Пословицы о милосердии полезно почитать, в нашем современном мире о нем вспоминают реже. А вы понимаете истинное значение этого слова. Это любовь к ближнему в первую очередь, а также и ко всем окружающим. Это значит, что надо уважать других, понимать и помогать.
| У милостивого мужа всегда жена досужа |
| Забудь ты мое добро да не делай мне худа |
| Нашему берегу не прибьет доброго дерева |
| Рад не рад, а говори:милости просим |
| На немилостивых ад стоит |
| Из милости башмачком до травки — муравки дотрогивается |
| Добро помнится долго, а лихое вдвое |
| Сколько милости, а вдвое лихости |
| Доброе словечко в жемчуге |
| Царский гнев и милость в руке божьей |
| Где гнев, там и милость |
| Доброе дело одно одного лучше, худое — одно одного хуже |
| Где нас нет, там по две милостыни подают |
| Кто доброе творит, тому зло не вредит |
| Салфет вашей милости, красота вашей чести |
| Все любят добро, да не всех любит оно |
| Лихо помнится, а добро век не забудется |
| Добро тогда будет добро, когда люди похвалят |
| Милости прошу к нашему шалашу:и пирогов покрошу, и откушать попрошу |
| Умных — то по умным разослали, а меня к вашей милости |
| Наше счастье — на мосту с чашкой (т. е. просить милостыню) |
| Милость твоя велика, а не стоит и лычка
|
| Все — добро, да не всякому на пользу |
| Из чужой мошны не жаль и подать (милостыню) |
| Доброму человеку весь мир — свой дом, злому, порочному — и своя хата чужая |
| Милости просим мимо ворот щей хлебать |
| Добро худо переможет |
| Доброму ночь не в убыток |
| Милостивому человеку и бог подает |
| Милости прошу к нашему шалашу |
| Было добро, да давно, а будет добро, да долго ждать |
| Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает |
| Где строгость, там и милость |
| Взлиховался не перед добром |
| Не по старцу милостыня, не по боярыне говядина |
| В добром житье краснеют, а в худом — бледнеют |
| Перестать от злого милости, а от скупого помощи искать |
| Милости прошу к нашему шалашу, а говядины после покрошу |
| К доброму мостись, а от худа пяться |
| Барская милость — божья роса |
| Добро быть в радости и жить в сладости |
| Сколько ни искать, а милости у злых не сыскать |
| Доброе дело два века живет |
| Милость смиряет |
| Любовь не милостыня:ее каждому не подашь
|
| У бога милости много, не как у мужика — горюна |
| Барская милость — кисельная сытость |
| Все добро, да не всякому на пользу |
| Всем добро, никому зло — то законное житье |
| Доброго держись, а от худого удались |
| Добро не умрет, а зло пропадет |
| Царские милости в боярское решето сеются |
| Добро серебро, а золото лучше |
| Где нищий не бывал, там по две милостыни дают |
| Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу |
| Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит |
| Милости просим копеек за восемь (шутка) |
| Милость дает гордость |
| Добро творить — себя веселить |
| Красна милость и в правде |
| Доброе семя — добрый и всход |
| Не подивится злоба милости |
| Где нас нет, там по две милостыни дают, а где мы — ни по одной |
| Кому на поле божья помощь |
| Милость (или:Кротость) смиряет |
| Милость и на суде хвалится |
| Доброму добро, а худому пополам ребро |
| По добру — добро, по худу — худо
|
| Добро наживай, а худо изживай |
| Доброе дело скрытности не любит |
| Добро и во сне хорошо |
| Делать добро — себе, а делать худо — себе ж |
| Милость велика, да не стоит и лыка |
| Вам просим милостей от бога, а себе от вас |
| Богат бог милостию, государь жалостию |
| Добро под рукой, а он худа, что клада, ищет |
| С переднего крыльца отказ, а с заднего — милости просим |
| Было добро, да давно;ждать добра, да где оно |
| Милость твоя велика, а не стоит и лыка |
| Доброго чти, а злого не жалей |
| И от милости божьей погибают (т е. от грозы) |
| Всякий боярин свою милость хвалит |
| Живите божьими милостями, а мы вашими |
| Добро сеять, добро и пожинать |
| Бог милостив, а царь жалостлив |
| Дорога (Честна) милостыня во время скудости |
| С переднего крыльца отказ, с заднего — милости просим |
| На дурака у Бога милости много |
| В день страшный вся милостыня, тобою сотворенная, соберется в чаш |
| И добро худом бывает |
| Все добро, а нет на толокно
|
| От доброго дерева добрый и плод |
| Счастливому везде добро |
| Грозен сон, да милостив Бог |
| Доброта без разума пуста |
| в буквальном смысле: раб ждет милости за верность, а кабалены |
| Барская милость — кисельная сытость (те. ненадежна) |
| Милость над грехом — что вода над огнем |
| Милости прошу к нашему шалашу хлебать лапшу, а говядины после покрошу |
| Все добро, да не все хорошо |
| У доброй лисы по три отнорка |
| Бывает добро, да не всякому равно |
| Доброе смолчится, а плохое молвится |
| Люди с лихостию, а бог с милостию |
| Милость — подпора правосудию |
| Добра желаешь, добро и делай |
| Лихо полегло, добро не приспело |
| У бога милости много. Бог на милость не убог |
| От худа и добро убывает |
| Лихое — лихому, а доброе — доброму |
| Доброго человека в красный угол сажают |
| Добро делаем — добро и снится, а худо делаем — худо и снится |
| Не по грехам нашим господь милостив |
| Много милости (в людях), а вдвое лихости
|
| Из милости ступает, травы не мнет;ненароком взглянет — что рублем подарит |
| И от доброй собаки блох наберешься |
| Правда милости не ищет |
| Сколько милости, а больше лихости |
| Бог не убог; у бога милости много |
| От доброго не бегай, худого не делай |
| Милости просим мимо ворот щи хлебать |
| По старцу и милостыня. Это не по старцу милостыня |
| Немилостивому мил не будешь |
| Страшен сон (черт), да милостив Бог |
| И на милость разум нужен |
| Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок |
| Милости прошу к нашему грошу со своим пятаком |
| Где хлебно да тепло, там и жить добро |
| От доброго обеда и к ужину останется |
| Всяк боярин свою милость хвалит |
| Каков гнев, такова и милость |
| Милости на коленях не вымолишь |
| Добро кверху, а худое ко дну
|
| Не налагай гнева, наложи милость! Переложи гнев на милость |
| Было добро, да давно;а будет вперед, да горе берет |
| Милость над грехом — что вода над огнем (т. е. властна) |
| На словах милости просит, а за голенищем нож носит |
| Все добро, а не на пользу |
| Не просим у злого милости, а у скупого — помощи |
| Барский гнев да барская милость — опасны |
| Добродетель доброму не вредит |
| Грозен сон (черт), да милостив бог |
| Бог не без милости, казак не без счастья |
| За хлебзасоль, защи с квасом, за лапшу, за кашу, за милостьваш |
| Милости просим, на своих харчах |
| У часу гнев, у часу милость |
| Бог с милостию, а бабка с руками |
| Из милости башмачком до травки — муравки дотрагивается |
| Страшен сон, да милостив Бог |
| На дурака у бога милости много. Дурак — божий человек |
| Доброго не бегай, а худого не делай |
| И большою милостынею в рай не войдешь |
| Велик бог милостию. Богат бог милостию |
| Добродетель преодолевает силу |
| Доброе век не забудется |
| Смени гнев на милость
|
| Милость подпора правосудию |
| Учись доброму — худое на ум не пойдет |
| Кто добру учится, тот добром и живет |
| Доброе скоро забывается, а худое долго помнится |
| Лихо помнится, а добро забывается |
| Сколько ни искать, а милости у людей не сыскать |
| Несть милости не сотворшему милости |
| Доброе дело питает и душу, и тело |
| Всякий барин свою милость хвалит, а нашу услугу ни во что не ставит |
| Мера одна, да доброта не та |
| По милости боярской — сам себе Пожарской |
| Лихое лихим избывают, а доброе добрым наживают |
| Война милости не знает, она через трупы шагает |
| Плохое начало не к доброму концу |
| Кто добро творит — себя веселит |
| За добро плати добром |
| Дорога милостыня во время скудости |
| Доброе дело и в воде не тонет |
| Человек (или:Кто) с лихостию, а бог с милостию |
| Милостив бог, а я, по его милости, не убог |
| На милость образца нет |
| Доброе дело — правду говорить смело
|
| Не при вас сказать. Не при твоей милости молвить |
| Сердитого невзлюбили, а милостивого с кругу сбили |
| Доброму добрая память |
| Доброе сотворишь, себя увеселишь |
| За доброго человека сто рук |
| Из милости ступает, травы не мнет; ненароком взглянет, что рублем подарит |
| Где нищий не бывал, там по две милостыни дают |
| Добро не лихо — ходит тихо |
| Добро поощряй, а зло порицай |
| Доброе дело само себя хвалит |
| Мы с печалью, а бог с милостью |
| Бывает добро, да не всякому, как Якову |
| Барская милость — божья роса |
| Одному милость, а всем обида |
| Барский гнев да барская милость (равно опасны) |
| Бог милостив: авось с твоих гроз богат буду |
| Бит — добро, а не бит — и того лучше |
| Из милости ступает, травы не мнет; ненароком взглянет, что рубле |
| Не во гнев твоей милости, не в зазор твоей чести |
| Доброе дело без награды не остается |
| Из милости следком до травки — муравки дотрагивается |
| На доброе дело ума не станет, а на худое станет |
| Бог не убог, а Никола милостив |
| Делай добро и жди добра |
| Делай другу добро, да себе без вреда
|
О милосердии
Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. (Энциклопедия «Кругосвет»)
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского языка Ушакова)
Милосердие — это божественное снисхождение и абсолютная благодарственная милость к человеку.
Милосердие — это всепрощающая любовь, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили.
Милосердие — это лишь неустойчивое мысленное представление, до тех пор, пока она не реализована в делах.
Милосердие – наивысшая форма любви к ближнему.
Преимущества милосердия
Милосердие предоставляет возможность – приблизиться к пониманию церковных заповедей.
Милосердие дает силы – их хватает даже для прощения врагов.
Милосердие дает уверенность – в правильности дел и поступков, вызванных этим чувством.
Милосердие дает радость – радость отказаться от негативных эмоций.
Проявления милосердия в повседневной жизни
Евангелие от Матфея; Послание апостола Павла римлянам – милосердие воплощается в участливом отношении к людям и противопоставляется пренебрежению.
Благотворительность – последовательное милосердие предполагает не просто доброжелательность, но и понимание другого человека и деятельное участие в жизни другого. В общественной жизни служение такое участие может появляться в форме благотворительности.
Молитва – молитва за грешника лучший пример милосердия.
Правосудие – условное наказание за реальное преступление есть ни что иное, как милосердие к преступнику.
Как развить в себе милосердие
Чтение. Чтение религиозной литературы (это справедливо по отношению к любой религии) учит милосердию.
Участие в благотворительных акциях. Действенное милосердие легче проникает в душу и закрепляется в ней.
Образ мыслей. Практикуя сознательный отказ от осуждения кого-либо, человек учится милосердию.
Чуткость и внимательность к окружающему миру. Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека может быть по-настоящему милосердным.
Высказывания о милосердии
Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего; не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его. …Приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью; спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь; сиротам будь как отец и матери их — вместо мужа. (Сир. 4:1-10)
Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову… (Ис. 1:11-17)
Кто оказывает милость, тот дает взаем ближнему. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья. (Сир. 29:1;13-15)
Люди тратят деньги без цели и не думают о своём ближнем, которому нечего есть. Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва. (Паисий Святогорец)
Всё потраченное сверх этого украдено у кого-то, чья нужда больше, чем наша. Это не омрачает существование, это приносит радость: делиться, давать и принимать. Пока есть хоть один голодающий, и з л и ш е к удовольствий, излишек удобства — воровство. (Свящ. Александр Ельчанинов)
Не подают милостыни потому, что, мол, пропьют и т. д. Если и пропьет, то это меньший грех, чем то озлобление, которое мы в нем возбуждаем нашим отказом, и та черствость и осуждение, которое мы в себе культивируем.
Кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается прежде всего сам — в его душу входят светлая, целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души. Жестокосердый, наоборот, сжимает свое сердце, он впускает в него холод, вражду, смерть.
Не нужно думать, что есть только один вид богатства — деньги. Можно быть богатым богатством молодости, иметь сокровище таланта, дарований, обладать капиталом здоровья. Все эти богатства — тоже препятствия к спасению. Богатство материальное порабощает нас, обостряет наш эгоизм, смущает наше сердце, гнетет нас заботами, страхами, требует жертв себе, как ненасытный демон. Не оно служит нам, а мы обычно служим ему. Но не то же ли и с богатствами здоровья, силы, молодости, красоты, таланта? Не так ли и они усиливают нашу гордость, берут в плен наше сердце, отводя его от Бога. Да, поистине блаженны нищие в смысле имущества — как легко им приобрести евангельскую легкость духа и свободу от земных пут, но блаженны и не имеющие здоровья и молодости (потому что страдающий плотью — перестает грешить), блаженны некрасивые, не талантливые, неудачники — они не имеют в себе главного врага — гордости, так как им нечем гордиться… (Митр. Антоний Сурожский)
Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: «Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре”. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках – малого добра. Так спасается человек: от малого происходит великое. «Верный в малом” оказывается верным в великом. (Архим. Иоанн (Крестьянкин)
Лишь в мыслях своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который в большинстве случаев бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя подозрение, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь — физическую и душевную. Апокалипсис про такое богатство говорит очень определенно: Ты говоришь о себе, я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Апок. 3,17). В обратном значении этого выражения можно было бы сказать про какого-нибудь материально бедного человека, богатого добрыми и светлыми чувствами и самоотверженными поступками, но видящего лишь свою бедность, свое ничтожество земное: Ты говоришь, что ты беден, худ, и нищ, и во всем имеешь нужду, а не знаешь, что ты богат во Христе, богат в вечности, и этого богатства, доставляющего тебе вечное блаженство, никто не может от тебя отнять… Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто из корысти делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Разве все это не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится ли в числе покупок мир души — высшее счастье? Эта прозрачная гармония жизни есть Царствие Божие внутри нас. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая — низводит проклятье. Подлинное обладание человеческое сокрыто лишь в этой евхаристической собственности, идущей от Бога и к Богу чрез человека. «Мое только то, что я отдал», — говорит св. Максим Исповедник. Отдал… кому? — Богу, нуждающимся людям. Как написано: «расточил, раздал нищим, правда его пребывает во век» (Пс. 111:9). Человек может сделаться богатым и щедрым в делах милосердия. Среди богатых есть «спрятавшие его для себя», зарывшие богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, начавшие себя считать лишь призванными как можно справедливее его распределить в мире. Да, если бы все люди прониклись до конца этим истинным созерцанием реальности, как иначе пошла бы жизнь их; как разлетелись бы и исчезли все ужасные человеконенавистнические теории, одна другую сменяющие в мире, и воцарилось бы одно правильное, настоящее христианское отношение к ценностям земли. (Арх. Иоанн (Шаховской)
Наше сердце часто захлопывается перед мольбами бедняков с таким стуком, что его слышно на небесах. (Генри Лонгфелло)
Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её. (Джек Лондон)
Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. (Хелен Келлер)