Патриотизм в произведениях русских поэтов: тема Родины в лирике Лермонтова


Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя

Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы:

  • ранний – с 1828 по 1837,
  • поздний – с 1837 по 1841.

Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?

Ранний период


В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью, живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.

Он смел и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.

Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.

Поздний период

На этом этапе происходят серьезные изменения в мировоззрении героя, хотя тема Родины в лирике Лермонтова присутствует регулярно. Это уже умудренный опытом взрослый мужчина, который отличается рассудительностью и неторопливостью. Эти изменения можно прочесть в «Бородино», с которого и начинается второй этап творчества, характерный своим реализмом. Однако, в отличие от других, автор не полностью отказывается от романтизма, но совмещает его с реализмом. Его поздние стихи – это смешение двух этих приемов.

«Бородино» представляет уже не просто лирического героя, а человека, который принимал участие в важных событиях, выступающего в роли повествователя. Он не отличается красотой, возвышенностью или знатностью – это простой вояка, сражающийся за державу. Чувство грусти и тоски испытывает лирический герой позднего творчества поэта. Он уже не пылко реагирует на все события, но сомневается, боится поражения. Также можно заметить, что поздние герои произведения не выступают от своего лица, но олицетворяют собой весь народ.

На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства, ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из самых известных поэтов, который является символом расцвета русской литературы. Лермонтов, к тому же, был прекрасным художником и довольно хорошо разбирался в математике. Это был человек настроения, который мог взорваться в любой момент. Он был дерзок и любил подшучивать над другими, временами переходя границы дозволенного. Когда Михаил появился на свет, акушерка неожиданно для всех предрекла, что мальчик умрет не своей смертью. За свою короткую жизнь поэт участвовал в трех дуэлях и погиб во время одной из них в возрасте 26 лет.

Михаил Лермонтов не обладал выдающимися внешними данными: низкий рост, горб и хромота не придавали ему мужского обаяния, однако он имел что ни на есть блестящую человеческую харизму. У Лермонтова было очень странное пристрастие — расторгать планирующиеся браки. Он просто изображал влюбленного в чужую невесту, и осыпал ее цветами, стихами и другими знаками внимания. Когда было понятно, что свадьбе не бывать, поэт просто-напросто становился равнодушным к даме или открыто заявлял ей о розыгрыше.

Интересно отметить, что Михаил Юрьевич является троюродным братом того самого Столыпина, реформатора и создателя знаменитой аграрной реформы. Однако Лермонтов никогда с ним не встречался, поскольку умер еще до его рождения.

Николай Гоголь когда-то невероятно точно сказал о Лермонтове: «Какая-то несчастная звезда…» И вправду, судьба писателя была нелегкой и овеянной мистическим роком. Его литературное наследие так тесно вплелось в наш быт, что стало чуть ли не народным. Это 23 чутких и меланхолических высказывания Михаила Юрьевича Лермонтова.

1. Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы!

2.Человек, которому вы нужны, всегда найдет способ быть рядом.

3. Любить… но кого же?.. На время — не стоит труда, А вечно любить невозможно…

4.Так жизнь скучна, когда боренья нет

5. И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…

6.Уж не жду от жизни ничего я. И не жаль мне прошлого ничуть. Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

7. Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?

8.Была без радости любовь, разлука будет без печали…

9. Жизнь — как бал: Кружишься — весело: кругом всё светло, ясно… Вернулся лишь домой, наряд измятый снял — И всё забыл, и только что устал.

10.Стыдить лжеца, шутить над дураком И спорить с женщиной — все тоже, Что черпать воду решетом; От сих троих избавь нас, Боже!

11. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье все готовы — Никто не хочет грусть делить

12.Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться.

13. Есть престранные люди, которые поступают с друзьями, как с платьем: до тех пор употребляют, пока износится, а там и кинут.

14.И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней.

15. Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно…

16.Поверь мне — счастье только там, Где любят нас, где верят нам!

17. Грустно, а надо признаться, что самая чистейшая любовь наполовину перемешана с самолюбием.

18.К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?

19. Погиб поэт! — невольник чести, — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!

20.За каждый светлый миг иль сладкое мгновенье, Слезами и мольбой заплатишь ты судьбе.

21. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

22.Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли.

23. Мой смех тяжел мне как свинец: Он плод сердечной пустоты.

Каждое слово поэта пронизано какой-то небывалой грустью. Лермонтов как будто бы родился уже с предначертанной судьбой и знал о ней.

Анализ стихотворения «Родина»

Тема Родины в творчестве Лермонтова является регулярной, но наиболее четко прослеживается в «Родине» – произведении, переполненном тоской и заботой по Отчизне. Анализ лирического произведения включает определение жанра, идеи и художественных приемов, использованных автором.

Жанр


Стихотворение создано во время кавказской ссылки, когда любовь к Родине и тоска по ней переполняет Михаила Юрьевича.

Лирическое произведение написано и соответствует жанру размышления-раздумья, поскольку в нем автор рассуждает о судьбе страны, простой деревни и народа, и все это на фоне прекрасной природы. Автор сострадает нелегкой судьбе крестьян, которую он принимает как свою собственную.

Он соотносит будущее деревни и страны, наполняя существование первой философским смыслом. Стихотворение отражает любовь к стране и тоску за ее путь.

Идея и структура

Рассуждая о крепкой связи природы и народа, автор восхищен удачами людей и опечален их поражениями. Здесь четко прослеживается отвращение к правящему классу, к знати, которые не понимают своих подданных и ввергают их в пучину бедности и болезней. А сострадание и восхищение вызывают простые крестьяне. В стихотворении прослеживаются два чувства:

  • возмущение господами и их равнодушием к простым людям,
  • тоска по родине.

Идея произведения скрыта в единой фразе: «Люблю отчизну я, но странною любовью!». Используется повторение глаголов, чтобы обозначить это: «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д.


По своей структуре произведение складывается из двух разных по размеру и смыслу частей. Торжественное вступление – Родина в природном смысле любима автором, поэтому он начинает с описания красоты бескрайних полей и темных лесов. Следует четкое разграничение между понятиями «родина» и «держава».

Это не обличительное стихотворение, но поэтичное, в которое автор вкладывает свое отчаяние и обиду за упадок в стране и порабощенный народ. Таково произведение изгнанника, призывающего всех будущих русских людей любить свою страну.

Это интересно! Проблема статуса и место индивидуума в мире: человек и общество — сочинение рассуждение

Афоризмы и цитаты

Михаил Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Картина Петра Заболотского (1837).

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Грусть – жестокий властелин.

Зло порождает зло.

Блага, которые мы теряем, получают в глазах наших двойную цену. Чем реже нас балует счастье, Тем слаще предаваться нам Предположеньям и мечтам.

Была без радости любовь, Разлука будет без печали.

Поверь мне – счастье только там, Где любят нас, где верят нам!

Любовь как огонь – без пищи гаснет.

Страшись любви: она пройдет, Она мечтой твой ум встревожит, Тоска по ней тебя убьет, Ничто воскреснуть не поможет.

Русские барышни большей частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве; а платоническая любовь – самая беспокойная.

В природе противоположные причины часто производят одинаковые действия: лошадь равно падает на ноги от застоя и от излишней езды.

Время подобно непостоянной и капризной любовнице: чем более за ней гоняешься, чем более стараешься ее удержать, тем скорее она покидает тебя, тем скорее изменяет.

Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара.

Душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их. От этого – злодей, толпа и люди высокой добродетели.

Если, друг, тебе сгрустнется, Ты не дуйся, не сердись: Все с годами пронесется — Улыбнись и разгрустись.

Женщины любят только тех, которых не знают.

Порода в женщинах, как и в лошадях, – великое дело. Она большей частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки.

Жизнь – вечность, смерть – лишь миг.

Глупец, кто в женщине одной Мечтал найти свой рай земной.

Жизнь как бал: Кружишься – весело: кругом все светло, ясно… Вернулся лишь домой, наряд измятый снял – И все забыл и только что устал.

Жизнь побежденным не награда.

Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.

Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

История счастливых людей никогда не бывает занимательна.

Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье все готовы: Никто не хочет грусть делить.

Как часто мы принимаем за убеждение обман или промах рассудка.

Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.

Легко народом править, если он Одною общей страстью увлечен.

Мир для меня – колода карт, Жизнь – банк: рок мечет, я играю, И правила игры я к людям применяю.

Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит.

Мы пьем из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами.

Несколько печалей не так опасны, как одна глубокая.

Нет ничего парадоксальнее женского ума. Женщин трудно убедить в чем-нибудь: надобно их довести до того, чтобы они убедили себя сами. Чтобы выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Отчаяние границу не знает.

Порой обманчива бывает седина: Так мхом покрытая бутылка вековая Хранит струю кипучего вина.

Самые счастливые люди – невежды.

Приятели – не всегда друзья.

Радости забываются, а печали – никогда.

Разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок.

Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем – по справедливости, он согласен служить – но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей.

Сам черт не разберет, отчего у нас быстрее подвигаются те, которые идут назад.

Совесть вернее памяти.

Так есть мгновенья, краткие мгновенья, Когда, столпясь, все адские мученья Слетаются на сердце и грызут! Века печали стоят тех минут…

Тот самый человек пустой, Кто весь наполнен сам собой.

Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой И страсти голос благородный?

Что страсти? – Ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка…

Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью.

Он чванится, что точно русский он; Но если бы таков был весь народ, То я бы из Руси пустился вон.

Не гнется гордый наш язык, Зато уж мы как гнемся добродушно.

У России нет прошедшего; она вся в настоящем и будущем.

От юных лет с казенной сумой Он жил как с собственной казной.

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно равнодушны, И перед властию – презренные рабы…

Язык и золото – вот наш кинжал и яд.

4.8 / 5 ( 21 голос )

Образ России в лирике Лермонтова

Родина в его произведениях представлена сильной державой, но слышится и тревога, скорбь за Родину за ее население. Одновременно с этим он желает показать врагам свою страсть по Отчизне, хотя, будучи сосланным, дается автору это особенно тяжело.

Не устает восхищаться автор красотой русской природы в каждом произведении. Отражают это цитаты Лермонтова о родине:

«Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье»

«..И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез

Важно! Березы – этот народный российский символ впервые обозначил именно Михаил Юрьевич в своих стихах.

Родина в стихотворении выглядит «страной рабов, страной господ». И образ ее многогранен: великая держава с многотомной историей, богатой природой, чей народ угнетен, а знать веселится и не замечает общий социальный упадок.

Анализ стиха Родина

Лирика Лермонтова в русской литературе

Цитаты Лермонтова Михаила Юрьевича

А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Из «Парус» (1832 г.).

А ты не знаешь, что такое значит, когда мужчина — плачет!

Из «Маскарад» (1835 г.).

Ах, подарки! чего не сделает женщина за цветную тряпичку!..

Из «Герой нашего времени» (1838—1840), Бэла.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом

Из «Парус» (1832 г.).

Была без радостей любовь, разлука будет без печали

Из «Договор» (1841 г.).

В любви, как в злобе, я неизменен и велик

Из «Демон» (1838 г.).

В чернилах ваших, господа, И желчи едкой даже нет, — а просто грязная вода.

Из «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.).

Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно

Из «Александре Осиповне Смирновой» (1840 г.).

Где есть общество женщин — там сейчас явится высший и низший круг

«Герой нашего времени» (1838—1840), повесть «Княжна Мери».

Где уж нам, дуракам, чай пить

Из «Герой нашего времени» (1840 г.), повесть «Княжна Мери».

Глупец, кто в женщине одной мечтал найти свой рай земной

Из «Маскарад» (1835 г.).

Гнев только портит кровь, — играйте не сердясь.

Из «Маскарад» (1835 г.).

Да, были люди в наше время

Из «Бородино» (1837 г.).

Дух беспокойный, дух порочный

Из «Демон» (1838 г.).

Жалкий лепет оправданья

Из «Смерть поэта» (1837 г.).

Женщины любят только тех, которых не знают

Из «Герой нашего времени» (1840 г.), повесть «Княжна Мери».

Жизнь без любви такая скверность! А что, скажите, за предмет для страсти муж, который сед?

Из «Тамбовская казначейша» (1838 г.).

Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных

Из «Поэт» (1839 г.).

И будешь ты царицей мира, подруга первая моя

Из «Демон» (1838 г.).

И всё, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел

Из «Демон» (1838 г.).

И кто-то камень положил в его протянутую руку

Из «Нищий» (1830 г.).

И на челе его высоком не отразилось ничего

Из «Демон» (1838 г.).

И скучно, и грустно, и некому руку подать

Из «И скучно и грустно» (1840 г.).

И часто мысль гигантская заводит пружину пылкого ума…

Из ➤ «Маскарад» (1835 г.).

Идеал девиц, одно из славных русских лиц

Из «Тамбовская казначейша» (1838 г.).

К добру и злу постыдно равнодушны

Из «Дума» (1838 г.).

Каждый гном почитает свои труды великими

Одна из любимых поговорок поэта Лермонтова М.Ю.

Как барс пустынный, зол и дик

Из «Мцыри» (1839 г.).

Какое адское мученье сидеть весь вечер tête-à-tête с красавицей в осьмнадцать лет

Из «Тамбовская казначейша» (1838 г.).

Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве

Из «Панорама Москвы» (1834 г.).

Кто нынече не гнется, ни до чего тот не добьется

Из «Маскарад» (1835 г.).

Любил я часто, чаще ненавидел, и более всего страдал!

Из «Маскарад» (1835 г.).

Люблю в тебе я прошлые страданья и молодость погибшую мою

Из «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841 г.).

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Из «Родина» (1841 г.).

Мечты поэзии, создания искусства, Восторгом сладостным наш ум не шевелят…

Из «Дума» (1838 г.).

Мне грустно… потому что весело тебе

Из «Отчего» (1840 г.).

Мой рай, мой ад в твоих очах

Из «Демон» (1838 г.).

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Из «Сашка» (1836 г.).

Мы будем счастливы, как можем, они пусть будут как хотят!

Из «Прелестнице» (1832 г.).

Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей. Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь; Людей без гордости и сердца презираешь, а сам игрушка тех людей

Из «Маскарад» (1835 г.).

Не вынесла душа поэта

Из «Смерть поэта» (1837 г.).

Не правда ли, что древле все было лучше и дешевле?

Из «Маскарад» (1835 г.).

Невольник чести

Из «Смерть поэта» (1837 г.).

Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами;

Из «Герой нашего времени» (1838—1840), повесть «Княжна Мери».

Нет у вас родины, нет вам изгнания

Из «Тучи» (1840 г.).

Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет

Из «Демон» (1838 г.).

Но в наше время решено, что всё старинное смешно

Из «Тамбовская казначейша» (1838 г.).

Но юность вольная сильна

Из «Мцыри» (1839 г.).

Но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье

Из «Мцыри» (1839 г.).

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана

Цитата из стихотворения «Утёс» (1841 г.) русского поэта Лермонтова Михаила Юрьевича (1814 – 1841).

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар

Из «Герой нашего времени» (1838—1840), повесть «Княжна Мери».

Одна, но пламенная страсть

Из «Мцыри» (1839 г.).

Под небом места много всем, но беспрестанно и напрасно один враждует он — зачем?

Из «Я к вам пишу случайно, — право» (1840 г.).

Приличье, вкус — всё так условно

Из «ЖУРНАЛИСТ, ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ» (1840 г.).

Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ

Из «Прощай, немытая Россия» (1841 г.).

Пускай слыву я старовером, мне всё равно — я даже рад

Из «Тамбовская казначейша» (1838 г.).

Пускай ханжа глядит с презреньем на беззаконный наш союз

Из «Прелестнице» (1832 г.).

Свет вертится на глупости и коварстве

Из «Маскарад» (1835 г.).

Слуга царю, отец солдатам

Из «Бородино» (1837 г.).

Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…

Из «Бородино» (1837 г.).

Со всеми он знаком, везде ему есть дело, все помнит, знает все, в заботе целый век, был бит не раз, с безбожником — безбожник, с святошей — езуит, меж нами — злой картежник, а с честными людьми — пречестный человек

Из «Маскарад» (1835 г.).

То кровь кипит, то сил избыток

Из «Не верь себе» (1839 г.).

Увы! он счастия не ищет, и не от счастия бежит!

Из «Парус» (1832 г.).

Язык и золото… вот наш кинжал и яд!

Из «Маскарад» (1835 г.).

Язык любви, язык чудесный, одной лишь юности известный

Из «Тамбовская казначейша» (1838 г.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]