«Я болен»: почему люди приписывают себе психические расстройства


Миф 4. «Люди с психическими отклонениями не могут работать»

В некотором смысле, этот миф противоречит предыдущему. При этом оба достаточно живучи, хотя широкой публике становится известно все больше и больше о трудоустройстве, успехах и даже достижениях людей с ментальными проблемами.

Конечно, есть среди них такие, чья болезнь имеет очень тяжелую форму и делает невозможным обычный образ жизни с регулированным рабочим днем и значительным ежедневным объемом работы. Но ведь это бывает и с теми, кто страдает серьезными физическими недугами.

Тем не менее, большинство людей с психическими заболеваниями могут быть так же продуктивны, как и остальные. В американском исследовании 2014 года были проанализированы данные о занятости людей с психиатрическими диагнозами. Их сравнили с общими показателями занятости в населении.

Оказалось, что занятость людей без психических заболеваний составляла 75,9%, людей с относительно легкими ментальными отклонениями – 68,8%, с заболеваниями средней тяжести – 62,7%. И даже 54,5% людей с тяжелыми психическими болезнями работали.

Кроме того, ученые установили, что разница в уровне занятости людей с ментальными диагнозами и без них в группе 18-25 лет составляла всего 1%, а в возрасте 50-64 – 21%.

Возможно, это отражает тот факт, что в современном мире молодые люди с такого рода проблемами получают гораздо больше помощи в части профессиональной подготовки и устройства на работу, чем те, для кого она была актуальна 30–40 лет назад.

Миф 3. «Сами виноваты»

Такое утверждение нередко можно услышать про людей, страдающих депрессией, аддикциями, либо пищевыми расстройствами.

Со стороны кажется, что человек просто проявляет слабость, не считает нужным взять себя в руки, либо делает сознательный выбор в пользу поведения, доставляющего массу неприятностей ему самому и окружающим.

На самом деле, выйти из депрессии или алкогольной/наркотической зависимости нисколько не проще, чем излечиться, например, от язвы желудка.

Больному требуется не только поддержка близких, но и квалифицированная медицинская помощь.

В одном из исследований с характерным названием «Волевой, но не добившийся успеха: важность стратегий в преодолении зависимости» (Strong-willed but not successful: The importance of strategies in recovery from addiction) международная группа ученых проанализировала, как соотносятся сила воли больного и шансы на избавление от аддикции.

Исследователи пришли к выводу, что прямой зависимости нет, и часто люди, страдающие каким-либо из типов зависимости, имеют вполне нормальную силу воли, но их выздоровление в гораздо большей степени зависело от того, нашли ли они подходящие стратегии для контроля над внешними факторами, способствующими продолжению их аддикции.

Возможно, еще более несправедлива молва к людям, страдающим от пищевых расстройств, особенно, к женщинам. Нередко можно услышать, что девушки подвержены анорексии или булимии из-за стремления иметь красивую фигуру.

Это не так.

Во-первых, от этих расстройств страдают и мужчины, а во-вторых, пищевые расстройства являются очень серьезным психическим заболеванием, которое в отдельных случаях приводит к смерти больного.

Если девочка боится съесть пончик – это тревожный знак

Никому из людей с выше перечисленными расстройствами не помогут призывы типа «соберись, тряпка!». Если вы действительно хотите помочь, постарайтесь убедить своего близкого получить консультацию специалиста, а в идеале – пройти курс лечения.

Миф 6. «Психические заболевания неизлечимы»

Это очень вредное заблуждение.

Во-первых, часть больных излечивается при помощи разного рода препаратов и психотерапии. При этом под излечением понимается такое снижение проявлений заболевания, которое позволяет человеку вести полноценный образ жизни.

Во-вторых, лечение может не приводить к полному избавлению от болезни, но давать пациенту достаточно длинные периоды ремиссии, когда симптомы под контролем и человек может получать удовольствие от жизни.

Процесс излечения от психического заболевания практически никогда не бывает простым и коротким. Его сложно пройти в одиночку без приятия и поддержки близких, а также профессиональной помощи врачей. Но идя по этому пути, человек, как правило, видит позитивные изменения и вдохновляется ими.

Достижения медицины и биотехнологии, все большая открытость и забота общества о людях с психическими заболеваниями способны в корне изменить ситуацию, в которой тяжелый диагноз становился пожизненным приговором.

Источник:

Medical myths: Mental health misconceptions

Миф 1. «Психические заболевания встречаются редко»

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, с ментальными расстройствами постоянно живут около 450 миллионов человек на нашей планете. При этом каждый четвертый житель Земли на протяжении своей жизни испытывает хотя бы один эпизод психического заболевания (депрессии, тревожного расстройства, посттравматического синдрома, панических атак).

Депрессия – одно из самых распространенных расстройств, от которого в мире страдают порядка 264 миллионов человек, а в одном из недавних американских исследований было установлено, что за время пандемии коронавируса число взрослых с депрессией увеличилось втрое.

В целом, ментальные расстройства, по данным ВОЗ, являются одной из ведущих групп заболеваний во всем мире.

Это значит, что даже если забыть на минуту о соображениях этики и гуманности и подойти к вопросу исключительно с формальной точки зрения, человек с психическим заболеванием, несомненно, один из нас.

Миф 5. «Шизофрения означает, что у человека раздвоение личности»

Собственно, мифам о шизофрении можно было бы посвятить отдельную статью, так как именно это заболевание кажется загадочным и даже мистическим, а значит, вызывает повышенный интерес и страх, оба из которых весьма способствуют мифотворчеству.

На самом деле, существует ряд подвидов шизофрении, и далеко не все они связаны с расщепленным сознанием, голосами в голове и галлюцинациями.

Шизофрения, действительно, характеризуется определенными искажениями в восприятии действительности, самого себя, а также в эмоциональных реакциях, мышлении и поведении, однако степень их выраженности может быть очень разной.

У людей с диагнозом шизофрения могут случаться перепады настроения и особенности поведения, но в большом количестве случаев пациенту помогают современные терапевтические средства.

Есть, разумеется, тяжелые формы, когда человек становится дезадаптивен на месяцы, однако и при таком течении болезни бывают периоды ремиссии, в которые он может вести относительно нормальный образ жизни.

Что же касается расщепления сознания, то это симптом расстройства множественной личности, которое встречается чрезвычайно редко и не является шизофренией.

Психическая болезнь как крест от Господа

Вестник «В помощь страждущей душе», 2012

Передо мной психически больной молодой человек. На прием его привело не ухудшение самочувствия, но желание быть выслушанным, утешенным. Он страдает такой формой психоза, при которой личность остается относительно сохранной. Болезнь как бы проходит на его глазах. Усталым голосом он произнес: «Доктор, мне иногда кажется, что Господь оставил меня, что моя жизнь бесполезна, бесцельна. Я обуза для старенькой мамы, у меня нет работы, пенсии не хватает даже на то, чтобы свести концы с концами…».
Трудный был у нас разговор. Молодому человеку очень тяжело. Он нуждается в помощи. И, конечно, Господь не забыл о нем. На все воля Божия. Надо только веровать в то, что от Всеблагого Господа нам все подается во спасение. Не надо поддаваться унынию. Пред Богом важны не должности и успехи, а вера, смирение, безропотное несение своего креста.

Протоиерей Владимир Воробьев по этому поводу пишет: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор. Это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удастся объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни жизнь благодатная…

Часто говорят: “А почему вы благословляете пить таблетки? Разве от душевного заболевания можно лечить таблетками? Я вот пришла в Церковь, прошу благодати Божией, хочу, чтобы Бог исцелил мою больную душу. А почему вы посылаете к врачам? Что, благодать Божия не действует?” Благодать Божия действует, и любого, даже самого больного человека Бог может в одно мгновение исцелить от любой болезни. Хромого может сделать целым, слепого может сделать зрячим, а психически больного может сделать здоровым. Это безусловно. Но почему же Господь не делает этого? Вот ты хромой и хромай всю жизнь. Почему? А потому, что Господь тебя смиряет таким образом, потому, что Богом положен на тебя такой крест. А может быть, ты сам себе этот крест когда-то выбрал. Надо смиряться. Вот тебе не дано видеть двумя глазами, а только одним. А ты будешь глухой…

Точно так же с любой другой болезнью, и с психической тоже. Господь может тебя исцелить. Но сегодня или, может быть, всю жизнь Он хочет, чтобы ты обращался за помощью к врачу. Это вовсе не значит, что тебе не надо причащаться и что это тебе вместо Причастия… Духовная жизнь только тогда возможна, когда человек согласится признать истинное положение вещей и смирится, согласится жить с тем крестом, который Господь дал ему».

А вот как поучают нас святые отцы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно – во всю жизнь, это – тайный помысел его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь хотя бы на одно мгновение».

Святой преподобный Никодим Святогорец наставляет нас так: «Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего, кроме терпения, Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут с промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?»

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, утешая в скорби по поводу умопомешательства: «О случившемся искушении Вам не должно скорбеть, но отдаваться на волю Божию, которая спасает всех спасаемых многоразличными скорбями. Попущенное умопомешательство Д. попущено ей на пользу, да дух ее спасется. Предоставьте ее Богу. Относительно всего, что она ни говорила и ни делала в своем припадке, Вам не обращать никакого внимания, и не должно принимать к сердцу никаких ее слов и дел, потому что все производилось и делалось ею вне рассудка…

Бог да утешит Вас в постигшей скорби. Влас главы нашей не падает без воли Его! Иначе взирает мир на приключения с человеками, и иначе Бог. Видим, что святой Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступлением, святой Исаакий и святой Никита (который был впоследствии святителем Новгорода) долго страдали умоповреждением… Веруем, что без воли Божией не может к нам приблизиться никакая скорбь; всякую скорбь, как приходящую от руки Божией, приемлем с благоговейною покорностью воле Божией, с благодарением, славословием всеблагого Бога, непостижимого в путях Его, дивного во всех делах Его».

Традиционно принято считать, что большинство психотической патологии мало излечимо. Особенно это относится к тяжелым психозам, дегенеративно-дистрофическим заболеваниям коры головного мозга, врожденным формам умственной неполноценности и т. д. Но милость Божия по вере людей являет нам чудеса, и законы естества отступают.

Воспользуюсь очень ярким примером, который описан в небольшой книжечке с названием «Когда болеют дети». Ее автор – врач и священник отец Алексий Грачев. «Два с половиной года назад ко мне на исповедь пришла больная девочка лет двенадцати из детского дома. Она не могла связать двух слов, крутилась как волчок, ее ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид ее говорил о “неполноценности”. И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

Через год у нее появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными. Она стала молиться Иисусовой молитвой (“Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть все. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности. Во всем, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение…». Подобные примеры не единичны, их множество.

Приведу очень поучительный пример из книги протоиерея Илии Четверухина и Евгении Четверухиной «Иеросхимонах Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни». Вот выписка из этой книги: «Интересен рассказ одной толмачевской прихожанки Е. И. Шульгиной, второй сын которой родился глухонемым. Она очень тяжело переживала это горе, временами доходила до отчаяния. По совету Е. Л. Четверухиной она поехала в Зосимову пустынь. Е. И. все рассказала старцу и стала просить его помолиться о сыне, о его исцелении. Батюшка решительно отказался. “Ты должна радоваться, ты счастлива, – говорил ей старец, – что в наше горькое время твой сын не скажет и не услышит ничего дурного. А молиться о сыне твоем надо так: “Господи, если нужно для славы имени Твоего, чтобы сын мой говорил, то дай ему это, если же нет на то Твоей святой воли, то пусть он останется глухонемым”.

Этот ответ батюшка произнес таким твердым и решительным голосом, что Е. И. ничего не могла возразить. И даже, наоборот, она не только перестала вдруг печалиться и тосковать, но вышла от старца вполне успокоенной и с тех пор совершенно покорилась воле Божией».

Дмитрий Авдеев

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]