«Гордость и смирение» список цитат для итогового сочинения 2019-2020


Ты можешь сколько хочешь показывать свою гордость, а судьба унесёт её в объятия другого.

***

Чувство собственного достоинства должно просыпаться перед грязными и скользкими делами. Иначе ваша гордость превратится в похоть и ложь.

***

Самый лучший друг это мама. Она никогда не завидует, не желает плохого. А в глазах её сверкает любовь и гордость за своего ребёнка!

***

«Это невозмжно» сказала причина.»Это безрассудно» заметил опыт.»Это бессмысленно» отрезала гордость.»Попробуй. » шепнула мечта

***

Всё как всегда. Страх тянет назад, любопытство подталкивает вперёд, гордость останавливает. И только здравый смысл нервно топчется на месте и ругается матом.

***

Каждый день пытаюсь относиться к людям так, как они относятся ко мне. И каждый день понимаю, что доброта во мне сильнее гордости.

***

Расстояние, куча проблем, гордость не помешают быть вместе.. Преграда всего одна, нежелание одного любить другого.

Статусы про гордость

Сидели с гордостью вдвоём И пили крепкий чай. А всем, кто в сердце жил моём, Сказали мы «Прощай!»

***

Любовь – она всегда слепа, Ведь идеальных нет. И гордость, что сама глупа, Давала мне совет:

***

«Любимого зачем прощать? Ошибся – прогони. И нужно лучшего искать, Не сохраняя нить. И если был с тобою груб, Бежать за ним не смей! А то, что нет желанней губ, Пройдёт, переболей!»

***

  • С любимым глядя на закат, И зная счастья вкус, Любви вдыхая аромат, Я только тем горжусь Что нашу светлую любовь Сумели сохранить. Теперь на сердце есть покой. Я выбрала – любить!

***

Сидела гордость за столом Надменный строгий взгляд, Но даже этот стол и дом Хозяйке был не рад

***

Гордым легче гордые не плачут, Ни от ран, ни от душевной боли. На чужих дорогах не маячат, О любви, как нищие, не молят.

***

Широко расправленны их плечи, Не гнетёт их зависти короста Это правда гордым в жизни легче. Только гордым сделаться не просто.

***

  • Гордым легче-гордые не плачут Лишь порой в подушку по ночам Скрежет боли и слезу запрячут И порой рыдают по ночам

***

А ещё бывает очень часто Плачут кровью, телом и душой Гордым не становятся от счастья Гордость-это страх за свой покой

***

Вроде слово гордость неплохое, До условных нравственных границ, А потом,как в зеркало кривое, Смотрим и не видим даже лиц.

***

Гордость это значит радость За успехи близких и родных. Радость за себя отнюдь не благость, А желание быть лучше остальных.

***

Возникает чувство превосходства, Или самом нение растет Будет далеко до благородства, А к гордыне сразу приведет.

***

Гордость это радость за кого-то, За свою страну,патриотизм. Гордость это ни доска почета, И не бессердечный эгоизм.

***

  • Личное достоинство игнорить Станет лишь безумец или псих. Гордость и гордыня могут спорить, А достоинство граничить между них.

***

У гордыни много оправданий, Все внимание только на себя, Корень зла, причина всех страданий, Гордость слишком сильно возлюбя.

***

Гордость и гордыня беспросветно, Будут вечно спорить меж собой, Но потом и гордость незаметно Может стать гордыней потайной.

Рассуждение на тему Гордость и смирение

Как много в современном мире гордых и высокомерных людей. Они окружают нас повсюду, начиная от богатых предпринимателей и заканчивая детьми богатых родителей. Гордые люди имеют очень тяжелый и сложный характер, но порой их истинное лицо раскрывается ни с разу.

Гордость – чувство собственной исключительности и превосходства над другими. Человек считает, что к нему все должны по-особенному относится, делать ему комплименты, подчеркивать его исключительность и хорошие черты характера.

Гордый человек не терпит критики и несогласия в свой адрес. Если углубиться, можно заметить, что гордость никогда не живет одна. Этот порок приводит с собой друзей.

Гордость находится в хороших отношениях с эгоизмом. Эгоистичный человек думает только о собственной выгоде. Думает о том, как сделать так, чтобы все люди работали на него, его желания, мечты и заявки. Эта категория людей склонна к манипуляциям.

Эгоисты давят на других людей. Им абсолютно все равно каким путем они получат желаемое. Эгоисты пойдут по головам. Правда, есть те, которые не хотят вредить другим. Они делают другим больно неосознанно.

Примерами подобного поведения являются Евгений Онегин и Григорий Печорин. Оба эгоисты, но Онегин причиняет окружающим боль и дискомфорт неосознанно, а Печорин делает это преднамеренно.

Гордость и высокомерие у других людей вызывает отвращение. Они чувствуют, что их воспринимают, как второй сорт. Гордые люди очень часто имеют власть, знания и особые способности. Очень редко гордость рождается на ровном месте.

Нужно что-то из себя представлять, чтобы тобой гордились. Однако, находятся такие, которые гордятся такой глупостью, что окружающие диву даются.

Смирение является антиподом гордости и единственным лекарством. Смириться – значит подчиниться, согласиться с людьми или обстоятельствами, даже если ты не хочешь этого делать. Смиряться всегда сложно.

Смирение ставит других выше себя, переводит человек в положение подчинения, а не власти. Мы часто можем замечать, что люди, которые имели большое состояние, после разорения уходили в монастыри и подчинялись высшей власти.

Они осознали, что над ними есть кто-то, кто контролирует всё. Их деньги, слава и власть носили временный характер, а теперь им нужно учиться жить заново. Жить так же, как и обыкновенные люди. Одни в таком случае ожесточаются, а другие смиряются.

Смирение же помогает восстановить духовность и пойти по правильному и чистому пути. Сам Бог смирился до смерти крестной.

Статусы про гордость

Двое могут и не встретиться из-за глупой гордость. Они будут ждать первого шага друг от друга. Сами не решаясь действовать первыми – а вдруг это не взаимно.

***

Я хочу заговорить с ней, но меня просто, как по рукам и ногам что-то связывает. Язык, как будто парализованный. Ненавижу свою гордость.

***

  • Она целуется и обнимается с ним в мечтах. А в реальности не может выдавить банальное: «привет». И всё из-за гордости.

***

Если ты понимаешь, что это твой человек, наступи на горло своей гордости. Иначе потом будешь ненавидеть себя.

***

Гордым лeгчe, гордыe нe плaчут.. ни от рaн, ни от душевной боли.. нa чужих дорогaх нe мaячaт, о любви, кaк нищиe нe молят

***

Чтоб не сгинуть от одиночества, чтоб прибавить друзей количество – поубавьте своё”Высочество”, и умерьте своё”Величество”!

***

Посмотри вокруг. Мы могли бы быть такими же счастливыми. Но нет, у нас гордость. Извиниться, это ведь так трудно.

***

  • Я горд только для тех, на кого мне пох И мне пох на гордость, ради тех кого я люблю

***

ну извини, что не бегаю за тобой, как это было раньше просто гордость вернулась из отпуска =)

***

Высочайшее одобрение достоинств и заслуг состоит в молчаливом приятии их как должных. – Р. Эмерсон

***

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства. – Ф. Достоевский

***

Мой жизненный опыт убедил меня, что люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. – А. Линкольн

***

  • Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками там нужна разменная монета, в особенности мелочь. – Н. Шамфор

***

Достоинства, возвышая вас, унижают другого, между тем как недостатки, позволяя другим беззлобно посмеяться над Вам и, поднимают их в собственных глазах. – А. Моруа

***

Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках. – А. Книгге

***

Наша гордость часто возрастает за счет недостатков, которые нам удалось преодолеть. – Ф. Ларошфуко

***

Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе. – В. Белинский

***

Как бы близко к берегу не были расположены буйки, заплывая за них, испытываешь гордость.

***

Воздавать должное своим достоинстВам наедине с собой столь же разумно, сколь смехотворно превозносить их в присутствии других. – Ф. Ларошфуко

***

***

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина – Н. Чернышевский

***

Кто в беде сохраняет достоинство, тот учит мужеству достойных людей и служит укором людям дурным. – У. Фосколо

***

Мы быстро подмечаем в себе малейшие достоинства и медленно обнаруживаем недостатки. – Ж. Лабрюйер

***

О достоинствах незнакомца суди по его делам; в делах всегда обнажаются плоды даже тайного умысла. – Хитопадеша

***

Поистине необычайными достоинстВам и обладает тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников. – Ф. Ларошфуко

***

Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство. – Л. Вовенарг

***

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума. – М. Монтень

***

Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят. – Н. Чернышевский

***

Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком. – П. Брюла

***

Если бы нас не одолевала гордость, мы не жаловались бы на гордость других. – Ф. Ларошфуко

Как научиться гордости

Принять себя полностью и простить за совершенные ошибки. Прийти к этому не так просто. Но увидеть себя в позитивном ключе и развить благородную черту характера можно за счет следующих принципов:

  1. Формируйте мнение о себе независимо от оценок со стороны. Если не начать оценивать себя адекватно с любовью, принятием, то со временем выработается зависимость от мнения окружающих.
  2. Не позволяйте другим указывать, что вам думать и делать. Не старайтесь измениться ради кого-то. Важно не потакать чьим-то желаниям в укор своим.
  3. Имейте личные моральные принципы. Никогда их не нарушайте.
  4. Учитесь управлять эмоциями, а также старайтесь не разрушать отношения с окружающими, открыто проявляя гнев, обиду и злость.
  5. Не говорите о себе плохо, особенно в компании.
  6. Старайтесь узнать что-то новое, открывайте возможности и расширяйте кругозор. Малейшие достижения положительно скажутся на чувстве гордости за полученные знания.
  7. Возьмите полную ответственность за свою жизнь, здоровье и построение отношений с окружением.

Статусы для гордых и смелых

Чем старше становишься, тем больше по фигу становиться, что о тебе скажут и подумают.

***

Мне жаль людей, которые говорят обо мне плохо. Ведь они настолько ущербны, что даже не понимают, насколько мне плевать на их мнение.

***

Сильный человек пытается исправить свои ошибки, слабый же старается их оправдать.

***

Можно ждать жениха с армии, мужа с войны, брата с учёбы, отца с работы, сына со школы, но никак не парня с гулянок. Запомните это, милые девушки, и не забываете ценить себя.

***

Береги тех, кто рядом, цени того, кто забыл свою гордость ради тебя, кто многое прощал и всегда ждал. Судьба посылает нам таких людей лишь однажды.

***

Всё пройдёт, поверь и успокойся. Не проси подачек у судьбы. Ничего, душа моя, не бойся. Мы ещё не вышли из игры.

***

Гордый? Не пишешь? Ну и пожалуйста. Не пиши. Захлебнись своей гордостью. У меня таких как ты еще сотня будет сказала маленькая девочка фломастеру.

***

Если ваше высокомерие вызвано тем, что вы красивые, то знайте ваша красота в итоге достанется червям.

***

Учусь терпеть, учусь терять И при любой житейской стуже учусь с улыбкой повторять: «Прорвусь! Бывало и похуже»

Потребность людей в гордости

В результате проведенных тестирований и исследований были выявлены три мнения личностей разного склада ума и характера о потребности в гордости. Первое предубеждение обозначил врач, второе психолог, а третье простой человек без образования в этих сферах. Вот что они думают:

  • Медики считают, что данное качество влияет отлично на общее самочувствие.
  • Простой человек утверждает, что эта часть характера нужна.
  • Психологи утверждают, что не все виды гордости полезны для психики. Важно выявлять здоровые и негативные стороны проявления гордости.

Обоснованная гордость, когда личность чувствует самосовершенство в достижении. Искренне можно гордиться успехами друзей и родных. При таких ощущениях человек испытывает положительные эмоции и находится в гармонии. Можно чувствовать гордое чувство за то, что еще не достигнуто. Женщины гордятся, что сели на диету, еще не успев похудеть.

Православная Жизнь

сайт Сретенской духовной семинарии

Страсть гордости сложна. Ее видов — множество, она, порой, маскируется под самые безобидные мысли и желания, но съедает человека изнутри. Чтобы распознать гордость в себе, необходимо знать, под какими личинами она может скрываться, а для этого — обратиться к опыту тех, кто размышлял над видами и проявлениями страстей: к трудам святых отцов и подвижников благочестия.


О гордости в Священном Писании сказано немало. Однако из его текстов ясно видно, что гордость не проявляется в чем-то одном. Потому святые отцы выделяют различные виды гордости, в зависимости от того, что становится объектом классификации.

1. По степени явности признаков (прп. Иоанн Лествичник[1], прп. Паисий Святогорец):

· внешняя

(
видимая
) — «заметна и потому легко поддаётся врачеванию»[2];

· скрытая

(
невидимая
,
внутренняя
) — «она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её»[3]; ею страдают, в основном, люди духовной жизни[4].

2. По частям души, которые оказываются поражены гордостью (прп. Никодим Святогорец, свт. Нектарий Эгинский, старец Клеопа (Илие), свт. Николай Сербский):

· гордость сердца

(по свт. Нектарию Эгинскому);

· гордость воли

(прп. Никодим Святогорец, старец Клеопа (Илие));

· гордость ума

(
гордыня ума
[5]) — «сатанинская гордыня, которая отрицает Бога и хулит Духа Святого, и через это [делает человека] едва исцелимым»[6], «гораздо бедственнее, чем гордость воли. Ум, когда самонадеянно утвердится в мысли, что его собственные суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван?»[7]. «Гордость ума низвергла сатану во ад; гордость ума отлучила Адама и Еву от Бога; гордость ума подвигла фарисеев и книжников на убийство Господа. Гордость ума и до сего дня является главным червем греха»[8].

3. По основанию гордости (прп. авва Дорофей, прп. Нил Сорский):

· мирская

— «та, когда кто гордится пред братом своим, что он богаче или красивее его, или что носит лучшую, нежели тот, одежду, или что он благороднее его; <�…>; тщеславятся какими-либо природными дарованиями: иной, например, тщеславится тем, что у него хорош голос и что он хорошо поёт, или что он скромен, усердно работает и добросовестен в служении»[9];

· монашеская

(
иноческая
) — «та, когда кто тщеславится, что он упражняется во бдении, в посте, что он благоговеен, хорошо живёт и тщателен. Случается также, что иной и смиряется для славы»[10].

В зависимости от оснований, на которых укореняется гордость, святитель Феофан Затворник различает: тщеславие

— «останавливается на предметах ничтожных, например, на силе тела, красоте, одежде, родстве и другом чем»[11];
властолюбие
— «обращается к степеням славы»[12];
честолюбие
— «обращается к степеням чести»[13];
славолюбие
— услаждается «молвою, говором и вниманием людей»[14].

4. По стадиям гордости и по тому, против кого направлена гордость (прп. Иоанн Лествичник): начало

гордости — «корень тщеславия»[15];
средина
— «уничижение
ближнего
, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения»[16];
конец
— «отвержение
Божией
помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав»[17].

Эта классификация лежит в основе той, которую выделяет современный старец Клеопа (Илие)[18]. Особенность его деления заключается в том, что он выделяет: первая ступень

— «гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ, не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом»;
вторая ступень
— «человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того»;
третья ступень
— «когда кто-либо думает, что он имеет какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет»;
четвертая ступень
— «кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми, как более достойный, нежели они»;
пятая ступень
— «человек доходит до того, что порочит священные законы и не подчиняется им так, как предписали святые отцы»[19].

Епископ Варнава (Беляев) делит гордость на роды в зависимости от того, кого гордость искушает

(прп. Иоанн Кассиан[20], прп. Паисий Святогорец):
плотская
— искушает «новоначальных и плотских»[21];
духовная
— искушает «мужей духовных и высоких»[22], «тех, которые, победив предыдущие пороки, находятся уже почти на верху добродетелей»[23]. Этот род гордости «гибельнее первого бывает»[24].

При этом относительно духовной гордости епископ Варнава отмечает, что и в ней можно отметить две степени. Первая степень духовной гордости

— «грубее второй, потому что добродетели у нее главным образом внешние: пост, общая молитва в церкви, общее послушание»[25]. «Кто спасается на людях, тому бес всячески внушает, чтобы он совершал подвиг подчеркнуто напоказ, даже “с блеском”»[26].
Вторая степень духовной гордости
— может проявляться «у затворников и живущих в одиночку»[27]. Эта степень «конечно, тоньше»: «Безмолвнику бесы стараются испортить дело тем, что сами тонко нахваливают его и стараются уверить, что высота добродетели дает ему возможность легко побеждать их (демонов)»[28].

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что страсть гордости многоаспектна, многоструктурна и сложна. В понимании святых отцов и подвижников благочестия страсть гордости классифицируется, во-первых, по степени явности признаков; во-вторых, по частям души, которые оказываются поражены гордостью; в-третьих, по основанию гордости; и в четвертых, по стадиям гордости.

Однако следует заметить, что по классификации страстей, выделяемой святыми отцами, страсти располагаются по степени их возрастающей губительной опасности, и тщеславию отводят седьмое место, а гордости — восьмое.

Но устоявшаяся модель исчисления страстей в Церкви не является строго догматизированной. У святых отцов встречается плюрализм мнений на этот счет. Кто-то выделял страсти гордости и тщеславия, кто-то их наоборот объединял. Для того чтобы определить, насколько четко может быть проведено различие между страстями гордости и тщеславия и можно ли объединить эти две страсти в одну, следует, прежде всего, обратиться к классификациям страстей — семеричной и восьмеричной (то есть состоящей из семи или восьми частей).

Само указание на возможность различного исчисления страстей можно найти у преподобного Иоанна Лествичника

, который соотносит страсти «тщеславие» и «гордость», указывая на их отличие не в сущности, а в степени выраженности, степени овладения ими человеком: «Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии во особенной главе и отделять оное от гордости; посему и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостию? Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец»[29].

Известный афонский старец преподобный Паисий Святогорец

также считал, что гордость и тщеславие — это одна страсть. Так он пишет: «Гордость, эгоизм, тщеславие — это одна и та же страсть, только в разных ее оттенках и проявлениях»[30].

А некоторые святые отцы, несмотря на устоявшуюся классификацию страстей, получившей достаточное распространение в Церкви, использовали свою собственную систему страстей. Так, например, преподобный Исаак Сирин

выделял такие страсти[31], как: славолюбие, сребролюбие, нерадение, печаль, гордыня и при этом не выделял тщеславие как отдельную страсть.

Преподобный Максим Исповедник

предлагал свое видение иерархии грехов. Он указывал: «Берегись матери зол, самолюбия, которое есть неразумная любовь к телу. Ибо от него с кажущеюся благословностью рождаются три первые и родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, заимствуя поводы от необходимой потребности телесной; а от этих рождается все племя страстей»[32]. Преподобный Максим видит в «себялюбии матерь всех зол (
µητρὸς τῶν κακῶν
) и находит в этой греховной наклонности причину (
αἰτία
) всех страстей. Самолюбие паразитирует на желательной части души, которая выходит из-под контроля ума и проявляет себя в беспорядочных стремлениях ко всему, что только приносит наслаждения. Разум, находясь под властью чувств, уже не возводит душу к Богу, а измышляет различные способы к поддержанию чувственного наслаждения — настоящей цели самолюбия»[33].

Преподобный Марк Подвижник

видит основание всех страстей в трех главных страстях — сребролюбии, тщеславии и сластолюбии, именуя их матерями всех пороков. При этом преподобный Марк в своих сочинениях выделяет гордость как самую опасную страсть[34]. Преподобный Петр Дамаскин выделяет 299 страстей, насчитанных им в Священном Писании, и в качестве отдельных страстей он выделяет — тщеславие и гордость[35]. При этом важно заметить преподобный Петр ставит тщеславие перед гордостью.

Рассуждению о соотношении гордости, тщеславия и славолюбия и попыткам определить сущность каждого из них посвящены некоторые труды преподобного Исидора Пелусиота

. Так, он о[36]. Также он указывает: «Тщеславным же назвать должно того, кто готов хвалиться и тем, чего не делает; славолюбивым — того, кто величается тем, что делает; горделивым — того, кто, хотя делает, но хвалится сим, а других поносит»[37]. В то же время, как можно заключить по ряду мыслей, высказанных учителем преподобного — святителем Иоанном Златоустом, он последовательно не различает страсти гордости и тщеславия. Так, если в одном месте он называет «корнем и источником всякого беззакония» именно гордость, то в другом случае говорит о том, что «Причина всех зол — тщеславие…»[38]

В творениях русских святых и подвижников благочестия

можно видеть как объединение страстей гордости и тщеславия, так и различение особенностей каждой из них. Так,
святитель Петр Могила
в своем произведении «Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» выделяет только грех гордости и дает ему определение[39].

В ряде сочинений святитель Тихон Задонский

перечисляет страсти гордости и тщеславия, разделяя их: «Зло, кроющееся в сердце человеческом, есть высокоумие, гордость, тщеславие, самолюбие, славолюбие, самоволие, зависть <�…>»[40], а также: «Убежал ты от сродников и от мира, отрекись же от мира, который в сердце нашем живет, то есть от тщеславия, гордости, <�…> и прочего, и блажен будешь»[41].

Обращение к наследию преподобных Оптинских старцев также обнаруживает, что такие представители старчества, как преподобные Амвросий и Макарий

не разделяли между собой страсти гордости и тщеславия. При этом можно видеть некоторую последовательность в развитии этих страстей, как ее представляет преподобный Амвросий Оптинский: «Тщеславие и гордость — одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость»[42]. Преподобный Макарий Оптинский просто о[43].

Примечательно также, что в тексте Священного Писания на церковнославянском языке, традиционно ориентированном в словоупотреблении на греческий язык, находится минимальное количество контекстов, обозначающих именно тщеславие

. Таково, например, поучение апостола Павла к Галатам и Филиппийцам:
Не бываим тщеславни
[44]
, друг друга раздражающе, друг другу завидяще
(Гал. 5:26),
ничтоже по рвению или тщеславию
[45],
но смиреномудрием друг друга честию болша себе творяще
(Флп. 2:3). В отличие от более частотного употребления этого слова и однокоренных ему в Синодальном переводе Библии.

Наконец, исследователи проблемы взаимоотношения страстей гордости и тщеславия священноисповедник митрополит Николай Могилевский

и
священник Владимир Демин
считают, что различия между гордостью и тщеславием нет. Так митрополит Николай (Могилевский) пишет: «Что касается последней пары страстей — тщеславия и гордости
,
то они между собою связаны такой тесной связью, что нет возможности сделать точные разграничения между ними»[46]. Священник Владимир Демин делает интересное заключение: «Эти две страсти так соединены между собою, что… между ними нет почти различия. Тщеславие — это как бы первый период горделивой страсти, когда Божественная благодать стоит еще при дверях нашего сердца, ожидая покаяния и смирения. Гордость — это же второй период той же духовной болезни, когда наклон к духовной смерти делается все больше и больше, благодать Божия отступает, самолюбие становится основой и целю жизни»[47]. Т. е., по сути, исследователи этой проблемы отождествляют гордость и тщеславие, выделяя тщеславие как первый этап гордости.

Рассмотрев виды проявления гордости, будем считать и мы страсть тщеславия первым этапом развития страсти гордости, что не противоречит святоотеческой традиции. К такому же заключению, как видим, позволяет прийти и рассмотрение трудов русских святых отцов, которые не разделяли страсти гордости и тщеславия, используя их в основном их значении как тождественные понятия.

Монах Кирилл (Попов)

сайт Сретенской духовной семинарии

[1]Прп. Иоанн Лествичник о. См.: Иоанн Лествичник, прп.

Борьба с гордостью // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. — М., 1895. — С. 551. (О борьбе с восемью главными страстями).

[2]Паисий Святогорец, прп.

Страсти и добродетели. Т.5. — Святая Гора, 2010. — С. 80.

[3]Там же.

[4]См. там же.

[5]Нектарий Эгинский, свт.

Путь к счастью. — М.: Православно Миссионерское Обществ имени прп. Серапион Кожеозерского, 2011. — С. 18.

[6]См. там же.

[7]Никодим Святогорец, прп.

Невидимая брань (Перевод с греческого еп. Феофана). — М.: Типо-Литография Ефимова, 1892. — С. 36.

[8]Николай Сербский (Велимирович), свт.

Творения: В 3 кн. Кн. 2: Беседы / Предисл. иером. Игнатия (Шестакова); пер. А. Евстратовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — С. 234.

[9]Авва Дорофей, прп.

Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсонуфия Великого и Иоанна пророка. — Калуга.: Типография Михайлова, 1895. — С. 46.

[10]Там же. С. 46-48.

[11]Феофан Затворник, свт.

Начертание христианского нравоучения. — М: Отчий дом, 2010. — С. 346.

[12]См. там же.

[13]См. там же.

[14]См. там же.

[15]Иоанн Лествичник, прп.

Борьба с гордостью // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. — М., 1895. — С. 545. (О борьбе с восемью главными страстями).

[16]См. там же.

[17]См. там же.

[18]Архимандрит Клеопа (Илие).

Что такое гордость и из чего она рождается / Перевод с румынского Зинаиды Пейковы. Электронный ресурс. // URL: https://oprelesti.ru/index.php/chto-takoe-gordost/469-chto-takoe-gordost-uma-i-gordost-voli (дата обращения: 01.06.2016 года).

[19]Там же.

[20]Феодор Поздеевский, архим.

Аскетические воззрения прп. Иоанн Кассиана. — Казань, 1902. — С. 190-191.

[21]Иоанн Кассиан, прп

. Борьба с духом гордости // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. — М., 1895. — С. 81. (Борьба с восемью главнейшими страстями).

[22]Там же. С.81.

[23]Там же.

[24]Там же.

[25]Варнава (Беляев), еп.

Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики в четырех томах. — Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского, 2002. — С. 345.

[26]Там же.

[27]Там же.

[28]Там же. С. 346.

[29] См. указание на это: Варнава (Беляев), еп.

Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. — Н. Новгород: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. — С. 311-313.

[30] Паисий Святогорец, прп.

Страсти и добродетели. Т.5. — Святая Гора, 2010. — С. 101.

[31]Исаак Сирин, прп.

Слова Подвижнические. — М.: Правило веры, 1993. — С. 141.

[32]Максим Исповедник, прп.

Четыреста глав о любви. Гл. 159 // Добротолюбие. Т. 3. — СТСЛ., 1993. — С. 188.

[33]Алексеев С., свящ.

Аскетическое наследие прп. Максима Исповедника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. — Сергиев-Посад, 2008. — С. 89.

[34]Зверев А., диак.

Аскетическое учение прп. Марка Подвижника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. — Сергиев-Посад, 2008. — С. 77.

[35]Петр Дамаскин, прп.

Исчисление страстей // Его же. Творения. — М., 1993. — С. 213-217.

[36]Творения святого Исидора Пелусиота. — М., 1859. — С. 396-397.

[37]Исидор Пелусиот, прп.

Письмо 471. Светлейшему Дорофею // Письма. Книга II. — М., 2001. — С. 111.

[38]Иоанн Златоуст, свят.

Толкование на Евангелие от Иоанна. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — С.134.

[39]Петр (Могила), свт.

Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. — М., 1900. Ч. III. — С. 116-117.

[40]Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского. Плоть и Дух. Том 5. — М., 2003. — С. 374.

[41]Там же. С. 670.

[42] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 2. 1-е изд. — Сергиев Посад, 1908. — С. 73.

[43] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 3. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862. — С. 148.

[44]Греч. κενόδοξοι «тщеславный».

[45]Греч. κενοδοξίαν «тщеславие, суетность».

[46]Николай (Могилевский), священноисп., митр.

Тайна души человеческой. — СПб.: Библиополис, 2008. — С. 54.

[47]Владимир Демин, свящ.

Сущность и анализ страстей гордости и тщеславия. Курсовое сочинение. — Загорск, 1965. — С. 42.

Будь горда. Только знай, когда

Пока мы горды, счастье проходит мимо. Пусть статусы про гордость и характер напоминают вам об этом.

  1. Гордость вообще никому не нужна. Она бесполезна. Пока ты сидишь в одиночестве и давишься ею, люди живут без тебя.
  2. Каждая красивая девушка считает себя исключительной. И что может легко исключить другую.
  3. Вы себя ведете как тряпка! У вас вообще достоинство есть, мужчина? Да не надо мне его показывать!
  4. Гордость – это автоматическая замена слова «Прости» на «Пошел на фиг».
  5. Гордо иду по жизни! Пофигу, что люди в разные стороны разбегаются…
  6. Высокомерие никогда не существует отдельно от людей. Чуду с завышенной самооценкой просто необходимо, чтобы на него смотрели и его обсуждали.
  7. Превозносить свои достоинства лучше в одиночестве. В обществе может найтись слишком много желающих с вами поспорить.
  8. Величие требует признания окружающих. В противном случае оно вянет, подобно цветку.
  9. Когда люди, которыми мы дорожим, не признают наши достоинства, это причиняет нам боль. Если же они наделяют нас достоинствами, которых у нас нет, мы оживляемся.
  10. Сердце было ранено. Выжить помогла гордость.
  11. Когда человек маленький, у него обычно огромное самомнение.
  12. Гордость умеет бороться со всеми недостатками, кроме себя самой.
  13. «Надо иметь гордость!». А ведь эту фразу можно расценивать по-разному…
  14. Нет большей в жизни глупости, чем пересматривать фотографии, читать старые сообщения, вспоминать и плакать – но не пойти навстречу, не позвонить, не написать, не обнять…
  15. С близкими людьми лучше не быть слишком гордым.

Люби и гордись этим

Что лучше – сохранить достоинство или быть счастливым в любви? Каждый выбирает сам, так же, как и статус про гордость и любовь.

  1. Мужики, записывайте! “Прости меня, дурака, и давай опять будем вместе”. Эта фраза называется “Убийца гордости”…
  2. Гордость – это когда ценишь себя больше всего на свете. Больше него, больше любви, больше счастья…
  3. Любишь, но гордый? Ну и ладно, пусть кто-нибудь другой к ней подкатит!
  4. Она всегда шла с высоко поднятой головой. Настолько, что не замечала, как я ее обожал.
  5. Когда человек тебе нужен, ты наплюешь на все и придешь к нему в любую точку мира.
  6. Если они не вместе, но друг друга любят, значит, тут дел натворила гордыня.
  7. Переступив через гордыню, можно продолжать любить дальше.
  8. Когда от боли перехватывает дух, самое время перестать быть гордым.
  9. Так хочется обрести любовь! Но что-то мешает… – Да, это то, что делает твой взгляд надменным…
  10. В мечтах она его целует и обнимает. Но в реальности при встрече делает надменное лицо и едва здоровается.
  11. Сижу одна, такая гордая, что аж ком в горле стоит.
  12. – Не судьба нам быть вместе! – Не судьба виновата, а ваша гордость!
  13. Если на женскую любовь не ответили – страдает гордость. Если ответили – репутация.
  14. Не можем мы, Нинка, быть вместе! Гордые мы очень…
  15. Если в союзе люди по-настоящему горды, то когда в их отношениях появляется брешь, они обязательно ее расширяют.

Если отменить гордость, мир не станет лучше, ведь это чувство двигает нас к определенным достижением. Однако не следует давать ему слишком много власти, иначе в какой-то момент оно решит за вас, что вам не нужна любовь, дружба, отношения.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Цветистый луг Рылова (6 класс)
    Любование картиной «Цветистый луг» — это упоение уголком природы родного края, где имеет место бескрайние степные просторы, лазурные небеса и неповторимые заросли растительности.
  • Сочинение-описание по картине Клубника и белый кувшин Машкова 5 класс
    Илья Иванович Машков – русский художник. Основным направление его творчества стало написание натюрмортов. В своих работах художник стремился показать красоту ягод, фруктов, домашней утвари, статуэток и других предметов
  • Почему Чичиков — главный герой поэмы? — сочинение
    Поэму «Мертвые души» Гоголь задумывал как трилогию, которая покажет Россию в настоящем и будущем. К сожалению, автор закончил только первый том, второй существует лишь в виде отдельных глав и фрагментов, а третий том не был написан вовсе.

Чем выше нос, тем меньше видишь

Когда некоторые черты характера зашкаливают, самое время обратиться к подборке статусов про гордыню.

  1. Лично я горжусь тем, что не испытываю гордыни.
  2. Нас красят не достоинства, которые мы сами себе приписываем, а добрые дела, которые кто-то может подтвердить.
  3. От гордыни люди гибнут.
  4. Буду нужна – обо всем забудешь и позвонишь!
  5. Чувство собственного величия у некоторых отбирает ум.
  6. Чувство собственного достоинства у девушки не должно становится причиной комплекса неполноценности у ее молодого человека. И наоборот.
  7. Знать себе цену неплохо, но зачем же ее всякий раз озвучивать?
  8. Высокая самооценка не должна строиться на презрении чужих достоинств.
  9. Думала, что переступила через собственную гордыню. Оказалось, что через саму себя.
  10. Вчера писал резюме и плакал… Как же я замечателен!
  11. Высокомерие человека обеззараживает его от людей.
  12. Почему в старости он остался один? Да просто он всегда так смотрел на мир, что тот посчитал себя недостойным его и навсегда оставил в покое…

Словосочетания со словом «гордость»

Прилагательные-эпитеты (определения):
Большая, огромная, великая, нескрываемая, собственная, законная, человеческая, мужская, женская, девичья, материнская, сыновняя, рабочая, профессиональная, гражданская, национальная … гордость.
Сочетаемость:
Чувство гордости; полный, преисполненный (высок.) … гордости.
Глагольная сочетаемость: Испытывать, чувствовать, вызывать в ком-л. … гордость; не скрывать гордости; наполнить ..гордостью. Из гордости (сделать, отказаться). С гордостью (сказать, говорить думать, смотреть). Гордость мешает кому-л., не позволяет сделать что л …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]