Абай Кунанбаев: стихи, литературное наследие и высказывания

Фото: UGC Великий мыслитель, выдающийся поэт и непревзойденный борец за процветание казахского народа Абай Кунанбаев стал основоположником классической литературы Казахстана. Творческое наследие литератора стало духовным достоянием нации и обогатило культуру казахского народа. Стихи Абая были написаны более полутора веков назад, но не теряют своей значимости и актуальности в современном мире. Произведения великого классика нашли признание в разных частях мира и были переведены на многие языки. Узнайте о литературной деятельности первого классика Казахстана, прочтите афоризмы и высказывания выдающегося казаха.

Абай Құнанбайұлы

Абай (Ибраһим) Құнанбаев Құнанбайұлы (1845-1904) — ақын, ағартушы, жазба қазақ әдебиетінің, қазақ әдеби тілінің негізін қалаушы, композитор, аудармашы, саяси қайраткер, либералды білімді исламға таяна отырып, орыс және еуропа мәдениетімен жақындасу арқылы қазақ мәдениетін жаңартуды көздеген реформатор. Абай ақындық шығармаларында қазақ халқының әлеуметтік, қоғамдық, моральдық мәселелерін арқау еткен.

Ұлы ақын, композитор, саясаткер, ағартушы, қазақтың реалистік жаңа жазба әдебиетінің негізін қалаушы. Ақынның арғы тегі Орта жүз Тобықты Арғын ішіндегі Олжай батырдан басталады. Олжайдан Айдос, Қайдос, Жігітек есімді 3 ұрпақ тарайды. Бұлардың әрқайсысы кейін бір-бір рулы ел болып кеткен. Айдостың Айпара деген әйелінен: Ыргызбай, Көтыбақ, Топай. Ана айтқанындай, шынында, бұлардың ішінде Ыргызбай ортасынан оза шауып, ел басқарған. Ыргызбайдан Үркер, Мырзатай, Жортар, Өскенбай тарайды. Өскенбай шаруаға жайлы, билікке әділ кісі болғандықтан, «Ісің адал болса Өскенбайға бар,арам болса Ералыға бар” деген мәтел сөз қалған.Өскенбайдың әйелі Зердеден Құнанбай туады. Бірақ бұл оқуын әрі жалғастыра алмай, небәрі 3 жылдан соң оның мұсылманша да, орысша да оқуы аяқталады. Абайдың басқа балалардан алымдылығын аңғарған Құнанбай оны елге шақырып алып, өз жанына ертіп, әкімшілдік-билік жұмыстарына араластырмақ болады. Сөйтіп 13 жастағы Абай ел ісіне араласады.

Менімен менікінің айырылғанын, Өлді деп ат қойыпты өңшең білмес.

Біріңді қазақ, бірің дос, көрмесең істің бәрі бос!

Құдайшылық — жүректе. Қалпыңды таза сақта.

Құдайдан — қорық, пендеден — ұял: балаң бала болсын десең оқыт, мал аяма!

Ауруды жаратқан құдай, бірақ ауыртқан құдай емес.

Өзің үшін еңбек қылсаң, өзі үшін оттаған хайуанның бірі боласың; адамшылықтың қарызы үшін еңбек қылсаң — Алланың сүйген құлының бірі боласың.

Бұрынғы ата-бабаларымыздың бұл замандағылардан артық екі мінезі бар екен: ел басы, топ басыларына тоқтай білетіндігі мен намысқойлығы.

Егер менің ішімді жарып өрсең, жылауыңды тоқтатып, шошыр едің.

Өлейін деп өлмейді өлерлік жан.

Источник

Несколько слов о мудрости Великого Абая

Несколько слов о мудрости Великого Абая

Всем известно, что большое значение следует придавать личности Великого Абая, его значимости для современного казахского общества, для текущих процессов, происходящих в нашей стране. Нет сомнений, что Великий Абай является большой исторической ценностью для казахского народа. Семипалатинск, родина Великого Абая, является одним из самых ярких духовных центров, славящихся не только Абаем, но и Шакаримом, и Мухтаром Ауэзовым. Наша задача — показать величие великого Абая и использовать его бесценное наследие на благо будущих поколений. Какова мудрость великого Абая? Он призвал казахский народ — людей, живущих во времена кочевого скотоводства, — перейти, как и другие развитые народы и нации, к новому этапу жизни, привлечь казахский народ в пространство мировой цивилизации и реформировать страну. Абай обучил своих учеников и отправил своих детей в школу — интернат, чтобы они получили достойное образование в то время. Великий Абай был самым прогрессивным представителем своего времени. Это можно прочитать в трудах Абая: «У нас была возможность проверить кандидатуры для выборов двух судей в каждом избирательном округе. Не каждый может совершать правосудие. Как говорится, чтобы провести «ежедневную встречу на Культобе», нужно знать свод законов, унаследованных от наших предков — «путь Касым хана», «старый путь Есим хана», «Семь установлений» Тауке хана. Но со временем они устаревают и требуют современных корректировок. Отсутствие верховного судьи и ряда судей затрудняет разрешение споров. Сам Абай смог учиться одновременно в начальной мусульманской и светской русской школе в Семипалатинске. Книги окружали его с детства, его отец подписывался на газеты и журналы, а позже будущий поэт продолжил эту практику. Абай был знаком с арабо — персидской, древнетюркской и западноевропейской литературой. После встречи с Абаем известный американский писатель Джордж Кеннан похвалил его: «Я знаю старого кыргыза (т. е. казаха) — Ибрагима Кунанбаева, который не только ходит в библиотеку, но даже читает таких авторов, как Милль, Бокль и Дрепер. И они величайшие философы в мире». Великий Абай призывал спасти казахскую молодежь от зла и грубости через образование и воспитание, за что он активно поддерживал открытие светских школ для казахских детей. В частности, он писал: «Нам нужно забрать детей у родителей, отправить их в школу и обучать их какой — либо профессии. Нам нужно создавать школы, где девочки должны учиться». Великий Абай был основателем казахской национальной письменной литературы, а его поэзия, оказала и оказывает огромное влияние не только на его современников, но и на будущие поколения казахского народа.

Керимсал Жубатканов, доцент Казахско — Русского Международного Университета, кандидат исторических наук Мақала ұнаса, бөлісіңіз:

Қарап көріңіз

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]