Педагогическая классика для настоящего и будущего: Мария Монтессори
Цитата
«У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование — оружие мира».
Мария Монтессори
Мария Монтессори (31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка…
Благодаря ее заслугам, портрет Марии Монтессори украшал до введения евро…(Впрочем, это не единственный в мире прецедент печати на деньгах портрета педагога. Подробности здесь) Почему именно это имя привлекло меня для завершения второй части серии «Педагогическая классика для настоящего и будущего»? 1.потому что оно названо среди имен 4х педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке по версии ЮНЕСКО; 2.потому что показалось несправедливым гендерное однообразие серий материалов «Педагогическая классика для настоящего и будущего»; 3.потому что пост Бориса Ярмахова Google + Мария = ? приводит нас к выводу о том, что популярная сеть Google+ основана на приеме Монтессори «Время кругов» и также сообщает, что создатели этой соцсети Сергей Брин и Ларри Пейдж в своем раннем детстве посещали детский сад, работавший по системе Монтессори; 4. потому что есть гипотетическая возможность посетить центр развития в Новосибирске, работающий по системе Монтессори, чтобы увидеть теорию на практике (увы, этот аргумент не был реализован…) Мое первое подробное знакомство с жизнью Марии Монтессори состоялось благодаря фильму из серии BBC: Выдающиеся женщины ХХ столетия. Мария Монтессори Первая женщина-врач в Италии, основательница своей педагогической системы, популяризатор идей воспитания, главной ценностью которой является свобода: вот, пожалуй, самое главное о Марии Монтессори. Детали только оттенят суть: диктаторы у власти (Муссолини, Гитлер) запрещали ее систему, поскольку свобода — это совсем не то, что было им нужно в молодежи и детях; оказавшись во время войны в Индии, смогла убедить Махатма Ганди в полезности своей системы, как результат — самая большая в мире школа The City Montessori School находится именно в этой стране. (47 тыс. учеников!, почти 4 тыс. учителей и персонала школы!) В 2013 году отмечалось столетие школ Монтессори в России. А еще в 1910 г. Дом ребенка Марии Монтессори посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. Кстати, Монтессори в своих трудах ссылается на Толстого. У истоков Монтессори- школ в нашей стране стояла Юлия Ивановна Фаусек(1863-1943), русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования.Ее усилиями монтессорианские садики, открытые в начале ХХ века, пережили Первую мировую войну, революцию и Гражданскую войну, но не пережили идеологический прессинг новой советской власти. В своей книге «Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори» (1914г.) Юлия Ивановна описала свои впечатления от методики Монтессори, которую она наблюдала в Риме. В ее высказывании читается значение этой поездки:
Цитата
«Кто видел Марию Монтессори один раз, тот никогда ее не забудет, и кто слышал ее проникновенные слова, произносимые прекрасным гармоничным голосом, о воспитании маленьких детей, в душе того слова эти будут звучать как завет истинно талантливого человека».
В детском саду Юлии Фаусек Почти 30 лет отдала Ю.И.Фаусек работе по системе Монтессори в России. Познакомиться с ходом занятий. ее наблюдениями, результатами работы можно, например, в ее книге «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори». Возрастающий интерес к системе Монтессори, ее распространение по России привели к тому, что в 1926 г. на заседании научно-педагогической секции Государственного ученого совета, в сообществе маститых педагогов и организаторов образования, решался вопрос о том, возможно ли все дошкольные учреждения СССР построить по системе Монтессори. В итоге полемики была принята резолюция, по сути ставившая крест на сколько-нибудь широком изучении и распространении системы Монтессори, поскольку она по целому ряду параметров (отсутствие коллективного воспитания, связи с жизнью, с общественно полезным трудом) совершенно расходилась с основными постулатами Единой трудовой школы РСФСР, с официальными педагогическими установками и, что, пожалуй, было наиболее нетерпимо, с идеологическими догмами. Поэтому было предписано ограничиться лишь экспериментальной работой в одном-двух детских садах. Эта деятельность до конца 20-х гг. и продолжалась в Ленинграде под руководством все той же неутомимой Ю. И. Фаусек. В 1928 г. система Монтессори в СССР была запрещена окончательно, над ней на долгие 60 лет сомкнулась «трава забвения». Лишь в начале 90-х гг. 20 века педагоги России в поисках путей гуманизации воспитания и образования подрастающих поколений, создания оптимальных условий для их роста на основе свободного развития и самореализации личности опять обратились к наследию М. Монтессори. Немалая заслуга в этом Елены Александровны Хилтунен, монтессори-учительницы, эксперта Ассоциации монтессори-педагогов России, автора книг «Практическая монтессори-педагогика», «Уроки на корточках». Что же привлекало и столько лет привлекает в идеях и методических разработках М. Монтессори? Прежде всего, подлинный гуманизм воспитательной и образовательной систем, обращенность к природе ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма. В рамках, определенных педагогом, ребенок мог выбирать работу, которая нравилась ему и соответствовала его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражнял свои чувства, более того, испытывал удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступал не по чьей-то указке, а по собственному желанию. Другой доминантой системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка, рассчитанной и на сегодняшний день, и на много лет вперед, органически соединяющей в себе и обучение, и воспитание на основе пробуждения и поддержания детской активности. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретал чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждалась любовь к учению и формировались мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности. Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого,становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Важной новацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому». Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее, это определение стратегии и тактики деятельности детей. Уйдя от классно-урочной системы, М. Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Она шутила, что нашла к уже имеющимся двумстам шестидесяти проектам школьных парт двести шестьдесят первый — все их выбросить. В «Доме ребенка» были установлены легкие переносные столики, маленькие стулья и кресла, так что даже трехлетний ребенок мог их легко переставлять в соответствии со своими потребностями. Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу и, лежа или сидя на них, занимались с дидактическим материалом. Подробнее об этомздесь Дидактический материал Монтессори По мнению Монтессори окружение детей должно быть эстетично и элегантно, в домах ребёнка ею используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых. Для того, чтобы малыш обучал, образовывал себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя создать ему необходимые условия «подкидывать «уголек» в топку его ума». Зоны развития ( Монтессори выдяляет 5 зон развития ребенка)
Уменьшено: 73% от [ 700 на 525 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Procitaty.ru — все цитаты в одном месте.
На данной странице вы найдете цитаты Марии Монтессори, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.
Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
***
Если с ребенком честны — он учится справедливости.
***
Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
***
Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
***
Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
***
Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
***
Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
***
Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
***
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
***
Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
***
Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
***
Будьте активны в подготовке среды. Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
***
Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
***
Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно строго останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей.
***
Уважайте ребенка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать.
***
Помогайте тем, кто хочет работать, но пока не может выбрать себе занятие по душе.
***
Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
***
Ребенок, это новое создание, пришедшее в жизнь, только и держит нас в состоянии бодрствования. Он появляется каждое утро, как бы говоря: «Посмотрите, это другая жизнь. Вы можете жить лучше, чем вы живете». Мария Монтессори «Помоги мне это сделать самому»
***
Вся жизнь ребенка это движение к совершенствованию себя, к завершению созидания в себе человека.
***
Идею, что жизнь идет сама собою, и, чтобы изучать ее, разгадывать ее тайны или направлять ее деятельность, необходимо ее наблюдать и понимать, не вмешиваясь, — эту идею, говорю я, очень трудно усвоить и провести на практике.Учительницу слишком долго учили быть единственно активным, свободно действующим лицом в школе; слишком долго ее задача заключалась в том, чтобы подавлять всякую активность в детях. Мария Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики»
***
Все, что сотворено природой, есть результат деятельности. Монтессори М. «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается
***
И во взгляде малыша, который открывает в себе путь к реальности, путь к истине, больше справедливости, чем во взгляде взрослого.