбленный.
24. Прекратить игру вовремя— это величайшее искусство.
25. Я верю в пользу запретного. Это тоже терапия.
Ремарк, автор книги
Как охарактеризовать этот роман? Предельно честное произведение о себе, о своем внутреннем мире, «кусок дымящейся совести». Уже несколько поколений восхищаются книгой, на обложке которой написано: Эрих Мария Ремарк, «Триумфальная арка». Отзывы познакомившихся с ней людей свидетельствуют, что их читатели не просто прочитали, но, проверив на камертоне своей души, поверили каждой строчке этого произведения.
Ведь создатель романа писал так, словно он чувствовал и воспринимал происходящее всем своим естеством. Так не пишут графоманы от литературы, кичащиеся совершенным, но бездушным слогом и бравирующие приторно-сочными художественными описаниями. Писатель был предельно откровенен, он раскрывал перед читателем свою душу. Параллели очевидны: изгой Равик и изгой Ремарк, женщина- актриса Жоан Маду и Марлен Дитрих.
Этот автор, как никто передавший в средине прошлого века дух времени, своей откровенностью практически изменил сознание всей послевоенной Европы. Его книги три десятилетия были самыми продаваемыми в Старом Свете.
«ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК»
26. Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика.
27. Конечно. Где ложь и где правда, знает только Бог. Но если он Бог, то не может существовать ни лжи, ни правды. Тогда все — Бог. Лживым было бы только то, что вне его. Если же существовало бы что-нибудь вне его или противоположное ему, он был бы только ограниченным богом. А ограниченный бог — не Бог. Значит, или все правда, или Бога нет. Видишь, как просто..
28. Исполнение — враг желания.
29. Страдания любви нельзя победить философией — можно только с помощью другой женщины.
Равик, как и Ремарк, – беженец из фашистской Германии
О себе, о своем внутреннем мире писал роман «Триумфальная арка» Ремарк. Отзывы прессы сразу же после его издания сводились к одному: создан один из величайших романов XX века. Классик немецкого происхождения, как и его герой Равик, ненавидел войну. У Ремарка она забрала мать и сестру, у Равика – любимую девушку.
Бывший фронтовик Первой мировой войны, будущий писатель, чудом выжил после полученных в бою ранений. Медики тогда определили его состояние как безнадежное. Спасла мама Мария. Она приехала, забрала 18-летнего героя домой и выходила, вылечила. А на следующий год сама умерла, ведь не выдержало материнское сердце полученного потрясения. Будущий писатель после этого поменял в своем имени «Пауль» на «Мария», чтобы нести с собой имя мамы до конца своих дней.
Прослеживается аналогия автора и героя и в социальном статусе. Перед Второй мировой войной, после издания романа «На Западном фронте без перемен», Ремарк был известным и узнаваемым европейским писателем. По роману, его герой Равик также преуспел, он считался одним из ведущих хирургов Германии.
При фашистском режиме писатель подвергся настоящей травле, его младшая сестра Эльфрида Шольц за антигитлеровские высказывания была гильотирована. Старшей же сестре прислали счет за пребывание несчастной в тюрьме с требованием срочно уплатить.. При этом было сказано, что ее брат Анри пока что скрылся, но его в конце-концов постигнет участь Эльфриды.
По сюжету романа, Равик спас двух обреченных на смерть соотечественников, за что его заперли в застенках гестапо. Чтобы сломить задержанного, арестовали и его невесту Сибиллу, которую пытали и насиловали, и девушка пончила с собой.
«ВРЕМЯ ЖИТЬ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ»
30. Если бы каждый не старался непременно убедить другого в своей правде, люди, может быть, реже воевали бы.
31. Мы оправдываем необходимостью всё, что мы сами делаем. Когда мы бомбим города — это стратегическая необходимость, а когда бомбят наши города — это гнусное преступление.
32. Пока тебя мучит множество вопросов, ты ни на что и не способен. И только когда уже ничего не ждёшь, ты открыт для всего и не ведаешь страха.
33. Разве возможна вера без сомнений
34. Удивительно, как легко отказываешься от того, с чем вчера, думалось, невозможно расстаться.
35. Умирают всегда слишком рано, даже если человеку девяносто.
Равик в начале романа. Человек без будущего
Как начинать новую жизнь, когда внутри все выжжено? Когда находишься в изгнании, а на родине творится произвол и насилие?
На этот вопрос дает ответ в романе «Триумфальная арка» Ремарк. Отзывы читателей, воспринявших его откровение, выражают эту концептуальную идею, как «поверить в себя», ощутить себя «не песчинкой истории, но личностью».
Герой Ремарка негласно зарабатывает на жизнь во Франции работой хирурга, которую выполняет блестяще и талантливо. Он – незаконный иммигрант, и его в любой момент могут арестовать и выдворить назад в Германию. Равик подавлен морально, он ощущает себя человеком без будущего. Его свободное время ассоциируется с кальвадосом и прокуренными ресторанами.
И вот этому человеку на протяжении романа удается вновь поверить в себя, подняться над тем безумным миром, где он пребывает. Исходя из непростого опыта своей жизни, Ремарк выкристаллизовал и сформулировал вывод, что Человек сильнее Судьбы. Вступив с ней в бой, ему по силам изменить ее, зачастую, даже когда он находится за шаг до отчаяния.
«СКАЖИ МНЕ, ЧТО ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ»
36. У счастья, как всегда, нет множественного числа, а боль не знает национальности.
37. А теперь салют! Живи! Не растрачивай себя! Не давай обрезать себе крылья! Домохозяек и без тебя миллионы. Из бархата не шьют кухонных передников. Ветер не запрешь. А если попытаться, получится спертый воздух. Не волочи ноги! Танцуй! Смейся! Салют, салют!
38. Надежность, в которой ты нуждаешься, — это сложнейший баланс между мраком и ясностью, между тьмой и светом, между толчком крови и последними нервными окончаниями, это метафизический, вечно вибрирующий баланс высочайшего напряжения, воплощение весов, уравновешивающих романтику и действительность, мечту и смерть, позволяющих медленное взаимопроникновение явлений «я» и «мир».
39. В тебе одной заключено все ты и мое приключение, и моя жена.
Месть Раввика
Вместе с тем, непростые философские вопросы ставит перед читателем роман «Триумфальная арка». Отзывы о книге, касающиеся их, порой содержат диаметрально-противоположные взгляды. Зададимся хотя бы одним из таких вопросов: может ли быть убийство во благо?
Казалось бы, нет, ни в коем случае! Однако прикоснемся к канве авторского повествования. Гестаповец Хааки, допрашивая в казематах СС главного героя, арестовал совершенно непричастного к этому делу человека – его невесту. Измываясь над ней, фашист довел Сибиллу до самоубийства. Несомненно, много людской крови было на руках Хааки.
Измученный Равик, незаконно эмигрировавший во Францию, жаждал расправы над гестаповским палачом. И вот это свершилось. Офицер германской спецслужбы выполнял секретное задание в Париже и при этом на досуге развлекался с проститутками. Его заметил главный герой романа и привел свой план в действие. При этом мститель чувствует, что свершил священное действо, понимая, что убив негодяя, спас от смерти десятки людей в будущем.
Невероятный слог Ремарка
Необычно даже для себя писал роман «Триумфальная арка» Ремарк. Отзывы поклонников этой книги упоминают, что даже маленькие обыденные детали произведения перо мастера превращает в настоящие шедевры. Совершенно неожиданно по ходу основного изложения автор вдруг приводит мысли, поражающие своей глубиной. Например, столкнувшись с философской цитатой: «Без любви… человек – мертвец в отпуске» очень многие читатели приостановились, чтобы осмыслить эту отдельную, оторванную от основного контекста действия мысль.
Яркими, красочными и острыми диалогами наполнил свой роман Эрих Ремарк («Триумфальная арка»). Отзывы читателей сравнивают их меткость согласно фразе Даниила Хармса: «Если их бросить в окно – стекло разобьется!». В частности, в них лаконично и рельефно говорится о религии и вере, о справедливом желании не выставлять свои мысли напоказ. Таких диалогов в романе – бесчисленное множество. Действительно, можно садиться за чтение с ручкой, выписывая понравившиеся фрагменты.
Начало произведения
Уже из аннотации читателю становится понятно, что сюжет «Триумфальной арки» посвящен трагической любви. Автор на первых страницах рассказывает историю немецкого хирурга, который долго находился в военнопленном лагере гитлеровцев. Ему удалось бежать во Францию, где он начал работать под другими фамилией и именем.
В первой главе Равик возвращается домой поздно вечером и встречает на улице незнакомую женщину, которая пыталась умереть. Он захотел спасти красавицу и пригласил ее выпить. Больше всего хирург любил кальвадос — яблочный бренди, который готовят в Нормандии. На свету Равик рассмотрел свою спутницу, ему очень понравились ее золотистые волосы.
Девушке некуда было идти, поэтому хирург пригласил ее к себе в гостиницу. Сам он так и не смог отдохнуть, уже на рассвете отправился на работу. Равик был идеальным хирургом, его приняли нелегально в клинику Вебера. Но в тот день он неудачно провел операцию, из-за чего пациентка скончалась. Он не хотел возвращаться домой, хотя его привлекала красивая незнакомка.
Из-за плохого настроения Равик напился и пришел в гостиницу нетрезвым. В таком виде он соблазнил девушку, хотя она и не сопротивлялась. Наутро незнакомка рассказала, что во Францию она приехала вместе с любовником. Но он внезапно скончался, оставив ее без денег и друзей. Когда она хотела покончить с собой, Равик спас ее.
Хирург внимательно выслушал девушку и спросил, сколько она задолжала за свои номера в соседней гостинице. После ее ответа он позвонил своему хозяину и попросил его уладить все вопросы по оплате гостинице, где она раньше проживала. А пока Равик поселил незнакомку в другую гостиницу. В новом номере она призналась, что ее зовут Жоан Маду.
Книга насыщенная
Многим читателям непросто далось чтение романа «Триумфальная арка». Отзывы о произведении читателей дотоле не сталкивающихся с серьезной литературой порой сводятся к мысли, что эта книга – особенная. Поясним эту мысль: роман столь наполнен различными ярко поданными темами, столь органично и выразительно передает их, что заставляет читающего напрячь свои душевные силы.
Читая о страданиях Равика, невозможно пребывать в благодушном настроении. В строках Ремарка есть только соленая от слез правда, нет ни грамма пресловутого и воспеваемого ныне неолиберальными писаками приторного позитивизма. Писатель не признает полутонов: «Если кальвадос – то двойной, если печаль – то печаль во всем…».
Действительно, нередко отзывы о «Триумфальной арке» Ремарка свидетельствуют, что большинство читателей смогли прочитать книгу не сразу, а постепенно, по главам. И это – правильный путь. Ведь только лишь осмысление цитат Ремарка о любви требует времени. И здесь для думающего человека нет места скорочтению.
Продолжение сюжета
Следующие дни были похожи на предыдущие. Равик проживал в своем отеле. Хозяйка относилась к нему хорошо, хоть и знала, что у него не было документов. Хирург уже несколько раз из-за этого попадал в полицию.
Клиника процветала, все больные обращались к доктору Дюрану за помощью. На самом деле он только усыплял пациентов, а все операции проводил Равик. Дюран прослыл хорошим хирургом, но он платил своему помощнику за его труд и молчание.
Однажды Равик встретился со своим другом — Морозовым, который работал в ночном заведении «Шахерезада». Хирург заметил у него на столе статуэтку Мадонны и подумал о Жоан.
Тогда он решил посетить девушку и застал ее в плохом настроении. Хирург договорился с другом и устроил ее работать в ночной клуб. А во время обеда в кафе Равик увидел гитлеровского палача, который пытал его и девушку Сибиллу. Она не выдержала издевательств и повесилась в лагере. Своими подозрениями мужчина поделился с Морозовым, но тот ему не поверил.
Между Равиком и Жоан развивались серьезные отношения. Они поняли, что просто созданы друг для друга, когда гуляли под Триумфальной аркой. Но иногда хирург пытался отдалиться от девушки. Их разделяла большая разница в возрасте и принадлежность к разным социальным классам. Равик думал, что певица все равно бросит его, поэтому их роман не может длиться долго.
Его мысли также постоянно занимало появление гестаповца. И во время обеда с Морозовым он снова увидел своего палача. Опять в памяти хирурга всплыли воспоминания о времени, проведенном в лагере. Мужчина бежал из Германии вместе с Сибиллой, но гитлеровцы их поймали. Равик выдержал все испытания и допросы, а девушка не смирилась с пытками и погибла.
Чтобы забыть эти страшные моменты, мужчина принял решение отправиться к морю вместе с Жоан. Неделю они провели вместе на средиземноморском побережье. Но хирургу стало скучно, хотя он часто играл в казино. А Жоан такая жизнь понравилась, ее увлекли развлечения. Равик это не одобрил, он порвал с певицей и вернулся в Париж.
Хирург был слишком отзывчивым человеком, он решил помочь женщине после того, как на нее обрушилось здание. В это время появилась полиция и попросила его предоставить документы. Патрульные заставили его проехать с ними и депортировали Равика в Швейцарию.
Заключительные главы
Когда Равик вернулся в Париж, он обнаружил, что вся Франция захвачена нацистами. Морозов рассказал ему, что Жоан стала актрисой. Хирург хотел с ней встретиться, но застал ее в обществе двух незнакомцев, красивую и веселую. После большой ссоры пара все-таки помирилась.
Но мужчине не нравится, как к нему относится девушка. Чтобы ее забыть, он снова просит Вебера взять его на работу в клинику. Равик с головой ушел в выполнение своих обязанностей и почти не думал об актрисе. Но Жоан снова появилась на горизонте и пригласила его к себе.
Окрыленный надеждой хирург пришел к ней. Но девушка жила уже не в отеле, а в хорошей квартире, которую для нее арендовал богатый любовник. Равика обидело, что Жоан играет его чувствами, поэтому он поспешил уйти.
Через несколько дней он снова увидел гитлеровца из лагеря. Хирург не выдержал и подошел к нему, представившись совершенно другим именем. В душе у него уже зарождался план мести. Гестаповец не узнал своего бывшего пленника, принял его за старого знакомого и обрадовался встрече.
Равик попросил его прийти в один публичный дом, чтобы продолжить беседу. Но сам отвез гитлеровца в Булонский лес и убил. Хотя месть не положила конец трагическим событиям в жизни хирурга.
Вскоре Равик узнает, что любовник опасно ранил Жоан из-за ревности. Девушка попала к нему на операционный стол. Но доктор понимает, что выстрел был смертельным. Даже извлечение пули не поможет сохранить жизнь актрисе. Равик решил помочь ей и дал яд, чтобы его возлюбленная умерла спокойно.
Это событие превращает хирурга в печального и отчаявшегося человека. Он больше ни во что не верит, ничто его не могло развеселить. Равик принял трудное для себя решение. Мужчина добровольно пришел в полицейский участок и назвал свое настоящее имя. Его увезли и даже не сказали, в каком направлении. Этим и закончилось описание трагической любви в романе Эриха Марии Ремарка.
История создания
Ремарк родился в Германии, он с раннего детства увлекался литературой. Но даже ранние его произведения были пропитаны ненавистью к нацистам и фашистам. Из-за этого писателю пришлось покинуть родину и уехать в Швейцарию. А его книги в Германии запрещались и даже публично сжигались.
До отъезда Эрих Мария был четыре года женат на Ютте Замбоне — девушке, больной чахоткой. А после переезда в США в 1939 году он познакомился с бывшей супругой Чарли Чаплина — Полетт Годдар. Также писатель был влюблен в Марлен Дитрих, с ней он несколько лет прожил в Париже до начала Второй мировой войны. Историки до сих пор спорят, какая из трех женщин стала прототипом для образа главной героини романа.
Еще проживая в Германии, Ремарк изменил написание своей фамилии на немецкое. Это вызвало негативную реакцию властей. Он переехал и написал свое произведение (жанр — роман), его издали в 1945 году на территории США. Марлен Дитрих не понравилось содержание книги. Она считала, что главную героиню автор списал именно с нее. Мировая звезда обиделась, ведь женщина в романе была всего лишь ресторанной певицей. В ближайшие 10−12 лет были изданы переводы книги в разных странах мира.
Книга – рефрен времени
Не только о судьбе немецкого изгоя-эмигранта написал свой роман Ремарк («Триумфальная арка»). Отзывы о книге прессы свидетельствуют, что книга передала дух эпохи безвременья. Формально действо происходит в мирной стране, но ощущается, что грозный меч войны уже завис над этой нарочито беззаботной парижской жизнью.
Писателю удалось ощутить и передать читателям одновременно зыбкий и роковой дух этого времени, рассказать о людях, которые «имели мужество жить на краю пропасти».
Книга Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка» просто не может оставить читателя равнодушным. Она относится к тем произведениям, которое при прочтении непременно затрагивают душу человека. Возможно поэтому, спустя время, возникает потребность перечитывать произведение.
Главные персонажи
В книге Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка» довольно много персонажей. У каждого из них свой характер и роль в произведении. Основные личности:
- Равик;
- Жоан Маду;
- Хааке, гестаповец;
- Дюран;
- Вебер;
- Эжени;
- Борис Морозов;
- Кэте Хегстрем;
- Рут и Аарон Гольдберг;
- Розенфельд;
- Эрнст Зейленбаум;
- Люсьенна;
- Жанно;
- Роланда.
Главные герои «Триумфальной арки» — это Равик и Жоан. Первый является хирургом, это беженец из Германии. Его настоящее имя другое — Людвиг Фрезенбург. Жоан росла в Италии, она стала певицей и актрисой. Хааке является немецким гестаповцем. Он довел до самоубийства первую девушку Равика и пытал его самого.
Семьянин Вебер — товарищ главного героя. Он работал гинекологом в клинике Дюрана, знаменитого врача и диагноста. Последнему пришлось нанимать других специалистов, так как сам он плохо проводил операции. Эжени в его клинике работала медсестрой.
Первой пациенткой Равика стала американка Кэте Хегстрем. Она приплыла в Штаты на корабле «Нормандия». Борис Морозов — это эмигрант из России. Коммунисты пытками довели до смерти его отца, поэтому он мечтает отомстить им. Пожилой бородач работает в заведении «Шахерезада» портье.
Соседом Равика в гостинице был Аарон Гольдберг. Он проживал со своей супругой Рут, но позже повесился на окне. После смерти женщина передала его паспорт нелегальному эмигранту. Шесть лет в этой же гостинице жил мигрант Зейленбаум. Он был доктором философии и филологии. Розенфельду приходится продавать уникальные картины знаменитых художников, чтоб получить средства на существование.
Люсьена и Жанно — пациенты Равика. Девушка забеременела и неудачно сделала у акушерки аборт, из-за чего попала в клинику. Хирургу пришлось вырезать ей матку. Люсьена позже начала работать проституткой. А мальчик Жанно попал в автомобильную аварию, поэтому Равик ампутировал ему ногу. Роланда — это распорядительница борделя «Осирис». Но ей повезло, ведь она получила наследство и смогла открыть собственную кофейню.