История изучения гомосексуальности

Британский врач, писатель и социальный реформатор

Хэвлок Эллис
Эллис в 1913 году
Рожденный Генри Хэвлок Эллис

( 1859-02-02 )2 февраля 1859 г.

Кройдон , Суррей , Англия , Соединенное Королевство

Умер8 июля 1939 г. (1939-07-08)(80 лет)
Хинтлешем , Саффолк , Англия , Соединенное Королевство
НациональностьБританский
Альма-матерКоролевский колледж Лондона
Занятие
  • Врач
  • евгеник
  • писатель
Активные годы1879−1931 гг.
Супруг (а) Эдит Эллис

Взаимодействие с другими людьми

Взаимодействие с другими людьми

( М. Тысяча восемьсот девяносто-один , умерли 1916 )

Генри Хэвлок Эллис

(2 февраля 1859 — 8 июля 1939) был английским врачом, евгеником , писателем, прогрессивным интеллектуалом и социальным реформатором , изучавшим человеческую сексуальность . Он был соавтором первого медицинского учебника на английском языке по гомосексуализму в 1897 году, а также опубликовал работы по различным сексуальным практикам и наклонностям, а также по психологии трансгендеров . Ему приписывают [
кем?
] с введением понятий нарциссизма и аутоэротизма , позже принятых психоанализом .

Эллис был одним из первых исследователей психоделических препаратов и автором одного из первых письменных отчетов для общественности об опыте с мескалином , который он провел на себе в 1896 году. Он поддерживал евгенику и был одним из 16 вице-президентов Общество евгеников с 1909 по 1912 год. [1]

Ранняя жизнь и карьера [ править ]

Эллис, сын Эдварда Пеппена Эллиса и Сюзанны Мэри Уитли, родился в Кройдоне , графство Суррей (ныне часть Большого Лондона ). У него было четыре сестры, ни одна из которых не замужем. Его отец был капитаном дальнего плавания, мать — дочерью капитана дальнего плавания, и многие другие родственники жили на море или недалеко от него. Когда ему было семь лет, отец взял его в одно из своих путешествий, во время которого они посетили Сидней , Австралия , Кальяо в Перу и Антверпен в Бельгии . По возвращении Эллис учился во французском и немецком колледже недалеко от Уимблдона , а затем учился в школе в Митчеме .

В апреле 1875 года Эллис отплыл на корабле своего отца в Австралию; вскоре после приезда в Сидней он получил должность учителя в частной школе. После того, как выяснилось, что у него нет подготовки, он был уволен и стал учителем в семье, живущей в нескольких милях от Каркоара . Он провел там год, а затем получил должность учителя в гимназии в Графтоне . Директор умер, и Эллис продолжал учиться в школе в тот год, но безуспешно.

В конце года он вернулся в Сидней и после трехмесячного обучения стал руководить двумя государственными начальными школами с неполной занятостью: одной в Спаркс-Крик, недалеко от Скоуна, Новый Южный Уэльс, и другой в Джанкшен-Крик. Он жил в школьном доме на Спаркс-Крик в течение года. В своей автобиографии он написал: «В Австралии я обрел здоровье тела, я обрел душевный покой, мне открылась моя жизненная задача, я смог определиться с профессиональным призванием, я стал художником в литературе; эти пять пунктов покрывали всю деятельность моей жизни в мире. Некоторых из них я, несомненно, достиг бы без помощи австралийской среды, едва ли все, и большинство из них я никогда не смог бы достичь так полно, если бы случай не бросил меня в одиночество из Ливерпульского хребта. » [2]

Генри Хэвлок Эллис

Хэвлок Эллис (Ellis, Havelock) (1859–1939), английский психолог и писатель. Родился 2 февраля 1859 в Кройдоне близ Лондона в семье капитана дальнего плавания. Хэвлок много читал и в 1871 составил свою первую книгу, Сокровища Библии (The Precious Stones of the Bible). В шестнадцатилетнем возрасте отправился в Австралию. Вернулся в Англию и провел семь лет, изучая медицину в больнице Св. Фомы.Эллис обладал склонностью к издательской деятельности и начал ее с Серии старых пьес «Русалка» (Mermaid Series of Old Dramatics), собрания произведений драматургов елизаветинской эпохи и периода Реставрации, подготовленное по рукописям. Начал издание Современной научной серии (Contemporary Science Series), для которой в 1889 написал книгу Преступник (The Criminal), первое в Англии криминологическое исследование. В том же году опубликовал книгу Новый дух (The New Spirit) – исследование творчества Уитмена, Ибсена и Гюисманса. В эти же годы Эллис собирал материал для своего монументального семитомного труда Исследования психологии пола (Studies in the Psychology of Sex, 1898–1928). В 1894 опубликовал книгу Мужчина и женщина (Man and Woman), которую рассматривал как вступление к Исследованиям.Исследования психологии пола были написаны в основном с биологической и антропологической точки зрения и предназначались главным образом для ученых. Когда вышла работа Эллиса Сексуальные извращения, книга была запрещена, а распространявший ее книготорговец был отдан под суд. Автор никогда больше не пытался публиковать Исследования в Англии. Последующие тома издавались с 1901 в Филадельфии (шт. Пенсильвания); в 1910 был закончен шестой том, а заключительный – Эонизм и дополнительные исследования (Eonism and Supplementary Studies) – вышел в свет в 1928.Хотя Эллис известен прежде всего как автор работ по сексологии, он оставил заметный след в литературоведении, социологии, эссеистике. Среди его трудов в этих областях – Утверждения (Affirmations, 1936), Национализация здравоохранения (Nationalization of Health, 1892) и Задачи социальной гигиены (The Task of Social Hygiene, 1912), Душа Испании (The Soul of Spain, 1908), Мир сновидений (The World of Dreams, 1911) и Исследование британского гения (A Study of British Genius, 1904). Последние годы жизни Эллис посвятил очеркам о половом воспитании, злободневной журналистике и книге Моя жизнь (My Life, 1939).Умер Эллис в Уошбруке (графство Суффолк) 8 июля 1939. На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Генри Эллис в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Генри Эллис в жанрах .

Медицина и психология [ править ]

Эллис вернулся в Англию в апреле 1879 года. Он решил заняться изучением пола и чувствовал, что первым его шагом должно стать получение квалификации врача. Он учился в Медицинской школе больницы Святого Томаса , которая сейчас является частью Королевского колледжа Лондона , но никогда не имел постоянной медицинской практики. Его обучению способствовало небольшое наследство [3], а также доход, полученный от редактирования работ в сериале «Русалки» менее известной драмы елизаветинской и якобинской эпох. [3] Он присоединился к Братству Новой Жизни в 1883 году, встретившись с другими социальными реформаторами Элеонорой Маркс , Эдвардом Карпентером и Джорджем Бернардом Шоу .

Английский перевод книги Эллиса « Сексуальная инверсия»

1897 года , написанная в соавторстве с Джоном Аддингтоном Симондсом и первоначально опубликованная на немецком языке в 1896 году, был первым английским медицинским учебником по гомосексуализму. [4] [5] В нем описываются гомосексуальные отношения между мужчинами, а также изнасилование подростков. Эллис написал первое объективное исследование гомосексуализма, поскольку он не охарактеризовал его как болезнь, аморальность или преступление. Работа предполагает, что однополая любовь преодолела возрастные табу, а также гендерные табу. Первое издание книги было выкуплено распорядителем имущества Саймонда, который запретил упоминание Саймонда во втором издании. [6]

В 1897 году книготорговец был привлечен к ответственности за хранение книги Эллиса. Хотя термин « гомосексуалист»

приписывается Эллису, [
цитата необходима
] он написал в 1897 году: «« Гомосексуалист »- это варварское гибридное слово , и я не беру на себя ответственности за него». [7] Фактически, слово «
гомосексуалист»
было придумано в 1868 году венгерским писателем Карлом-Марией Кертбени . [8]

Эллис, возможно, разработал психологические концепции аутоэротизма и нарциссизма , которые позже были развиты Зигмундом Фрейдом . [9] Влияние Эллиса могло достигнуть Рэдклиф Холла , которому было около 17 лет на момент публикации « Сексуальной инверсии

». Позже она назвала себя сексуальным инвертированным и написала о женских «сексуальных инверсиях» в «
Мисс Огилви находит себя»
и
«Колодец одиночества»
. Когда 14 мая 1928 года Эллис отказался от участия в качестве главного свидетеля на суде по делу
«Колодец одиночества»
, Норман Хейр должен был заменить его, но свидетелей не было.[10]

Эонизм [ править ]

Эллис изучал то, что сегодня называют трансгендерными феноменами. Вместе с Магнусом Хиршфельдом Хэвлок Эллис считается важной фигурой в истории сексологии, установившей новую категорию, которая была отдельной и отличной от гомосексуализма. [11] Зная об исследованиях трансвестизма Хиршфельдом , но не соглашаясь с его терминологией, в 1913 году Эллис предложил термин сексо-эстетическая инверсия

для описания этого явления. В 1920 году он ввел термин
эонизм
, который он получил от имени исторической личности Шевалье д’Эон . Эллис объяснил: [12]

С психической стороны, с моей точки зрения, Eonist воплощает в крайней степени эстетическую установку имитации и идентификации с объектом восхищения. Для мужчины нормально отождествлять себя с любимой женщиной. Эонист заходит слишком далеко в этой идентификации, стимулируемый чувствительным и женственным элементом в самом себе, который связан с довольно дефектной мужской сексуальностью, которая может быть невротической .

Эллис обнаружил, что эонизм является «чрезвычайно распространенной аномалией», «следующей по частоте после гомосексуализма среди сексуальных отклонений », и классифицировал его как «среди переходных или промежуточных форм сексуальности». Как и во фрейдистской традиции, Эллис постулировал, что «слишком тесная привязанность к матери» может способствовать эонизму, но также считал, что она «вероятно вызывает некоторый нарушенный эндокринный баланс». [12]

Исследования

В 1897 г. опубликовал первое на английском языке медицинское пособие по вопросам гомосексуальности, написанное ранее в содружестве с Дж. Э. Саймондсом (тот уже умер в 1893 г.).

Первый том «Исследований по психологии пола», будучи опубликован в Великобритании, эпатировал викторианскую публику и стал предметом резонансного судебного процесса. Судья во время заседания постановил, что предполагаемая научная ценность книги — «лишь предлог, измышленный с целью сбыта непристойностей»[1]. Последующие тома Эллис печатал в США. В этой работе детально рассмотрены такие аспекты сексуального поведения человека, как влечение к лицам своего пола, мастурбация и сексуальные девиации.

Эллис считал сексуальную активность естественным и здоровым проявлением человеческой природы. Он полагал своей задачей снос всех тех наслоений невежества и предрассудков, которые накопились к началу XX века вокруг «половых тайн». При общем скептическом отношении к психоанализу как феномену скорее эстетическому, чем медицинскому, поддерживал отношения с З. Фрейдом как «одним из величайших мастеров мысли»[2].

Эллис одним из первых (до Фрейда) исследовал аутоэротизм и нарциссизм. Возглавлял Институт Гальтона — крупнейшее объединение адептов евгеники. В качестве президента Всемирной лиги сексуальных реформ (с 1928) высказывал радикальные для своего времени идеи, предвещавшие концепцию сексуальной революции[2]. В частности, высказывался за равноправие полов и за планомерное половое воспитание молодёжи. Он преклонялся перед Дж. Б. Шоу, вступил в Фабианское общество и участвовал в проекте популяризации английской драматургии XVII века.

Эллис о гомосексуальности

В 1896 году в Германии была опубликована книга, написанная за несколько лет до этого в авторстве с Джоном Эддингтоном Саймондсом (англ.)русск., — «Сексуальная инверсия» (Sexual Inversion

). Год спустя она была опубликована также и в Англии, однако там подверглась судебному преследованию как «похотливая, вредная, порочная, грязная, скандальная и непристойная»[3]. Это было время, когда Оскар Уайльд совсем недавно отбывал уголовное наказание за гомосексуальность. Книга содержала научный обзор всех известных в то время фактов относительно гомосексуальных отношений среди животных, у «примитивных» (нецивилизованных) народов, в античности и в современной Эллису эпохе. Сам Эллис так охарактеризовал изложение жизни его гомосексуальных современников:

«Эти истории были получены частным образом; их герои не являются обитателями тюрем и сумасшедших домов, в большинстве случаев они никогда не консультировались с врачом относительно своих… инстинктов. Они ведут жизнь обычных, а иногда и уважаемых членов общества»[4].

Радикализм этого изложения состоял в том, что гомосексуалы изображались нормальными людьми, отличавшимися от других преимущественно только своими сексуальными предпочтениями. Эллис отверг представление о гомосексуальности как «дегенеративном заболевании»[3][5], безнравственности и преступлении. Он рассматривал гомосексуальность как некоторое врождённое свойство[5], которое актуализируется жизненным опытом. Эллис скептично относился к возможности лечения гомосексуальности. Браки «излечившихся» гомосексуалов («инвертированных») он считал бесперспективными, утверждая, что:

«Кажущееся изменение оказывается неглубоким, положение инвертированного становится еще несчастнее, чем первоначальное, как для него самого, так и для его жены»[6].

Вместе с этим признание гомосексуальных союзов в качестве альтернативы брака было слишком революционно для него, и он видел идеальным вариантом для гомосексуала соблюдение воздержания:

«Именно идеал целомудрия, а не нормальной сексуальности, должен стоять перед глазами инвертированного от рождения. В нем, может быть, и нет задатков качеств обычного человека, но, возможно, он скрывает в себе задатки святого»[7].

Много данных о гомосексуальности содержится и в других сочинениях Эллиса, особенно в семитомных «Исследованиях по психологии пола». В конце жизни Эллис стал пользоваться большим влиянием в Англии и Соединенных Штатах. Его книги позволили обсуждать проявления сексуальности, прервав табу викторианской эпохи.

Брак [ править ]

Эдит Лиз и Хэвлок Эллис
В ноябре 1891 года, в возрасте 32 лет, и по сообщениям , все еще девственница, Эллис женился на английский писатель и сторонник прав женщин , Эдит Лисом . С самого начала их брак был нетрадиционным, поскольку Эдит Лиз была открытой лесбиянкой. В конце медового месяца Эллис вернулся в холостяцкие комнаты в Паддингтоне . Она жила в Доме братства. Их « открытый брак » был центральной темой автобиографии Эллиса « Моя жизнь»

. Сообщается, что у Эллиса был роман с Маргарет Сэнджер . [13]

По словам Эллиса в книге « Моя жизнь»

, его друзья были очень удивлены тем, что его считали экспертом по сексу. Некоторые знали, что он, как сообщается, страдал от импотенции до 60 лет. Затем он обнаружил, что его может возбудить вид мочящейся женщины . Эллис назвал это «нединизмом». После смерти жены Эллис завязал отношения с француженкой Франсуазой Лафит.

Евгеника [ править ]

Эллис был сторонником евгеники . Он был вице-президентом Общества евгенического просвещения и написал на эту тему, среди прочего, в «Задаче социальной гигиены»

:

В конце концов, кажется очевидным, что общая система, будь то частная или публичная, посредством которой все личные факты, биологические и психические, нормальные и болезненные, должным образом и систематически регистрируются, должна стать неизбежной, если мы хотим иметь реальное руководство в отношении тех людей, которые наиболее пригодны или наиболее непригодны для участия в гонке.

Внешне симпатичный мужчина бросает монетку нищему; более сочувствующий человек строит для него богадельню, так что ему больше не нужно попрошайничать; но, возможно, самым радикально сочувствующим из всех является человек, который добивается того, чтобы нищий не родился.

В его ранних работах было ясно, что Эллис согласен с представлением о существовании системы расовых иерархий и о том, что незападные культуры считаются «низшими расами». [14] Прежде чем открыто говорить о евгенических темах, он использовал преобладание гомосексуализма среди этих «низших рас», чтобы указать на универсальность поведения. В его работе Сексуальные инверсии

, где Эллис представил многочисленные случаи гомосексуализма в Британии, он всегда осторожно упоминал расовую принадлежность субъекта и здоровье его «корня», включая его невропатические состояния и здоровье их родителей. Тем не менее, Эллис ясно утверждал, что он не считает, что гомосексуализм является проблемой, которой евгеника должна активно заниматься, поскольку он чувствовал, что, как только эта практика будет принята в обществе, люди с гомосексуальными наклонностями с комфортом предпочтут не жениться, и, таким образом, перестанет передавать «гомосексуальную наследственность». [14]

Во время дебатов в Социологическом обществе Эллис переписывался с известным евгеником Фрэнсисом Гальтоном , который представлял доклад в поддержку ограничений брака. В то время как Гальтон сравнивал евгенику с разведением домашних животных, Эллис чувствовал, что необходимо проявлять большую осторожность, прежде чем применять евгенические правила к популяциям, поскольку «мы еще не осознали, насколько тонкие и далеко идущие наследственные влияния». [14]Вместо этого, поскольку, в отличие от домашних животных, люди несут ответственность за то, с кем они спариваются, Эллис утверждал, что необходимо сделать больший упор на просвещение общественности о том, насколько важен этот вопрос. Таким образом, Эллис придерживался гораздо более умеренных взглядов, чем многие современные евгеники. Фактически, Эллис также принципиально не соглашался с ведущими идеями Гальтона о том, что ограничения деторождения были такими же, как ограничения брака. [15] Эллис считал, что те, кто не должны иметь потомство, должны иметь возможность пользоваться всеми другими преимуществами брака, и запретить это было невыносимым бременем. По его мнению, именно это привело к тому, что евгенику «неправильно понимали, высмеивали и рассматривали как причуду». [15]

На протяжении всей своей жизни Эллис был членом, а позже и членом совета Общества евгеники. Кроме того, он играл роль в Генеральном комитете Первого Международного конгресса евгеники. [14]

Отрывок, характеризующий Эллис, Хэвлок

– Так что же? только? – спросил он. – Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас. – Ну так что же? – Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами. Ростов задумался. – Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия? – Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то. Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным». – Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он. – Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат. – Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу. – Вот как! Так ты что же? – Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport’a? – Нет. – Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов. – Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори. Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она. – Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж? Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу. – Вот как! – сказал Ростов. – Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она. – Хороший. – Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов? – Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный. – Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош? – Очень хорош. – Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе. И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня . Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее. – Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть. Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы. Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов. Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти. В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.

Сексуальное влечение в молодости [ править ]

Книга Эллиса 1933 года « Психология секса»

— одно из многих проявлений его интереса к человеческой сексуальности. В этой книге он подробно описывает, как дети могут по-разному переживать сексуальность с точки зрения времени и интенсивности. Он упоминает, что раньше считалось, что в детстве у людей вообще не было половых влечений. «Если можно утверждать , что пол импульс не имеет нормальное существование в начале жизни, то каждое проявление его в этот период должен быть„порочных “- добавляет он. Он продолжает, заявляя, что даже на раннем этапе развития и на более низком уровне функции гениталий существует широкий диапазон вариаций с точки зрения сексуальной стимуляции. Он утверждает, что способность некоторых младенцев вызывать генитальные реакции, рассматриваемые как «рефлекторные признаки раздражения» обычно не запоминаются живо. Поскольку детали этих проявлений не запоминаются, невозможно определить их как приятные. Однако Эллис утверждает, что многие люди обоих полов могут вспомнить, что испытывали приятные ощущения от genitalia в детстве. «Их не подавляют (как иногда думают)». Тем не менее, они обычно не упоминаются взрослыми. Эллис утверждает, что они обычно выделяются и запоминаются за единственный контраст интенсивной встречи с любым другим обычный опыт.[16]

Эллис утверждает, что сексуальное самовозбуждение, как известно, случается в раннем возрасте. Он ссылается на таких авторов, как Марк, Фонсагривс и Перес из Франции, опубликовавших свои открытия в девятнадцатом веке. Эти ранние возрасты не ограничиваются строго возрастом, близким к половому созреванию, как это видно из их результатов. Эти авторы приводят случаи для детей обоего пола, которые занимались мастурбацией с трех-четырех лет. Эллис ссылается на открытие Роби, согласно которому первые сексуальные чувства у мальчиков возникают в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Для девочек этот возраст составляет от восьми до девятнадцати лет. У обоих полов эти первые сексуальные переживания чаще возникают в более поздние годы, чем в более ранние годы. [17] Эллис затем ссылается на Г. В. Гамильтона.Исследования показали, что двадцать процентов мужчин и четырнадцать процентов женщин испытывают приятные ощущения со своими половыми органами в возрасте до шести лет. Это только дополняется ссылкой Эллиса на исследования Кэтрин Дэвис, которые показали, что от двадцати до двадцати девяти процентов мальчиков и от сорока девяти до пятидесяти одного процента девочек мастурбировали к одиннадцати годам. Однако в следующие три года процентная доля мальчиков превысила процентную долю девочек.

Эллис также внес свой вклад в идею различных уровней сексуального возбуждения. Он утверждает, что ошибочно полагать, что все дети способны испытывать генитальное возбуждение или приятные эротические ощущения. Он предлагает случаи, когда невиновного ребенка заставляют поверить, что стимуляция гениталий приведет к приятной эрекции. Некоторые из этих детей могут потерпеть неудачу и не смогут испытать это удовольствие или эрекцию до полового созревания. Таким образом, Эллис заключает, что дети обладают «широким спектром генитальных и сексуальных способностей». Эллис даже рассматривает происхождение как вклад в различные уровни сексуального возбуждения, заявляя, что дети «более ненадежной наследственности» и / или гиперсексуальные родители «более рано возбудимы». [17]

Автоэротизм [ править ]

Взгляды Эллиса на аутоэротизм были очень всеобъемлющими, включая гораздо больше, чем мастурбацию. Аутоэротизм, по Эллису, включает в себя широкий спектр явлений. Эллис утверждает в своей книге « Исследования психологии секса»

1897 года , что аутоэротизм варьируется от эротических грез наяву, отмеченных пассивностью, проявляемой субъектом, до «бесстыдных попыток сексуального манипулирования собой, свидетелями которых являются безумцы». [18]

Эллис также утверждает, что аутоэротические импульсы могут быть усилены телесными процессами, такими как менструальные выделения. По его словам, в это время женщины, которые в противном случае не чувствовали бы сильной склонности к аутоэротизму, усиливают свои модели мастурбации. Однако эта тенденция отсутствует у женщин, которые не осознают свои сексуальные чувства, и у небольшого процента женщин, страдающих половым или общим заболеванием, которое приводит к значительной части «сексуальной анестезии». [19]

Эллис также поднимает общественную озабоченность по поводу того, как аутоэротические наклонности влияют на браки. Он продолжает связывать аутоэротизм со снижением количества браков. По мере того, как эти показатели снижаются, он приходит к выводу, что аутоэротизм будет только увеличиваться как в количестве, так и в интенсивности как для мужчин, так и для женщин. Поэтому, утверждает он, это важный вопрос как для моралиста, так и для врача — исследовать психологические основы этих переживаний и определить отношение к ним. [20]

Запах [ править ]

Эллис считал, что обоняние, хотя и неэффективно на больших расстояниях, все же способствует сексуальному влечению и, следовательно, выбору партнера. В своей книге 1905 года « Половой отбор в человеке»

Эллис утверждает, что обоняние играет роль полового отбора. [21]Он утверждает, что, хотя мы эволюционировали из-за большой потребности в обонянии, мы по-прежнему полагаемся на свое обоняние с помощью полового отбора. Вклад запаха в сексуальное влечение может даже усилиться в определенных климатических условиях. Эллис утверждает, что с более теплым климатом у нормального населения возникает повышенная чувствительность к сексуальным и другим положительным ощущениям обоняния. Из-за этого он считает, что люди часто восхищаются запахами на Востоке, особенно в Индии, в «еврейских и мусульманских странах». Затем Эллис продолжает описывать различные запахи у разных рас, отмечая, что японская раса имеет наименее интенсивный запах тела. [22]Эллис завершает свой аргумент следующим образом: «В целом можно сказать, что в обычной жизни человека запахи играют немаловажную роль и вызывают проблемы, которые не лишены интереса, но что их очевидная роль в реальном половом отборе сравнительно мала. . » [23]

Взгляды на женщин и контроль рождаемости [ править ]

Эллис отдавал предпочтение феминизму с евгенической точки зрения, полагая, что расширенный социальный, экономический и сексуальный выбор, который феминизм предоставил женщинам, приведет к тому, что женщины будут выбирать партнеров, которые будут более евгенически обоснованными. [14] По его мнению, умные женщины не будут выбирать и не будут вынуждены выходить замуж и производить потомство с слабоумными мужчинами.

Эллис рассматривал контроль рождаемости как просто продолжение эволюционного прогресса, отмечая, что естественный прогресс всегда состоял из возрастающих препятствий для воспроизводства, которые приводили к меньшему количеству потомства, но гораздо более высокому его качеству. [15] С евгенической точки зрения, контроль рождаемости был бесценным инструментом для возвышения расы. [15] Тем не менее, Эллис отметил, что противозачаточные средства нельзя использовать случайным образом таким образом, чтобы это могло иметь пагубное влияние за счет снижения зачатия, а, скорее, необходимо использовать целенаправленно для улучшения качества определенных «запасов». Он заметил, что, к сожалению, именно «высшие представители» знали и использовали противозачаточные средства, в то время как «низшие представители» размножались без проверок. [15]Эллис решил эту проблему, сосредоточив внимание на противозачаточных средствах в образовании, поскольку это способствовало бы распространению знаний среди населения, которое, по его мнению, в них больше всего нуждалось. Эллис утверждал, что контроль над рождаемостью был единственным доступным способом сделать возможным евгенический отбор, поскольку единственным другим вариантом было воздержание от полового акта для тех, кто был «непригоден». [15]

Взгляды на стерилизацию [ править ]

Эллис был категорически против идеи кастрации в евгенических целях. В 1909 году в кантональной приюте в Берне были введены правила, которые позволяли стерилизовать тех, кого считали «непригодными» и с сильными половыми наклонностями. [24] В конкретном случае кастрировали несколько мужчин и женщин, в том числе эпилептиков и педофилов, некоторые из которых добровольно попросили об этом. Хотя результаты были положительными, поскольку ни один из испытуемых не был признан виновным в каких-либо преступлениях на сексуальной почве, Эллис оставался решительным противником этой практики. [24] Его взгляд на происхождение этих влечений состоял в том, что сексуальные импульсы находятся не в половых органах, а, скорее, в головном мозге. [24]Более того, он утверждал, что половые железы являются важным источником внутренних секретов, жизненно важных для функционирования организма, и поэтому их удаление может серьезно повредить пациенту. [24]

Однако уже в свое время Эллис был свидетелем увеличения числа вазэктомий и лигатур фаллопиевых труб, которые выполняли ту же стерилизацию без удаления всего органа. В этих случаях Эллис был гораздо более благосклонен, но все же придерживался того мнения, что «стерилизация непригодных, если она должна быть практической и гуманной мерой, требующей всеобщего одобрения, должна быть добровольной со стороны человека, подвергающегося ей, и никогда не должна быть принудительной. » [24] Его противодействие такой системе было основано не только на морали. Скорее, Эллис также принял во внимание практичность ситуации, выдвинув гипотезу о том, что если уже психически неполноценный мужчина будет вынужден пройти стерилизацию, он станет только более неуравновешенным и в конечном итоге совершит больше антиобщественных действий.

Хотя Эллису никогда не нравилась идея принудительной стерилизации, он был готов найти способы обойти это ограничение. Его внимание было сосредоточено на социальных целях евгеники, и в качестве средства для этого Эллис ни в коей мере не был против «убеждения» «добровольцев» пройти стерилизацию, лишив их помощи для бедных. [15] Хотя он предпочитал убеждать тех, кого считал непригодными, используя образование, Эллис поддерживал принуждение как инструмент. Кроме того, он поддержал добавление идей о евгенике и контроле рождаемости в систему образования, чтобы реструктурировать общество и продвигать социальную гигиену. [25] Для Эллиса стерилизация казалась единственным евгеническим инструментом, который можно было использовать с психически непригодными. Фактически, в его публикации «Стерилизация неподходящих»

Эллис утверждал, что даже институционализация не может гарантировать полное предотвращение деторождения между непригодными, и, таким образом, «бремя общества, не говоря уже о расе, увеличивается. любой класс людей … но что, я спрашиваю себя, является практической альтернативой? » [24]

История изучения гомосексуальности

Гомосексуальность привлекала внимание учёных со времен античности. Одно из первых исследований было проведено Сораном Эфесским, который относил гомосексуальность к числу психических патологий[57].

Начиная с конца XIX века гомосексуальность вошла в сферу внимания психиатрии и психологии. В 1886 году психиатр Рихард Крафт-Эбинг в известной работе «Половые психопатии» охарактеризовал гомосексуальность в качестве «дегенеративного заболевания». С тех пор данная точка зрения стала преобладающей в психиатрии до начала процесса депатологизации гомосексуальности 1940-х — 1970-х годов. Однако, уже среди современников Крафта-Эбинга находилось, по крайней мере, двое выдающихся исследователей, которые не придерживались его точки зрения опатологии гомосексуальности: Хэвлок Эллис и Зигмунд Фрейд.

Эллис о гомосексуальности

Генри Хэвлок Эллис (1859—1939), британский врач и психолог, был крупнейшим сексологом своего времени. В 1906 году в Германии была опубликована его книга, написанная в соавторстве с Джоном Эддингтоном Саймондсом (англ.)русск., — «Сексуальная инверсия» (Sexual Inversion

). Год спустя она была опубликована также и в Англии, однако там подверглась судебному преследованию как «похотливая, вредная, порочная, грязная, скандальная и непристойная»[58]. Это было время, когда Оскар Уайльд совсем недавно отбывал уголовное наказание за гомосексуальность. Книга содержала научный обзор всех известных в то время фактов относительно гомосексуальных отношений среди животных, у «примитивных» (нецивилизованных) народов, в античности и в современной Эллису эпохе. Сам Эллис так охарактеризовал изложение жизни его гомосексуальных современников:

«Эти истории были получены частным образом; их герои не являются обитателями тюрем и сумасшедших домов, в большинстве случаев они никогда не консультировались с врачом относительно своих… инстинктов. Они ведут жизнь обычных, а иногда и уважаемых членов общества»[59].

Радикализм этого изложения состоял в том, что гомосексуалы изображались нормальными людьми, отличавшимися от других преимущественно только своими сексуальными предпочтениями. Эллис отверг представление о гомосексуальности как «дегенеративном заболевании»[58][60][61], безнравственности и преступлении. Он рассматривал гомосексуальность как некоторое врождённое свойство[60], которое актуализируется жизненным опытом. Эллис скептично относился к возможности лечения гомосексуальности. Браки «излечившихся» гомосексуалов («инвертированных») он считал бесперспективными, утверждая, что:

«Кажущееся изменение оказывается неглубоким, положение инвертированного становится ещё несчастнее, чем первоначальное, как для него самого, так и для его жены»[62].

Вместе с этим признание гомосексуальных союзов в качестве альтернативы брака было слишком революционно для него, и он видел идеальным вариантом для гомосексуала соблюдение воздержания:

«Именно идеал целомудрия, а не нормальной сексуальности, должен стоять перед глазами инвертированного от рождения. В нём, может быть, и нет задатков качеств обычного человека, но, возможно, он скрывает в себе задатки святого»[63].

Много данных о гомосексуальности содержится и в других сочинениях Эллиса, особенно в семитомных «Исследованиях по психологии пола». В конце жизни Эллис стал пользоваться большим влиянием в Англии и Соединенных Штатах. Его книги позволили обсуждать проявления сексуальности, прервав табу викторианской эпохи.

Фрейд о гомосексуальности

На рубеже XIX—XX веков австрийский психиатр и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд полагал, что всем людям свойственна врождённая бисексуальность[64], а гетеросексуальность и гомосексуальность — это варианты раннего детского развития. Фрейд не рассматривал гомосексуальность в качестве болезни. Широко известно следующее его высказывание в письме к одной матери, которая просила вылечить её гомосексуального сына:

«Гомосексуальность, конечно, не является преимуществом, но это не то, чего стоит стыдиться, не порок, не деградация, и она не может быть квалифицирована как заболевание. Мы считаем это вариацией сексуальной функции, причиной которой является определённая задержка в развитии»[65].

Фрейд полагал, что терапия гомосексуалов должна быть направлена на коррекцию возникающего у них вследствие их сексуальной ориентации психического дискомфорта («дисфории сексуальной ориентации») и на принятие пациентом собственного «я» — вне зависимости от того, сможет ли при этом произойти изменение сексуальной ориентации или нет. В письме к той же женщине Фрейд далее продолжил:

«Другой вопрос, сможет ли анализ чем-то помочь вашему сыну. Если он несчастлив, нервен, его раздирают конфликты, он чувствует себя подавленно в обществе, анализ может принести ему гармонию, душевный покой, полную дееспособность, независимо от того, останется ли он гомосексуалистом или изменится»[65].

Фрейд сомневался в перспективах лечения гомосексуальности, он высказывался, что «попытка превращения… гомосексуалиста в гетеросексуала, скорее всего, окажется неудачной»[66].

Исследования Кинси

Американский биолог Альфред Кинси в своих исследованиях человеческой сексуальности, основанной на выборке из нескольких тысяч человек в 1940—1950-х годах, предложил семибалльную шкалу сексуальности (так называемую шкалу Кинси), «подчёркивая непрерывность градаций между исключительно гетеросексуальными и исключительно гомосексуальными личными историями»[67]: крайние точки на этой шкале отмечают людей с однозначными предпочтениями, а промежуточные — тех, для кого характерно сочетание гетеросексуального и гомосексуального начала в той или иной пропорции. В развитие этого подхода американский психиатр Фриц Клейн разработал в дальнейшем так называемую решётку сексуальной ориентации, в которой по аналогичной шкале раскладываются несколько не вполне коррелирующих друг с другом параметров:

1. сексуальное влечение (предпочитаемый пол сексуальных партнеров),

2. сексуальное поведение (пол реальных сексуальных партнеров),

3. эротические фантазии,

4. эмоциональные предпочтения (с лицами какого пола индивид предпочитает общаться),

5. социальные предпочтения (с кем он фактически проводит больше времени),

6. самоидентификация (как он определяет свою сексуальную идентичность),

7. стиль жизни (мера включенности личности в ту или иную субкультуру).

Не совпадая друг с другом и по-разному проявляясь на разных стадиях жизненного пути, эти параметры ведут к невозможности или, по крайней мере, проблематичности однозначного разделения человеческой популяции на гетеро-, гомо- и бисексуалов, равно как и их количественного подсчёта. В связи с этим в научной литературе в последнее время принято пользоваться уточняющими или более узкими терминами — например, говорить о гомосексуальной ориентации, гомосексуальном поведении, гомосексуальности как точке на подшкале «сексуальность» шкалы Кинси и так далее.

Опубликованные в 1948 году отчёты Кинси пошатнули принятую в то время жёсткую бинарную эссенциалистскую модель сексуальности, разделявшую людей на две диаметрально противоположные группы: практикующих «естественные» гетеросексуальные и «противоестественные», «патологичные» гомосексуальные отношения. В то время ещё не была принята концепция трёх разновидностей сексуальных ориентаций. Использование шкалы Кинси привело её создателя к выводу:

«Мужчины не представляют две дискретные [разрозненные] субпопуляции — гетеросексуальную и гомосексуальную. Мир не делится на агнцев и козлищ. Фундаментальный принцип таксономии состоит в том, что в природе редко наблюдаются дискретные категории. […] Живая природа представляет собой континуум включающий каждый и все его аспекты»

Получив статистику о значительном числе людей, которые когда-либо вступали в гомосексуальные отношения или испытывали гомосексуальное влечение, Кинси стремился опровергнуть гомосексуальность как «патологическое» свойство личности. Позиция Кинси была антиэссенциалистской. Он отвергал значение биологических факторов и наследственности, подчеркивал роль культуры и социализации в формировании гомосексуальной или гетеросексуальной модели. Кинси полагал, что выбор сексуального партнера определяется традицией, социальными запретами, возможностями и даже соображениями выгоды. Исследовавший исторические и научные проблемы гомосексуальности доктор Френсис Мондимор полагает, что это представление о её истоках, возможно, привело бы Кинси в наши дни в лагерь конструктивистов[69].

Исследования Эвелин Хукер

Наряду с Альфредом Кинси, одним из наиболее известным исследователей гомосексуальности считается Эвелин Хукер. Значительные результаты её исследований были опубликованы в работе «Адаптированность открыто гомосексуальных мужчин»(1957)[70]. В этой работе при помощи клинических диагностических тестов Роршаха и ТАТ сравнивались психологические характеристики гетеро- и гомосексуалов. Независимые эксперты обнаружили, что уровень психологической адаптации участников эксперимента не отличается, и не смогли определить, какие результаты тестов принадлежат гомосексуалам. Вывод, сделанный Эвелин Хукер, заключался в необходимости отказа от концепции гомосексуальности как психического заболевания.

Отчёт Волфендена

Одновременно с исследованиями Хукер в США в Великобритании в 1957 году были опубликованы результаты отчета Волфендена (англ.)русск. — исследования, проведенного британским правительством, и носившего официальное название «Отчет комитета по гомосексуальным правонарушениям и проституции»[71]. В результате проведённых в 1954 году изучений Комитет установил, что «гомосексуальность не может на основании закона считаться болезнью, так как во многих случаях она является единственным симптомом и соответствует полному психическому здоровью во всех других отношениях»[72].

Современные концепции

В XX веке осмысление проблем формирования разнообразных индивидуальных свойств личности, в том числе проявления сексуальности в целом и гомосексуальности в частности, протекает сквозь призму и через полемику двух фундаментальных подходов — эссенциалистского и конструктивистского[73][74]. Эта полемика находит отражение в споре между биогенетизмом и социогенетизмом и касается вопроса о биологических и социальных детерминантах.

В настоящее время большинство специалистов не противопоставляют друг другу биологический и социальный факторы влияния, но рассматривают их воздействие на развитие проявлений человеческой индивидуальности совместно. Так, известный отечественный психолог Людмила Собчик, говоря о формировании индивидуальных свойств личности в целом, пишет:

«Естественно, что любой ортодоксальный взгляд — будь то биологический или социально-исторический подход в чистом виде — выливается в абсурд, но в контексте диалектического единства противоположностей, с учётом важности каждого из них, появляется возможность свести эти полярные точки зрения к целостному пониманию объекта исследования — личности. Впадая же в одну из крайностей, мы неизбежно идём по пути ошибочному»[75].

В отношении сексуальной ориентации полемика между эссенциализмом и конструктивизмом аналогичным образом подразумевает в одном случае — что она определяется исключительно биологическими факторами, в другом случае — что она определяется факторами культурно-социальными. В этом вопросе большинство исследований также более не противоставляют радикальным образом два подхода друг другу.

Эссенциалистский подход

Эссенциализм является философским представлением о неизменных свойствах и качествах. Эссенциалистский подход рассматривает сексуальность в качестве фундаментальной культурно индифферентной характеристики, не зависящего от социального влияния биологически данного влечения[76][77], направляемого импульсами или инстинктами. Сексуальность в этом случае объясняется через соотнесение с некой внутренней сущностью человека, природной основой или универсальной моделью поведения и анализируется через набор бинарных оппозиций вроде естественное/неестественное, скрытое/видимое, базис/надстройка, истинное/ложное, реальность/интерпретация, сущность/проявление и другие[78].

Всё разнообразие сексуальных практик дифференцируется и некоторые из них определяются как «нормальные» или «здоровые», а другие как «неестественные» или «извращенные». С этой точки зрения любая сексуальность предстает как чрезвычайно мощное, но деструктивное и опасное желание, которое может быть сдержано только формальным социальным контролем и строгими дисциплинарными техниками. Подобный взгляд коренится в иудео-христианской культуре и долгое время поддерживался психиатрией и классической социальной теорией.

Гомосексуальность при эссенциалистском подходе понимается как сущностная противоположность гетеросексуальности — в новейшее время аргументы для такого понимания ищутся не в библейских моральных запретах, а в биологической (генетической) предопределённости того или иного типа сексуального поведения[77][79]: от природы каждый человек — то или иное, и социокультурные воздействия не способны изменить это положение дел. Парадоксальным образом эссенциализм является основой взглядов как радикальных противников гомосексуальности (настаивающих на изначальной ущербности всех, кому она свойственна), так и её защитников, утверждающих, что за неотчуждаемые, природные свойства человека карать нельзя.

Конструктивистский подход

В отличие от эссенциалистского, конструктивистский подход рассматривает проявления сексуальности созданным культурой и обществом конструктом.

Согласно социологу и сексологу Игорю Кону, первая формулировка конструктивизма в сексологии была предложенна американскими социологами Джоном Гэньоном и Уильямом Саймоном, создавшими теорию сексуального сценария (Gagnon and Simon, 1973; Gagnon 1990). В этой теории сексуальность опирается на определенные биологические предпосылки, однако детерминирована исторически и культурно. Гэньон и Саймон считают, что эротические предпочтения вытекают из специфических стимулов и значений, предлагаемых культурой. Большинство людей в нашей культуре считают сексуальный контакт с лицом своего пола качественно отличным от контакта с лицом другого пола, категоризируют такое поведение и его носителей как нечто особенное[80].

Другой похожей теорией является социально-психологическая теория маркирования. Согласно этой теории, гомосексуальность ассоциируется с множеством отрицательных качеств, образующих клеймо, ярлык или стигму по причине того, что гомосексуальные люди рассматриваются обществом в качестве осуждаемого меньшинства. Стигматизация гомосексуалов может иметь разные проявления, но во всех случаях представляет собой угнетение и дискриминацию меньшинства. Стигматизация накладывает отпечаток на психику и самосознание меньшинства, порождая пониженное самоуважение, неврозы и другие психологические проблемы[80].

Наиболее известным и выдающимся теоретиком социального конструктивизма в вопросах сексуальности стал французский философ Мишель Фуко, создавший трехтомный труд «История сексуальности»[81]. В этой работе он показывает, что западная культура пронизана сексуальностью, и стремится обозначить причины разных сексуальных практик и категоризировать их, отыскать «истину секса», а идентичность и даже внутреннюю сущность человека определить через его сексуальную биографию. Фуко обнаруживает, что гомосексуальные отношения в разных культурах и в разные эпохи категоризировалось по-разному: так, в некоторых полисах Древней Греции классического времени определённый тип гомосексуальных отношений (между взрослым мужчиной и подростком) был идеализирован в качестве социальной практики, не менее важной, чем институт брака между мужчиной и женщиной, причем подразумевалось, что один и тот же мужчина может участвовать в обоих типах отношений, — а вопрос о личных эротических предпочтениях человека признавался несущественным.

Современное понимание гомосексуальности как определённой сексуальной ориентации предстает у Фуко продуктом своей эпохи и свойственной этой эпохе картины мира — эпистемы. Выводы, близкие выводам Фуко, получили во второй половине XX века и учёные, изучавшие формы сексуальности у народов, не подвергавшихся влиянию западной цивилизации (прежде всего, у племен Новой Гвинеи[82]): гомо- и гетеро- сексуальное поведение у этих народов значительно отличаются от известных и привычных в Европе.

Идеи Фуко были продолжены в квир теории, вклад в развитие которой вложила феминистская философия. Главными теоретиками квир теории стали Тереза де Лауретис, Элизабет Гросс и Ив Кософски Сэджвик. Квир-теория позволила усомниться в фиксированных идентичностях. Понятиеквира, обозначившее инаковость, подразумевало отказ от категоризации людей по их сексуальным практикам. Квир — это не объективная природная данность, а незафиксированная сексуальная идентичность[80].

Многофакторный подход

В современной науке основная масса исследователей не противоставляет категоричным образом влияние биологических и социально-культурных факторов на формирование различных проявлений сексуальности. Принято, что каждый из этих факторов оказывает своё влияние на развитие сексуальной ориентации. Американский сексолог Гэри Ф. Келли в известном учебном издании «Основы современной сексологии» констатирует на 2000 год, что теоретики отдают предпочтение многофакторной модели, в которой учитываются все факторы, способные оказать влияние на формирование сексуальной ориентации: биологические, психологические и социальные (Haumann, 1995). Считается вполне вероятным, что в каждом конкретном случае существует своеобразная комбинация факторов, влияющих на формирование сексуальной ориентации (Berger, Suesmatsu, & Ono, 1994)[83].

Френсис Мондимор по этому поводу пишет[84]:

«Сексуальная ориентация следует такому количеству биологических „правил“, что гомосексуальность не может считаться исключительно социальным „конструктом“. Критические периоды развития, гормональные процессы, различия в структуре и функционировании мозга — все указывает на наличие биологической основы сексуальной ориентации. Но, как показал Кинси, людей нельзя делить на „праведников и грешников“. Предпочтение людей своего или противоположного пола или обоих полов может проявляться в различных соотношениях. Уникальные события жизненного опыта взаимодействуют с уникальными биологическими возможностями и формируют уникальную сексуальность личности».

Развитие сексуальных ориентаций рассматривается большинством современных исследователей на основе биологических предпосылок, но как именно эти предпосылки проявятся в жизни конкретного индивидуума зависит от особенностей его личных отношений с окружающим миром, социальной средой. В этой связи, описывая различные исследования происхождения гомосексуальности, Игорь Кон делает следующее обобщение[85]:

«Благодаря биомедицинским исследованиям, мы знаем сегодня о причинах и сопутствующих факторах гомосексуальности неизмеримо больше, чем десять или двадцать лет назад. Именно поэтому спор — наследственность или воспитание — ученых больше не волнует… Один человек может быть исключительно гомо- или гетеросексуалом, у другого существуют лишь более или менее гибкие сексуальные предпочтения. Нет единого, одинакового для всех гомосексуализма, есть многообразные гомосексуальности. Как сказал известный голландский эндокринолог Луи Гурен, „если бы меня спросили, существует ли биология гомосексуальности, я ответил бы — да. Но это такая биология, которая допускает многообразные выражения сексуальности“ (Gooren, 1995, p.245)».

Происхождение

Первые концепции о происхождении гомосексуальности часто рассматривали детский опыт. Психоаналитические гипотезы фрейдизмапредполагают влияние раннего опыта детско-родительских отношений. По мнению Фрейда, гомосексуальность у многих мужчин — это реакция на страх, связанный с эдиповым комплексом. В настоящее время подавляющее большинство исследователей отвергают старые психоаналитические концепции. Изучение семейных отношений гомосексуалов в ряде случаев показывают неудовлетворительность отношений с родителями, однако эти отношения не влияют на развитие сексуальной ориентации и являются, по мнению специалистов, не причиной, а следствием проявлений гомосексуальности[86].

Другим широко распространённым мнением, которое превратилось в стереотип о гомосексуальности, является представление, что гомосексуальность — это результат совращения ребёнка взрослым представителем того же пола. По этому поводу исследователи констатируют, что главным показателем возможной гомосексуальности являются не сексуальные действия, а чувства человека. Гомосексуальные чувства и эротические фантазии, как правило, предшествуют однополым связям[86]. Многие гомосексуалы говорят о своей сексуальной ориентации, что чувствовали себя таким образом всегда[87]. Сексуальные желания по отношению к представителям своего пола и соответствующие фантазии, как правило, возникают ещё до периода полового созревания, зачастую уже в 3-4 года[88][89][90].

Другой, возможно, более убедительный аргумент, исследователи находят в древней истории. В ряде культур мира существовали социально предписанные однополые отношения между взрослыми мужчинами и мальчиками до наступления подросткового возраста. Несмотря на интенсивный гомосексуальный опыт, который предшествовал гетеросексуальным отношениям, большинство этих молодых людей, перейдя во взрослый возраст, демонстрировали гетеросексуальность, вступали в браки и производили потомство. Исследователи рассматривают этот факт как историческое подтверждение того, что ранний сексуальный опыт не оказывает решающего влияния на сексуальную ориентацию в дальнейшем[91][92].

Поскольку ни одна из концепций, посвящённых влиянию детского опыта, не предоставили ответов на вопрос о детерминантах сексуальной ориентации, исследователи обратились к изучению возможностей влияния биологических факторов. В этой области был получен ряд предварительных результатов, не дающих пока что исчерпывающего ответа. Свою позицию по поводу факторов, формирующих сексуальные ориентации, заявил ряд профессиональных ассоциаций специалистов.

Американская психологическая ассоциация, Американская психиатрическая ассоциация, Национальная Ассоциация Социальных Работников в 2006 году заявили[56]:

В настоящее время не существует научного консенсуса в отношении специфических факторов, которые являются причиной становления индивидуумов гетеросексуальными, гомосексуальными или бисексуальными, включая возможные биологические, психологические или социальные факторы сексуальной ориентации родителей. Однако, имеются свидетельства, указывающие, что подавляющее большинство взрослых лесбиянок и геев были воспитаны гетеросексуальными родителями, и подавляющее большинство детей, воспитанных родителями геями и лесбиянками, вырастая являются гетеросексуальными.

Королевская психиатрическая коллегия (главная профессиональная ассоциация психиатров Великобритании) заявила в 2007 году[93]:

Несмотря на почти вековые психоаналитические и психологические спекуляции, не существует никаких независимых свидетельств, подтверждающих предположения, что характер воспитания или ранний детский опыт играют какую-либо роль в формировании фундаментальной личностной гетеросексуальной или гомосексуальной ориентации. Представляется, что сексуальная ориентация имеет биологическую природу, предопределённую сложным взаимодействием генетических факторов и ранней внутриутробной среды. Сексуальная ориентация, следовательно, не выбирается.

Американская Академия Педиатрии заявила в 2004 году[94]:

Сексуальная ориентация, по всей вероятности, определяется не каким-либо единственным фактором, а комбинацией генетических, гормональных и средовых влияний[95].

В последние десятилетия теории на основе биологии получили одобрение специалистов. Американской Академии Педиатрии излагает следующие гипотезы о возможных биологических причинах гомосексуальности. Высокая частота встречаемости гомосексуальности среди монозиготных близнецов и выделение кластеров гомосексуальности в семейной генеалогии поддерживают биологические модели. Есть некоторые данные, что пренатальное воздействие мужского полового гормона андрогена оказывает влияние на развитие сексуальной ориентации, но постнатальная концентрация половых стероидов не зависит от сексуальной ориентации. Сообщалось о связи у мужчин между гомосексуальной ориентацией и повторяющимся участком в X-хромосоме. Некоторые исследования выявляют нейроанатомические различия у гомосексуальных и гетеросексуальных лиц в сексуально диморфных отделах мозга[96]. Хотя продолжаются споры относительно происхождения разнообразия сексуальных ориентаций человека, не существует научных свидетельств, что неправильное воспитание, сексуальное совращение или другие неблагоприятные жизненные события оказывают влияние на сексуальную ориентацию[96][97].

Американская Психологическая Ассоциация также утверждает, что «по всей вероятности, существует множество причин сексуальной ориентации человека, и что причины могут быть различны для различных людей»[1].

Директор Нидерландского института головного мозга, нейробиолог Дик Свааб считает, что наличие или отсутствие гомосексуальности заложено в человеке ещё до его рождения[98].

Психоделики [ править ]

Эллис был одним из первых исследователей психоделических препаратов и автором одного из первых письменных отчетов для общественности об опыте с мескалином , который он провел на себе в 1896 году. Днем он пил отвар из трех эхинокакти

( пейот ). в Страстную пятницу один в своей квартире в Темпл . Во время опыта, длившегося около 24 часов, он отметил множество чрезвычайно ярких, сложных, красочных, приятно пахнущих галлюцинаций , состоящих как из абстрактных геометрических узоров, так и определенных объектов, таких как бабочки и другие насекомые. Он опубликовал отчет об опыте
Современное обозрение
1898 года (
Мескаль: Новый искусственный рай
). [26] Название статьи отсылает к более ранней работе о влиянии веществ , изменяющих сознание , на книгу 1860 года «
Les Paradis artificiels
» французского поэта Шарля Бодлера (содержащую описания экспериментов с опиумом и гашишем ).

Эллис был настолько впечатлен с эстетическим качеством опыта , который он дал некоторые образцы пейота к ирландским поэтом ВБ Йейтса , член в Герметический Орден Золотой Зари , организация которой другой мескалин исследователь, Алистер Кроули , был также член. [27]

Эллис, Генри Хэвлок

В 1897 г. опубликовал первое на английском языке медицинское пособие по вопросам гомосексуальности, написанное ранее в содружестве с Дж. Э. Саймондсом (тот уже умер в 1893 г.).

Первый том «Исследований по психологии пола», будучи опубликован в Великобритании, эпатировал викторианскую публику и стал предметом резонансного судебного процесса. Судья во время заседания постановил, что предполагаемая научная ценность книги — «лишь предлог, измышленный с целью сбыта непристойностей»[1]. Последующие тома Эллис печатал в США. В этой работе детально рассмотрены такие аспекты сексуального поведения человека, как влечение к лицам своего пола, мастурбация и сексуальные девиации.

Эллис считал сексуальную активность естественным и здоровым проявлением человеческой природы. Он полагал своей задачей снос всех тех наслоений невежества и предрассудков, которые накопились к началу XX века вокруг «половых тайн». При общем скептическом отношении к психоанализу как феномену скорее эстетическому, чем медицинскому, поддерживал отношения с З. Фрейдом как «одним из величайших мастеров мысли»[2].

Эллис одним из первых (до Фрейда) исследовал аутоэротизм и нарциссизм. Возглавлял Институт Гальтона — крупнейшее объединение адептов евгеники. В качестве президента Всемирной лиги сексуальных реформ (с 1928) высказывал радикальные для своего времени идеи, предвещавшие концепцию сексуальной революции[2]. В частности, высказывался за равноправие полов и за планомерное половое воспитание молодёжи. Он преклонялся перед Дж. Б. Шоу, вступил в Фабианское общество и участвовал в проекте популяризации английской драматургии XVII века.

Эллис о гомосексуальности

В 1896 году в Германии была опубликована книга, написанная за несколько лет до этого в соавторстве с Джоном Эддингтоном Саймондсом (англ.)русск., — «Сексуальная инверсия» (Sexual Inversion

)[3]. Год спустя она была опубликована также и в Англии, однако там подверглась судебному преследованию как «похотливая, вредная, порочная, грязная, скандальная и непристойная»[4]. Это было время, когда Оскар Уайльд совсем недавно отбывал уголовное наказание за гомосексуальность. Книга содержала научный обзор всех известных в то время фактов относительно гомосексуальных отношений среди животных, у «примитивных» (нецивилизованных) народов, в античности и в современной Эллису эпохе. Сам Эллис так охарактеризовал изложение жизни его гомосексуальных современников:

«Эти истории были получены частным образом; их герои не являются обитателями тюрем и сумасшедших домов, в большинстве случаев они никогда не консультировались с врачом относительно своих… инстинктов. Они ведут жизнь обычных, а иногда и уважаемых членов общества»[5].

Радикализм этого изложения состоял в том, что гомосексуалы изображались нормальными людьми, отличавшимися от других преимущественно только своими сексуальными предпочтениями. Эллис отверг представление о гомосексуальности как «дегенеративном заболевании»[4][6], безнравственности и преступлении. Он рассматривал гомосексуальность как некоторое врождённое свойство[6], которое актуализируется жизненным опытом. Эллис скептично относился к возможности лечения гомосексуальности. Браки «излечившихся» гомосексуалов («инвертированных») он считал бесперспективными, утверждая, что:

«Кажущееся изменение оказывается неглубоким, положение инвертированного становится еще несчастнее, чем первоначальное, как для него самого, так и для его жены»[7].

Вместе с этим признание гомосексуальных союзов в качестве альтернативы брака было слишком революционно для него, и он видел идеальным вариантом для гомосексуала соблюдение воздержания:

«Именно идеал целомудрия, а не нормальной сексуальности, должен стоять перед глазами инвертированного от рождения. В нем, может быть, и нет задатков качеств обычного человека, но, возможно, он скрывает в себе задатки святого»[8].

Много данных о гомосексуальности содержится и в других сочинениях Эллиса, особенно в семитомных «Исследованиях по психологии пола». В конце жизни Эллис стал пользоваться большим влиянием в Англии и Соединенных Штатах. Его книги позволили обсуждать проявления сексуальности, прервав табу викторианской эпохи.

Работает [ править ]

Заключенный исправительного учреждения Эльмиры показывает четыре изображения головы Преступник
(1890)

  • Преступник
    (1890)
  • Новый дух
    (1890)
  • Национализация здравоохранения
    (1892 г.)
  • Мужчина и женщина: исследование вторичных и третичных половых характеристик
    (1894 г.) (пересмотрено в 1929 г.)
  • переводчик: Жерминаль
    ( Золя ) (1895) (переиздан в 1933)
  • Das konträre Geschlechtsgefühl
    (на немецком языке). Лейпциг: Виганд. 1896. с. .с Дж. А. Симондсом
  • Исследования по психологии секса (1897–1928), шесть томов (перечислены ниже)
  • Исследования в области психологии секса
    . Том 1 Эволюция скромности, феномены сексуальной периодичности, автоэротизм. 1897 г.
  • Утверждения
    (1898)
  • «Мескаль: новый искусственный рай» . Современное обозрение
    .
    LXXIII
    . 1898 г.
  • Девятнадцатый век
    (1900)
  • Исследования в области психологии секса
    . Том 2 Сексуальная инверсия. 1900 г.
  • Исследования в области психологии секса
    . Том 3 Анализ сексуального влечения, любви и боли, Сексуальное влечение у женщин. 1903 г.
  • Исследование британского гения
    (1904)
  • Исследования в области психологии секса
    . Том 4 Половой отбор в человеке. 1905 г.
  • Исследования в области психологии секса
    . Том 5 Эротический символизм, Механизм детумесценции, Психическое состояние во время беременности. 1906 г.
  • Душа Испании
    (1908)
  • «Стерилизация непригодных» . Обзор евгеники
    .
    1
    (3): 203–06. 1909. PMC 2986668 . PMID 21259474 .
  • Исследования в области психологии секса
    . Том 6 Секс в отношении к обществу. 1910 г.
  • Проблема возрождения расы
    (1911)
  • Мир снов
    (1911 г.) (новое издание 1926 г.)
  • Задача социальной гигиены
    . Нью-Йорк. 1912. с. 10.
  • «Контроль рождаемости и евгеника» . Обзор евгеники
    .
    9
    (1): 32–41. 1917. PMC 2942166 . PMID 21259632 .
  • Задача социальной гигиены
    (1912)
  • Очерки военного времени
    . Февраль 2006 г.
  • Философия конфликта
    (1919)
  • О жизни и сексе: Очерки любви и добродетели
    (1921)
  • Канга Крик: австралийская идиллия
    . Пресс «Золотой петушок». 1922 г.
  • Маленькие очерки любви и добродетели
    (1922)
  • Танец жизни
    . 1923 г.
  • Впечатления и комментарии
    . в 3-х томах. 1924 г.
  • Сонеты с испанскими народными песнями
    (1925)
  • Эонизм и другие дополнительные исследования
    (1928)
  • Исследования в области психологии секса Vol. 7
    (1928)
  • Искусство жизни
    (1929) (отобранный и устроенный г-жой С. Герберт)
  • Еще эссе о любви и добродетели
    (1931)
  • изд .: Джеймс Хинтон: Жизнь в природе
    (1931)
  • Просмотры и обзоры
    . 1932 г.
  • Психология секса
    . 1933 г.
  • изд .: Воображаемые беседы и стихи: выбор
    , Уолтер Сэвидж Лэндор (1933)
  • Чепмен
    (1934)
  • Моя исповедь
    (1934)
  • Вопросы нашего дня
    (1934)
  • От Руссо до Пруста
    (1935)
  • Избранные очерки
    (1936)
  • Стихи
    (1937) (отобранный Джоном Госвортом ; псевдоним Т. Фиттона Армстронга)
  • Любовь и брак
    (1938) (с другими)
  • Моя жизнь
    . Хаутон Маффлин. 1939 г.
  • Совместимость полов в браке
    (1939)
  • От Марлоу до Шоу
    (1950) (под редакцией Дж. Госворта)
  • Гений Европы
    (1950)
  • Секс и брак
    (1951) (редактор Дж. Госворта)
  • Неопубликованные письма Хэвлока Эллиса Джозефу Ишиллу
    (1954)

Эллис Хэвлок

(1859-1939) -английский врач, психолог, публицист и сексолог. Один из родоначальников сексологии, сторонник сексуальной революции. Лиценциат медицины, хирургии и акушерства Общества аптекарей (1889, Лондон). Чл. Королевского колледжа врачей-терапевтов (1936). Окончил частную школу в Лондоне. В течение четырех лет работал учителем в Австралии. После возвращения в Англию (1879) изучал медицину и работал в одной из больниц Лондона. Под влиянием Б. Шоу занимался издательской деятельностью, направленной на популяризацию английской классической драматургии (1887—1889). В 1889—1914 гг. издавал и редактировал серию книг, посвященных проблемам современной науки. В 1894 г. начал исследования по проблемам психологии секса. Поддержал в научной печати идею 3. Фрейда о сексуальной этиологии истерии. Установил и поддерживал профессиональные и дружеские контакты с ним, несмотря на критическое отношение к психоанализу. Считал 3. Фрейда одним из величайших мастеров мысли и отмечал его крупный вклад в изменение отношения людей к сексу. Вместе с тем в статье Психоанализ и секс (1919) предложил принимать труды 3. Фрейда как произведение искусства, а не научную работу. Ввел в оборот понятие аутоэротизм (1898) и, согласно одной из версий, термин нарциссизм . В 1897—1928 гг. опубликовал энциклопедический 7-томный труд (первый том в Англии и остальные в США): Исследования по психологии пола (Studies in the Psychology of Sex), за который был привлечен к суду (1897). В 1928 г. (совместно с О. Форелем и М. Хиршфельдом) был сооснователем созданной в Копенгагене Всемирной лиги сексуальных реформ, чья деятельность была направлена на гуманизацию, либерализацию и демократизацию всей сферы сексуальной жизни людей. Был первым президентом этой лиги. Исследовал ряд различных сексуальных проблем, в том числе вторичные сексуальные признаки, отношения между матерью и ребенком, психологию сексуальных контактов, вопросы гомосексуализма, мастурбации, фригидности, импотенции и многие др. Подчеркивал значительную роль психических факторов в сексуальной жизни людей. Всемерно содействовал преодолению сексуального невежества. Некоторые его научные работы были запрещены английской цензурой как непристойные. Автор книг: Преступник (1890), Гений (1891), Мужчина и женщина (1894), Сексуальная инверсия (1897), Секс в отношении к обществу (1910), Эротические права женщины (1918), Философия конфликта и другие очерки военного времени (1919), Игровая функция секса (1921), Танец жизни (1923), Брак сегодня и завтра (1929), Эссе о любви и добродетели (1931), Моя жизнь (1940) и др. В. И. Овчаренко

Ссылки [ править ]

  1. [1] Архив журнала The Eugenics Review
  2. Эллис 1939 , стр. 139.
  3. ^ аб
    Томсон 1968 , стр. 210.
  4. Ellis & Симондс 1896 .
  5. Перейти ↑
    White 1999 , p. 66.
  6. Дуберман, Мартин Баумль ; Вицин, Марфа ; Чонси-младший, Джордж (ред.). Скрыто от истории: возвращение прошлого геев и лесбиянок
    . Новая американская библиотека. п. 1. ISBN 9780452010673 .
  7. Интернет-словарь этимологии на www.etymonline.com
  8. Гринберг, Гэри (2007). «Гей по выбору? Наука о сексуальной идентичности» . Мать Джонс
    .
  9. Laplanche & Pontalis 1988 , стр. 45.
  10. Souhami 1998 , стр. 197.
  11. Ekins & King 2006 , стр. 61-64.
  12. ^ ab
    Эллис, Альберт (2008) [1933].
    Психология секса
    . ISBN 978-1443735322 .
  13. «Проект документов Маргарет Сэнгер» . Отдел библиотек Нью-Йоркского университета
    .
  14. ^ абвгд
    Крозье 2008 .
  15. ^ Бсдеег
    Ellis 1917 , с. 35.
  16. Перейти
    ↑ Ellis 1933 , pp. 70–71.
  17. ^ аб
    Эллис 1933 , стр. 71.
  18. Перейти
    ↑ Ellis 1897 , pp. 98–99.
  19. Перейти
    ↑ Ellis 1897 , p. 64.
  20. Перейти
    ↑ Ellis 1897 , p. 99.
  21. Эллис 1905 , стр. 110.
  22. Эллис 1905 , стр. 111.
  23. Эллис 1905 , стр. 112.
  24. ^ Бсдее
    Ellis 1909 , с. 203.
  25. Эллис 1912 , стр. 10.
  26. Эллис 1898 .
  27. Rudgley 1993 . sfn error: multiple targets (2×): CITEREFRudgley1993 (help)
  28. Перейти
    ↑ Wyndham 2012 , p. 242.
  29. «Эллис, автор секс-книг, умер в возрасте 80 лет» . The Times
    . Хаммонд, Индиана. п. 35 col A.
  30. Перейти
    ↑ Wilson, 2021 , p. 225.

Библиография [ править ]

  • Крозье, Иван (2008). «Хэвлок Эллис, евгеник». Исследования по истории и философии науки Часть C: Исследования по истории и философии биологических и биомедицинских наук
    .
    39
    (2): 187–94. DOI : 10.1016 / j.shpsc.2008.03.002 . ISSN 1369-8486 . PMID 18534349 .
  • Экинс, Ричард; Король, Дэйв (2006). Феномен трансгендеров
    . Публикации SAGE. ISBN 978-0761971634 .
  • Гросскурт, Филлис (1980). Хэвлок Эллис: Биография
    . Аллен Лейн. ISBN 978-0713910711 .
  • Лапланш, Жан; Понталис, Жан-Бертран (1988). Язык психоанализа
    . Карнак Букс. ISBN 978-0946439492 .
  • Радгли, Ричард (1993). Алхимия культуры: интоксиканты в обществе
    . Британский музей прессы. ISBN 978-0714117362 .Радгли, Ричард (1993).
    Алхимия культуры: интоксиканты в обществе
    . Британский музей прессы. ISBN 978-0714117362 .
  • Сухами, Диана (1998). Испытания Рэдклиф-Холла
    . Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0297818250 .
  • Томсон, Роберт (1968). История психологии пеликанов
    (Первое изд.). Пеликан. п. 463. ISBN. 978-0140209044 .
  • Белый, Крис (1999). Письма девятнадцатого века о гомосексуализме
    . CRC Press. п. 66.
  • Уилсон, Скотт (2016). Места упокоения: места захоронения более 14 000 известных личностей, 3-е изд
    . МакФарланд. ISBN 978-1476625997 .
  • Виндхэм, Диана (2012). Норман Хейр и исследование пола
    . Издательство Сиднейского университета. ISBN 978-1743320068 .

Источники

  1. [www.britannica.com/EBchecked/topic/185133/Havelock-Ellis Хэвлок Эллис] в Британской энциклопедии
  2. 12
    [slovari.yandex.ru/хэвлок/История%20психологии/Эллис/2/ История психологии в лицах: Хэвлок Эллис](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1857 дней))
  3. 12Кон И. С..
    [www.pseudology.org/Kon/LunnySvetNaZare/01.htm В лабиринтах познания] // [www.pseudology.org/Kon/LunnySvetNaZare2/index.htm Лунный свет на заре]. — М.: ACT – Олимп,, 2003. — ISBN 5-17-015194-2, 5-8195-0836-Х.
  4. Ibid. P. 68. Цит. по: Мондимор Френсис Марк. Гомосексуальность: Естественная история / Пер. с англ. Л. Володиной. Екатеринбург: У-Фактория, 2002, с. 74. ISBN 5-94799-085-7
  5. 1 2
    Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1096 с: ил. ISBN 5-272-00018-8
  6. Ellis H., Symonds J. Op. cit. P. 146. Цит. по: Мондимор Френсис Марк. Гомосексуальность: Естественная история / Пер. с англ. Л. Володиной. Екатеринбург: У-Фактория, 2002, с. 77. ISBN 5-94799-085-7
  7. Ellis H., Symonds J. Op. cit. P. 147. Цит. по: Мондимор Френсис Марк. Гомосексуальность: Естественная история / Пер. с англ. Л. Володиной. Екатеринбург: У-Фактория, 2002, с. 78. ISBN 5-94799-085-7

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Серль, Персиваль (1949). «Эллис, Генри Хэвлок» . Словарь австралийской биографии
    . Сидней: Ангус и Робертсон.
  • Хейл, Натан Г. (1971). Фрейд и американцы: истоки психоанализа в Соединенных Штатах, 1876–1917 гг
    . Издательство Оксфордского университета.
  • Колдер-Маршалл, Артур (1959). Хэвлок Эллис: биография
    . Харт-Дэвис.
    Мудрец секса: жизнь Хэвлока Эллиса
    . Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Патнэма. 1960 г. (Название США)
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]