Лучшие цитаты великого Антона Семеновича Макаренко (30 цитат)


Лучшие цитаты великого Антона Семеновича Макаренко (30 цитат)

В 19-20 веках родилось большое количество великих людей. одним из них был Макаренко Антон Семенович, родившийся в 1888 году. Знаменит он был тем, что был великолепным писателем, воспитателем и педагогом. Только он смог, благодаря собственной программе, перевоспитать очень сложных подростков. Многие считали его систему жестокой, неподходящей, но он доказал критикам, что она действительно работает. В этой подборке представлены лучшие цитаты великого Антона Семеновича Макаренко.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения, … сберегайте правила, традиции.

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.

Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Педагоги «…имеют жалкий вид. В лучшем случае это люди, насобачившиеся в области своего предмета, которые с раннего утра до позднего вечера гоняют из школы в школу, чтобы побольше заработать. В других случаях и в большинстве — это замученные нуждой, бессилием и семейной обстановкой работники… которые кое-как одеты и имеют кое-какую квартиру. Учитель получает жалование, которое почти равно жалованию городской уборщицы или дворника, но дворник получает одежду, а учитель ничего… Естественно, что на эту работу идет человек, который настолько слаб по своим личным данным, что ни на какую другую работу устроиться уже не может.»

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость.

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.

Соеинение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.

Девушек нужно учить большому уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку надо учить, чтобы она даже приятных молодых людей встречала с некоторым перцем…

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.

В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще.

Воспитательный процесс — процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создаётся вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.

Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива.

Самая трудная вещь — требование к себе.

Сколько десятков веков живут люди на свете, и вечно у них беспорядок в любви! Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Онегин и Татьяна, Вера и Сильвестров. Когда это кончится? Когда, наконец, на сердцах влюбленных будут поставлены манометры, амперметры, вольтметры и автоматические быстродействующие огнетушители? Когда уже не нужно будет стоять над ними и думать: повеситься или не повеситься?

Никогда дружба невозможна без взаимного уважения.

Коллектив является воспитателем личности.

Коллектив является воспитателем личности.

Ничто так человека не учит, как опыт.

Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива…“

Дети — это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным.

Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Мораль буржуазного мира — это мораль жадности, приспособленной к жадности.

Горячо жил коллектив, звенел смех, плескались шутки, искрились характеры, мелькали огни дружбы и симпатии, высоко к небу подымались прожекторы обычной человеческой мечты о завтрашнем дне.

Система воспитания детей по Макаренко

Одним из первых элементов, который выделяют поклонники Макаренко, является коллектив. Только через участие в совместных процессах ради достижения единой цели формируется личность. О воспитании ребенка в детском саду и школе немало споров. Антон Семенович категорично выделял творческую составляющую участников любого детского коллектива. Каждый в нем умеет нести ответственность за себя и других участников, побывал хотя бы раз в роли рядового и командира.

Дисциплина и режим укореняют чувство ответственности. Система Макаренко включает в себя обязательное трудовое воспитание, важно научить человека трудиться с раннего детства. Антон Семенович ставит приоритетом роль наставников в жизни детей. «Семья должна быть полной», «Взаимодействие воспитателя и детского коллектива строятся на принципах равенства, взаимного уважения, понимания своей роли в коллективе на данную минуту».

Известные лекции Макаренко о воспитании детей

Антон Семенович читал под занавес карьеры и жизни лекции на разные узкие тематики воспитательного процесса. Он старался обратить внимание родителей на успешные принципы, которые сработали у него на практике при перевоспитании трудных подростков в колонии. Если даже для них принципы авторитета, внедрения самоуправления, подхода к жизни в игровой манере подошли, то в семье и школе это можно развивать в несколько раз успешнее и динамичнее.

Он разделял методы воспитания в зависимости от структуры семьи, а идеальными считал большие семьи, где участники уже становились с раннего детствами членами коллектива с определенными ролями и полномочиями. Умение стать не хозяином, а старшим по дому, желание вызвать уважение, а не авторитарное подчинение – тонкая грань в качественном воспитании и пародиям на него.

Краткая биография и творчество

А. С. Макаренко является одним из четырех педагогов, по версии ЮНЕСКО, оказавших большое влияние на формирование и развитие педагогической мысли ХХ века. Антон Семенович родился в семье рабочего-маляра железнодорожных мастерских. Младший брат Макаренко помогал старшему в реализации его педагогической системы. Именно он предложил ввести элементы игры и военизации в занятия.

Антон Семенович окончил Полтавский учительский институт с отличием, создал трудовую колонию, в которой были «трудные» дети. Именно там он и решил реализовать свою педагогическую систему. Его взгляды понравились М. Горькому, который оказывал всяческую поддержку педагогу. Благодаря успешному перевоспитанию и социализации его воспитанников Макаренко стал одним из ведущих педагогических деятелей страны.

Когда Антон Семенович переехал в Москву, он занялся в основном творческой деятельностью. Главный его литературный труд — «Педагогическая поэма». Также Макаренко писал другие художественные произведения и автобиографические рассказы. Антон Семенович работал и над научными проектами, из наиболее известных — «Методика организации воспитательного процесса». В литературных трудах были отражены его взгляды на воспитание. Ниже представлены цитаты Макаренко о педагогике и других важных аспектах воспитания.

Высказывания Макаренко о воспитании детей

Макаренко о воспитании детей через цитаты. «Любое ваше поведение моментально считывается ребенком, анализируется и дублируется им уже во взрослой жизни». Родители не имеют права ожидать от воспитанника сюрпризов при правильном подходе, большинство его решений являются залогом анализа поведения старших участников коллектива.

Технологии современного капитализма от детей следует держать подальше и применять в исключительных моментах. «Не рекомендую поощрять труд, гораздо ценнее, что дети получают удовольствие от процесса и качественную похвалу по итогу работы». «Предоставляйте ребенку самому возможность выходить из сложных ситуаций, помощь предлагайте ненавязчиво и тонко». «Ставьте разумные цели при воспитании, тогда сможете анализировать ошибки процесса и вовремя их исправлять».

Высказывания Макаренко говорят о наглядном примере для детей учителей, воспитателей, родителей. «Если вы не разбираетесь в том, чему пытаетесь обучить молодых людей, то не получите ничего в ответ, кроме презрения». Довольно жестко по отношению к нам, мамам и папам, педагогам и учителям, но это цитата открыто намекает, что процесс воспитания вещь ответственная.

Принципы педагогических идей Антона Семеновича уходят своими корнями во взаимоотношения коллектива. «Уважайте мнения друг друга и цените дела товарищей, тогда и результат будет достигнут быстрее». «Проявляйте больше уважения к детям, но и требуйте от них не меньше, учите любить и быть любимыми». «Труд должен быть общественно-полезным, в ином случае он убивает в гражданине желание заниматься им в дальнейшем». Только в случаях, когда дети получают истинное удовольствие от процесса и понимают причину задачи или ее конечный результат, труд развивает в них личность.

Похожие личности

Константин Дмитриевич Ушинский: «Педагогом способен стать тот, кто не играет на торгах с самим собой, имеет полноту души, у кого она не подвержена старению.

Лев Николаевич Толстой: «будь правдивый и выполняй все обещание – это высшая благодать воспитания», «учитель должен быть свободным творцом, те, кто действует по указке, отрицают в воспитании искусство».

Василий Александрович Сухомлинский: «каждое мгновение работы по воспитанию – взгляд в будущее и первый шаг в него». Василий продолжает славное дело Антона Семеновича в середине двадцатого века, но мы так и не дождались пока нового Макаренко.

О цели

Одним из важных направлений в воспитании является воспитание целеустремленности. Ребенок должен понимать, что у любого дела существует цель — тогда его деятельность принесет пользу. А взрослые должны уметь правильно организовать деятельность ребенка (даже игру).

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть».

Только понимая, какого результата хочется достичь, человек получит от своей деятельности радость и пользу, тогда будет стараться ее сделать хорошо.

О дружбе

Важно воспитать в ребенке правильное отношение к дружбе. Друзей нужно уважать и помогать им, как сказано в этой цитате Макаренко:

«Никогда дружба невозможна без взаимного уважения».

Бывает так, что когда ребенок начинает ощущать себя лидером, то появляется некоторое пренебрежение к друзьям. Но нужно понимать, что каждый человек — это личность со своими особенностями, и к ней нужно относиться с уважением. Настоящий друг всегда поддержит своих друзей, поможет им справиться с недостатками и стать лучше.

Один из важных педагогических принципов А. С. Макаренко – это способность работать в коллективе. Умение дружить и уважать своих товарищей является залогом продуктивной коллективной деятельности. Дружба формирует такие понятия, как сопереживание, уважение, умение правильно построить диалог и организовать деятельность друзей.

О характере

Каждый хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым, целеустремленным, трудолюбивым и обладал внутренним стержнем. Все это можно и нужно воспитывать, конечно, учитывая личностные особенности.

«Самая трудная вещь — требование к себе».

Важно научить ребенка объективно оценивать себя и свои возможности, предъявлять разумные требования не только к окружающим, но и к самому себе, потому что именно так человек сможет совершенствоваться в дальнейшем.

«Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ».

В этой цитате Антона Семеновича Макаренко уделяется внимание определению воли. Ведь тот человек, у которого есть сила воли, может добиваться поставленных целей и самосовершенствоваться. Но большинство рассматривает ее только с одной стороны: добиваться того, чего хочешь. Но настоящая сила воли проявляется и тогда, когда человек может отказаться от чего-то, если это принесет пользу ему или окружающим.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]