Цитаты из «Материнской школы, или о заботливом юношестве в первые шесть лет» Я.А. Коменского, написанной в XVII веке


Цитаты Коменского

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат чешского педагога и мыслителя Яна Амоса Коменского (1592 — 1670).

Он является ни много ни мало — основоположником научной педагогики и изобретателем классно-урочной системы.

Цитаты сведены по темам: обучение, школа, образование, родители и дети, организация учебного процесса, человек, воспитание, ум, учителя, нравственность, юность, психика, книги и чтение, порядок, добрые советы, жизненная этика, время, невежество, мудрость, пример.

Об обучении

Всему, что должно знать, нужно обучать.

Всё, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся как вещь действительно существующую и приносящую определённую пользу.

Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.

Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, т.е. путём изучения причинных связей.

Всё, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.

Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.

Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чём-либо одном.

На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчётливым.

За поведение нужно наказывать строже, чем за учение.

Куда не влекут способности, туда не толкай.

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

До сих пор школы не приучают учеников, подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней; скорее они приучают их привешивать к себе сорванные на стороне ветки… А между тем основательное учение человека есть дерево с собственными корнями, которое питается собственными соками, и поэтому всегда живёт, зеленеет, цветёт и приносит плоды.

Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято. И также ничего нельзя требовать от памяти ребёнка, кроме того, что, судя по несомненным признакам, он усвоил.

Нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни, и даже более, в будущей. Ибо, по указанию Иеронима, на земле нужно изучать то, изучение чего имело бы значение и для небесной жизни.

Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания подобно тому, как из почек деревьев вырастают листья, цветы, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастает целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами.

Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в деятельности, то нужно научить и детей не бояться человеческого лица и переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми, или мизантропами, тунеядцами, бесполезным бременем земли.

Ничему не следует учить, опираясь только на один авторитет; но всему учить при помощи доказательств, основанных на внешних чувствах и разуме.

Подкреплять всё основаниями разума — это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также и показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь — это значит познавать вещь в причинной связи.

О школе

Школа без дисциплины, что мельница без воды.

Важно, чтобы во всяком благоустроенном человеческом общежитии (будь то столица, город и деревня) была устроена школа как учебное заведение для совместного воспитания юношества.

Так как от детского возраста и воспитания зависит вся последующая жизнь, то цель не будет достигнута, если души всех не будут подготовлены заранее ко всему, что предстоит в жизни.

Поэтому как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев – сады, так для юношества – школы.

Итак, во имя Всевышнего, попытаемся установить такое устройство школ, которое бы в точности соответствовало чрезвычайно искусно устроенным и изящно украшенным различными приспособлениями часам.

В школы следует отдавать не только богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях.

Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее и всего ревностнее — наилучшее.

Кстати, цитаты про школу

Об образовании

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

Образование человека нужно начинать в весну жизни, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность — лето, возмужалый возраст — осень и старость — зиму.

Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо – человек – приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения о вещах или даже заучивать и воспроизводить их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание и употребление их. Нужно также стремиться к основательному усвоению нравственности и благочестия.

Это образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости или какого-либо принуждения. Как организм растет и крепнет, если только его разумно питать, дать ему тепло и упражнения, так, говорю я, разумно доставляемые душе питание, тепло, упражнения должны сами собой переходить в мудрость, добродетель, благочестие.

Кстати, цитаты про образование

О родителях и детях

Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье.

Детям следует заниматься только тем, что соответствует их возрасту и способностям, а также тем, к чему они сами стремятся.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях.

Пока дети ещё учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезным научить их также молчать.

Кстати, цитаты про родителей и цитаты о детях

Об организации учебного процесса

Утренние часы для занятий — наиболее удобны (так как опять утро соответствует весне, полдень — лету, вечер — осени, а ночь — зиме).

Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

Итак, пусть в школах будет установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.

Время должно быть распределено с величайшей точностью так, чтобы на каждый год, месяц, день, час приходилась своя особая работа.

Никому, ни под каким предлогом не следует позволять пропускать занятия и уклоняться от уроков.

О человеке

Весьма удачно поэтому кто-то определил человека как существо, способное к обучению, так как никто не может стать человеком, если его не обучать.

Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым.

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.

Воистину мы слепы, если мы не признаем, что корни всякой гармонии заключаются в нас.

Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?

Кстати, цитаты о человеке

О воспитании

Так как мы воспитываем людей, а не попугаев, то они должны быть постоянно руководимы ясным светом ума.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Сущность сказанного сводится к следующему высказыванию Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими, – это в нашей власти». Да, в нашей власти, говорит он. Так садовник из любого живого корня выращивает дерево, применяя в необходимых случаях именно свое искусство посадки.

Об уме

Нет ничего в нашем разуме того, чего бы прежде не было в ощущениях.

Аристотель сравнил человеческую душу с чистой доской, на которой еще не было ничего написано, но на которой, однако, можно было бы написать все… Разница в том, что на доске линии можно проводить лишь до пределов ее краев, между тем как для письма и чертежа в уме ты никакой границы не найдешь, потому что ум безграничен.

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей.

Об учителях

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Поскольку родители очень редко обладают надлежащей способностью обучать своих детей и редко имеют для этого достаточно досуга, то отсюда следует, что должны быть люди, которые бы по своей профессии занимались одним этим делом и чтобы таким образом обслуживались нужды всей общины.

Если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.

Кстати, цитаты про учителей

О нравственности

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.

Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Нет на земле никакого более действительного пути для исправления человеческой испорченности, чем правильное воспитание юношества.

О юности

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить.

Чтобы человек мог стать образованным человеком, Бог даровал ему годы юности, чтобы он, будучи непригодным для других занятий, проявил бы прилежание только для образования.

О психике

Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

Подобным образом в душевных движениях главным движущим колесом является воля; рычаги, приводящие ее в движение, – это желания и страсти, которые склоняют волю в ту или другую сторону. Рычагом, открывающим движение и замыкающим его, является разум, который взвешивает и определяет, чего, где, в какой мере нужно желать или чего избегать.

О книгах и чтении

Книги — это инструмент насаждения мудрости.

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

Кстати, цитаты о книгах

О порядке

Порядок – душа вещей.

Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.

Добрые советы

Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

О жизненной этике

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

Ничто притворное не может быть продолжительным.

Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.

О времени

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Кстати, цитаты о времени

О невежестве

Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

Что такое красивый невежда как не разукрашенный перьями попугай?

О мудрости

Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости.

Кстати, цитаты о мудрости

О примере

Без примера ничему не выучишься.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

О разном

Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

Войны необходимо отвергать как нечто звериное, ибо людям подобает гуманность. Не войны, а мир ставьте себе целью своей жизни!

По приведенным цитатам Коменского создается впечатление, что он продвигал как идею разумного порядка (школа как часы), так и идею осмысленности и полезности обучения.

Взглянув на нашу современную школу, создается впечатление, что идея порядка как более простая в целом реализована, а вот с осмысленностью и полезностью обучения сохраняются проблемы: немалая часть передаваемых знаний носит достаточно абстрактный и оторванный от практических нужд характер.

Цитаты про Коменского

  • А. Вейсман: По идее Коменского, прежде всего, следовало собрать с величайшей тщательностью и верностью все, относящееся до естественной истории или, как мы бы теперь сказали, до естествознания, потому что в познании природы Коменский, прежде всего, видел основу нашего знания и тот фундамент, на котором можно было бы построить истинную пансофию.
  • В. Ермилов: В этих золотых словах [Великая дидактика] выражено множество великих и светлых задач воспитания — задач, которые еще не выполнены до сих пор. Всех всему! Эти два слова обозначают две святые, но — увы! — до сих пор еще не осуществленные истины: 1) блага образования должны быть достоянием каждого человека; 2) каждый человек должен получить полное, законченное образование, приготовляющее его ко всякому пути жизни.
  • А. Пискунов: Можно утверждать, что Коменский, по меньшей мере, на 200 с лишним лет опередил свое время, и не случайно теоретическая сторона его педагогической системы, как и его социальная концепция в целом, привлекала особое внимание с конца XIX столетия, а особенно в середине XX в.

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

  • цитаты Руссо
  • цитаты Ушинского
  • цитаты Толстого
  • цитаты Макаренко
  • цитаты Декарта
  • цитаты Сухомлинского

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Великая дидактика

«Дидактика» 1632 г. была написана на чешском языке. Сразу же после её публикации автор занялся дополнением и переводом труда на латынь (язык науки того времени). 4-томная «Великая дидактика» выходила в период с 1633 по 1638 г. и сегодня считается не только одним из величайших произведений Я. Коменского, но и педагогики в целом. В ней он изложил своё представление о целях образования и представил комплексный взгляд на теорию обучения.

Задачи, стоящие перед собой, автор описал во вступлении: «Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию». Согласно Коменскому, это нужно не только для процветания личности, но и для блага государства. Здесь имеется контекст – в результате Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) Чехия потеряла независимость, и задача сохранения национальной аутентичности в среде интеллигенции воспринималась очень остро. Отсюда и желание поставить на службу этой цели образование.

Ещё одним важным моментом общей характеристики «Великой дидактики» является то, что автор, вопреки средневековой традиции, видит в образовании не сатанинский, а божий замысел. Он считает, что если человек рождается способным к познанию, то это позволяет говорить о его божественности. Для священника, пусть и протестантского, это было очень смелым утверждением.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]