Дерзкие высказывания и цитаты Люка де Вовенарга
Люк де Вовенарг (1715 — 1747) – французский философ, писатель и моралист. Полное имя – Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг. Он оказался незауряден до дерзости, до неестественности.
Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 г. Ещё будучи лейтенантом, во время Богемской кампании, Вовенарг послал Вольтеру написанный им сравнительный этюд о Корнеле и Расине, где сильно превозносил второго за счет первого. Вольтер сразу отгадал в молодом офицере задатки недюжинного ума.
Афоризмы, фразы, высказывания и цитаты Люка де Вовенарга:
- Люди обычно мучают своих ближних под предлогом, что желают им добра.
- Привычка — все, даже в любви.
- Искусство нравиться — это искусство обманывать.
- Иные живут счастливо, сами того не зная.
- Пусть люди совершают любые ошибки себе во вред, лишь бы им избегнуть худшей напасти — подчинения чужой воли.
- Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки.
- Человек влюблен в созданный им самим образ; только ему, а не легкомысленной женщине, он предан всем сердцем.
- Человек счастлив, лишь когда он на своем месте.
- Запомните, в жизни всегда много такого, на что следует отважиться, и такого, что следует презирать, и взвесьте при этом свой ум и силы.
- Если хотите высказывать серьезные мысли, отучитесь, сперва, болтать вздор.
- Женщины не способны постичь, что существуют мужчины, к ним равнодушные.
- Светские люди не беседуют о таких мелочах, как народ; но и народ не занимается таким вздором, каким занимаются светские люди.
- Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.
- Иной раз проще создать новую партию, чем постепенно добиваться главенства в уже созданной.
- Мысль о смерти вводит нас в заблуждение, ибо она заставляет нас забывать жизнь.
- В чем только не убеждают человека страх и надежда!
- Мечты о великом обманчивы, зато они развлекают нас.
- Немного здравого смысла — и от глубокомыслия ничего не останется.
- Удержаться на высоте своего успеха или на уровне своего богатства — вот на что нужно больше всего ума.
- Тщеславные люди — плохие дипломаты: они не умеют молчать.
- Милосердие предпочтительнее справедливости.
- Несправедливость всегда оскорбляет наши чувства — разве что она приносит нам прямую выгоду.
- Хороший вкус есть способность верно судить о предметах, связанных с областью чувства.
- Мы не любим, когда нас жалеют за совершенные нами ошибки.
- Опыт — это доказательство доказательств.
- Большинство людей в глубине души презирает добродетель и плюет на славу.
- Достоинства человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности.
- Пылкое честолюбие с самой юности изгоняет из нашей жизни всякую радость: оно хочет править единовластно.
- Легче всего уничтожить ту партию, в чьей основе лежат доводы благоразумия.
- Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды.
- Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов, но он не умеет делать выводов, — а за этим всё и дело.
- Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.
- Торговля — это школа обмана.
- Наш разум скорее проницателен, нежели последователен, и охватывает больше, чем в силах постичь.
- Кто ищет славы на пути добродетели, тот лишь требует награды по заслугам.
- Благоденствие дурного правителя — бедствие для народа.
- Наши поступки менее добры и менее порочны, чем наши желания.
- Иные оскорбления лучше проглотить молча, дабы не покрыть себя бесчестием.
- Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие.
- Не иметь ни одного достоинства так же невозможно, как не иметь ни одного недостатка.
- У женщин обычно больше тщеславия, чем темперамента, и больше темперамента, чем добродетели.
- Лишь мелкие люди вечно взвешивают, что следует уважать, а что — любить.
- Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему.
- Благоденствие освещает путь благоразумию.
- Мы слишком мало пользуемся мудростью стариков.
- Блюсти всюду выгоду — это жизненное правило здравого смысла.
- Разуму не постичь надобностей сердца.
- Нет правил более изменчивых, нежели правила, внушенные совестью.
- Терпение — это искусство надеяться.
- Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет.
- Бывают люди, чьи таланты никогда бы не обнаружились, не будь у них еще и недостатков.
- Все жизненные правила следует черпать только в мужестве.
- Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.
- Мы знаем больше бесполезных вещей, чем не знаем полезных.
- Бедность ставит преграды нашим желаниям, но она же и ограничивает; богатство умножает наши потребности, но и дает возможности их удовлетворять.
- Прежде чем ополчаться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие.
- Человек словно рожден для того, чтобы дурачить других и самому оставаться в дураках.
- Льстец — это тот, кто обманывает обыкновенно только глупцов.
- Насмешка — детище удовлетворенного презрения.
- Если советы страсти более смелы, чем советы рассудка, то и сил для исполнения их страсть дает больше, чем рассудок.
- Ленивые всегда собираются что-то сделать.
- Мы особенно довольны бываем своими друзьями, если они, ценя наши хорошие качества, позволяют себе замечать также и наши недостатки.
- Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения.
- Люди с пылким характером редко бывают постоянны в дружбе.
- Не полагайтесь на уважение и доверие человека, который, входя во все ваши интересы, не говорит вам о своих.
- Праздность более утомляет, чем труд.
- Образы украшают разум, чувство убеждает его.
- Ум достигает великого только порывами.
- Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем.
- Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем и самая исконная — это неблагодарность детей к родителям.
- Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли есть добродетель, друзья мои?
- Венценосец, который не любит свой народ, может быть великим человеком, но он никогда не станет великим государем.
- Успех приносит мало друзей.
- Молодые люди плохо знают, что такое красота: им знакома только страсть.
- Чем умнее человек, тем больше он склонен к непонятному безрассудству.
- Небольшое преимущество — иметь живой ум, если не имеешь верности суждения: совершенство часов не в быстром, а в верном ходе.
- Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и надо ее отбросить.
- В старости не увеличивается число друзей: все потери тогда безвозвратны.
- Необходимость избавляет нас от трудностей выбора.
- Кто не способен выдумывать небылицы, у того один выход — рассказывать были.
- Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный из всех талантов.
- Кто способен все претерпеть, тому дано на все дерзнуть.
- Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.
- Лучше рисоваться многими знаниями, чем хорошо владеть немногими.
- В крайности — но только в крайности — можно принимать и рискованные решения.
- Кто не способен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы.
- Кто уважает себя — внушает почтение другим.
- Великие мысли исходят из сердца.
- Быть подлинно здравомыслящим уже означает много знать.
- Благо тому, кто тверд по натуре и гибок по здравому рассуждению.
- Мало кому удавалось совершить великое деяние по чужой подсказке.
- Все, что несправедливо, оскорбляет нас, если не приносит нам прямой выгоды.
- Любовь сильнее самолюбия: женщину можно любить, даже когда она презирает вас.
- Наградить человека честолюбием, не наделив талантом, — вот самое большое зло, какое может причинить ему судьба.
- Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга.
ВОВЕНАРГ ЛЮК де КЛАПЬЕ
(1715-1747)
Вовенарг Люк де Клапье, французский писатель-моралист, родился 6 августа 1715г. в Эксе в Провансе в семье маркиза Вовенарга. Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 г. В 1742 г., переболев оспой, навсегда безобразившей его, вышел в отставку и вернулся в Париж. Там сблизился с Вольтером и Мармонтелем. Болезнь помешала ему также идти по дипломатическому пути, и Вовенарг всецело предался литературным занятиям.
В своих рассуждениях Вовенарг идет не от философских построений своих предшественников, а от собственного опыта, нужно признать, довольно необычного на фоне стереотипов светской жизни того времени. Вовенарг считал, что познание мы черпаем из опыта и потом возвращаем его тому же опыту, но возвращаем уже обогащенным, пропущенным через разум.
В 1746 г.Вовенарг издал единственную свою книгу «Размышления и максимы», которая принесла ему славу величайшего мастера афоризмов эпохи Просвещения. Через год после выхода книги умер в возрасте 32 лет (28 мая 1747).
Мы.
· Мы были бы куда менее строги к мыслям автора, если бы сами мыслили так же, как он.
· Мы не вправе делать несчастными тех, кого бессильны исправить.
· Мы не любим, когда нас жалеют за совершенные нами ошибки.
· Мы знаем за собой много такого, о чем люди всегда умалчивают, и угадываем в них то, о чем умалчиваем сами.
· Мы дорого расплачиваемся за любые блага, обретенные с помощью одного лишь рассудка.
· Мы щедры на осуждение обездоленных, как бы малы ни были их проступки, и скупы на жалость к ним, как бы тяжек ни был их удел.
· Мы укоряем обездоленных, дабы не обременять себя состраданием.
· Мы не слишком признательны друзьям за их высокое мнение о наших достоинствах, если при этом они не вовсе слепы к нашим недостаткам.
· Мы так многое в жизни презираем, чтобы не исполниться презрением к самим себе.
· Мы делаем вид, будто нам лень завоевывать славу, и при этом лезем из кожи ради ничтожной корысти.
· Мы терпеть не можем фанатиков, которые проповедуют презрение ко всему, что мы ревниво превозносим, а сами превозносят то, что еще больше достойно презрения.
· Мы горестно недоумеваем, обнаруживая, что вновь и вновь впадаем все в те же грехи и что даже несчастья не исцеляют нас от наших недостатков.
· Мы слишком невнимательны или слишком заняты собой, чтобы изучать друг друга.
· Мы не способны заподозрить чувство в лицемерии.
· Мы удостаиваем названия «мир» то короткое перемирие, когда более слабый отказывается от своих притязаний – неважно, справедливых или несправедливых, — только для того, чтобы до зубов вооружиться и при первом удобном случае снова их предъявить.
· Мы нередко хвалим людей за их слабость и осуждаем за их силу.
· Мы проявляем не разум, а слабость, когда стыдимся , что чего-то лишены, и в этой слабости –корень множества низменных поступков.
· Мы можем отлично сознавать собственное несовершенство и при этом не чувствовать себя униженными.
· Мы невольно соглашаемся с любой истиной, если она вся целиком выражена в словах, доступных нашему пониманию.
· Мы весьма осведомлены в пустяках и невежественны в насущно необходимом.
· Мы не так домогались бы всеобщего уважения, когда бы твердо знали , что достойны его.
· Мы не очень печемся о благополучии тех, кому помогаем только советами.
· Мы ничуть не превосходим так называемых варваров ни в мужестве, ни в человечности, ни в здоровье, ни в умении наслаждаться; короче говоря, мы не стали ни мудрее, ни счастливее этих народов, а меж тем твердо верим, что куда разумнее их.
· Мы ни за что не откажемся от тех благ , которыми твердо рассчитываем завладеть.
· Мы без особого труда прощаем вред, причинённый нам в прошлом, и бессильную неприязнь.
· Мы действуем лучше, чем мыслим.
· Мы презираем предания своей страны и учим детей преданиям древности.
· Мы чересчур беспристрастно судим о жизни, когда нам приходится расставаться с ней.
· Мы не доверяем даже умнейшим людям, когда они советуют, как вести себя, но не сомневаемся в непогрешимости собственных советов.
· Мы считаем себя вправе осчастливливать человека за его собственный счет и не желаем, чтобы он был счастлив сам по себе.
· Мы любим, когда за неимением оригинальных мыслей нам излагают такие, которые кажутся оригинальными.
· Мы перелицовываем свои мысли, как выношенную одежду, и снова пускаем в ход.
· Мы подмечаем в людях много пороков, но признаем мало добродетелей.
· Мы придумали для театральных произведений такие мудрые правила, что они превосходят, пожалуй, возможности человеческого разума.
· Мы настолько поглощены собой и нам подобными, что не обращаем никакого внимания на все остальное, хотя окружены им и оно постоянно у нас перед глазами.
· Мы не в силах пренебречь презрением окружающих: у нас слишком мало самолюбия.
· Мы обычно приписываем себе свои успехи и неудачи, хваля или порицая себя за прихоти Фортуны.
· Мы недовольны своей предприимчивостью, если люди не замечают ее: чтобы похвастаться ею, мы часто жертвуем плодами, которые она может принести.
· Мы не слишком сильно страдаем от обид, причиняемых нам из добрых чувств.
· Мы многому верим без доказательств, и это естественно, но мы сомневаемся во многом, что доказано, и это тоже естественно.
· Мы куда усердней подмечаем у писателя противоречия, часто мнимые, и другие промахи, чем извлекаем пользу из его суждений, как верных, так и ошибочных.