Цитаты о музыке композиторов, музыкантов, писателей, поэтов, математиков, ученых, философов.


Музыка и душа

В цитатах про музыку и душу отражена мысль о тесной связи между музыкой и состоянием гармонии, которое она вызывает в нас. Невозможно не поддаться ее влиянию, не следовать за ней. Музыка – камертон нашей души, самый явный показатель нашего душевного состояния. Она очищает и пробуждает наше сердце, открывает его добру и свету.

«Слушаю не музыку – слушаю свою душу».

Марина Цветаева

«Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе».

Ралф Уолдо Эмерсон

«Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…»

Фридрих Ницше

«Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить – на нем душа говорит с душою».

«Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни».

Бертольд Авербах

«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».

Ромен Роллан

«В ритме есть нечто волшебное: он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам».

Иоганн Вольфганг фон Гёте

«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Василий Александрович Сухомлинский

«Только величайшее искусство – музыка – способно коснуться глубин души».

Максим Горький

Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу тебе, кто ты

Так сложилось, что сегодня социум все больше дробится на различные субкультуры, привязанные к определенным стилям и жанрам в музыке. И в каждой такой социальной группе есть свои определенные модели поведения, негласные правила или даже законы. Человек, который считает верхом совершенства песню «Алкоголичка», с минимальной долей вероятности окажется высокообразованным, культурным и творчески развитым человеком. А от неформала с КиШ в наушниках общество будет по-привычке ожидать некоего протестного поведения и поступков, которые не вписываются в понятия нормы и адекватности.

Музыка, которую слушает человек, дает возможность хотя бы на основе существующих стереотипов составить определенный образ. И это в нас даже сильнее, чем визуальное восприятие — зачастую мы готовы простить человеку внешние недостатки, но заядлый театрал и любитель оперы вряд ли будет комфортно ощущать себя в общении даже с самым красивым на свете фанатом Наговицына или Шуфутинского. Равно как и наоборот — вряд ли фанаты шансона сочтут интересным общение с тем же театралом, потому что им покажется это общение крайне скучным.

Но нужно заметить, что не музыка формирует наш характер, а, скорее, наоборот — в силу определенных внутренних качеств, личных ассоциаций, индивидуального восприятия мы выбираем определенную мелодию. И это неконтролируемо при всем желании. Наш выбор музыки — только отражение нашей души. Это то, что наша душа хочет донести окружающему миру. Но ее можно использовать и как элемент воспитания в определенном возрасте!

Музыка — язык души

Исаева Н.А. ШИ №2

Музыка — язык души

Из глубины веков к нам пришли античные мифы, которые были созданы народной фантазией. Древние греки верили, что на вершине священной горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки — девять дочерей владыки богов Зевса. Каждая муза ведала одним или несколькими искусствами. Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары. Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям.

Древние не в силах были понять, как возникали те или иные явления и все объясняли непостижимой волей богов. Со временем люди пришли к идее, что искусство есть особая форма отражения действительности в сознании людей. Искусство родилось не случайно. Оно всегда сеяло зерна добра и красоты. Искусство всегда несет людям радость познания, зовет к раздумьям, к сопереживанию увиденного и услышанного. Ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она главным образом обращена к чувствам людей. Музыка, одним сочетанием звуков способна вызвать у людей любые переживания.

Искусство музыки — это искусство организованных, упорядоченных звуков. Они имеют определенную высоту, ритм, лад, гармонию, тембр. Эти звуки не имитируют звучания природы в их чистом виде, а выстраиваются в звукоряд композитором по простым, но очень точным правилам. Эти звукосочетания передают состояние души человека, слушающего шум ветра или морской прибой. «Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем ее постигает разум», — утверждал Ромен Ролан. В музыке, особенно в сложных ее жанрах, например в симфонии, можно отобразить очень широкую картину действительности, хотя композитор и исполнитель не пользуется кистью художника или резцом ваятеля. Слушатель «домысливает» недостающее, «дорисовывает» в своем воображении слышимое. Приведенные в систему звуки могут раскрыть перед нами контрасты и противоречия целой эпохи, показать радостные и грустные стороны жизни, воспроизвести не только эмоции человека, но и его характер, положение в обществе, национальные черты.

Однако музыка, этот непосредственный язык души, хоть и может выразить многое, но и ее возможности ограничены, как не беспредельны горизонты любого из видов искусств, взятого по отдельности. При всей своей эмоциональности музыка лишена конкретности, досказанности и чтобы «увидеть» что-то в ее звучании, надо прибегнуть к помощи фантазии.

Музыка занимает видное место в системе искусств, она буквально пронизывает все поры нашего времени, создавая, по словам А. Блока, «музыкальный напор века».

Афоризмы

В этой рубрике мы решили опубликовать подборку метких высказываний известных композиторов и музыкантов. Надеемся, что они покажутся вам интересными и полезными.

Роберт Шуман

— настоящий «рекордсмен» по количеству музыкальных афоризмов. Его перу принадлежит несколько десятков крылатых выражений, которые он назвал «Жизненными правилами для музыкантов». Вот некоторыеиз них:

  • Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка — прислушайся, какие звуки они издают.
  • Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не берис них пример!
  • Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.
  • Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до концаи никогдане бросайна половине.
  • Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
  • Необходимо, чтоб пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памятине одну лишь мелодию, но и относящуюсяк ней гармонию.
  • Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.
  • Старайся, даже если у тебя небольшой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если жеу тебя хороший голос, не медлини минутыи развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
  • Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами.
  • На сладостях, печенье и конфетахиз ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же,так же как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
  • Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.
  • Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам.
  • Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше чем ты.
  • Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьётв тебе музыкальность.
  • Рано начинай обращать внимание на звуки характер различных инструментов; старайся хорошо запечатлеть в слуховой памяти их своеобразную звуковую окраску.
  • Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу.
  • Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.
  • Без энтузиазма в искусствене создаётся ничего настоящего.
  • Лишь тогда, когда тебе станет ясной форма, будет тебе ясным и содержание.
  • Ученью нет конца.
  • Во все времена бывали плохие композиторы и глупцы, которые их хвалили.
  • Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись.
  • Не думай, что старая музыка устарела. Подобно прекрасному правдивому слову, никогда не может устареть прекрасная правдивая музыка.

…И еще несколько метких высказываний, принадлежащих перу разных авторов:

  • Играть быстро легче, чем играть медленно.

(В. А. Моцарт)

  • Паузы между нотами — вот, где обитает искусство.

(А. Шнабель)

  • Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах.

(Н. Перельман)

  • Пой, когда играешь.

(А. Тосканини)

Многим музыкантам хорошо знакомо имя Карла Черни

— автора огромного количества этюдов, настоящего мастера искусства игры на фортепиано.В своей «Полной теоретической и практической фортепианной школе» композитор очень точно определил характер каждого из динамических оттенков. Вдумайтесь в этивысказывания — возможно, они помогут вам более внимательно и более творчески относится к самым простым музыкальным терминам!

  • при исполненииpianissimo(pp)к клавишам прикасаются так слабо, как только возможно, чтобы игра не потеряла отчетливости:ppносит характер таинственный, мистический и может при совершенном исполнении произвести на слушателя чарующее впечатление звучащей издалека музыки или эха;
  • piano(p)означает кротость, спокойное равнодушие или тихую грусть, сущность пиано передается мягким и нежным,но уже более определенным и выразительным прикосновением к клавишам;
  • forte(f)передает мощь, самостоятельность и решительность, однако в рамках благоприятного, без преувеличения страсти;
  • fortissimo(ff)выражает нарастание радости до ликования, горя до неистовства, блеска до бравуры.

SocButtons v1.6

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]