Девиантное поведение личности статья на тему


Цитаты о поведении и поступках

Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами. П. Абеляр

Высший поступок — поставить другого впереди себя. У. Блейк

Современному гомо сапиенсу часто не хватает поступка, потому что делать добро всегда трудновато и хлопотно. Ю. Бондарев

Манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию. Ф. Бэкон

Подать добрый пример так же хорошо, как и следовать ему. Ф. Бэкон

Правила поведения — это перевод добродетели на общедоступный язык. Ф. Бэкон

Надо знать, когда действовать и когда воздержаться от поступков. Действие и бездействие в этих обстоятельствах сродни и отнюдь не противоречат друг другу. М. Ганди

Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель

Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях. К. Гельвеций

Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели. К. Гельвеций

Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным. К. Гельвеций

Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. А. И. Герцен

Всякая внешняя благопристойность имеет свои внутренние основания. И. Гёте

Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше. И. Гёте

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. И. Гёте

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением. И. Гёте

И злой и добрый — каждый за свои поступки получает воздаянье. И. Гёте

Человек — это процесс его поступков. А. Грамши

Поступки — плоды помыслов. Будут разумные помыслы — будут хорошие поступки. Б. Грасиан

Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам; правильность ума ведет к справедливости сердца. В. Гюго

Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков. Демокрит

Твои слова прекрасны, от души, — поступки лучше были б хороши! А. Джами

Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь. С. Джонсон

Мудрость состоит в том, чтобы знать, как поступать в следующий момент, добродетель состоит в самом поступке. Д. Джордан

Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше быть не может. Ж. Дюамель

Благие намерения — ничто, если они не претворяются в добрые дела. Ж. Жубер

Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения. И. Кант

Чем больше привычек имеет человек, тем меньше он свободен и независим. И. Кант

Я предпочитаю не получить награды за храбрый поступок, лишь бы не остаться без наказания за дурной. Катон Старший

Всякий дурной поступок носит в себе кнут для спины своего виновника. В. О. Ключевский

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего. Конфуций

Пример действует сильнее угрозы. П. Корнель

Вульгарность — это неправильное представление об искусстве жить. М. Крейтон

Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению. Ф. Ларошфуко

Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна. Ф. Ларошфуко

Достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки. В. И. Ленин

О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает. В. И. Ленин

Бессилие логических выводов всегда имеет подкрепления в излишнем темпераменте. Л. М. Леонов

Мы судим о себе по своей способности к свершению, — другие же судят о нас по тому, что мы уже совершили. Г. Лонгфелло

Невежливость между равными некрасива, со стороны же начальника она есть тирания. Лопе де Вега

Самый лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен

Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование. М. Монтень

Большинство людей способно скорее на великие поступки, чем на поступки добрые. Ш. Монтескье

В хорошем поступке есть всегда и доброта и сила для его совершения. Ш. Монтескье

Освобождать себя от соблюдения правил приличия не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков? Ш. Монтескье

Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться. Б. Паскаль

Ссылаться на дурные поступки других — это умываться грязью. Ж. Пети-Сан

Всякому поступку предшествует размышление, отдельный человек размышляет в продолжение нескольких часов или минут; общество находится в раздумье целыми десятилетиями. Д. И. Писарев

Совершать дурные поступки — низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью, — вещь обычная. Хороший человек — тот, который делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем. Плутарх

Быт — затертое понятие, надо его освежить, раскрыть его содержание как культуру личных отношений. М. М. Пришвин

Взаимная благожелательность есть самое близкое родство. Публилий Сир

Дурных поступков следует избегать из ненависти к ним, а не из страха. Публилий Сир

Чтобы жить в дружбе с теми, с нем живешь постоянно, надо вести себя с ними так, будто вы видитесь всего раз в три месяца. Ж. Ренар

Сущность проявления вульгарности — в стремлении к сенсации. Д. Рескин

Одно из преимуществ хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают ее к еще лучшим делам. Ж.-Ж. Руссо

Дурней поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает. Ж.-Ж. Руссо

Жизнь долга, если она полна. Будем измерять ее поступками, а не временем. Сенека Младший

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. Сенека Младший

Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле. Сенека Младший

Проступок, хоть и может вызвать временное благополучие, никогда не приносит подлинного счастья. В. Скотт

Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов. С. Смайлс

Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть. В. А. Сухомлинский

В наших суждениях о людях мы должны остерегаться придавать большое значение случайным поступкам. Случайными добрыми делами слабые люди хотят вернугь себе собственное уважение, тщеславные — возвысить себя в глазах общества. Г. Тейлор

Сказать, что я не могу сделать усилие для того, чтобы воздержаться от дурного поступка, — все равно, что признать себя не человеком, даже не животным, а вещью. Л. Н. Толстой

В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя. Л. Н. Толстой

Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз — то же дело становится привычней. Л. Н. Толстой

Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, — никогда не придется начинать. И. С. Тургенев

Настоящие свойства человека обнаруживаются лишь тогда, когда наступает время проявить, доказать их на деле. Л. Фейербах

Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве. Л. Фейербах

Мы называем некоторых людей дикарями только потому, что их манеры отличаются от наших. Б. Франклин

В природе многих людей — рассуждать умно, но поступать нелепо. А. Франс

Люди живут поступками, а не идеями. А. Франс

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных — опытом, самых невежественных — необходимостью, животных — природой. Цицерон

Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство. Цицерон

Все люди судят о нас по нашей наружности и манерам и только немногие — по нашим душевным качествам. Ф. Честерфилд

Если человек невнимателен к тому, что делает сейчас каким бы ни было его дело, если, будучи занят им, он думает в эту минуту о другом или берется за два дела сразу, — можешь не сомневаться, — этот человек легкомысленный и мелкий. Ф. Честерфилд

Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело. А. П. Чехов

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы А. П. Чехов

В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах — такими, какие они есть. Н. Шамфор

Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему. А. Швейцер

Сомнения — предатели: заставляют бояться попытки, они лишают нас и того добра, которое часто мы могли бы приобрести. В. Шекспир

В тем и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей. Ф. Шиллер

Человек отражается в своих поступках. Ф. Шиллер

Люди воображают, что раскрывают свои пороки и добродетели только в своих поступках, не видя того, что и порок и добродетель каждое мгновение дают о себе знать своим дыханием. Р. Эмерсон

Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. Р. Эмерсон

Культура и внешний лоск — совершенно разные вещи. Р. Эмерсон

Изящество потребно не в одних искусствах, но во всех делах человеческих. Эразм Роттердамский

ДЕВИАНТОЛОГИЯ – НОВАЯ «СУМАСШЕДШАЯ» ТЕОРИЯ

«Мы летим в самолёте без экипажа в аэропорт, который ещё не спроектирован…»

Это сказал Зигмунд Бауман в лекции «Текучая модерность: взгляд из 2011 года».

Современное общество – это «общество риска», «катастрофическое общество».

«Мы должны бежать со всей быстротой, на которую только способны, чтобы остаться на том месте, где однажды остановились», – писал отец кибернетики Н.Виннер.

Многие не могут понять, что происходит. Но важно хотя бы понять, «что не можешь понять того, чего не понимаешь», – говорил Н.Луман.

Необходима новая, «сумасшедшая» теория, способная понять непонимаемое.

Такой новой «сумасшедшей» теорией может стать ДЕВИАНТОЛОГИЯ. Я попросил рассказать о новой науке её основателя в России – доктора юридических наук, профессора Якова Ильича Гилинского.

Недавно Яков Ильич Гилинский подарил мне 3-е издание своей монографии «Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». На 175 странице книги он упоминает и меня как исследователя девиантного поведения.

В студенческие годы я под руководством Я.И.Гилинского занимался изучением девиантного поведения молодёжи и, в частности, неформальных молодёжных объединений. Мы проводили исследования как в Ленинграде, так и в других городах Союза. Всего мною было опубликовано около 40 научных работ.

Моя статья «Проблемы изучения неформальных групп молодёжи» была опубликована в академическом журнале «Социологические исследования» №1 за 1991 год. Еженедельник «Аргументы и Факты» 6 апреля 1990 года опубликовал на первой полосе мою статью «Кто уходит в неформалы». Она была переведена в Японии.

Я уже начал писать диссертацию, но … в итоге написал роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», где изложил свои научные взгляды и споры с учителем.

С интересом прочитав монографию Я.И.Гилинского «Девиантология», хочется привести несколько цитат из неё. Автор далёк от мысли навязывать читателям свои убеждения. «Каждое высказанное мною суждение надо понимать не как утверждение, а как вопрос» (Нильс Бор).

Иллюзии эпохи Просвещения и вера в разум человека потерпели фиаско. Как и иллюзии эпохи Модерна, основанные на вере в демократию, свободу и прогресс.

«Вера в то, что существует только одна истина и что она уже постигнута, кажется мне главной причиной всех зол на Земле», – говорил М.Борн.

Профессор Я.И.Гилинский считает, что для объяснения абсурдного мира нужна «абсурдная» теория.

Мир становится всё более неустойчивым.

Надо избавиться от иллюзии, будто возможно всё контролировать.

Постепенно приходит понимание, что «человечество уже исчерпало тот потенциал своего развития, который оно получило при завершении предыдущего этапа антропогенеза… Возможности порядка, существовавшего тысячелетия уже исчерпаны».

Всё это привело к необходимости смены научной парадигмы.

«Современные концепции, включая постмодернизм, утверждают, что сама социальная «реальность является девиантной», а потому «следует интересоваться собственно девиантностью, а не рациональностью», «феномен девиации – интегральное будущее общества», «девиантность – будущее современности».

Пьер Бурдье считает, что «Основа закона есть не что иное, как произвол».

«Попытки конструировать искусственный порядок в соответствии с идеальной целью обречены на провал». (З.Бауман).

«Следует отказаться от надежд, связанных с иллюзией контроля».

«Институты, призванные корректировать поведение, на самом деле воспроизводят отклонения…»

Девиации могут быть не только разрушительными для общества, но и полезными.

Исходным для понимания девиации является понятие нормы как пределов допустимого.

Норма может пониматься как наиболее распространённое, среднестатистическое, типичное.

Также норма может пониматься как функциональный оптимум: что для одного нормально и адекватно (например, температура тела 37 градусов), то для другого ненормально и признак заболевания.

Всякая норма относительна. «Что считать отклонением, зависит от времени и места; поведение «нормальное» при одном наборе культурных установок, будет расценено как «отклоняющееся» при другом». (Гидденс Э.)

Социальная норма может как соответствовать законам общественного развития, так и быть результатом искажённого понимания реальности.

Бывает, что сама действующая норма может быть анормальна, а отклонения от неё конструктивны и позитивны для общества.

В массовом сознании девиантность связана с негативными явлениями.

Однако нет ни одного поведенческого акта, который был бы «девиантен» сам по себе, по своему содержанию, независимо от социального контекста.

То, что нормально для одного общества или субкультуры, ненормально для других.

Например, «преступное» у нас употребление наркотиков, в Нидерландах не считается преступлением. Законное у нас употребление алкоголя незаконно в странах мусульманского мира. Проституция в Амстердаме вполне легальное занятие. А в ОАЭ за проституцию могут казнить.

«Если кто-нибудь будет расхаживать по улицам и указывать на всё средним пальцем, то подумают, что он сошёл с ума, а если – указательным, то нет». Так говорил Диоген. Увидев, как жрецы ведут мальчишку, укравшего чашу из храма, Диоген воскликнул: «Крупные воры погоняют мелкого!».

Все существующие проявления девиантности – функциональны. «Всё действительное разумно» – считал Гегель.

Отклоняющееся поведение может иметь для общества как негативное, так и позитивное значение.

Позитивное служит средством развития системы – это социальное творчество.

Негативное (преступность, терроризм, коррупция и др.)– дезорганизует систему, способствует её разрушению.

Я.И.Гилинский считает, что есть симметрия в отклонениях: когда количеству позитивных отклонений соответствует количество негативных отклонений.

Преступность – не сама болезнь, а показатель более глубоких социальных недугов.

70% населения страны исключены фактически из активной социальной жизни.

Россия занимает первое место в мире по потреблению алкоголя.

«Порядок и беспорядок сосуществуют как два аспекта одного целого и дают нам различное видение мира» (Пригожин И. «Философия нестабильности»)

Именно отклонения как всеобщая форма изменений обеспечивает «подвижное равновесие» (Ле-Шателье) или «устойчивое неравновесие» (Э.Бауэр) системы, её сохранение, устойчивость через изменения.

Но и само изменение может быть как эволюционно (совершенствование), так инволюционно.

«Наличие, постоянное сохранение в обществе преступности невозможно без признания того, что и преступность выполняет определённую социальную функцию, служит формой либо регулятивной, либо адаптивной (приспособительной) реакции на общественные процессы, явления, институты» (А.М.Яковлев, «Социология преступности»)

Преступные связи и отношения экономической преступности «возникают там и постольку, где и поскольку объективная потребность в организации и координации экономической деятельности не получает адекватного отражения в организационной и нормативной структуре экономики как социального института». (А.М.Яковлев)

А.М.Яковлев считает, что функции организованной экономической преступности – «обеспечить незаконным путём объективную потребность, не удовлетворяемую в должной мере нормальными социальными институтами».

Скрытые функции девиантного поведения следующие: это «отдушина» для агрессивных тенденций, «бегство» или безопасный «клапан»; предупредительный сигнал о неизбежных социальных изменениях; действенное средство социальных изменений и др.

Основатель новой науки в России Я.И.Гилинский считает:

Девиантология – это наука, изучающая социальные девиации (девиантность) и реакцию общества на них (социальный контроль).

В широком смысле, это наука о тех отклонениях, которые, по Лукрецию, являлись необходимым условием развития.

В перспективе девиантология может стать более общей теорией девиаций в природе и обществе (на физическом, биологическом, социальном уровнях организации мироздания).

Дело в том, что девиации присущи всем уровням и формам организации мироздания. В физике и химии отклонения именуются флуктуациями, в биологии – мутациями, в социологии и психологии – девиациями.

Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения.

Девиации служат механизмом изменчивости, а следовательно, существования и развития каждой системы.

Без девиаций «ничего никогда породить не могла бы природа», а «порождения» природы не могут без девиации изменяться (развиваться).

Отсутствие девиаций системы означает её не-существование, гибель.

Чем выше уровень организованности системы, тем динамичнее её существование и тем большее значение приобретают изменения как средство сохранения системы.

Неустойчивость становится источником упорядоченности.

Для биологических и социальных систем характерен переход от гомеостаза (поддержания стабильного состояния) к гомеорезу (поддержанию изменений).

Девиантность есть прорыв тотальной жизнедеятельности через (сквозь) социальную форму.

Девиантология как наука базируется на следующих базовых методологических принципах:

1\ Принцип универсальности законов мироздания.

Ощущается необходимость объединения исследований неживой и живой природы и общества, изучения их с точки зрения универсальных законов мироздания.

Девиантность здесь предстаёт как инобытие всеобщих закономерностей самодвижения материи, как модификация, доразвитие фундаментальных свойств мироздания.

2\ Принцип универсальности общенаучных методов познания действительности.

3\ Принцип относительности знаний. Всякое знание о любом предмете действительности – относительно, неполно, ограничено.

Карл Поппер писал: «Следует признать, что в каждый момент времени наши научные теории зависят не только от экспериментов и т.п., проведённых к этому моменту, но также от предпосылок, которые мы принимаем без доказательств, т.е. принимаем, не осознавая их…. Научные результаты «относительны» … лишь постольку, поскольку они являются результатами определённой стадии научного развития и подлежат смещению в ходе научного прогресса».

4\ Принцип дополнительности, который сформулировал Нильс Бор.

Лишь противоречивые, взаимоисключающие концепции в совокупности могут достаточно полно описать изучаемый объект.

Организация и дезорганизация неразрывно связаны, одно не может быть без другого, а девиации не только вредны, но и полезны с точки зрения выживания и развития системы.

Отклоняющееся поведение по сути условно и противоречиво. То, что одни называют терроризмом, другие называют борьбой за самоопределение. Часто оказывается, что признанный террорист затем признаётся главой государства.

Уровень негативного девиантного поведения коррелирует с уровнем позитивного. Чем больше простора для социальной активности, тем меньше различных форм так называемого «ухода» (в пьянство, наркоманию, самоубийств).

Уровень преступности, наркомании и самоубийств является показателем дезорганизации общественного организма. В то же время уровень преступности есть проявление функционального оптимума той или иной социальной системы. В так называемом «свободном обществе» этот уровень высок и соответствует уровню свободы. В тоталитарном обществе уровень преступности низок.

В «сплоченных сообществах» преступность сравнительно невелика. Например, в ОАЭ преступности почти нет, как почти нет самоубийств.

Дезорганизация общественного организма, выражающаяся в преступности, не есть проявление нестабильности, а скорее цикличности социума, когда время нестабильности (перемен) всего лишь переход к новой устойчивости.

Но сама по себе стабильность (за которую так ратуют некоторые политики) есть смерть общественного организма. Вне динамики нет развития!

Преступность, наркомания, самоубийства это такое же нормальное проявление функционирования социальной системы, как и наводнения.

Аристотель говорил: «Люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда».

Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение не является аномалией. Это скорее оборотная сторона жизни, тень легальных процессов.

Девиантное поведение есть проявление естественных флуктуаций, цикличности природных процессов.

Цикличность природы находит своё выражение и в цикличности процессов, происходящих в социуме: в цикличности истории, в цикличности проявлений девиантного поведения.

Давно отмечен сезонный характер преступности и самоубийств. Например, пик изнасилований приходится на лето, а самоубийства чаще всего совершаются весной. Отмечается также, что рост насильственных преступлений связан с солнечной активностью.

Цикличность природных процессов гораздо более сложная, чем смена времён года или смена дня и ночи. То, что нам кажется линейностью, есть лишь видимая нам часть сложной кривой, имеющей более трёх измерений. Возможно, и знаменитая спираль развития носит замкнутый характер, имеет сложное вращение вокруг собственной оси.

Всё повторяется, как говорили древние, «буквально», только мы этого не можем видеть, поскольку эти циклы повторений весьма длительные по времени.

Понятие «девиантное поведение» носит конвенциональный характер. Такие понятия как Хаос и Космос тоже являются условными. Хаос в нашем понимании есть отсутствие упорядоченных процессов (дезорганизация), тогда как Космос – организованное пространство. Но такое разделение основано на определённом понимании происходящих процессов. То, что мы не видим или не понимаем, для нас есть Хаос.

Отклоняющееся поведение как девиация имеет много общего с флуктуациями, происходящими в природе на уровне макро и микромира.

Процессы, происходящие в микромире, о которых говорит квантовая теория, не есть хаотические процессы. Замечено, что электрон движется не по случайной траектории движения, а выбирает её, то есть «думает». Отсюда понятие «думающий электрон».

Понятие «аттракторы» тоже выражение неслучайности выбора траектории движения.

Таким образом, хаотические (то есть как бы случайные) процессы, происходящие в микромире, не есть случайные, но пока непознанные в своей закономерности.

Принцип неопределенности Гейзенберга действует не только на уровне элементарных частиц, но и на уровне личности, и на уровне общества.

Девиантное поведение подчиняется общим закономерностям. Например, нормальное распределение Гаусса (известный «колокол») иллюстрирует в двумерной проекции: чем более опасен тот или иной вид отклоняющегося поведения, тем он менее распространён, и наоборот.

Когда я изучал девиантное поведение в неформальных молодёжных группах, у этологов я узнал, что такое явление как подростковые группировки имеют место и в природе. Стайки молодых особей подросткового возраста, ведущих себя вызывающе в стае, наблюдаются среди птиц и животных. Молодые особи, преимущественно мужского пола, объединяются в группы, чтобы противостоять диктату взрослых особей.

Чувствуя невозможность бороться поодиночке, подростки объединяются в группировки, внушая страх обывателям, что придает подросткам ощущение собственной значимости. Они ещё не поняли и не разобрались, где правда, а где ложь, а потому остро нуждаются в жизненных ориентирах. Это побуждает молодых искать истину, выступая против лицемерия общества, дезориентирующего их в мире.

Законы природы универсальны, поэтому девиантное поведение следует рассматривать как естественный процесс. Нужно не выдумывать юридические законы, а формулировать их на основе закономерностей человеческого поведения. Законы необходимо открывать, а не придумывать!

14 ноября 2013 года на кафедре уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского педагогического университета имени Герцена состоялся круглый стол «Девиантология вчера, сегодня, завтра».

В обсуждении проблем наркомании, проституции, преступности, алкоголизма, киберпреступности принимали участие учёные и специалисты из различных исследовательских центров и университетов страны.

Самая сложная – проблема социального контроля. Действующая система наказаний не эффективна с точки зрения профилактики и предупреждения преступлений.

Главный вопрос: девиантность – польза или вред?

Доктор социологических наук, профессор Комлев Ю.Ю. из Казани выступил с докладом «Древо девиантологического знания: от позитивизма к постмодернистскому синтезу». Мне он подарил свою книгу «Теории девиантного поведения».

Постепенно норма воспринимается как девиация, а девиация как норма. Отклонение может стать нормой, а норма отклонением. То, что было девиантным вчера, становится нормой сегодня.

Самый яркий пример – гомолюбовь и однополые семьи.

Существует даже мода на девиантов. Отклонение и протест используется в качестве новой моды.

Доктор психологических наук, профессор Клейберг Ю.А. выступил с докладом «Герменевтика девиантности и проблема сохранения идентичности».

Почему преступник адаптируется в современном обществе лучше, чем нормальный законопослушный гражданин?

Доктор социологических наук, профессор Хагуров Т.А. (из Краснодара) выступил с докладом: «Синдром Адама: зло в человеке и пути борьбы с ним». Темыр подарил мне свою книгу «Человек исчезающий».

Девиантное поведение иррационально или рационально?

Распространённость девиации ещё не является основанием для признания её нормой. Так распространённость болезни Дауна не является основанием для признания её нормальности.

Такие понятия как «добро» и «зло» относительны или являются результатом социального конструирования?

Сократ полагал, что разум является главным в человеке, а желания есть его животная природа.

Софисты считали наоборот, что разум лишь инструмент по обслуживанию животных желаний в человеке.

Кандидат социологических наук Костюковский Я.В. (Санкт-Петербург) выступил с докладом «Девиантность в Интернете».

Ущерб от киберпреступности за 2012 год оценивается в 2 млрд. долларов в год только в России, и 100 млрд. долларов во всём мире.

Профессор Я.И.Гилинский выдвинул гипотезу о причине снижения преступности в два раза. Он полагает, что преступность просто переместилась в Интернет.

А.Н.Бондарева (Санкт-Петербург) выступила с докладом «Влияние современной зарубежной художественной литературы на правовой статус проституции в России».

В дискуссии принимали участие д.ф.н. Исаев Н.А., к.с.н. Позднякова М.Е., доцент Мяханова А.Н., к.с.н. Белоусов К.Ю., профессор Комарницкий А.В. и другие.

В чём же причина зла?

По мнению Бенедикта Спинозы (1632-1677) «Все вещи необходимы, и в природе нет ни добра, ни зла… В естественном состоянии нельзя представить себе преступления; оно возможно только в состоянии гражданском, где по общему согласию определяется, что хорошо и что дурно, и где каждый должен повиноваться государству».

«Попытайтесь взглянуть на себя с внешней стороны колбы, в которую мы заключены.

То, что вы называете развитием, есть лишь непрекращающаяся смена форм. Придуманные вами понятия “конец” и “начало” на деле являются попытками бренного разума соотнести себя с Вечным.

Нет “добра”, равно как нет и “зла”, это лишь попытки найти крайние полюса, чтобы представить безграничную вселенную.

Придуманные вами крайности “плохо—хорошо” или «благо—вред», с помощью которых вы хотите объять необъятное, есть, опять же, отражение ограниченности ощущающего свою беспомощность разума.

Кто придумал “конечность” и её противоположность “бесконечность”? Как вообще можно определить конечность в Вечности? Там нет и не может быть ни начала, ни конца.

Вы талдычите о какой-то эволюции как о каком-то развертывании, но не можете обозначить ни начала, ни конца, потому что их нет. Для вас Вечность это круг, шар, ведь ничего более в трёхмерном пространстве вы представить не в состоянии.

Можете ли вообразить себе песочные часы, в которых песок постоянно перетекает из себя в себя? Нет. Так и пространство вы ощущаете только в трёх измерениях. Эволюции нет, как нет ни “верха”, ни “низа”.

Попробуй представить замкнутую спираль, вращающуюся вокруг собственной оси, — это будет лишь некое подобие Вечности, способное уместиться в твоём воображении.

Ваш разум видит во всём противоречия, оттого что противоречит сам себе и противопоставляет себя всему, дабы доказать своё превосходство. На самом же деле, противоречие — это всего лишь непознанная гармония!»

(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

А по Вашему мнению, ДЕВИАЦИИ ЭТО БЛАГО ИЛИ ВРЕД?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

  1. Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
  2. Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
  3. Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
  4. Правосознание человека.

Девиантное поведение личности статья на тему

Девиантное поведение личности

Девиантное поведение личности, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и поставило его в центр внимания. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Личность – самоопределяющаяся ценность, самоскладывающаяся из отношений к окружающему миру, другим людям и самому себе. Возникает как средство, инструмент для приобретения человеком своей сущности.

Для того чтобы определить что такое – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию “социальные нормы”.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения, нормы, некие идеальные образцы, определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Типы норм поведения

Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье). Они называются “групповыми привычками”.

Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются “общими правилами”. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм жесткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь. Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение этикета, ритуала дипломатической беседы или ритуала бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткие наказания. В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а на ЕГЭ — удаление с экзамена; потеря библиотечной книги – пятикратным штрафом. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

  • регулируют общий ход социализации,
  • объединяют людей в группы, в общество,
  • контролируют отклоняющееся поведение,
  • служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возникает упорядочное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок.

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиантности, является кризис социальной сферы. Так, несмотря на возникающие у детей, конфликты с родителями семья является для них значимой сферой жизни. Среди традиционно выполняемых семьей функций на первое место выходит поддерживающая функция, создающая чувство защищенности и комфорта. В зависимости от того насколько полно реализуется эта функция можно судить о благополучии семьи и ее возможности противостоять девиантному поведению. Родители, употребляющие наркотики, алкоголь, сигареты, сами того не желая, формируют установку на нормальность подобного поведения у своих детей. Табак и алкоголь – первый шаг на пути молодых людей к употреблению более сильных наркотиков. Провоцировать на употребление наркотиков может как гиперопека со стороны семьи, так и ее полное отсутствие.

В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учёбе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Рассмотрим семью с авторитарным родителем

Это, как правило, семья, в которой наблюдается доминирование одного из ее членов, как правило, отца. Обычно отец принадлежит к типу людей с командной формой общения. Его профессиональная деятельность обычно связанна с военной, “силовой” или управленческой сферами. Как правило, в такой ситуации мать – мягкая, податливая, можно сказать “бесхарактерная”. Она часто идет на поводу не только у мужа, но и у сына и неспособна настоять “на своем”. В такой семье у ребенка закладываются жёсткие установки. Одновременно у ребенка возникает тревога, страх сделать что-то не так, как требует отец. Ребенок ждет реакции авторитарного родителя на свои поступки, дела, слова. Жесткие, “вбитые” в ребенка установки тормозят рост самостоятельности личности, не оставляют ребенку возможности делать свободный выбор. Страх наказания заставляет ребенка поступать в соответствии с “правильными” представлениями, а не в соответствии с ситуацией. Немаловажную роль в формировании подобных реакций у ребенка играет пассивность матери. Особенно велико отрицательное значение такой пассивности в ситуации психотравмирующих отношений ребенка и отца. Позиция мягкости и “непротивления”, занятая матерью, оказывает ребенку медвежью услугу. С одной стороны, своим непротивлением мать дает понять ребенку, что поведение отца в целом правильное. С другой стороны, пассивная “мягкая” мать не может научить ребенка принимать эффективные решения в конфликтных ситуациях. Она просто позволяет ребенку найти “прибежище” и успокоение в своем лице. Закрепившись, этот стереотип – “конфликт – убежать”, “конфликт не решить, а избежать” – во взрослой жизни будет действовать и в других ситуациях. В описываемой семье ребенок ограничен в получении опыта, что тормозит развитие у него способности к самоанализу и к анализу своих поступков. Не научившись в детстве делать выводы из своих ошибок в простых ситуациях и решать несложные конфликты, такая личность вступает во взрослую жизнь с острым дефицитом навыков принятия самостоятельных решений, независимого мышления, выбора.

Рассмотрим проблемы неполной семьи

В неполной семье ребенку, как правило, уделяется намного меньше внимания и времени, чем в семье, где есть оба родителя. Если обеспечивать семью, в том числе и ребенка, приходится только одному родителю, то ему на это нужно больше времени. В результате этого сил и времени непосредственно на воспитание остается меньше, и, к сожалению, это касается самых любящих родителей. Существует также неизмеримый, но очень немаловажный фактор – моральная поддержка, которую оказывают родители в полной семье. Даже если одного из родителей в семье нет, он/она существует в сознании ребенка. Вместе с образом недостающего родителя ребенок “воссоздает” и его образ жизни, его ролевое поведение, взгляды, слова, оценки, потенциальную возможность обратиться за помощью. Это и многое другое создает целую сферу жизни ребенка, неизменно обогащает, расширяет его мировоззрение. Даже “образное” присутствие родителя в жизни ребенка рождает уверенность в себе, ощущение не брошенности, защищенности. Все это крайне важно для создания комфортной атмосферы, в которой личность может гармонично развиваться и совершенствоваться.

Если все-таки у ребенка не возникает “образа” отсутствующего родителя, то в процессе и результате становления его личность, как правило, имеет весьма выраженные дефекты. Ребенку трудно осознать и принять свою роль. Из-за нехватки внимания в семье ребенок часто стремиться компенсировать ее на стороне: уходя в компании, строя отношения с теми, кто уделяет ему больше внимания. Поэтому очень важно, чтобы в семье, где ребёнка воспитывает одна мама, были доверительные отношения.

Отягощенная семья

В такой семье есть оба родителя. Однако существуют некоторые факторы, не позволяющие семье эффективно функционировать и осуществлять глубокую взаимосвязь между ее членами: строить доверительные отношения, воспитывать детей в атмосфере эмоционального комфорта, уделять достаточное количество времени и внимания детям. К таким факторам в первую очередь относятся:

  • любая форма зависимости у какого-либо из членов семьи. Это не только явные и порицаемые обществом формы зависимости, но и ее скрытые виды, о которых не знает даже страдающий такой зависимостью. Скрытые виды зависимости – это, например, зависимость от работы, зависимость от отношения к другому человеку, или даже от здорового образа жизни;
  • длительная и тяжелая соматическая или психическая болезнь кого-либо из членов семьи. Как и предыдущий, этот фактор оказывает такое влияние, что один из членов семьи оказывается исключенным из ее жизни во всей полноте;
  • наличие в семье “секрета”, “тайны”. Этот фактор в отличие от предыдущих является уже не столько причиной дисфункции, сколько следствием или симптомом неблагополучия. Впрочем, “секрет”, каким бы он ни был, – работа отца, прошлые любовные похождения матери или национальность бабушки – это всегда не только следствие и признак отсутствия полной доверительности в отношениях, но и причина, которая эту доверительность ограничивает. В семье с “тайной” ребенок воспитывается в атмосфере ограниченного эмоционального контакта с родителями. Он с детства приучен сдерживать свои чувства, жестоко контролировать свои мысли и ограничивать себя в контактах с другими людьми. Ребенок не вступает в доверительные отношения из-за страха раскрыть “тайну” или стать посмешищем. Уровень тревоги у детей из таких семей весьма высок, а напряжение из-за постоянного сверхсамоконтроля требует разрядки. При определенных условиях источником такой разрядки может стать наркотик.

Рассмотрим некоторые характерные признаки семьи с повышенным риском появления наркозависимых детей:

  • замалчивание проблем; сдерживание проявления своих чувств;
  • избегание прямых высказываний, выражение мыслей путем иносказаний, осуществление потребностей через манипуляции;
  • привычка строить нереальные планы и возлагать на людей или обстоятельства несбыточные надежды;
  • командный, “критикующий” стиль общения;
  • неблаговидные поступки внутри семьи за ее “благополучным” фасадом;
  • сверхконтроль или сверхпопустительство родителей в отношении детей;
  • отсутствие эмоционального контакта между детьми и родителями.

Делая выводы, можно сказать, что семья является “котлом”, в котором “вываривается” личность ребенка. Ребенок, как правило, легко воспринимает “изъяны” и недостатки своих родителей и эти негативные характеристики оказываются, заложены в основу структуры личности самого ребенка.

Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

Социальные причины девиантного поведения

  1. Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
  2. Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростковом возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Выводы

Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]