50 Цитат которые помогут изменить ваш образ мышления


История критического мышления

Термин появился не так давно, хотя направление развивается с античных времен. Из того, что нам известно, сочетание «критическое мышление» впервые употребил американский философ и педагог Джон Дьюи — один из столпов современной американской философии — в своей книге «Как мы думаем», которую впервые опубликовали еще в начале XX века.

У истоков критического мышления стояло движение скептиков: скептицизм — это философское направление, в рамках которого принято сомневаться вообще во всем

За своего рода конструктивную критику выступал тот же Фома Аквинский, он же обращал внимание на то, что необходимо изучать не только аргументы «за», но и «против». То есть надо всегда попытаться проверить, а нет ли чего-то, что противоречит нашему утверждению. Рене Декарт, автор известного утверждения «Я мыслю; следовательно, существую», также в своих работах и рассуждениях настаивал на том, что необходимо подвергать результаты экспериментов сомнению и проверке.

Но, наверное, среди всех философов, математиков и мыслителей наиболее близок к нам Бертран Рассел, нобелевский лауреат по литературе за книгу «История западной философии». В ходе своих диспутов, в том числе с представителями религиозных институтов, которые предлагали ему доказать, что Бога не существует, Рассел придумал умозрительный эксперимент, который называется «Летающий чайник». Допустим, я говорю вам, что по орбите нашей планеты вращается фарфоровый чайник, но его невозможно увидеть ни в один телескоп, такой он маленький, — следовательно, мое утверждение, в принципе, может быть правдивым, поскольку его сложно опровергнуть.

Из условия этого эксперимента Рассел выдвинул принцип нормальной, конструктивной дискуссии — бремя доказательства лежит на выдвинувшем утверждение

Атака на логику и здравый смысл является одним из способов манипулирования мнением общества, так что критическое мышление очень важно, однако не только поэтому, но еще и потому, что информации вокруг нас слишком много: по данным компании IDC, к 2025 году ее объем будет составлять 175 зеттабайт. Эту цифру просто невозможно представить! Скажем, если записать все эти данные на Blu-ray диски, то их стопками можно покрыть расстояние от Земли до Луны 23 раза.

Также важную роль играет то, что информация легко доступна (у нас под рукой всегда смартфон), но полезной информации, то есть той, которая действительно может служить основой для решения каких-то задач, достаточно мало. Чем больше информации, тем меньше в ней процент полезной.

Еще один феномен — то, что сейчас наш мозг перестраивает цепи, которые раньше отвечали за поиск еды, на поиск информации. То есть, по заверениям и экспериментам нейрофизиологов, мозг человека начинает воспринимать информацию как пищу, и она очень легкодоступна.

Поэтому нам крайне трудно сосредотачиваться на чем-то одном и, если страница сайта открывается дольше, чем 5 секунд, мы его покидаем, потому что вокруг много другой «еды». Зачем ждать, пока созреет эта? Развитым критическим мышлением особенно важно владеть в нашу эпоху фейк-ньюс, поскольку сейчас надо проверять вообще все и ограничить свой круг информации только проверенными источниками.

Если мы посетим различные конференции, где аналитики предлагают свои версии важнейших навыков настоящего и будущего, почитаем книги и посмотрим какие-то авторитетные сайты, мы везде будем встречать критическое мышление. Один из примеров — Мировой экономический форум, где критическое мышление уже несколько лет входит в топ-10 навыков.

Еще один аргумент в пользу критического мышления — тот, что мышление само по себе в принципе подразумевает критический подход. В Европе (и в Америке, хотя чуть меньше) критическое мышление является базовой дисциплиной, которую проходят в средней и высшей школе в рамках предмета, названного «медиаграмотность». В наших вузах этого пока что, к сожалению, нет.

Научи себя мыслить критически!

Научи себя мыслить

критически!

« Не мыслям надобно учить, а мыслить»

Эммануил Кант

Умные мысли

«..Мы можем открыть новый для себя мир, когда научимся задавать верные вопросы»

К. Эриксон

«Многие люди скорее умрут, чем начнут думать. И умирают, таки не начав»

Бертран Рассел

«Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же» В. Г. Белинский

«Отыскивать маленькие недостатки — издавна свойство умов, которые мало или вовсе не возвышались над посредственностью. Возвышенные умы молчат или же возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая»

Г. Лихтенберг

«Без критики нет взаимного понимания, а, следовательно, и нет объединения» Ф.Энгельс

«Кто не смотрит на мир разумно, на того и он не смотрит разумно»

Гегель

«Критика — это порою не столько наука, сколько ремесло, требующее скорее выносливости, чем ума, прилежания, чем способностей, привычки, чем одаренности»

Ж. Лабрюйер

«Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других — вот залог счастья и успеха в любой области деятельности. Особенно в критике» Г. Селье

Умение критически мыслить нужно человеку, чтобы:

• осознанно воспринимать окружающую действительность;

• учиться отличать добро от зла;

• уметь сомневаться;

• не сотворить себе кумира;

• не стать объектом манипуляций и слепым орудием в чьих-то руках;

• самому не быть бессовестным манипулятором;

• как можно реже выступать в роли обманутого;

• не быть затянутым в сомнительные группы (компании, организации, структуры, объединения, секты и пр.), угрожающие потерей репутации, самоуважения, благосостояния, семьи, свободы и даже жизни;

• будучи во власти любви, совершить, тем не менее, осознанный выбор партнера;

• не стать жертвой мошенников от политики, религии или криминалитета;

• веруя в бога, не быть слепым фанатиком;

• уметь отличить истинного пастыря душ человеческих;

• быть солдатом, верным своей родине, но никогда не стать военным преступником;

• не быть во власти социально опасных стереотипов и предубеждений;

• думать собственной головой, уметь ставить и решать самые сложные жизненные вопросы;

• иметь собственное мнение, уметь его формулировать, аргументировать, обсуждать с другими, углублять, а возможно, и менять;

• учиться не только на своих ошибках, но и на ошибках окружающих;

• уметь прогнозировать последствия своих поступков;

• трезво оценивать свои слабые и сильные качества;

• развиваться, самосовершенствоваться, становиться лучше, добрее, великодушнее;

• всю жизнь познавать истину, отдавая себе отчет в том, что это процесс бесконечный;

• обрести прекрасное и увлекательное хобби на всю жизнь — ДУМАТЬ!

Критическое мышление и наши дети.

Что касается детей, то особое внимание следует уделять развивающим играм, головоломкам, задачам на логику. Кроме этого, разговаривайте с маленькими детьми о том, что хорошо и что плохо; правильно ли поступил герой сказки, фильма или кто-то из знакомых людей. Не осуждайте окружающих, а просто обсуждайте конкретные поступки и их последствия. Приучайте детей прогнозировать результаты своих действий. Прививайте им умение распознавать намерения окружающих (в том числе и нехорошие). При этом важно привить осторожность, но не трусость; здоровый скептицизм, но не цинизм; умение критически мыслить, но не критиканствовать.

Это нелегко, но вместе с тем очень интересно — вместе с детьми размышлять, анализировать, делать выводы… Не менее важно разговаривать о разных житейских историях и с детьми постарше. Полезно также обсуждать книги и фильмы в том плане, насколько правдиво они отражают жизнь. Это не только будет готовить детей к взрослой жизни, но и поможет сформировать с ними теплые доверительные отношения.

Но для этого важно самим дружить со здравым смыслом, критически осмысливать окружающую действительность.

Критическое мышление для взрослых.

Один из важных аспектов критического мышления — умение противостоять манипуляциям.

Ничего не принимайте на веру. Всегда старайтесь понять, в чем именно вас хотят убедить. Любите людей, верьте им, но не доверяйте никому, если дело связано с деньгами, документами, судьбой вашей семьи. Никогда не принимайте поспешных, непродуманных решений, сразу говорите твердое «нет», если на вас оказывают давление. Если у вас высокая внушаемость, просто не идите на контакт с незнакомыми людьми, разного рода распространителями и пр. Прислушивайтесь к тем, кто хочет вас предостеречь от опрометчивого шага. Интересуйтесь другими людьми, их внутренним миром, судьбами и повседневной жизнью. Тех, кто постарше, расспрашивайте о пережитом. Но и в этом случае не принимайте на веру все, что вам рассказывают. Многие склонны приукрашивать, фантазировать, подавать прошлые события в свете нынешних социально-политических реалий. Всегда перепроверяйте услышанное, расспрашивая других, читая книги, смотря документальные фильмы. Научитесь сравнивать информацию, представленную СМИ, со своей собственной жизнью, с тем, что вы видите и слышите от окружающих.Процесс познания истины бесконечен. Думайте, слушайте, запоминайте, сравнивайте — и со временем у вас начнет вырисовываться достаточно объективная картина окружающего мира, нашего прошлого и настоящего. Если вы будете так жить сами, то без труда научите такому образу мыслей и своих детей. Помните: для подростка навыки критического мышления жизненно необходимы, чтобы выжить в непростом взрослом мире, полном коварных ловушек и профессиональных «ловцов душ». Дает ли все это гарантию того, что человек никогда не обманется и не станет объектом манипуляций? Конечно, нет. Никто не застрахован от ошибок, но нельзя, чтобы ошибкой стала вся жизнь. А именно это может случиться, если мы не будем учить наших детей жить осмысленно и с открытыми глазами. И если мы сами не будем этому учиться в течение всей своей жизни.

Как развивается критическое мышление?

Сперва идет нулевой уровень — обыденное, автоматическое мышление, когда мы не думаем, а действуем по накатанной: что нам говорят, то мы и воспринимаем, не подвергая критике. Такой подход дает нам очень простенькие решения, которые приходят в голову абсолютно всем. Никакого креатива, никакой системности — ничего.

Дальше идет первый уровень, осваивать который стоит всем, особенно если мы хотим продвигаться в развитии мыслительных способностей. Этот уровень называют «Молодость» — уже не детство, но еще не зрелость.

На него как раз и приходятся все навыки критического мышления: осознанная работа с информацией, разного рода логики (особенно причинно-следственная), эмпиричность, то есть упор на факты, на реальный опыт, а не на что-то, что мне сказали или я так чувствую (это интуиция). И, конечно, рациональное рассуждение. Все это и есть составляющие критического мышления.

Пока мы не освоим эти навыки, мы будем сталкиваться с большими сложностями в освоении высших форм мышления, например системного, стратегического, контекстного, понятийного. Высшие формы мышления сложные, они не могут развиваться, пока у человека нет основы, фундамента в виде критического мышления.

Развитое критическое мышление — это ключ к другому восприятию мира и, как следствие, к более обоснованным решениям и вариативному поведению, это такой способ борьбы с массовой культурой, которая подразумевает простые решения, дихотомию, белое/черное, правополушарное/левополушарное, эмократию (власть эмоций). «Расскажи, что ты чувствуешь по поводу этой идеи, по поводу этого фильма? Дай обратную связь, основываясь на чувствах, на эмоциях» — вот что сейчас активно продвигает массовая культура, а ведь эмоции не требуют таких усилий, как мышление.

О (само)критическом мышлении

Атеизм постоянно восхваляет критическое мышление. Вот недавно мне попалась реклама некоего фильма, который должен показать, что «не всё в мире погрязло в болоте “духовности” и отсутствия критического мышления, что есть замечательные умные люди, не лишенные чувства юмора и отстаивающие науку и разум».

Есть что-то глубоко трогательное в том, что в то время как Кеплер, Паскаль, Ньютон, Бойль, создатель теории расширяющейся Вселенной бельгийский священник Жорж Леметр, биологи Феодосий Добржанский и Френсис Коллинз и многие другие погрязли в болоте духовности, находятся люди, смело отстаивающие науку от этих несчастных мракобесов.

Но, так или иначе, критическое мышление, способность оценивать истинность тех или иных утверждений действительно добродетель, и добродетель необходимая. Мир полон как злонамеренных обманщиков, так и искренне заблуждающихся людей, готовых охотно поделиться с вами своими заблуждениями.

Легковерие – не добродетель, а порок; нам ясно заповедано беречься лжепророков и испытывать духов, от Бога ли они. Мы живем в мире, полном лжеучений, манипулятивной пропаганды и недобросовестной рекламы.

Легковерие – явление, обычное во времена апостольские и тем более распространенное сейчас – когда на нас обрушиваются потоки информации, немыслимые для людей прошлого.

Люди верят во что угодно: в инопланетян, посещавших землю во времена древних цивилизаций, да и сейчас заглядывающих на огонек; в африканских колдунов, дистанционно исцеляющих москвичей за умеренную мзду; в родовые проклятия, которые надо снимать магическими манипуляциями; в методы лечения всех болезней, которые приводят медиков в ужас и содрогание.

Легковерным быть плохо, глупо и опасно – в этом христианин согласится с атеистом. Но христианин знает еще об одной проблеме.

Вся аскетическая традиция христианства говорит о том, что нельзя приписывать себе добродетель. К кротости, честности или милосердию надо стремиться, но не надо объявлять себя кротким, честным или милосердным. «Братья, я не почитаю себя достигшим», – говорит святой апостол Павел.

Это не столько вопрос хороших манер, сколько вопрос реальности. На самом деле, как говорит пророк, «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17: 9). Люди склонны ко греху – и более всего люди склонны к самообману.

Люди жадно поглощают пропаганду и не верят хорошо установленным фактам

Люди верят тому, чему хотят верить, а чему не хотят – отказываются. Собирают по кирпичику те данные, которые хорошо укладываются в их картину мира, а то, что не укладывается, – игнорируют или отвергают. Жадно поглощают пропаганду и не верят хорошо установленным фактам. Поговорите с участниками любого конфликта – и вы услышите версии настолько разные, что вам будет трудно поверить, будто речь идет об одних и тех же событиях.

И вот христианство – особенно православное христианство – говорит о том, что нам стоит оборотиться на себя и признать: и мы сами – люди. Мы принадлежим к тому же роду с теми же проблемами. Довольно легко восклицать: «И как эти несчастные глупцы могут верить в такую чушь!» Они могут быть не то что бы глупцами – просто верить в то, во что им комфортнее верить. Но нужно серьезное усилие, чтобы признать: и я могу быть глупцом, верящим в чушь. Я тоже человек, у меня могут быть те же проблемы.

Человек, претендующий на то, что уж он-то мыслит критически, – это как человек, считающий себя праведником.

Для христианина человек, претендующий на то, что уж он-то, в отличие от некоторых, обладает критическим мышлением, – это как человек, претендующий на то, что уж он-то праведен и всегда поступает по совести.

Скорее всего, сей праведник просто имеет довольно сонную совесть, а сей критически мыслящий мыслит недостаточно критично, чтобы критически оценивать свою способность мыслить критически.

В реальности любые попытки мыслить критически приводят примерно к тому же, что и попытки жить праведно, – к обнаружению того, что мы к этому в высшей степени не склонны. Самообман включается по умолчанию; интеллектуальная честность требует огромной дисциплины и неослабевающих усилий – и человек, который говорит: «Уж я-то критически мыслю! как нечего делать!» – скорее всего пребывает, говоря аскетическим языком, в прелести.

Попытки следовать путем добродетели (в том числе интеллектуальной) очень быстро приводят к обнаружению того, что мы, в силу нашей падшей природы, не добродетельны.

Могут сказать, что наука способна к самокоррекции, что научное сообщество способно (не абсолютно, но в высокой степени) нивелировать личные пристрастия и ошибки своих членов. Это, конечно, так, но мы тут и не говорим о науке. Мы говорим об атеизме и его притязаниях на добродетель критического мышления.

Парадокс человеческой природы в том, что нельзя одновременно объявлять себя добродетельным и быть им

Парадокс человеческой природы, который хорошо известен христианам и чаще всего игнорируется атеистами, в том и состоит, что нельзя одновременно объявлять себя добродетельным и быть им.

Как и с любым другим грехом, человек, который игнорирует свою склонность к самообману, не будет оказывать ей сопротивления. И это, увы, хорошо заметно: люди, восхваляющие свое критическое мышление и интеллектуальную честность, вскоре демонстрируют нечестность самую гротескную. Причислять себя к тусовке незамутненных интеллектуалов, пребывающих в «оазисе чистого мышления», конечно, можно. Но само это причисление – признак некритического отношения, прежде всего, к самому себе.

Это не особенность именно атеизма – это особенность нашей падшей человеческой природы. Но атеист тут часто оказывается особенно уязвим.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]