12 Февраль 2015 admin Главная страница » Педагогика » Пословицы
Народное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным родителям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет избежать ошибок и воспитать детей в соответствии с культурными традициями русского народа. Подборка самых интересных русских пословиц о воспитании для размышления:
Русские народные и современные пословицы о воспитании
- Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
- Живое слово дороже мертвой буквы.
- Хорошему надо учиться три года, а дурному — одного часа достаточно.
- Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
- Голодное брюхо к ученью глухо.
- Выкормил змейку на свою шейку.
- Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
- Побои мучат, а не учат.
- Смолоду прореха — под старость дыра.
- Из одной хворостины трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
- Человек без воспитания — тело без души.
- Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
- Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
- К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
- Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
- Человек без воспитания — что тело без души.
- Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Наказывать легче, чем воспитывать.
- Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
- Дурака учить — решетом воду носить.
- Сумел родить, сумей и воспитать.
- Повторенье — мать ученья.
- Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки.
- Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.
- Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.
- Наказывать легче, воспитывать труднее.
- Понукание — не воспитание.
- Не штука проучить, а штука научить.
- Не нужен ученый, а нужен смышленый.
- Воспитывай лаской, а не таской.
- Не всё таской, нужно и лаской.
- Не хлебом единым сыт человек.
- Ум и воспитание — братья-близнецы.
- Паси, чтобы вскормить; не паси, чтобы озолотить.
- Учение образует ум, воспитание — нравы.
- Кто от кого, тот и в того.
- Не выучит школа, выучит охота.
- Верная указка — не кулак, а ласка.
- Воспитай старшего, а младший сам научится.
- Доброму одно слово пуще дубины.
- Человек не для себя родился.
- Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
- Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
- Капризен в детстве — уродлив в старости.
- Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит.
- Сын хорошим не родится, а воспитывается.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Красна птица перьем, а человек ученьем.
- Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
- Написано пером — не вырубишь топором.
- Человек неученый — что топор неточеный.
- Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.
- Детушек воспитать — не курочек перещипать.
- Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.
- Диплом имеет, а дела не разумеет.
- Не гонкой волка бьют, а уловкой.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно.
- Учи других и сам научишься.
- У доброго батюшки добры и детки.
- Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
- Один добрый пример лучше ста слов.
- Не выучит школа — выучит охота.
- Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил.
- Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
- Верная указка — не кулак, а ласка.
- Не силою дерутся, а умением.
- Детушек воспитать — не курочек пересчитать.
- По ученику и об учителе судят.
- Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
- Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
- Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
- Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.
- Кто много знает, с того много и спрашивается.
- Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.
- Сытое брюхо к ученью глухо.
- И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
- Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- От умного научишься, от глупого разучишься.
- Воспитывай детей с детства.
- Неразумная опека хуже беспризорности.
- Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
- Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
- Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
- И к худу и к добру приучаются смолоду.
- Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет — братом.
- Ум не имеет цены, а воспитание — предела.
- Умел дитя родить — умей и научить.
- Сперва аз да буки, а потом науки.
- Не учась и лаптя не сплетешь.
- Водила за ручку — получила белоручку.
- Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.
- Недалеко от дерева яблочко падает.
- Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
- Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
- Как постелешь — так и поспишь.
- Что посеешь — то и пожнешь.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
- Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
- Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
- Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
- Хороший пример – наилучшая проповедь.
- Не корми калачом, да не бей кирпичом.
- Немой упрёк тяжелее сказанного.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Без строгости и щенка не вырастишь.
- Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
- Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
- Добрый пример лучше ста слов.
- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
- Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
- Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
- Хорошая порка еще никому не помешала.
- Каков привет — таков ответ.
- Умному слово пуще дубины.
- Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
- Добро добро покрывает.
- На хотенье есть терпенье.
- Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
- Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
- Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
- Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
- На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
- Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
- Родился сам — помоги другому.
- Счастливые родители — выспавшиеся родители.
- Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
- Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.
Отражение народной педагогической культуры в устном народном творчестве
История педагогической мысли любого народа начинается с народной педагогики: дети всегда мысли и остаются объектом особого внимания и заботы всех народов Земли.
Фольклор был одним из важнейших средств сохранения национальной самобытности, культуры, традиций, обычаев. Благодаря устному народному творчеству ребенок узнавал простые, но очень важные сведения о явлениях внешнего мира, взаимоотношениях между людьми; в процессе общения в семье и за ее пределами у детей формировалась любовь к труду, уважение к земле и хлебу, развивалась находчивость, умение преодолевать трудности. Однако следует отметить, что народная педагогика не была свободна от недостатков, обусловленных влиянием господствующей церковной идеологии, суеверий, патриархальным образом жизни и пр. В целом же, несмотря на то, что в разные эпохи влияние народного мировоззрения на воспитание детей проявлялось по-разному, оно всегда формировало любовь к родине, к труду и человеку труда.
Народная педагогика рассматривала ребенка не только как объект, но и как субъект воспитания, о чем свидетельствует детская субкультура, выражавшаяся в детских играх, считалках данного возраста, при помощи которых дети утверждали себя в качестве общности, отличной от взрослых своей автономией и психологической самостоятельностью.
Составной частью народной педагогики была народная дидактика – содержание, методы и средства обучения, передачи детям трудовых, бытовых, агротехнических навыков и умений, математических, медицинских и других знаний.
Народная педагогика находила свое выражение в конкретном показе трудовых операций, в усвоении народных примет погоды, наблюдении за ростом и развитием растений, определении сроков сбора ларов природы (грибов, ягод, орехов), в сочинительстве загадок-задач, развивавших логическое мышление.
Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.
Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.
В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.
Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека — кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
Сказка — это особый, вкусно интригующий воображение, жанр литературного творчества, которому присуща феноменальная особенность: сказки любят и мал, и велик, и дети, и взрослые, и бедняк, и богач, и глупец, и умница, и наоборот…
Сказки делятся на два вида: народные (или, как их называют заумные филологи, — фольклорные сказки) и авторские, то есть сказки литературные, написанные конкретным писателем-сказочником. Попробуем посмотреть на сказку со стороны народа и со стороны автора. Итак, что говорят о народных сказках и сказках авторских учебники филологов:
1. Народные сказки
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).
2. Авторские сказки
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
А лучше всего сказки не исследовать, а сказку читать и сказкой наслаждаться!