Гораций — биография. Квинт Гораций Флакк — древнеримский поэт

Квинт Гораций Флакк, чаще просто Гораций (65 – 8 до н.э.) – древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.

В биографии Горация есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Квинта Горация Флакка.

Биография

Гораций (Квинт Гораций Флакк) – древнеримский поэт-лирик «золотого века» античной литературы времен правления Октавиана Августа, чье творчество находилось на грани между независимостью и придворным рабством. Его перу принадлежит ода «Памятник», увековеченная в переложениях и переводах великих русских писателей. Автор первой в мире автобиографии, в своих трудах рассказавший о себе, своем характере, привычках и образе жизни.

Детство и юность

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до н. э. в итальянском городе Веноза, лежащем на торговом пути между Апулией и Луканией. Область, в которой рос будущий поэт, была населена эмигрантами, говорившими на разных диалектах, что способствовало развитию у Горация чувства языка.


Портрет Горация

Отец лирика часть жизни провел в рабстве, он был человеком выдающихся способностей, позволивших ему обрести свободу и наладить материальную и социальную жизнь семьи. О матери Горация ничего не известно, но в его трудах есть упоминания о няне Пулии. Родитель потратил небольшое состояние на образование сына, он переехал в Рим, чтобы следить за школьными успехами и нравственным развитием будущего лирика.

Предположительно, после смерти отца, в 19-летнем возрасте, Гораций покинул Рим и продолжил обучение в Афинах, где в то время находилась Академия, основанная Платоном. Юноша влился в студенческую элиту, свел знакомство с сыном Цицерона, проникся традициями классической греческой литературы и философии.


Бюст Горация

После убийства Юлия Цезаря в Афины приехал Брут. В поисках сторонников республиканского дела он посещал лекции в платоновской Академии и вербовал студентов. Гораций в числе прочих молодых людей поступил на службу в офицерском чине военного трибуна, должности, которую обычно занимали потомки всадников или сенаторов.

После поражения армии Брута в битве при Филиппах осенью 42 года до н. э. будущий поэт вместе с другими солдатами и офицерами покинул позиции подразделения. Он пересмотрел свои политические взгляды и принял досрочную амнистию, предложенную сторонникам Брута правителем Октавианом.


Средневековое изображение Горация

Вернувшись в Италию, Гораций обнаружил, что имение отца в Венузии конфисковано в пользу ветеранов Цезаря. Молодой человек был доведен до нищеты и обратился к поэзии, которая могла дать перспективы на будущее через знакомство с литераторами и их богатыми покровителями. Он поступил на должность писца в квестуре при казначействе и занялся стихосложением в 39-38 году до н. э.

Дружба с Меценатом

Девять месяцев Меценат раздумывал и, в конце концов, принял решение приблизить к себе Горация. Попав в такое окружение, поэт по-прежнему остался уравновешенным и осмотрительным, он никогда не пытался чем-то выделяться, никому не льстил, с должным вниманием следил за всеми социально-политическим реформами, которые проводил правитель Октавиан. Возможно, в чём-то Гораций не был согласен с политикой правителя, но был бесконечно благодарен ему лишь за то, что в Италию наконец-то после ста лет гражданских войн вернулся мир, которого все так долго ждали.

Октавиан сделал Горацию предложение стать его личным секретарём, но такая должность не привлекала поэта, и он вежливо отказался. Несмотря на то, что место секретаря было весьма заманчивым и выгодным, Гораций не хотел лишиться своей независимости, которую очень ценил.

Гораций много путешествовал вместе с Меценатом. Они побывали у мыса Палинур, где потерпел морское поражение Октавиан, в морском итальянском порту Бриндизи, у мыса Акций, где прошло последнее в античности великое морское сражение между древнеримскими флотами.

Неоднократно в своих стихах Гораций отмечал, что их взаимоотношения с Меценатом основывались исключительно на дружбе и уважении друг к другу вне зависимости от социального статуса. Никогда их отношения не носили характер «патрон и подчинённый». Никогда Гораций не злоупотреблял этой дружбой и ничего не требовал от Мецената, он даже не пытался таким образом вернуть отцовский дом, который был конфискован в Венузии.

Поэзия

К первому этапу литературного творчества Горация относятся «Эподы» и «Сатиры», написанные на латинском языке. Стихотворения первого сборника, форма которых была заимствована у древнегреческого сатирика Архилоха, принадлежат ямбической поэзии, отличающейся оскорбительной лексикой и порицающей социальные чувства сограждан.


Гораций читает свои стихи перед публикой

«Сатиры» были написаны в уникальной для латинской литературы форме свободного диалога. Философские мысли, написанные гекзаметром, излагались в процессе беседы с аудиторией и сопровождались анекдотами, шутками, живыми примерами. В отличие от своего предшественника Луцилия Гораций писал сатирические произведения разговорным языком образованного гражданина. Игнорируя острые политические темы, автор, подчеркивая собственную индивидуальность, обращался к социальным и этическим проблемам древнего Рима и его жителей.

После выхода первых сборников в 39-38 годах до н. э. Горацием заинтересовались сторонники Октавиана. В высшее римское общество молодого поэта ввел Вергилий посредством личного друга правителя, Гая Цильния Мецената, поклонника изящных искусств.


Гай Цильний Меценат

Гораций сблизился со своим покровителем и в 37 году до н. э. сопровождал его в путешествии в Бриндизи, описанном в произведениях поэта как серия забавных инцидентов и милых встреч в пути. На самом деле поездка носила политический характер, который молодой литератор искусно скрыл от читателя. По мнению исследователей, Гораций был с Меценатом в одной из морских экспедиций Октавиана, а также в сражении при Акциуме, завершившем период римских гражданских войн 2 сентября 31 года до н. э.

После публикации первой книги «Сатир» в середине 30-х годов до н. э. поэт получил от своих покровителей сабинскую виллу, находившуюся недалеко от итальянского города Личенца. Кроме поместья, Горацию достался доход от 5 арендаторов, что позволило ему завершить карьеру в казначействе и полностью посвятить себя творчеству.


Книга Горация «Оды»

Следующим этапом творческой биографии Горация стали «Оды», которые первоначально назывались «Песнями». Поэт адаптировал их формы и темы из греческой лирики VII – VI веков до н. э. Оды были разработаны как сознательное подражание короткой лирической поэзии греческих оригиналов – Пиндару, Сапфо и Алкею. Гений Горация проявился в применении старых форм к современной действительности.

«Оды» демонстрировали близость к режиму и чувствительность к его развивающейся идеологии. Тексты затрагивали государственные дела, не забывая подчеркивать важность частной жизни. Они охватывали широкий круг тем: любовь, дружба, вино, религия, мораль, патриотизм.


Портрет Горация

В одах Гораций восхвалял Октавиана в гиперболах, которые повторяют выразительные средства эллинистической придворной поэзии. В период 27-24 годов до н. э. политические аллюзии в произведениях поэта концентрировались на иностранных войнах в Великобритании, Аравии, Испании и Парфии. Гораций приветствовал Августа по возвращении в Рим в 24 году до н. э. как любимого правителя, от крепкого здоровья которого зависело его счастье.

«Оды» поэта не снискали популярности в обществе при жизни автора. Однако в заключительном стихотворении 3-й книги «Exegi monumentum aere perennius» («Памятник» или «К Мельпомене») Гораций предсказал себе несокрушимую славу первого и величайшего из лирических поэтов Рима. Это произведение пережило создателя и вдохновило многих русских стихотворцев. Всему миру известны переводы и переложения 30-й оды 3-й книги Горация, выполненные Михаилом Ломоносовым, Гавриилом Державиным, Афанасием Фетом.


Книга стихотворений Горация

В 21-20 годах до н. э. поэт охладел к одическому жанру и написал книгу «Посланий», адресованную друзьям и знакомым. Вежливый стиль стихов этого сборника отражал новый социальный статус поэта, произведенного в рыцари. Автор заявлял о том, что он больше интересуется моральной философией, чем литературой. Однако склонность с стоицизму не отражала мыслей по поводу этики.

Во время написания первой книги «Посланий» Гораций, демонстрируя собственную независимость, отстранился от сильных мира сего. Он отклонял приглашения Мецената посетить своего покровителя. Тему 2-го сборника поэту подсказал император Август. Он заказал послание в стихах, адресованное самому себе. Правитель предложил поэту должность личного секретаря, но Гораций отверг эту идею, согласившись написать литературное письмо.

Документальный фильм о Горации

«Послание Августу» опубликовали в 11 году до н. э. Оно было посвящено литературной теории и критике, содержало упоминания о военных подвигах пасынков императора Тиберия и Друза. Более подробному их описанию поэт посвятил оду под названием «Юбилейный гимн», написанную для светских игр в храме Аполлона и исполненную хором из юношей и девушек в 17 году до н. э.

Влияние

Сам поэт измерял в «Памятнике» своё литературное бессмертие вечностью римского государства, но наибольший расцвет его славы был ещё впереди. Начиная с каролингских времён интерес к Горацию возрастает; свидетельством этого интереса служат 250 дошедших до нас средневековых рукописей его произведений. В период раннего Средневековья морально-философские произведения Горация, сатиры и в особенности послания привлекали большее внимание, чем лирика; Горация почитали как моралиста и знали главным образом в качестве автора сатир и посланий. Ему, «сатирику Горацию», Данте (Ад IV) отводит место в Аиде вслед за Вергилием и Гомером.

Новую оценку принёс с собой Ренессанс, когда нарождавшаяся «буржуазная личность» противопоставила себя «церковному созерцанию». (Известно, что в 1347 г. рукопись с произведениями Горация приобрел Петрарка; в некоторых его стихотворениях обнаруживается явное влияние Горация.) Как лирический выразитель такого нового мироощущения, Гораций стал любимым поэтом Возрождения (вместе с Вергилием, и часто превосходя его). Гуманисты считали Горация «своим» всецело; но высоко ценили его также иезуиты — выхолощенный или христианизированный Гораций оказывал положительное нравственное воздействие на учеников. Картины простой деревенской («горацианской») жизни приходились по душе людям сходной с ним судьбы, близких вкусов (какими были, например, Петрарка, Ронсар, Монтень, Роберт Геррик, Бен Джонсон, Мильтон).

Лирические размеры Горация использовались в новолатинском стихосложении, что, как считается, особенно удачно получалось у немецкого гуманиста Конрада Цельтиса, который кроме того установил обычай петь оды Горация в школе (что в 16 в. стало повсеместной практикой). Впоследствии Горация стали переводить на новые языки (удачнее всего, как считается, на немецкий).

В России Горацию подражал Кантемир; увлекались им Пушкин, Дельвиг, Майков и другие.

«Искусство поэзии» оказало колоссальное влияние на литературную критику; из него заимствовались классические принципы, ссылками на него обосновывались старания обуздать излишества барокко. Из «Ars poëtica» для своей «Поэтики» много заимствует Буало; им восторгается Байрон, его изучают Лессинг и др. Однако «Буре и натиску», другим движениям романтиков было не по пути с «певцом благоразумия, уравновешенности и умеренности», и с той поры популярность Горация больше не поднималась на прежнюю высоту.

После изобретения книгопечатания ни один античный автор не издавался столько раз, сколько Гораций. Его наследие вызвало огромное количество как новолатинских, так и национальных подражаний и сыграло большую роль в формировании новоевропейской лирики.

В честь Горация назван кратер на Меркурии.

Личная жизнь

Гораций любил одиночество, у него не было ни жены, ни детей. Он окружал себя жрицами любви – гетерами. Мужчина посвятил много стихотворений капризам своих возлюбленных, предпочитавших молодых красавцев поэту. Современники считали, что это неудивительно, они так описывали его портрет: «невысокий ростом, пузатый, лысый».


Портрет Горация

Его музами были фракийка Хлоя, «искусная в пении и игре на цитаре», обворожительная Барина, отличавшаяся красотой и коварством, изменница Неэра и Филлида, которую поэт назвал последней любовью.

Плотским утехам Гораций предавался в сабинском поместье. По словам биографов, стены его спальни были оклеены зеркалами и непристойными фотографиями, чтобы поэт мог везде видеть эротику, занимавшую не последнее место в его личной жизни. Для официальных встреч и приема высокопоставленных гостей литератор приобрел 2-е поместье в богатом районе Рима.

Смерть

Гораций скончался 27 ноября 8 года до н. э. Незадолго до смерти поэт в одном из стихотворений предсказал, что не переживет своего друга и покровителя Мецената. Предчувствие сбылось.


Памятник Горацию

Точная причина смерти лирика не установлена. Известно, что незадолго до дня рождения его настигла внезапная болезнь. По завещанию его имущество стало собственностью императора Августа, который увековечил память поэта, приказав изучать его творения в школах и академиях.

Горация похоронили в Риме на Эсквилинском холме, неподалеку от могилы Мецената.

Изречения

Carpe diem — «хватай день» (Carmina I 11, 8). В полном виде: «carpe diem quam minimum credula postero», «пользуйся (каждым) днем, как можно менее полагаясь на следующий»

Dulce et decorum est pro patria mori — «Красиво и сладко умереть за отечество» (Carmina III 2, 13). Часто использовавшийся в газетах Первой мировой войны лозунг; также заглавие горько ироничного стихотворения английского поэта Уилфреда Оуэна «Dulce Et Decorum Est» об этой войне.

Sapere aude — «решись быть мудрым» (Epistulae I 2, 40). Изречение было воспринято Иммануилом Кантом и стало своеобразным лозунгом Эпохи Просвещения. Данное изречение является девизом Московского физико-технического института (вариант «дерзай знать»).

Библиография

  • 35 г. до н.э. – «Sermonum liber primus, Сатиры I»
  • 30 г. до н.э. – «Epodes, Эподы»
  • 30 г. до н.э. – «Sermonum liber secundus, Сатиры II»
  • 23 г. до н.э. – «Carminum liber primus, Оды I»
  • 23 г. до н.э. – «Carminum liber secundus, Оды II»
  • 23 г. до н.э. – «Carminum liber tertius, Оды III»
  • 20 г. до н.э. – «Epistularum liber primus, Послания I”
  • 24 или 10 г. до н.э. – «Ars Poetica, Послание Пизонам»
  • 17 г. до н.э. – «Carmen Saeculare, Вековой Гимн»
  • 14 г. до н.э. – «Epistularum liber secundus, Послания II»
  • 13 г. до н.э. – «Carminum liber quartus, Оды IV»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]