Как вернуть доверие народа к государству?
Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время; но нельзя дурачить все время весь народ. Авраам Линкольн Мы часто задаемся вопросом: что такое власть для народа? В подлинно демократическом обществе она — служанка, подчиняющаяся интересам народа, в авторитарном — госпожа, диктующая народу свою волю. Вопрос этот актуально звучит и сегодня. Россия называется демократической страной, но действующая Конституция РФ предоставила одному лицу, президенту, такие гипертрофированные полномочия, которые граничат с самовластьем, ибо они не уравновешены правами и полномочиями других государственных органов. Наш Основной Закон не создал систему политической ответственности президента перед обществом. В итоге государственная власть оказалась слабой. Это тем более опасно, что Б.Ельциным манипулирует группа промышленно-финансовых олигархов, преследующих свои корыстные цели, а законодательная ветвь власти лишена права парламентского контроля.
Последствия такой системы оказались губительными для нашей страны, ее народа.
Грабительская приватизация привела к практически бесплатной раздаче государственного имущества узкому кругу лиц: это они смогли купить 210 млн. акций Газпрома по бросовой цене — десять рублей за акцию. Они продали Красноярский алюминиевый завод в 300 раз дешевле его стоимости. За бесценок, с молотка шли в разгар приватизации предприятия, рудники, морские порты, шахты.
Результатом бесконтрольной политики верховной власти стал резкий спад производства. С 1990 г. в России не построено ни одного крупного предприятия, а многие производства, прежде процветающие и прибыльные, зачахли на корню. С прилавков почти исчезли отечественные товары, их вытеснили импортные, далеко не всегда лучшие по качеству.
Полный крах потерпела программа конверсии оборонных предприятий. Наиболее «продвинутые» в техническом отношении, выпускавшие продукцию самого высокого стандарта, закрывают цеха, увольняют классных специалистов, квалифицированных рабочих.
Показательна в этом отношении судьба Тушинского машиностроительного завода. Построенный в 1932 г., он был первопроходцем в освоении новейших образцов авиационной техники и технологий, а позже в развитии космического комплекса страны. Здесь строили пассажирские самолеты и истребители, выпускали ракетную технику. С 1976 г. завод стал головным предприятием по производству орбитального корабля «Буран». Сейчас предприятие не загружено. Его продукция — бронежилеты, одноразовые шприцы, контейнеры для транспортировки пищевых продуктов, журнальные столики, фурнитура и прочий ширпотреб.
Другой пример — Зеленоградский научный центр микроэлектроники, созданный для того, чтобы обеспечить разработку и опытное производство интегральных схем на мировом техническом уровне в интересах народного хозяйства и обороны страны. За 30 лет здесь были достигнуты огромные успехи. Даже американцы в начале 80-х годов признавали, что в области перспективной электронной техники разрыв между «западными странами и Советским Союзом сократился с десяти до трех лет».
Настал 1991 г., а с ним — обвал всех рынков сбыта продукции научно-производственного комплекса. НПО преобразовано в концерн без каких бы то ни было рычагов управления. Его перспективы — весьма туманны. Западу все это на руку. Западу нужна Россия, технологически отсталая. Совсем на другие цели, чем техническое перевооружение, улучшение экономического положения России направлены кредиты МВФ. Фонд хочет сохранить в России лишь определенный критический минимум, не приводящий к взрыву ситуации. И цель эта почти достигнута. За последние 10-15 лет возможности страны, прежде всего, экономические и военные, уменьшились в несколько раз, ослаблена ее военная мощь и безопасность, что резко снизило влияние России на мировую политику, вытолкнуло из ряда великих держав. Самым же ощутимым последствием «реформ» стало резкое обнищание народа. Отсюда — и демографическая катастрофа.
С 1993 г. перевес смертности над рождаемостью составляет в России до 1 млн. чел. в год, уровень рождаемости на одну женщину упал до 1,4-1,8, тогда как роковая черта воспроизводства — 2,15. Да что там цифры! Мы почти перестали видеть на улицах, в общественном транспорте беременную русскую женщину или мать с младенцем на руках. У нас 20 умерших новорожденных на 1000 (в развитых странах 8-12).
Наибольшая опасность для нашего Отечества — кризис власти. Сложилась ситуация, при которой общество не доверяет той элите, что последние годы управляет государством, а элита все больше теряет способность управлять.
У России — огромный потенциал — научный, экономический, ресурсный. Она способна прокормиться сама. Нужно лишь правильно распорядиться всем, что страна имеет. А для этого необходима смена политического и социально-экономического курса. Стабилизация экономического положения России может быть достигнута при восстановлении опоры на собственные силы.
Главная проблема российской промышленности — отсутствие развитого внутреннего рынка и отечественного инвестора. Государство в настоящее время не защищает отечественного производителя, не обеспечивает отраслям, которые доказали свою способность конкурировать с Западом на внутреннем рынке (пищевая промышленность, нефтехимия, производство компьютеров, холодильников и т.д.), необходимую протекционистскую защиту.
Вместо развития производства и создания новых технологий на базе импортированных идет экспорт природных ресурсов страны, а они могут обеспечить почти полную самодостаточность России. Разве нормально, что значительная часть экспортной выручки оседает в оффшорных зонах? Ее место в бюджете России занимают кредиты международных финансовых организаций, за которые надо платить проценты, а нашим детям и внукам их возвращать. Поскольку основная часть этих средств идет в недоходные отрасли (например, сотни млн. долл. потрачены на строительство Медицинского центра управления делами Президента, на покупку оборудования и лекарственных препаратов для лечения Б.Ельцина), то можно сделать вывод: о возврате долгов никто и не думает.
У наших кредиторов свои резоны. Опутав Россию внешней задолженностью, Запад стал диктовать ей линию поведения, превратил свои кредиты в важнейший ограничитель ее свободы политического маневра и реализации экономических планов. Эта проблема -уже не одного правительства или президента, а всего народа, так как надо либо возвращать кредиты, либо продаваться в «рабство». Вопрос настолько серьезен, что экономическое и политическое будущее России в ближайшие 10-15 лет будет определяться тем, на каких условиях нам позволят урегулировать вопрос о выплатах внешнего долга.
В этой связи самым актуальным становится вопрос об эффективности государства как главном факторе развития. Повышение его роли — важнейшая стратегическая задача.
Для ее решения необходимы:
совершенствование системы государственного управления; налоговая реформа, превращение налоговой системы из чисто фискального средства выбивания денег в инструмент государственной экономической политики; принятие правительством программы жесткой экономии государственных расходов, особенно административных — их нужно снизить в 10-12 раз; контроль за расходованием иностранных займов, они должны использоваться исключительно на развитие экономики; четко сформулированная промышленная политика, в основе которой — поддержка реального сектора экономики и, в первую очередь, успешно работающих и наукоемких отраслей, финансирование научных исследований развитие высоких технологий, наукоемких производств; снижение издержек и ресурсосбережение, особенно в сфере естественных монополий; создание системы защиты инвестиций в реальном секторе, их страхование, прежде всего, от политических рисков; поддержка малого и среднего предпринимательства; повышение доходности принадлежащего государству имущества — земли, недр, недвижимости, пакетов акций, находящихся в государственной собственности. Все это возможно осуществить при условии заключения социального контракта между избирателями и чиновниками, который обеспечит работу государственной машины. А широкая коалиция государственников — представителей всех политических сил сможет добиться принятия неотложных мер, предотвращающих тотальное разграбление и уничтожение Отечества.
Компромисс, согласие в обществе могут быть достигнуты на основе общенациональных интересов. К ним относятся идеи социальной справедливости, сохранения единого государства, независимой и суверенной России, а также приоритеты экономического развития страны.
Сейчас у многих наших соотечественников апатия, душевная опустошенность, полное равнодушие к государственным делам. Но Россию нельзя спасти без энергичного народного участия и самоуправления на местах. Если будут проведены необходимые преобразования, народ снова поверит в государство и, по словам великого Пушкина, «Отчизны внемлет призыванью».
В.ТЫЩЕНКО, заместитель генерального директора ФГП «Научно-исследовательский институт космического приборостроения», член Центрального Совета ВОПД «Духовное наследие»