Полководцы и государственные мужи Древнего Рима


Предисловие

Рим был основан легендарным Ромулом в 753 году до н. э., а прекратил свое существование как государство в 476 году н. э., просуществовав около 1229 лет. Из небольшого города-государства, из захолустного царства Рим за несколько столетий превратился в могучую республику, а затем в еще более огромную и могущественную империю и, после долгого периода процветания вступив в полосу упадка, опять растерял почти все свои владения, став в итоге добычей воинственных пришельцев. Рим пал под натиском варваров, но оставил глубочайший след в мировой культуре, причем жемчужиной этого наследия являются сохранившиеся, пережившие лихолетье и дошедшие до наших дней произведения римских поэтов и писателей, трактаты римских полководцев и государственных деятелей, труды римских ученых – римская мысль.

Единственным государственным языком Древнего Рима и в царский период, и в период римской республики, и в период империи, была латынь. Однако Римское государство всегда было многонациональным, римская культура вобрала в себя культуру многих народов, а его граждане, особенно за пределами Рима, в римских провинциях, в разное время широко использовали не только латинский, но и многие другие языки. Некоторые их этих языков, например иврит, греческий, армянский, коптский, сохранились до наших дней, пережив язык своих победителей. Языки же большинства не имевших письменности народов довольно быстро исчезли после вхождение этих народов в состав Римского государства. Исчезли, выйдя из употребления, и языки многих покоренных Римом древних народов, имевших письменность. Никто уже не может прочесть тысячи сохранившихся надписей на этрусском языке. Забыты языки самнитов, галлов, фракийцев. Лишь несколько ученых могут прочесть сохранившиеся пунические тексты. Забыто многое… Но каждый из этих языков что-то внес в свое время в развитие римской культуры, римской философии и морали. Особое же влияние на развитие римской культуры имела культура Древней Греции. С древнейших времен и вплоть до падения Рима римская наука и литература традиционно использовали греческий язык почти столь же часто, как и латинский язык. В течение практически всего времени существования римского государства любой образованный человек владел обоими этими языками, и даже римские императоры нередко писали на греческом.

Ограничивать список римских авторов только теми, кто писал на латыни, было бы совершенно неправильным еще и потому, что основанный латинянами Рим был государством не только латинян. В нем, как уже говорилось выше, перемешались десятки и сотни народов. На латыни писали не только патриции, но и многие выходцы из провинций. Точно так же, как на греческом, писали не только собственно греки, но и представители самых различных народов, населявших римскую державу. Даже если бы кто-то и поставил себе целью отобрать для поиска цитат произведения исключительно латинян, сделать это было бы практически невозможно – ведь не только простолюдины, но и многие исконные римские патрицианские семейства еще во времена Римской республики вели свой род от выходцев из других племен Италии – были потомками не только латинян, но и этрусков, вольсков, эквов, марсов, осков, умбров, сабинов. В имперский же период это смешение племен усилилось – римское гражданство постепенно получили почти все народы, завоеванные Римом и населявшие империю, а латиняне, как народ, быстро растворились среди многих других племен и народов, растворились задолго до падения Римской империи.

Правильно ли было бы, приводя мысли древних римлян, цитировать пунийца по происхождению римского императора Септимия Севера и не цитировать грека Плутарха, прожившего всю жизнь на подвластной Риму территории, имевшего римское гражданство и много написавшего о различных событиях не только греческой, но и римской истории? Куда отнести высказывания римских императоров Пертинакса и Диоклетиана, родившихся в семьях рабов-вольноотпущенников? Правильно ли было бы цитировать высказывания римского императора Максимина Фракийца и не цитировать грека Полибия, более 17 лет прожившего в Риме? Мыслимо ли изучать римскую историю без Полибия? Правильно ли было бы не цитировать греков, римских граждан Диона Кассия и Аммиана Марцеллина, занимавших крупные посты на римской государственной службе и рассказавших чрезвычайно много ценного о событиях римской истории, лишь на том основании, что они были греками и писали не на латыни, а на греческом? Правильно ли бы было не цитировать выдающегося античного историка Иосифа Флавия лишь на том основании, что он не был римлянином и писал не на латыни? Что делать с высказываниями знаменитого покровителя римского искусства Мецената, – ведь по этническому происхождению он был не латинянином, а этруском? – «Царей тирренских отпрыск!» – так обращался к Меценату, славя его, классик римской литературы, поэт Гораций. Но и сам Квинт Гораций Флакк получил римское гражданство, будучи сыном раба-вольноотпущенника… Как быть с выдающимся комедиографом Титом Макцием Плавтом, который, хотя и писал на латыни, но не был коренным римлянином, будучи выходцем из Умбрии? Нужно ли считать латинской или не латинской литературой произведения создателя латинской комедии Терренция (Публия Терренция Афра), пунийца, прибывшего в Рим из Африки рабом римского сенатора Терренция Лукана и получившего свободу за свои литературные дарования? Как быть с теми латинскими авторами, произведения которых сохранились, но о происхождении которых мы вообще ничего не знаем?

Римскую культуру создавали не только латиняне, но и представители сотен других покоренных Римом народов. Я начал работать над этим сборником, собираясь назвать его «Мысли древних римлян» и подбирая поначалу лишь высказывания латинских авторов, но затем, учитывая всё вышесказанное, счел необходимым назвать книгу «Мысли и высказывания великих жителей Рима», включив в сборник сохранившиеся высказывания римских императоров, государственных деятелей, полководцев, а также высказывания древних ученых, историков, поэтов, писателей и философов, которые в свое время проживали как в самом Риме, так и на подвластной Риму территории, независимо от их происхождения и независимо от того, писали ли они на латыни или на греческом. Конечно, хотелось бы привести здесь и наиболее яркие высказывания тех живших в Риме авторов, которые пользовались не только латинским и греческим, но и другими языками. Однако, к сожалению, произведения большинства римских авторов, писавших на других языках, не сохранились до наших дней или не поддаются прочтению. Именно это обстоятельство и заставляет ограничиться цитатами тех римских авторов, которые писали на латинском и греческом языках.

В своей книге я, опираясь как на различные известные переводы первоисточников, сделанные в XVIII, XIX и XX веках, так и на некоторые собственные, цитирую мысли и высказывания, которые были написаны или произнесены разными людьми, в различных обстоятельствах и по самым различным поводам. Иногда эти слова говорились или писались от души, иногда для того, чтобы произвести впечатление, иногда просто в раздумии.

Какие-то взгляды людей того времени мы можем разделять, а какие-то нет. Но любому человеку, занимающемуся историей, политикой или политологией, будет, я думаю, не только интересно, но и небесполезно знать, какие мысли высказывали по тому или иному поводу, особенно в периоды обострения политической борьбы, люди, бывшие элитой государства, в течение многих сотен лет вершившего судьбы мира.

Владимир Дмитренко

Цитаты про рим красивые

Содержание

Автор: Дмитрий Сироткин

Подготовил обзор древнеримских крылатых выражений .

В него вошло примерно 120 латинских выражений.

Они распределены по 20 темам , в том числе: любовь и женщины, императоры и полководцы, Юлий Цезарь, война, познание, человек, римские боги, жизнь, наставления, благодеяние, Рим, зрелища, нравы.

Крылатые выражения про любовь и женщин

  • Amor omnia vincit — Все побеждает любовь (Вергилий, «Буколики»)
  • Amorem canat aetas prima — Пусть юность поёт о любви (Проперций, «Элегии»)
  • Amor odit inertes — Амур не терпит ленивцев (Овидий, «Наука любви»)
  • Militat omnis amans—Всякий влюбленный — солдат (Овидий, «Любовные элегии»)
  • Varium et mutabile semper femina — Женщина всегда изменчива и непостоянна (Вергилий, «Энеида») Примерно такими словами Меркурий призывает Энея оставить Дидону и отплыть из Карфагена в Италию.
  • Nitinur in vetitum semper, cupimusque negate — Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного (Овидий, «Любовные элегии»)
  • Quod licet, ingratum (e)st — Дозволенное не привлекает (Овидий, «Любовные элегии»)
  • Odero, si potero — Возненавижу, если смогу Так Овидий в «Любовных элегиях» описывает отношение к коварной возлюбленной.
  • Od(i) et amo — Ненавижу и люблю (Катулл)
  • Amor non est medicabilis herbis — Нет лекарства от любви, травами не лечится (Овидий, «Героиды»)
  • Ubi tu Gaius, ibi ego Gaia — Где ты Гай, там я Гайя Трогательная формула супружеской верности.
  • Domi sedet, lanam ducit — Сидит дома, прядет шерсть Распространенная похвала римской хозяйке дома.

Крылатые выражения императоров и полководцев

  • Boni pastoris est tondere pecus, non deglubere — Хороший пастырь стрижёт овец, а не обдирает их Ответ Тиберия на предложение наместников в римских провинциях поднять налоги местным жителям.
  • Amici, diem perdidi — Друзья, я потерял день Слова императора Тита, вдруг осознавшего, что за целый день он не сделал ни одного доброго дела.
  • Festina lente — Торопись медленно (император Август)
  • Navigare necesse est, vivere non est necesse — Плыть необходимо, а жить — нет! Эту гордую фразу Помпей произнес на отплывающем в бурю корабле, везущем хлеб в Рим.
  • Quintili Vare, legiones redde — Квинтилий Bap, верни легионы Восклицание императора Августа после ужасного поражения римлян от германцев в Тевтобургском лесу.
  • Ceterum censeo Carthaginem delendam esse — А кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен Так римский полководец и сенатор Катон Старший заканчивал любую свою речь в сенате.
  • Caesarem decet stantem mori — Цезарю подобает умереть стоя (император Веспасиан)
  • Qualis artifex pereo! — Какой артист погибает! Слова, повторяемые императором Нероном перед смертью.

Крылатые выражения, связанные с Юлием Цезарем

  • Alea jacta est — Жребий брошен, пути назад нет Знаменитые слова Юлия Цезаря, решившего вступить в войну против римского сената и перейти со своими войсками реку Рубикон. (см. статью о фразеологизме «перейти Рубикон»)
  • Veni, vidi vici — Пришёл, увидел, победил Этими тремя словами Юлий Цезарь описал победу над понтийским царем Фарнаком в сражении при Зеле.
  • Et tu quoque, Brute! — И ты, Брут! Фраза, якобы произнесенная Юлием Цезарем, увидевшим среди своих убийц опекаемого им Марка Юния Брута.
  • Sic semper tyrannis — Такова участь тиранов Фраза, якобы произнесенная Брутом в момент убийства им и остальными заговорщиками Юлия Цезаря.

Крылатые выражения про войну

  • Qui desiderat pacem, praeparet bellum — Кто желает мира, пусть готовится к войне (Вегеций, «Краткое изложение военного дела»)
  • Si vis pacem, para bellum — Хочешь мира — готовься к войне (Корнелий Непот)
  • Pecunia nervus belli — Деньги – движущая сила войны (Цицерон, «Филиппики»)
  • Pro aris et focis — за алтари и очаги Призыв сражаться за родную землю
  • Hannibal ad portas — Ганнибал у ворот Фраза обозначает близкую опасность.
  • Vincere scis Hannibal, victoria uti nescis — Ганнибал, побеждать ты умеешь, но пользоваться победой не умеешь (Тит Ливий, «История») По поводу отказа Ганнибала развить победу над римлянами при Каннах походом на Рим .
  • Cunctando restituit rem — Промедлением спас дело О полководце Фабии Максиме, избравшим тактику уклонения от сражения с Ганнибалом.
  • Periculum in mora — Промедление опасно (Тит Ливий, «История») Римские воины нашли удачное обоснование, почему пора бежать с поля боя.
  • Vae victis — Горе побеждённым Фраза вождя галлов при переговорах с римлянами во время осады Рима в 4-м веке до н.э.

Изречения и мысли римских царей

Ромул

Легендарный основатель Рима и первый римский царь, правивший Римом с 753-го по 717 год до н. э.

Многие могучие колонии, возникавшие в прекрасных краях, либо в скором времени погибали, впав в раздоры, либо, недолгое время борясь с соседями, оказывались принужденными покориться им и вместо лучшей земли, которой они владели, получить худшую, став из свободных рабами. Другие же малолюдные полисы, возникшие в не слишком благоприятных местностях, но изначально свободные, затем обрели власть над другими. И причиной благоденствия немногих и уничижения многих является не что иное, как образ правления.

Дионисий Галикарнасский. «Римские древности»

Цитаты на тему «Рим»

Sep. 2nd, 2014

Почтенные сенаторы озаботились тем, как уберечь добрых граждан Рима от нелепых законов, подрывающих доверие к Сенату и самому императору. Сенатор Ресникус внёс предложение о том, чтобы кандидаты на должность магистрата, трибуна и тем паче сенатора не допускались к выборам без свидетельства врачевателей о чистоте и здравии рассудка. Сенатор Милоний, не раз осмеянный на форуме как безумец за свои речи против мужеложества и выступлений иноземных певцов, покамест не комментировал инициативу соратника.

В Риме и сопредельных державах набирает популярность новая забава родом из Парфии: известные горожане и благородные патриции прилюдно обливаются холодной водой, дабы тем самым поддержать граждан, страдающих болезнями тела и духа. При этом они передают друг другу эстафету, бросая, таким образом, вызов. В случае, если гражданин откажется, он должен будет пожертвовать 100 сестерциев святилищу Асклепия. Любопытно, что вызов принял и магистрат Неаполиса Гай Сергий Полтавикус. Впрочем, сам Цезарь Август, которому тоже было предложено поучаствовать в забаве, вежливо отказался, сославшись на занятость государственными делами.

Неизвестные охальники сделали достоянием черни искусные рисунки, запечатлевшие знаменитых парфянок Кристию Дарнстийскую и Иенну Лорецию обнажёнными в развратных позах у зеркала, чем порадовали всех мужчин, не могущих даже мечтать о том чтоб насладиться видом наготы столь дорогих гетер вживую.

Командир отряда мятежных умбров Семеникс, известный своей жестокостью и яростью против Рима, намедни впервые предстал перед народом с открытым лицом, которое доселе было скрыто угрожающей маской. Грозный воин, которого люди рисовали в своём воображении, на деле оказался карликом-гидроцефалом, бежавшим на Восток от суда за убийство, и жалкий вид его заставил покатиться со смеху не только римлян, но и многих умбров. На форуме шутят, что Семеникс, снявший одну лишь маску, затмил поступком своим парфянских гетер, сбросивших все одежды.

Нам сообщили что любезный Милоний высказал неудовольствие и возмущение предложением о проверке душевного здоровья для кандидатов в сенат, сказав что эта гнусная практика есть унижение гражданского достоинства ибо не могут жалкие рабы, пусть они и учёные греки, судить болен или здоров дух римского патриция.

Доносят также, что плебс и многие всадники склоняются к мнению, что держать портреты, предназначенные для лучших из посетителей, в коробке с кистями, пергаментами и письменными принадлежностями, которая доступна любому мало-мальски искусному вору — неразумно. Указывают, что если сама владелица не может уследить за коробкой, для пущего догляда следует приставить к коробке старую рабыню, поражённую бессонницей, которая в хозяйстве бесполезна, а здесь её бессонница будет при деле. На Авентине, впрочем, некоторые считают, что гетеры сами содействовали похитителям, дабы захватить умы парфян и набить себе цену,

Многие в Городе поражены и опечалены глубиной падения нравов, пусть даже и в Парфии. Страшатся, что подобное может случиться и у нас. Отцам семейств для поддержания добрых римских нравов следует сделать суровое внушение своим жёнам, дабы те и дочерей отвадили от соблазна таскать с собой всюду раба-посыльного и таблички со стилем.

Сам же считаю, что если ты римлянин — пиши на стене Форума гвоздём, как полагается гражданину, а не набивай коробку пергаментом, испачканным словами, связностью и правильностью которых можно напугать надсмотрщика на триреме. И делай это на Lingua Latina, а не на ломаном койне, который тебе так и не вбил в голову купленный по дешёвке за учёного грека македонец.

Цезарь Август выступил с предложением мира Sep. 4th, 2014

Император Цезарь Август выступил от имени сената и народа Рима перед иноземными послами с долгожданной речью, обнародовав план заключения мира в цизальпийской Галлии, подразумевающий остановку развёрнутого наступления армии Римской Галлии и разворачивание легионов вспять на следующих условиях:

— прекратить набеги на позиции римлян; — остановить обстрел поселений непокорных умбрам жителей Галлии из метательных орудий; — предоставить римским купцам возможность подвезти продовольствие и одежду для солдат и пострадавших от войны граждан; — обеспечить безопасность посланников Рима и других держав; — беспрепятственно обменять всех пленных и захваченных в рабство воинов и мирных граждан, будь то мужчины, женщины или дети; — не препятствовать намерению Рима прислать свежих рабов для починки разбитых дорог провинции.

Слышавшие слова Рима представители Эллады, Египта, Антиохии, советов племён Британских островов и земель Германии поддержали Цезаря, сочтя условия заключения мира справедливыми и разумными, но разве можем мы знать как поведут себя умбры во главе с торговцем Порселануксом, не примут ли великодушие римлян за мягкотелость и слабость? Впрочем, охрани меня мать Юнона от сомнений в действиях императора.

Ответ галльских нобилей пока не пришёл, но избранный проконсул Римской Галлии Паулус Губариан уже высказал мнение, что в случае принуждения умбров к миру на условиях Цезаря необходимо будет принудить новых вождей и к тому, чтобы провести плебисцит на всем юго-востоке, по итогам которого его те земли, что не мыслят себя частью Галлии, смогли бы войти в состав Империи мирным путём на законных основаниях, а не по воле меча. В кулуарах императорского дворца толкуют, что заявления такого рода несколько поспешны и говорят о том, что Губариан куда лучший воин, нежели политик. Это, впрочем, естественно ввиду его молодости и воспитания вдалеке от столичных интриг.

Изречения и мысли императоров Рима и их родственников

Авидий Кассий (175 г.)

Крупный римский полководец и государственный деятель. Успешно действовал во время войны Рима с Парфией в 162–165 годах, добившись ряда побед, после чего был назначен римским наместником в Сирии. Это давало ему статус потенциального главнокомандующего римскими войсками на Востоке на случай новой войны с парфянами. В 173 году, оставаясь наместником Сирии, подавил вспыхнувшее годом ранее восстание буколов в Египте. В 175 году провозгласил себя императором, подняв восстание против императора Марка Аврелия. Сначала сумел добиться поддержки войск, размещенных в Сирии, Египте и в восточной части Малой Азии, но затем, когда стало ясно, что остальные провинции империи остались верны Марку Аврелию, в окружении Авидия Кассия возник заговор, и он был убит своими же приближенными.

Горе мне с этими наместниками провинций – неужели я могу считать проконсулами и наместниками тех, кто полагает, что провинции даны им сенатом и Антонином для того, чтобы они жили в роскоши, чтобы обогащались!

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий»

Несчастно государство, терпящее этих людей, питающих страсть к наживе и богатых.

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий».

Оставленный в живых искалеченный преступник служит лучшим примером, чем убитый.

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий»

Александр Север (222–235 гг.)

C 221-го по 222 год император-цезарь, младший соправитель своего двоюродного брата, императора Элагобала. С 222-го по 235 год полноправный император-август.

Воин не внушает опасения, если он одет, обут, сыт и имеет кое-что в поясе.

Элий Лампридий. «Александр Север»

Дисциплина предков охраняет существование государства. Если она поколеблется, мы потеряем и имя римлян, и империю.

Элий Лампридий. «Александр Север»

Антонин Пий (138–161 гг.)

Позвольте ему быть человеком; ведь ни философия, ни императорская власть не лишают человека способности чувствовать.

Юлий Капитолин. «Антонин Пий»

Самое недостойное, самое возмутительное это – если кто-нибудь объедает государство, сам не принося ему никакой пользы своим трудом.

Юлий Капитолин. «Антонин Пий»

Баллиста (260 г.)

Римский государственный деятель и полководец. В 260 году был префектом претория при императоре Валериане. После того как император Валериан был в 260-м разбит персидским царем Шапуром и захвачен в плен, Баллиста попытался объявить себя императором (по другим данным Баллиста не стал претендовать на престол, но поддержал узурпатора Фульвия Юния Макриана, попытавшегося оспорить права сына императора Валериана, императора Галлиена). Вскоре после начала мятежа Баллиста был убит одним из солдат, сторонником Галлиена.

Веди государственные дела так, чтобы римский мир радовался тому, что ты стал государем.

Требеллий Поллион. «Тридцать тиранов»

Валентиниан Первый (364–275 гг.)

Долг наш – всеми силами ратовать за согласие, благодаря которому получает силу и самое слабое дело.

Аммиан Марцеллин. «История»

Как учат мудрецы, не только в делах управления, где опасности столь велики и столь часты, но и в нашей частной обыденной жизни, каждый должен делать другом чужого человека лишь после суждения о нем, а не судить его тогда, когда он им стал.

Аммиан Марцеллин. «История»

Веспасиан (69–79 гг.)

В то время как враги губят себя своими собственными руками и терзаются самым страшным злом – междоусобной войной, – нам лучше всего оставаться спокойными зрителями этих ужасов, а не завязывать битвы с людьми, ищущими смерти, беснующимися так неистово друг против друга.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Если кто скажет, что блеск победы без борьбы слишком бледен, то пусть знает, что достигнуть цели в тишине полезнее, чем испытать изменчивое счастье оружия. Ибо столько же славы, сколько боевые подвиги, приносят самообладание и обдуманность, когда последними достигаются результаты первых.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Легче увлечь за собою целую толпу, чем избежать коварства одного человека.

Корнелий Тацит. «История»

На побежденных рассчитывать нельзя – они охотнее жалуются, чем дерутся.

Корнелий Тацит. «История»

Общие несчастья нужно перенести стойко и не забывать, что, по природе войны, никакая победа не дается без кровопролития.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Подобно тому, как недостойно зазнаваться в счастье, точно так же малодушно совершенно опускать руки в несчастии, ибо быстра перемена судьбы, а потому здравомыслящий человек должен сохранять присутствие духа в неудачах и бодро стремиться к возвращению потерянного.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Гальба (68–69 гг.)

Если бы огромное тело государства могло устоять и сохранить равновесие без направляющей его руки единого правителя, я хотел бы быть достойным положить начало республиканскому правлению.

Корнелий Тацит. «История»

Мы с тобой разговариваем сейчас откровенно и прямо, но другие обращаются скорее не к нам, а к положению, которое мы занимаем. Ведь давать государю правильные советы – вещь трудная, а соглашаться с каждым, кто стал принцепсом, можно, ничего не переживая и ничего не думая.

Корнелий Тацит. «История»

Удачи подвергают наш дух еще более суровым испытаниям, ибо в несчастьях мы закаляемся, а счастье нас расслабляет.

Корнелий Тацит. «История»

Клавдий (41–54 гг.)

Бесполезно запрещать простонародью делать что-либо, если при этом не переустроить его повседневную жизнь.

Дион Кассий. «Римская история»

Всё, отцы сенаторы, что теперь почитается очень старым, было когда-то новым; магистраты-плебеи появились после магистратов-патрициев, магистраты-латиняне – после магистратов-плебеев, магистраты из всех прочих народов Италии – после магистратов-латинян. Устареет и это, и то, что мы сегодня подкрепляем примерами, также когда-нибудь станет примером.

Корнелий Тацит. «Анналы»

Насколько необходимо быть непреклонным в борьбе с неприятелем, настолько же подобает дарить благосклонность молящим о ней – ведь триумфы добываются только в случае покорения исполненных силы народов и государств.

Корнелий Тацит. «Анналы»

Не дело с блохой бороться тем же способом, как с диким зверем.

Дион Кассий. «Римская история»

Не должен быть римским гражданином тот, кто не знает языка римлян.

Дион Кассий. «Римская история»

Я поддерживаю тех, кто говорил правду.

Светоний Транквилл. «Божественный Клавдий»

Максимин Фракиец (235–238 гг.)

Если кто объявит вам мнение Сената, то не дивитесь, что наша умеренность кажется им жестокостью. В роскошной своей жизни они уважают только нравы, подобные своим; мужество и строгость в делах называют свирепостью; слабые же и пьянственные, как кроткие, доставляют им удовольствие; оттого они не любят моего правления, мудрого и справедливого.

Геродиан. «История императорской власти после Марка»

Да не допустят боги, чтобы кто-либо из свободнорожденных запечатлел поцелуй на моих ногах.

АЖА. Юлий Капитолин. «Двое Максиминов»

Чем выше я буду, тем больше я буду трудиться.

Юлий Капитолин. «Двое Максиминов»

Марий (269 г.)

Марий стал императором «Галльской империи» (отколовшейся в 259 году от Рима и существовавшей как самостоятельное государство вплоть до 273 года, когда ее вновь присоединил к Римской империи император Аврелиан) в 268 году и правил очень недолго. Сведений о нем сохранилось очень мало, но по слухам, записанным Требеллием Поллионом, галльский император Марий происходил из простой семьи и в юности был кузнецом, чего отнюдь не стыдился.

Пусть меня попрекают моим прежним ремеслом кузнеца, лишь бы только иноземные племена благодаря своим поражениям узнали, что я имел дело с железом.

Требеллий Поллион. «Тридцать тиранов»

Латинские крылатые выражения: Древний Рим

Автор: Дмитрий Сироткин

Подготовил обзор древнеримских крылатых выражений.

В него вошло примерно 120 латинских выражений.

Они распределены по 20 темам, в том числе: любовь и женщины, императоры и полководцы, Юлий Цезарь, война, познание, человек, римские боги, жизнь, наставления, благодеяние, Рим, зрелища, нравы.

Крылатые выражения про любовь и женщин

  • Amor omnia vincit — Все побеждает любовь (Вергилий, «Буколики»)
  • Amorem canat aetas prima — Пусть юность поёт о любви (Проперций, «Элегии»)
  • Amor odit inertes — Амур не терпит ленивцев (Овидий, «Наука любви»)
  • Militat omnis amans—Всякий влюбленный — солдат (Овидий, «Любовные элегии»)
  • Varium et mutabile semper femina — Женщина всегда изменчива и непостоянна (Вергилий, «Энеида») Примерно такими словами Меркурий призывает Энея оставить Дидону и отплыть из Карфагена в Италию.
  • Nitinur in vetitum semper, cupimusque negate — Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного (Овидий, «Любовные элегии»)
  • Quod licet, ingratum (e)st — Дозволенное не привлекает (Овидий, «Любовные элегии»)
  • Odero, si potero — Возненавижу, если смогу Так Овидий в «Любовных элегиях» описывает отношение к коварной возлюбленной.
  • Od(i) et amo — Ненавижу и люблю (Катулл)
  • Amor non est medicabilis herbis — Нет лекарства от любви, травами не лечится (Овидий, «Героиды»)
  • Ubi tu Gaius, ibi ego Gaia — Где ты Гай, там я Гайя Трогательная формула супружеской верности.
  • Domi sedet, lanam ducit — Сидит дома, прядет шерсть Распространенная похвала римской хозяйке дома.

Подробнее — Фразы о любви на латыни См. также фразеологизмы про любовь

Крылатые выражения императоров и полководцев

  • Boni pastoris est tondere pecus, non deglubere — Хороший пастырь стрижёт овец, а не обдирает их Ответ Тиберия на предложение наместников в римских провинциях поднять налоги местным жителям.
  • Amici, diem perdidi — Друзья, я потерял день Слова императора Тита, вдруг осознавшего, что за целый день он не сделал ни одного доброго дела.
  • Festina lente — Торопись медленно (император Август)
  • Navigare necesse est, vivere non est necesse — Плыть необходимо, а жить — нет! Эту гордую фразу Помпей произнес на отплывающем в бурю корабле, везущем хлеб в Рим.
  • Quintili Vare, legiones redde — Квинтилий Bap, верни легионы Восклицание императора Августа после ужасного поражения римлян от германцев в Тевтобургском лесу.
  • Ceterum censeo Carthaginem delendam esse — А кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен Так римский полководец и сенатор Катон Старший заканчивал любую свою речь в сенате.
  • Caesarem decet stantem mori — Цезарю подобает умереть стоя (император Веспасиан)
  • Qualis artifex pereo! — Какой артист погибает! Слова, повторяемые императором Нероном перед смертью.

Крылатые выражения, связанные с Юлием Цезарем

  • Alea jacta est — Жребий брошен, пути назад нет Знаменитые слова Юлия Цезаря, решившего вступить в войну против римского сената и перейти со своими войсками реку Рубикон. (см. статью о фразеологизме «перейти Рубикон»)
  • Veni, vidi vici — Пришёл, увидел, победил Этими тремя словами Юлий Цезарь описал победу над понтийским царем Фарнаком в сражении при Зеле.
  • Et tu quoque, Brute! — И ты, Брут! Фраза, якобы произнесенная Юлием Цезарем, увидевшим среди своих убийц опекаемого им Марка Юния Брута.
  • Sic semper tyrannis — Такова участь тиранов Фраза, якобы произнесенная Брутом в момент убийства им и остальными заговорщиками Юлия Цезаря.

Крылатые выражения про войну

  • Qui desiderat pacem, praeparet bellum — Кто желает мира, пусть готовится к войне (Вегеций, «Краткое изложение военного дела»)
  • Si vis pacem, para bellum — Хочешь мира — готовься к войне (Корнелий Непот)
  • Pecunia nervus belli — Деньги — движущая сила войны (Цицерон, «Филиппики»)
  • Pro aris et focis — за алтари и очаги Призыв сражаться за родную землю
  • Hannibal ad portas — Ганнибал у ворот Фраза обозначает близкую опасность.
  • Vincere scis Hannibal, victoria uti nescis — Ганнибал, побеждать ты умеешь, но пользоваться победой не умеешь (Тит Ливий, «История») По поводу отказа Ганнибала развить победу над римлянами при Каннах походом на Рим .
  • Cunctando restituit rem — Промедлением спас дело О полководце Фабии Максиме, избравшим тактику уклонения от сражения с Ганнибалом.
  • Periculum in mora — Промедление опасно (Тит Ливий, «История») Римские воины нашли удачное обоснование, почему пора бежать с поля боя.
  • Vae victis — Горе побеждённым Фраза вождя галлов при переговорах с римлянами во время осады Рима в 4-м веке до н.э.

Крылатые выражения про познание

  • Felix qui potuit rerum cognoscere causas — Счастлив, кто мог познать причины вещей (Вергилий, «Георгики»)
  • Rem tene, verba sequentur — Постигни суть, а слова найдутся (Катон Старший)
  • Nemo omnia potest scire — Никто не может знать все (Гораций, «Оды»)
  • Veritas odium parit — Истина рождает ненависть (Тертенций, «Девушка с Андроса»)
  • Damnant quod non intellegunt — Осуждают то, чего не понимают (Квинтилиан, «Обучение оратора»)
  • Decipimur specie recti — Мы обманываемся видимостью правильного (Гораций, “Наука поэзии»)
  • Omne ignotum pro magnifico est — Все неизвестное представляется величественным (Тацит, «Агрикола»)
  • Ignoti NULLa cupido — К неизвестному нет влечения (Овидий, «Наука любви»)

См. также фразеологизмы про ум

Крылатые выражения про человека

  • Nihil homine est miserius aut superbius — Ничего нет более жалкого и более великолепного, чем человек (Плиний Старший)
  • Homo sum: humani nihil a me alienum puto. — Я человек и ничто человеческое мне не чуждо (Теренций, «Самоистязатель»)
  • Faber est suae quisque fortunae — Каждый сам кузнец своей судьбы (цензор Аппий Клавдий)
  • Errare humanum est — Человеку свойственно ошибаться (Сенека Старший, «Контроверсии»)
  • Quot homines, tot sententiae — Сколько людей, столько и мнений (Теренций, «Формион»)
  • Homo homini lupus est — Человек человеку – волк (Плавт, «Ослы»)
  • Consuetudo est altera natura — Привычка – вторая натура (Цицерон, «О высшем благе и высшем зле»)

См. также фразеологизмы о человеке

Крылатые выражения про римских богов

  • Currit rota — Вертится колесо Об изменчивости судьбы, символизируемой колесом римской богини судьбы и удачи Фортуны.
  • Quod licet Jovi, non licet bovi — Что позволено Юпитеру, то не позволено быку (Распространенная пословица)
  • Ne sus Minervam — Не свинье учить Минерву Понятно, что учить богиню мудрости – дело неблагодарное.
  • Venus oti(a) amat — Венера любит досуг (Овидий, «Лекарство от любви»)
  • Procul este, profani! — Подите прочь, непосвященные! (Вергилий, «Энеида») Восклицание пророчицы Сивиллы, прогоняющей спутников Энея из священной рощи при приближении богини Гекаты, повелительницы теней.
  • Proserpina NULLum caput fugit — Прозерпина не щадит никого (Гораций, «Оды») Прозерпина – владелица подземного царства мертвых.

Крылатые выражения про жизнь

  • Vivere est militare — Жить — значит бороться (Сенека, «Нравственные письма»)
  • Fortes fortuna adjuvat — Смелым помогает судьба (Теренций, «Формион»)
  • Carpe diem — Лови день (Гораций, «Оды»)
  • Disce gaudere — Научись радоваться (Сенека, «Нравственные письма»)
  • Bene qui latuit, bene vixit — Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно (Овидий, «Скорбные элегии»)
  • Sub aliena umbra — Под чужой тенью (Сенека, «Нравственные письма») О людях, живущих чужими мыслями

Кстати, фразы на латыни о жизни, а также фразеологизмы про жизнь

Крылатые выражения – наставления

  • Tu ne cede malis — Не покоряйся беде (Вергилий, «Энеида»)
  • Quod dubitas, ne feceris — В чем сомневаешься, того не делай (Плиний Младший, «Письма»)
  • Ignoscito saepe alteri, nunquam tibi — Другим прощай часто, себе – никогда (Публилий Сир, «Сентенции»)
  • Cave ne cadas — Берегись, чтобы ты не упал Традиционное обращение к едущему на колеснице полководцу-триумфатору стоящего за ним раба, совет умерить гордыню.
  • Misce utile dulci — Смешай приятное с полезным (Гораций, «Наука поэзии»)
  • Vestigia semper adora — Всегда чти следы прошлого (Стаций, «Фиваида»)

Крылатые выражения про благодеяние

  • Recte facti fecisse merces sest — Наградой за доброе дело служит свершение его (Сенека)
  • Vincuntur molli pectora dura prece — Даже жестокие сердца побеждает ласковая просьба (Тибулл)
  • Bis dat, qui cito dat — Вдвойне даёт тот, кто даёт быстро (Публилий Сир)
  • Tarde velle nolentis est. — Хотеть поздно — значит не хотеть (Сенека, «О благодеянии»)
  • Benefacta male locata malefacta arbitror — Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями (Энний)

Крылатые выражения про Рим

  • Roma Aeterna — Вечный Рим (Вечный город)
  • Urbs venalis! — Продажный город! Любопытная фраза Югурты, царя североафриканской страны Нумидии, хорошо умевшего подкупать римских полководцев и чиновников, при отъезде из Рима.
  • Civis Romanus sum! — Я римский гражданин! Гражданство Рима обеспечивало человеку ряд значимых прав и неприкосновенность за пределами Рима.
  • Urbi et orbi — К Риму и к миру (всем) Первая фраза публичных объявлений в Древнем Риме, со временем ставшая названием торжественного папского благословения.
  • Genius loci — Гений места Дух-покровитель конкретного места (деревни, города, горы и т.д.). Безусловно, Рим храним таким духом-покровителем.

Крылатые выражения про зрелища

  • Panem et circenses! — Хлеба и зрелищ! (Ювенал, «Сатиры») Раздача бесплатного хлеба и жестокие цирковые зрелища – главные нужды римской толпы.
  • Ave, Caesar, morituri te salutant — Здравствуй, цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя Приветствие гладиаторов в адрес императора перед началом гладиаторских боев.
  • Pollice verso — повернутым пальцем Жест зрителя, производимый пальцем, обозначающий, что поверженного гладиатора нужно добить.
  • Ad bestias — к зверям Одна из форм публичной расправы с преступниками, христианами, рабами – отдавать их на растерзание зверям или собакам.

См. также фразеологизмы про спорт

Крылатые выражения про нравы

O tempora! O mores! — О времена! О нравы! («Речь против Катилины») В таких выражениях Цицерон в сенате возмущается безнаказанностью заговорщика Катилины. Honores mutant mores — Почести меняют нравы (Плутарх, «Жизнь Суллы») Calcat jacentem vulgus — Народ топчет лежачего (Сенека, «Октавия») Vir bonus semper tiro — Порядочный человек всегда простак Выражение о том, что добродетельному человеку трудно жилось в римском мире наживы.

Крылатые выражения про медицину

  • Mens sana in corpore sano — В здоровом теле — здоровый дух (Ювенал, «Сатиры»)
  • Optimum medicamentum quies est — Лучшее лекарство – покой (Авл Корнелий Цельс)
  • Facil omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus — Все мы, когда здоровы, легко даём хорошие советы больным (Теренций, «Девушка с Андроса»)
  • Senectus ipsa morbus — Сама старость – болезнь (Теренций, «Формион»)

См. также медицинские фразеологизмы

Крылатые выражения о лучшем пути

  • Aurea mediocritas — Золотая середина (Гораций)
  • Inter utrumque vola — Лети посередине (Овидий, «Наука любви») Напутствие Икара сыну Дедалу.
  • Unusquisque sua noverit ire via — Пусть каждый идет своим путём (Проперций, «Элегии»)

Крылатые выражения про власть

  • Oderint dum metuant — Пусть ненавидят, лишь бы боялись (Акций, «Атрей»)
  • Oderint, dum probent — Пусть ненавидят, лишь бы поддерживали (император Тиберий)
  • Occidat, dum imperet — Пусть убивает, лишь бы царствовал (Тацит, «Анналы») Ответ Агриппины предсказавшим ей, что ее сын Нерон станет императором, но убьет ее.

Крылатые выражения про обучение

  • Vitae, non scholae discimus — Для жизни, не для школы мы учимся (Сенека, «Письма»)
  • Crates, cum indoctum puerum vidisset, paedagogum ejus percussit — Кратет, когда видел невежественного ученика, бил его педагога (Квинтилиан)
  • Usus magister est optimus — Практика — лучший учитель (Цицерон, «Речь в защиту Рабирия»)

Крылатые выражения про время

  • Tempus edax rerum — Всепожирающее время (Овидий, «Метаморфозы»)
  • Damnosa quid non inminuit dies? — Чего не умаляет губительное время? (Гораций, «Оды»)
  • Ad Calendas Graecas—до греческих календ, никогда У греков понятия календ, первого дня месяца не было, поэтому и ждать до них было бессмысленно.

См. также крылатые выражения поэтов и писателей о времени и фразеологизмы про время

Крылатые выражения про родину

  • Famae etiam jactura facienda est pro patria — Ради Отечества следует жертвовать даже славой (Фабий)
  • Ubi bene, ibi patria — Где хорошо, там и отечество (Пакувий, «Тевкр»)
  • Deest remedii locus, ubi, quae vitia fuerunt, mores fiunt — Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем (Сенека, “Письма”)

Крылатые выражения про деньги

  • Pecunia non olet — Деньги не пахнут (Светоний, «Жизнь двенадцати цезарей») Краткое резюме обсуждения императором Веспасианом и его сыном Титом вопроса, пахнут ли деньги, полученные от налогообложения общественных туалетов.
  • Lucri bonus est odor ex re qualibet — Запах прибыли приятен, от чего бы он ни исходил (Ювенал, «Сатиры»)
  • Semper avarus eget — Скупой всегда нуждается (Гораций, «Послания»)

Прочие древнеримские крылатые выражения

  • Imperare sibi maximum imperium est — Владеть собой — наивысшая власть (Сенека, «Нравственные письма»)
  • Aut Caesar, aut nihil — Или Цезарь, или ничто (Калигула)
  • NULLa dies sine linea — Ни дня без строчки (Плиний Старший, «Естественная история»)
  • Gutta cavat lapidem — Капля долбит камень, вода камень точит (Овидий, «Письма с Понта»)
  • Hoc erat in votis — Вот о чем я мечтал (Гораций, «Сатиры») Гораций о подаренном ему Меценатом, другом императора Августа поместье в Сабинских горах.
  • In actu mori — умереть, находясь на посту (Сенека, «Нравственные письма»)
  • Ultima Thule — край света, Крайняя Фула (Вергилий, «Георгики»)
  • Verba et voces praetereaque nihil — Пустые слова (Гораций, «Послания»)
  • Dictum factum — Сказано – сделано (Теренций, «Девушка с Андроса»)
  • In silvam non ligna feras insanius — Меньшим безумием было бы носить в лес дрова (Гораций, «Сатиры»)
  • Nigra in candida vertere — Превращать черное в белое (Ювенал, «Сатиры»)
  • Sub rosa — тайно, под розой В римских домах розу вешали над столом во время пиршеств в знак неразглашения услышанного.
  • Cantus cycneus — Лебединая песня (Цицерон, «Тускуланские беседы»)

Итак, в приведенных латинских крылатых выражениях (авторских фразеологизмах) высказано немало ценных высказываний как по вечным вопросам, волнующим людей во все времена, так и по вопросам, характерным для Древнего Рима.

В целом же, на мой взгляд, тематика этих латинских выражений достаточно полно отражает приоритеты и особенности жизни Древнего Рима. Самому мне больше всего понравились древнеримские крылатые выражения императоров и полководцев, а также – про власть и про обучение.

Кстати, отмечу склонность римлян к театральности поведения. Можно вспомнить прощальные слова императора Августа, спросившего, хорошо ли он сыграл комедию своей жизни. По-видимому, эта их склонность придает большую живость и драматизм многим приведенным здесь крылатым фразам.

В продолжение можно перейти к следующим материалам:

  • Известные фразы на латыни
  • Фразеологизмы из Библии
  • Крылатые выражения Древней Греции
  • Научные фразеологизмы
  • Крылатые выражения поэтов о животных
  • Исторические фразеологизмы: Россия и СССР

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то я ведь только за! Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Высказывания римских философов

I вв н.э.

Квинтилиан Марк Фабий

* Лжец должен обладать хорошей памятью.

* Лучше отказаться от острого словца, чем от друга.

>> Читать все цитаты:Квинтилиан Марк Фабий

Курций Руф Квинт

* Судьба никогда не благоприятствует нам с подлинной искренностью.

* Торопливость задерживает.

>> Читать все цитаты:Курций Руф Квинт

Лукан Марк Анней

* Начало — половина всего.

* Не дается даром победа над тем, кто готов подставить под удар свою грудь.

>> Читать все цитаты:Лукан Марк Анней

Марциал Марк Валерий

* Грабь, хватай, копи, владей — все придется оставить.

* Жизнь легко презирать, когда очень трудно живется, мужественен тот, кто сумел остаться добрым в несчастии.

>> Читать все цитаты:Марциал Марк Валерий

Петроний Арбитр Гай

* Всякий из нас ошибается.

* Всякому приходится расплачиваться за свои грехи.

>> Читать все цитаты:Петроний Арбитр Гай

Плиний Старший Гай

* Никто из смертных не бывает всякий час благоразумен.

* Никто из смертных не может быть умен всегда.

>> Читать все цитаты:Плиний Старший Гай

Плиний Младший Гай

* Молвы боятся многие, совести — кое-кто.

* Молодость и средний возраст мы должны посвятить родине, старость — себе.

>> Читать все цитаты:Плиний Младший Гай

Плутарх

* Heт зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть.

* Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.

>> Читать все цитаты:Плутарх

Тацит Публий Корнелий

* В веселии чернь столь же необузданна, как и в ярости.

* В военных делах наибольшую силу имеет случайность.

>> Читать все цитаты:Тацит Публий Корнелий

Эпиктет

* Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.

* Земной человек — это душа, обремененная трупом.

>> Читать все цитаты:Эпиктет

Ювенал Децим Юний

* Никакая медлительность не бывает слишком велика, когда речь идет о смерти человека.

* Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом.

>> Читать все цитаты:Ювенал Децим Юний
II вв н.э.

Апулей из Мадавры

* Голого раздеть и десяти силачам не удастся.

* Каждый человек в отдельности смертен, человечество же в целом бессмертно.

>> Читать все цитаты:Апулей из Мадавры

Лукиан

* Много дружеских связей расторгнуто, много домов обращено в развалины доверием к клевете.

* Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.

>> Читать все цитаты:Лукиан

Марк Аврелий Антонин

* Самый презный вид молодушия — это жалость к самому себе.

* Смотри вглубь, пусть от тебя не ускользнет ни качество любого предмета, ни его ценность.

>> Читать все цитаты:Марк Аврелий Антонин
IV вв н.э.

Августин Аврелий (Блаженный)

* Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.

* Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

>> Читать все цитаты:Августин Аврелий

Василий Великий

* Злой не видит, что является злом.

* Когда веселится сердце, расцветает лицо.

>> Читать все цитаты:Василий Великий

Григорий Богослов

* Не суди по виду, суди по делам.

* Не сыскать ни одной жизни, без печали прошедшей.

>> Читать все цитаты:Григорий Богослов

Иоанн Златоуст

* Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

* Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.

>> Читать все цитаты:Иоанн Златоуст
V вв н.э.

Юстиниан I

* Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право.

* Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом.

>> Читать все цитаты:Юстиниан I
VII вв н.э.

Иоанн Дамаскин

* Всегда ненавидят безумные мудрых, неучи — ученых, скверные — не скверных, а испорченные — хороших.

* Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадет в ров, который вырыл.

>> Читать все цитаты:Иоанн Дамаскин
IX вв н.э.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]