Никола — Себастьян де Шамфор


LiveInternetLiveInternet

Себастьен-Рош Николя де Шамфор р. Sйbastien-Roch Nicolas de Chamfort; 6 апреля 1741, Клермон-Ферран — 13 апреля 1794, Париж) — французский писатель, мыслитель, моралист. Шамфор де Себастиан Рок Никола, французский общественный деятель, революционер, философ. Шамфор был внебрачным сыном сельского священника и сам избрал свою фамилию, когда поступал в Парижский духовный колледж. Однако, закончив учебу, он отказался от карьеры священника. Известно его высказывание: «Природа не говорит мне: „Будь беден», и уж подавно: „Будь богат», но она взывает: „Будь независим»». Вскоре Шамфор уже прославился как сочинитель и драматург; несмотря на то, что он был вхож в лучшие аристократические салоны и служил секретарем принца Конде, он становится убежденным демократом, ненавидящим абсолютизм, и одним из первых 14 июля 1789 г. врывается в Бастилию. Позднее Шамфор принимает деятельное участие в революции, именно он автор знаменитого лозунга: «Мир хижинам, война дворцам!» В 1792 г. Шамфор был назначен директором Национальной библиотеки, но вскоре, из-за отказа написать по требованию правительства брошюру против свободы слова, был арестован. Выйдя из тюрьмы и вскоре вновь оказавшись на пороге ареста, Шамфор выстрелил себе в голову из пистолета. Смертельно раненый Шамфор, умирая в больнице, он сказал одному из своих друзей: «Я ухожу, наконец, из этого мира, где человеческое сердце должно или разорваться, или заледенеть». После смерти Шамфора друзья обнаружили папки с его записями и издали найденные рукописи в двух книгах: «Максимы и мысли» и «Характеры и анекдоты».

Цитаты

  • Без женщин начало нашей жизни было бы лишено поддержки, середина — удовольствий и конец — утешения.
  • Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Выслушать чужую тайну — это всё равно что принять вещь в заклад.
  • Грош цена тому чувству, у которого есть цена.
  • Есть люди, которым во что бы то ни стало надо первенствовать: в театре, на троне, на эшафоте им всегда будет хорошо, если только они будут привлекать к себе внимание.
  • Женщины отдают дружбе лишь то, что берут взаймы у любви.
  • И в браке, и в безбрачии есть свои недостатки: из этих двух состояний предпочтительнее то, которое ещё возможно исправить.
  • Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно нравится ли он ей, как нравится ли он другим женщинам. Любая страсть всегда всё преувеличивает, иначе она не была бы страстью.
  • Любовь — единственное чувство, в котором всё истинно и всё лживо.
  • Любовь — как прилипчивая болезнь: чем больше её боишься, тем скорее подхватишь.
  • Наряд — предисловие к женщине, а иногда и вся книга. Пылкую и нежную дружбу можно ранить даже лепестком розы.
  • Слишком высокие качества делают человека менее пригодным для общества.
  • На рынок ходят не с большими слитками золота, а с серебром и медью.
  • Супруги могут быть счастливы лишь в том случае, если связаны взаимной любовью или хотя бы подходят один к другому своими недостатками.
  • Что такое философ? Это человек, который законам противопоставляет природу, обычаям — разум, общепринятым взглядам — совесть и предрассудкам — собственное мнение.
  • Чтобы вполне оценить дружбу, нужно сперва пережить любовь.
  • Чтобы связь мужчины с женщиной была по-настоящему увлекательна, их должны соединять наслаждение, воспоминание или желание.
  • Человек без твердых правил почти всегда лишен и характера: будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы ему правила..
  • Человек, которому кажется, что он ясно излагает свои мысли, не всегда бывает понятен другим, потому что он идет от мысли к словам, а слушатель — от слов к мысли. Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.
  • Если Господь не насылает на нас второй всемирный потоп, то лишь потому, что первый не принес результатов.
  • Найти счастье в себе трудно, а где-либо еще — невозможно. Со счастьем дело обстоит так же, как с часами: чем проще механизм, тем реже он портится.
  • Человек остается новичком всю свою жизнь.
  • В уединении мы счастливее, чем в обществе. И не потому ли, что наедине с собой мы думаем о предметах неодушевленных, а среди людей — о людях?
  • Кто стремится стать философом, тот не должен пугаться первых печальных открытий на пути к познанию людей. Чтобы постичь человека до конца, нужно преодолеть ту неприязнь, которую он в нас вызывает: нельзя стать искусным анатомом, пока не научишься взирать
  • О людях, живущих уединенно, порою говорят: »Они не любят общества». Во многих случаях это все равно что сказать о ком-нибудь: »Он не любит гулять» на том лишь основании, что человек не склонен бродить ночью по разбойничьим вертепам.
  • Как бы ни опорочила себя корпорация (парламент. академия. собрание).вступать с ней в борьбу бесполезно: она устоит благодаря своей многочисленности. Позор и насмешки лишь скользят по ней. как пули по кабану или крокодилу. Кто хочет нравиться в свете, тот должен заранее примириться с тем, что его станут там учить давно известным вещам люди, которые понятия о них не имеют.
  • Порою мне кажется, что те, из кого состоит светское общество, втайне знают истинную себе цену.
  • Я не раз замечал, что они уважают людей, которые нисколько с этим обществом не считаются.
  • Нередко, чтобы стяжать мнение света, нужно лишь глубоко презирать его, и притом презирать откровенно, искренне, прямодушно, без притворства и бахвальства.
  • Философ — это человек, который знает цену каждому: стоит ли удивляться, что его суждения не нравятся никому?
  • Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти.
  • Признание ценнее известности, уважение ценнее репутации, честь ценнее славы.
  • Известность — удовольствие быть знакомым тем, кто с тобой незнаком.
  • Убеждение — это совесть разума.
  • Непомерные притязания — вот источник наших горестей, и счастье в жизни мы получаем лишь тогда, когда он иссякает. Громить пороки и щадить порочных — это все равно, что осуждать карты и защищать картежную игру.
  • Сперва нужно быть справедливым, а уже потом великодушным; сперва нужно обзавестись рубашками, а уже потом кружевами.
  • Созерцательная жизнь часто очень безрадостна.
  • Нужно больше действовать, меньше думать и не быть сторонним свидетелем собственной жизни
  • Людей, которые ни к чему не подлаживаются, живут как им велит сердце, поступают согласно своим правилам и чувствам, — вот кого мне почти не доводилось встречать. Из всего, что говорилось о браке и безбрачии, всего разумней и справедливей следующее замечание: “Что из двух не выберешь, все равно пожалеешь”.
  • Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца.
  • Постигая зло, заложенное в природе, преисполняешься презрения к смерти; постигая пороки общества, научаешься презирать жизнь.
  • В природе каждое явление — запутанный клубок, в обществе каждый человек — камешек в мозаичном узоре. И в мире физическом, и в мире духовном все переплетено, нет ничего беспримесного, ничего обособленного.
  • Любовь приятнее брака по той же причине, по какой романы занимательнее исторических сочинений.
  • Чувство будит в нас мысль — с этим все согласны; но вот с тем, что мысль будит чувство, согласятся далеко не все, а ведь это не менее правильно
  • Человек часто остается наедине с самим собой, и тогда он нуждается в добродетели; порою он находится в обществе других людей, и тогда он нуждается в добром имени.
  • Удачен лишь разумный брак, увлекателен лишь безрассудный. Любой другой построен на низменном расчете. Скажем прямо, счастливо живет в свете только тот, кто полностью умертвил некоторые стороны своей души. Общественное мнение — это судебная инстанция такого рода, что порядочному человеку не подобает ни слепо верить его приговорам, ни бесповоротно их отвергать.
  • Иной раз довольно не примириться с высокомерием и чванством, чтобы обратить их в ничто; порой их достаточно не заметить, чтобы они стали безвредны.
  • Если мне удалось сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным
  • Большое несчастье — потерять из-за свойств своего характера то место в обществе, на которое имеешь право по своим дарованиям
  • Порядочному человеку не подобает гнаться за всеобщим уважением: пусть оно придет к нему само собою и, так сказать, помимо его воли
  • Всякий раз, когда я вижу женщин, да и мужчин, слепо кем то увлеченных, я перестаю верить в их способность глубоко чувствовать. Это правило меня еще ни разу не обмануло. Министры уронили престиж королевской власти, попы — престиж религии. Бог и король расплачиваются за глупость своих лакеев.
  • Лучше уж быть банкротом, чем быть никем.
  • У меня есть три сорта друзей: друзья, которые меня любят, друзья, которые обо мне нисколько не заботятся, и друзья, которые меня терпеть не могут.
  • Наслаждайся и дари наслаждение, не причиняя зла ни себе, ни другим, — в этом, на мой взгляд, заключается суть нравственности.
  • Успех порождает успех, как деньги идут к деньгам.
  • К умению скучать сводится искусство преуспевать и кружить голову женщинам.
  • Мысль исцеляет от всего. Если она причиняет боль, требуйте у нее лекарство от этой боли, и она вам его даст. Каждого, кто любит природу, считают излишне восторженным.
  • Если вы добиваетесь милости от министра, обращайтесь к нему с видом печальным: люди не любят тех, кто счастливее их.
  • Кому не удается снискать уважение к себе, остается сделать карьеру и окружить себя всякой сволочью.
  • Как бы плохо мужчины ни думали о женщинах, любая женщина думает о них ещё хуже.
  • Бедняки — это негры Европы.
  • «Платят, не скупясь, только наследники», говорил один врач Мир хижинам, война дворцам.
  • Богаче всех человек бережливый, беднее всех — скряга.
  • Брак — слишком совершенное состояние для несовершенного человека.
  • Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем. В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах — такими, какие они есть. Влюбленный человек всегда силится превзойти самого себя в приятности, поэтому влюбленные большею частью так смешны.
  • Клевета похожа на докучную осу: если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьете ее, то и отгонять ее не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью.
  • Кто не хочет быть фигляром, пусть избегает подмостков: взобравшись на них, не фиглярствовать уже нельзя, иначе публика забросает вас камнями.
  • Кто недостаточно остер умом, чтобы вовремя отшутиться, тот часто вынужден либо лгать, либо пускаться в скучнейшие рассуждения. Выбор не из приятных! Избежать его порядочному человеку обычно помогают обходительность и веселость.
  • Кто слишком усердно убеждает, тот никого не убедит. Любая страсть всегда все преувеличивает, иначе она не была бы страстью.
  • Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок.
  • Молчание человека, известного своим красноречием, внушает гораздо больше почтения, чем болтовня заурядного говоруна Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти.
  • Осмеивать и вышучивать нужно так, чтобы осмеянный не мог рассердиться; в противном случае считайте, что шутка не удалась.
  • Плуты всегда стараются хотя бы отчасти казаться честными людьми.
  • По-настоящему мы знаем лишь тех, кого хорошо изучили; людей же, достойных изучения, очень мало. Отсюда следует, что человеку подлинно выдающемуся не стоит, в общем, стремиться к тому, чтобы его узнали. Он понимает, что оценить его могут лишь немногие и что у каждого из этих немногих есть свои пристрастия, самолюбие, расчеты, мешающие им уделять его дарованиям столько внимания, сколько они заслуживают.
  • Со счастьем дело обстоит, как с часами: чем проще механизм, тем реже он портится.
  • Созерцательная жизнь очень безрадостна. Нужно больше действовать.
  • Счастье вещь нелегкая: его трудно найти в себе самом и нелегко найти вне себя.
  • Три четверти безумств на поверку оказываются просто глупостями.
  • Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее, чем желательно считать. Такт — это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность — хороший вкус в беседе и речах.
  • Честолюбие воспламеняет низменные души гораздо легче, нежели возвышенные: омет соломы или хижина загораются быстрее, чем дворец.
  • Чтобы жизнь не казалась невыносимой, надо приучить себя к двум вещам: к ранам, которые наносит время, и к несправедливостям, которые чинят люди.
  • Шутка призвана карать любые пороки человека и общества; она оберегает нас от постыдных поступков, помогает нам ставить каждого на его место и не поступаться собственным.

Биография

Французский писатель, мыслитель, моралист. Незаконнорождённый ребёнок, воспитывался приёмными родителями – бакалейщиком Франсуа Никола и его женой Терезой Круазе. Закончил Парижский университет. Писал стихи, комедии, существовал литературными заработками, был известной фигурой в парижских салонах. В 1781 стал членом Французской Академии. Приветствовал Великую Французскую революцию, участвовал в штурме Бастилии. В 1790-1791 был секретарем якобинского клуба. Дружил с Мирабо, писал для него тексты публичных выступлений. В 1792 назначен директором Национальной библиотеки. В 1793 арестован по доносу за неприятие террора, через несколько дней отпущен. Перед угрозой нового ареста пытался покончить с собой, врачи его спасли, но через несколько месяцев он скончался от причинённых себе ран. Стихи и драматические сочинения Шамфора сегодня практически забыты. Он остался в истории книгой наблюдений и афоризмов «Максимы и мысли, характеры и анекдоты», изданной после его смерти одним из друзей (1795). Глубоко повлиял на последующую европейскую и американскую афористику от Амброза Бирса и Ницше до Чорана и Николаса Гомеса Давилы.

Подробнее об имени Севастьян

Работает [ править ]

  • Похвала Мольера, коронованный (1769)
  • Фонтан похвалы (1774)
  • Молодой индеец (1764 г.); La Jeune Indienne: Comédie en Un Acte Et en Vers
    . Издательство Принстонского университета. 1945 г.
  • Смитский купец, комедия
  • Мустафа и Зеангир — трагедия. [2]

Собрание сочинений

  • Пьер Луи ДЖИНГЕН, 1795, 4 тт.
  • Себастьян-Рош-Николя Шамфор (1968). PR Auguis (ред.). Совершенные произведения Шамфора
    . Слаткине. (оригинальное издание Августа, 1824 г., 5 т.)
  • Себастьян-Рош-Николя Шамфор (1969). Продукты совершенной цивилизации: избранные сочинения Шамфорта
    . Переводчик Уильям Стэнли Мервин . Макмиллан.
  • Себастьен-Рош-Николя Шамфор (1812 г.). Совершенные произведения Шамфора, французской академии
    .
    1
    (3-е изд.). Марадан.
  • Себастьен-Рош-Николя Шамфор (1812 г.). Совершенные произведения Шамфора, французской академии
    .
    2
    (3-е изд.). Марадан.
  • Себастьян-Рош-Николя Шамфор (1824 г.). Пьер-Рене Огюи (ред.). Совершенные произведения Шамфора: recueillies et publiées avec une note Historique sur la vie et les écrits de l’auteur
    .
    1
    . Chaumerot Jeune.
  • Пьер-Рене Огюи, изд. (1824 г.). Совершенные произведения Шамфора
    .
    4
    . Chaumerot Jeune.
  • Себастьян-Рош-Николя Шамфор (1824 г.). Пьер-Рене Огюи (ред.). Совершенные произведения Шамфора, французской академии
    .
    5
    . Марадан.

Сочинения [ править ]

Произведения Шамфорта включают комедии, политические статьи, литературную критику, портреты, письма и стихи. Его Maximes et Pensées

, высоко оцененные Джоном Стюартом Миллем , после произведений Ла Рошфуко являются одними из самых ярких и многообещающих высказываний современной эпохи. Его афоризмы, менее систематические и психологически менее важные, чем афоризмы Ла-Рошфуко, столь же значительны в своей жестокости и иконоборческом духе периода бури и приготовлений, которые породили их, так же как
рефлексии
в их изысканной сдержанности и тщательно продуманной тонкости характерны для спокойствия. элегантность своей эпохи. Кроме того, они обладают богатством красок, живописностью фраз, страстью и смелостью.Сент-Бев сравнивает их с хорошо отчеканенными монетами, которые сохраняют свою ценность, и с острыми стрелами, которые
прибывают на бис
. Хотя максимы Антуана де Ривароля находятся прямо противоположно политическому спектру (см. « Французская революция» ), они относятся к числу тех, которые легко сравнить по кислотности и яркости.

Внешние ссылки [ править ]

В Wikiquote есть цитаты, связанные с: Николасом Шамфором
  • Работы Николаса Шамфора или о нем в Internet Archive
  • frenchphilosophes.weebly.com
vтеАкадемия французской, место 6
  • Франсуа ле Метель де Буазробер (1634)
  • Жан Реньо де Сегрэ (1662)
  • Жан Гальбер де Кампистрон (1701)
  • Филипп Нерико Дестуш (1723)
  • Луи де Буасси (1754)
  • Жан-Батист де Ла Карн де Сент-Пале (1758)
  • Себастьен-Рош-Николя (Шамфор) (1781)
  • Пьер Луи Родерер (1803)
  • Пьер-Марк-Гастон де Леви (1816)
  • Филипп Поль, граф де Сегюр (1830)
  • Шарль де Виль-Кастель (1873)
  • Эдмон Журьен де ла Гравьер (1888)
  • Эрнест Лависс (1892)
  • Жорж де Порто-Риш (1923)
  • Пьер Бенуа (1931)
  • Жан Полан (1963)
  • Эжен Ионеско (1970)
  • Марк Фумароли (1995)
Авторитетный контроль
  • BIBSYS : 90665446
  • BNE : XX994161
  • BNF : cb11895962s (данные)
  • CANTIC : a11129487
  • CiNii : DA02544531
  • GND : 118675516
  • ICCU : IT \ ICCU \ CFIV \ 029794
  • ISNI : 0000 0001 2126 5831
  • LCCN : n50051798
  • NKC : jn19990003795
  • NLA : 35570990
  • NLG : 112387
  • NLI : 000412238
  • NSK : 000159474
  • NTA : 071068015
  • PLWABN : 9810603569605606
  • RERO : 02-A003093790
  • SELIBR : 305764
  • SNAC : w6gm8c1d
  • SUDOC : 026777045
  • Trove : 999779
  • VcBA : 495/14507
  • VIAF : 31994287
  • WorldCat Identities : lccn-n50051798
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]