Цитаты Александра Островского
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат драматурга Александра Островского (1823 — 1886).
Он убедительно писал о беспросветности российской жизни.
Цитаты разнесены по темам: человеческие проявления, жизнь, человек, женщины, брак, театр, любовь, честность, глупость, жизненная этика, самодурство, деньги, Россия, грех, взятки, бедность, образование, ревность, воровство, плач.
О человеческих проявлениях
В некоторых вещах трудно признаться даже себе; есть чувства, которые невозможно раскрыть, как невозможно выступить обнаженным. Может быть, эта нагота и прекрасна, но она невозможна.
Если посмеешься над таким человеком или окажешь ему презрение, которого он заслуживает, он считает себя вправе мстить. Для него смешное страшнее самого грязного порока.
И самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет.
Сердце у меня доброе, и совесть чиста, вот и толстею.
Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться.
У меня уж слишком сильно воображение и, кажется, в ущерб рассудку.
Мне равнодушно нельзя оставаться: надо либо плакать, либо смеяться.
Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать.
Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.
О жизни
Вот она, жизнь-то; истинно сказано: суета сует и всяческая суета. Черт знает, и сам не разберешь, чего хочется.
Главная трагедия в жизни — прекращение борьбы.
Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной.
— Да ведь есть же разница между добром и злом? — Говорят, есть какая-то маленькая; да не наше это дело.
А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят.
Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается.
Без хитрости на свете не проживешь.
Кстати, цитаты про жизнь
О человеке
Чужая душа потёмки.
Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Да разве кругом нас люди живут? Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать.
Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни.
Пока не видишь других людей, так и свои хороши кажутся; а как сравнишь, так на свое-то и глядеть не хочется.
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.
Кстати, цитаты о человеке
О женщинах
Женщины любят думать, что они свободны и могут располагать собой, как им хочется. А на деле-то они никак и никогда не располагают собой, а располагают ими ловкие люди.
Женское сердце мягко. Мягко-то оно мягко, зато уж ведь и злей-то женщины ничего на свете нет, если ее обидеть чувствительно. Страшно становится. Женщина отомстит ужасно, она может такую гадость придумать, что мужчине и в голову не придет.
Вот свяжись с бабами разговаривать, не согреша, согрешишь.
У нас очень дурно воспитывают девушек. Вы, молодые люди, представляете нас ангелами, а поверьте, Василий Николаич, что мы хуже мужчин. Мы корыстнее, пристрастнее. Что делать! нужно признаться: в нас чувства чести и строгой справедливости гораздо меньше.
Что еще в нас нехорошо, так это — недостаток деликатности.
Кстати, цитаты о женщинах
О браке
За что их даром любить-то, мужьев-то? Это довольно странно!
Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно.
Порядочные люди не заставляют жен работать, для этого у них есть прислуга, а жена только для… для того, чтобы одевать как нельзя лучше, любоваться на нее, вывозить в люди, доставлять все наслаждения, исполнять каждую ее прихоть, как закон… боготворить.
Кто что ни говори, а холостая жизнь очень приятна. Вот теперь, например, если б я был женат, ведь жена помешала бы спать. «Не спи, душенька, нехорошо, тебе не здорово, ты от этого толстеешь». А того и знать не хочет, как ее «душеньке» приятно уснуть, когда сон клонит и глаза смыкаются… А как хорошо просыпаться холостому! Как только откроешь глаза, первая мысль: что ты сам себе господин, что ты свободен.
Кстати, цитаты про свадьбу и брак
О театре
Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть.
Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы.
Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век. Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят — на какого Медичиса нападешь.
О любви
Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно.
А как влюбляются люди необразованные: от всей души, то есть от всей своей первобытной дикости!
Гордость — вечная помеха в любви человека. Как дорого порой обходится людям эта гордость. Бессонные ночи, мрачные раздумья, и, наконец, последняя, памятная на всю жизнь, встреча, когда глаза, руки, всё говорит: «Да!», но губы, упрямо искривленные гордостью, твердят: «Нет!» И сколько раз потом человек пожалеет об этом слове, глядя на пожелтевший портрет с прощальной надписью на обороте.
Кстати, цитаты про любовь
О честности
Коли ты честный — не водись с бесчестным, не трись подле сажи — сам замараешься.
Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца, откровенным смехом.
Да, мне все говорят, что я нетерпим, что от этого я много теряю. Да разве нетерпимость недостаток? Разве лучше равнодушно смотреть на Юсовых, Белогубовых и на все мерзости, которые постоянно кругом тебя делаются? От равнодушия недалеко до порока. Кому порок не гадок, тот сам понемногу втянется.
У меня своих секретов нет. А если какой чужой, так что мне за надобность беречь его.
О глупости
Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. «На всякого мудреца довольно простоты»
Дуракам богатство — зло!
Было бы только земли побольше, да понимать свой интерес, помещичий; а то и без ума можно прожить-с!
Молчи, коли уж лучше ничего не умеешь.
О жизненной этике
Это не нами заведено, не нами и кончится.
У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.
Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь.
Сколько ни умывайся, белей воды не будешь. Медведь и не умывается, да здоров живет.
О самодурстве
Чего моя левая нога хочет.
Изумлять мир злодейством.
Кто вас, Тит Титыч, обидит? Вы сами всякого обидите.
Один в четырех каретах.
О деньгах
Бешеные деньги.
Не было ни гроша, да вдруг алтын!
Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет.
Кстати, цитаты про деньги
О России
У нас общественного мнения нет, мой друг, и быть не может.
Не бойся суда, а бойся судьи.
Ежели счесть теперь все повинности да провинности, оклады да наклады, поборы да недоборы, торжества да празднества, — так ведь можно и пожалеть по человечеству. С одного-то вола семи шкур не дерут.
О грехе
Нельзя, матушка, без греха: в миру живем.
И первый человек греха не миновал, да и последний не минует. Грех сладок, а человек падок.
Мы люди грешные; мы и в церковь-то ходим людей посмотреть да себя показать.
О взятках
Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного.
Мы, говорят, не хотим брать взяток, хотим жить одним жалованьем. Да после этого житья не будет! За кого ж дочерей-то отдавать? Ведь этак, чего доброго, и род человеческий прекратится. Взятки! Что за слово взятки? Сами ж его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность! А от благодарности отказываться грех.
О бедности
А бедность что! В бедности-то всякий жить умеет; нет, ты умей прожить деньги с эффектом; тут много ума нужно.
От чего это богатым никто ничего не советует, а все только бедным? Как будто у бедных уж и ума нет. У нас, бедных, только денег нет, а ум такой же, как и у вас. Что нынче за свет такой! С наставлением набивается всякий, а денег никто не дает.
Об образовании
Какая же польза от ученья, когда в человеке нет страху… никакого трепету перед начальством?
Развращение нравов на двух концах: в невежестве и в излишестве образования; добрые нравы посередине.
Кстати, цитаты про образование
О ревности
Ревнивые люди ревнуют без всякого повода.
Вы не ревновать ли? Нет, вы уж эти глупости оставьте.
О воровстве
Вот тебе общественное мнение: не пойман — не вор.
Хорошо тому, у кого довольно награблено, оченно ему можно быть исправным обывателем.
О плаче
Есть ли на свете горчее сиротских слез?
И крокодилы плачут, а все-таки по целому теленку глотают.
О разном
Когда обращаются к медику, так от него не сострадания требуют, а знания своего дела и полезного совета.
Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.
Чудесного много на свете, только мы не хотим заметить его.
Песня — душа народа. Загубишь песню — убьёшь душу.
Талант и сам по себе дорог, но в соединении с другими качествами: с умом, с сердечной добротой, с душевной чистотой, он представляется нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться.
— Одолжите сигарочку! — Из каких тебе? — Да я уж постоянно один сорт курю. — Какие же? — Чужие.
Как видим, в цитатах Островского затрагивается широкий спектр тем. Часть из этих цитат афористичны, но искать в них каких-то новых, оригинальных мыслей по-моему не стоит.
Цитаты про Островского
- Н. Добролюбов: Островский обладает глубоким пониманием русской жизни.
- И. Гончаров: Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».
- М. Салтыков-Щедрин: Вот Островский так счастливец. Только лавры и розы обвивают его чело, а с тех пор, как брат его сделался министром, он и сам стал благообразнее. Квас перестал пить, потому что производит ветра, а к брату царедворцы ездят… (кстати, цитаты Михаила Салтыкова-Щедрина)
- Л. Толстой: «Гроза» Островского есть плачевное сочинение, а ведь будет иметь успех. (кстати, цитаты Льва Толстого)
- Ю. Айхенвальд: Это ушло и уходит из жизни, даже пресловутое самодурство. А вместе с ним уходит Островский. Он теряет смысл. Его пьесы обречены — совсем скоро их уже не будут ставить.
- А. Луначарский: Отец русского театра.
- К. Станиславский: „Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики. (кстати, цитаты Константина Станиславского)
Вы можете далее перейти к фразеологизмам Островского и к другим подборкам цитат:
- цитаты Шекспира
- цитаты Пушкина
- цитаты Гоголя
- цитаты Некрасова
- цитаты Чехова
- цитаты Булгакова
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!
История создания
Детство и юность Александра Островского прошли в Замоскворечье. Здесь он хорошо изучил быт и нравы разных сословий Москвы, особенно купечества и мещанства. После учебы на юридическом факультете московского университета он поступил на службу в судебную палату, что дало богатый жизненный материал будущему драматургу. Писать Островский начал очень рано, однако первый драматургический опыт — пьеса «Свои люди – сочтемся» (1847 год), вызвала бурю негодования среди торгового сословия. Купцы даже подали на автора жалобу в государеву канцелярию. Результатом был не просто запрет на произведение, но и установление за автором полицейского надзора.
Но несмотря на это, творчество Александра Островского, одного из величайших русских драматургов 19 века оказало большое влияние на развитие русского театра. Островский был избран почетным членом Петербургской АН, он являлся одним из создателей новой театральной школы и стал печататься в журнале «Современник».
Комедия А. Н. Островского «Лес» была написана в 70-е годы XIX столетия, фактически через десять лет после отмены крепостного права. Как в любых подобных ситуациях, когда идет слом старых отношений и нарождаются новые, возникает множество проблем, затронувших разные слои населения — это и крестьянство, и дворянство (которое уже во многих сферах терпит фиаско), это и нарождающаяся буржуазия.
В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России. В это же время на возникающие в обществе перемены откликаются многие великие русские писатели — это и Салтыков-Щедрин с романом «Господа Головлевы», Лев Толстой в романе «Анна Каренина»:
«В России все переворотилось и только укладывается».
Работа над пьесой «Лес» протекала в литературной и идеологической близости Островского с руководителями журнала «Отечественные записки» Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным.
Как было принято в литературных кругах того времени, пьеса еще до публикации читалась в кругу интеллигентов, артистов, в частных домах, и была принята восторженно. Первое чтение ее в Петербурге состоялось у брата драматурга — М. Н. Островского.
«Пьесу твою я получил и успел уже прочесть ее в присутствии Анненкова, Филиппова и Феоктистова. Все в безусловном восторге. Впечатление, производимое ею, так сильно, что надо дать время пройти ему, чтобы что-нибудь заметить, и потому в настоящее время я, кроме безусловной похвалы, ничего не могу тебе сказать по ее поводу».
Жанр, направление
Произведение А.А.Островского «Лес» представляет собой острую социально-сатирическую пьесу реалистического направления.
Однако многие критики считают , что «Лес» является одним из самых совершенных, но в то же время и самых сложных произведений Островского. Поэтому здесь трудно ограничиться каким-либо конкретным жанром. Существует и такое мнение о данной пьесе, что в ней как- бы одновременно разыгрываются несколько пьес, причем разных жанров. Одна из центральных линий в пьесе — линия двух провинциальных актеров — Несчастливцева и Счастливцева — по ряду признаков напоминает водевиль: это, например, приход в усадьбу Гурмыжской под чужими именами. Актеры в усадьбе тетушки Несчастливцева разыгрывают мини спектакль, по ходу которого, не имеющий ни гроша Несчастливцев, надевает свой актерский костюм и представляется богатым барином, отставным военным, а его коллега — непутевый Счастливцев — его лакеем. В водевильной манере общается Аркашка Счастливцев с лакеем Карпом, величая его, то Окунь, то Сазан, то Осетр.
Линия влюбленной пожилой дамы Гурмыжской в недоучку — гимназиста Буланова — это уже настоящий фарс. Определение жанра подтверждает стремительное превращение хамовитого мальчишки-недоучки в заносчивого и наглого хлыща.
«Мне бы только установиться прочнее, посмотри, как я буду себя вести — я приберу к рукам весь уезд. А что касается твоих интересов, Раиса, так уж поверь».
Жанр, в котором живет бедная девушка Аксюша, со своими мечтами, чувствами, для которой если любить — так до конца, если не с любимым, то хоть в прорубь — это уже жанр высокой романтической драмы, героем которой непроизвольно становится великий трагик — Несчастливцев. А финал пьесы — это продолжение драмы, с прощальным аккордом. Некоторым критикам этот финал «комедии» напоминает финальный уход Чацкого.
«Ну, Аркадий, мы с тобой. Попировали, пошумели, братец; теперь опять за работу», И обращаясь к Карпу «Если приедет тройка, ты вороти ее братец в город; скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ!»
Смысл названия
Название пьесы «Лес» не случайно. Оно аллегорично. По мере развития действия мы неоднократно сталкиваемся со словом лес, с понятием лес, с символикой этого понятия.
Усадьба Гурмыжской называется Пеньки.Это символично, потому что она распродает свой лес, который собираются вырубить. Название пустошей — Горелая, Паленая и Пылаево. Завязкой произведения можно считать деловые переговоры Гурмыжской с купцом Восмибратовым о продаже леса. То, что барыня распродает лес, окружающий ее усадьбу, свидетельствует о том, что ее дела идут далеко не блестяще. В сделке о покупке леса мы встречаемся с явным мошенничеством купца, который, обещав заплатить за лес три тысячи, с трудом дает владелице всего лишь две. Петр хочет совершить самоубийство именно в лесу, повеситься на дереве. Он то и дело высматривает нужный крепкий сук. Восмибратов в разговоре с Гурмыжской одобряет продажу леса:
«Ведь с лесом, сударыня, поверите ли, только грех один; крестьянишки воруют – судись с ними. Лес подле города, всякий беглый, всякий бродяга пристанище имеет, ну и для прислуги тоже, для женского пола. Потому как у них грибной интерес и насчет ягоды, а выходит совсем напротив».
Даже главные герои пьесы — актеры Несчастливцев и Счастливцев — встречаются на перекрестке двух лесных дорог. Лес – это и символ сумрачной, тёмной жизни, без просвета и надежды на изменения. Несчастливцев в финале характеризует её словами героя драмы Шиллера «Разбойники»:
«Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь! О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!»
Лес – символ взаимоотношений людей, а также темноты и дремучести провинциальной жизни. Как говорит Карп в действии третьем, явлении четвертом:
«Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью».
«Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр — дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов?» — вопрошает Несчастливцев. — Тут все в порядке, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».
Темы
В пьесе «Лес» прослеживается тематика, обозначенная в ниже следующем списке:
- Тема упадничества и разорения дворянства.
Вокруг этой темы развивается действие, общение с купцом, договор с ним о купле-продаже леса, мошенничество купца, на почве визитов купца с сыном в имение происходит знакомство молодой девушки Аксиньи и сына купца-Петра. Продажа леса, как и в пьесе «Вишневый сад», обозначает постепенное разорение дворянства и его деградацию. Хозяйка имения не видит мошенничества, не разбирается в финансах и просто спускает веками накопленное богатство на свои эгоистические нужды. - Тема истинной и ложной любви.
Отношения между Гурмыжской и её протеже-гимназистом-недоучкой-Алексеем Булановым и отношения между Аксюшей и Петром, молодыми влюблёнными, которые не могут пожениться из-за отсутствия приданого противопоставлены. В первой паре любовь ложная: дворянке нравится, что ей льстят, а гимназист делает это ради денег. А во втором случае молодые люди действительно любят друг друга, во всяком случае Аксинья даже готова покончить с собой, если ее брак не состоится. Автор проводит границу между истинным и ложным чувством, показывая ничтожность одного и величие другого. - Тема великодушия и алчности.
Честный и благородный Несчастливцев невольно оказывается втянутым в события, происходящие в усадьбе. Он восстанавливает справедливость — забирает у мошенника купца деньги, которые он не додал Раисе Павловне. Гурмыжская вернула эти деньги племяннику, так как должна была ему именно такую сумму. Геннадий уже строил планы, на что он потратит такие большие деньги, но узнав, что именно такая сумма нужна Аксинье, чтобы выйти замуж за Петра, не задумываясь, передает деньги Аксюше на приданое. - Основные мотивы в пьесе — мотивы правды и лжи
. В пьесе именно актеры делают выбор в пользу настоящих ценностей и развенчивают ложь. За это их называют «Комедиантами». Но истина в том, что обычные люди ведут себя как на сцене: лицемерят, обманывают, разыгрывают спектакль за деньги. Автор показал, что мир перевернулся с ног на голову.
Суть: о чем?
Коротко можно так ответить на этот вопрос: эта пьеса о столкновении интересов очень разных людей по социальному статусу. Она он правде и лжи, о ханжестве и лицемерии, об искренности и чистоте, о высоком благородстве и наглой бесцеремонности. Богатая вдова Гурмыжская, владелица усадьбы «Пеньки», приглашает купца Восмибратова с сыном для продажи части своего леса. Сын купца и дальняя родственница хозяйки Аксинья влюблены друг в друга. Отец не против девушки, но он требует приданое, которого нет.
В доме у Гурмыжской живет молодой человек — Алексей Буланов, гимназист — недоучка. Хозяйка усадьбы влюбляется в молодого человека и собирается за него замуж. В Усадьбу неожиданно нагрянул племянник хозяйки — Геннадий Гурмыжский с лакеем Аркашей (Провинциальные актеры — Несчастливцев и Счастливцев). Геннадий из гордости выдает себя за богатого барина, отставного офицера. Волею судеб он оказывается втянут во внутренние дела хозяйки усадьбы и ее обитателей. Честный и благородный Геннадий не терпит лжи и обмана и вынуждает купца вернуть Гурмыжской недоданную сумму — тысячу рублей. Эту же сумму Раиса Павловна была должна племяннику и отдает ему эти деньги. Актеры строят планы, как они хорошо заживут на эти деньги. Однако, оказывается, что счастье и сама жизнь молодой девушки Аксиньи зависят от одной тысячи рублей. Геннадий великодушно передает девушке эти деньки как приданое, а сам опять остается таким же бедняком, каким был и раньше.
Основная идея
Смысл пьесы «Лес» — обличение социальной несправедливости в отношениях разных сословий. Автор демонстрирует столкновение мира владелицы имения Гурмыжской, ее богатых соседей — помещиков – Милонова и Бодаева, купца Восмибратова, живущих в своем затхлом мирке меркантильных интересов, сплетен, и мира зависимых от них людей — Карпа, Улиты, Буланова, Петра — когда каждый из них, чтобы выжить и что бы урвать себе «кусок», готовы унижаться, лицемерить, подличать. Из-за подлой зависимости одних от других образуются лицемерные и нечестные отношения, которые образуют социальные проблемы и конфликты.
Противостоят этому порядку вещей два провинциальных актера — Геннадий Несчастливцев и Аркадий Счастливцев. Несчастливце не приемлет подлости, интриг, равнодушия и по мере своих возможностей восстанавливает справедливость. Это герои-правдоискатели, которые показывают, какова главная мысль пьесы «Лес»: порядки, царящие в этой чаще, нужно менять.
Проблемы
Проблематика в пьесе «Лес» кратко описана ниже. Если ее стоит дополнить, напишите об этом в комментариях:
- Проблема социальной несправедливости
. Люди, которым досталось состояние по наследству, становятся скупцами и никак не помогают обществу, оставляя бедняков на произвол судьбы. Они обходят даже своих родственников и тратят деньги лишь на свои эгоистические нужды, хотя ни копейки из них не заработали своим трудом. - Проблема финансовой зависимости и женский вопрос
. Мы узнаем историю молодой девушки Аксиньи, которая ломает голову, где достать деньги, чтобы отдать купцу Восмибратову тысячу рублей в качестве приданого. Жизнь дома у родственницы для нее невыносима, а замуж без денег ее не берут. Что остается бедной девушке? Только в петлю, ведь выхода нет. Она не может заработать деньги честным трудом, в патриархальном обществе она беспомощна и приравнена к вещи. - Проблема искусства
. Одаренные артисты идут по миру, ведь в их сфере всюду царят жестокие нравы и эксплуатация талантов. За свои спектакли актеры получают копейки, их везде пытаются обмануть. Однако организовать свое дело они не могут, ведь им негде взять изначальные инвестиции. Государство никак не защищает их права, зато исправно собирает налоги. - Проблема безнравственности купечества
. Предприниматели стремились заработать даже на счастье собственных детей, а с посторонними людьми не гнушались самыми противозаконными методами ведения дел. Они мошенничали, и никто опять же не мог защитить людей от их произвола. - Проблема невежества и лицемерия дворянства
. Люди из этого сословия получали богатство и власть изначально, ничего для этого не делая, поэтому многие из них не развивались духовно и интеллектуально. Из-за этого они легко поддавались на обман, маскировали свою глупость высокопарными фразами, которые на практике оказывались ложью.
Композиция и конфликт
Композиция пьесы Островского «Лес» сложная, здесь нет композиционного единства, как в других его произведениях, например в «Грозе» или « Бесприданнице». Водевилист П. Каратыгин называл эту пьесу «обновкой, сшитою из пестрых лоскутков»). В пьесе присутствуют три достаточно самостоятельные сюжетные линии: истории Гурмыжской и Буланова, Аксюши и Петра и, наконец, линия провинциальных актеров – Несчастливцева и Счастливцева.
Сюжет и конфликт в драматическом произведении как правило, связаны с определенной целью, стоящей перед героями и их попытками добиться ее достижения или же потерпеть неудачу. Здесь у героев каждой из перечисленных сюжетных линий имеются свои определенные цели: Гурмыжская мечтает выйти замуж за гимназиста-недоучку, смазливого и льстивого Алексея Буланова, влюбленная Аксинья мечтает получить приданое и выйти замуж за своего избранника — Петра Восмибратова, странствующие актеры Несчастливцев и Счастливцев мечтают найти драматическую актрису, так как в этом случае у них будет больше шансов создать свою труппу. Да, в пьесе все три сюжетные линии переплетаются, герои связаны друг с другом родственными, денежными или деловыми отношениями. Как мы убеждаемся, читая пьесу, она является необычайно социально емкой, так как позволяет в миниатюре представить себе тогдашнее общество.
Чему учит?
Мораль пьесы «Лес» заключается в осуждении пороков общества. Появление Геннадия Несчастливцева и Аркадия Счастливцева, как прожектором, высветило все негативные стороны их существования: лицемерие, алчность, скупость, жестокость, лживость. Пьеса учит, что благородство и меркантильность – понятия несовместимые. Автор показывает моральную победу бедного актера Несчастливцева над окружающим его общество и заставляет задуматься, что благородство — это не только понимание и высокопарные слова, это и активное действие, для того, чтобы кому-то в этой жизни стало лучше.