Эрих Фромм мыслитель и человек — 30 цитат, дарящих жизнь


Эрих Фромм

Эрих Фромм

(родился: 23 марта 1900 г., Франкфурт-на-Майне, Германская империя — умер: 18 марта 1980 г., Локарно, Швейцария)

Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Эгоизм – симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя.

Социальный прогресс требует стандартизации людей, и эту стандартизацию называют равенством.

Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность.

Человек – единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая.

Человек может играть множество ролей и быть субъективно уверенным, что каждая из них — это он. На самом же деле человек разыгрывает каждую роль в соответствии со своими представлениями о том, чего от него ждут окружающие; и у многих людей, если не у большинства, подлинная личность полностью задушена псевдоличностью. /Бегство от свободы/

Человек – единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к до-человеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе.

Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения. /Анатомия человеческой деструктивности/

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен. /Искусство любить/

Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его. /Искусство любить/

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя». /Искусство любить/

Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви. /Искусство любить/

Именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных. /Бегство от свободы/

Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить. /Искусство любить/

Современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания. /Иметь или быть?/

Каждый новый шаг может окончиться неудачей — вот одна из причин, заставляющих людей бояться свободы. /Иметь или быть?/

В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. /Искусство любить/

Сознаем мы это или нет, но мы ничего так не стыдимся, как отказа от себя, а наивысшую гордость, наивысшее счастье испытываем тогда, когда думаем, говорим и чувствуем подлинно самостоятельно. /Бегство от свободы/

Забота и ответственность — составные элементы любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в господство и собственничество. /Человек для себя/

Выбор между жизнью и смертью скорее мнимый, чем реальный; реальный же человеческий выбор — между хорошей жизнью и плохой. /Человек для себя/

Знать свои подлинные желания гораздо труднее, чем кажется большинству из нас; это одна из труднейших проблем человеческого бытия. Мы отчаянно стараемся уйти от этой проблемы, принимая стандартные цели за свои собственные. /Бегство от свободы/

Право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли. /Бегство от свободы/

Любовь начинает проявляться, только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях. /Искусство любить/

Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить. /Иметь или быть?/

Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения. /Искусство любить/

Биографическая сводка

Эрих Зелигманн Фромм родился 23.03.1900 года во Франкфурте-на-Майне. Поскольку его родители были иудеями, он смог получить прекрасное для своей среды образование. Он обучался в гимназии, где наряду с общеобразовательными предметами преподавали иудейские религиозные традиции и теорию вероисповедания. После гимназии Фромм стал одним из основателей «Общества еврейского народного образования».

С 1919 по 1922 гг. учился в Гейдельбергском университете, где основными предметами была психология, философия и социология. После выпуска получил степень доктора философии. Он слишком увлекся идеями Зигмунда Фрейда, отбросил все ценности, на которых базировалось его воспитание, и стал изучать психоанализ, который впоследствии стал интегрировать в практическую медицину.

Эгоизм

Но не только об обществе писал Фромм, его также интересовали межличностные отношения. Свои мысли по этому поводу он решил вынести в отдельную книгу «Искусство любить». Фромм пишет о многих аспектах здоровых и крепких отношений.

Впервые он упоминает о любви в «Бегстве от свободы», когда пишет о таком явлении, как эгоизм. Фромм считает, что из-за нехватки любви к себе человек становится эгоистичным, поскольку не уверен в собственных силах, не имеет внутренней опоры и пытается найти одобрения у окружающих, только так человек может существовать.

Именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных.

Из этого высказывания берут начало и другие цитаты о любви Эриха Фромма.

Книга «Искусство любить»

В этой работе собраны не только мысли о межличностных отношениях, но и другие размышления о человеческой природе. Но остановимся пока на первом вопросе.

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя». («Искусство любить»)

В этой цитате Эриха Фромма из «Искусства любить» представлена та тонкая грань, где начинается и заканчивается любовь. Нуждаться в другом человеке из-за того, что он способен облегчить жизнь, помочь в чем-то и тому подобное – это не любовь, а обычное потребительское отношение.

Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.

Любящие люди знают друг о друге все. Между ними нет недосказанных слов, секретов или зависти к успехам другого.

Из этой цитаты из книги «Искусство любить» Эриха Фромма вытекает следующее утверждение автора:

В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя.

В современном мире все настолько перемешалось, что стоит человеку встретить кого-то, кто относится к нему более-менее доброжелательно, как он растворяется в нем и забывает о собственной жизни и собственных целях.

В итоге, такое поведение обоим портит жизнь: тот, кто отдает, теряет драгоценное время и в итоге может остаться у разбитого корыта, а тот, кто принимает будет чувствовать себя обязанным.

Любовь начинает проявляться, только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях.

Ради науки готов на все

В 1925 году он организовывает частную практику. Это дало ему возможность постоянно наблюдать за людьми, изучая социальные и биологические составляющие человеческой психики.

С 1930 года начинает преподавать психоанализ во Франкфуртском университете. До 1933-го был директором отдела социально-психологических исследований в Институте Хоркхаймера. Позже совершенствовал свои знания в Берлинском психоаналитическом институте. В то время ему удалось завязать несколько полезных знакомств, благодаря которым смог попасть в Чикаго. Когда к власти пришли нацисты Эрих Фромм эмигрировал в Швейцарию, а спустя год – в Нью-Йорк.

Цитатами Эриха Фромма начинают говорить американские студенты. В 1940 году он получает американское гражданство, работает преподавателем в колледже Беннингтон и состоит в Американском институте психоанализа. В 1943 году принимает участие в создании нью-йоркского отделения вашингтонской школы психиатрии. Позже она была переименована в Институт психиатрии, психоанализа и психологии У. Уайта, который Фромм возглавлял с 1946 по 1950 гг.

Путь к счастью

Во время чтения «Бегства от свободы» невольно возникает вопрос: «Неужели нет никакого способа быть счастливым?» Эрих Фромм упомянул и об этом:

Сознаем мы это или нет, но мы ничего так не стыдимся, как отказа от себя, а наивысшую гордость, наивысшее счастье испытываем тогда, когда думаем, говорим и чувствуем подлинно самостоятельно. («Бегство от свободы»)

Все просто, но на самом деле сложно. Попадая под влияние общественного мнения, человеку сложно оставаться верным себе, даже если речь идет о самых простых вещах. Что уже говорить о больших целях и грандиозных планах?! Чтобы разорвать этот порочный круг нужно хоть раз попробовать защитить свои интересы, завершить начатое дело и, превозмогая невзгоды, достичь небольшого замысла. То воодушевление, облегчение и радость, что придут после, запомнятся на всю жизнь. А потом остается только поднимать планку.

Наследие

Кроме всех достижений, был почетным профессором Йельского университета, преподавал в Мичигане и Нью-Йорке. В 1960 году стал членом социалистической партии. Ему удается успешно совмещать политическую деятельность, преподавание и создание научных трактатов. Цитаты Эриха Фромма ценятся на вес золота, но с таким плотным графиком сложно вести полноценную и здоровую жизнь.

В 1969 году Фромм перенес инфаркт, из-за туберкулеза стал все чаще посещать Швейцарию, куда в 1974 году перебрался окончательно. В 1977 и 1978 году у него снова случились сердечные приступы.

Умер 18 марта 1980 года, оставив после себя множество интересных психоаналитических и социологических теорий. Цитаты и афоризмы Эриха Фромма – бесценное наследие, которое он передал человечеству в надежде, что их правильно поймут. Впрочем, этим и будем заниматься.

«Бегство от свободы»

Пожалуй, это первое произведение Эриха Фромма, с которым знакомятся студенты вузов на факультете социологии. Говоря по правде, неподготовленному человеку достаточно сложно понять эту работу. И дело вовсе не в сложной терминологии или старомодном стиле повествования, просто не хочется признавать, что человек всего лишь «винтик социальной системы», который постоянно играет разные роли, эгоистичен из-за недостатка любви и только редким счастливчикам удается испытать настоящую гордость за то, что не отказались от себя. Цитаты Эриха Фромма из «Бегства от свободы» часто не воспринимаются современным поколением, ведь, как говорится, правда в глаза колет. Вот только благодаря им можно понять истинное положение вещей, а поняв их — изменить свою жизнь.

Советы

В «Искусстве любви» можно отыскать еще и несколько полезных рекомендаций, к примеру:

Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.

Автор подмечает, что окружение влияет на человека во всех аспектах жизнедеятельности. Человек – существо социальное, поэтому всегда будет тянуться за большинством. Будет менять свое мнение, поведение и даже уровень интеллекта будет повышаться или снижаться в зависимости от того, кто находится рядом. Также стоит обратить внимание на цитаты о времени и знаниях:

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен. («Искусство любить»)

Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его.

Мысли и обыденность

Что же, приступим к рассмотрению цитат Эриха Фромма:

Право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли.

В этом психолог абсолютно прав, человеку не стоит говорить о том, чего он до конца не понимает. Люди могут наполнить свой разум обрывками чужих фраз и мыслей, но без понимания происходящего даже самая гениальная идея превратится в обычный мусор. В одном современном романе («Ты покажешь мне Ад?») есть фраза: «У готового ответа нет ни одного шанса на создание мысли». Об этом говорит и Фромм: думать, мыслить, созидать – вот, что должен делать человек.

Знать свои подлинные желания гораздо труднее, чем кажется большинству из нас; это одна из труднейших проблем человеческого бытия. Мы отчаянно стараемся уйти от этой проблемы, принимая стандартные цели за свои собственные.

Это еще одна проблема человечества, которая всегда будет существовать. Здесь речь идет о том самом пресловутом запыленном сценарии, которому все следуют.

Действительно ли люди хотят жить так, как принято? Учеба, работа, семья, стабильное и непримечательное существование – это считается обязательной нормой, а те, кто идут вопреки, непременно столкнутся с непринятием, агрессией и непониманием. Поэтому и приходится:

Играть множество ролей и быть субъективно уверенным, что каждая из них — это он. На самом же деле человек разыгрывает каждую роль в соответствии со своими представлениями о том, чего от него ждут окружающие; и у многих людей, если не у большинства, подлинная личность полностью задушена псевдоличностью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]