Сборник цитат для аргументации на ЕГЭ по литературе по темам


Книжная мудрость

Интересные и короткие цитаты со смыслом из книг – знания, которыми не стыдно поделиться с друзьями.

  1. Быть может, лучшим выходом станет жизнь с закрытыми глазами. Ведь если ты не замечаешь зла, то можно представить, что его и нет вовсе.
  2. Многим кажется, что суть загадок в том, чтобы быть разгаданными… Но ведь это устроено совсем иначе! На самые лучшие загадки до сих пор так и не смогли найти ответы.
  3. Всё то лучшее, что есть в этом мире – создано не добром или злом, а является продуктом их противостояния.
  4. Когда я говорю, что мне кто-то нравится, то это фактически моё признание в любви и даже больше. Такой уж я человек.
  5. Вы знаете, что объединяет нас всех до единого? Это не любовь и прочая мифологическая чушь, а тяга к звёздам! Не родился на земле ещё человек, который смог бы посмотреть на звёздное небо и хотя бы на секундочку не задуматься о вечности…
  6. Совместные глупости только укрепляют дружбу, а вот поодиночке лучше не шалить!
  7. Тут ничего не меняется. По-прежнему куча людишек, которые пытаются научить тебя жить… но при этом сами ничего не умеют.
  8. Если подолгу смотреть на пустынный пляж, то начинает казаться, что ему не хватает людей. А если подолгу смотреть на людей, то рано или поздно начинаешь мечтать о пустынном пляже. Замкнутый круг.
  9. Да я самый нежный и самый ласковый! Я как маленький кактус, который ещё не успел отрастить иголки, которыми он будет убивать!
  10. Любовь – это не штука сама по себе. В любовь надо уметь, любви надо учиться, любовь нужно тренировать!
  11. Грусть – это такое место, из которого ещё никому самостоятельно выбраться не удавалось.
  12. Лучше уж пусть люди будут теми, кем они являются на самом деле, чем будут выдавать себя за кого-то другого.
  13. Нельзя забывать о прошлом. Оно не умирает, а становится частью нашей сущности.

Зимние картины из «Евгения Онегина»


Иван Шишкин. Зима. 1890. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.

Александр Пушкин. «Евгений Онегин»

В «энциклопедии русской жизни» — романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина — много пейзажной лирики. А зиму в произведении поэт описывает целых три раза: в четвертой, пятой и седьмой главах. Дважды он рассказывает о холодах в деревне, привычках и делах ее жителей — крестьян и дворян. А в седьмой главе Пушкин описал уже зиму в Петербурге: «На синих иссеченных льдах / Играет солнце; грязно тает / На улицах разрытый снег».

Пейзажную лирику в «Евгении Онегине» Пушкин использовал с разной целью. Описания зимы ему нужны и для того, чтобы дополнить портрет главного героя — Евгения Онегина, и чтобы показать быт и нравы жителей России первой половины XIX века.

По-английски

Кажется, что самые мудрые книги выходят в печать на английском? Подборка переводов коротких цитат из самых умных книг!

  1. Если тебе пожелали чего-то хорошего, то это ещё вовсе не означает, что тебя не хотят убить…
  2. Это просто поразительно – как легко с утра найти изящный обход того, что вечером казалось неизбежным.
  3. Если вздыхать по каждому поводу, то дышать будет некогда!
  4. Обаятельность – неизменный атрибут уверенного в себе человека. Мнительные люди просто патологически не способны быть обаятельными.
  5. Порой любовь принимает такие неведомые и вульгарные формы, что рассмотреть в этом любовь становится практически невозможно.
  6. Невозможно расстаться с человеком, который даже спустя годы остаётся лучшим, что с тобой приключалось.
  7. В книгах люди видят лишь то, что хотят видеть. Так устроен мир.
  8. Осколками его усмешек можно разрезать сталь любых нервов.
  9. Торопиться в любви столь же вредно, как торопиться покинуть окоп посреди сражения.
  10. Если чему-то быть, то этого не миновать. Если судьба приготовила тебе сюрприз, то тебе придётся его распаковать.
  11. Каким бы сложным не казался путь – ты всё равно его пройдёшь. Нечего тут сопли развозить.
  12. Легче всего осуждать тех людей, которые выглядят недостаточно привлекательно.
  13. Единственная проблема, которую тебе предстоит решить – выбрать победителя в схватке сердца с разумом.

Константин Душенко

Цитаты из русской литературы от «Слова о полку…» до наших дней

Я знал человека столь мало начитанного, что ему приходилось самому сочинять цитаты из классиков.

Станислав Ежи Лец

Предисловие

«ЦИТАТЫ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» – первая попытка создать обширный свод русских литературных цитат с точными ссылками на источник и удобным поисковым аппаратом. В книге представлено около 5250 цитат почти пятисот авторов.

Кроме цитат из литературных произведений, здесь учтены:

наиболее известные высказывания писателей (в т. ч. устные), не относящиеся непосредственно к литературе;

цитаты из работ критиков и литературоведов;

некоторые выражения и термины из истории русской литературы;

известные высказывания государственных деятелей о русской литературе и писателях;

цитаты из стихотворных переводов ХVIII – ХIХ вв., ставшие частью русской поэзии;

цитаты из романсов и песен литературного происхождения ХVIII – ХIХ вв. Песенная поэзия позднейшего времени, вообще говоря, не учитывалась.[1] Исключение сделано для четырех представителей «авторской песни» (Вертинский, Окуджава, Галич, Высоцкий).

Помимо широко известных цитат, включались высказывания, часто цитируемые в специальной литературе, а также цитаты, которые прежде были крылатыми и нередко встречаются в письменных текстах определенной эпохи.

К. В. Душенко

Май 2005 г.

Как пользоваться справочником

Справочник состоит из авторских рубрик от «А» до «Я»[2] В пределах рубрики цитаты расположены в алфавитном порядке названий произведений; цитаты из писем и устные высказывания даются в конце рубрики.

В некоторых наиболее крупных рубриках выделены жанровые подрубрики; напр., раздел «Достоевский» разделен на две части: «Романы. Повести. Рассказы»; «Эссеистика. Публицистика. Письма».

Для стихотворных произведений в большинстве случаев указываются две даты: год написания и год публикации, напр.:

«Нет, я не Байрон, я другой…» (1832; опубл. 1845)

Если год написания и публикации совпадают, дата не повторяется, а подчеркивается, напр.:

«Гром победы, раздавайся!..» (1791)

Если имеется только одна неподчеркнутая дата – это дата написания стихотворения. Для авторских песен дается только дата их написания.

Для прозаических произведений указывается только дата публикации (без пометки «опубл.»); исключение составляют произведения, опубликованные спустя значительное время после их написания.

В ссылках на цитируемое издание нередко используются сокращения, напр.:

Державин, с. 128;

Поэты 1820-х – 1830-х, с. 314

Список сокращений источников дан в конце книги. В «сокращенных» ссылках на многотомные издания сначала дается номер тома, затем, через двоеточие, номер страницы, напр.:

Достоевский, 10:192 (то есть: т. 10, с. 192)

Если том разделен на части (книги, полутома), номер части указывается в скобках после номера тома, напр.:

Пушкин, 3(1):217 (то есть: т. 3, ч. 1, с. 217)

В начале значительных по объему персональных рубрик указывается издание, по которому дается основная часть цитат данного автора (в ряде случаев – два основных издания); ссылки на эти издания даются в сокращенном виде.

В заголовке авторской рубрики указывается наиболее известное имя автора. Иногда это утвердившееся в справочной литературе «сращивание» настоящего имени с литературным псевдонимом, напр. «Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович»

.

Имена литературных персонажей включались только в сочетании с другими словами («Подпоручик Киже»

,
«Саша с Уралмаша»
). Единственное исключение сделано для «сращенной» фамилии «Толстоевский».

В цитатах из произведений дореволюционных авторов слова «Бог», «Господь», «Творец» и т. д. даются с прописной буквы (если речь идет о Боге монотеистических религий).

Сведения о музыке к стихам даются лишь в тех случаях, если стихотворение известно прежде всего как песня или романс; при этом указывается лишь автор наиболее известной мелодии.

Даты до 14 февр. 1918 г., относящиеся к России, даются по старому стилю (за исключением особо оговоренных случаев).

Следует иметь в виду, что в академических изданиях орфография и пунктуация дается в авторской редакции и нередко сильно отличается от общепринятой.

Обычная схема описания такова:

1. Цитата. Она следует за номером записи и выделена полужирным шрифтом.

2. Ниже – название и датировка источника цитаты; этот абзац выделен курсивом

.

3. Далее – ссылка на печатное издание; перед ссылкой стоит значок . В ссылках дается «нестрогое» описание источника (с отступлениями от правил библиографического описания).

4. Далее, если это необходимо, цитата приводится в более полном или более точном виде; а затем – сведения о ее происхождении, о цитатах-предшественницах, цитатных перекличках, перефразировках и т. д.

В некоторых случаях сведения о цитате объединены в одном абзаце. Это относится прежде всего к устным высказываниям, а также к разделу «Анонимные цитаты и выражения», который следует после основной, «авторской» части справочника.

Пример, взятый из персональной рубрики «Сухово-Кобылин»:

Всегда и везде Тарелкин был впереди. <�…> Когда объявили Прогресс, то он стал и пошел перед Прогрессом – так, что уже Тарелкин был впереди, а Прогресс сзади!

«Смерть Тарелкина» (1869), I, 15

Сухово-Кобылин, с. 151

Отсюда: «идти впереди прогресса».

Номер перед цитатой служит для ее отыскания при помощи указателя, помещенного в конце книги. В указателе цитату можно найти на слово «прогресс»:

Прогресс: Тарелкин был впереди, а Прогресс сзади С-300

и на слово «впереди»:

Впереди прогресса С-300

(здесь «С

» – первая буква фамилии автора).

Пример, взятый из персональной рубрики «Ломоносов»:

* Сопряжение далековатых идей.

«Краткое руководство к красноречию…» (1748), § 27

Ломоносов, 7:111

«…Не надлежит всегда тех [идей] отбрасывать, которые кажутся от темы далековаты, ибо оне иногда, будучи сопряжены <�…>, могут составить изрядные и к теме приличные сложенные идеи».

Формулировка «сопряжение далековатых идей» появилась в статье Ю. Тынянова «Ода как ораторский жанр» (1927), разд. 2.  Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977, с. 236.

В этом примере звездочка (*) перед цитатой означает, что ее форма отличается от исходной. Исходная, «правильная» форма дается после третьего абзаца, вместе с некоторыми дополнительными сведениями.

Двумя звездочками (**) помечаются устные (нередко апокрифические) высказывания, известные лишь в передаче других лиц. Пример, взятый из рубрики «Островой»:

вернуться 1

Песенные цитаты ХХ в. широко представлены в моей книге «Словарь современных цитат» (3-е изд. – М.: Эксмо, 2005.).

вернуться 2

В число авторских рубрик включены также рубрики: «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве» и рубрика «Правда» (газета).

Книги и друзья

Короткие и интересные цитаты со смыслом из книг, о которых стоит вспомнить в хорошей компании.

  1. Я просто один из тех, кто смог достойно прожить жизнь и не нажить себе врагов. Всего лишь обычный человек…
  2. С музыкой можно стерпеть многое. Музыка – лучший врач, которого я смогла найти.
  3. Сильные чувства сжигают сами себя. Так, если однажды любил слишком сильно, то способность любить мог утратить вовсе.
  4. Если человек улыбается и смеётся – с ним всё в порядке. Не нужно учить его жизни.
  5. Весна всех простит. Весной все проблемы будут уже не такими неразрешимыми, а дни будут казаться не такими мрачными. Главное – пережить зиму…
  6. Соблазн прочесть ещё хотя бы одну страницу – самый главный враг моей личной жизни.
  7. Нельзя вернуть то, что уже утрачено. Но можно найти новое, которое будет таким же или даже лучше.
  8. Если единственное, что у тебя осталось – это воспоминания о том, как могло быть, но не стало, то ты уже мёртв.
  9. Стоит лишь начать двигаться – и весь мир начнёт двигаться вслед за тобой.
  10. Любая женщина рано или поздно возненавидит две вещи – пыль на комоде и собственного мужчину.
  11. Сильные люди – сильны во всём, а не только в чём-то конкретном. В этом суть силы человека.
  12. Люди чертовски интересны в своём стремлении к совершенству. Эти глупцы даже не догадываются, что идеал существует только у них в голове…

Зима в Обломовке


Иван Айвазовский. Мельница (фрагмент). 1874. Частное собрание

Зима, как неприступная, холодная красавица, выдерживает свой характер вплоть до узаконенной поры тепла; не дразнит неожиданными оттепелями и не гнет в три дуги неслыханными морозами; все идет обычным, предписанным природой общим порядком. В ноябре начинается снег и мороз, который к Крещенью усиливается до того, что крестьянин, выйдя на минуту из избы, воротится непременно с инеем на бороде; а в феврале чуткий нос уже чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны.

Иван Гончаров. «Обломов»

Зима в Обломовке в книге Ивана Гончарова описана в одной из самых важных глав всего романа — «Сон Обломова». Этот отрывок прозаик опубликовал уже в 1848 году, когда большая часть произведения еще не была готова.

Обломовка для главного героя романа — идиллический край, где всегда царит мир и согласие. Поэтому и зима здесь не кажется суровой, несмотря на мороз и холод. Философ и литературовед Михаил Бахтин заметил, что Гончаров часто пользовался приемом олицетворения, когда описывал природу в Обломовке: «В описании обломовской природы доминирует антропоморфный принцип: зима — «неприступная красавица»… Эта природа как бы сориентирована на человека, человек является модулем этого мира». Обитатели Обломовки не боялись ни снега, ни мороза, а природа в их деревне была будто еще одним жителем.

Про книги

Интересные цитаты про книги и чтение – мудрые мысли, которыми стоит поделиться с другими.

  1. Поспать – это, конечно, хорошо, но прочесть ещё одну главу – бесценно!
  2. Фэнтези – это мир, который напоминает взрослым о существовании волшебства.
  3. Уж лучше я буду состав освежителя для воздуха читать, чем откажусь от чтения совсем!
  4. Книги – друзья, у которых всегда найдутся слова для тебя.
  5. Любить читать – это всё равно что любить разменивать скуку на увлекательное приключение.
  6. Любимая книга – это как первая любовь, её никогда не забываешь и всегда пытаешься сравнивать с другими.
  7. Недостаточно научить человека чтению, если человек не способен осмыслить прочитанное.
  8. Расскажи, какие книги ты перечитываешь – и я расскажу тебе, кто ты есть!
  9. Книги не бывают пустыми. Пустыми бывают люди, которые эти книги пишут и читают.
  10. Как же это приятно – развалиться на любимом диванчике с любимой книгой и хотя бы на несколько часов забыть обо всём!
  11. Лучший вечер – вечер, проведённый за увлекательным чтивом, а не то, о чём вы тут подумали.
  12. Чтение – самый привлекательный способ прожигать жизнь. Никакие напитки и приятные компании с этим не сравнятся.
  13. Читать нынче все умеют, но способность поразмыслить над прочитанным дана лишь избранным.
  14. Самое волшебное чувство – когда находишь в книге свою мысль, которую ты не успел додумать до конца…

Самые смешные цитаты из книг

В первый день апреля практически весь мир пребывает в хорошем настроении и отмечает День смеха

. Традиционно в это время принято разыгрывать друзей и знакомых. Также обычно 1 апреля вспоминаются смешные истории из жизни и пересматриваются душевные комедии. Именно поэтому в этот веселый день специально для
Дней.Ру
онлайн-магазин электронных книг «ЛитРес» сделал подборку любимых произведений, читать которые без улыбки просто невозможно!
«Автостопом по галактике», Дуглас Адамс
«Но я захватил их в плен! А пленных необходимо допрашивать! Капитан колебался. – Ну уж ладно, – согласился он. – Спросите у них, чего они хотят выпить». Серия сатирических научно-фантастических романов американского писателя уже давно стала классикой жанра, основой для телевизионного сериала, а в 2005 году была экранизирована. В основе романа лежат приключения невезучего англичанина Артура Дента, которому вместе со своим другом удается избежать гибели при уничтожении Земли.
«О выпивке, о Боге, о любви», Игорь Губерман
«Седеет волос моих грива, краснеют опухлости носа, и рот ухмыляется криво ногам, ковыляющим косо». В «очень маленьком предисловии» к своему сборнику автор поясняет, почему он объединил три главных, по его мнению, феномена, которые сопровождают нашу жизнь: алкоголь, женщин и Бога. «Выпивка дарит нам облегчение, идея Бога – иллюзорные надежды, а любовь – недолгое чувства счастья», – говорит Губерман и предлагает читателю детально познакомиться с каждым из них.
«Любовь на фоне кур», Пелам Вудхауз
«Мало что дарит такое отдохновение, как зрелище кого-то другого, трудящегося под палящим солнцем». Вудхауз с присущим ему английским юмором описывает в этой книге красочные картины падений и взлетов обитателей куриной фермы. Главными героями на этот раз стали писатель, интеллектуал Гарнет и неутомимый предприниматель Укридж, которые занимаются разведением кур и не всегда блестяще справляются с этим. Однако никакие невзгоды не могут «подрезать крылья» героям, и Укридж остается неунывающим оптимистом, а мистер Гарнет проявляет чудеса остроумия под аккомпанемент куриного квохтанья.
«Понедельник начинается в субботу», Аркадий и Борис Стругацкие
«Странный это был отдел. Лозунг у них был такой: «Познание бесконечности требует бесконечного времени». С этим я не спорил, но они делали из этого неожиданный вывод: «А потому работай – не работай – все едино». В этой повести есть все: тонкая сатира и юмор, харизматичные и яркие персонажи, точные научные сведения и фантастика. Невероятные юмористические истории младшего научного сотрудника Александра Привалова стали настольной книгой не одного поколения читателей, а прообразы таких героев, как ведьмочка Стеллочка, профессор Выбегалло и птеродактиль Кузька встречаются в нашем мире до сих пор.
«Скотный двор», Джордж Оруэлл
«Бенжамин был старейшим четвероногим скотного двора […] Из всех обитателей усадьбы только он никогда не смеялся. А когда его спрашивали, почему, он отвечал обычно, что не видит в этой жизни ничего смешного». Сатирическая притча-повесть Оруэлла, называемая иногда антиутопией, повествует об эволюции состояния животных, которые изгнали со скотного двора его предыдущего владельца – свинью по кличке Наполеон. Может ли обычная ферма стать настоящим символом тоталитарного общества? И если да, то какие это общество станет для его «граждан»–животных, обреченных на бойню?
«Тот самый Мюнхгаузен», Григорий Горин
«И когда медведь бросился на него, господин барон схватил его за передние лапы и держал до тех пор, пока тот не умер. – А от чего же он умер-то? – От голода. Медведь, как известно, питается тем, что сосет свою лапу, а поскольку господин барон лишил его этой возможности…» Литературные сценарии Григория Горина не нуждаются в представлении, ведь его фильмы, созданные в творческом союзе с Марком Захаровым, завоевали всенародную любовь, а реплики героев давно разошлись на цитаты. Так приятно снова встретиться с бароном Карлом Фридрихом Иеронимом фон Мюнхгаузеном и взглянуть на него другим, литературным, взглядом! …Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!..
«Я родился в камыше», Даниил Хармс
«Хвилищевский ел клюкву, стараясь не морщиться. Он ждал, что все скажут: «Какая сила характера! Но никто не сказал ничего». Загадочный Даниил Хармс: кто он? По словам Маршака, он, скрывая свою «классическую основу», появлялся на публике в образе мастера эпатажа, мистификатора или просто наивного открытого гения. Кем бы ни был этот русский поэт и писатель, его произведения популярны до сих пор, а его творческий путь – одна из самых сложных и ярких головоломок отечественной литературы.
«Человек в футляре», Антон Чехов
«Так и мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или не честно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает, – это я знаю». Антон Павлович Чехов – классик русской литературы, великий писатель и драматург, чьи произведения до сих пор считаются одними из лучших сюжетов для театральных постановок. Он воспевал загадочную русскую душу, ее широту и эмоциональность. В сборник вошли лучшие произведения писателя, забавные и трагические, саркастические и поэтические, такие же многогранные по своему содержанию, как и сам автор.
«Осенний полет таксы» (сборник), Марта Кетро
«Слишком заметно, как сильно мне нравятся женщины, и потому временами я получаю упреки в том, что не люблю мужчин. Ах, нет. Я испытываю к ним несколько хищную нежность, которую, должно быть, чувствует сытая полярная сова, когда, планируя на распростертых крыльях над тундрой, видит храброго белого зайчика. «Зайчик, – думает она, – зайчик». Полет таксы – печально это или фантастически весело? С одной стороны, это забавное явление, но, с другой – разве может летать тот, кто рожден бегать на четырех лапах, выслеживая по норам лисиц?! Эта книга не о таксе, а о смешной женской душе, которая вовсе не собиралась никуда взлетать и не думала о свободе, а все-таки освободилась. И стала счастлива.
«Женщина, которая легла в кровать на год», Сью Таунсенд
«Мама ушла на занятия женской группы по «развитию положительной самооценки». Мужчин туда не пускают. Я спросил у папы, что такое «положительная самооценка». Он ответил: «Бог его знает, но что бы это ни значило, мне ничего хорошего не светит». Знаменитая английская писательница Сью Таунсенд смогла создать мудрый, но в то же время невероятно смешной роман о каждом из нас и о наших тайных желаниях. Главная его героиня – Ева – решает наконец отдохнуть от всех домашних забот и просто лечь в постель. На год. Это неоднозначное решение молодой замужней женщины с детьми шокирует и вдохновляет одновременно, ведь о том, чтобы лечь в кровать, завернуться в одеяло и ни о чем не думать, мечтает порой каждый из нас.

ЧИТАЙТЕ «ДНИ.РУ» В «ИНСТАГРАМЕ» – ПОДАРКИ И ЭКСКЛЮЗИВЫ

Про библиотеки

Короткие цитаты о библиотеке и книгах, в которых хранятся все знания мира.

  1. Мой дом – библиотека. И плевать мне на ваше мнение.
  2. Чтение – это полёт, для которого не требуется никаких крыльев.
  3. Самый приятный звук, который мне удавалось услышать – перелистывание страницы в библиотечной тишине.
  4. Библиотекари – самый вымирающий вид, который почему-то не пытаются спасать.
  5. Возможность посещать библиотеку – это то самое, что сделало нашу цивилизацию великой.
  6. Библиотека – это маленький островок тишины в океане знаний.
  7. В библиотеке можно найти многое, если не всё. Но всё меньше людей об этом вспоминает…
  8. Библиотека – это сокровищница нации. Настоящая сокровищница, а не какой-то там склад золотишка.
  9. Библиотека – это целый мир, в котором тысячи миров. Целая вселенная внутри отдельно взятого помещения.
  10. Знания должны передаваться, иначе эти знания бесполезны. Библиотека – это не тюрьма для книг, а свобода для знаний.
  11. Любая книга как бы наивна и коротка она ни была, попав в библиотеку – умножает богатство нации.
  12. Практически всё, что люди когда-либо знали – записано в книгах. Хотя бы лишь по этой причине библиотеки умрут не раньше, чем последний человек на земле.
  13. Книга – легальный способ свалить подальше из этого поганого мира.
  14. Ты не зря прожил ровно столько дней, сколько потребуется для прочтения твоей книжной полки.
  15. Библиотеки – это волшебство знаний и таинственных историй. Библиотеки – это потрясающе!
  16. Твоя библиотека – это твои знания. Умножать их или довольствоваться имеющимся – исключительно твой выбор.
  17. Лучшее, что можно сделать для подрастающего поколения – выдать им бесплатный абонемент в нормальную библиотеку.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]