Солнце русской поэзии
Солнце русской поэзии Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» — приложении к газете «Русский инвалид». Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским (1804—1869), состояло из нескольких строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце-будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни». Этот некролог разгневал министра народного просвещения С. С. Уварова. Редактор «Литературных прибавлений» журналист А. А. Краевскпй был вызван к председателю Цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: «К чему эта публикация о Пушкине. Но чго за выражения! «Солнце поэзии!» Помилуйте, за что такая честь. » (Русская старина. 1880. № 7). Возможно, что выражение «солнце нашей поэзии закатилось» было навеяно В. Ф. Одоевскому другим, весьма схожим, из «Истории государства Российского» (т. 4, гл. 2) Н. М. Карамзина. Там историк повествует, как на Руси восприняли весть о смерти Александра Невского в 1263 г. Митрополит Киевский Кирилл, «сведав о кончине великого князя. в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось». Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время». Для самого же Карамзина первоисточником послужил памятник русской литературы второй пол. XVI в. «Степенная книга», в котором впервые на Руси была сделана попытка собрать воедино исторические сведения, содержащиеся в разных русских летописях. Фраза из «Степенной книги» звучит так: «Уже заиде солнце земьля Русьмя».
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Солнце русской поэзии» в других словарях:
солнце нашей поэзии — сущ., кол во синонимов: 3 • гений русской литературы (3) • наше все (6) • пушкин … Словарь синонимов
СОЛНЦЕ — небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света. Народные представления о Солнце и свете испытывали влияние церковно книжной традиции. В древнерусском языческом пантеоне солнечную природу имели Хорс, Дажъбог и Сварог,… … Русская история
Солнце в мифологии этнографии литературе — в религиозных сказаниях и в поэзии древних народов имело важное значение; в современных народных поверьях, обрядах и сказках еще обнаруживается древний культ Солнца. Земледельческие народы обоготворяли С. и представляли его в антропоморфических… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Солнце, в мифологии, этнографии, литературе — в религиозных сказаниях и в поэзии древних народов имело важное значение; в современных народных поверьях, обрядах и сказках еще обнаруживается древний культ Солнца. Земледельческие народы обоготворяли С. и представляли его в антропоморфических… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Будем как солнце. Книга символов — Будем как солнце. Книга символов … Википедия
гений русской литературы — сущ., кол во синонимов: 3 • наше все (6) • пушкин (13) • солнце нашей поэзии (3) … Словарь синонимов
Богатыри и витязи русской земли — Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881 1898. Богатыри и витязи художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными… … Википедия
Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия
пушкин — кукушкин, неизвестно кто, бог его знает, солнце нашей поэзии, гений русской литературы, ас пушкин, наше всё; Царское Село Словарь русских синонимов. Пушкин Солнце русской поэзии Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов
Дышаленкова, Римма Андрияновна — Римма Дышаленкова фото 2006 г. Имя при рождении: Римма Андрия … Википедия
Источник
Солнце русской поэзии.
Образное определение значения великого русского поэта А. С. Пушкина. Выражение это — из краткого извещения о смерти поэта, напечатанного 30 января 1837 г. в № 5 «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду»: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни». Автором этого извещения считался журналист А. А. Краевский, редактор «Литературных прибавлений». Однако из письма С. Н. Карамзиной к брату, опубликованного в 1956 г., видно, что в действительности автором этого извещения является В. Ф. Одоевский (1804—1869) (И. Андроников, Тагильская находка, «Новый мир, 1956, № 1). Это краткое извещение вызвало гнев министра народного просвещения С. С. Уварова. Краевский был вызван к председателю цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что за выражения! «Солнце поэзии!» Помилуйте, за что такая честь?..» («Русская старина», 1880, № 7, с. 536—537.) Выражение, испугавшее сановников николаевской России, прочно удержалось в нашей речи. Интересно отметить, что сходное по мысли выражение приведено Н. М. Карамзиным в «Истории государства Российского» (т. IV, гл. 2). Когда в 1263 г. умер Александр Невский, митрополит киевский Кирилл, «сведав о кончине великого князя… в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось». Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время». Источником Карамзина была «Степенная книга», памятник второй половины XVI в., первый опыт сводки исторических сведений, сообщаемых летописями и хронографами. В «Степенной книге» эта фраза читается так: «Уже заиде солнце земьля Руськiя» (Степенная книга, восьмая степень. Поли, собр. русских летописей, СПб. 1908, т. XXI, 1, с. 293).
Родоначальник нашей литературы, солнце русской поэзии, бессмертный Пушкин мечтал об издании такой газеты, в которой он мог бы говорить с народом («День большевистской печати», «Лит. газ.», 4 мая 1949 г.).
Пушкин — любимейший писатель современности. Весь прогрессивный мир вместе с нами отмечает сегодня 160 лет с того дня, когда взошло «солнце русской поэзии» (О. Песков, Края Москвы, края родные… «Веч. Москва», 6 июня 1959 г.).
предыдущая страница
к списку словв начало словаря | следующая страница |
Солнце русской поэзии и Наше всё. Контексты
В русском языке есть как минимум два устойчивых словосочетания, рожденные еще в девятнадцатом веке и ярко свидетельствующие о том месте, которое определил Пушкину народ устами своих лучших людей.
Одно из этих словосочетаний – Солнце русской поэзии – появилось в обстоятельствах трагических, на следующий день после смерти Поэта, в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду («Русский инвалид» издававшаяся в те времена с Санкт-Петербурге официальная газета Военного министерства).
Контекст, в котором возникло это выражение являл собой, в некотором смысле, извещение о смерти. Вот как оно выглядело, это извещение: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 ч. 45 м пополудни».
Извещение не было подписано, его автором традиционно считался сам редактор «Литературных прибавлений» Андрей Александрович Краевский. Извещение вызвало гнев министра народного просвещения С. С. Уварова. Краевский был вызван к председателю Петербургского цензурного комитета, который довёл до него недовольство министра: «К чему эта публикация о Пушкине. Но что за выражения! „Солнце поэзии!“ Помилуйте, за что такая честь. »
Разработка урока «Солнце русской поэзии.» план-конспект урока (5 класс) по теме
«Солнце русской поэзии». Пушкин и его влияние на развитие русской культуры
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Цель урока: познакомить учащихся с пушкинианой, показать, что творчество Пушкина вдохновляло поэтов, музыкантов и художников
Оборудование:
- выставка книг А.С. Пушкина и о Пушкине,
- картины различных художников с изображением поэта,
- диски с записью романсов на стихи А.С. Пушкина,
- музыка к произведениям Пушкина,
- иллюстрации к произведениям поэта.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленье убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
А.С. Пушкин “Памятник”.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о том влиянии, какое оказало творчество А.С.Пушкина на русскую культуру. Поэт дал толчок развитию литературы о нем самом, художники и композиторы почитали за честь создавать произведения на его сюжеты, современники считали долгом оставить свои воспоминания. И сейчас существует настоящая Пушкиниана, и поэтическая, и музыкальная. На нашем уроке мы познакомимся с небольшой частью этих произведений. Но вначале поговорим о том, когда и как появилось это образное определение великого русского поэта- Солнце русской поэзии.
Ученик. Впервые это выражение появилось в кратком извещении о смерти поэта, напечатанном 30 января 1837 г. в №5 “Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”: “Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость! Наша народная слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 часа 45 м. пополудни”.
Автором этого извещения считался журналист А.А. Краевский, редактор “Литературных прибавлений”, однако позднее было найдено письмо С.Н. Карамзиной к брату, из которого ясно, что автором этого извещения был В.Ф. Одоевский. Это краткое извещение вызвало гнев министра народного просвещения С.С. Уварова. Краевский был вызван к председателю цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: “К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что это за выражения! “Солнце поэзии!” Помилуйте, за что такая честь?..” Выражение, испугавшее сановников николаевской России, прочно вошло в нашу речь.\Интересно отметить, что сходное по мысли выражение приведено Н.М. Карамзиным в “Истории государства Российского” ( т. 4 гл. 2). Когда в 1263г. умер Александр Невский, митрополит киевский Кирилл, “сведав о кончине великого князя… в собрании духовенства воскликнул: “Солнце отечества закатилось”. Вот что я узнал из словаря Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной “Крылатые слова”.
Ученица. Я хочу немного добавить. Я впервые услышала это образное выражение в 5классе. Оно меня очень удивило: как это человека сравнивают с солнцем? Но, став старше, я поняла, насколько это верно и точно. Как солнце, поэзия Пушкина сияет над нами в своей недостижимости, её тёплые лучи согревают нас, всегда помним отдельные строки. Зимой, глянув в окно и увидев прекрасное утро, обязательно вспомним: “Мороз и солнце! День чудесный!” Войдя в осенний лес, непременно скажем: “Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса”. Как и солнце, поэзия Пушкина не стареет. И ещё одно я прочитала: оказывается, что в одно время с Пушкиным жили и создавали свои произведения и другие русские поэты. Мне, казалось, что был только Пушкин. Вот я и подумала: “Как солнце, днем затмевает звёзды, так и талант и гений А.С. Пушкина затмил собой всех остальных поэтов, которые получили скромное имя: Поэты пушкинской поры.
2 .Работа по теме урока.
Учитель. Вот какой интересный материал нашли и сообщили нам Алёша и Лена. А теперь перейдём к следующей части нашего урока. Посмотрите на стенды, и вы увидите множество репродукций разных художников. Но дадим слово искусствоведческой группе и послушаем, что же удалось узнать ребятам этой группы.
Ученица. Так как материала оказалось очень много, мы решили разделиться на три группы: первая — расскажет о портретах Пушкина, написанных разными художниками в разное время, вторая – о памятниках поэту, установленных в разных уголках мира, а третья – об уникальной коллекции художественной миниатюры – экслибрисе.
Я начну первой. Для нашей мини-выставки я отобрала несколько репродукций с картин русских художников. Первая из них “Пушкин на лицейском экзамене” И.Е. Репина, написанная в 1911 году. Здесь изображен хорошо известный эпизод из жизни юного поэта-лицеиста. 8 января 1815 года. На экзамен в Лицей приехал старейший и самый прославленный поэт того времени Гавриил Романович Державин. Не отрываясь, смотрит он курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочинённые им на торжественный случай стихи.
Слёзы восторга текут по морщинистым щекам, лицо озарено отблеском внезапно вернувшейся молодости. Давайте и мы послушаем то, что так взволновало Державина (звучит отрывок из стихотворения Пушкина “Воспоминания в Царском Селе”).
Картина художника Н.Н. Ге “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском” написана в 1893 году.
Это новый этап в жизни Александра Сергеевича. Одиночество опального поэта скрашивает только старушка-няня. Неожиданно приезжает лучший друг И.И.Пущин. Именно об этой встрече в 1825 году будут написаны строки:
И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: ……………………………………………….. ………………Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил.
Пущин привёз в подарок Пушкину комедию “Горе от ума” А.С. Грибоедова. Момент чтения до этого вовсе незнакомой поэту комедии и изобразил художник Ге. А позднее, в 1828году, в Чите, из рук А.Г. Муравьёвой Пущин получит листок бумаги, на котором было написано:
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней.
Это стихотворение было для Пущина огромной поддержкой, голос Пушкина отозвался в душе Пущина глубокой живительной благодарностью.
Следующая репродукция – это прижизненный портрет А.С. Пушкина, написанный в 1827 году В.А. Тропининым. Таким представляем мы поэта, потому что именно этот портрет чаще других публикуется. Взгляд поэта направлен в сторону, глубокая мысль скользит по лицу, еще мгновенье… и “пальцы просятся к перу, перо к бумаге” — новый поэтический шедевр явится миру.
Обратите внимание на шейный платок. Со времени Пушкина он стал признаком романтического стиля в одежде и отличительной чертой творческих людей. Привлекает наше внимание рука поэта с перстнем на пальце. Это подарок графини Е. Воронцовой, с ним Пушкин не расставался никогда, считал своим талисманом и посвятил замечательное стихотворение “Талисман” (звучит стихотворение “Талисман”).
Теперь посмотрим на следующую репродукцию с картины Н.П. Ульянова “А.С. Пушкин с женой на придворном балу”, написанную в 1936 году. Поэт проживает самое лучшее и самое трудное время своей жизни: он любит свою красавицу – жену и одновременно является объектом интриг и сплетен. Художник интересно построил изображение на картине: реально присутствуют только два человека, но в зеркальном отражении мы видим целую группу лиц, стоящих на парадной лестнице. Наталья Николаевна прихорашивается перед балом, смотрится в зеркало, а мы любуемся дивной красотой этой женщины, и на ум приходят строки, посвящённые ей:
Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Лицо Натальи Николаевны спокойно и безмятежно: она в предчувствии веселья и успеха.
Пушкин изображён в непривычном для нас виде: он в мундире. Только так следовало являться на придворный бал. Поэт резко оглянулся. Пронзительным взглядом он окидывает кого-то из своих недоброжелателей. Стоящие на лестнице знатные особы бесцеремонно рассматривают чету Пушкиных.
И последняя репродукция. Художник А.А. Наумов “Дуэль Пушкина с Дантесом”,1885 год. Данзас и д. Аширак подняли с земли раненого поэта. Ямщик подаёт сани ближе к месту дуэли, чтобы уложить в них Александра Сергеевича. На окровавленном снегу валяются жерди разобранного забора, который мешал саням, дуэльный пистолет, одежда поэта. С укором и ненавистью глядят секунданты Пушкина вслед Дантесу. Понимает ли тот, что сейчас произошло? Осознаёт ли до конца, на Что он поднял руку? Трудно сказать наверняка. Но из дальнейшей жизни Дантеса известно, что забыть это ему не удастся никогда.
А для Пушкина время начало отсчитывать последние дни и часы жизни, чтобы после этого начать отсчёт векам бессмертия.
Ученик. Я расскажу о памятниках А.С. Пушкину, и покажу несколько иллюстраций.
Уже в первые годы после трагической гибели поэта передовая общественность России начала тернистый путь ходатайств перед властями об увековечении средствами монументального искусства имени и дел Пушкина. И только в ноябре 1860 года царь Александр 1 разрешил всенародную подписку. Казна же не расщедрилась ни на одну копейку. Сановный Петербург не нашёл места для памятника Пушкину – лучшие площади были заняты венценосными особами.
Было решено поставить памятник в Москве, на родине поэта. После трёх конкурсов победу одержал скульптор А.М. Опекушин, сын крепостного и сам бывший крепостной из Ярославской губернии.
И 6 июня 1880 года народ и видные деятели русской словесности собрались на открытие памятника Пушкину и прочитали изувеченные цензурой и заменённые подлинными пушкинскими словами лишь в 1937 году:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа.
Бронзовая фигура на Тверском бульваре была первой в мире. Посмотрите на иллюстрацию. Задумавшийся поэт сделал шаг и, кажется, ещё мгновение и он сойдёт с пьедестала. Сейчас это любимое место москвичей, где назначаются свидания. А в день рождения поэта здесь всегда многолюдно, звучат стихи, новое поколение постигает Пушкина.
В советское время фамилия поэта была внесена в список лиц, чьё имя должно быть увековечено в первую очередь. Первые советские памятники выполнялись, как правило, в гипсе, глине, цементе и существовали совсем недолго. Потребовалось немало времени, чтобы их заменили памятники из чугуна, мрамора, гранита, бронзы.
В 1937 году, в год 100 годовщины смерти поэта, в нескольких городах и сёлах были отмечены места, связанные с жизнью поэта. Появился обелиск у Чёрной речки в Ленинграде на месте дуэли, бюст в селе Каменка на Украине в усадьбе Давыдова, где поэт встречался с декабристами.
В том же году в Армении на перевале, где Пушкин встретил крестьянскую повозку с гробом А.С. Грибоедова, убитого в Тегеране, был сооружён мемориальный родник, увековечивший трагически знаменательную встречу двух великих поэтов в 1829 году. Подобный родник – их с давних пор сооружает армянский народ – открыт в 1977 году в Ленинокане. На памятнике, установленном в Одессе, скромная надпись: “От жителей Одессы”.
В1937 году был установлен бюст Пушкина в КНР г. Шанхае. К сожалению, он был уничтожен в годы культурной революции. Есть бюст поэта в Веймаре (Германия) – городе Гёте и Шиллера.
В 1970 году в дар Нью-Йорку был преподнесён бюст Пушкина, выполненный украинскими скульпторами Ковалёвым и Бородаем. Как живой, стоит поэт на одной из площадей столицы Румынии Бухаресте.
Имеется памятник Пушкину и на воронежской земле: в 1947 году жители Россоши водрузили гипсовый бюст на высокий постамент на улице Карла Либкнехта. А к 200-летию поэта у нас в Нововоронеже был установлен памятный знак – Ротонда, напоминающая нам, что по нашей земле поэт проезжал по пути на юг. Здесь проходила дорога к переправе через Дон.
Проходят годы. Вырастают новые памятники поэту, что свидетельствует о неувядающей любви к великому к А.С. Пушкину.
Учитель. Спасибо, ребята. Я хочу немного добавить. В этом году я была в Одессе и с удивление и радостью обнаружила, что в городе появился новый памятник Пушкину. Он стоит прямо на тротуаре напротив дома, где жил поэт. Кажется, что Александр Сергеевич вышел из дому и на секунду остановился, раздумывая, в какую сторону идти. Посмотрите на фото, которое у меня есть. Фигура Пушкина в полный рост, на голове — цилиндр, одет в сюртук. Поэта можно взять под руку, что я и сделала, и теперь, как и гоголевский Хлестаков, могу сказать, что я с Пушкиным на дружеской ноге.
Теперь послушаем рассказ о выставке экслибрисов.
Ученица. Сначала я скажу, что такое экслибрис. В Словаре иностранных слов сказано следующее:
“Книжный знак (художественно исполненный ярлычок, виньетка с именем владельца книги или символическим рисунком), наклеиваемый на внутренней стороне переплёта или обложки”.
Эта выставка проходила в московском Центре образования и называлась “Пушкин в экслибрисе”.
Составитель выставки — автор книги с таким же названием Е.П. Жарницкий.
Пушкинская тема в экслибрисе сравнительно молода. Первый посвящённый поэту книжный знак выполнен был в 80-х годах парижским гравёром Е. Пески по рисунку И.О. Микишина для библиотеки писателя-пушкиниста А.Ю. Онегина. На нём изображена Татьяна, выводящая на заиндевелом окне инициалы… Онегина, только не “заветный вензель Е и. О ”, а инициалы владельца книги. Мы взяли несколько экслибрисов из журнала “Народное образование” №5, 2004г. сегодня показываем вам.
Вот Арина Родионовна слушает стихи своего питомца. За окном темно, горит свеча. Это книжный знак Я.И.Бердичевского. Книжный знак библиофила В.Я. Бялого изображает Пушкина на прогулке
Н. Рерберг нарисовал для Нины Вогау Татьяну, читающую письмо Онегина. Для книг пушкиниста
С.С. Гейченко создан экслибрис, где поэт задумчиво лежит на траве, любуясь природой Псковщины. И последний — посвящён памяти талантливой юной художницы Нади Рушевой. Она очень любила творчество Пушкина, сделала много рисунков пером и тушью. Надя ушла из жизни
18-летней, но семья сохранила работы дочери. Экслибрис семьи Рушевых создан по мотивам её рисунков: лицеист Пушкин и Натали. Художнику В.Н. Кедрину удалось уловить летящую манеру рисунков Нади и повторить её в экслибрисе.
На выставке было представлено 135 работ.
3. В следующей части урока мы послушаем стихи, посвященные Пушкину.
Надо сказать, что каждый поэт чувствует себя учеником Пушкина и считает нужным написать несколько стихотворений о нём, поэтому поэтическая пушкиниана очень велика. Самым первым было стихотворение М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта”, ставшее трагическим гимном памяти Пушкина.
(Звучит это стихотворение, а также С.Есенина, А.Ахматовой и других поэтов).
Марк Лисянский.
Первая любовь.
В саду лицейском ветер верховодит, Кленовый жёлтый лист припал к окну. И Катенька Бакунина проходит Царевною по Царскому Селу.
Идёт она легко, неторопливо, — И строгий взор, и недоступный вид Из окон все глядят на это диво, И Саша Пушкин дольше всех глядит.
Не умолкает гулкий голос крови, Не знает Пушкин, что на свете Той самой женщины, которой вровень Любовь поэта. А ведь он поэт!
Потом стихи придут, как наважденье, И он напишет — “Слёзы” и “Окно”, И “Завещанье”, и Наслажденье”, и “К ней” и “К живописцу” заодно.
Красавица. Художница. Вся в тёмном На фоне пламенеющей листвы, Она прошла, в порыве непокорном, Не повернув надменной головы.
А он к окну приник, стоит, не дышит. Пусть ветры след листвою заметут… В тот
день он в дневнике своём запишет, Что был он счастлив целых пять минут.
Вера Инбер.
Солнце русской поэзии
«Со́лнце ру́сской поэ́зии»
— в русском языке образное определение (перифраз) исторического и литературного места, занимаемого поэтом Александром Пушкиным. [2]
Впервые выражение появилось в краткой заметке о гибели А.С.Пушкина, напечатанной в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду» 11 февраля 1837 года, на следующий день после смерти поэта. Информационное извещение не имело подписи. По этой причине авторство выражения чаще всего приписывается А.А.Краевскому (как редактору «Литературных прибавлений», взявшему на себя ответственность) или В.Ф.Одоевскому. [3] Вне зависимости от окончательного авторства, изначальным источником для того и другого, скорее всего, послужила аналогичная фраза из четвёртого тома «Истории государства Российского» Николая Карамзина.
Первоисточники [ править ]
Александр, уже слабый здоровьем, возвратился в Нижний Новгород и, приехав оттуда в Городец, занемог тяжкою болезнию, которая пресекла его жизнь 14 ноября. Истощив силы душевные и телесные в ревностном служении отечеству, пред концом своим он думал единственно о Боге: постригся, принял схиму и, слыша горестный плач вокруг себя, тихим голосом, но еще с изъявлением нежной чувствительности сказал добрым слугам: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостию!» Они все готовы были лечь с ним в гроб, любив его всегда ― по собственному выражению одного из них ― гораздо более, нежели отца родного. Митрополит Кирилл жил тогда в Владимире: сведав о кончине великого князя, он в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось!» Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса: ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время. [4]
— Николай Карамзин, «История государства Российского» (том четвёртый), 1810 |