Сварливая жена или кто сделал из Сократа философа.
«Ксантиппа издевается над философом Сократом в присутствии Алкивиада», Рейер ван Бломмендаль 1665 г.
«В свое время Сократ мне сказал: «Женись непременно. Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом.» Не знаю, что лучше».
фраза из кинофильма «Тот самый барон Мюнхаузен»
Сократ (470/469 — 399 г. г. до н. э.) знал о чем говорил. Как пишет Диоген Лаэртский (II — III век н. э.) со слов Аристотеля, женат он был дважды.Первый раз на Ксантиппе и во второй раз на Мирто, дочери Аристида Справедливого, которую он взял без приданого (возможно она была его первой женой).
Об Мирто точно не известно была ли она на самом деле, а Ксантиппа вошла в историю, как образец сварливой жены. На пиру, устроенном одним из богатейших в те времена людей Калием по случаю победы Автолика в гимнастическом состязании (422 г. д. н. э.), философ Антисфен (444 — 370 г. г. до н. э.) спрашивает у Сократа:
«—Если таково твоё мнение, Сократ, то как же ты не воспитываешь Ксантиппу, а живёшь с женщиной, сварливее которой ни одной нет на свете, да, думаю, не было и не будет?
— Потому что, — отвечал Сократ, — и люди, желающие стать хорошими наездниками, как я вижу, берут себе лошадей не самых смирных, а горячих: они думают, что если сумеют укрощать таких, то легко справятся со всеми. Вот и я, желая быть в общении с людьми, взял её себе в том убеждении, что если буду переносить её, то мне легко будет иметь дело со всеми людьми.»
Ксенофонт (430 — 356 г. г. до н. э.) «Пир.»
Справедливости ради надо заметить, что судя по всему жить с Сократом бедной женщине тоже было не просто. Однажды он позвал к обеду богатых гостей, и Ксантиппе было стыдно за свой обед.
«Не бойся, — сказал он, — если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет».
Диоген Лаэртский «Жизнь, учения и изречения знаменитых философов».
Теперь на минутку представьте себе, что скажет Вам ваша несомненно милая не сварливая жена, если вы ей так ответите на жалобу, что ей нечем кормить гостей. К тому же судя по всему, Сократ ей неоднократно изменял с юношами. Поэтому была ли Ксантиппа сварлива от природы или такой ее сделала жизнь с Сократом не известно, но по своему она тоже прославилась и вошла в историю. Правды теперь не узнать, есть идеализированный образ философа Сократа на фоне его сварливой жены.
«Сократ, нашедший Алкивиада в доме Аспасии.» Жан-Леон Жером. 1861.
Диоген Лаэртский в книге «Жизнь, учения и изречения знаменитых философов» так описывает отношение Сократа с женой:
Однажды Ксантиппа сперва разругала его, а потом окатила водой. «Так я и говорил, —промолвил он, — у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь».
Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима;
он ответил:
— А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гусиный гогот?
— Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу, — сказал Алкивиад.
— А Ксантиппа рожает мне детей, — отвечал Сократ.
Однажды среди рынка она стала рвать на нем плащ; друзья советовали ему защищаться кулаками, но он ответил: «Зачем? чтобы мы лупили друг друга, а вы покрикивали: «Так ее, Сократ! так его, Ксантиппа!»
Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он ответил: «Делай, что хочешь, — все равно раскаешься».
Как говаривал герой фильма «Поднятая целина» по роману Михаила Шолохова дед Щукарь:
«Была у меня со старухой жестокая любовь»
«История не терпит сослагательного наклонения» (Карл Хампе, Иосиф Сталин), поэтому не будем фантазировать стал бы Сократ философом, будучи счастлив в браке. Надо заметить, что женатых людей много, а философов значительно меньше. Наверное большинство людей все таки счастливо в браке.
Вам может понравиться «В каком возрасте уходили на покой соратники Александра Македонского» и «Космоопера античности». Пишите отзывы, если понравилось ставьте лайки.
Как Сократ взял в жены девушку на 40 лет младше и что из этого вышло
«В свое время Сократ мне сказал: «Женись непременно. Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом». Не знаю, что лучше».
(с) фильм «Тот самый Мюнхгаузен»
Сократ знал, о чём говорил — считается, что его жена Ксантиппа вынуждала своего знаменитого мужа искать не семейного уюта, а компании друзей и учеников. Общепринятая версия истории их брака следующая. Сократ однажды ходил по рынку Афин, и его внимание привлекла бойкая торговка горшками. Она была молода и красива, Сократ стал с ней заигрывать, за что тут же получил пощёчину. Впечатлённый, он предложил ей выйти за него замуж.
Античные Афины. Современная иллюстрация
После очередной войны в городе свободных мужчин было мало, так что предложение выглядело заманчивым. Тем более, что Сократ водил дружбу с самыми разными людьми, в том числе богатыми и влиятельными, вроде его юного ученика Алкивиада. Известные софисты и учителя философии в античности брали со своих учеников высокую плату. Выйдя замуж за Сократа, Ксантиппа могла считать своё будущее обеспеченным.
Статуя Сократа работы современного скульптора
Но вскоре выяснилось, что Сократа деньги и прочие житейские блага совершенно не интересуют. А вот Ксантиппу они очень даже интересовали. Она не упускала случая пойти на очередной городской праздник в красивом наряде, пеняя мужу, если тот не мог ей этот наряд купить. Его учеников она терпеть не могла, считая, что Сократ даром тратит на них своё драгоценное время. Когда Алкивиад, зная, что Сократ принципиально не возьмёт с него деньги за свои беседы, прислал его семье корзину с пирогами, взбешенная Ксантиппа вывалила эти пироги в грязь и топтала их ногами.
«Сократ и Ксантиппа». Лука Пенни, 1550 г.
Ксантиппа не упускала случая унизить супруга не только приватно, но и публично. Муж обычно никак не реагировал на её выходки, что выводило её из себя. Однажды, возмущённая тем, что Сократ оставил её ругань безответной, она прямо на улице вылила на него ведро воды. Сократ невозмутимо сказал: «Сперва гром, а теперь и дождь». Друзья философа удивлялись его терпению, на что он отвечал, что научившись переносить Ксантиппу, чувствует себя легко и непринуждённо с другими людьми.
Прощание Сократа с женой и детьми. Современная театральная постановка
Ксантиппу тоже можно было понять — она родила Сократу троих детей, а он никогда даже не задумывался о семейном бюджете и способах его пополнения. Всё же она по-своему любила его, и когда Сократу был вынесен судом смертный приговор, пришла к нему в камеру смертников, горько сетуя, что супруга казнят незаслуженно. На что Сократ, как всегда невозмутимо, осведомился — неужели она бы хотела, чтобы его казнили за реальное преступление?
Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа», 1511 г.
Так ли всё было в реальности? Увы, достоверных сведений о семейной жизни Сократа нет. Неизвестно даже, сколько раз он был женат. Есть сведения, что кроме Ксантиппы его женой была Мирто, родственница политика и полководца Аристида. Последняя из вышеприведённых баек, об ответе Сократа касательно несправедливого приговора, результат обычной путаницы — согласно Ксенофонту, эту реплику философ сказал не Ксантиппе, а своему ученику Аполлодору.
Примерно так могла выглядеть Ксантиппа
Прочие занятные случаи из семейной жизни Сократа и Ксантиппы были придуманы в последующие века, разными людьми. Сама легенда о сварливой жене философа возникла из текста того же Ксенофонта «Пир». Но ни один из остальных учеников Сократа, включая Платона, о Ксантиппе ничего подобного не писал. Что неудивительно, ведь афинские женщины не присутствовали на симпосиях (дружеских посиделках с вином и угощениями) и в разговорах мужчин участия не принимали.
Ксенофонт. Бюст IV в. до н.э.
Неужели ужасное отношение Ксантиппы к своему мужу является выдумкой Ксенофонта? Вполне возможно. Надо сказать, что про остальных друзей и учеников он отзывался не лучше. К примеру, в «Пире» одним из собеседников Сократа является богач Каллий. В «Греческой истории» Ксенофонт пишет про Каллия, что «этот человек испытывал не меньше удовольствия, хваля себя, чем когда его хвалили другие».
«Смерть Сократа». Жак Филипп Жозеф де Сен-Кантен, 1762 г.
В «Пире» ещё один собеседник Сократа по имени Никерат, гордится тем, что знает наизусть «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. На это Сократ отвечает, что эти произведения знают наизусть любой из рапсодов — «самый глупый род людей». При этом он указывает, что одно дело знать произведение наизусть, а другое — проникнуть в его сокровенный смысл, а этого Никерату не удалось. Вообще в «Пире» немало примеров хвастовства собеседников философа, которое тот последовательно разоблачает. Создаётся впечатление, что главной задачей Ксенофонта было показать, с какими ничтожными людьми (включая Ксантиппу) приходилось иметь дело мудрецу Сократу.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш
канал на ютубе. Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, ставнашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев
Источник:Перейти
Коллекция афоризмов, авторы: Сократ — Сомалийская пословиц
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом.
Брак, если уж говорить правду, зло, но зло необходимое.
Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»
Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.
Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько он имеет друзей, — настолько они не в цене.
Женишься ты или нет — все равно раскаешься.
Сократа спросили совета: жениться или не жениться ? Сократ ответил : все равно раскаешься…
Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.
Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
Я знаю, что я ничего не знаю.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?
Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, — это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Люди, от природы немощны телесно, благодаря упражнениям становятся крепче силачей.
…Мощь есть нечто прекрасное, а немощь — безобразное.
Женись несмотря ни на что: если попадется хорошая жена — будешь исключением, а если плохая — станешь философом.
Окрыленная душа дарит человеку высшее состояние, делает его обожествленным.
Любовь к душе выше гораздо любви к телу.
Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.
Современные дети — тираны. Они спорят с родителями, пожирают их еду и тиранят своих учителей.
В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество. Симон Соловейчик
Мысль — путь от вопроса к ответу. В.С. Соловьев
Даже искренне верующий славянофил все-таки остается внутренне чужд и непричастен народной вере. Он верит в народ и в его веру; но ведь народ верит не в самого себя и не в свою веру.
Славянофилы поклонялись русскому народу не потому, чтоб он действительно был воплощением христианского идеала, а напротив, они старались представить его себе и другим в таком идеальном свете потому, что уже поклонялись ему, каков бы он ни оказался: он был для них не по хорошему мил, а по милу хорош.
Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей.
Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным.
Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
У нас (как кто-то заметил) честные люди встречаются реже, чем святые.
Человек мог бы быть определен как животное стыдящееся.
Вся прелесть детей для нас, особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас. Царь Соломон
От множества мечтаний много тщетных слов.
Дающий нищему не обеднеет.
Мудрые молчат, поэтому глупые могут сойти за мудрых, если будут молчать.
Сделал Бог человека прямым. Люди же ищут многих ухищрений.
У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином… И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет.
Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина.
Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.
Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее.
…И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Венец стариков — сыновья сыновей. Солон
Прежде чем повелевать, научись повиноваться.
Во всем нужна мера.
Молчание скрепляет речь, а своевременность скрепляет молчание.
Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти.
Я любовников счастливых Узнаю по их глазам: В них сияет пламень томный — Наслаждений знак нескромный.
Опьянение есть истинное безумие, оно нас лишает наших способностей.
Богам — почет, родителям — честь.
Родители всегда правы. Владимир Солоухин
Один факт — случайность. Два — преднамеренность. Три — тенденция. Гаррисон Солсбери
В России историю следует издавать в виде блокнота, в котором легко изъять любую страницу и заменить ее новой. Иоанн Солсберийский
Нет ничего нелепее, чем публично выставить себя на посмешище, с завидным упорством предаваясь занятию, в котором ничего не смыслишь; это все равно, что пытаться шутить на языке, которого совсем не знаешь. Эдгар Солтус
Мужчины раздражаются, когда их понимают неправильно, а когда их понимают правильно — приходят в ярость. Сомалийская пословица
Если уйдешь оттуда, где тебя любят, придешь туда, где тебя ненавидят.