В чем скрытый смысл фильма «Знакомьтесь, Джо Блэк»?

Три часа жизнеутверждающего действия в фильме про… Смерть. Кино, не получило статусных наград — ни «Оскара» от Киноакадемии, ни «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, но поразило в самое сердце зрителей, случайно или намеренно посмотревших его.

В чем секрет успеха и в чем истинный смысл повествования об «отпуске» Смерти, уставшей ежесекундно пожинать свой скорбный урожай? Мартин Брест — режиссер картины вдохнул новую жизнь в старую пьесу Альберто Каселла.

В 1929 году на Бродвее прошло 180 спектаклей под названием «Смерть берет выходной». Позже, в 1934 и 1971 году пьеса была экранизирована. Фильм «Знакомьтесь, Джо Блэк» — третья попытка воссоздать на экране образ мистический, пугающий все сущее на Земле, — образ Смерти. Встреча с ней неизбежна. Она неумолима и безжалостна.

Так думает всяк живущий, но Мартин Брест представил ее в иной ипостаси, намешав столько красок, что хладнокровный и расчетливый убийца вдруг предстает наивным ребенком, а потом трепетным влюбленным, а после мудрецом, нашедшим единственно верное решение. Как много смыслов в старом, как мир сюжете. Не только таинственная Смерть приоткрывает тайны своей «работы», но и человек познает истинные ценности своего бытия.

Великолепное актерское трио

Энтони Хопкинс — вот жемчужина фильма. Роль Билла Перриша не сыграна — прожита на экране. В «Молчании ягнят» Хопкинс маньяк, безжалостный людоед, с леденящим душу взглядом. Теперь перед зрителем отец, чьи глаза переполнены нежностью к своим девочкам. Столь контрастное перевоплощение под силу только гению Хопкинса.

Молодые актеры Брэд Питт и Клэр Форлани соответствуют старшему коллеге. Клэр — воплощение естественной женственности. Питту удалось создать сразу два образа — обаятельного земного парня и сущности, от которой веет могильным холодом. Вместе актеры создали атмосферу фильма, напоенную искренней любовью и самопожертвованием.

Пожилой мужчина вдруг просыпается среди ночи, встревоженный смутным нездоровьем. Он пытается размять левую руку, затекшую во сне. Ему много лет и закономерно возникает подозрение, что причиной недомогания может быть сердечная недостаточность. Таинственный голос вслух отвечает на его немой вопрос. Это «да» звучит из ниоткуда. Билл Перриш гонит ночной кошмар. Он благоразумен и не подвержен панике. Эти качества, как и еще много достоинств, помогли ему стать медиамагнатом — успешным и богатым, подобно Крезу. Близится юбилей Перриша. Возраст почтенный — 65 лет.

Старшая дочь Эллис готовит грандиозное торжество, на которое приглашена элита страны. С первых минут утреннего диалога между Перришем и двумя его дочерьми режиссер ловко расставляет акценты. Старшую отец называет Эллис, а младшую Сьюзен — деткой. Они обе взрослые женщины, но одна из них — любимое дитя, девочка, нуждающаяся в родительской опеке.

Совет отца, как руководство к действию

Совсем недолгий разговор по дороге на работу становится для Сьюзен полной неожиданностью. Отец дает ей житейские наставления, но не о карьере и поиске выгодной партии идет речь. Он говорит о любви. О том, что она должна открыть свое сердце для стрелы, что пронзит его любовью. Если не случится в ее жизни этого чувства, то «значит она и не жила». Сьюзен встречается с Дрю — партнером отца, но нет в их отношениях той страсти, о которой папа вдруг заговорил с такой пронзительной откровенностью.

Случайная встреча в кафе словно в подтверждение слов отца оказалась настолько кстати, что при расставании с новым знакомым Сьюзен, несмотря на природную сдержанность, признается в своей симпатии. Они прощаются, даже не назвав друг другу имен. Он говорил о той же стреле, которая пронзила их сердца одновременно. Сьюзен спешит на дежурство в клинику, а он — навстречу смерти. Вот еще один смысл — нужно быть решительным. Стоило Сьюзен поддаться чувству, окликнуть, продлить разговор еще на минуту, и был бы изменен ход событий.

Знакомьтесь, Джо Блэк

Смерть является в дом Перриша и безапелляционно заявляет хозяину, что устала от бесконечных трудов. Она решила отдохнуть и развлечься. Проводником в мир человеческих радостей избран Билл. Он прожил достойную жизнь, знает в ней толк и сгодится для этой роли. Все это Смерть излагает устами утреннего знакомого Сьюзен. Его тело стало временным пристанищем той сущности, которая решила попробовать этот мир на вкус, цвет, запах.

Как только Смерти наскучит земная «командировка», так и закончится существование Перриша. С этого момента она обретает не только тело, но и имя — Джо Блэк. Джо становится неотлучным спутником Перриша дома и на работе. Недоумение и немые вопросы вызывает появление незнакомца у всех окружающих Билла. Джо ведет себя с непосредственностью ребенка, которому все внове: вкус орехового масла, желейного печенья, мягкость матраса.

Все незамысловатые житейские радости забавляют Смерть, пока она не открывает для себя главное человеческое предназначение — любовь. Сьюзен влюблена в Джо еще с той встречи в кафе. Он покорен ее нежностью, женственностью и впервые испытывает все прелести любви: обладание любимой, тепло ее тела и сияние любящих глаз, единение душ. Новые ощущения делают воплощение вселенского зла уязвимым, пробуждают чувства, коих оно лишено по своей природе.

Рецензии

Более пронзительного в своей нежности фильма, чем «Знакомьтесь, Джо Блэк», я не знаю. Здесь нежность обвивает каждую сцену, цепляется за каждый взгляд, наполняет воздух каждой ноткой в голосах актеров. Как плющ в саду обнимает столбы беседки, так нежность в этом фильме прислоняется к каждому вздоху. И потому кажется удивительным, когда вдруг осознаешь, что это камерное театральное действо продолжалось три часа, а не три минуты. Несмотря на то, что над воплощением идеи о Смерти, взявшей отпуск, Мартин Брест думал 20 лет, получилось оно нисколечко не вымученным этими раздумьями. Живое произведение, как живое существо – рожденное, а не созданное, не слепленное или сконструированное. Не только каждая сцена или каждая фраза, каждая пауза между взглядами здесь важна и незаменима. Все это дает такое единство именно твоего, очень личного чувства, не навязанного, а найденного в тебе и подаренного тебе Брестом. Итак… Дух Смерти, заскучавший в своей вечности, решает развлечься. Он принимает человеческий облик и просит мужчину, которого должен забрать с собой, Билла Пэрриша, информационного магната, показать ему мир. В обмен на время. Дух выбирает для этого персону, у которой можно многому поучиться. Правда, для обоих из них эта «экскурсия» примет неожиданные обороты, когда смерть влюбится в дочь Билла… Если коротко, то речь в фильме пойдет вовсе не о смерти, как может показаться. А… о жизни. В эти несколько дней, отпущенные им обоим на Земле, вместится все, что может показать красоту и ценность жизни. В каждом мгновении для Билла и Джо (как назовут главного героя) поместится бесконечность. Когда есть знание, что времени тебе осталось совсем немного, проявляется истинное «я». В подобных обстоятельствах можно увидеть душу обнаженной, ведь ей нет больше смысла прятаться… помните вторую половину «Титаника», как по-разному вели себя люди? Реакция человека на весть о близком конце говорит о многом. Можно сломя голову броситься в путешествия, на аттракционы, концерты, заполнить дни встречами и выполнениями несбывшихся желаний… Можно отравить себе каждую оставшуюся минуту отчаянием в нежелании уходить. А можно… сделать как этот бизнесмен, проживший 65 лет так, что вокруг него любящие и преданные люди, яркие воспоминания и дело, которое останется после него. Билл просто продолжает жить так, как жил всегда. И он вряд ли осознает, что тем самым признал свою абсолютную состоятельность – каждый миг его жизни действительно имеет право быть последним. И это потрясает. Не только зрителя, но и Джо, очень чутко перенимающего эти принципы Билла Пэрриша. Наш герой не мчится стремглав в поисках приключений, он не складывает в папку впечатления с грифом «пройдено», нет, Джо просто наслаждается каждым вздохом… Возможностью пройтись пешком, стильностью костюма и галстука, вкусом любимой еды, возможностью быть рядом с дорогим человеком. Джо научится не просто жить, радоваться жизни, он научится понимать ее. Все вместится в этот коротенький срок, причем все самое настоящее, самое лучшее. … Что стоит знать о жизни. Если это наслаждение, то должна быть мера. Если это любовь, то… желание дать любимому человеку самое нужное ему, даже если ради этого придется отказаться от своих собственных нужд. Фильм о Джо Блэке – это феерическое признание жизни в любви. И оно становится еще ярче и чувственней оттого, что это еще и фильм о потере, смирении и умении отпускать самое дорогое. Наверное, я навсегда останусь благодарна Мартину Бресту за один неповторимый подарок – знание о таком актере – Брэде Питте. Это актер, который умеет играть три ипостаси одновременно. Характер, то есть что-то, что делает героя непохожим ни на кого другого, образ в целом – раз. Чувства в каждый конкретный момент, например любовь, гнев, восторг, презрение, — два! И субстанциальную идею, понятие, — три. В фильме Бреста это – Смерть. И он умеет это делать потрясающе по-разному. То, что Питт вытворяет в «Джо Блэке», надолго лишило меня покоя. Это не просто три разные роли (не буду говорить, какие, все увидите сами), сыгранные так, что спутать одну с другой невозможно. Это три роли, сыгранные в одном и том же костюме. И переход из одной в другую и обратно так прост и ярок, что диву даешься. Это чувства, бушующие внутри бездонных глаз, и если зритель сопереживает Джо, то уж точно в последнюю очередь благодаря его красоте. Второй подарок Бреста – это, конечно же, знакомство с музыкой Томаса Ньюмена. Она настолько сливается с кадром, идеей, картинкой, что эффект красоты утраивается. К тому же саундтрек Ньюмена прекрасно можно слушать вне контекста фильма. И Энтони Хопкинс – моя любимая его роль. А Клер Форлани – то, как любит она, так знакомо. И ни секунды не сомневаешься, что ее мог полюбить Джо, столько в ее героине исключительной и нетипичной женственности. Фильм получился элегантный, аристократичный и жизнеутверждающий. А смерть, шепчущая в первых кадрах слово «да», в последних заставляет зрителя сказать «да» ей. И никаких финальных поцелуев, рука в руке – лучше…

Мужество Перриша

Еще одним открытием для Джо становится поведение Перриша в последние часы жизни. На краю могилы, тот ни на секунду не думает о миллионах, которые оставляет в этом мире. Перриш вспоминает синий жакет своей жены в день знакомства, болеет сердцем за судьбу дочери, его беспокоит будущее компании — дела всей жизни. Он живет по-прежнему, не изменив привычного расписания. Только семейные ужины теперь становятся ежедневными. Вот с кем Биллу действительно жаль расставаться — с родными.

Своим примером он учит Джо наслаждаться простыми человеческими радостями — видеть в них главный смысл жизни. Такое поведение жертвы, которая даже после оглашения приговора, ведет себя мужественно и с достоинством, вызывает невольное уважение у Смерти. Только оно заставляет прислушаться к доводам отца, протестующего против решения Джо забрать Сьюзен с собой. Билл находит слова, чтобы предотвратить гибель дочери. Убеждает, что истинное чувство должно приносить благо любимой, даже в ущерб собственному.

Использовать свое могущество — это эгоизм, но не любовь. Смерть, прежде невозмутимую и холодную, как камень, начинают разрывать человеческие чувства — сомнения, горечь потери, гнев от правдивых речей Перриша, угрызения совести. Поступает она совсем по-человечески — жертвует своими интересами во имя счастья любимой. Да еще и помогает уйти Перришу в иной мир, сохранив еще одно его детище — компанию.

Знакомьтесь, Джо Блэк. Цитаты из фильма

— Мне интересно — пока ты здесь развлекаешься, кто делает твою работу? — Ты же не отдаешься целиком процедуре бритья? — То есть? — Ты о чем-то думаешь, строишь планы, принимаешь решения… Понимаешь мою мысль? Пока часть тебя занята одним, другая часть занята иным. Возможно, что она даже работает. Верно? — Верно. — Приятно, что ты понял. Поздравляю, Билл. А теперь возведи эту мысль в степень бесконечности и получишь представление, о чем я говорю.

— Ты нарушаешь все законы Вселенной! — Этой Вселенной. — Любой Вселенной!

Я живу по законам Периша: ищу капельку восторга, немного безумия, всё то, без чего жить нельзя.

Спокойней, Билл, а то твой преждевременный инфаркт испортит мне отпуск.

Люди, да что с вами такое? Приходишь, вы плачете, не приходишь — торопите…

— Захватывающее зрелище, не правда ли? — Да. — Что тут скажешь… Это жизнь.

Я хотел сказать, что люблю тебя. Сама того не зная, ты стала моей путеводной звездой. И эту любовь не отнимет никто. Прошу, пообещай мне, что не будешь обо мне горевать, что бы ни случилось, ведь жизнь так прекрасна. Я ни о чем не жалею, и ты не сожалей. Это самое главное!

Вопреки традиции, я скажу что загадал, задувая свечу… — Чтобы вам в жизни везло как мне. Чтобы однажды утром вы проснулись, и сказали: «Больше желать нечего».

Мне довелось видеть много разных предательств. И, признаюсь, меня всегда удивляло, как низко может пасть человек.

Готовить и сообщать новости — это честь и ответственность, а не источник прибыли.

— Я уже не одинок. Мне тут нравится! — Сейчас нравится. Ты будто поехал отдыхать на Таити. Солнце пока не жжёт кожу, а гладит. Ты много спишь и москиты не мешают. Но стоит только поселиться там и всё изменится. Так что иди в свой мир и наслаждайся воспоминаниями. Не делай глупостей. Почти все мы тут одиноки… Если очень повезёт мы уносим с собой в могилу только несколько счастливых моментов.

Ты берешь то, что нравится, а это не любовь! В лучшем случае — симпатия, влечение, может даже страсть. Любовь подразумевает другое: полное доверие, жертвенность, ответственность за свои поступки, умение прощать и признавать ошибки, и в итоге — жить во благо любимой. А теперь возведи эту мысль в степень бесконечности и получишь представление о чем я говорю…

— Что-то нет энтузиазма в голосе… — Может, ты не слышишь? — Я все слышу. Слышу, что в твоих словах нет ни капли волнения — ваш роман похож на флирт двух рыбок. А я хочу чтобы тебя захлестнула страсть, и ты летала, как на крыльях, пела и танцевала от восторга… Чтобы ты жила, как в забытьи, в забытьи от счастья… Знаю, звучит сентиментально.. но Любовь — одержимость человеком, в котором твоя жизнь. Найди мужчину, в которого влюбишься до беспамятства, и который полюбит тебя так же. Как его отыскать? — Главное слушайся сердца… Пока оно не колышется.., без любви жизнь теряет всякий смысл. Попробуй.. Не попробуешь — считай, что не жила.

— Браво! — Ты черствая… — Извини, ладно.. повтори еще раз, только покороче, пап. — Идет. Распахни свое сердце для чей то стрелы.

Cсылка оригинала: https://hypaatia.wordpress.com/2012/08/28/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%8C-%D0%B4%D0%B6%D0%BE-%D0%B1%D0%BB%D1%8D%D0%BA-%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0/

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.

print

Распечатать

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]