Демокрит. Фрагменты о воспитании


Демокрит краткая биография (460 — 360 гг. до н.э.)

Демокрит цитаты. Демокрит из Абдеры — древнегреческий философ. Родился в знатной семье. Путешествовал по Египту, Персии, Индии, Эфиопии. Aвmop 50 трактатов. По его тeopии, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях из их «вихрей» образуются как отдельные тела так и все бесчисленные миры. Атомы невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.
B этике развил учение (учение Демокрита) об атарксии. Всего ему принадлежало около 70 сочинений на моральные, естественнонаучные, математические, технические темы. Наиболее известными среди них являются «Пифагор», «О душевном настроении мудреца», «О мужестве или о добродетели», «Малый мирострой», «О природе», «О природе человека», «О поэзии».

Вам нужна Контрольная, Дипломная, Курсовая или любая другая работа по этой теме? Закажите её здесь: Заказать работу

Афоризмы и цитаты Демокрита

Демокрит из Абдер (приблизительно 460 г. до н.э. – 370 до н.э.) Древнегреческий философ материалист, один из основателей атомистики.

Родился в городе Абдеры во Фракии. В течение всей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения многих народов (Египет, Вавилон, Персия, Индия и др.). Обладая энциклопедическими познаниями, стал одним из пионеров таких наук, как математика, геометрия. Все дошедшие до сегодняшнего дня сочинения Демокрита собраны в книге «Фрагменты и свидетельства об учении».

Бедность и богатство суть слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден.

Блага юности – сила и красота, благо старости – расцвет разума.

Благо и истина одни и те же для всех, но удовольствия от них могут быть разные.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.

Богат тот, кто беден желаниями.

Быть верным долгу в несчастье – великое дело.

Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.

Великодушие – кротко переносить чужую погрешность.

Венец справедливости есть смелость духа и неустрашимость мысли, предел же несправедливости – в страхе перед угрожающим несчастьем.

Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим.

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.

Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.

Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.

Высшая доблесть духа состоит в том, чтобы кротко переносить обиды.

Глупцов благоразумию научает несчастье.

Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым мудростью.

Два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли.

Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.

До€лжно говорить правду и избегать многословия.

До€лжно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайней мере, мы не должны содействовать несправедливому поступку.

До€лжно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее до€лжно стыдиться самого себя.

Душевная радость возникает у людей благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни. Недостаток же или излишество склонны к неустойчивости и вызывают большие волнения в душе.

Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Если кто нибудь пренебрегает общественными делами, то он приобретает дурную репутацию, даже если он ничего не ворует и вообще не совершает никакой несправедливости.

Если можешь сделать подарок, то не медли с этим, помня, что обстоятельства переменчивы.

Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают.

Желание большего приводит к потере того, что имеешь.

Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и что бы он ни делал, он не должен стремиться выше своих сил и своей природы.

Жизнь без праздников – это длинный путь без заезжего двора.

Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать.

Завистливый человек причиняет огорчения самому себе, словно своему врагу.

Зависть порождает раздор среди людей.

Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.

Законы – дурная выдумка.

Запах – это истечение тонкого из тяжелого.

Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить правильные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.

Лишь несчастья учат глупцов благоразумию.

Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие.

Лучше, чтобы хвалил нас кто нибудь другой, чем хвалить самого себя.

Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность.

Малые услуги, оказываемые вовремя, являются величайшими благодеяниями для тех, кто их получает.

Медицина – сестра философии.

Многие из богачей – хранители, а не хозяева своих богатств.

Многие многознайки не имеют ума.

Многие совершающие постыднейшие поступки говорят прекрасные речи.

Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа.

Мудрец – мера всех существующих вещей. При помощи чувств он – мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума – мера умопостигаемых вещей.

Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщины.

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Надежды на постыдную наживу – начало убытка.

Наихудшее, чему может научиться молодежь, – легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.

Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства.

Не из страха, но из чувства долга до€лжно воздерживаться от дурных поступков.

Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд.

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Не стремись все знать, чтобы не оказаться во всем невеждой.

Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия.

Нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и главные усилия направить на действительно необходимое.

Образование для счастливых – украшение, для несчастливых – убежище.

Общая нужда тяжелее частной: ибо в случае общей нужды не остается никакой надежды на помощь.

Оказывая благодеяние, берегись, чтобы тот, кому ты оказываешь благодеяние, предательски не воздал тебе злом за благо.

Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно.

Откровенная речь – свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

Подобно тому как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

Привычки отцов, и дурные, и хорошие, превращаются в пороки детей.

Признак ума – предотвратить обиду, не отвечать же на нанесенную обиду – признак бесчувственности.

Причина ошибки – незнание лучшего.

Приятен старик, который приветлив и серьезен.

Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.

Самое лучшее для человека – проводить жизнь в наивозможно более радостном расположении духа.

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Сила и красота суть блага юности, преимущество же старости – расцвет рассудительности.

Слава и богатство без разума – непрочное имущество.

Следует стремиться не ко всякой радости, а к той, которая связана с прекрасным.

Слово – тень дела.

Смелость – начало дела, но случай – хозяин конца.

Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение (от выполнения своих обязанностей).

Старик молодым уже побыл, а юный не знает, дойдет ли до старости.

Страх порождает лесть, доброжелательства же он не имеет.

Стяжатели работают как пчелы, как будто им предстоит жить всегда.

Счастлив не тот, кто богат, а тот, кто не нуждается в богатстве.

Счастлив тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа; несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

Счастье и несчастье – в душе.

Счастье обитает не в стадах и не в золоте. Душа – местожительство этого демона.

Счастье – это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость.

Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум.

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.

У всех тех, которые предаются удовольствиям желудка и переходят надлежащую меру в еде, вине или в наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся, лишь пока едят и пьют; страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны.

У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.

Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.

Украшение женщин – молчаливость; похвальна также и простота наряда.

Умение уберечься от угрожающей несправедливости есть признак ума, нежелание же отплатить за причиненную обиду есть признак бесчувственности.

Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.

Хвалить за хорошие дела – прекрасно, но прославлять за дурные дела есть дело человека лукавого и обманщика.

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но из того, чего они желают.

Еще по теме:

  • Цитаты древнегреческих философов
  • Краткая биография Демокрита
    • Изречения и цитаты Аристиппа
    • Афоризмы и цитаты Антисфена

    Популярно:

    • Афоризмы про отношения
    • Дружба и друзья
    • Пословицы народов мира

    Комментарии:

    Социально-политические взгляды

    В древних, и не только древних, учениях социальные воззрения так тесно переплетены с этическими, что отделить их зачастую невозможно. У Демокрита к тому же этика и социальная философия тесно связаны с его философией природы. Основой его социальной философии являлась античная теория естественного права, которая имела у него демократический характер: по природе все люди равны, и их естественные стремления являются одинаково правомерными, закон же должен следовать природе.

    Социально-политические взгляды Демокрита формировались еще в период борьбы подымающейся греческой демократии — предприимчивых торговцев, ремесленников, мореплавателей, а также крестьян — против родовой аристократии и персидской монархии, а затем против богатых олигархов. Борьбу с персами он обосновывал не только необходимостью защиты родины от чужеземного порабощения, но и социально-политическим фактором: «Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии, настолько же, насколько свобода лучше рабства» (13, 596). Высказывание Демокрита о демократическом государстве бросает свет на его политические взгляды. Абдеры, чьим гражданином и патриотом был Демокрит, входили в Афинский морской союз. Изречение подтверждает факт, что союзное членство в момент его возникновения не ощущалось как несвобода. Источники свидетельствуют, что по крайней мере некоторое время Афины были для союзников, особенно малых городов, оплотом демократии и защитником в борьбе с персидской монархией и местными аристократами. Афины несомненно защищали союзные города и от пиратов Эгейского моря.

    Согласно этическому учению Демокрита, правитель, который властвует над другими, должен сначала властвовать над собой (см. там же, 618). Таков идеальный правитель Перикл в изображении Протагора, а слова о том, что справедливый правитель рискует при нынешних порядках подвергнуться впоследствии мести со стороны наказуемых им граждан (см. там же, 613), напоминает события 430 г., когда Перикл подвергся тяжелым обвинениям и судебному преследованию (см. 19, 2, 65). С другой стороны, «безрассудство и наглость» некоторых должностных лиц (см. там же, 614; 616; 689) подсказывают образ вождя радикальной демократии и противника Перикла Клеона, как он изображается Фукидидом. Действительно, гражданин союзного государства Демокрит не мог симпатизировать Клеону, который вдвое увеличил форос союзников, а также предлагал казнить после восстаний всех митиленян и жителей Скионы (см. там же, 36—42). Было замечено, что в знаменитой похвале афинской демократии в речи Перикла у Фукидида (см. там же, 37—42) некоторые фразы о присущем ей равноправии бедняков с богатыми, о единстве государственных и частных интересов и возможности граждан заниматься как своими, так и государственными делами напоминают высказывания Демокрита (см. 13, 596; 595; 612). Из всего этого можно сделать вывод, что Демокрит, который несколько лет провел в Афинах, был идеологом демократического полиса типа Перикловых Афин и, видимо, сторонником Афинского государства, хотя и не безусловным.

    Имеющиеся фрагменты сохранили некоторые законодательные предложения и советы Демокрита. Он требовал изменить существующий порядок замещения выборных лиц, чтобы оградить справедливого правителя от мести лиц, им наказанных. Он осуждал лесть и угодничество перед власть имущими и сформулировал ряд моральных постулатов по отношению к избираемым народом и облеченным властью людям (см. там же, 611—619). Мы уже видели, что, несмотря на предпочтение, отдаваемое природе, Демокрит, как большинство греческих мыслителей классического периода, признавал закон полиса. Однако можно предположить, что, делая акцент на значении совести в морали, он мечтал об обществе, в котором принудительные законы стали бы излишними; их заменят законы морали. А поэтому «тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение». Это, по Демокриту, соответствует человеческой психологии, ибо «тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить втайне» (там же, 607). Что касается религиозного страха, как залога морали и справедливости, то Демокрит (в отличие от софиста — олигарха Крития, считавшего религию средством воздействия на людей) в него не верил. «Дурные люди дают клятвы богам,— как он остроумно заметил, — только когда они находятся в безвыходном положении. Когда же они от него избавились, все равно их не соблюдают» (там же, 791).

    Чувство долга и совесть можно выработать в людях, считал Демокрит, в процессе воспитания, в котором «учение выявляет природу», а «природные способности, упражнение и время» служат образованию человека (см. 13, 682 и сл.). И поистине современно звучит изречение Демокрита о воспитательной роли труда: «Без привычки к труду дети не обучатся ни письму, ни музыке, ни гимнастике, ни, наконец, тому, что в наибольшей степени составляет добродетель — способности стыдиться; ибо в этих занятиях обычно к человеку приходит стыдливость» (там же, 692).

    Но за какие же законы, за какие социальные порядки ратовал Демокрит? Судя по имеющимся изречениям, он стоял в основном еще на почве классической, полисной, причем демократической, организации, предполагавшей экономическую, социальную и политическую солидарность полноправных членов гражданского коллектива. Идеализируя полис, Демокрит высказал замечательные слова о силе и значении человеческого коллектива: «…государство, идущее по верному пути, — величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет» (там же, 595). Поэтому он неоднократно и решительно высказывался против жестокости, нечестности и стяжательства богачей, против их скупости и ненасытного стремления к деньгам, против богатства вообще (см. там же, 626—632; 637—643а), он сочувствовал тяжелой доли бедняков (см. там же, 657; 678). Однако Демокрит не ратует за преобразование общества. Его призывы к скромности и умеренности, обращенные к беднякам (см. там же, 651—657а), могли сыграть и самую реакционную роль как проповедь терпения и классового мира. И все же социальная философия Демокрита не лицемерна, в отличие от христианской и буржуазной.

    Демокрит от всех требовал ограничить потребности необходимым (залог евтимии), и особенно сурово от богатых и образованных (мудрецов). Он высказал мысль, что в сущности можно вполне обойтись не только без золота и без стад, но и без рабов — для счастья это не нужно (см. там же, 780; 781). А если судьба все же дала человеку богатство сверх необходимого, то его надо потратить с пользой для народа (см. там же, 633; 636). Наконец, он считал, что счастье человека не зависит ни от его происхождения, ни от сословия, ни от богатства, а только от его ума. Это была идеология передовой античной демократии эпохи расцвета, того времени, когда ряд прогрессивных реформ Перикла (а до этого Солона и Клисфена) заставили богачей «поделиться» с бедными, когда государство широко помогало гражданам за общественный счет, а на богатых и знатных накладывались пропорциональные их имуществу подати — «литургии»; рабство же еще полностью не развилось.

    Как же Демокрит относился к рабству? Неужели глубокий и передовой ученый, материалист и атеист был сторонником рабовладения? Подобное мнение опирается обычно на одну-единственную фразу: «Пользуйся слугами, как членами своего тела, употребляя одного из них для одного дела, другого для другого» (13, 710). Но здесь идет речь не столько о рабах в собственном смысле слова (duloi), сколько о рабах — домашних слугах (oiketai), которых Демокрит образно советует использовать по их квалификации.

    Согласно Демокриту, по природе все люди равны. Его ближайший последователь софист Антифонт говорил: «От природы мы все и во всем устроены одинаково — и варвары и эллины… все мы дышим воздухом через рот и нос и едим при помощи рук» (цит. по: 45, 63). Абдеритянин, сосед фракийцев, Демокрит не мог не понимать, что рабами становились свободные прежде люди, да и сами греки часто попадали в рабство. Поэтому Демокрит говорил: «Те, которым доставляют удовольствие несчастья ближних, не понимают, что перемены судьбы могут коснуться всех…» (13, 678). Выраженное в его знаменитом изречении (о предпочтении бедности в демократическом государстве) презрение к политическому рабству могло вполне относиться ко всякому рабству вообще. В псевдогиппократовском романе в письмах Демокриту приписывались такие слова: «И ему (т. е. человеку) не стыдно называть себя счастливым, тогда как он копает глубины земли руками закованных в цепи людей, из коих одни погибают под обвалами пластов слишком рыхлой земли и другие, подчиненные в течение многих лет этой необходимости, пребывают в этом месте наказания как в своей родине» (15, 354). Легенда говорит о том, что Демокрит выкупил из рабства Диагора Мелийского и сделал его философом (см. 13, XXVI). Наконец, еще один источник косвенно говорит об отношении Демокрита к рабству. Евстафий в комментарии к Одиссее сообщает: «Этот благородный раб Евмей вызвал у древних такое уважение, что они предпринимали изыскания об его матери. Демокрит называл ее Пенией…» (там же, 819).

    Уже с V в. в Греции раздаются голоса против рабства. Софисты, сократики, Еврипид, а дальше, начиная с IV в., почти все виднейшие философы выступают против рабства (см. 43, 73). Учение Демокрита открывало путь для прогрессивных законодательных нововведений и общественных перемен. Ибо, как он говорил, закон «не должен людям мешать жить» (13, 570).

    Демокрит высоко ценил дружбу и оставил ряд изречений о дружбе истинной и ложной (см. там же, 658—672). Он нисколько не отрицал, как часто считают, семью и любовь. Действительно, Демокрит советовал мудрецу лучше не иметь собственных детей, так как они могли бы оказаться неудачными и отвлечь от научных занятий. Но он писал о родительской и сыновней любви, которая свойственна людям (см. там же, 562). И хотя, как истинный житель восточного города, он не очень высоко ставил женщину, в одном из изречений он впервые противопоставил любовь (любимую) простому эросу (см там же, 707 и 74, 491).

    Демокрит, мы знаем, много путешествовал. Ему приписывают крылатую фразу: «Для мудреца открыта вся земля, ибо весь мир — родина для высокого духа» (13, 730). Некоторые на основании этого высказывания называют Демокрита «космополитом». Демокрит же был «Патриотом» своего родного города, такое ему дали прозвище, и он подтвердил его всей своей жизнью. Но он шагнул за узкие рамки полиса, ему интересен мир, наука, нравы и люди других стран, а мудрость, по его мнению, позволяет человеку везде чувствовать себя свободно.

    Многие высказывания Демокрита звучат для нас как устаревшие или неприемлемые. Но в целом его взгляды глубоко впечатляют. Из глубины веков «идолы» из сокровищницы его мыслей несут нам образ старого, мудрого Демокрита, который, хотя и посмеивался над глупостью людей, но любил и уважал их. И может быть, и он уже мечтал о том, о чем говорит Максим Горький: «Научатся ли когда-нибудь люди, если уже не понимать, то хоть молча уважать друг друга? Поймут ли они когда-нибудь, что кроме человечества в мире нет ничего интересного и что только человек — мера вещей и творец жизни?»

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]