Цитаты Сухомлинского о воспитании детей (50 цитат)

Известный украинский педагог Василий Сухомлинский был и остается одним из ярчайших деятелей в педагогике, психологии и литературе. Его наследие: методические труды, исследования, рассказы, сказки — ценны прежде всего четкой подачей мысли и яркой образностью. Он затронул самые животрепещущие аспекты воспитания и обучения, которые актуальны сегодня так же, как и полвека назад. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича. Он открыл родителям и педагогам простые истины, без которых невозможно понять и принять мир детства, научил ценить «своего внутреннего ребенка»:

Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.

Быть учителем — огромная ответственность

Педагог-новатор Василий Сухомлинский утверждал, что самое важное в профессии учителя, в роли наставника — не потушить тот огонек в ребенке, который заложен природой: пытливость, любознательность, образность мышления, тягу к познанию нового. Важно не «задушить» ребенка потоком знаний, не погасить желание познавать, мыслить, исследовать.

Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

Суть обучения, по мнению Сухомлинского, в том, чтобы заинтересовать, удивить, заставить откликнуться, поощрять к мышлению, рассуждению, поиску правильных ответов. Школа должна держаться на принципах гуманизма реально, а не номинально. Быть справедливым, отзывчивым, сопереживать, брать на себя ответственность, не быть равнодушным — это и есть основа человечности. Мудро и актуально звучит цитата Сухомлинского о педагоге:

Справедливым педагог может быть тогда, если у него есть достаточно духовных сил, чтобы уделить внимание каждому ребенку.

Труд учителя В. Сухомлинский определяет как «человековедение» — очень тонкую, изменчивую сферу, в которой нужно быть максимально внимательным, честным, открытым и последовательным. В книге «Сто советов учителю» педагог дает бесценные заветы тому, кто решил связать свою жизнь с воспитанием настоящего человека.

Сухие знания не дадут плодов

На уроке природоведения полезнее сходить на экскурсию в лес, чем пересказывать главы учебника. Сочинение-описание, подготовка к которому проходит в осеннем парке, наверняка пройдет удачнее, чем словарная работа за партой в школе. Именно впечатления дают толчок к жажде познания, к творческому началу.

Мышление начинается с удивления!

Эту простую закономерность раскрывает Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».

Отрывать процесс воспитания и образования от реальной жизни так же глупо, как учить плавать без воды. Этим грешит современное образование, а ведь связь теории и практики в обучении абсолютно естественна.

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

Сухомлинский подчеркивал значимость традиций народной педагогики — она интуитивна и мудра. Роль отца и матери в воспитании ребенка — наиважнейшая. Ничто не сравнится с ценностями, привитыми в семье, со знаниями, полученными с любовью и заботой.

О школе Сухомлинский говорил, как о важнейшей ступени в формировании и развитии ребенка. Если на этом этапе ребенок встретит несправедливость, черствость, безразличие, познавательный интерес буден утерян, а доверие ко взрослым восстановить очень сложно.

Сердце, отданное детям

Цитаты Сухомлинского о воспитании — кладовая мудрости и простых истин, которые необходимо знать каждому родителю и педагогу.

Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.

Как бы ни старались педагоги прививать детям культуру, ценности и воспитывать, опираясь на лучшие традиции, семья является началом всего, ее роль сильнее и значимее.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Цитаты Сухомлинского о природе ребенка жизненны, актуальны, проверены временем:

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

Важность эмоций в воспитании и обучении ребенка Сухомлинский отмечал неоднократно. Это основа всего, залог успеха в нелегком труде педагога и родителей.

Цитаты В. А. Сухомлинского

Большое зло — корыстолюбие. Корыстолюбивый не может быть ни правдивым, ни принципиальным, ни мужественным, ни верным своему долгу. С малых лет учись жить бескорыстно. Алчность, корыстолюбие

Скупость обедняет человека, превращает в эгоиста и приобретателя. Алчность, корыстолюбие

Вещи существуют для того, чтобы служить человеку, а не порабощать его. Алчность, корыстолюбие

В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. Брак, семья

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. Брак, семья

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Брак, семья

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Брак, семья

Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских. Верность, постоянство

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени. Воспитание и воспитатели

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. Воспитание и воспитатели

Эгоизм — это первопричина рака души. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Думать только о себе, только о своем благе — это значит быть скотиной. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей. Гордость, достоинство, самоуважение

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства. Гордость, достоинство, самоуважение

Мужское достоинство состоит, в частности, в том, чтобы не быть нахлебником. Гордость, достоинство, самоуважение

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств. Гордость, достоинство, самоуважение

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. Доброта, человеколюбие

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем, Доброта, человеколюбие

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость. Доброта, человеколюбие

Там, где есть строгость и требовательность женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной. Женщины, мужчины

Человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто неизмеримо дороже собственной жизни. Жизнь

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком. Злобность, жестокость, подлость

Неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить. Злословие, склочность

Искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. Искусство

Книга — один из важнейших источников радости мышления. Книга, печать

Чтение — это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли. Книга, печать

Подлинная самокритика — это голос совести. Критика

Большое зло — лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознавать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему. Лесть, лицемерие, ханжество

Любовь — это не только восторженное любование, наслаждение красотой, созданной для тебя, но и бесконечное творение красоты в любимом человеке. Любовь

Нравственное невежество и дикость в сфере любви приносят нашему обществу огромный вред. Тот, кто считает любовь только удовольствием, рождает горе, несчастье, слезы. Любовь

Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Любовь

Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение. Мечты, желания, надежды

Убеждения по самой своей природе не могут быть бездеятельным духовным богатством. Мировоззрение, идеалы, принципы, убеждения

Самое трудное — мужество повседневного, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. Мужество, героизм, доблесть

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. Музыка

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Музыка

Первое гражданское чувство — чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Народ, государство, нация

Невежество, убогость ума и чувств становятся в наши дни моральным пороком. Невежество

Не может быть коммунистической морали без элементарной человечности. Нравственность, мораль

Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания — сам человек. Общество, классы, коллектив

Забота о воспитательной силе коллектива — это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений. Общество, классы, коллектив

Коллектив — это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. Общество, классы, коллектив

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми. Общество, классы, коллектив

Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть. Поведение, поступки

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Родина, патриотизм

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Родители, дети

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе. Родители, дети

Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. Родители, дети

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Родители, дети

Ребенок ненавидит того, кто бьет. Родители, дети

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. Родители, дети

Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми — это твоя подлинная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья — свободы. Свобода, равенство

Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда. Совесть, честь

Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности. Совесть, честь

Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком. Если ты наедине с самим собой делаешь что-то плохое и полагаешь, что об этом никто не узнает, — ты ошибаешься. Прятаться от людей — низость, прятаться от себя — низость, помноженная на подлость и лицемерие. Будь предельно честен наедине с самим собой. Совесть, честь

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других. Счастье, радость

Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы. Счастье, радость

Человек таков, каково его представление о счастье. Счастье, радость

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество. Физическая культура

Поставь над собой 100 учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь заставлять себя и сам требовать от себя. Характер, выдержка, самообладание

Долженствование — главный источник воли. Характер, выдержка, самообладание

Каждый человек — творец собственного благополучия. Человек таков, каково его представление о счастье. Человек, люди

Цитаты Сухомлинского о наказании

Бить или не бить? Этот вопрос всегда волновал думающих родителей. Василий Александрович всегда высказывался против таких мер:

Не допускайте, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыльник вместо умного, ласкового, доброго слова — это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

Если необходимо наказание, то стоит создать ситуацию, когда ребенок сможет заглянуть внутрь себя, понять и устыдиться проступка.

Как бы серьезен ни был детский проступок, но если он совершен не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

Ребенку полезно заниматься физическим трудом, это формирует волю и характер. Редкий ребенок нарушает нормы преднамеренно. Дети ошибаются, они имеют на это право.

Тому, кого бьют, самому хочется бить. Тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить. Преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.

Еще много мудрых слов сказано великим педагогом в защиту ребенка — человечка, имеющего право на детство.

Цитаты о воспитании детей в школе

***

В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обладающего высоким музыкальным слухом. Следует посоветовать учителю начальных классов: воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова…

***

Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.

***

Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.

***

Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.

Воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.

Животрепещущее слово столетней давности

Его работы в области педагогики не утратили своего значения, может быть, оттого что никогда не были перенасыщены идеологией. Родина, семья, дружба, забота о ближнем, справедливость, чувство собственного достоинства — такие понятия не могут утратить актуальности. Если бы современное образование строилось на основе золотых принципов педагогики 20-го века, а не гналось за новыми технологиями, то не заглушало бы у детей интерес к учебе, а стимулировало познание и разностороннее развитие.

Успех в учении — это тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим.

Это ключ ко всему. Современный ребенок вынужден быть успешным, а ведь это тяжелая ноша.

Цитаты Сухомлинского о школе, воспитании, любви и долге — ценнейший материал для тех, кто стремится понимать природу ребенка, его внутренний мир и секреты правильного подхода к воспитанию и учебе. Маленький человек — это личность, она самоценна. Взрослые должны беречь внутренний мир ребенка и способствовать его полноценному развитию.

Цитаты о воспитании в жизни

***

На каждом шагу перед ребенком, подростком, юношей — камень, который можно обойти, но можно и убрать с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку к собственной совести.

***

Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь.

***

Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.

***

Самое важное и самое трудное для человека — всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком.

***

Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

***

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

***

Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы ни один камушек не остался обойденным, чтобы совесть не давала человеку покоя, если в душе зашевелится мягкое, с первого взгляда безобидное существо, имя которому — лень.

***

Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

***

Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления.

***

В чувственном познании мира в раннем детстве огромную роль играет эмоциональная память. Многочисленные факты убеждают в том, что, глубоко пережив в раннем детстве тот или иной образ, его красоту, дети запоминают его на всю жизнь.

***

Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

***

Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]